Теплофизические свойства товаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К общим теплофизическим свойствам относятся температура, теплоем­кость и теплопроводность. Единичные экземпляры товаров и их товарная масса характеризуются неоднородной струк­турой, что обусловлено химическими свойствами и соста­вом, строением, а также наличием аэропространства меж­ду отдельными товарами и (или) упаковками в товарной партии. Это обусловливает общность и различия показате­лей, характеризующих теплофизические свойства.

Температура – основная физическая величина, кото­рая характеризует теплодинамическое состояние, как еди­ничных экземпляров товаров, так и их совокупностей – товарных партий.

Температура товара и товарной партии зависит от тем­пературы окружающей среды. При перемещении товаров из одной среды в другую возникают перепады температу­ры, что может вызвать выпадение конденсата на таре и товарах, а также их увлажнение. Вследствие этого могут увеличиться масса товаров, произойти нежелательные ка­чественные изменения (микробиологическая порча, корро­зия металлов).

Оптимальная температура товаров индивидуальна для каждой товарной группы или даже вида товара. Особенно важен этот показатель для скоропортящихся пищевых продуктов. Для некоторых из них даже регламен­тируется в стандарте температура самого товара (напри­мер, для молока). В большинстве случаев устанавливается температура не товара, а температурный режим хране­ния, и это не всегда одно и то же.

Теоретически температура товара, товарной партии и окружающей среды (температурный режим хранения) должна совпадать, однако практически этого не всегда удается достигнуть, что обусловлено разной теплоем­костью и теплопроводностью единичных товаров, товар­ных партий и воздушной окружающей среды, влияющих на скорость выравнивания температуры объектов.

Теплоемкость – количество тепла, необходимое для повышения температуры объекта определенной массы в определенном интервале температур.

Показателем теплоемкости служит удельная теплоем­кость , которая определяется количеством тепла, необхо­димым для повышения температуры 1 кг продукта на 1° С. Выражается показатель в Дж/°С или Дж/(кг х К), где К – градус Кельвина.

Теплоемкость товаров зависит от их химического со­става и температуры, а товарных партий – еще и от аэро­пространства внутри товарной партии. С увеличением влаж­ности и температуры теплоемкость, как правило, увели­чивается.

Теплопроводность – количество тепла, которое про­ходит через массу объекта определенной толщины и пло­щади в фиксированное время при разности температур на противоположных поверхностях в один градус.

Показателем этого свойства является удельная тепло­проводность , или коэффициент теплопроводности, кото­рая характеризуется количеством тепла, проходящего через массу продукта толщиной 1 м на площади 1 м2 за 1 ч при разности температур на противоположных поверхнос­тях в один градус. Поэтому чем больше в товарной партии аэропространство и ниже влажность товаров, тем меньше теплопроводность. Следовательно, сухие товары с высокой скважистостью медленнее охлаждаются.

Теплопроводность товарных партий зависит от тепло­проводности единичных экземпляров, параметров штабе­ля, а также способа размещения товаров в штабеле или насыпи. Для повышения теплопроводности штабеля с ящи­ками применяют такой способ укладки, как шахматный.

М.А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 194 – 202

Содержание

Тема 7.2.

Специфические физические свойства товаров:

Структурно-механические, теплофизические,

Оптические и акустические

Специфичные количественные характеристики при­сущи либо товарным партиям, либо единичным экземпля­рам товаров.

Среди наиболее распространенных количественных ха­рактеристик товарных партий можно назвать: объемную (насыпную) массу, скважистость, сыпучесть, угол наклона насыпи товаров, вертикальное и (или) горизонтальное дав­ление слоя товаров (или отдельных товаров в партии) на строительные конструкции или нижерасположенные слои.

Единичным экземплярам товаров присущи такие спе­цифичные характеристики, как пористость, пластичность, эластичность, вязкость, механическая устойчивость, твер­дость, а также химические и физико-химические свойства.

Объемная (насыпная) масса – это масса единицы объема товаров, выражается в кг на 1м3. Этот показатель используется для характеристики товаров, объединенных в совокупные упаковочные единицы или товарные партии. Особенностью таких товарных масс является наличие пустот между отдельными экземплярами товаров (плоды, овощи, кондитерские изделия) или частицами сыпучих товаров (мука, крупа, крахмал, мел, стиральные порошки). Показатель объемной массы применяют при определении потребности в таре, складских площадях и транспортных средствах для обеспечения товародвижения. Объемная масса зависит от наличия аэропространств (пустот в товарной массе).

Аэропространство товарной массы характеризуется специфическим показателем – скважистостью ( Ск ), который рассчитывается как отношение объема аэропространства к объемной товарной массе ( Vтм ):

Ск = [ ( Vтм – Vт ) / Vтм ] х 100 % , где

Vт – объем товара без аэропространства ( кг/м3 ), который определяется как объем воды, вытесняемый измеряемым товаром.

Структурно-механические свойства – особенности товаров проявляющиеся при ударных, сжимающих, растягивающих воздействиях. Они характеризуют способность товаров сопротивляться приложенным внешним силам или изменяться под их воздействием. К ним относятся:

Ø прочность – способность товара сопротивляться разрушению при воздействии внешней силы, растяжении, сжатии;

Ø твердость – краевая прочность объекта, которая характеризуется сопротивлением проникновению или воздействию внешней силы;

Ø упругость – способность объекта мгновенно возвращаться в изначальное состояние вследствие воздействия внешних факторов;

Ø эластичность – способность объекта в течение определенного времени восстанавливать первоначальную форму;

Ø пластичность – способность товара к необратимым деформациям, вследствие чего изменяется его первоначальная форма, а после прекращения внешнего воздействия, сохраняется новая форма.

Теплофизические свойства – свойства характеризующие индивидуальное термодинамическое (температурное изменение) состояние единичных экземпляров. К ним относятся:

Ø температура плавления и застывания – это температура, при которой отдельные компоненты товаров переходят из твердого состояния в жидкое (плавление) или из жидкого в твердое (застывание). Температура плавления и застывания влияет на структуру (химический состав) товаров, поэтому ее необходимо учитывать при транспортировке и хранении.

Ø температура замерзания – температура, при которой вода из жидкого состояния переходит в твердое. Замерзание влияет на качество потребительских товаров, следовательно, служит одним из важных критериев при выборе температурного режима хранения. У большинства товаров температура замерзания колеблется в пределах от 0 до –50С и зависит от содержания воды, соли, сахара и спирта.

Ø огнестойкость – способность товаров быть устойчивыми к воздействию высоких температур. В зависимости от огнестойкости товары подразделяют на:

→ легкосгораемые – они быстро воспламеняются и горят открытым пламенем. Это пищевые продукты с повышенным содержанием жиров, этилового спирта; непродовольственные товары с повышенным содержанием высокомолекулярных полимеров (химические соединения, состоящие из повторяющихся групп, атомов) – это нефтепродукты, бытовой газ, хлопок.

→ трудносгораемые – не горят открытым пламенем, а тлеют и обугливаются от огня. К ним относятся продукты с повышенным содержанием воды, после испарения, которой образуются трудносгораемые химические соединения; непродовольственные товары: шерсть, кожа.

→ негорючие товары – под воздействием пламени не тлеют, не горят, не обугливаются. Многие из них плавятся при высоких температурах: из пищевых продуктов: минеральные вещества (Fe, Mg, Na, Ca), поваренная соль (NaCl); непродовольственные товары: изделия из стекла, керамики, пластмассы.

Электрофизические свойства – способность товаров изменяться под влиянием внешнего электрического поля. Их показателями являются:

Ø электропроводность – способность товаров проводить электрический ток. По электропроводности все материальные объекты делят на:

проводники – объекты с высокой электропроводностью. К ним относятся вода, металлы (в электрических проводах, шнурах, кабелях), электролиты – растворы кислот, соли, сахара.

полупроводники – объекты со средней электропроводностью (окись меди, мышьяк, углерод; находит применение при производстве радиоприемников, телевизоров, холодильников).

изоляторы – объекты с низкой электропроводностью и высокой электрической прочностью. Применяются в качестве изолирующих материалов для электротехнических товаров (резина, стекло, кожа). Электропроводность материалов служит одним из факторов обеспечения электрической безопасности.

Ø диэлектрическая проницаемость – величина, влияющая на количество энергии, которое может содержаться в объекте (аккумулирована) в виде электрического поля. Диэлектрические свойства присущи потребительским товарам, которые содержат воду, водные растворы солей. Диэлектрическую проницаемость изучают для выявления изменений товаров в электромагнитных полях. Этот показатель зависит от температуры и от химического состава объекта.

Оптические свойства – свойства, обусловленные спо­собностью товаров рассеивать, пропускать или отражать свет. К основным оптическим свойствам относятся:

Цвет – один из важнейших показателей качества, ко­торый может быть охарактеризован и количественно. Цвет товаров зависит от их отражательной способности. Объек­ты, отражающие все длины волн спектра, одинаково окра­шены в ахроматические цвета: белый или черный, а объекты, избирательно отражающие лучи разных длин волн, приобретают соответствующий хроматический цвет. Каждой длине волны (НМ) соответствует определен­ный цвет: красный – 760 – 620; зеленый – 530 – 500; оран­жевый – 620 – 590; голубой – 500 – 470; желтый –590 – 560; синий – 470 – 430; желто-зеленый – 560 – 530, фио­летовый – 430 – 380.

Указанные цвета называются основными. Их сочетания и переходные оттенки составляют все многообразие окра­сок товаров. Их названия иногда указывают на сочетания основных цветов (красно-оранжевый, зелёно-голубой) или имеют самостоятельные названия (пурпурный – красно-фиолетовый, вишневый – темно-красный с фиолетовым оттенком).

Цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью, свет­лотой и насыщенностью.

Цветовой тон зависит от спектрального состава света, попадающего на сетчатку глаза, чувствительные элементы которой воспринимают три основных цветовых тона: красный, синий, жёлтый. Остальные цвета являются переходными: оранжевый – переходный между красным и желтым, желто-зеленый – между желтым и зеленым, фиолетовый – между синим и красным.

Яркость характеризуется количеством световой энер­гии, которую товар излучает, а светлота – количеством световой энергии, которую товар отражает. Например, то­вары, имеющие розовый, бледно-желтый, бледно-голубой цвета, отражают меньше световой энергии, чем интенсивно красный, желтый или голубой цвет.

Яркость и светлота – субъективные характеристики цвета, так как воспринимаются различно в зависимости от фона и степени освещенности объекта. Многие цвета на черном фоне кажутся более светлыми, чем на белом.

Насыщенность цвета – способность объекта из­бирательно пропускать или отражать свет в разной степе­ни. Чем выше степень избирательного отражения света, тем яснее выражен цветовой тон. Например, наибольшей степенью отражения характеризуется идеально белый цвет. С уменьшением степени отражения появляются многочис­ленные оттенки белого (более 30), а затем и серого цвета. Чем ближе отражательная способность к наименьшему пределу, тем темнее цвет товара. Идеально черный цвет имеют товары с наименьшей отражательной способностью.

Насыщенность хроматического цвета зависит от степени разбавления его белым или черным цветом. Различают разбавленные цвета (цвета, насыщенность которых уменьшается белым цветом) и затемненные цвета (цвета, уменьшение насыщенности которых происходит за счет черного цвета).

Прозрачность обусловлена пропускающей способнос­тью товара. Наибольшей пропускающей способностью об­ладают истинные растворы. Жидкие прозрачные напитки, парфюмерные товары, изделия из стекла отличаются вы­сокой пропускающей способностью.

Преломляемость – способность объекта преломлять световые лучи, зависящая от содержания растворимых ве­ществ, различных включений, состояния поверхности.

Преломляемость используют для определения концент­рации растворимых веществ. Чем больше содержание рас­творимых веществ, тем больше коэффициент преломле­ния.

Акустические свойства – способность товаров изда­вать (излучать), поглощать и проводить звук.

Звук воспринимается ухом человека. На слуховую пере­городку воздействуют колебания, создаваемые звуком в упругой среде и называемые акустическим полем.

Основными характеристиками акустического поля яв­ляются: частота упругих колебаний, спектр и скорость звука, амплитуда, волновое или удельное акустическое сопротив­ление среды и их производные: звуковое давление, сила (интенсивность) и тон звука, колебательная скорость.

Спектр звука – совокупность простых гармоничных колебаний. Спектр бывает сплошным и линейчатым. Сплош­ной спектр состоит из непериодических колебаний, энергия которых распределена в широкой области частот и вос­принимается ухом как шумы. Линейчатый спектр отлича­ется периодичностью колебаний с определенным соотно­шением частот, кратных частоте основного, наиболее мед­ленного, колебания. Таким спектром характеризуются, на­пример, музыкальные звуки.

Сила (интенсивность) звука – мощность звуковых ко­лебаний, проходящих через единицу поверхности, располо­женную перпендикулярно направлению распространения звука.

Тон звука – звуковые колебания, имеющие определен­ную периодичность во времени. Различают высоту тона, определяемую частотой основного колебания, и тембр звуков, придающий им определенную окраску. Зву­ковые частоты делятся на интервалы, за единицу измере­ния которых принята октава.

Акустические свойства материалов или изделий имеют практическое значение для количественных характеристик ряда потребительских товаров. В зависимости от акусти­ческих свойств можно выделить три группы товаров: зву­ковые или аудиотовары; звукопроводящие; звукоизоляци­онные.

М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 202 – 224

Содержание

 

Глава 8.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 802.