ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пояснительная записка

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изу­чение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориен­тирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формиру­ются представления - образы предметов, их свойств, отношений.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элемен­тарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.

Основная цель рабочей программы - формировать элементарные математические представления у детей 3-4 лет, прививать интерес к математике, развивать математические способности.

Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:

Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.

Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основ математического развития. Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании.

Воспитательные: умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических за­дач, воспитание аккуратности и самостоятельности.

Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии.

Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы:

• умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все боль­шие, все круглые предметы и т. д.);

могут составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;

• умеют находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;

• правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;

• различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;

• понимают смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, над -под, верхняя - нижняя (полоска);

• понимают смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь».

Педагогический мониторинг

1.Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

2. Умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов "больше", "меньше", "столько же".

3. Различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы.

4. Понимает смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, над - под; понятия времени суток: утро - вечер - день – ночь.

5. Называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал).

6. Ориентируется в помещениях детского сада и на участке.

 

Календарно – тематическое планирование

 

месяц неделя дата задачи источник
Сен тябрь 3 4 Занятие 1 • Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.   Занятие 2 • Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.   И.А.Помораева, Стр.11   Стр.12
    Ок тябрь 1 2 3 4 Занятие 1 • Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.   Занятие 2 • Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.   Занятие 3 • Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. • Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.   Занятие 4 • Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного. • Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький. И.А.Помораева, Стр.12     Стр.13              Стр.14   Стр.15
Но ябрь 1 2 3 4 Занятие 1 • Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. • Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.   Занятие 2 • Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. • Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. Занятие 3 • Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. • Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.   Занятие 4 • Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. • Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. И.А.Помораева, Стр.16          Стр. 17            Стр.18              Стр.19
Де кабрь 1   2 3 4 Занятие 1 • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине. • Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке. Занятие 2 • Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. • Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.   Занятие 3 • Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну. • Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки. Занятие 4 • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько. • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче. И.А.Помораева, Стр.19   Стр.20   Стр.21   Стр.22  
Ян варь 1 2 3 4 Занятие 1 • Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже. • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. Занятие 2 • Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже. • Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. • Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Занятие 3 • Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. • Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. • Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине. Занятие 4 • Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. • Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.   И.А.Помораева, Стр.23     Стр.24   Стр.26     Стр.27  
Фев раль 1 2 3 4 Занятие 1 • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. • Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). • Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу. Занятие 2 • Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже. • Упражнять в определении пространственных направлений от себя. • Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.   Занятие 3 • Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже. • Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько. Занятие 4 • Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько. • Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.   И.А.Помораева, Стр.28   Стр.29     Стр.30     Стр. 31    
март 1 2 3 4 Занятие 1 • Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну. • Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.   Занятие 2 • Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше – меньше. • Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.   Занятие 3 • Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше. • Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь. Занятие 4 • Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. • Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). • Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. И.А.Помораева, Стр.32           Стр.34     Стр.34   Стр.35
Ап рел 1 2 3 4 Занятие 1 • Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). • Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Занятие 2 • Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). • Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький. • Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа. Занятие 3 • Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много. • Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа. • Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Занятие 4 • Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. • Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер. И.А.Помораева, Стр.37     Стр.38     Стр.39            Стр.40    
май 1 2 3-4 Занятие 1 • Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше. • Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. • Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д. Занятие 2 • Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.   Занятия 3–4 Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.   И.А.Помораева, Стр.41         Стр.41              Стр.41

 

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта. Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.

Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

Приобщение к социокультурным ценностям

Задачи:

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями

и назначением. Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.

Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы. Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека

(посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки.

Педагогический мониторинг

1. Называет свой город (поселок).

2. Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.

3. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

4. Проявляет бережное отношение к природе.

Календарно-тематическое планирование

месяц неделя дата Тема      задачи источник
сентябрь 1 2 3 Занятие 1 «Транспорт»   Занятие 2 «Мой родной город»     Занятие з «Папа , мама , я- семья» Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.)   Учить детей называть родной город . Дать элементарные представления о родном городе . Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу . Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени. О.В..Дыбина стр.19     стр.38     стр.21
Ок- тябрь 1 2 3 Занятие 1 «Одежда»     Занятие 2 «Чудесный мешочек» Занятие 3 «Кто в домике живет?» Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам.   Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой   Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения. О.В.Дыбинастр.23     стр.24   стр.25
Но- ябрь 1 2 3 Занятие 1 «Помогите Незнайке» Занятие 2 «Теремок» . Занятие 3 «Варвара-краса, длинная коса» Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.   Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности   Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме. О.В.Дыбина стр.26     стр.27     стр.28
Де- кабрь 1 2 3 Занятие 1 «Найди предметы рукотворного мира» Занятие 2 «Хорошо у нас в детском саду»     Занятие 3 «Деревянный брусочек» Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира.     Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.   Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева. О.В.Дыбина стр.29     стр.30   стр.34  
Ян-варь 1 2 3 Занятие 1 «Приключение в комнате»   Занятие 2  «Радио»     Занятие 3 «Наш зайчонок заболел» Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому.   Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов. Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке, мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники- она доктор и медсестра в своем доме. Формировать уважение к маме. О.В..Дыбина стр34    стр.36       стр.32
Фев-раль 1 2 3 Занятие 1 «Мебель»     Занятие 2  «Смешной рисунок»   Занятие 3 «Как мы с Фунтиком возили песок» Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.     Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе. О.В..Дыбина  стр.20                 стр.37     стр.41
март 1 2 3 Занятие 1 «Золотая мама» Занятие 2 «Подарки для медвежонка» Занятие 3  «Что мы делаем в детском саду» Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности.   Закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей различать материалы, производить с ними разнообразные действия.   Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей, учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду. О.В..Дыбина   стр.40      стр.48   стр.42
Ап-рель 1 2 3 Занятие 1 «Тарелочка из глины» Занятие 2 «Няня моет посуду» Занятие 3 «Что лучше: бумага или ткань?» Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности.     Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду. Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предмета. О.В..Дыбина стр.44     стр.45   стр.46
май 1 2   3 Занятие 1 «Подарок для крокодила Гены» Занятие 2 «Опиши предмет»   Занятие 3 «Отгадай предмет» Познакомить детей с трудом повара, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между предметами.   Упражнять детей в названии основных признаков предметов(цвет, форма, величина, строение, способ использования). О.В..Дыбина стр.49   стр.50     стр.52

Дата: 2018-11-18, просмотров: 225.