Форсированными методами в эти годы решались и проблемы культуры. Культурное строительство в СССР предполагало осуществление множества взаимосвязанных между собой задач.
Социалистическая модернизация и «воспитание нового человека» требовали скорейшего преодоления культурной отсталости широких масс населения. Одной из важнейших задач являлась ликвидация неграмотности. Достаточно отметить, что до Октября 1917 г. более 60% взрослого населения страны не умело ни читать, ни писать. Неграмотность сельского населения достигала 80%, многие народности вообще не имели письменности. Еще в 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в ликвидации неграмотности оказали общественные организации. Так, в 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность», активно подключился к этой работе и комсомол.
В результате уже к 1939 г. количество грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигло 82%, что было большим достижением для СССР.
С 1930 г. вводится обязательное начальное образование. В этих условиях резко возрос спрос на учительские кадры. Расширялась сеть педагогических институтов и техникумов, были созданы краткосрочные курсы по подготовке педагогов начальных школ.
Индустриализация и потребность в создании «своей» небуржуазной интеллигенции потребовали быстрого развития среднего специального и высшего образования. В 1940 г. в стране работало 4600 вузов и техникумов. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
Советская интеллигенция формировалась из трех источников: специалистов старой школы, выдвиженцев из среды рабочих и крестьян и путем подготовки специалистов вузами и техникумами.
Крупные успехи были достигнуты в развитии науки и техники. Ведущим научным центром стала Академия наук СССР. Плодотворно работали созданные в 20–30–е годы Академии союзных республик, многочисленные отраслевые научно–исследовательские институты и лаборатории. Мировое признание получили труды Н. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского, И. П. Бардина, В. И. Вернадского, С. И. Вавилова, А.Ф. Иоффе,
И. М. Губкина, Л. Д. Ландау, Ф. А. Цандлера, А. Н. Туполева и многих других.
Численность научных работников в 1940 г. достигла в СССР 98,3 тыс. против 11,6 тыс. человек в 1914 г.
Глубокий след в общественной жизни, сознании и духовной жизни людей оставляла молодая советская литература. Преодолевая трудности роста, негативные нигилистические тенденции, идеологическое давление политического руководства, писатели, поэты, драматурги, создавали многие произведения, ценность которых не снижается с минувшими десятилетиями. Ядро советской литературы тех лет составили М. Горький, Д. Бедный, В. Л. Брюсов, А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, Ф. И. Парфенов, А. С. Серафимович, А. Н. Толстой. Вместе с тем замалчивалось творчество А. П. Платонова, М. А. Булгакова, О. Э. Мандельштама, Б. А. Пильняка.
Громко заявило о себе советское музыкальное и театральное Искусство. Именно в 30-е годы С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников, Ю. А. Шапорин, Б. В. Астафьев, И. О. Дунаевский и др. написали произведения, которые вошли в золотой фонд отечественной и мировой культуры. Быстро росла сеть театров, клубов дворцов культуры, библиотек, музеев.
Отмечая значительные успехи в культурной жизни общества, в то же время следует отметить, что в условиях формирующейся административно-командной системы получили распространение авторитарность суждений и оценок, грубое вмешательство в творческую деятельность. Некоторые произведения годами не могли выйти в свет оседали в столах авторов, в запасниках музеев. Немало культурных ценностей в эти годы было уничтожено, продано за границу.
Итоги преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы огромные ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 249.