Сущность и классификация маркетинговой информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «информация» в переводе с латинского означает «осведомлять, давать сведения», является формой общения, средством получения знаний о каком-либо явлении или процессе, о юридических и физических лицах. Сбор, обработка и анализ информации на предприятии осуществляются в целях обеспечения оценки и анализа рыночных процессов для принятия эффективных маркетинговых решений.

Обеспечение информационно-аналитического процесса маркетинга своевременной и достоверной информацией позволяет предприятию:

–  эффективно осуществлять маркетинговое управление на основе осмысления ретроспективы развития предприятия, оценки его настоящего и прогноза будущего;

– регулировать некоторые рыночные процессы маркетинговой среды функционирования предприятия на основе информации о самом этом процессе и факторах, влияющих на него;

 – уменьшить уровень неопределенности в процессе принятия маркетинговых решений, так как:

а) информация является важнейшей составляющей ресурсного потенциала предприятия, обеспечивающего его успешное функционирование и развитие;

б) управление предприятием есть процесс преобразования информации в действия. Информация – инструмент маркетинг-менеджмента (отец кибернетики Н. Винер);

в) информация не только основа для принятия оптимальных решений, но и ресурс, обеспечивающий стратегически важное преимущество перед конкурентами.

Информация – орудие конкурентной борьбы (американский маркетолог П. Тернер)

Чтобы добиться конкурентного преимущества, необходимо адаптировать все процессы сбора, обработки и передачи информации под определенные информационные потребности конкретных пользователей.

Пользователь маркетинговой информации – это субъект (физическое или юридическое лицо), которому предоставляется маркетинговая информация для использования или интерпретации.

Информационные потребности пользователя – это характер и состав показателей, степень детализации, форма представления, а также периодичность обновления информации, необходимой для эффективного управления маркетинговой деятельностью предприятия.

Маркетинговая информация – совокупность аккумулируемых с определенной целью цифр, фактов, сведений, слухов, оценок и других данных, необходимых для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности предприятия.

Рассмотрим составляющие маркетинговой информации:

цифры – форма отображения количественной информации;

факт – простейший вид: событие или условие, которое подлежит непосредственному наблюдению;

сведения – разновидность фактов, представленных в систематизированной, обобщенной форме;

слухи – неподтвержденные, непроверенные факты;

оценки – информация, базирующаяся на умозаключениях, подсчетах и статистических расчетах (форма оценки – прогноз, т.е. научное предвидение) (таблица 4.3)

Таблица 4.3 – Принципы маркетинговой информации

Краткая характеристика

1.

Актуальность
Предоставление в нужный момент времени необходимой информации по отношению к решаемой проблеме (соответствие времени решения проблемы) и ее своевременность (насущность). Следует максимально минимизировать разрыв времени между моментами получения информации и ее использования, исключение представляет ретроспективное изучение состояния объекта или процесса

2.

Достоверность
Достоверность Адекватность информации должна обеспечиваться соблюдением научных принципов сбора и обработки данных, которые будут правдиво, без искажений отражать состояние исследуемого объекта или процесса

3.

Релевантность
Информация должна соответствовать решаемой проблеме, поставленным целям и задачам

4.

Полнота отображения
Содержание информации должно обеспечивать как необходимые, так и достаточные условия для принятия решения. Этот принцип требует соблюдения следующих условий, исключающих: – фрагментарность информации для обеспечения необходимой ее полноты (своеобразный «минимум»); – избыточных данных, затрудняющих принятие решений вследствие большого их объема (своеобразный «максимум»). Принцип полноты информации формируется на основе принципов маркетинговых исследований – системности и комплексности

5.

Сопоставимость
Сопоставимость Информация должна обладать возможностью сравнения данных за счет единства предмета исследования, круга включенных показателей, методологии проведения исследования и методик измерения характеристик

6.

Доступность для восприятия
Информация должна быть понятной пользователю, иметь наглядный и приемлемый для восприятия вид, представлена на удобном носителе

7.

Экономичность
Затраты на получение и обработку информации не должны превышать получаемый от ее использования результат

8.

Удобство использования информации
Информация должна быть адресной (целенаправленной) и адаптированной для конкретного пользователя; обладать наглядностью представления, возможностью быстрой передачи, многократного использования (тиражируемость) и неограниченного хранения во времени, пригодностью для принятия различных управленческих маркетинговых решений

Маркетинговая информация классифицируется по различным признакам (таблица 4.4).

Таблица 4.4 – Классификация маркетинговой информации

Виды информации и их краткая характеристика

1

По стадиям образования (переработки) информации

1.1

Необработанная – регистрируется в месте ее возникновения

 

Обработанная – переработана и проанализирована в ракурсе заявленных целей

промежуточная
итоговая
2

По форме планирования маркетинга

2.1

Оперативная (разновидность – сигнальная информация краткосрочного прогноза) – срочная информация, используемая в тактическом планировании

2.2

Стратегическая (средне-, долгосрочный прогноз) – глубина информации охватывает длительный период, применяется в стратегическом планировании

3.

По соответствию целям исследования

3.1

Первичная – собирается впервые в соответствии с поставленными целями исследования

3.2

Вторичная – информация, которая уже существует, собранная для каких

4.

По месту сбора информации

4.1

Внутренняя – информация создается самим объектом исследования

4.2

Внешняя – информация поступает от внешних источников, находящихся за пределами объекта исследования

5.

По функциональному назначению

5.1

Плановая – информация о состоянии объекта, которое должно быть достигнуто

5.2

Учетная – информация, характеризующая уже свершившиеся процессы

5.3

Нормативная – включает различные нормы и нормативные акты

5.4

Справочная – вспомогательные, служебные цепи (справочники, регистры, бюллетени, учебная литература)

5.5

Директивная

5.6

Аналитическая – включает выявление и моделирование закономерностей, тенденций, взаимосвязей

6.

По периодичности поступления

6.1

Дискретная – собирается с определенными промежутками во времени

долгосрочная – больше года
текущая – от 1 месяца до года
оперативная – от 1 часа до 1 месяца
6.2

Эпизодическая – поступает единовременно (например, результаты маркетинговых исследований)

Непрерывная (мониторинговая) – информация, получаемая в соответствии с ритмом 93 работы изучаемого объекта

7.

По стабильности информации

7.1

Переменная – характеризуется случайностью возникновения или частой сменяемостью своих сведений

7.2

Условно-постоянная – сохраняет свое значение в течение некоторого периода времени и может быть использована неоднократно

7.3

Постоянная – сохраняет свое значение в течение длительного периода времени

8.

По виду охватываемого периода

8.1

Ретроспективная – характеризует состояние объекта за прошедший, как правило, длительный период

8.2

Текущая – характеризует состояние объекта на современный момент с охватом анализируемого периода не более года

8.3

Прогнозная – характеризует состояние объекта на последующий (будущий) период времени

9.

По степени охвата исследуемого объекта

9.1

Общая – характеризует полностью весь объект исследования

9.2

Локальная – характеризует часть исследуемого объекта

10.

По характеру используемых измерителей

10.1

Количественная – характеристика объекта выражена в числовом выражении

10.2

Качественная – характеристика объекта представлена в виде описания

11.

По способу восприятия информации

11.1 Звуковая

11.2

Визуальная

– текстовая 
– графическая
11.3

Информация, получаемая с помощью осязания

11.2

Информация, получаемая с помощью обоняния

12.

По форме представления информации

12.1

Фонетическая (аудиозаписи, грампластинки и т.д.)

12.2

Письменная

– рукописная
– печатная
– электронная
12.3

Иконографическая (кино- видеозаписи, произведения изобразительного искусства)

13.

По регламенту предоставления информации

13.1

Предоставляемая в указанный срок

13.2

Предоставляемая по запросу

 

Рекомендуемая литература

Основная литература [7-11, 15-17]

Дополнительная литература [23, 26-27]

Контрольные задания СРС (тема 4) [7-11, 12]:

 

1. Раскройте содержание и значение маркетинговых исследований.

2. Каким образом классифицируются маркетинговые исследования?

3. Опишите принципы маркетинговых исследований.

4. Опишите основные направления маркетинговых исследований.

5. Раскройте систему показателей, используемых для проведения маркетинговых исследований.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 456.