Таким образом, Грейнер выделяет следующие стадии роста организации:
ü креативность (+ кризис лидерства);
ü директивное руководство (+ кризис автономии);
ü делегирование (+ кризис контроля);
ü координация (+ кризис волокиты);
ü сотрудничество (+ кризис чего?).
Стадия 1. Креативность.
13 |
Характерные черты:
ü Происходит рождение организации.
ü На данной стадии все держится на энтузиазме, новых идеях.
ü Персонал набирается по семейному признаку.
ü Упор делается на реализацию творческого потенциала основателей.
ü Создаются новые продукты, рынки, большое внимание уделяется маркетингу.
ü Вся деятельность организации вращается вокруг разработки продукта.
ü В компании имеют место неформальные коммуникации,
ü Практически полностью отсутствует система контроля.
«Кризис лидерства». По мере увеличения размеров компании становится очевидной необходимость в человеке, способном вести за собой организацию в нужном направлении, осуществлять финансовый и другие виды контроля. Возникают серьезные управленческие проблемы, т. к. «постепенно беспорядок в компании достигает такой степени, что вся конструкция угрожает рухнуть, погребя под собой создателей». Начинается «кризис лидерства», знаменующий собой начало первой революции.
Решение. Единственный выход из сложившейся ситуации – нанять профессионального менеджера, способного наладить управленческие процессы и направить деятельность организации в нужное русло.
14 |
Если организация смогла справиться с кризисом лидерства, нанять профессионального менеджера и наладить управленческие процессы, она переходит на вторую стадию роста.
Характерные черты:
ü Налаживаются процедуры и правила, система планирования, вводится функциональная структура, появляется четкая система разделения труда, где каждый работник выполняет свою функцию.
ü Наемный персонал вырабатывает навык и культуру исполнительства, а управляющие – умение ставить задачи перед нижестоящими сотрудниками и технологично подходить к планированию бизнеса и принятию решений. «Эффективность компании резко повышается, она превращается в организацию-конвейер».
«Кризис автономии». Большая часть решений принимается менеджерами высшего звена. В данной ситуации менеджеры среднего и низового звеньев принимают на себя минимум ответственности, при этом последних сложившаяся ситуация не устраивает – они пытаются проявить инициативу, но наталкиваются на барьеры. В связи с тем, что компания достигает значительных размеров, оставаясь высокоцентрализованной, менеджерам среднего и низового звена трудно получать необходимую информацию, а все их предложения проходят через огромную иерархическую цепочку. Творческие, инициативные люди уходят из компании. Возникает «кризис автономии», приводящий компанию ко второй революции.
Решение. Решение, принимаемое большинством компаний, состоит в том, чтобы последовательно расширять делегирование полномочий.
16 |
15 |
Следующая стадия роста развертывается в результате успешного использования децентрализованной организационной структуры.
Характерные черты:
ü У менеджеров низового и среднего звена появляется возможность быстро реагировать на изменения во внешней среде.
ü Эффективность их работы повышается за счет новой системы мотивации.
ü Развивается внутреннее предпринимательство, организация переходит на управление по проектам.
ü Разрабатываются новые продукты, осваиваются рынки, открываются дочерние компании.
«Кризис контроля». Серьезная проблема неизбежно возникает по мере того, как высшие руководители понимают, что теряют контроль над высокодиверсифицированной деятельностью на местах. Автономные полевые менеджеры предпочитают управлять своими предприятиями без координации планов, денег, технологии и рабочей силы с остальной частью организации.
Следовательно, революция третьей стадии происходит тогда, когда высший менеджмент пытается восстановить контроль над компанией в целом. Некоторые высшие менеджеры предпринимают попытку возвращения к централизованному управлению, которая, как правило, терпит неудачу из-за огромного количества операций.
Решение. Те компании, которые двигаются вперед, находят новое решение проблемы в использовании специальных методов координации.
Стадия 4. Координация.
Характерные черты:
ü Контроль из центра осуществляется в основном в отношении ресурсов, распределения прибылей, хотя подразделения имеют высокую степень автономии.
ü Новые системы координации оказываются полезными для обеспечения роста путем более эффективного размещения ограниченных ресурсов компании и вынуждают полевых менеджеров думать не только об удовлетворении потребностей своих локальных подразделений.
ü Всеобщий контроль и координацию осуществляет штаб-квартира, и первое время это приносит свои результаты.
«Кризис волокиты». Однако в дальнейшем линейные менеджеры начинают искать возможности сокрытия недостатков, пытаются показать несуществующие достоинства и, в конце концов, между штаб-квартирой и линейным персоналом возникает недоверие. Начинаются межличностные конфликты, взаимные упреки и обвинения вместо попытки решить сложившиеся проблемы.
Решение. Успешно пройти этап четвертой революции можно, лишь разрешив межличностные конфликты. Необходима интеграция команды, а для этого всем членам организации прививаются общие ценности, ставятся цели, задачи, для достижения которых необходимо объединить усилия.
Стадия 5. Сотрудничество.
17 |
Характерные черты:
ü Особое значение придается большей спонтанности управленческих действий путем создания команд и умелого использования межличностных различий (тогда как на четвертой стадии организация управлялась в большей степени посредством формальных систем и процедур).
ü Социальный контроль и самодисциплина приходят на смену формальному контролю. Данный переход особенно труден как для специалистов, которые создавали старые системы, так и для линейных менеджеров, полагавшихся на формальные методы при решении проблем.
ü Штаб-квартира, ранее осуществлявшая контроль, начинает выполнять консультационную функцию.
ü Особое место отводится инновационной деятельности.
«Кризис чего?» В этом месте Грейнер задает вопрос: «Какой будет революция в ответ на данный этап эволюции?» Однако четкого ответа на данный вопрос автор не дает.
Возможно, кризис наступит из-за:
ü Усталости от командной работы.
ü Отсутствия внутренних решений, способных придать новый импульс организационному росту.
Решение. Преодолеть его, наверное, можно будет путем создания новых структур и программ, которые позволят работникам «периодически отдыхать, расслабляться и возвращать себя к жизни». Для преодоления данного кризиса необходимы решения внешнего характера, например, создание холдинговой структуры.
19 |
18 |
1-й. Выбирается стратегия.
2-й. Устанавливается структура.
3-й. Осуществляются децентрализация и делегирование полномочий.
4-й. Формируется координация деятельности.
5-й. Устанавливаются сотрудничество и интеграция.
Общие характеристики каждой стадии организационного роста.
Кроме того, границы каждой стадии являются достаточно размытыми, т.к.:
ü во-первых, отдельные подразделения могут вступать в новую стадию в разное время;
ü во-вторых, на каждой стадии в организации могут сохраняться черты, характерные для предыдущих стадий.
Данная модель, по словам Л. Грейнера, не является панацеей: «Темп роста, эффективный выход из революционных ситуаций и функционирование компании в рамках стадий роста по-прежнему зависят от основ хорошего управления: умелого лидерства, выигрышной стратегии, высокой мотивации сотрудников и глубокой заботы о клиентах».
1.3. Модель жизненного цикла организации И. Адизеса
20 |
В своих работах, посвященных этой модели, он использовал аналогии с человеческой жизнью для объяснения поведения организации на каждой стадии ее жизненного цикла. Адизес пишет: «Люди, продукты, рынки и даже целые общества имеют жизненные циклы – они рождаются, растут, стареют и умирают».
Отношение к изменениям:
ü Проблемы появляются в предсказуемой манере и имеют общие причины.
ü Проблемы являются проявлением дезинтеграции, вызванной изменением.
ü Роль лидера на любом уровне заключается в том, чтобы обеспечивать непрерывность изменений и в тоже время сохранять единство и целостность.
Жизненный цикл и природа проблем:
ü Каждая система имеет свой жизненный цикл.
ü Системы следуют предсказуемым моделям поведения.
ü На каждом этапе цикла системы обнаруживают определенные трудности или временные проблемы, с которыми они должны справиться.
Нормальные и аномальные проблемы:
ü Эффективный переход от старых моделей поведения к новым сопровождается нормальными проблемами.
ü Бесплодные попытки убрать препятствия изменениям приводит к аномальным проблемам.
23 |
22 |
21 |
Ухаживание
ü «Организация» - это идея.
ü Формирование преданности.
ü Принятие риска.
ü Планирует «Изменить рынок» или разработать «Рыночную нишу».
Младенчество
ü «Нам больше не нужны новые идеи, нам нужны результаты! Продажи!».
ü Активность, реагирование на все возможности.
ü Немного правил и процедур, отсутствие бюджетов.
ü Уязвимость, проблема быстро перерастает в кризис.
ü Ограниченное делегирование.
ü Авторитарное лидерство.
Давай-давай
ü Высокомерная организация.
ü Слишком много приоритетов.
ü Ориентация на продажи (предполагает, что больше продаж = больше прибыли).
ü Быстрый рост.
ü Организована вокруг людей, а не вокруг задач.
Юность
ü «Мы» или «Они», внутренние конфликты.
ü Несогласованность целей и системы стимулирования.
ü
26 |
25 |
24 |
ü Наличие процедур, но невыполнение их.
ü Делегирование, изменение лидерства, смещение целей.
ü Угроза предпринимательству со стороны администрирования.
Расцвет
ü «Оптимальный» отрезок.
ü Самоконтроль, предсказуемые результаты и гибкость.
ü Функциональная система и организационная структура.
ü Удовлетворенные покупатели.
ü Создает новые организации-младенцы.
ü Недостаточно подготовленных людей.
Стабильность
ü Все еще сильная позиция, но начало процесса старения.
ü Потеря гибкости, самодовольство.
ü Внутренний маркетинг равняется внешнему маркетингу.
ü Новые идеи принимаются, но без особого энтузиазма.
ü Передача власти от линейного персонала административному.
ü Полномочия расходятся с обязанностями.
ü Заниженные ожидания.
ü Фокус на прошлых достижениях.
Аристократия
ü Ударение как или кто, а не на что или почему.
ü «Не гони волну» – формальный стиль одежды, приверженность традициям, шикарные офисы.
ü Много свободных средств.
ü Покупает новые продукты, идеи или компании, отсутствие собственных инноваций.
ü Внимание на прошлых достижениях, а не на видении будущего.
ü С подозрением относятся к изменениям.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 269.