ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИХ                                   И ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ В СЛУХОВОМ ДИКТАНТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Критерии сформированности семантико-синтаксических

И пунктуационных навыков в слуховом диктанте у младших школьников

Баллы Качественные показатели
2 балла Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков (верный выбор пунктуационного знака в конце предложения, обозначение заглавной буквы в начале предложения, безошибочное отграничение речевых единиц на уровне предложения).
1 балл Небольшое количество нестойких семантико-синтаксических и пунктуационных ошибок, которые самостоятельно замечаются и исправляются.
0 баллов Наличие стойких, типичных семантико-синтаксических и пунктуационных нарушений – «просодико-интонационные функционально-значимые ошибки на письме»: 1) ошибочный выбор пунктуационного знака в конце предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак); 2) отсутствие обозначения заглавной буквы в начале предложения  (написание со строчной буквы) или выделение другого слова заглавной буквой; 3) нарушение отграничения речевых единиц на уровне предложения, когда знак препинания выпадает или обозначается в другом месте.

 

Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте оценивается на основе одного параметра: наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: – 2 балла. Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков.

ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: – 1 балл. Небольшое количество нестойких семантико-синтаксических и пунктуационных ошибок, которые самостоятельно замечаются и исправляются.

КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: 0 баллов. Наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок.

 

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ                                                                      СМЫСЛОВОГО И ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ

Изложение

Логопед несколько раз читает текст, при прослушивании изложения выделяются основные мысли, их последовательность, фиксируются имена собственные, числовые данные, определяется стиль прослушанного текста и использование соответствующих выразительных средств языка и синтаксических конструкций; предлагается пересказать текст и составить план изложения. Затем учащиеся приступают к письменному пересказу услышанного текста. В ходе изложения даётся время для корректировки текста, проверки орфографии и пунктуации.

Задание: Прослушать текст, ответить на вопросы.

Вместе с учеником логопед составляет план изложения (метод логико-семантического анализа и синтеза прослушанного текста).

Текст прочитывается снова, и, пользуясь планом, школьник пишет изложение.

Тексты для изложения (для учеников 1 класса, второе полугодие)

1. Наступила зима. Выпал снег и укрыл черную землю пушистым одеялом. Реки покрылись льдом. В лесу не слышно веселых голосов птиц. На ветках деревьев лежит легкий снежок.                                      (27 слов)

Контрольные вопросы к тексту:

1. Какое время года наступило?

2. На что похож снег?

3. Чем покрылись реки?

4. кто не поет в лесу?

5. что лежит на ветках деревьев?

2. Большая рыжая собака грелась на солнышке со своими щенятами. Вдруг она услышала жалобный писк. Собака подошла к пруду. Она увидела котенка, который чудом держался на поверхности. Собака бросилась в воду и вытащила малыша.                                                                                               (33 слова)

Контрольные вопросы к тексту:

1. Какая собака грелась на солнышке со своими щенятами?

2. Что услышала собака?

3. Куда подошла собака?

4. Где был котенок?

5. Что сделала собака?

Тексты для изложения (для учеников 2 класса)

Осень

1. Наступает осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце мало греет. Небо часто бывает покрыто тучами. Моросит мелкий дождик. А что на деревьях? Листья на деревьях желтеют и опадают. Пропадают насекомые. Птицы улетают в теплые страны. А что на полях? Там копают овощи, в садах собирают плоды.                                                                                                                                            (47 слов)

Контрольные вопросы к тексту:

1.О чем я сейчас прочитала?

2.Какое время года описано в рассказе?

3.Какие становятся дни осенью?

4.Что происходит на небе?

5.А что на деревьях?

6.Куда улетают птицы?

7.Что на полях осенью?

 

 

Зима в лесу

2. Зима. Холодный ветер гуляет по голым ветвям, качая верхушки деревьев. Тихо кругом, только иногда жалобно загудит ветер и застонут темные деревья. Что это? Это стук раздался по сонному лесу. Дятел добывает себе завтрак. Кто перепрыгивает с ветки на ветку? Это веселая, забавная, пушистая белка!

                                                                                                                                                                  (44 слова)

Контрольные вопросы к тексту:

1.О чем я сейчас прочитала?

2.Какое время года описано в рассказе?

3.Что делает ветер зимой?

4.Что слышно в лесу?

5.Кто перепрыгивает с ветки на ветку?

6.Какая белка?

Тексты для изложения (для учеников 3 класса)

Осень

1. Поспели в лесу мелкие дикие яблочки. Как они вкусны! Огромные дубы стали ронять на землю свои желуди. А за желудями стали опадать и листья. О чем чирикают птицы? Птицы заговорили о перелете на юг. В одно холодное утро они улетели. Затихла говорливая речка. Заморосил мелкий дождик. Со всех веточек, листиков и хвоинок стекали мелкие капли. Казалось, что лес плачет, прощаясь с птицами.

                                                                                                                                                                  (62 слова)

Контрольные вопросы к тексту:

1.О чем я сейчас прочитала?

2.Какое время года описано в рассказе?

3.Какие яблоки поспели в лесу?

4.Что роняют огромные дубы?

5.О чем чирикают птицы?

6.Почему плачет дождик? Почему ты так решил (а)?

Хитрый осёл

2. На осла нагрузили мешок соли. На мосту через реку он споткнулся и упал в воду. Что случилось с ослом? Осёл выбрался на берег и почувствовал, что ноша его стала намного легче: часть соли растворилась в воде. На следующий день осла нагрузили хлебом. Он вспомнил вчерашнее приключение и нарочно плюхнулся в воду. Но хлеб намок и стал таким тяжелым, что хитрый осёл еле выбрался на берег.  (65 слов)

Контрольные вопросы к тексту:

1.О чем я сейчас прочитала?

2.Что нагрузили на осла?

3.Что произошло с ослом на мосту?

4.Почему ноша с солью стала намного легче?

5.Чем нагрузили осла на следующий день?

6.Что решил сделать хитрый осел? Почему он так поступил?

 

Тексты для изложения (для учеников 4 класса)

Осень

1. С конца августа воздух начинает холодать, а в сентябре бывают заморозки. Утром вы видите, как побелела трава, а лужи покрылись корочкой льда. Мелкие холодные осенние дождики не похожи не летние. Без устали дует промозглый ветер. Листья на деревьях начинают желтеть в конце августа. С каждым днем становится все больше желтых и красных листьев. А порывистый ветер безжалостно срывает с деревьев легкие листья, устилая ими морскую землю. Поля пустеют. Цветы исчезли, и пожелтевшая трава клонится к земле. Только озимь поднимается ровным зеленым бархатом.                                                                                                                  (84 слова)

Контрольные вопросы к тексту:

1. В какое время начинает холодать?

2. Что можно увидеть утром на улице?

3. Опишите осенние дождики и ветер.

4. Что происходит с листьями на деревьях?

5. Какие осенью поля?

 

Белые мыши

2. Многие боятся мышей. Но маленькие белые мыши наверняка понравятся тебе. Тельце мышки покрыто шерсткой, только розовые ушки и хвост – голые. А зачем мышке длинный хвост? Когда мышка лезет вверх, хвостик, обвиваясь вокруг опоры, помогает ей. Если она бежит по жердочке, то поддерживает свое равновесие, размахивая хвостиком вправо и влево, как артистка в цирке, которая идет по канату с длинным шестом в руках. Белые мыши чувствительны к недостатку тепла. Если им холодно, у них синеет кончик хвоста, они перестают есть и могут заболеть.

                                                                                                                                                   (84 слова)

Контрольные вопросы к тексту:

1. Какие мыши могут понравиться?

2. Как выглядят белые мыши?

3. А зачем мышке длинный хвост?

4. Почему мыши могут заболеть?

 

(Тексты из книги: Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : Сб. Методических рекомендаций. – СПб., Москва : САГА : ФОРУМ, 2006, – 272 с.)

Дата: 2018-09-13, просмотров: 426.