Структурные элементы стандарта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стандарт содержит следующие структурные элементы

· титульный лист (оформленный в соответствии с ГОСТ);

· предисловие;

· содержание (включает порядковые номера и наименование разделов, приложений, графического материала);

· введение (приводят при необходимости обоснования причин разработки стандарта);

· наименование, которое должно быть кратким, точно характеризовать объект стандартизации и обеспечивать правильную классификацию стандарта для включения его в информационные указатели стандартов;

· область применения – приводят для определения области его назначения (распространения)и, при необходимости уточнения объекта стандартизации.

При уточнении объекта стандартизации применяют следующую формулировку:

«Настоящий стандарт распространяется на …».

При уточнении содержания стандарта применяют следующую формулировку:

«Настоящий стандарт устанавливает …».

При уточнении области применения применяют следующую формулировку:

«Настоящий стандарт применяется …».

· нормативные ссылки – содержит перечень стандартов, на которые в тексте стандарта даны ссылки;

· определения – структурный элемент содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в стандарте ( перечень определений начинают со слов: «В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями»;

· обозначения и сокращения – содержит перечень обозначений и сокращений, применяемых в данном стандарте;

· требования – устанавливаются к объектам стандартизации в основополагающих стандартах, стандартах на продукцию, работу (процессы) и услуги, стандартах на методы контроля;

· приложения – могут быть: графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов, программ задач и т.д.:

· библиографические данные – государственного стандарта РФ содержат: обозначение УДК, код классификатора стандартов ОКС, КГС, ОКСТУ, ключевые слова.

 

Требования к изложению стандарта

    В зависимости от особенности содержания стандарта требования излагают в виде текста, таблиц, графического материала (рисунков, схем, диаграмм) или их сочетания.

    Текст стандарта должен быть по возможности прост, не допускать различных толкований, логически последовательным, необходимым и достаточным для применения стандарта в соответствии с его областью применения.

    Текст стандарта следует делить на разделы, разделы - на пункты или на подразделы и пункты, на подпункты. Разделы и подразделы должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают их содержание.

 

20.2 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов

    Надзор за соблюдением требований, указанных в стандартах, производится с помощью государственного надзора. Надзор за внедрением и соблюдением стандартов осуществляет Госстандарт России, его территориальные, областные органы, а также городские лаборатории государственного надзора и соответствующие научно-исследовательские институты или организации в соответствии с их компетенцией от имени государства во всех отраслях народного хозяйства, на всей территории РФ.

 

 

СЕРТИФИКАЦИИ.

 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

Идея и общий смысл сертификации известны с самых давних пор.

Уже в средние века, в каждом цехе строго следили за тем, чтобы товары изготовлялись требуемого качества и не портили репутации цеха. Цехи имели свои правила, устанавливающие определенные размеры и качество изделий. Так, в одном из европейских цеховых документов, относящихся к 1298 г., был установлен следующий тип шерстяной ткани: «Сырая шерстяная ткань должна иметь длину 45 локтей, в ширину 3,5 локтя и весить 42 фунта». Этот документ показывает что уже тогда строго следили за соблюдением качества. Ведь вес ткани определенного размера показывает количество вложенной в нее шерсти, а это, в свою очередь определяет ее плотность и толщину.

В цехах работали обычно специальные браковщики, которые тщательно проверяли изготовляемую продукцию и ставили особые знаки - клейма, подтверждающие соответствие изделий, установленным требованиям.

О том, какое значение Петр I придавал качеству изготовляемого оружия свидетельствует следующий его указ:

«Повелеваю хозяина Тульской оружейной фабрики Корнилу Белоглаза бить кнутом и сослать в работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску государеву продавать негодные пищали и фузеи.

Старшину (олдермена) Фрола Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья.

Приказываю ружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей. Пусть дьяки и подъячие смотрят, как олдермен клейма ставит, буде сомнение возьмет, самим проверять и смотром и стрельбою.»

В глубокой древности клеймо мастера на продукции являлось свидетельством ее высокого качества. Например, в г. Туле славились топоры с клеймом «сделал Вася». Известно знаменитое клеймо на чугуне с Демидовских заводов, так называемое клеймо «черный соболь». Можно вспомнить «Левшу», когда атаман Платов обнаружил на отличном пистолете клеймо «Иван Москвин в г. Туле».

В роли свидетельства о высоком качестве товара могло служить и заверение продавца.

Различные государства мира осуществляют взаимную торговлю. Даже в наше сумбурное время мы знаем, на основании общественного мнения, что мануфактура из Китая низкого качества, а авторучки «PARCER» очень высокого. И такие примеры можно приводить бесконечно.

Каждая страна заинтересована в удостоверении качества своих товаров путем их сертификации в соответствующих органах на своей территории и заботится о том, чтобы ее сертификаты признавались другими странами. Встает вопрос о взаимном признании сертификатов и международном арбитраже.

Сертификат защищает интересы потребителя товаров, государственные интересы той или иной страны, например путем отчуждения товаров, которые могут составить конкуренцию своим товаропроизводителям.

Страны так называемого дальнего зарубежья используют систему сертификации для защиты своих рынков от конкуренции товаров стран СНГ. И эта политика глубоко продумана.

Некоторые примеры:

· Шампанское в США производства Франции стоит 25 - 30 долларов. Украинское стоит 5 долларов, так как сертификата не имеет, хотя его качество не хуже.

· НПО «Сплав» и завод «Штамп» в г. Туле, опасаясь непризнания Российского сертификата на газовые плиты и баллоны для огнетушителей идут на затраты и получают сертификат в Германии, где ожидают сбыт товара.

· В свое время итальянская фирма построила в г. Запорожье завод по производству труб для бурения скважин и по невнимательности заказчика не выдала сертификат качества, а сейчас по этой причине запретила продавать эти трубы в Италии и во всей Западной Европе.

В Тульском промышленном регионе качество продукции традиционно обеспечивалось службами технического контроля и отделами стандартизации и управления качеством. Эти структуры были заранее обречены на неудачу. Дело в том, что они занимали наблюдательно - фиксирующую позицию по своему статусу, т.е. выполняли технический контроль деталей по ходу техпроцессов, следили (и не больше) за оформлением чертежей и другой технической документации.

По уровню подготовки кадры этих структур были значительно ниже требуемого уровня.

Когда в 1985 году были организованы «знаменитые» органы государственной приемки, их штаты в основном были заняты «номенклатурой» и другими «своими людьми», которые фактически были дополнительной обузой для производства и в смысле качества принципиально ничего не могли решить.

Наилучшие результаты по качеству обеспечивали в оборонном производстве так называемые органы военных представителей.

Эти службы, не вникая в процесс проектирования военной продукции, очень жестко отсекали производственный брак, чем несомненно поддерживали надлежащий уровень качества, но эти же структуры, в силу своей косности фактически препятствовали усовершенствованию серийных образцов. Путь внесения технических изменений был очень сложен и длителен и многие конструкторы и технологи предпочитали не заниматься этим не благодарным делом.

Тот факт, что в странах СНГ, особенно в области военной продукции, выпускаются очень качественные изделия можно целиком отнести к реализации следующих факторов:

· предельно простых по своей технической идее разработок (т.е. реализован принцип - гениальное все просто); академик А.Н. Крылов говорил своим студентам: «Бог сделал все нужное предельно простым и все ненужное необыкновенно сложным». Он же говорил, что когда разработчик не осознал свою цель, его расчетные методики необыкновенно сложны; когда он все осознал - остается несколько простых формул. Ему же принадлежат слова: «вычисления выполняемые с точностью, превышающей необходимую, указывают на некомпетентность лица, выполняющего расчеты»;

· замкнутостью военных предприятий (они фактически организовали «свою» промышленность);

· чрезмерно завышенными расходами и исключением из производства понятия рентабельности.

 

Международные органы стандартизации в период с 1920 по 1980 г.г. закончили разработку системы обеспечения качества в виде международного стандарта ИСО 9000, включающего совокупность служб, оборудования и документации, обеспечивающих решение задачи качества выпускаемой продукции.

Система обеспечения качества в своем развитии прошла следующие этапы:

1920 г. - осмотр, контроль при поступлении материалов, промежуточный и окончательный контроль.

1930 г. - осмотр, технико-статистические методы, контроль производственных процессов.

1950 г. - улучшение качества изготовления и управление им (осмотр с контролем средств проверки, контроль производственных процессов, определение причины и последствия, технико-статистические методы, планирование проверок).

1970 г. - интегрированный контроль качества (обеспечение качества при изготовлении, обеспечение качества в опытно-конструкторской сфере). Улучшение качества опытно-конструкторских работ и управление им.(Планирование качества опытно-конструкторских работ, оценка качества чертежей, анализ испытаний, анализ дефектов и рекламаций заказчиков).

С 1980 г. - обеспечение качества как стратегия работы предприятия.

 

21.1 Сертификация. Основные понятия, термины и определения

Определение понятия «сертификация» впервые было разработано специальным Комитетом Совета Международной организации по стандартизации (ИСО) по вопросам сертификации (СЕРТИКО) и включено в Руководство № 2 ИСО (1982 г.) «Общие термины и их определения в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий». В соответствии с этим руководством «Сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам или другому нормативно-техническому документу».

В системе сертификации России термины и их определения соответствуют Закону РФ «О защите прав потребителей», а также Руководству ИСО/МЭК 2, стандарту ИСО 8402.

В настоящее время под сертификацией соответствия понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

    Заявление о соответствии определено как заявление поставщика под его полную ответственность вне рамок сертифицированной системы, что продукция, техпроцесс или услуга соответствует определенному стандарту или другому нормативному документу. Этот термин заменил термин «самосертификация». Заявление о соответствии не предусматривает никакой юридической, административной или экономической ответственности поставщика за исключением случаев, когда в законодательствах страны предусматриваются положения, обязывающие поставщиков указывать достоверную информацию о выпускаемой продукции.

    Аттестация соответствия - есть заявление испытательной лаборатории третьей стороны, что определенный образец находится в соответствии с определенными стандартами или другими документами, устанавливающими требования к продукции. Аттестация соответствия не оценивает соответствие серийно выпускаемой продукции требованиям стандартов, а лишь относится к представленному для испытаний образцу.

    Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

Третья сторона - лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Система сертификации - система, располагающая собственными правилами процедур для проведения сертификации соответствия.

Система сертификации однородной продукции (процессов, услуг) - система сертификации, относящаяся к определенной продукции, процессам или услугам, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты и та же самая процедура.

Орган по сертификации - орган, проводящий сертификацию соответствия.

Сертификат соответствия - документ, выдаваемый в соответствии с правилами сертификации органом по сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Знак соответствия - защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Аккредитация - официальное признание правомочий осуществлять какую-либо деятельность в области сертификации.

Аттестация производства - официальное подтверждение органом по сертификации или другим уполномоченным органом наличия необходимых и достаточных условий производства данной продукции, обеспечивающих стабильность требований к ней, заданных в нормативных документах и контролируемых при сертификации.

Инспекционный контроль - контроль за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, а также за сертифицируемой продукцией, состоянием ее производства.

Заявитель - предприятие, организации, граждане, обратившиеся в орган по сертификации с заявкой на проведение сертификации конкретного типа продукции.

Эксперт - аудитор - лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Схема сертификации - состав и последовательность действий третьей стороны при проведении сертификации соответствия.

Обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта

Добровольная сертификация - сертификация, проводимая на добровольной основе по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции.

Деятельность по сертификации в РФ законодательно регулируется и обеспечивается:

· законами «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей»;

· подзаконными актами;

· указами Президента и нормативными актами Правительства РФ.

    Структура законодательной и нормативной базы сертификации представлена на схеме:

 

Законы РФ

Подзаконные акты

           

Указы президента и Правительства

Постановления Госстандарта РФ

Нормативные акты министерств и ведомств

Дата: 2018-11-18, просмотров: 800.