Баллы | Качественные показатели |
2 балла | 1) цельность и связность текста; 2) разнообразное использование языковых средств (лексико-морфологический состав дискурса включает в себя различные части речи; используются простые и сложные предложения); 3) отсутствие типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок письма. |
1 балл | 1) возможно нарушение цельности и связности текста (неполное раскрытие темы и ремы); 2) однообразное использование языковых средств; 3) небольшое количество нестойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок письма, которые самостоятельно замечаются и исправляются. |
0 баллов | 1) невозможность выполнения письменного задания или краткая, односложная, несвязная письменная работа; 2) наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок письма (представлены выше). |
Сформированность смыслового и интонационного анализа текстов изложения и сочинения оценивается на основе следующих параметров: цельность и связность текста, использование языковых средств, наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок. Полученное количество баллов позволяет определить уровень сформированности смыслового и интонационного оформления текстов.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: – 2 балла. Сформированность интонационного и смыслового оформления текстов.
ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: – 1 балл. Недостаточная сформированность интонационного и смыслового оформления текстов.
КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: – 0 баллов. Несформированность интонационного и смыслового оформления текстов.
АНАЛИЗ ПИСЬМЕННОЙ ПРОДУКЦИИ проводится по следующим направлениям: структурная и содержательная сторона письменного дискурса, особенности его речевого оформления, соответствие письменных высказываний учащихся языковым нормам русского языка. Выделяются четыре основных критерия оценки полученных текстов:
1) цельность (адекватное и полное раскрытие темы и ремы): 1.1. объем высказывания, который указывает на степень развития письменной речи в целом и характеризуется тремя показателями: - общее количество слов в тексте, - общее число предложений в высказывании; - средняя продолжительность фразы (величина данного показателя иллюстрирует степень насыщенности структуры фразы и определяется отношением числа всех слов текста к количеству предложений). 1.2. выделение и развернутость микротем при оценке содержательной стороны высказывания, умение выстроить иерархию предложений в составе сложного синтаксического целого (ССЦ). Микротемы соотносились с вычлененными основными фрагментами, развернутость микротем определялась адекватным выбором лексики и синтаксических конструкций, объединенных одной темой. 1.3. достоверность высказывания как адекватное описание фактов, субъектов и объектов. Достоверными являются те тексты, в которых были охарактеризованы все действия субъектов и отсутствовали привнесенные факты. 1.4. последовательность изложения как смысловая связь микротем, отражающая последовательное развитие сюжетной линии.
2) связность (структурное единство текста, которое оценивается через анализ языковых, внеязыковых средств связи, использованных в продуктивных работах): 2.1. композиционная структура, оцениваемая с точки зрения наличия всех необходимых структур дискурса – зачин, основная часть (кульминация), заключение. 2.2. лексико-грамматические (языковые) средства, которые рассматриваются как отношения между фразами – элементы речи, соединяющие предложения и включающие их в семантико-синтаксическое единство.
3) использование языковых средств: 3.1. лексико-морфологический состав дискурса, характеризуемый актуализацией словаря по частям речи (имена существительные, глаголы, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, причастия, деепричастия). 3.2. характеристика использованных синтаксических конструкций с точки зрения категориально-дифференцированного обозначения (простые и сложные предложения).
4) соответствие нормам грамотной письменной речи.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ к письму для учеников начального общего образования.
Письмо:
· списывание слов и коротких предложений из учебников и учебных пособий;
· запись текстов под диктовку учителя;
· диктант после предварительного чтения и разбора текста (40-60 слов);
· письменные ответы на вопросы (3-7 вопросов) о себе, своей семье, занятиях в школе, друзьях и т.д.;
· написание изложения (3-7 предложений);
· небольшое сочинение (до 10 предложений) по одной из прочитанных тем
(по книге: Примерные программы начального общего образования / Сост. А.М. Водянский, И. А. Петрова. – М.: Дрофа, 1998. – 64 с.)
Выполнение диагностических проб, чтение, пересказ записываются на диктофон для последующего качественного и количественного анализа. При этом выявляется количество ошибок, их частота, стойкость, градация по определенным группам.
ЗАТЕМ заполняется ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА результатов изучения уровней сформированности интонационной стороны речи в устной и письменной речевой деятельности у младших школьников.
Таблица
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№ |
П /п
И.Ф.
Устная речевая
Деятельность
Дата: 2018-09-13, просмотров: 507.