Трансформация политического режима
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В середине 60–70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы в общественно–политической жизни. С одной стороны, были начаты реформы в экономике, устранялись искривления в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству, восстановлена отраслевая система управления промышленности (вместо совнархозов снова министерства), принята Конституция 1977 г., рос уровень жизни народа. С другой стороны, началось свертывание демократических преобразований, отход от курса десталинизации, в печати прекратилась критика культа личности И.В. Сталина, рост оппозиции власти, инакомыслия.

В эти годы были приняты сотни новых законов, но большинство из них носили декларативный характер и никогда не выполнялись. Среди населения распространялся правовой нигилизм (отрицание).

В 1977 г. принимается третья по счету Конституция СССР. В ней было заявлено, что в СССР построено развитое социалистическое общество – высшее достижение человечества. В 6-й статье Конституции законодательно закреплялась руководящая роль КПСС, которая стала по существу государственной партией.

Разрыв между нормами Конституции (огромного количества прав, представляемых Конституцией советскому человеку) и реальной жизнью углублялся. Любая критика КПСС, Советского государства подавлялась. Профсоюзы фактически не защищали права трудящихся. Местные Советы почти ничего не решали. Руководство страны заявило, что национальный вопрос решен в СССР полностью и окончательно, что возникла новая историческая общность людей – советский народ. Но в действительности существовали серьезные национальные проблемы в Средней Азии, Закавказье, Прибалтике, на Украине. Однако эти проблемы замалчивались, любое проявление национального недовольства объявлялось буржуазным национализмом.

Когда стало ясно, что Программа построения основ коммунизма не будет выполнена, была создана теория развитого социализма. Создателем идеологической утопии стал секретарь ЦК КПСС М.А. Суслов.

Согласно новому учению, коммунистическая перспектива отодвигалась на неопределенный срок. Новая теория всесторонне обосновывала преимущества развитого социализма как высшего достижения общественного прогресса, и по существу, оправдывала реальную ситуацию в стране со всеми ее недостатками. В 70-х гг. началось открытое оправдание сталинизма, прекратились упоминания о беззакониях и репрессиях. Началось возвеличивание Л. И. Брежнева.

Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало появление движения диссидентов. (Диссидент – несогласный, инакомыслящий). На первых порах деятельность диссидентов была направлена на улучшение существующей системы, ее критику, позднее – на отказ от нее. Диссиденты сопротивлялись прежде всего официальной советской идеологии.

Начало диссидентскому движению было положено в 1965 г. арестом Синявского и Даниэля, опубликовавших на Западе одну из своих работ.

В первых рядах диссидентского движения были академик А. Д. Сахаров, трижды Герой Социалистического труда, писатель А. И. Солженицын, историк Р. А. Медведев.

Движение диссидентов можно еще охарактеризовать как правозащитное движение. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращенными в адрес руководителей страны, прошения в судебные органы в защиту прав тех или иных лиц. Диссиденты публиковали за рубежом литературные произведения, запрещенные в стране. Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат»). Диссиденты преследовались властями. Многие из них оказались в тюрьмах, психиатрических больницах, лагерях, или вынуждены были уехать за границу.

Духовная и культурная жизнь

 

Кризисные явления в советском обществе отразились на развитии его духовной сферы – на образовании, науке и культуре. Количественные показатели выглядели вполне благополучно. За 1966–1970 гг. среднее образование получили 16,1 млн. человек, 1971–1975 гг. – 18,9 млн., 1976–1980 гг. – 25,2 млн., 1981–1985 гг. – 23,6 млн. человек. Росла численность студентов высших учебных заведений – с 2,4 млн. в 1960 г. до 5,2 млн. в 1985 г. Высокие темпы роста численности учащихся вели к быстрому повышению уровня образования населения. В 1970 г. высшее и среднее образование имели среди занятого в народном хозяйстве населения 65,3%, в 1979 г. – 80,5%.

Еще выше был уровень образования молодежи, среди которой уже в середине 70-х годов насчитывалось почти 90% имеющих среднее образование.

Но к середине 80-х гг. общеобразовательная и высшая школа оказались в трудном положении. Материальная база значительного числа школ, ПТУ, техникумов и вузов находилась на невысоком уровне.

Качество обучения отставало от научно-технического прогресса. На народное образование, как и на культуру, в целом, выделялись незначительные средства.

Решить проблемы средней школы попытались путем школьной реформы 1983–1984 гг. Основная ее задача состояла в том, чтобы сориентировать школу на нужды экономики. В соответствии с реформой вводилось обучение с шестилетнего возраста, стали преподаваться новые предметы. Началось внедрение компьютерной техники. Но реформа не была подкреплена материально: школа все так же плохо снабжалась учебниками, увеличилась нагрузка на учителей. Эта школьная реформа не дала желаемых результатов – многое осталось на уровне рекомендаций и пожеланий.

Весьма противоречивым было и развитие науки. Продолжался рост численности научных учреждений (1970 г. – 2078 научно-исследовательских институтов, 1985 г. – 2607). Росла численность научных работников (1970 г. – 928 тыс. человек, 1985 г. – 1491 тыс.).

Большой вклад в развитие науки в этот период внесли A. M. Прохоров и Н. Г. Басов, за исследования в области лазерной техники они были удостоены Нобелевской премии. Под руководством академиков А. И. Берга, В. М. Глушкова активно велись работы в области кибернетики. Космическая техника стала использоваться в телевидении, дальней связи, геологии и метеорологии.

СССР занимал в эти годы первое место в мире по числу изобретений, он давал почти треть мировой научной продукции и пятую часть технических решений. Однако страна отставала в области компьютеризации, других прогрессивных технологий, даже тех, которые были созданы в нашей стране. Многие научные открытия, крупные изобретения годами и десятилетиями не находили практического применения или перекочевывали на Запад вместе с их авторами.

К числу позитивных моментов в духовном развитии общества следует отнести развитие сети средств массовой информации. Издавалось 7 тыс. газет тиражом 120 млн. экземпляров, 4300 журналов на многих языках народов СССР, ежегодно выходило до 80 тыс. названий книг.

Если в 1960 г. в стране насчитывалось менее 5 млн. телевизоров, то к середине 80-х их число превысило 80 млн. Телевизоры вошли почти в каждый дом. В конце 60-х годов регулярными стали цветные телевизионные передачи. Основу телевидения, кроме информационных, составляли регулярные передачи – «Утренняя почта», «Здоровье», «Сельский час», «В мире животных», «Музыкальный киоск», «Кинопанорама» и др.

В конце 70 – в начале 80-х гг. в стране начинает быстро развиваться молодежная культура. Она отвергала догматизм, укрепляла демократические начала в сознании молодых людей. Наиболее ярко эта культура проявилась в молодежной музыке, в творчестве музыкальных групп: «Машина времени», А. Макаревича, «Аквариум» Б. Гребенщикова, «ДДТ» Ю. Шевчука. Широкое распространение получает молодежная авторская песня, регулярными становятся конкурсы туристической и политической песни, которые хотя и находились под патронажем комсомола, но отличались живым, неформальным характером. Песни Ю. Визбора, В. Егорова звучали в основном на магнитофонах, изредка на радио и ТВ. В целом молодежная культура с ее неприятием официоза подавлялась властями. И тем не менее записи песен В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича, сатирических выступлений М. Жванецкого, Г. Хазанова получили массовое распространение, вошли в жизнь и сознание миллионов людей.

Внешняя политика

 

Как и внутренняя обстановка, так и внешняя политика СССР в конце 60-х – начале 80-х годов, характеризовалась противоречивостью, приводила как к успеху, так и к серьезным просчетам и ошибкам.

По–прежнему СССР и США противостояли друг другу. Продолжалась во все возрастающем масштабе гонка вооружений, прежде всего ракетно-ядерных. Были созданы межконтинентальные баллистические ракеты с разделяющими боевыми головками, мощные атомные подводные лодки и стратегические бомбардировщики.

Советское руководство дало втянуть себя в эту изнуряющую гонку вооружений и ценой огромных усилий достигло военно-стратегического паритета (равенства) с США. Ракетно-ядерный паритет с Америкой очень дорого стоил советскому народу, так как требовал огромных средств и затрат, значительно уменьшая возможность повышения уровня жизни людей.

Основной триединой задачей советской внешней политики во все годы правления Л. И. Брежнева оставалось: недопущения распада мировой социалистической системы, нормализация отношений с Западом; поддержка дружественных режимов и движений в странах третьего мира.

К концу 60 – началу 70-х годов после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. В 1968–1971 гг. СССР, США, Англия подписали договоры о нераспространении ядерного оружия, о запрещении размещения атомного оружия на дне морей и океанов. Была установлена прямая линия телефонной связи между Москвой, Вашингтоном, Лондоном, Парижем.

В начале 70-х годов руководство Советского Союза разработало и приняло Программу мира. В ней выдвигались предложения запретить оружие массового уничтожения, прежде всего ядерного, приступить к сокращению уже накопленных запасов ракетно-ядерных вооружений, ликвидировать военные очаги и прекратить военные конфликты, решать

все спорные проблемы между государствами мирными средствами, путем переговоров.

Программа мира стала основой для осуществления курса на разрядку международной обстановки.

Первыми пример разрядки в международных отношениях показали Советский Союз и Франция. Со второй половины 60-х годов между ними установились хорошие, стабильные, равноправные связи.

В начале 70-х годов удалось нормализовать взаимоотношения между СССР и ФРГ. В 1970 г. в Москве был подписан договор между Советским Союзом и ФРГ. В нем признавались нерушимыми границы, сложившиеся в результате Второй мировой войны.

В первой половине 70-х годов совместные действия великих держав СССР, США, Англии принесли положительные результаты. Была закончена война во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. В 1975 г. совершен совместный полет американских и советских космонавтов – «Аполлон – Союз».

Вершиной процесса разрядки международных отношений стало 1 августа 1975 г., когда в Хельсинки (столица Финляндии) главы 33 европейских государств, а также США и Канады, подписали Заключительный акт совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе, Советский Союз сыграл существенную роль в разработке и согласовании этого документа.

В Заключительном акте провозглашались принципы, которыми должны руководствоваться государства: равноправие, отказ от применения силы, территориальная целостность и нерушимость границ, невмешательство во внутренние дела друг друга и др. Особый раздел документа касался прав человека и его основных свобод.

Разрядка способствовала улучшению взаимоотношений двух крупнейших государств: СССР и США. В первой половине 70-х годов они подписали ряд важных соглашений. Особое место среди них заняли: договор об ограничении стратегических наступательных вооружений, договор об ограничении систем противоракетной обороны, соглашение о предотвращении ядерной войны и др.

Заметно возросла торговля между СССР и США, Востоком и Западом, хотя многие препятствия оставались.

Однако процесс разрядки не стал постоянным фактором международных отношений. Во второй половине 70-х годов разрядка пошла на убыль, в конце 70-х – начале 80-х годов сменилась новым обострением международных отношений. При этом и Восток, и Запад обвинили друг друга в срыве разрядки. Причин неудачи разрядки было много. Назовем некоторые из них. Слишком было велико наследие «холодной войны», влиявшее на мышление и действия политиков. Поэтому не удалось полностью преодолеть подозрения в отношении искренности намерений СССР и США. Осложняло разрядку создание новых видов оружия: нейтронной бомбы в США, новых поколений ракет и атомных подводных лодок в СССР и США, а также отсутствие договоренностей по проблеме контроля за принятыми соглашениями. Далеко не последнюю роль в срыве разрядки сыграл ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Разрядка международной напряженности на рубеже 70–80-х годов сменилась новым витком гонки ядерных вооружений, противоборством между СССР и США, Востоком и Западом.



ГЛАВА XXIII

Дата: 2018-11-18, просмотров: 538.