Для усиления роли стандартизации в научно-техническом прогрессе, повышения качества продукции и экономичности ее производства разработана Государственная система стандартизации (ГСС) – представляет совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.
Т.о. государственная система стандартизации Российской Федерации есть комплекс взаимоувязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, структуру органов и служб стандартизации, их права и обязанности, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех отраслях народного хозяйства РФ, порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации, а также контроля за их внедрением и соблюдением.
ГСС определяет организационные, методические и практические основы стандартизации во всех звеньях промышленности, науки, производства.
Основополагающими стандартами в комплексе государственных стандартов ГСС являются: ГОСТ Р 1.0-92 «ГСС РФ Основные положения»; ГОСТ Р 1.2-92 «ГСС РФ Порядок разработки государственных стандартов»; ГОСТ Р 1.4-93 «ГСС РФ Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических инженерных обществ и других общественных организаций»; ГОСТ Р 1.5-92 «ГСС РФ Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».
С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» началось реформирование ГСС, в котором можно выделить три этапа:
1 этап – начальный до 2002 года, состояние ГСС, функционирующей с 1992 г.
2 этап – переходный 2003-2010 гг. – преобразование ГСС в национальную систему стандартизации НСС с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный.
3 этап – окончание формирования национальной системы стандартизации – системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения.
1. Начальный этап. ГСС РФ начала формироваться в 1992 году, в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Этот фонд представлял систему из четырех уровней:
1) 1-ый уровень - техническое законодательство – основой являлся закон «О стандартизации»;
2) Нормативные документы 2-го уровня представлены – ГОСТ Р; межгосударственными стандартами; ГОСТ бывшего СССР; правила, нормы, рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы. По состоянию на 1.01.03 федеральный фонд составил более 23 тыс. государственных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р).
3) Нормативные документы 3-го уровня представлены стандартами, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства – отраслевые стандарты ОСТ, или сферой деятельности – стандарты научно-технических и инженерных обществ СТО. Категория ОСТ введена в 1960-е годы, и поэтому их фонд является достаточно обширным – около 32 тыс. Категория СТО впервые введена в 1992 году. Общие требования к ОСТ и СТО установлены ГОСТ Р 1.4-93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных и других общественных объединений. Общие положения».
4) Нормативные документы 4-го уровня были представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятий СТП, техническими условиями ТУ.
2. Переходный период. Госстандарт России выполняя функции национального органа по стандартизации принял 27.07.03 постановление № 63 о «Национальных стандартах РФ», в соответствии с которым:
- с 1 июля – дня вступления в силу ФЗ «ТР» признаны национальными действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные до 1 июля 2003 г. для применения в РФ,
- впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.
В новом ФЗ не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли. Это связано с двумя причинами: ликвидацией большинства отраслевых министерств и отсутствием этой категории документов в зарубежной практике. ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандарты ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей, общественных организаций. Учитывая численность фонда ОСТов, указанное преобразование займет продолжительный период и на 20м этапе не потеряет практического значения.
3. Заключительный этап. К 2010 году действующая национальная система окончательно приобретает форму и содержание, соответствующее идее, заложенной в ее организацию и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией. В связи с окончанием формирования фонда ТР, запланированных на переходный период, национальные стандарты будут содержать только рекомендуемые требования.
Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в статьях 11-17 ФЗ «О ТР». В частности, она проявляется в регламентации целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.
Установление двух категорий стандартов – «национальных стандартов» и «стандартов организаций» - определит существование двух систем исходя из сферы деятельности: национальной системы, действующей в общероссийском масштабе и включающей: национальные стандарты, правила, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы; и локальной – действующей в рамках организации и базирующейся на стандартах организаций.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 540.