Пояснительная записка
К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления - образы предметов, их свойств, отношений.
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.
Основная цель рабочей программы - формировать элементарные математические представления у детей 3-4 лет, прививать интерес к математике, развивать математические способности.
Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:
Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.
Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основ математического развития. Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании.
Воспитательные: умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности.
Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии.
Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы:
• умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.);
могут составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
• умеют находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
• правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;
• различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
• понимают смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, над -под, верхняя - нижняя (полоска);
• понимают смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь».
Педагогический мониторинг
1.Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
2. Умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов "больше", "меньше", "столько же".
3. Различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы.
4. Понимает смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, над - под; понятия времени суток: утро - вечер - день – ночь.
5. Называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал).
6. Ориентируется в помещениях детского сада и на участке.
Календарно – тематическое планирование
месяц | неделя | дата | задачи | источник |
Сен тябрь | 3 4 | Занятие 1 • Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур. Занятие 2 • Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький. | И.А.Помораева, Стр.11 Стр.12 | |
Ок тябрь | 1 2 3 4 | Занятие 1 • Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало. Занятие 2 • Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного. Занятие 3 • Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. • Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем. Занятие 4 • Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного. • Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький. | И.А.Помораева, Стр.12 Стр.13 Стр.14 Стр.15 | |
Но ябрь | 1 2 3 4 | Занятие 1 • Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. • Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Занятие 2 • Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. • Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. Занятие 3 • Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. • Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат. Занятие 4 • Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. • Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. | И.А.Помораева, Стр.16 Стр. 17 Стр.18 Стр.19 | |
Де кабрь | 1 2 3 4 | Занятие 1 • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине. • Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке. Занятие 2 • Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. • Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. Занятие 3 • Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну. • Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки. Занятие 4 • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько. • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче. | И.А.Помораева, Стр.19 Стр.20 Стр.21 Стр.22 | |
Ян варь | 1 2 3 4 | Занятие 1 • Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже. • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. Занятие 2 • Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже. • Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. • Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Занятие 3 • Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. • Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. • Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине. Занятие 4 • Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. • Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом. | И.А.Помораева, Стр.23 Стр.24 Стр.26 Стр.27 | |
Фев раль | 1 2 3 4 | Занятие 1 • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. • Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). • Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу. Занятие 2 • Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже. • Упражнять в определении пространственных направлений от себя. • Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько. Занятие 3 • Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже. • Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько. Занятие 4 • Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько. • Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже. | И.А.Помораева, Стр.28 Стр.29 Стр.30 Стр. 31 | |
март | 1 2 3 4 | Занятие 1 • Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну. • Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник. Занятие 2 • Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше – меньше. • Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Занятие 3 • Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше. • Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь. Занятие 4 • Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. • Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). • Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. | И.А.Помораева, Стр.32 Стр.34 Стр.34 Стр.35 | |
Ап рел | 1 2 3 4 | Занятие 1 • Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). • Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Занятие 2 • Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). • Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький. • Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа. Занятие 3 • Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много. • Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа. • Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Занятие 4 • Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. • Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер. | И.А.Помораева, Стр.37 Стр.38 Стр.39 Стр.40 | |
май | 1 2 3-4 | Занятие 1 • Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше. • Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. • Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д. Занятие 2 • Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб. Занятия 3–4 Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы. | И.А.Помораева, Стр.41 Стр.41 Стр.41 |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта. Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.
Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).
Приобщение к социокультурным ценностям
Задачи:
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями
и назначением. Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.
Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы. Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека
(посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки.
Педагогический мониторинг
1. Называет свой город (поселок).
2. Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.
3. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
4. Проявляет бережное отношение к природе.
Календарно-тематическое планирование
месяц | неделя | дата | Тема | задачи | источник |
сентябрь | 1 2 3 | Занятие 1 «Транспорт» Занятие 2 «Мой родной город» Занятие з «Папа , мама , я- семья» | Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.) Учить детей называть родной город . Дать элементарные представления о родном городе . Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу . Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени. | О.В..Дыбина стр.19 стр.38 стр.21 | |
Ок- тябрь | 1 2 3 | Занятие 1 «Одежда» Занятие 2 «Чудесный мешочек» Занятие 3 «Кто в домике живет?» | Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения. | О.В.Дыбинастр.23 стр.24 стр.25 | |
Но- ябрь | 1 2 3 | Занятие 1 «Помогите Незнайке» Занятие 2 «Теремок» . Занятие 3 «Варвара-краса, длинная коса» | Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме. | О.В.Дыбина стр.26 стр.27 стр.28 | |
Де- кабрь | 1 2 3 | Занятие 1 «Найди предметы рукотворного мира» Занятие 2 «Хорошо у нас в детском саду» Занятие 3 «Деревянный брусочек» | Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира. Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения. Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева. | О.В.Дыбина стр.29 стр.30 стр.34 | |
Ян-варь | 1 2 3 | Занятие 1 «Приключение в комнате» Занятие 2 «Радио» Занятие 3 «Наш зайчонок заболел» | Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому. Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов. Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке, мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники- она доктор и медсестра в своем доме. Формировать уважение к маме. | О.В..Дыбина стр34 стр.36 стр.32 | |
Фев-раль | 1 2 3 | Занятие 1 «Мебель» Занятие 2 «Смешной рисунок» Занятие 3 «Как мы с Фунтиком возили песок» | Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности. Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе. | О.В..Дыбина стр.20 стр.37 стр.41 | |
март | 1 2 3 | Занятие 1 «Золотая мама» Занятие 2 «Подарки для медвежонка» Занятие 3 «Что мы делаем в детском саду» | Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности. Закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей различать материалы, производить с ними разнообразные действия. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей, учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду. | О.В..Дыбина стр.40 стр.48 стр.42 | |
Ап-рель | 1 2 3 | Занятие 1 «Тарелочка из глины» Занятие 2 «Няня моет посуду» Занятие 3 «Что лучше: бумага или ткань?» | Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду. Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предмета. | О.В..Дыбина стр.44 стр.45 стр.46 | |
май | 1 2 3 | Занятие 1 «Подарок для крокодила Гены» Занятие 2 «Опиши предмет» Занятие 3 «Отгадай предмет» | Познакомить детей с трудом повара, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между предметами. Упражнять детей в названии основных признаков предметов(цвет, форма, величина, строение, способ использования). | О.В..Дыбина стр.49 стр.50 стр.52 |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 251.