К общим теплофизическим свойствам относятся температура, теплоемкость и теплопроводность. Единичные экземпляры товаров и их товарная масса характеризуются неоднородной структурой, что обусловлено химическими свойствами и составом, строением, а также наличием аэропространства между отдельными товарами и (или) упаковками в товарной партии. Это обусловливает общность и различия показателей, характеризующих теплофизические свойства.
Температура – основная физическая величина, которая характеризует теплодинамическое состояние, как единичных экземпляров товаров, так и их совокупностей – товарных партий.
Температура товара и товарной партии зависит от температуры окружающей среды. При перемещении товаров из одной среды в другую возникают перепады температуры, что может вызвать выпадение конденсата на таре и товарах, а также их увлажнение. Вследствие этого могут увеличиться масса товаров, произойти нежелательные качественные изменения (микробиологическая порча, коррозия металлов).
Оптимальная температура товаров индивидуальна для каждой товарной группы или даже вида товара. Особенно важен этот показатель для скоропортящихся пищевых продуктов. Для некоторых из них даже регламентируется в стандарте температура самого товара (например, для молока). В большинстве случаев устанавливается температура не товара, а температурный режим хранения, и это не всегда одно и то же.
Теоретически температура товара, товарной партии и окружающей среды (температурный режим хранения) должна совпадать, однако практически этого не всегда удается достигнуть, что обусловлено разной теплоемкостью и теплопроводностью единичных товаров, товарных партий и воздушной окружающей среды, влияющих на скорость выравнивания температуры объектов.
Теплоемкость – количество тепла, необходимое для повышения температуры объекта определенной массы в определенном интервале температур.
Показателем теплоемкости служит удельная теплоемкость , которая определяется количеством тепла, необходимым для повышения температуры 1 кг продукта на 1° С. Выражается показатель в Дж/°С или Дж/(кг х К), где К – градус Кельвина.
Теплоемкость товаров зависит от их химического состава и температуры, а товарных партий – еще и от аэропространства внутри товарной партии. С увеличением влажности и температуры теплоемкость, как правило, увеличивается.
Теплопроводность – количество тепла, которое проходит через массу объекта определенной толщины и площади в фиксированное время при разности температур на противоположных поверхностях в один градус.
Показателем этого свойства является удельная теплопроводность , или коэффициент теплопроводности, которая характеризуется количеством тепла, проходящего через массу продукта толщиной 1 м на площади 1 м2 за 1 ч при разности температур на противоположных поверхностях в один градус. Поэтому чем больше в товарной партии аэропространство и ниже влажность товаров, тем меньше теплопроводность. Следовательно, сухие товары с высокой скважистостью медленнее охлаждаются.
Теплопроводность товарных партий зависит от теплопроводности единичных экземпляров, параметров штабеля, а также способа размещения товаров в штабеле или насыпи. Для повышения теплопроводности штабеля с ящиками применяют такой способ укладки, как шахматный.
М.А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 194 – 202
Содержание
Тема 7.2.
Специфические физические свойства товаров:
Структурно-механические, теплофизические,
Оптические и акустические
Специфичные количественные характеристики присущи либо товарным партиям, либо единичным экземплярам товаров.
Среди наиболее распространенных количественных характеристик товарных партий можно назвать: объемную (насыпную) массу, скважистость, сыпучесть, угол наклона насыпи товаров, вертикальное и (или) горизонтальное давление слоя товаров (или отдельных товаров в партии) на строительные конструкции или нижерасположенные слои.
Единичным экземплярам товаров присущи такие специфичные характеристики, как пористость, пластичность, эластичность, вязкость, механическая устойчивость, твердость, а также химические и физико-химические свойства.
Объемная (насыпная) масса – это масса единицы объема товаров, выражается в кг на 1м3. Этот показатель используется для характеристики товаров, объединенных в совокупные упаковочные единицы или товарные партии. Особенностью таких товарных масс является наличие пустот между отдельными экземплярами товаров (плоды, овощи, кондитерские изделия) или частицами сыпучих товаров (мука, крупа, крахмал, мел, стиральные порошки). Показатель объемной массы применяют при определении потребности в таре, складских площадях и транспортных средствах для обеспечения товародвижения. Объемная масса зависит от наличия аэропространств (пустот в товарной массе).
Аэропространство товарной массы характеризуется специфическим показателем – скважистостью ( Ск ), который рассчитывается как отношение объема аэропространства к объемной товарной массе ( Vтм ):
Ск = [ ( Vтм – Vт ) / Vтм ] х 100 % , где
Vт – объем товара без аэропространства ( кг/м3 ), который определяется как объем воды, вытесняемый измеряемым товаром.
Структурно-механические свойства – особенности товаров проявляющиеся при ударных, сжимающих, растягивающих воздействиях. Они характеризуют способность товаров сопротивляться приложенным внешним силам или изменяться под их воздействием. К ним относятся:
Ø прочность – способность товара сопротивляться разрушению при воздействии внешней силы, растяжении, сжатии;
Ø твердость – краевая прочность объекта, которая характеризуется сопротивлением проникновению или воздействию внешней силы;
Ø упругость – способность объекта мгновенно возвращаться в изначальное состояние вследствие воздействия внешних факторов;
Ø эластичность – способность объекта в течение определенного времени восстанавливать первоначальную форму;
Ø пластичность – способность товара к необратимым деформациям, вследствие чего изменяется его первоначальная форма, а после прекращения внешнего воздействия, сохраняется новая форма.
Теплофизические свойства – свойства характеризующие индивидуальное термодинамическое (температурное изменение) состояние единичных экземпляров. К ним относятся:
Ø температура плавления и застывания – это температура, при которой отдельные компоненты товаров переходят из твердого состояния в жидкое (плавление) или из жидкого в твердое (застывание). Температура плавления и застывания влияет на структуру (химический состав) товаров, поэтому ее необходимо учитывать при транспортировке и хранении.
Ø температура замерзания – температура, при которой вода из жидкого состояния переходит в твердое. Замерзание влияет на качество потребительских товаров, следовательно, служит одним из важных критериев при выборе температурного режима хранения. У большинства товаров температура замерзания колеблется в пределах от 0 до –50С и зависит от содержания воды, соли, сахара и спирта.
Ø огнестойкость – способность товаров быть устойчивыми к воздействию высоких температур. В зависимости от огнестойкости товары подразделяют на:
→ легкосгораемые – они быстро воспламеняются и горят открытым пламенем. Это пищевые продукты с повышенным содержанием жиров, этилового спирта; непродовольственные товары с повышенным содержанием высокомолекулярных полимеров (химические соединения, состоящие из повторяющихся групп, атомов) – это нефтепродукты, бытовой газ, хлопок.
→ трудносгораемые – не горят открытым пламенем, а тлеют и обугливаются от огня. К ним относятся продукты с повышенным содержанием воды, после испарения, которой образуются трудносгораемые химические соединения; непродовольственные товары: шерсть, кожа.
→ негорючие товары – под воздействием пламени не тлеют, не горят, не обугливаются. Многие из них плавятся при высоких температурах: из пищевых продуктов: минеральные вещества (Fe, Mg, Na, Ca), поваренная соль (NaCl); непродовольственные товары: изделия из стекла, керамики, пластмассы.
Электрофизические свойства – способность товаров изменяться под влиянием внешнего электрического поля. Их показателями являются:
Ø электропроводность – способность товаров проводить электрический ток. По электропроводности все материальные объекты делят на:
→ проводники – объекты с высокой электропроводностью. К ним относятся вода, металлы (в электрических проводах, шнурах, кабелях), электролиты – растворы кислот, соли, сахара.
→ полупроводники – объекты со средней электропроводностью (окись меди, мышьяк, углерод; находит применение при производстве радиоприемников, телевизоров, холодильников).
→ изоляторы – объекты с низкой электропроводностью и высокой электрической прочностью. Применяются в качестве изолирующих материалов для электротехнических товаров (резина, стекло, кожа). Электропроводность материалов служит одним из факторов обеспечения электрической безопасности.
Ø диэлектрическая проницаемость – величина, влияющая на количество энергии, которое может содержаться в объекте (аккумулирована) в виде электрического поля. Диэлектрические свойства присущи потребительским товарам, которые содержат воду, водные растворы солей. Диэлектрическую проницаемость изучают для выявления изменений товаров в электромагнитных полях. Этот показатель зависит от температуры и от химического состава объекта.
Оптические свойства – свойства, обусловленные способностью товаров рассеивать, пропускать или отражать свет. К основным оптическим свойствам относятся:
Цвет – один из важнейших показателей качества, который может быть охарактеризован и количественно. Цвет товаров зависит от их отражательной способности. Объекты, отражающие все длины волн спектра, одинаково окрашены в ахроматические цвета: белый или черный, а объекты, избирательно отражающие лучи разных длин волн, приобретают соответствующий хроматический цвет. Каждой длине волны (НМ) соответствует определенный цвет: красный – 760 – 620; зеленый – 530 – 500; оранжевый – 620 – 590; голубой – 500 – 470; желтый –590 – 560; синий – 470 – 430; желто-зеленый – 560 – 530, фиолетовый – 430 – 380.
Указанные цвета называются основными. Их сочетания и переходные оттенки составляют все многообразие окрасок товаров. Их названия иногда указывают на сочетания основных цветов (красно-оранжевый, зелёно-голубой) или имеют самостоятельные названия (пурпурный – красно-фиолетовый, вишневый – темно-красный с фиолетовым оттенком).
Цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью, светлотой и насыщенностью.
Цветовой тон зависит от спектрального состава света, попадающего на сетчатку глаза, чувствительные элементы которой воспринимают три основных цветовых тона: красный, синий, жёлтый. Остальные цвета являются переходными: оранжевый – переходный между красным и желтым, желто-зеленый – между желтым и зеленым, фиолетовый – между синим и красным.
Яркость характеризуется количеством световой энергии, которую товар излучает, а светлота – количеством световой энергии, которую товар отражает. Например, товары, имеющие розовый, бледно-желтый, бледно-голубой цвета, отражают меньше световой энергии, чем интенсивно красный, желтый или голубой цвет.
Яркость и светлота – субъективные характеристики цвета, так как воспринимаются различно в зависимости от фона и степени освещенности объекта. Многие цвета на черном фоне кажутся более светлыми, чем на белом.
Насыщенность цвета – способность объекта избирательно пропускать или отражать свет в разной степени. Чем выше степень избирательного отражения света, тем яснее выражен цветовой тон. Например, наибольшей степенью отражения характеризуется идеально белый цвет. С уменьшением степени отражения появляются многочисленные оттенки белого (более 30), а затем и серого цвета. Чем ближе отражательная способность к наименьшему пределу, тем темнее цвет товара. Идеально черный цвет имеют товары с наименьшей отражательной способностью.
Насыщенность хроматического цвета зависит от степени разбавления его белым или черным цветом. Различают разбавленные цвета (цвета, насыщенность которых уменьшается белым цветом) и затемненные цвета (цвета, уменьшение насыщенности которых происходит за счет черного цвета).
Прозрачность обусловлена пропускающей способностью товара. Наибольшей пропускающей способностью обладают истинные растворы. Жидкие прозрачные напитки, парфюмерные товары, изделия из стекла отличаются высокой пропускающей способностью.
Преломляемость – способность объекта преломлять световые лучи, зависящая от содержания растворимых веществ, различных включений, состояния поверхности.
Преломляемость используют для определения концентрации растворимых веществ. Чем больше содержание растворимых веществ, тем больше коэффициент преломления.
Акустические свойства – способность товаров издавать (излучать), поглощать и проводить звук.
Звук воспринимается ухом человека. На слуховую перегородку воздействуют колебания, создаваемые звуком в упругой среде и называемые акустическим полем.
Основными характеристиками акустического поля являются: частота упругих колебаний, спектр и скорость звука, амплитуда, волновое или удельное акустическое сопротивление среды и их производные: звуковое давление, сила (интенсивность) и тон звука, колебательная скорость.
Спектр звука – совокупность простых гармоничных колебаний. Спектр бывает сплошным и линейчатым. Сплошной спектр состоит из непериодических колебаний, энергия которых распределена в широкой области частот и воспринимается ухом как шумы. Линейчатый спектр отличается периодичностью колебаний с определенным соотношением частот, кратных частоте основного, наиболее медленного, колебания. Таким спектром характеризуются, например, музыкальные звуки.
Сила (интенсивность) звука – мощность звуковых колебаний, проходящих через единицу поверхности, расположенную перпендикулярно направлению распространения звука.
Тон звука – звуковые колебания, имеющие определенную периодичность во времени. Различают высоту тона, определяемую частотой основного колебания, и тембр звуков, придающий им определенную окраску. Звуковые частоты делятся на интервалы, за единицу измерения которых принята октава.
Акустические свойства материалов или изделий имеют практическое значение для количественных характеристик ряда потребительских товаров. В зависимости от акустических свойств можно выделить три группы товаров: звуковые или аудиотовары; звукопроводящие; звукоизоляционные.
М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 202 – 224
Содержание
Глава 8.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 802.