Под системой органов местного самоуправления понимается совокупность самоуправляющихся структурных единиц, действующих в муниципальном образовании, объединенных едиными целями и задачами по обеспечению и решению вопросов местного значения.
В систему органов местного самоуправления входят:
1. избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
2. глава муниципального образования;
3. местная администрация;
4. органы контроля муниципального образования;
5. избирательная комиссия муниципального образования;
6. органы общественного территориального самоуправления;
7. органы управления, наделенные отдельными полномочиями органов местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской федерации осуществляется гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления. Органы МСУ – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом МО органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Модели управления на территории МО зависит от следующих факторов:
1. от способа избрания главы МО
2. от того, какой орган МСУ возглавляет глава МО
3. от вида МО и плотности сельского населения на территории данного субъекта РФ
4. от наличия в МО органов МСУ, не предусмотренных законом 2003 года, но закрепленных в уставе МО.
МОДЕЛЬ №1
Глава МО избирается населением непосредственно и руководит представительным органом МСУ. Глава администрации избирается по конкурсу.
МОДЕЛЬ №3
Глава МО избирается населением непосредственно и руководит местной администрацией.
МОДЕЛЬ №4
Глава МО избирается из состава представительного органа и возглавляет местную администрацию. При этом представительный орган возглавляет председатель, избираемый из его состава.
МОДЕЛЬ №5
Глава МО избирается по итогам конкурса представительным органом и возглавляет местную администрацию. Представительным органом руководит председатель, избранный из его состава.
МОДЕЛЬ №6
Применяется в сельских поселениях. Глава МО независимо от способа избрания возглавляет оба органа одновременно.
МОДЕЛЬ №7
Применятся исключительно в сельских поселениях с населением менее 100 (300) человек, обладающих избирательным правом.
51. Муниципальный район как вид муниципального образования. Формы взаимодействия органов местного самоуправления муниципального района с органами местного самоуправления поселений.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района, который определён с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
поселение - городское или сельское поселение;
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
Территориальная организация местного самоуправления имеет двухуровневую структуру. На первом уровне - поселения. На втором - муниципальные районы. Наличие обоих уровней обязательно. Исключение из общего правила - городские округа, соединяющие в своей компетенции полномочия обоих уровней. Однако объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы не означает подчинения первых вторым. Все муниципальные образования в пределах своей компетенции самостоятельны.
Объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы преследует, во-первых, цель усиления их взаимодействия, сотрудничества. Так, органы местного самоуправления входящих в муниципальный район поселений, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Они могут учреждать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Во-вторых, названное объединение нацелено на специализацию полномочий муниципальных образований первого и второго уровней. Законодатель постарался наделить городские, сельские поселения, с одной стороны, и муниципальные районы - с другой, разными задачами, функциями. Так, муниципальные районы призваны прежде всего решать задачи межпоселенческого характера.
Отношения между разноуровневыми муниципальными образованиями следует охарактеризовать не как их административное соподчинение, а как муниципальную связь.
территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.
Если городские и сельские поселения образуются в целях максимального приближения органов местной власти к населению, решения вопросов жизнеобеспечения населения в основном для удовлетворения ежедневных потребностей населения, то муниципальные районы создаются для исполнения тех функций в вопросах местного значения, которые нецелесообразно исполнять в каждом отдельно взятом поселении и для исполнения которых требуются значительные ресурсы.
При этом указанные вопросы по своей природе являются местными и не могут решаться органами государственной власти. Кроме того, Конституцией РФ предусмотрена возможность возложения на органы местного самоуправления исполнения отдельных государственных полномочий, которые, за редким исключением, также требуют привлечения больших, чем у поселений, ресурсов и большей централизации. Муниципальные районы обладают также большими, чем поселения, возможностями в решении вопросов социально-экономического развития территории.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 808.