Товаров
Тема 8.1.
Технологический жизненный цикл товародвижения:
Стадии, этапы.
Технологический жизненный цикл товародвижения (ТЖЦТ) – совокупность стадий и этапов, применяемых на них средств и методов для последовательного выполнения определенных операций, начиная от выявления запросов, их удовлетворения и завершая определением степени удовлетворенности потребителей.
ТЖЦТ включает четыре стадии:
I. Предтоварная стадия – совокупность этапов и операций, начиная от выявления запросов и заканчивая выпуском товаров.
1. Выявление запросов потребителей:
Запросы потребителей – это требования потребителей к основополагающим характеристикам товаров, включая цену. Они подразделяются на:
а) ожидаемые запросы – ожидания потребителей в отношении удовлетворения определенных потребностей с помощью товароведных характеристик.
Они появляются у потребителей в отношении новых для них или отсутствующих в продаже, а возможно, и не производимых товаров. Эти запросы возникают при появлении у потребителей новых потребностей, которые не могут удовлетворить уже известные товары или потребитель ими не удовлетворен.
б) реальные запросы – требования потребителей к характеристикам товаров, сформированные на основе проводимой ранее потребительской оценки использованных товаров.
Эти запросы потребителей заставляют изготовителей и продавцов обеспечивать стабильность товароведных характеристик товаров, хотя их цена может изменяться (например, за счет инфляции, удорожания затрат на производство).
2. Проектирование и разработка товаров – этап, предназначенный для определения товароведных характеристик и регламентации их в виде технических требований нормативных и технологических документов.
Этот этап существует только для вновь разрабатываемых и внедряемых в производство товаров. Для данного этапа важно, чтобы требования потребителей, выявленные на первом этапе, и требования нормативной документации были близки. Но полного совпадения быть не может из-за отсутствия или нехватки либо дороговизны сырья, материалов, соответствующей материально-технической базы производства, утраты безопасности, надежности и других свойств товара. Этот этап завершается разработкой товара по замыслу.
3. Материально-техническое снабжение – подготовительный этап перед производством товаров, предназначенный для его обеспечения необходимым сырьем, материалами, оборудованием.
От того, насколько сырье и другие объекты материально-технического снабжения отвечают предъявляемым к ним требованиям, будет зависеть, прежде всего, качество товаров.
4. Производство товаров – совокупность производственных процессов, предназначенных для формирования товароведных характеристик товаров.
Цель данного этапа – обеспечение выполнения установленных требований. Для достижения этого необходимо соответствующее качество труда и производственных процессов, операционный контроль, который подразумевает прослеживаемость продукции. Результатом такого контроля являются коррекция при выявлении несоответствия путем переделки (переработки) или изъятие несоответствующего товара.
5. Окончательный контроль качества, а в некоторых случаях и количества (например, фасованных товаров, а также товаров с фиксированной массой, объемом). Назначение такого контроля – предупреждение выпуска продукции несоответствующего качества и количества.
При выпуске продукции, соответствующей всем установленным требованиям к товароведным характеристикам, продукция меняет свой статус, становясь товаром, что и завершает предтоварную стадию.
II. Товарная стадия – совокупность этапов и операций, предназначенных для обеспечения сохраняемости товара после его выпуска из производства.
1. Формирование товарных партий – этап товарной стадии, предназначенный для формирования определенных количественных характеристик выпущенного из производства товара и (или) хранящегося на складе изготовителя или оптового (розничного) продавца в соответствии с запросами (заказом, заявкой) покупателя.
На этом этапе и (или) этапе товарной обработки обеспечивается также однородность качества, ассортиментная и партионная идентификация при отборе товаров необходимого ассортимента. Важной операцией данного этапа является информационное обеспечение товарных партий путем оформления товарно-сопроводительных документов и проверки соответствия маркировки требованиям достоверности информации. Для обеспечения прослеживаемости товарных партий на маркировке должны быть идентифицирующие их признаки, совпадающие с основными признаками, указанными в товарно-сопроводительных документах.
2. Транспортирование и хранение – этап товарной стадии, предназначенный для сохранения количества и качества товаров на складах и в пути.
Этому этапу присущи следующие операции: создание и поддержание оптимальных условий хранения и транспортирования, соблюдение установленных сроков (годности, хранения, перевозки), контроль за условиями и сроками хранения, приемка по количеству и качеству при разгрузке, размещение на хранение и отпуск со склада, обеспечение прослеживаемости товарных партий.
3. Товарная обработка – этап, предназначенный для обеспечения однородности качества и количества, а также подготовки товара к продаже.
Цель операций товарной обработки – придание привлекательного внешнего вида, а также удобных для потребителей количественных характеристик единичным экземплярам товаров для создания потребительских предпочтений.
Операции товарной обработки делятся на:
Ø основные:
→ сортировка товаров по качеству – операция по разбраковке товарной партии на градации качества и удалению некачественных экземпляров. Если товарная партия представляет собой смесь сортов, ее разбраковывают по сортам.
→ калибровка – операция по разделению товаров по размерам. Для этих целей применяют простейшие приспособления – калибры или калибровочные машины. Калиброванные товары (одинакового размера) имеют более привлекательный товарный вид, характеризуются лучшей сохраняемостью.
Ø специфичные:
→ мойка – операция по удалению поверхностного загрязнения товаров. Загрязнения могут быть почвенными, химическими, радиационными, микробиологическими. При мойке удаляется от 30 до 100 % поверхностных загрязнителей, в результате чего улучшаются товарный вид и безопасность товаров.
→ фасовка – операция по разделению товарной массы на единичные экземпляры товаров или их совокупность заданных размеров. Фасовка осуществляется путем разрезания или отделения товаров необходимой массы или длины с последующим их измерением (взвешивание, отмеривание). Цель фасовки – придание товару определенных количественных характеристик.
→ упаковывание – операция по укладыванию товаров в тару или завертывание их в упаковочные материалы для обеспечения сохраняемости их количества и качества.
4. Реализация – завершающий этап товарной стадии, предназначенный для отпуска товара потребителю в соответствии с его запросами к товароведным характеристикам. При этом происходит смена владельца товара, и он переходит в собственность покупателя.
Деятельность по реализации товаров включает ряд торговых услуг: консультирование покупателей о преимуществах определенного товара, способах использования или правилах эксплуатации, информирование о возможных выгодах путем сравнительной характеристики товаров-аналогов, что позволяет потребителю сделать правильный выбор.
III. Послереализационная стадия – совокупность этапов и операций, предназначенных для сохранения качества и количества товаров у потребителей после их приобретения, а также удовлетворения потребностей за счет товароведных характеристик.
1. Послепродажное обслуживание – этап, предназначенный для оказания помощи покупателю в использовании товара путем доставки его в необходимое место, в монтаже, наладке и ремонте.
Основное назначение указанных операций – сохранение качества и количества товара, а также повышение степени удовлетворенности потребителя при эксплуатации и создание положительной потребительской оценки.
Послепродажное обслуживание включает следующие операции:
Доставка товаров – торговая услуга по транспортированию приобретенных товаров по адресу, указанному потребителем. Ее назначением является обеспечение сохраняемости товаров в процессе транспортирования. Для этого используют дополнительное упаковывание в транспортную тару или специальные приспособления, транспорт и обученных для данных целей работников.
Монтаж (сборка), наладка сложнотехнических товаров, раскрой тканей, подгонка и переделка готовой одежды – торговые услуги, которые формируют новые или измененные потребительские свойства товаров, более полно удовлетворяющие реальные потребности покупателей.
При монтаже и наладке бытовые приборы, сборная мебель приобретают способность выполнять функциональное назначение. Например, стиральные машины автоматического типа не могут быть использованы без подключения к электросети, водопроводной и канализационным системам.
Техническое обслуживание – совокупность сервисных услуг, осуществляемых продавцом или специальными сервисными организациями и предназначенных для сохранения и (или) восстановления качества товаров в процессе их эксплуатации.
Перечень данных услуг зависит от особенностей сложнотехнических товаров.
Гарантийный ремонт – услуга, оказываемая потребителю изготовителем, и (или) продавцом, и (или) специальными сервисными организациями для восстановления функционального назначения ремонтопригодных товаров, на которые установлены гарантии изготовителя (или поставщика).
2. Потребление (эксплуатация) – комплекс операций, обеспечивающих использование товаров по функциональному и (или) социальному назначению.
Различают два вида потребления товаров:
Краткосрочное потребление с полной или частичной утратой товара характерно для всех пищевых продуктов, парфюмерно-косметических изделий, товаров бытовой химии, фармацевтических препаратов.
Длительное и многократное потребление без видимых признаков утраты товара называют эксплуатацией.
Эксплуатация характерна для ассортиментных групп непродовольственных товаров длительного пользования. Особенностью этого этапа являются стадии:
Ø рабочая – например, носка одежды, обуви, работа бытовых приборов;
Ø нерабочая – то есть отдыха и хранения. Для нее характерно частичное восстановление (релаксация) израсходованных ресурсов, что повышает долговечность эксплуатируемых изделий.
Эксплуатация – этап технологического цикла, который характеризуется чередованием рабочих стадий со стадиями отдыха и хранения, влияющий на обеспечение качества товара у потребителя.
Сохраняемость потребительских свойств товаров в процессе эксплуатации выражается через их долговечность, показателями которой являются сроки эксплуатации.
3. Перепродажа – повторная реализация ранее приобретенных и частично использованных или неиспользованных (новых) товаров. Используемые ранее товары, могут частично утратить потребительские свойства и количественные (размерные) характеристики, но должны сохранить ассортиментную принадлежность.
Например, антикварные, старинные, эксклюзивные товары могут частично утратить отдельные потребительские свойства (например, моду), но одновременно увеличивается уровень их психологических свойств и (или) свойств социального назначения.
IV. Стадия утилизации товаров и уничтожения – совокупность операций и взаимозаменяемых этапов, предназначенных для обеспечения безопасности человека и окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также установления степени удовлетворенности потребителей товарами.
Этой стадии присущи два взаимозаменяющих друг друга этапа: повторное использование или уничтожение.
1. Повторное использование – совокупность операций, предназначенных для формирования новых товароведных характеристик товаров и (или) устранения их несоответствий.
Повторному использованию подлежат условно пригодные товары, частично или полностью утратившие основные характеристики, за исключением безопасности. Например, деформированные пищевые продукты и утратившие функциональное или социальное назначение непродовольственные товары могут быть использованы как вторичное сырье для промышленной или домашней переработки.
Повторное использование осуществляется в трех формах:
Переработка – совокупность операций по формированию новых товароведных характеристик, включая ассортиментную. Результатом переработки является новый товар, получаемый из дефектных товаров и товарных отходов. Например, после отбраковки нестандартных плодов и овощей из них могут быть получены разнообразные продукты переработки (соки, консервы, сушеная продукция).
Переделка – этап, включающий совокупность операций по устранению несоответствий отдельных характеристик. Примером может служить перешив одежды, изменение ее размеров.
Ремонт – этап, включающий операции по замене и (или) исправлению отдельных деталей. При этом улучшаются лишь потребительские свойства, но не изменяется ассортиментная характеристика товара.
2. Утилизация – завершающий этап, предназначенный для уничтожения опасной продукции.
Этапы и операции стадии утилизации характерны для оптовой и розничной торговли. Особое значение имеют такие операции, как списание товарных отходов, их хранение и вывоз специализированными предприятиями. Контроль за их осуществлением проводят менеджеры, товароведы, представители санитарно-эпидемиологической службы. Правила утилизации регламентируются федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также соответствующими подзаконными актами.
М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 280 – 300
Содержание
Тема 8.2.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 565.