Вторая младшая группа, 2015/2016 учебный год
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

совместной деятельности педагога с детьми 2-3лет,                        IIмладшая группа

Составлена на основе примерной программы                                            «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой

 

Воспитатели:

Ковальчук Наталья Григорьевна

                                                                         Степкина Надежда Михайловна

 

Г.

I. Целевой раздел

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа для 2 младшей группы МБДОУ д/с № 43 п. Вишневого разработанная в соответствии с ООП ДО и с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева.

Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы разработана в соответствии с ООП МБДОУ д/с № 43 п. Вишневого, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Используются парциальные программы :

«Юный эколог» С. Н. Николаева, «Основы здорового образа жизни» Н.П. Смирновой, «Цветные ладошки» И.А. Лыкова.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка

• Закон РФ «Об образовании».

• Типовое положение о ДОУ.

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

Индивидуальные особенности контингента детей 2 младшей группы

Все дети группы владеют первыми навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать сказки, заучивать стихотворения А. Барто.

    В игровой деятельности дети дружелюбны, умеют играть коллективно, в паре, легко делятся игрушками с товарищами.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета.

Возрастные особенности детей 3-4 лет (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы» стр.86). .

Национально – культурные особенности:

Этнический состав воспитанников группы: русские, армяне, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях села.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Славянского района. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы «Мой край» 1 раз в неделю.

Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ:

Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Приоритетное направление деятельности: Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т.д.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

ДОУ работает в условиях полного 10 часового рабочего дня:

-соотношение обязательной части Программы и части формируемой участниками образовательных отношений;

-группа функционирует в режиме 5-ти дневной недели.

Планируемые результаты освоения Программы:

Целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры ДО определяются независимо от форм реализации Программы.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

самостоятельность в разных видах деятельности.

- ребенок приучен к опрятности, владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания;

- владеет соответствующими возрасту основными движениями, сформирована потребность в двигательной активности, проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности;

- ребенок отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся ближайшего окружения, использует все части речи, простые предложения с однородными членами;

- ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет и называет цвет, форму, материал, знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей, проявляет бережное отношение к природе;

- у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;

- проявляет любознательность, стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям), умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью;

- имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол, называет членов своей семьи, их имена;

- проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм, любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

Промежуточные результаты: используем мониторинги (проводятся два раза в год – октябрь, май), диагностики (наблюдения, беседа, эксперимент).

II. Содержательный раздел

 Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной недели

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Базовая образовательная область Периодичность
Утренняя гимнастика ежедневно
Комплексы закаливающих процедур ежедневно
Гигиенические процедуры ежедневно
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно
Чтение художественной литературы ежедневно
Дежурства ежедневно
Прогулки ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра ежедневно Самостоятельная деятельность детей в центрах развития ежедневно

 

Сетка организованной образовательной деятельности

Понедельник

1. Художественно-эстетическое развитие. Лепка/Аппликация 8.55-9.10 2. Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие. 9.20 – 9.40

Вторник

1. Познавательное развитие. ФЭМП 9.15 – 9.30 2. Физическое развитие. Физическая культура. 15.50-16.05

Среда

1. Познавательное развитие 9.15 – 9.30 2. Физическое развитие. Физическая культура. 15.50-16.05

Четверг

1. Речевое развитие. Развитие речи/ Чтение художественной литературы 8.55-9.10 2. Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие. 9.20 – 9.35

Пятница

1. Художественно-эстетическое развитие. Рисование 9.15 – 9.30 2. Физическое развитие. Физическая культура. 9.40 – 9.55

 

Учебный план реализации ООП ДО во 2 младшей группе по примерной ООП ДО «От рождения до школы»:

1) Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД – в неделю 45 мин. (3 НОД) . (см. примерная ООП ДО ДОУ « От рождения до школы»).

2) Познавательное развитие - Познавательно-исследовательская деятельность - Формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 30 мин. (2 НОД) (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы»).

3) Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, - Продолжительность и количество НОД – в неделю 15 мин. (1 НОД) . (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы»).

4) Социально-коммуникативное развитие – а) Коммуникативная деятельность - Формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0.5 НОД) . (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы»).

б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд - Формы образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. - Продолжительность и количество НОД - Ежедневно в режимные моменты, не более 15-20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) .

в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. - Продолжительность и количество НОД - в режимные моменты.

5) Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. - Продолжительность и количество НОД – в 30 мин. (2 НОД) . (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы»).

б) Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 15 мин. (1 НОД) .

в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 30 мин. (2 НОД) .

6) Вариативная часть - парциальные программы: «Юный эколог» С. Н. Николаева, «Основы здорового образа жизни» Н.П. Смирновой, «Цветные ладошки» И.А. Лыкова.

II ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ »

Пояснительная записка

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Возрастные особенности

В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов

разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.

Методическое и материально - техническое обеспечение рабочей программы

•   Детская мебель для практической деятельности;

•   Центр воды и песка

•   Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Гараж», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин».

•   Книжный уголок

•   Дидактические, настольно-печатные игры.

•   Методические пособия по познавательному в соответствии с возрастом детей (наборы картин, карточек и др)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

•   Мольберты магнитные

•   Полки для размещения учебного оборудования, в том числе индивидуального раздаточного.

•   Подставки (в том числе настенные для книг) и др.

•   Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей

•   Пособия для педагогов и материалы для работы с детьми на электронных носителях

•   Литература природоведческого содержания.

•   Муляжи фруктов, овощей; дикие и домашние животные

•   Инвентарь для трудовой деятельности: лейки, пульверизатор, фартуки, совочки, посуда для выращивания рассады и др.

•   Природный и бросовый материал.

 

Образовательная область «Речевое развитие»

Пояснительная записка

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные цели и задачи

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действ.

Возрастные особенности

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.

Методическое и материально - техническое обеспечение рабочей программы

•   Детская мебель для практической деятельности;

•   Центр воды и песка

•   Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Гараж», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин».

•   Книжный уголок

•   Дидактические, настольно-печатные игры.

•   Театральные настольные ширмы, различные виды театров

•   Методические пособия по развитию речи в соответствии с возрастом детей (наборы картин, карточек и др)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

•   Мольберты магнитные

•   Полки для размещения учебного оборудования, в том числе индивидуального раздаточного.

•   Подставки (в том числе настенные для книг) и др.

•   Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей

•   ЖК телевизор, видеотека

•   Пособия для педагогов и материалы для работы с детьми на электронных носителях.

Педагогический мониторинг

1. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

2. Рассматривает игрушки, сюжетные картинки.

3. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

4. Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя.

5. Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.

6. Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

 

 

Комплексно – тематическое планирование

Месяц НЕДЕЛЯ ДАТА ТЕМА ЗАДАЧИ ИСТОЧНИК  
Сентябрь   1 Занятие 1 «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка» Вызвать у детей симпатию к сверстникам  с помощью игры и  рассказа воспитателя, помочь детям поверить в то, что каждый из них замечательный и  любимый взрослыми ребенок В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»  2 мл.гр.Стр.28  
  2 Занятие 2 Чтение русской народной сказки «Кто, петух и лиса» Познакомить детей с содержанием сказки в обработке М.Боголюбской В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 2мл.гр.Стр.31
  3 Занятие 3 Звуковая культура речи: звуки а,у. Дидактическая игра «Не ошибись» Упражнять детей в правильном и отчетливом произнесении звуков (изолировано, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 2 мл.гр.Стр.32
  4 Занятие 4 Звуковая культура речи : звук у Упражнять детей в четкой артикуляции звука(изолировано, в звукосочетаниях, словах), отрабатывать плавный выдох, побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью(по подражанию) В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 2 мл.гр.Стр.33  
октябрь 1 Занятие 1 Дид.игра «Чья вещь». Рассматривание сюжетных картин по выбору педагога Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картин, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 2 мл.гр. Стр.36
  2 Занятие 2 Чтение русской народной сказки «Колобок». Дид.упражнение «Играем в слова» Познакомить со сказкой «Колобок» (в обр.К.Ушинского). упражнять детей в образовании слов по аналогии В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 2 мл.гр.Стр.38
  3 Занятие 3 Звуковая культура речи звук: (о). рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» Продолжать приучать детей внимательно рассматривать иллюстрации в книге, объяснять их содержание. Отрабатывать четкое произношение звука (о) В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 2 мл.гр.Стр.39  
    4 Занятие 4 Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила…» Помочь детям запомнить стихотворение А.Плещеева, при восприятии стихотворения А.Блока вызвать сочувствие к зайчику. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 2 мл.гр. Стр.40  
  ноябрь 1 Занятие 1 Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «что из чего получается?» Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 2 мл.гр.Стр.41

 

2

 

Занятие 2

Звуковая культура речи звук: (и).

Упражнять детей в правильном и отчетливом произнесении звуков (изолировано, в звукосочетаниях, словах).

В.В.Гербова

«Развитие речи в детском саду»

2 мл.гр.Стр.42

  3   Занятие 2 Рассматривание сюжетных картин по выбору педагога Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками (К) и (Т) В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 2 мл.гр.Стр.43     4   Занятие 4 Чтение стихотворений из цикла С.Маршака «Детки в клетке» Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворения В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 2 мл.гр.Стр.46 дека брь 1   Занятие 1 Чтение сказки «Снегурушка и лиса» в обр.Булатова Познакомить с русск.нар.сказкой, с образом лисы, отличным от лисиц других сказок; упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 2 мл.гр.Стр.50     2   Занятие 2 Повторение сказки «Снегурушка и лиса» в обр.Булатова; дид.игры «Эхо», «Чудесный мешочек» Помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса» в обр.Булатова; упражнять в произнесении слов со звуком(э) игра «Эхо», в определении качеств предметов на ощупь игра «Чудесный мешочек» В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 2 мл.гр.Стр.51     3   Занятие 3 Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет», стихотворения А.Босева «Трое» Познакомить детей с рассказом Л.Воронковой «Снег идет», оживив их впечатления от обильного снегопада, помочь запомнить стихотворение В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 2 мл.гр.Стр.52     4   Занятие 4 Игра – инсценировка «У матрешки – новоселье» Способствовать формированию диалогической речи, учить правильно называть строительные детали и их цвета В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.54 ян- варь 1   Занятие 1 Чтение русск.нар.сказки «Гуси-лебеди» (в обр.М.Булатова) Познакомить детей со сказкой, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.55     2   Занятие 2 Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин по выбору педагога Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать иллюстрации в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы, делать выводы. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.57     3   Занятие 3 Звуковая культура речи: звуки (м),(мь). Дид.упражнение «Вставь словечко» Упражнять детей в четком произношении звуков в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.58     4   Занятие 4 Звуковая культура речи: звуки (п),(пь). Дид.игра «Ярмарка» Упражнять детей в четком произношении звуков в словах, фразовой речи; побуждать детей вступать в диалог, употребляя слова со звуками (п),(пь) В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.59   фев- раль 1   Занятие 1 Чтение русск.нар.сказки «Лиса и заяц» В обр. В.Даля Познакомить детей со сказкой, помочь понять смысл произведения В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.60     2   Занятие 2 Звуковая культура речи: звуки (б),(бь). Упражнять детей в четком произношении звуков в словах, фразовой речи; В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.62     3   Занятие 3 Заучивание стихотворения В.Берестова «Петушки распетушились» Помочь детям запомнить стихотворение и учить выразительно читать его В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»3     4   Занятие 4 Беседа на тему: что такое хорошо, что такое плохо? Беседуя с детьми, совершенствовать их диалогическую речь В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.64   март 1   Занятие 1 Чтение стихотворения И.Косякова «Все она». Дид. Упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…» Познакомить детей со стихотворением, совершенствовать их диалогическую речь В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.66     2   Занятие 2 Звуковая культура речи: звуки (т),(п),(к) Закрепить произношение звука (т) в словах и фразовой речи; учить детей произносить звукоподражание со зв.(т),(п),(к). Упражнять в произнесении звуков с разной скоростью и громкостью. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.68     3   Занятие 3 Чтение русск.нар.сказки «У страха глаза велики» В обр. М.Серовой Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действие и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.69     4   Занятие 4 Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дид.упражнение на звукопроизношение «Что изменилось?» Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действие и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.71   ап-рель 1   Занятие 1 Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна». Дид. упраж. «Когда это бывает?» Познакомить детей со стихотворением, учить называть признаки времени года. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.72     2   Занятие 2 Звуковая культура речи: звуки (ф). Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук (ф), и звукоподражательные слова с этим звуком В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.73     3   Занятие 3 Чтение и драматизация русск.нар.песенки «Курочка – рябушечка», сюжетных картин по выбору педагога Познакомить детей с русской народной песенкой, продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.75     4   Занятие 4 Звуковая культура речи: звуки (ф). Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук (с), и звукоподражательные слова с этим звуком. Учить детей вести диалог. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.76   май 1   Занятие 1 Чтение русск.нар.сказки «Бычок черный бочок, белые копытца». (в обр. Булатова). Литературная викторина. Познакомить детей со сказкой, помочь понять смысл произведения и названия. Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.77     2   Занятие 2 Звуковая культура речи: звуки (з). Учить детей отчетливо и правильно произносить звук (з), и звукоподражательные слова с этим звуком. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.79     3   Занятие 3 Повторение стихотворений, заучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья» Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течении года; запомнить новое стихотворение В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»   4   Занятие 4 Звуковая культура речи: звуки (ц). Отрабатывать четкое произношение звука, упражнять детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Пояснительная записка

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенап­равленности и саморегуляции собственных действий; развитие социаль­ного и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопе­реживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства при­надлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Органи­зации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социу­ме, природе.

Задачи:

- Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

- Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

- Приучать детей общаться спокойно, без крика.

- Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

-Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

-Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

Возрастные особенности

Социально-личностное развитие

К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

Для детей 3-х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

Педагогический мониторинг

1. Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя   .

2. Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

 3. Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.

4. Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться.

5. Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.

6. Имитирует движения, мимику и интонацию воображаемого героя   

7. Может принимать участие в беседах о театре (театр - актеры - зрители, правила поведения в зрительном зале).

8. Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.

9. Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениям и животными .

10. Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

РЕБЕНОК В СЕМЬЕ И СООБЩЕСТВЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).

Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).

Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство в оформлении групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками). Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений. Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.

Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значим ости каждого ребенка для детского сада. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.

Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, методист и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.

Календарно – тематический план

месяц неделя дата тема задачи
Сентябрь 1   Беседа о родном городе Дать первоначальные сведения о нашем городе, рассказать, чем город отличается от деревни
  3   Целевая прогулка по улице Громова Обратить внимание детей на то, что в нашем городе много жителей, поэтому много домов. В городе есть многоэтажные дома и частный сектор. Познакомить с названием улицы, на которой расположен наш детский сад.  
Ок-тябрь 1   Беседы с детьми (родителями) о домашних адресах Формирование представлений о необходимости знать свой адрес, закрепить с детьми знание своего адреса  
  3   Рассказывание русской народной сказки. «Теремок» Подвижная народная игра  «У медведя во бору» Объяснить детям почему сказка и игра называется народной, формировать представлений о том, что русский народ очень талантливый  
Но-ябрь 1   Целевая прогулка. Благоустройство участков детского сада.   Обратить внимание детей на то, как благоустроены участки детских садов. Формировать первоначальные представления о заботливом отношении взрослых.  
  3   Игры с матрёшками, пирамидками, свистульками Познакомить с русской народной игрушкой
Де- кабрь 1   Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением улиц родного города Учить узнавать на фото уголки родного города
  3   Беседа о наступающем новогоднем празднике, Коллективная работа «Украсим нашу группу флажками к празднику» Познакомить детей с традициями празднования нового года в нашей стране
Ян-варь 2   Работа в книжном уголке. Рассматривание иллюстраций в книге В.Степанова «Моя Родина» Формировать первоначальные представления о нашей стране и природе России    
  4   Слушание русской народной мелодии «Плясовая » в записи Приобщать детей к русской народной музыке. Вызвать желание подвигаться под нее. Формировать представление о нашей стране.
Фев- раль 1   Рассказ о празднике День защитника Отечества   Формировать первичные представления о том, что Отечество – это наша Родина, Россия. Рассказать детям о том, зачем каждой стране армия и кто такие защитники Родины.
  3   Аппликация «Кораблик» для папы Изготовить подарок для пап, вызвать желание поздравить папу.
март 1   Беседа «Я и моя мама»   Развитие доброго отношения и любви к своей маме; чувства гордости и радости за дела и поступки родного человека.
  3   Загадывание русских народных загадок о природных явлениях. Русская хороводная игра «Воротца» Продолжить знакомство детей с русским фольклором, научить играть в игру, способствовать формированию любви к родине
ап-рель 1   Рассматривание предметов народно-прикладного искусства Формирование знаний о том, какие игрушки делал русский народ много лет назад, и какие дошли до нашего времени.
  3   Инсценировка русской народной сказки «Репка»   Развивать у детей навыки актерского мастерства, учить проговаривать реплику за персонажа
май 2   Беседа о Дне Победы Рассказать детям, что много лет назад враг напал на нашу страну, и как русский народ мужественно отстоял свою Родину.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения вовремя еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы .

Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

месяц неделя дата тема цель источник

 

сентябрь 2     4   «Водичка, умой наше личико»     «Причесывание» Учить замечать непорядок в своем внешнем виде, мыть руки, лицо, пользоваться мылом, вытираться личным полотенцем   Учить детей причесываться, пользуясь личной расческой, Учить замечать непорядок в своем внешнем виде Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» Стр.75   Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» Стр.76
октябрь 2   4   «Уборка игрушек»     «Мытье кукольной посуды» Приучать детей убирать игрушки на место после игры, соблюдать порядок. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться   Учить детей выполнять отдельные действия, развивать желание трудиться рядом, закреплять обобщающее слово «посуда» Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» Стр.77   Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» Стр.78
  ноябрь 2   4    «На прогулку мы идем»     «Шнуровка» Побуждать детей с небольшой помощью взрослых одеваться (натягивать колготки), учить вежливо обращаться за помощью, понимать слова «изнанка», «лицо»   Учить детей завязывать шнурки, застегивать пуговицы, молнии на куртках, побуждать обращаться за помощью, используя вежливые слова ( спасибо, пожалуйста» Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» Стр.83
декабрь 2     4   Беседа о труде помощника воспитателя     Трудовое поручение в природе «Покорми птицу»   Познакомить детей с трудом взрослых в группе (няня, воспитатель); вызвать желание оказывать посильную помощь     Учить детей заботится за пернатыми друзьями в зимний период, готовить корм для птиц Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» Стр.119    
январь 2     4   Игра-ситуация «Красивая стрижка»   Игра-ситуация «Растение хочет пить» Учить следить за своей прической, при необходимости пользоваться своей расческой   Учить детей ухаживать за комнатными растениями, правильно держать лейку и поливать цветы (воду лить под корень); познакомить с названиями растений в уголке природы(герань, бегония) Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности» 2 мл.гр. стр.32   Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» Стр.119
февраль 2     4   Труд в уголке природы «Посадим лучок»     Игра-ситуация «Пора обедать»     Учить сажать лук, познакомить с частями овоща (листья, корень), развивать интерес к природе     Закрепить обобщающее понятие «посуда», учить сервировать стол к обеду   Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» Стр.45 Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности» 2 мл.гр. стр.14
март 2   4   Самообслуживание «Моем наши ручки»     «Книжка заболела» Продолжать учить заворачивать рукава, намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, разворачивать полотенце при вытирании   Предложить вместе со взрослым подклеить книги, прививать бережное отношение к книге Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» Стр.43  
апрель 2   4   «Каждой вещи свое место»     Игра-ситуация «Будем трудиться» Закреплять умение детей правильно располагать свои вещи в кабинке, выворачивать одежду, беречь свои вещи, закрепить обобщающее понятие «одежда»   Вызвать положительные эмоции детей в игре на тему труда Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» Стр.45   Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» Стр.43
май 2     4   Трудовые поручения «Каждой игрушке – свое место»   Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Маши» Дид.игра «Варим борщ» Продолжать учить детей убирать игрушки на место после игры, бережно относиться к игровому оборудованию   Закреплять умение сервировать стол, правильно называть посуду, использовать игровое оборудование по назначению.   см.карт .сюж.-рол.игр    

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Задачи:

-Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости.

-Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

-Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.

-Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет

   Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

  Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

  Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

  Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте

ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Рисование.

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»). Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.

Лепка.

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят 110 хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

 Аппликация.

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их. Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения. Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.

Педагогический мониторинг

Музыкально-художественная деятельность

1. Слушает музыкальное произведение до конца, узнает знакомые песни, различает звуки по высоте (в пределах октавы).

2. Замечает изменения в звучании (тихо - громко).

3. Поет вместе с другими детьми, не отставая и не опережая друг друга.

4. Выполняет танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).

5. Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)

Изобразительная деятельность

1.Знает, что карандашами, фломастерами, красками можно рисовать.

2.Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.

3. Умеет держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышцы и не сжимая сильно пальцы.

4. Набирает краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимает лишнюю краску о край баночки с легким прикосновением ворса.

5. Подбирает цвет, соответствующий изображаемому предмету.

6.Украшает дымковскими узорами силуэты игрушек и предметов.

7. Ритмично наносит линии, штрихи, пятна, мазки.

8. Изображает простые предметы.

9. Рисует прямые линии (короткие и длинные) в разных направлениях: перекрещивает линии (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.)

10.Изображает предметы, состоящие из композиции, повторяя изображения одного предмета.

11.Создает несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета.

12. Создает несложные сюжетные композиции, изображая разнообразные предметы, насекомых.

13.Распологать изображения по всему листу.

14.Проявляет интерес к лепке.

15.Умеет раскатывать комочки прямыми круговыми движениями.

16.Умеет соединять концы получившейся палочки.

17. Умеет сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

18.Умеет создавать предметы, состоящие из 2 – 3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

19.Умеет аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

20. Лепит несложные предметы, состоящие из нескольких частей.

21. Объединяет вылепленные фигурки в коллективную композицию.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

совместной деятельности педагога с детьми 2-3лет,                        IIмладшая группа

Составлена на основе примерной программы                                            «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой

 

Воспитатели:

Ковальчук Наталья Григорьевна

                                                                         Степкина Надежда Михайловна

 

Г.

I. Целевой раздел

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа для 2 младшей группы МБДОУ д/с № 43 п. Вишневого разработанная в соответствии с ООП ДО и с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева.

Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы разработана в соответствии с ООП МБДОУ д/с № 43 п. Вишневого, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Используются парциальные программы :

«Юный эколог» С. Н. Николаева, «Основы здорового образа жизни» Н.П. Смирновой, «Цветные ладошки» И.А. Лыкова.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка

• Закон РФ «Об образовании».

• Типовое положение о ДОУ.

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

Индивидуальные особенности контингента детей 2 младшей группы

Все дети группы владеют первыми навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать сказки, заучивать стихотворения А. Барто.

    В игровой деятельности дети дружелюбны, умеют играть коллективно, в паре, легко делятся игрушками с товарищами.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета.

Возрастные особенности детей 3-4 лет (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы» стр.86). .

Национально – культурные особенности:

Этнический состав воспитанников группы: русские, армяне, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях села.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Славянского района. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы «Мой край» 1 раз в неделю.

Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ:

Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Приоритетное направление деятельности: Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т.д.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

ДОУ работает в условиях полного 10 часового рабочего дня:

-соотношение обязательной части Программы и части формируемой участниками образовательных отношений;

-группа функционирует в режиме 5-ти дневной недели.

Планируемые результаты освоения Программы:

Целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры ДО определяются независимо от форм реализации Программы.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

самостоятельность в разных видах деятельности.

- ребенок приучен к опрятности, владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания;

- владеет соответствующими возрасту основными движениями, сформирована потребность в двигательной активности, проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности;

- ребенок отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся ближайшего окружения, использует все части речи, простые предложения с однородными членами;

- ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет и называет цвет, форму, материал, знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей, проявляет бережное отношение к природе;

- у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;

- проявляет любознательность, стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям), умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью;

- имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол, называет членов своей семьи, их имена;

- проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм, любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

Промежуточные результаты: используем мониторинги (проводятся два раза в год – октябрь, май), диагностики (наблюдения, беседа, эксперимент).

II. Содержательный раздел

 Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной недели

Вторая младшая группа, 2015/2016 учебный год

Базовая образовательная область Периодичность
Познание ( Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира) 1
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. 1
Коммуникация. Чтение художественной литературы 1
Художественное творчество Рисование Лепка Аппликация   1 0,5 0,5
Физическая культура 3
Музыка 2
Общее количество 10

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Базовая образовательная область Периодичность
Утренняя гимнастика ежедневно
Комплексы закаливающих процедур ежедневно
Гигиенические процедуры ежедневно
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно
Чтение художественной литературы ежедневно
Дежурства ежедневно
Прогулки ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра ежедневно Самостоятельная деятельность детей в центрах развития ежедневно

 

Сетка организованной образовательной деятельности

Дата: 2018-11-18, просмотров: 236.