Тема: «Понятие об операции. Предоперационный период»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ирбитский филиал

государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

 «Свердловский областной медицинский колледж»

 

ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.01 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ 

РАЗДЕЛ: Сестринская помощь в хирургии

 

 

Методическая разработка

(информационно-методический блок для преподавателя)

Специальность 060501 Сестринское дело

 

 

ИРБИТ

2014

Понятие об операции. Предоперационный период: методическая разработка теоретического занятия; раздел Сестринская помощь в хирургии, МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях, ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах/ - Ирбитский филиал ГБОУ СПО «СОМК», 2014 – 35стр. / 8454 слов.

 

Рассмотрено

ЦМК КДСД

Протокол №1

«2» сентября 2014г

Председатель ________ /НГ Киселева/

                    

 

Методическая разработка по теме «Понятие об операции. Предоперационный период» составлена в помощь преподавателям ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах при подготовке и проведению теоретического занятия. Содержание методической разработки соответствует требованиям ФГОС и рабочей программе профессионального модуля.

Методическая разработка теоретического занятия: «Основы трансфузиологии. Определение групп крови» составлена преподавателем высшей квалификационной категории – Киселевой Н.Г.

 

Раздел: Сестринская помощь в хирургии МДК.02.01 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗДОРОВЬЯ) ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах

Методическое обеспечение

1. методическая разработка для преподавателя

2. тематическое планирование раздела Сестринская помощь в хирургии

3. рабочая программа ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах

Наглядные пособия

4.  Презентация «Предоперационный период»

Раздаточный материал

5. раздаточный материал по теме (Приложение 1,2, 3)

ТСО

6. Компьютер

7. Экран

8. Проектор

Оснащение

Список литературы

1. Аванесьянц Э.М., Цепунов Б.В., Французов М.М. Пособие по хирургии: - М.:АНМИ, 2002

2. Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии – Ростов на\Д: Феникс,2007

3. Сестринское дело в хирургии: Практикум/ Барыкина Н.В., Чернова О.В.; под ред. к. м. н. Б. В. Карабухина.- Изд. 9-е – Ростов на\Д: Феникс,2012

4. Стецюк Г.Н.Сестринское дело в хирургии, М.,ГЭОТАР-Мед.,2014

5. Сестринское дело: профессиональные дисциплины: учеб.пособие/по ред.Г.П.Котельникова – Р н/Д:Феникс,2007

План проведения занятия

№ п\п   Этапы   Задание и рекомендации Формируемые компетенции (проявление признаков)   Хронометраж
1. Организационный Выявление отсутствующих, выявление причин. Проверка внешнего вида, устранение недостатков. Готовность студентов к занятию.

ОК. 1  

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

1 минута
2. Сообщение темы, мотивация, определение целей Сообщение темы занятия, постановка цели и её мотивация.   3 минуты
3. Изложение нового материала   использование мультимедийной презентации Основные вопросы изучаемой темы: 1. Предоперационный период, его цели и задачи. 2. Понятие о диагностическом этапе предоперационного периода: определение срочности операции, показания к операции, оценка функционального состояния органов и систем. 3. Порядок оформления документов для госпитализации. 4. Особенности обследования пациентов для оперативного вмешательства (планового, срочного, экстренного). 5. Сестринский процесс при подготовке и проведении диагностических процедур пациенту и обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала. Правила выполнения основных лечебных процедур (уход за полостью рта, кожными покровами, промывание желудка, постановка очистительной клизмы и газоотводной трубки, подкожные и внутримышечные инъекции и др.). 6. Психологическая и соматическая подготовка пациента к операции. Непосредственная подготовка пациентов к плановой и экстренной операциям. 7. Особенности предоперационной подготовки детей и лиц пожилого и старческого возраста. Режим больного после премедикации. 8. Выполнение основных лечебных процедур в зависимости от характера операции и вида анестезии по назначению врача. 9. Выявление нарушений в состоянии больного. 10. Выявление и решение проблем пациента, связанных с предстоящей операцией. 11. Подготовка операционного поля. 12. Проведение гигиенических процедур в день операции. 13. Транспортировка пациента в операционную с учетом его состояния. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования ПК 2.5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса ПК 2.6 Вести утверждённую медицинскую документацию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач   70 минут
4. Закрепление и систематизация изученного материала   Фронтальный опрос (Приложение 2)    ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса ПК 2.3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования ПК 2.5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса ПК 2.6 Вести утверждённую медицинскую документацию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач 15 минут
5. Задание на дом Учить конспект, читать стр. 436-457 в уч.пос Стецюк В.Г. «Сестринское дело в хирургии»   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач 1 минута

Раздел: Сестринская помощь в хирургии МДК.02.01 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗДОРОВЬЯ) ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах

Предоперационный период

Это время с момента принятия решения об операции до доставки больного в операционную и начала операции. Продолжительность предоперационного периода зависит от тяжести состояния больного, характера заболевания, срочности операции.

Цели и задачи предоперационного периода (слайд 3):

§ Обеспечение переносимости операции

§ Уменьшение вероятности развития осложнений

§ Создание условий для ранней реабилитации пациента

Основная цель предо­перационного периода и подготовки больного в нем — максимально снизить возможность развития осложнений во время операций и в послеоперационном периоде.

Задача врача — поставить окончательный диагноз, который решает вопрос о срочности операции, затем необходимо выполнить в опре­деленной последовательности основные действия, обеспечивающие подготовку больного к операции:

• определить показания и срочность операции, сроки выполнения, выяснить противопоказания;

• выявить состояние жизненно важных функций основных орга­нов и систем (сопутствующие заболевания); с этой целью провес­ти необходимые дополнительные клинические, лабораторные и диагностические исследования;

• максимально скорригировать выявленные нарушения органов и систем больного;

• определить степень анестезиологического и операционного рис­ков;

• провести психологическую, соматическую (физическую), специ­альную подготовки непосредственно перед операцией;

•  подготовить операционное поле, транспортировать больного воперационную и уложить на операционный стол.

Среднему медицинскому персоналу отводится важная роль в кон­кретной реализации предоперационной подготовки.

Примеры периоперативной деятельности медицинской сестры в предоперационном периоде показаны в карте предоперационного периода (Приложение 1).

Диагностический этап

Определение срочности операции. Характер заболевания, кото­рый представляет угрозу для жизни больного, требует экстренной операции и без ее проведения заканчивается летальным исходом. Проведение таких операций называется еще по жизненным показа­ниям или абсолютным. К ним относятся профузные кровотечения, асфиксия, острые заболевания органов брюшной полости, повреж­дения и заболевания, вызывающие развитие гнойного перитонита, острые гнойно-воспалительные заболевания. Эти операции выполняются через несколько минут после поступления больного в ЖГУ. Единственным противопоказанием к выполнению экстренных опе­раций является агональное состояние больного.

При некоторых заболеваниях возможна отсрочка экстренной опе­рации для подготовки больных к операции, находящихся в очень тяжелом состоянии.

По срочности выполнения различают экстренные операции, когда промедление не терпит отлагательства (острый аппендицит, перфоративная язва желудка, ОКН и др.). Эти операции проводят в течение 2 ч от момента поступления пациента в стационар. Когда на счету каждая минута и пострадавшему угрожает смерть (ране­ние сердца, профузное кровотечение, асфиксия и пр.), операции выполняются немедленно по жизненным показаниям. Показаниями к экстренной операции являются все виды острой хирургической инфекции (абсцесс, флегмона, гангрена и др.), так как они, про­грессируя, ведут к интоксикации с риском развития сепсиса и дру­гих осложнений.

Срочные операции выполняются в период с 24 ч до нескольких суток с момента постановки диагноза (злокачественные опухоли, острая хирургическая инфекция). Выполнять их в любое время суток нет необходимости, так как непосредственной угрозы жизни не существу­ет. Но и откладывать тоже нельзя из-за опасности развития для жизни осложнений (метастазы, сепсис, гнойный перитонит и др.).

Плановые операции проводят в оптимальные и согласованные с больным сроки. Имеется возможность тщательно подготовить больного к операции и провести мероприятия по предупреждению возможных осложнений во время операции и в послеоперационном периоде. Проведение плановой операции на ее исход не влияет.

Слайд 5

Показания к операции. Они могут быть абсолютными и относи­тельными. Абсолютными показаниями к плановой операции явля­ются злокачественные новообразования различных органов, стеноз пищевода, механическая желтуха и др. Относительными показаниями к операции являются заболевания, не представляющие угрозу для жизни больного (варикозная болезнь подкожных вен нижних конеч­ностей, неущемленные грыжи, доброкачественные новообразования, желчнокаменная болезнь (ЖКБ), язвенная болезнь желудка и двенад­цатиперстной кишки и др.). По относительным показаниям операции выполняются в плановом порядке.

Слайд 6

Различают следующие показания к операции: абсолютные, условно­абсолютные, относительные.

Абсолютные показания возникают в тех случаях, когда заболевание угрожает жизни пациента, а оперативное вмешательство является единст­венным методом лечения, которое может в большинстве случаев ликвиди­ровать эту угрозу. В неотложной хирургии применяется термин «операция по жизненным показаниям», что соответствует абсолютным показаниям.

Условно-абсолютные показания возникают в тех случаях, когда забо­левание нарушает здоровье, снижает трудоспособность, а оперативное вмешательство является единственным методом лечения, которое может в большинстве случаев обеспечить восстановление здоровья и/или работо­способности.

Относительные показания возникают в тех случаях, когда заболева­ние нарушает здоровье, снижает трудоспособность, а оперативное вме­шательство является одним из методов лечения, которое в большинстве случаев может обеспечить восстановление здоровья и/или работоспособ­ности.

Противопоказания к операции:

· лихорадка

· менструации

· гнойничковые заболевания кожи

СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Физикальное обследование

Физикальное обследование дает основные данные о пациенте: рост, масса тела, показатели жизнедеятельности, неврологическиil статус. Записываются уровень сознания пациента, ориентирован ность, способность выполнять команды. Медсестра должна знать признаки дегидратации, нарушенного питания. Важными находками при предоперационном физикальном обследовании являются сыпь, ранки, повреждения кожи или признаки инфекции. Объем движений и ограничения физических функций фиксируются для сравнения с послеоперационным периодом.

Хирургический и анестезиологический анамнез. Понимание того, как пациент перенес хирургическое вмешательство в прошлом, помо­жет определить возможный круг проблем, который способен возник­нуть при нынешнем вмешательстве.

Необходимо записать дату, тип, причину, а также осложнения, такие как инфекция, кровотечение, проблемы с дыханием, тромбо­эмболии предыдущего хирургического вмешательства, если таковое имело место быть. Необходимо отметить наличие или отсутствие осложнений, а также семейный анамнез по осложнениям, связанным с анестезией. Возможна генетическая предрасположенность к таким осложнениям, как длительный наркотический сон и злокачественная гипертермия (генетически обусловленная гипертермическая реак­ция на некоторые препараты). Важным является то, как пациент в целом перенес анестезию и хирургическое вмешательство в прошлом. Остались у него положительные впечатления или отрицательные? Что не понравилось пациенту? Часто такая информация позволяет выявить конкретные проблемы, пожелания и ожидания пациента, которые могут быть рассмотрены в медсестринском плане ведения больного.

Лекарственная терапия. В истории болезни пациента должна содер­жаться информация о препаратах, принимаемых пациентом на дан­ный момент и ранее, случаях аллергических реакций и чувствитель­ности к препаратам. Должны быть описаны рецептурные и безрецептурные препараты, использованные больным за 6 мес до вмешательства с указанием названия, дозы, способа введения. Необходимо указать употребление больным табака, алкоголя, наркотиков (как для развлечения, так и в лечебных целях). Необходимо выяснить, принимал ли пациент растительные лекарственные препараты, потому что некоторые из них обладают фармакологическими свойствами.

Преморбидный статус

Как показано в табл. 6.3, некоторые хронические заболевании могут повысить риск хирургического вмешательства и анестезии, создать проблемы перед операцией и требовать более тщательного обследования пораженной системы организма. Выявление хроничес­ких и острых ситуаций помогает медсестре предусмотреть возможные проблемы и определить необходимые мероприятия.

Питание

Утром перед операцией пациентам, которым будут проводить вме­шательство без анестезии или под местной анестезией, в зависимости in установки лечебного учреждения и мнения анестезиолога, могут предложить легкий завтрак или воду. Если планируется общая анестезия, пациент не должен принимать пищу и воду в течение 8—12 ч перед операцией. Обычно пациенту запрещают есть и питье полуночи перед операцией. Это необходимо для снижения риска аспирации желудоч­ного содержимого в легкие. Если пациенту в это время необходимо принять лекарство, то разрешается запить небольшим количеством моды (не более 30 мл). При признаках обструкции желудочно-кишечного тракта может потребоваться установка назогастрального зонда.

Если операция проводится на брюшной полости, особенно с вовлечением желудка, кишечника, прямой кишки, необходимо провести подготовку кишечника, которая заключается в его очищении, умень­шении бактериального загрязнения и включает назначение слаби­тельных клизм. Использование препаратов для очищения кишечника перед операцией, особенно вместе с ограничением приема пищи и воды, может привести к дегидратации организма, электролитным нарушениям. Для предотвращения или устранения дегидратации назначают внутривенную инфузию жидкостей. При признаках дефи­цита питания, обезвоживания, электролитных нарушений, возмож­но, придется отложить операцию до их коррекции. Ожирение значи­тельно повышает риск анестезии и самой операции. Кроме того, это может осложнить работу хирургов. Жировая ткань плохо заживает, в ней чаще развивается инфекция, чаще отмечается расхождение швов. У пациентов с избыточной массой тела чаще возникает интраоперационная травма давлением, связанная с положением тела во время операции. Гиповентиляция и дыхательные осложнения, а также тромбофлебит чаще встречаются у пациентов с избыточной массой тела. Если позволяет время, пациентам с выраженным ожирением можно назначить диету для похудения.

Гигиена

Подготовка кожи заключается в удалении грязи и микробов с поверхности кожи и подавлении роста микробов при минимальном раздражении ткани. Хирург может попросить пациента помыть ими потереть кожу в области операционного разреза с антибактериальным мылом или раствором. Обычно пациенту рекомендуют тщатель­но помыться несколько раз за день до операции. Удаление волос с операционной области эпилятором проводится за час до прибытии в операционный блок. Для снижения вероятности развития раневой инфекции бритье волос в операционном поле должно быть ограничь но по площади необходимым минимумом. Ссадины, порезы, надрывы и ожоги кожи после бритья при подготовке нарушают ее барьерную функцию. Эпиляция может быть проведена вместо бритья во избежа­ние порезов, однако используемые для этого препараты могут вызвать раздражение кожи у чувствительных пациентов, особенно в области паха и подмышек.

Перед переводом в операционный блок медсестра заставляет паци­ента удалить все косметические средства с тела и лица. Макияж изменяет цвет кожи, тушь и другие средства для ухода за ресницами могут осыпаться и вызвать в глазу пациента, находящегося под анестезией, повреждения роговицы или реакцию на инородное тело. Анестезиолог также может потребовать, чтобы пациент перед операцией удалил весь лак с ногтей, так как лак может помешать проведению пульсовой оксиметрии, которая проводится во время операции для определении уровня оксигенации. Анестезиолог имеет право потребовать от боро­датых пациентов подстричь или сбрить бороду перед операцией, что облегчит интубацию трахеи.

Ценности и протезы

Пациент поступает в операционную без ювелирных украшений. Ценности должны быть оставлены членам семьи или тщательно описаны и сданы на хранение, согласно установке лечебного учреж­дения. Перед операцией все протезы должны быть описаны и сданы на хранение. Контактные линзы должны быть сняты во всех случаях. Вставные челюсти, мосты, ортодонтические приспособления должны быть удалены, так как они могут выпасть в глотку с последующей аспирацией или обструкцией дыхательных путей. Снятие протезов, НМ ков, слуховых аппаратов вызывает чувство беспомощности у пациентов, повышает беспокойство, создает трудности при общении с ним. Мри возможности эти приспособления могут быть оставлены пациенту у в операционной. В этих случаях члены операционной бригады должны знать об их наличии, возможно, необходимо будет удалить их непосредственно перед введением или после введения наркоза.

Покарственная терапия

Из табл. 6.3 видно, как медикаментозная терапия может спрово­цировать некоторые операционные проблемы и поэтому должна быть рассмотрена в предоперационной подготовке. Большинство препаратов пациент может принимать во время подготовки до дня операции включительно. Наиболее известными исключениями из этого правила, препаратами, которые перед операцией должны быть отменены и л и их применение должно быть ограничено, являются антикоагулянты и аспирин (прием этих препаратов может повысить операционную кровопотерю), ингибиторы моноаминоксидазы (их взаимодействие со многими анестетиками опасно для пациента), гипогликемические препараты (могут вызвать выраженную гипогликемию, если пациент не ест). Можно изменить путь введения препарата на внутримышеч­ный (в/м) или внутривенный (в/в), если пероральный прием противо­показан. Перед операцией некоторые препараты могут быть назначе­ны хирургом или анестезиологом. Премедикация назначается для уменьшения тревоги, для плавного и безопасного проведения анес­тезии. Для большей эффективности премедикация проводится за И)—40 мин до начала анестезии. Как правило, премедикация вклю­чает один или несколько из перечисленных препаратов: наркотик, М-холиноблокатор (препарат, снижающий выделение слюны), барбитурат/транквилизатор. Преданестетические препараты используются гораздо реже, чем раньше. Короткая премедикация: промедол 2% —1 мл; атропин — 0,5—1,0 мл; димедрол — 1—2 мл. Отмечается тенден­ция к более частому использованию пероральных препаратов, чем внутримышечных инъекций. Фармакологические препараты не заме­няют соответствующей эмоциональной подготовки. Часто психоло­гическая подготовка позволяет уменьшить или вообще отказаться от назначения успокоительных препаратов или транквилизаторов. После введения премедикации пациенту рассказывают о действии препаратов, предохраняют его от травм. Необходимо поднять боковые

• перекладины кровати, установить звонок вызова рядом с пациентом объяснить ему необходимость не вставать с кровати. Надо следить щ появлением побочных эффектов, особенно за признаками подавления дыхательного центра или избыточной седации после введении наркотиков, транквилизаторов или барбитуратов.

Обучение

• Предоперационные рекомендации должны содержать общую информацию, изложенную в обучающей инструкции для пациентов. В них необходимо указать, что пациенту предстоит перенести но время операции и как пациент может участвовать в процессе выздовровления. Основываясь на потребностях пациента, обучение строится на его знаниях, понимании, ожиданиях.

• Хорошо информированные пациенты, знающие о том, что про­изойдет во время операции, способны лучше справиться с операционным стрессом. Пациенты должны знать, какие тесты будут про­ведены, когда и почему они не должны есть и пить перед операцией, какие предоперационные процедуры и когда будут проведены (подго­товка кишечника и кожи, премедикация, перевод в операционную), Необходимо также дать объяснение относительно реанимационной палаты. Пациента следует предупредить о перевязках и других пред­полагаемых лечебных манипуляциях, таких как установка желудоч­ного зонда, мочевого катетера, дренажей. Проводится знакомство с медперсоналом, который будет участвовать в уходе и поможет паци­енту подготовиться к операции.

Респираторный уход

• После операции отмечается снижение вентиляции легких и газо­обмена. Степень нарушения дыхательной функции зависит от инди­видуальных особенностей пациента, продолжительности анестезии, хирургического доступа. Для более быстрого выделения анестетика проводится профилактика спадения альвеол, стимуляция выделения мокроты после операции. Пациента необходимо обучить глубокому дыханию (или длительному вдоху) и кашлю.

• Техника глубокого дыхания или длительного вдоха заключается и следующем. Пациент делает медленный вдох через нос, задерживает дыхание на несколько секунд, затем медленно выдыхает через рот. Для данной техники наибольший эффект достигается при брюш­ном типе дыхания. Научите пациента для контроля класть руки на нижние ребра или верхнюю часть живота. При глубоком дыхании пациент должен чувствовать экскурсию (движение) живота с каждым вдохом. Попутно эта методика помогает многим пациентам расслабиться.

• После нескольких глубоких вдохов пациент должен глубоко откаш­ляться из легких, а не из глотки. Глубокое дыхание способствует выде- иснию мокроты по дыхательному тракту, а также стимулирует кашле- иой рефлекс. В противном случае пациент должен откашляться сам.

• Как правило, функция дыхания страдает в наибольшей степени после операций на грудной клетке и брюшной полости. После опе­рший для уменьшения дискомфорта в области разреза при глубоком дыхании и кашле можно использовать шинирование. Шинирование, проводится ли оно медсестрой или пациентом, заключается в наложе­нии руки, одеяла, подушки или другого мягкого предмета на область разреза с целью уменьшения натяжения. В дополнение к шинирова­нию в случае болезненных разрезов можно использовать анальгетики перед проведением техники глубокого дыхания или кашля.

Повороты и движения тела

• Для предотвращения венозного стаза и улучшения мышечного тонуса, кровообращения, дыхания после операции пациент должен поворачиваться в кровати. Будучи в кровати, пациент должен переворачиваться с одного бока на другой, по крайней мере, каждые 2 ч. При отсутствии противопоказаний можно проводить упражнения для конечностей: сгибание и разгибание, вращение в голеностопных, коленных, бедренных, лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Пациента необходимо научить ритмично напрягать и расслаблять основные группы мышц тела, что способствует улучшению кровооб­ращения. Для эффективности упражнения должны проводиться каж­дый час по несколько раз во время бодрствования пациента. Пациенту необходимо сообщить заранее, какой уровень активности от него ожидается после операции. По возможности пациент после операции должен как можно раньше встать с кровати и начать ходить. При акти­визации предупредите пациента обо всех возможных ограничениях.

Оценка результатов/документирование

• Оценка состояния пациента — постоянный процесс в предопе­рационной работе медсестры. Можно проверить подготовленность пациента, попросив его повторить информацию, или продемонстри­ровать практические навыки, такие как шинирование места разреза или проведение дыхательных упражнений. Предоперационный лист поможет проверить и зафиксировать, все ли необходимые приготов­ления были сделаны перед тем, как начнется операция. Оценивается выполнение конкретных задач медсестры, которые ставятся для каж­дого больного в предоперационный период, таких как сбор данных, подготовка к операции и анестезии, преодоление тревоги, предопера­ционное обучение. Вся необходимая информация должна быть четко записана в медицинской карте больного (и/или сестринской истории болезни). Перед операцией пациент должен в общих чертах представ­лять этапы лечения и мероприятия послеоперационного ухода.

• Конечная оценка сестринской помощи пациенту проводится по окончании всего хирургического лечения.

• При оценке результатов рассматривается, насколько были выпол­нены цели и желания пациента, которые учитывались во время пре­доперационной подготовки. Лучшую оценку достижения поставлен­ных перед пациентом задач (целей) даст сам пациент. Удовлетворен ли пациент достижением целей, поставленных в предоперационный период? Если в предоперационный период цели сестринского ухода и задачи пациента совпали, значит, пациент подготовлен к новому периоду хирургического лечения. В предоперационный период у медсестры есть возможность создать твердый фундамент для всего остального лечения. Окончательный успех и исход хирургического лечения во многом зависят от работы медсестры в предоперационный период.

Информированное согласие

• Перед операцией во всех случаях, за исключением нестандартных ситуаций, пациент должен подписать информированное согласие на проведение вмешательства. Чтобы информированное согласие было законным, должны быть соблюдены три основных условия. Решение должно быть добровольным, пациент должен быть проинформирован о предстоящем вмешательстве и возможных осложнениях, пациент должен быть достаточно компетентным, т.е. способным оценить информацию и возможности выбора. Супруги и дети не могут при­нять решение за компетентного взрослого пациента.

• Если больной без сознания, согласие на операцию должны дать родственники, а в случае их отсутствия вопрос решает консилиум в составе двух и более врачей.

До подписания информированного согласия нельзя вводить ни одного препарата премедикации!

Карта пациента

Перед переводом в хирургическое отделение необходимо прове­рить, полностью ли заполнена карта пациента.

Необходимыми являются следующие данные:

• параметры жизнедеятельности;

• аллергологический анамнез;

• неврологический статус;

• подвижность и ограничения подвижности;

• состояние кожи;

• протезы;

• особенные потребности пациента;

•лист информированного согласия: подписанный, заверенный, датированный;

• обучение пациента;

• полная история заболевания.

А также при необходимости:

• рентгенологическое исследование;

• лабораторные данные;

• введение премедикации;

• полные записи консультаций.

Будучи под общим наркозом, пациенты не могут назвать себя. На всех пациентов при переводе в операционную должны быть надеты идентификационные браслеты.

Обезболивание

Большинство, хотя и не все пациенты, испытывают боль после операции. Послеоперационная боль создает неудобства пациен­ту, замедляет восстановление, может повлиять на исход лечения. Клинические исследования показали, что использование внутри­мышечных инъекций наркотических препаратов (по необходимости) не обеспечивает адекватного обезболивания примерно у половины пациентов. Необходимо применять направленный агрессивный под­ход по профилактике послеоперационной боли, оценке и ведению всего операционного периода. Это поможет эффективно бороться с послеоперационной болью и улучшить результаты лечения.

Предоперационная подготовка в плане обезболивания дол ж нм включать следующие этапы:

•обсудите с пациентом, какие болевые ощущения он испытьмшл в прошлом, узнайте его мнение насчет боли, предпочтения при обезболивании;

• расскажите пациенту о методах обезболивания, при каких ситун циях следует их использовать;

•вместе с пациентом обсудите план оценки боли и обезболивания;

• научите пациента оценивать боль, определите уровень послсо перационной боли, при котором необходимо применить аналь гезию;

• расскажите пациенту о нелекарственных способах снятия боли и научите его им;

• объясните пациенту, что если после введения обезболивающего препарата боли сохраняются, об этом необходимо сообщить; не стоит терпеть и преуменьшать боль, так как от боли легче изба виться в начале ее появления, чем при длительном течении.

6. Психологическая и соматическая подготовка пациента к операции. Непосредственная подготовка пациентов к плановой и экстренной операциям.

Предоперационная подготовка

Различают три вида предоперационной подготовки: психологичес­кую, физическую и специальную.

Непосредственным результатом психологической подготовки пациента является уменьшение потребности в препаратах для премедикации и послеоперационного обезболивания.

Цель — успокоить пациента, вселить в него уверенность в благо­получном исходе операции. Медсестра проводит беседу с пациентом, его родственниками и близкими людьми, чтобы создать довери­тельные отношения между ними и медперсоналом. В этом случае большую роль играет морально-психологический климат в палате и в отделении. Врач, медицинская сестра должны убедить пациента в необходимости операции и получить его согласие, особенно, если он отказывается от нее. Если пациент без сознания, согласие на опе­рацию дают родственники, а в случае их отсутствия вопрос решает консилиум.

Предоперационная психологическая подготовка включает инфор­мирование пациента о том, что должно произойти, обучение спосо­бам преодоления напряжения и дискомфорта. Подготовка должна быть основана на пожелании пациента получить информацию об операции и ожидаемых им результатах вмешательства, а также на отношении пациента к операции. Некоторые пациенты хотят полу­чить только необходимую информацию, другим надо знать каждую деталь.

Предоперационная информация дает возможность пациенту мысленно представить развитие событий. Медсестра эмоционально поддерживает пациента, поощряет в нем чувство причастности к собственной судьбе (например, обучает пациента методикам про­филактики послеоперационных осложнений и ускорения выздоров­ления). Подбадривание пациента может продолжаться различными способами. Подготовка, когда это возможно, должна затрагивать членов семьи и близких людей. Перед операцией тревога и страх семьи влияют на пациента, а волнения пациента влияют на членов семьи. Многих пациентов ободряют присутствие и поддержка знакомых людей. Ожидание конца операции может быть очень тяжелым для членов семьи и друзей. Им надо показать, где они могут ждать, пока идет операция, по возможности отвлечь их на время долгой опера­ции.

Для проведения психологической подготовки можно использовать лекарственные препараты (седативные, транквилизаторы), особенно у эмоционально-лабильных пациентов.

Физическая подготовка. Даже при безупречно выполненной опера­ции, если не учтены нарушения функции органов и систем организма, не проведена их коррекция до, во время и после вмешательства, успех в лечении сомнителен и исход операции может быть неблагоприятным. Подготовка органов и систем гомеостаза должна быть комплексной и включать следующие мероприятия:

• улучшение сосудистой деятельности;

• борьбу с дыхательной недостаточностью;

• дезинтоксикационную терапию;

• коррекцию нарушений в системе гемостаза.

При физической подготовке особое внимание уделяют профилак­тике эндогенной инфекции.

Если у пациента есть очаги хронической инфекции, то необходимо произвести санацию органов, а при необходимости назначить лечение антибиотиками.

Специальная подготовка обусловлена характером заболевания, локализацией патологического процесса и особыми свойствами орга­на, на котором выполняется операция. Так, предстоящая операция на толстом кишечнике требует специальной подготовки пациен­та: бесшлаковая диета, прием слабительных препаратов. Назначают очистительные клизмы. За 2—3 дня до операции дают перорально пациенту антибиотики широкого спектра действия, чтобы уменьшить бактериальную обсемененность толстой кишки и тем самым снизить риск инфицирования окружающих тканей и кишечных швов в после­операционном периоде.

Различные хирургические заболевания, подвергающиеся опера- м1 иному вмешательству, в зависимости от локализации патологичес­кого процесса и состояния больного имеют свои особенности при предоперационной подготовке, которые рассматриваются в курсе частной хирургии. Предоперационная подготовка имеет свои особен­ности подготовки детей, больных пожилого и старческого возраста.

 

7. Особенности предоперационной подготовки детей и лиц пожилого и старческого возраста. Режим больного после премедикации.

Пациенты пожилого и старческого возраста и операция. В пожилом иозрасте операция и анестезия являются большим испытанием для пациента в связи со снижением способности к адаптации и компен­сации. Исследования по изучению операционного риска и исходов хирургического лечения часто показывают большую частоту ослож­нений у пожилых пациентов, хотя результаты операции не позволяют ныявить влияние возраста пациента на исход. Возраст не является показателем неблагоприятного исхода, поэтому, несмотря на то что с возрастом отмечается снижение функции всех органов, гериат­рические пациенты не являются просто немощными взрослыми. Специфическими факторами, повышающими риск хирургического вмешательства или потребность в медсестринских процедурах, явля­ются состояние питания, психическое здоровье, функциональные способности пациента. Необходима специальная предоперационная оценка и уход за пожилыми пациентами. Медсестринская история заболевания может выявить возрастные изменения и сопутствую­щие заболевания. Пожилые пациенты часто принимают несколько препаратов, поэтому у них повышен риск побочных взаимодействий препаратов или реакций во время операции. Введение и прием всех препаратов, включая безрецептурные, должны быть документирова­ны. Премедикация проводится в уменьшенных дозах. Психическое состояние пациента, общее настроение, отношение к операции должны быть записаны и продуманы при планировании ухода. Предоперационное обучение является исключительно важным для успокоения пациента перед операцией и улучшения взаимодействия с ним после нее. Пожилым пациентам может потребоваться больше времени для обучения, чем молодым, при этом необходимо помнить о снижении функций органов чувств, разрыве с окружающей обстанов­кой. Особое внимание необходимо обращать на раннюю активизацию больного, функцию легких, стул, а также на безопасность пациента. Необходимо максимально сохранить привычный распорядок дня пациента, так как пожилые люди трудно адаптируются к его измене­нию. Пожилые люди, которые бывают часто поражены хроническимизаболеваниями, у которых подавлен иммунитет, нуждаются в защи I нике. Медсестра должна выступать от лица пожилого пациента перед врачами и членами его семьи. Предоперационное обследование пожи* лых пациентов должно включать следующие моменты.

• Определение целесообразности хирургического лечения. Чт лучше: ожидаемое увеличение продолжительности жизни пациент или естественное течение заболевания?

• Как повлияет отказ от операции на продолжительность жизни больного?

• Может ли привести радикальное хирургическое вмешательстио к смерти больного?

• Может ли операция на избирательной основе быть проведени перед обострением заболевания?

• Объем операции (например, радикальная, модифицированная, стадийная) зависит от физиологического состояния пациента и от патологического процесса?

Дети и операция. Перед операцией хирург получает письменное соглашение родственников на выполнение оперативного вмешатель­ства. Они должны знать все о предстоящей операции. В отсутствие родителей в случае неотложной операции по жизненным показа ниям этот вопрос решает консилиум, который ставит в известность руководство ЛПУ. Внимательное отношение медсестры к больному ребенку — залог его быстрого выздоровления. Количество дополни­тельных исследований ограничивают. Нельзя допускать охлаждения ребенка и его голодания перед операцией. Учитывая нежность тканей ребенка, медсестра должна бережно выполнять ему манипуляции. Дозы лекарственных препаратов должны подбираться в соответствии с возрастом ребенка и с учетом их индивидуальной переносимости.

Подготовка операционного поля.

Кожные покровы готовятся тщательно – при поступлении больного в стационар пациент принимает душ или ванну со сменой нательного белья или обтирание (вид санитарной обработки определяет врач). Под­готовка кожных покровов осуществляется в следующем порядке:

1. Медсестра должна проконсультироваться с врачом и уточнить
область оперативного поля для подтверждения правильности под­
готовки.

2. Медсестра объясняет смысл процедур пациенту, добивается
понимания. Объяснение поможет кооперации и снизит тревожность.

3. Медсестра обеспечивает конфиденциальность процедуры.

4. Техника манипуляции:

• Тщательно помыть руки.

• Подстелить дополнительную простынь.

• Положить пациента таким образом, чтобы поверхность была
доступна для процедуры.

• Добиться достаточной освещенности.

• Надеть стерильные перчатки.

• Пропитать губку антисептическим раствором.

• Протереть губкой обрабатываемую поверхность круговыми движениями от центра к периферии.

• С целью снижения концентрации загрязняющего агента на поверхности губки выжимать губку после каждого протирания.

• Натягивая кожу свободной рукой, сбривать волосы с поверхности кожи от центра к периферии, учитывая направление
роста волос. Это поможет предотвратить порезы и присоединение инфекции.

• Использовать одноразовые лезвия, меняя их по мере необходимости (предотвращение порезов).

• После окончания бритья снова протереть губкой с антисептиком обрабатываемую поверхность от центра к периферии,
выжимая губку после каждого протирания.

• Обмыть поверхность кожи чистой теплой водой и протереть
стерильным полотенцем.

• Утилизировать использованные перчатки, лезвия и волосы,
согласно действующим правилам утилизации медицинских
отходов (инфекционная безопасность).

• Снять дополнительную простынь с постели, помочь пациен­ту надеть чистую одежду.

• Вымыть руки.










Вопросы для фронтального опроса

 

1. Что наиболее значительно травмирует нервную систему? (боль и нарушение сна)

2. При подготовке нервной системы к операции, что во многом определяет течение послеоперационного периода? (ограждение от чрезмерных раздражений)

3. К чему во время операции приведет большая кровопотеря? (к острой анемии)

4. Какие осложнения во время, после операции развиваются у пациентов с выраженной анемией? (шок, гипоксемия, плохая регенерация тканей, развитие инфекции)

5. Что назначается анемизированным пациентам, которым не требуется экстренная операция для профилактики осложнений?(специальная подготовка, направленная на максимальное повышение содержания гемоглобина – препараты железа, витамин В12)

6. Основная причина послеоперационной летальности? (легочные осложнения)

7. Перечислить направления подготовки легких перед плановыми операциями. (ликвидация острых и хронических бронхитов, излечение воспалительных процессов верхних дыхательных путей и околоносовых пазух)

8. Мероприятия предупреждающие легочные осложнения? (обеспечение нормального, глубокого дыхания до, во время и после операции, обучение правильному кашлю и откашливанию, дыхательная активность, лечебная гимнастика и раннее вставание)

9. Откуда начинается ЖКТ? (с ротовой полости)

10. При каких патология значительно увеличивается содержание патогенной флоры в полости рта? (тонзиллит, синусит и кариес)

11. Причина бурного развития паротита, глоссита, стоматита в послеоперационном периоде? (После тяжелых операций, особенно у обезвоженных больных, когда активность выделения слюны резко снижается, естественная очистка полости рта от бактерий и омертвевшего эпителия ухудшается. Это приводит к бурному развитию имеющейся флоры и может вызвать тяжелые осложнения.)

12. Профилактика поражений полости рта в послеоперационном периоде? (санация ротовой полости в дооперационном периоде)

13. К чему приводит применение слабительных в дооперационном периоде? (снижению тонуса кишечной стенки в послеоперационном периоде)

14. К чему приводит голодание и слабительные в дооперационном периоде? (к нарушению КОС, ацидозу)

15. Клинические проявления ацидоза? (тяжелой интоксикацией, сопровождающейся рвотой, метеоризмом, задержкой мочи)

16. Только в каком случае назначают клизму перед операцией? (при операциях на толстой кишке и только при отсутствии стула)

17. Какое мероприятие дополнительно назначают для подготовки ЖКТ К предстоящей операции? (ликвидация глистной инвазии)

18. Перечислить возможные осложнения от аскаридоза в послеоперационном периоде? (попадание аскарид в желудок, пищевод, дыхательные пути, желчный пузырь, перитонит при проникновении их через швы)

19. К чему приводит резкое снижение сахара в крови в результате исчезновение запасов гликогена в печени? (к ухудшению состояния тяжелобольного и замедлению репаративных процессов)

20. Что повышает запасы гликогена в печени? (глюкоза с витамином С, метионин, витамин В12)

21. Как на почки влияет предоперационная подготовка тяжелобольного? (Введение больному перед и во время операции лекарственных веществ, обильного количества жидкости, переливание крови резко повышают нагрузку на почки.)

22. Что выявляют при внимательном осмотре кожи всей поверхности в предоперационном периоде? (забо­левания, требующие лечения до операции - экзема, фурункулез, пиодермия, гнойничковая сыпь, ссадины, царапины и др.,могут быть выявлены следы не­давно перенесенных воспалительных процессов - увеличенные лимфати­ческие узлы)

23. Когда проводится подготовка операционного поля? (утром непосредственно в день операции)

24. Что является проявлением иммунных реакций? (количество лейкоцитов и активность фагоцитирования ими бактерий (фагоцитарное число))

25. Что увеличивает фагоцитарную активность лейкоцитов? (Переливание крови)

26. Перечислите виды гипопротеинемии? (дооперационную, операционную и послеоперационную)

27. У кого наблюдается дооперационная протеинемия? (у истощенных больных, при стенозах или опухолях ЖКТ, хронических нагноительных процессах, анемии, шоке)

28. Назовите мероприятия при гипопротеинемии в предопереционный период? (повторные переливания препаратов крови, кровезаменителей – аминокровин, аминопептид, гидролизин, диета)

29. У кого наблюдается гипопротеинемия во время операции? (у пациентов с тяжелой травмой, сопровождающеяся массивным распадом белка, при кровопотере и наркозной интоксикации)

30. Противопоказания для плановой операции? (гнойничковые заболевания кожи, инфекционные заболевания, менструации)

 

 

Приложение 3

Лабораторные тесты

Тест Ситуации, в которых он показан
Гемоглобин/ гематокрит Всем пациентам
Количество лейкоцитов При подозрении на инфекцию, после лучевой терапии, иммунодепрессантов, терапии стероидными препарата­ми, при увеличении селезенки, апластической анемии, болезнях соединительной ткани (коллагенозах)
Протромбиновое тромбопластиновое время При коагулопатии в анамнезе или подозрении на нее, проводимой или ожидаемой антикоагуляционной тера­пии, кровотечении или анемии, тромбозах, болезни печени, нарушении кишечного всасывания или плохом питании, планируемой эпидуральной анестезии
Количество тромбоцитов При нарушении функции тромбоцитов в анамнезе, геморрагии или пурпуре, лейкемии, увеличении селе­зенки, отторжении трансплантата, после лучевой или химиотерапии
Электролиты При возрасте старше 60 лет, сахарном диабете, использо­вании диуретиков, аритмии, заболевании почек, уроло­гических процедурах, диарее или нарушении кишечного всасывания, других нарушениях баланса жидкости и электролитов
Глюкоза крови При сахарном диабете, гипогликемии
Функция почек (мочевина, общий азот крови) При протеинурии, урологических процедурах, выражен­ной артериальной гипертонии, заболевании почек
Биохимический анализ При возрасте более 60 лет, сахарном диабете, заболевани­ях поджелудочной железы, почек, печени, после лучевой или химиотерапии
Тест на беременность Женщинам детородного возраста, за исключением случа­ев текущей или хирургической стерилизации
Общий анализ мочи Всем пациентам
Электрокардиограмма (ЭКГ) Мужчинам старше 40 лет, женщинам старше 45 лет. При анамнестических указаниях на ишемическую болезнь сердца или подозрении на ее наличие
Обзорная рентгенограмма грудной клетки При возрасте более 60 лет, если пациент — курильщик, при указании на наличие в анамнезе или подозрении на заболевания легких или инфекцию дыхательных путей

 

 

Приложение 4

Предоперационная оценка

Патологические

Состояния

Отношение к анестезии

ОБЩИЕ

Ожирение

Как правило, связано с большей хирургической леталь­ностью, большим риском обструкции верхних дыха­тельных путей, большей вероятностью аспирации

Нервная анорексия

Предрасположенность к метаболическим и электролит­ным нарушениям, ЭКГ

ЛЕГКИЕ

Сухие хрипы

Вероятность послеоперационных дыхательных ослож­нений увеличена в 4 раза

Курение

Повышен риск бронхоспазма

СЕРДЦЕ

Застойная сердечная недостаточность

Риск декомпенсации из-за операционного стресса

Инфаркт миокарда в прошлом

Риск повторного инфаркта миокарда, особенно велик, если прошло менее 6 мес после инфаркта

Клапанные заболевания сердца

Риск зависит от стадии заболевания, возможно, пот­ребуется профилактика подострого бактериального эндокардита

Брадиаритмии

Может потребоваться установка кардиостимулятора

Гипертония

При неконтролируемой гипертензии операция может быть отменена, потребоваться оценка поражения органов-мишеней

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЙ ТРАКТ

  Грыжа пищеводного отвер­стия диафрагмы, эзофагит. Варикозное расширение вен пищевода

В предоперационный период может потребоваться назначение препаратов, снижающих кислотность желудочного сока. В связи с риском кровотечения при интубации операция может быть отнесена к IV степени риска по класси­фикации Американской Ассоциации Анестезиологов

  Заболевания печени

Возможно нарушение метаболизма и выделение анестетических препаратов

 

Почки

  Мочекаменная болезнь. Почечная недостаточность

Необходимо избегать дегидратации. Операционный стресс может спровоциро­вать почечную недостаточность, выделение препаратов может быть замедлено

 

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

  Диабет. Гипертиреоз. Гипотиреоз. Гиперлипидемия

Возможны нарушения контроля уровня глюкозы, связанные с голоданием перед операцией и внутривенной инфузией глюкозы. Повышен риск аритмий, тиреотоксического криза. Могут потребоваться меньшие дозы анестетиков. Принимаемые препараты могут взаимодействовать с препаратами, связанны­ми с операцией

 

СКЕЛЕТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

  Операция на позвоночнике в анамнезе. Кифоз. Шейный артрит

Может быть причиной отказа от эпидуральной анестезии, повысить риск, связанный с интубацией, если операция была проведена на шейном отделе. Требует специальных анестетических приспособлений, если экскурсия легких нарушена. Повышен риск травматизации шеи при интубации  

 

СИСТЕМА КРОВИ

  Анемия. Серповидно­клеточная анемия. Полицитемия

Требует медикаментозной подготовки. Необходима специальная предопераци­онная гидратация. Повышен риск операционных осложнений

  НАРУШЕНИЯ СВЕРТЫВАЕМОСТИ КРОВИ

Может потребоваться дополнительное предоперационное обследование и лече­ние

 

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

  Судороги. Псевдопаралитическая миастения (Myasthenif gravis)

Необходимо проверить терапевтическую дозу принимаемых препаратов. Возможно придется отказаться от использования миорелаксантов

         

 

Ирбитский филиал

государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

 «Свердловский областной медицинский колледж»

 

ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.01 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ 

РАЗДЕЛ: Сестринская помощь в хирургии

 

 

Методическая разработка

(информационно-методический блок для преподавателя)

Специальность 060501 Сестринское дело

 

 

ИРБИТ

2014

Понятие об операции. Предоперационный период: методическая разработка теоретического занятия; раздел Сестринская помощь в хирургии, МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях, ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах/ - Ирбитский филиал ГБОУ СПО «СОМК», 2014 – 35стр. / 8454 слов.

 

Рассмотрено

ЦМК КДСД

Протокол №1

«2» сентября 2014г

Председатель ________ /НГ Киселева/

                    

 

Методическая разработка по теме «Понятие об операции. Предоперационный период» составлена в помощь преподавателям ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах при подготовке и проведению теоретического занятия. Содержание методической разработки соответствует требованиям ФГОС и рабочей программе профессионального модуля.

Методическая разработка теоретического занятия: «Основы трансфузиологии. Определение групп крови» составлена преподавателем высшей квалификационной категории – Киселевой Н.Г.

 

Раздел: Сестринская помощь в хирургии МДК.02.01 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗДОРОВЬЯ) ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах

Тема: «Понятие об операции. Предоперационный период»

Тип и форма занятия:   теоретическое занятие, комбинированное занятие

Продолжительность занятия 90 минут

Образовательные цели занятия

Студент должен знать

  • возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи в предоперационном периоде;
  • принципы применения лекарственных средств в предоперационном периоде;
  • определение предоперационного периода, его цели и задачи;
  • режим больного после премедикации;

Цели воспитания и развития:

· развитие общих и формирование профессиональных компетенций:

Код Наименование результата обучения Основные показатели оценки результата
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
  • демонстрация знаний основ законодательства и права в здравоохранении
  • демонстрация знаний системы инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса · демонстрация знаний организации сестринского дела в структурных подразделениях лечебного учреждения амбулаторного и стационарного типа
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами · демонстрация знаний организации работы медицинского учреждения · демонстрация знаний функциональных обязанностей, прав и ответственности младшего медицинского персонала
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования · демонстрация знаний показаний и противопоказаний к применению, осложнений применения
ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию
  • демонстрация знаний основных видов медицинской документации
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Демонстрация понимания сущности значимости своих действий, интереса к будущей профессии через повышение качества обучения по ПМ
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • Поиск, получение и использование необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач: демонстрация полноты охвата информационных источников и достоверности информации

Методы обучения: репродуктивный

Междисциплинарные связи (интеграция)

 

Обеспечение занятия:

Методическое обеспечение

1. методическая разработка для преподавателя

2. тематическое планирование раздела Сестринская помощь в хирургии

3. рабочая программа ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах

Наглядные пособия

4.  Презентация «Предоперационный период»

Раздаточный материал

5. раздаточный материал по теме (Приложение 1,2, 3)

ТСО

6. Компьютер

7. Экран

8. Проектор

Оснащение

Список литературы

1. Аванесьянц Э.М., Цепунов Б.В., Французов М.М. Пособие по хирургии: - М.:АНМИ, 2002

2. Барыкина Н.В. Сестринское дело в хирургии – Ростов на\Д: Феникс,2007

3. Сестринское дело в хирургии: Практикум/ Барыкина Н.В., Чернова О.В.; под ред. к. м. н. Б. В. Карабухина.- Изд. 9-е – Ростов на\Д: Феникс,2012

4. Стецюк Г.Н.Сестринское дело в хирургии, М.,ГЭОТАР-Мед.,2014

5. Сестринское дело: профессиональные дисциплины: учеб.пособие/по ред.Г.П.Котельникова – Р н/Д:Феникс,2007

План проведения занятия

№ п\п   Этапы   Задание и рекомендации Формируемые компетенции (проявление признаков)   Хронометраж
1. Организационный Выявление отсутствующих, выявление причин. Проверка внешнего вида, устранение недостатков. Готовность студентов к занятию.

ОК. 1  

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

1 минута
2. Сообщение темы, мотивация, определение целей Сообщение темы занятия, постановка цели и её мотивация.   3 минуты
3. Изложение нового материала   использование мультимедийной презентации Основные вопросы изучаемой темы: 1. Предоперационный период, его цели и задачи. 2. Понятие о диагностическом этапе предоперационного периода: определение срочности операции, показания к операции, оценка функционального состояния органов и систем. 3. Порядок оформления документов для госпитализации. 4. Особенности обследования пациентов для оперативного вмешательства (планового, срочного, экстренного). 5. Сестринский процесс при подготовке и проведении диагностических процедур пациенту и обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала. Правила выполнения основных лечебных процедур (уход за полостью рта, кожными покровами, промывание желудка, постановка очистительной клизмы и газоотводной трубки, подкожные и внутримышечные инъекции и др.). 6. Психологическая и соматическая подготовка пациента к операции. Непосредственная подготовка пациентов к плановой и экстренной операциям. 7. Особенности предоперационной подготовки детей и лиц пожилого и старческого возраста. Режим больного после премедикации. 8. Выполнение основных лечебных процедур в зависимости от характера операции и вида анестезии по назначению врача. 9. Выявление нарушений в состоянии больного. 10. Выявление и решение проблем пациента, связанных с предстоящей операцией. 11. Подготовка операционного поля. 12. Проведение гигиенических процедур в день операции. 13. Транспортировка пациента в операционную с учетом его состояния. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, ПК 2.3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования ПК 2.5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса ПК 2.6 Вести утверждённую медицинскую документацию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач   70 минут
4. Закрепление и систематизация изученного материала   Фронтальный опрос (Приложение 2)    ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса ПК 2.3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования ПК 2.5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса ПК 2.6 Вести утверждённую медицинскую документацию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач 15 минут
5. Задание на дом Учить конспект, читать стр. 436-457 в уч.пос Стецюк В.Г. «Сестринское дело в хирургии»   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач 1 минута

Раздел: Сестринская помощь в хирургии МДК.02.01 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗДОРОВЬЯ) ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах

Дата: 2018-11-18, просмотров: 399.