Экономические предпосылки возникновения и развития маркетинга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Переход экономики нашей страны к рыночным отношениям привел осознанию необходимости использования маркетинга как концепции управления хозяйственной деятельностью предприятия.

В настоящее время слово «маркетинг» все чаще звучит в дискуссиях хозяйственников, экономистов, деловых людей, которые занимаются предпринимательской деятельностью и ищут пути получения прибыли на основании наблюдения и прогнозирования рынка, спроса, разработки стратегии и тактики работы на рынке. На многих отечественных предприятиях сегодня созданы уже специальные службы маркетинга.

Маркетинг является научной дисциплиной, напрямую связанной с рынком. Для получения правильного представления о нем необходимо уяснить сущность категории «рынок» и элементов рынка. К последним следует отнести спрос, предложение, цену, емкость рынка, конъюнктуру и инфраструктуру рынка. Взаимодействие этих элементов обеспечивает удовлетворение конкретных потребностей общества, сбалансирование спроса и предложения, производства и потребления, как на микро-, так и макроуровне.

Все экономические субъекты можно разделить на 2 группы согласно выполняемых функций – покупателей и продавцов. К покупателям относятся потребители, которые приобретают товары и услуги. Это фирмы, покупающие труд, при помощи которых они производят товары и услуги. К продавцам относятся фирмы, предлагающие свои товары и услуги, трудящиеся, продающие свою рабочую силу и владельцы ресурсов, сдающие их в аренду или реализующие их. Большинство людей и фирм действуют одновременно и как покупатели, и продавцы, но для нас удобнее считать их покупателями, когда они приобретают что-то, и продавцами, когда он чем-нибудь торгуют.

Взаимодействуя, покупатели и продавцы образует рынок. Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена, т.е. рынком называют сферу обмена.

К слову «рынок» обычно добавляют какой-либо уточняющий термин. Если сфера обмена, интересующая нас, охватывают всю национальную территорию, получается «рынок страны»: - Казахстана, России, Турции. Мировой рынок-это совокупность национальных рынков государств, связи между которыми опосредованы международной торговлей, в том числе торговлей лицензиями и услугами, межнациональным перемещением капиталом и т.д. Если же рассматривать международный обмен электронной аппаратурой, мы получим рынок товара (например, аппаратуры), внутри которого выделить рынки видеомагнитофонов и т.д.

Понятие рынка того или иного товара чрезвычайно важно для фирмы: через этот термин определяется вся совокупность фирм, функционирующих в данной сфере обмена, а значит, можно выявить потенциальных и реальных конкурентов, что очень для анализа деятельности фирмы и планирования ее стратегии. Существует понятия «рынок продавца» и «рынок покупателя».

Рынок продавца. В условиях такого рынка спрос значительно превышает предложение, практически любой имеющийся товар, любые услуги находят на рынке немедленный сбыт, даже если они и не вполне отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ним покупатель: главное- их наличие. Главную роль играет количество товара, товарный ассортимент беден, масштабы производства невелики, конкуренция отсутствует, покупатель брать то, что выбросит на рынок производитель. Правила «игры» диктует продавец.

Рынок покупателя. На таком рынке покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, выпущенных разными производителями, оценивать их и выбирает тот, который соответствует его желаниям, доходом. Для рынка покупателя характерно превышение предложения над спросом. На таком рынке больше власти имеют покупатели.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 486.