ДИАГНОСТИКА СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Монолог

Изучение смысловой организации и выразительного оформления монологической речи.

Задание: 1) пересказ короткого текста

***

Мальчик играл и разбил нечаянно чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал». (Л. Толстой). (28 слов)

Задание: 2) составление рассказа по серии картинок: «На катке».

Ответы на уточняющие вопросы после рассказа по картинкам:

1. Кто из мальчиков виноват?

2. Как он исправил свою вину?

3.Что бы ты чувствовал на месте каждого из мальчиков?

 

(Для диагностики особенностей диалога и монолога использовать материал из книги: Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере : Метод. Пособие для педагогов общего и специального образования. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 136 с.), (стр. 9, 112).

ОЦЕНКА СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Критерии сформированности смысловой организации и выразительного оформления монологической речи у детей младшего школьного возраста

Баллы Качественные показатели
2 балла 1) свобода и четкость в изложении смысловой цельности основных компонентов содержания речи; 2) использование всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое и словесное ударение, паузирование, тембр); 3) адекватность внешнего выражения эмоциональной реакции в монологической речи, невербальные формы выражения оптимальны.
1 балл 1) единичные пропуски семантически значимых элементов сюжета; 2) недостаточная сформированность комплекса средств интонационной выразительности; 3) внешнее выражение эмоциональной и невербальной реакции адекватно в монологической речи, но проявляется недостаточно.
0 баллов 1) выраженные нарушения показателей смысловой цельности и связности текста; 2) не используются средства выразительности (неокрашенность и бедность изложения); 3) нарушения интонационной выразительности движений (пантомимика, мимика, жест); 4) неадекватность внешнего выражения эмоциональной реакции во время высказывания; 5) дыхательные, голосовые, дикционные несовершенства.

 

Суммарное количество баллов, набранных по итогам выполнения заданий, позволяет определить уровень сформированности искомого явления.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: смысловая цельность компонентов содержания, активное и адекватное использование средств интонационной выразительности – 4 балла

ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: нерезко выраженные нарушения смыслового и выразительного оформления высказывания – 2-3 балла

КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: выраженные нарушения смыслового и выразительного оформления высказывания – 0-1 баллов

 

ПРИМЕЧАНИЕ. Анализ интонационной выразительности речи проводится по следующим направлениям: связность (когезия), целостность (цельность), последовательность, логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей, композиционная завершенность.

Критерии оценки диалога: Минимальный уровень – грубое искажение основной линии сюжета, подмена реальных событий несуществующими деталями, резкий переход от заданной темы к отдельным фрагмента, частая смена тематических ориентиров, подмена вербальных средств паралингвистическими способами передачи информации. Средний уровень – единичные пропуски семантически значимых элементов сюжета, неярко выраженные нарушения тематической организации, неполнота ремовыделительных конструкций, обусловленная несовершенством комбинаторных механизмов, участвующих в структурировании лексических единиц в составе синтаксического целого. Оптимальный уровень – смысловая цельность основных компонентов содержания, динамическое сочетание тема-рематических взаимодействий, обеспечивающих полноту передачи и актуализации коммуникативной значимости информации и репрезентации нового смысла.

Критерии оценки монолога: Минимальный уровень – выраженные нарушения показателей цельности и связности, трудности темообразования, несформированность процессов программирования речевого высказывания, нарушения регуляции речевого потока, несформирован основной способ передачи цельности – компрессия текста, приводящий к «вязкому» развернутому изложению репродуктивных и произвольных форм монологического высказывания, границы микротем «размыты». Средний уровень – нерезко выраженные нарушения смыслового оформления высказывания, обусловленные незрелостью операционально-технического звена речеязыкового механизма, участвующего в порождении мысли; пропуски отдельных фрагментов сюжета, варианты его частичного сокращения; нарушение механизма контаминации текста, результатом чего является тенденция к сокращению плана выражения моделируемого им текста при сохранении в достаточном объеме плана его содержания. Оптимальный уровень – свобода и четкость оперирования доступными стратегиями кодирования и декодирования связного речевого высказывания, активное преобразование словесной формы текста, осознание цельности и связности текста, выступающее в виде общей семантической схемы высказывания (по материалам Ланиной Т.Н.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Во время проведения диагностических проб логопед анализирует соответствие эксперссивно-мимических и пантомимических проявлений, выражающие различные эмоциональные состояния, речевому высказыванию. При этом выделяется сохранность (речь эмоционально выразительна, невербальные формы выражения оптимальны), несформированность (эмоциональная выразительность речи заменяется громким произношением, невербальные формы выражения несовершенны) и выраженная дефицитарность комплекса средств интонационной выразительности движений и эмоциональной реакции при восприятии текста (речь монотонная, лишенная эмоциональной выразительности, амимичность, отсутствие выразительности движений).

Логопед определяет этапы эмоционального восприятия произведения: 1) заинтересованность текстом, 2) возникновение эмоциональных переживаний в ответ на восприятие, 3) интериоризация переживания, 4) эмоциональная идентификация, 5) развитие культурного самосознания (А.А. Потребне, Г.Г. Шпет).

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ к диалогу и монологу, слушанию и говорению для учеников начального общего образования.                

Диалогическая речь:

· правильное (фонетически, грамматически, интонационно) проговаривание диалога-абзаца;

· построение первой реплики вопросительного или побудительного характера;

· построение основной реплики;

· трансформация диалога при изменении ситуации.

Монологическая речь:

· коллективное составление рассказа по сюжетным картинкам;

· составление небольшого связного высказывания по заданной теме или ситуации;

· продолжение рассказа по заданному началу, придумывание предыстории событий;

· трансформация диалога, состоящего из 4-6 реплик, в монолог;

· рассказ о себе, о своих друзьях, о своих занятиях, играх, экскурсиях.

Слушание:

· понимание речи носителей родного языка в объеме, предусмотренном курсом;

· понимание прослушанного краткого сообщения (продолжительность звучания 1-2 минуты);

· понимание прочитанных педагогом небольших рассказов, сказок, стихотворений, загадок (лил фонозаписи);

· воспроизведение услышанного после двух предъявлений;

·  выделение основной мысли звучащей речи;

· ответы на вопросы и пересказ кратких озвученных текстов.

Говорение:

· общение в семейно-бытовой и учебной сферах;

· рассказывание о себе, своей семье, своих товарищах, школе и т.д.;

· построение диалогов по заданной ситуации;

· краткое описание человека или природы (2-4 предложения)

(по книге: Примерные программы начального общего образования / Сост. А.М. Водянский, И. А. Петрова. – М.: Дрофа, 1998. – 64 с.)

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 584.