Критерии сформированности семантико-синтаксических
И пунктуационных навыков в слуховом диктанте у младших школьников
Баллы | Качественные показатели |
2 балла | Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков (верный выбор пунктуационного знака в конце предложения, обозначение заглавной буквы в начале предложения, безошибочное отграничение речевых единиц на уровне предложения). |
1 балл | Небольшое количество нестойких семантико-синтаксических и пунктуационных ошибок, которые самостоятельно замечаются и исправляются. |
0 баллов | Наличие стойких, типичных семантико-синтаксических и пунктуационных нарушений – «просодико-интонационные функционально-значимые ошибки на письме»: 1) ошибочный выбор пунктуационного знака в конце предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак); 2) отсутствие обозначения заглавной буквы в начале предложения (написание со строчной буквы) или выделение другого слова заглавной буквой; 3) нарушение отграничения речевых единиц на уровне предложения, когда знак препинания выпадает или обозначается в другом месте. |
Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте оценивается на основе одного параметра: наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: – 2 балла. Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков.
ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: – 1 балл. Небольшое количество нестойких семантико-синтаксических и пунктуационных ошибок, которые самостоятельно замечаются и исправляются.
КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: – 0 баллов. Наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок.
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО И ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ
Изложение
Логопед несколько раз читает текст, при прослушивании изложения выделяются основные мысли, их последовательность, фиксируются имена собственные, числовые данные, определяется стиль прослушанного текста и использование соответствующих выразительных средств языка и синтаксических конструкций; предлагается пересказать текст и составить план изложения. Затем учащиеся приступают к письменному пересказу услышанного текста. В ходе изложения даётся время для корректировки текста, проверки орфографии и пунктуации.
Задание: Прослушать текст, ответить на вопросы.
Вместе с учеником логопед составляет план изложения (метод логико-семантического анализа и синтеза прослушанного текста).
Текст прочитывается снова, и, пользуясь планом, школьник пишет изложение.
Тексты для изложения (для учеников 1 класса, второе полугодие)
1. Наступила зима. Выпал снег и укрыл черную землю пушистым одеялом. Реки покрылись льдом. В лесу не слышно веселых голосов птиц. На ветках деревьев лежит легкий снежок. (27 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Какое время года наступило?
2. На что похож снег?
3. Чем покрылись реки?
4. кто не поет в лесу?
5. что лежит на ветках деревьев?
2. Большая рыжая собака грелась на солнышке со своими щенятами. Вдруг она услышала жалобный писк. Собака подошла к пруду. Она увидела котенка, который чудом держался на поверхности. Собака бросилась в воду и вытащила малыша. (33 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Какая собака грелась на солнышке со своими щенятами?
2. Что услышала собака?
3. Куда подошла собака?
4. Где был котенок?
5. Что сделала собака?
Тексты для изложения (для учеников 2 класса)
Осень
1. Наступает осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце мало греет. Небо часто бывает покрыто тучами. Моросит мелкий дождик. А что на деревьях? Листья на деревьях желтеют и опадают. Пропадают насекомые. Птицы улетают в теплые страны. А что на полях? Там копают овощи, в садах собирают плоды. (47 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1.О чем я сейчас прочитала?
2.Какое время года описано в рассказе?
3.Какие становятся дни осенью?
4.Что происходит на небе?
5.А что на деревьях?
6.Куда улетают птицы?
7.Что на полях осенью?
Зима в лесу
2. Зима. Холодный ветер гуляет по голым ветвям, качая верхушки деревьев. Тихо кругом, только иногда жалобно загудит ветер и застонут темные деревья. Что это? Это стук раздался по сонному лесу. Дятел добывает себе завтрак. Кто перепрыгивает с ветки на ветку? Это веселая, забавная, пушистая белка!
(44 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1.О чем я сейчас прочитала?
2.Какое время года описано в рассказе?
3.Что делает ветер зимой?
4.Что слышно в лесу?
5.Кто перепрыгивает с ветки на ветку?
6.Какая белка?
Тексты для изложения (для учеников 3 класса)
Осень
1. Поспели в лесу мелкие дикие яблочки. Как они вкусны! Огромные дубы стали ронять на землю свои желуди. А за желудями стали опадать и листья. О чем чирикают птицы? Птицы заговорили о перелете на юг. В одно холодное утро они улетели. Затихла говорливая речка. Заморосил мелкий дождик. Со всех веточек, листиков и хвоинок стекали мелкие капли. Казалось, что лес плачет, прощаясь с птицами.
(62 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1.О чем я сейчас прочитала?
2.Какое время года описано в рассказе?
3.Какие яблоки поспели в лесу?
4.Что роняют огромные дубы?
5.О чем чирикают птицы?
6.Почему плачет дождик? Почему ты так решил (а)?
Хитрый осёл
2. На осла нагрузили мешок соли. На мосту через реку он споткнулся и упал в воду. Что случилось с ослом? Осёл выбрался на берег и почувствовал, что ноша его стала намного легче: часть соли растворилась в воде. На следующий день осла нагрузили хлебом. Он вспомнил вчерашнее приключение и нарочно плюхнулся в воду. Но хлеб намок и стал таким тяжелым, что хитрый осёл еле выбрался на берег. (65 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1.О чем я сейчас прочитала?
2.Что нагрузили на осла?
3.Что произошло с ослом на мосту?
4.Почему ноша с солью стала намного легче?
5.Чем нагрузили осла на следующий день?
6.Что решил сделать хитрый осел? Почему он так поступил?
Тексты для изложения (для учеников 4 класса)
Осень
1. С конца августа воздух начинает холодать, а в сентябре бывают заморозки. Утром вы видите, как побелела трава, а лужи покрылись корочкой льда. Мелкие холодные осенние дождики не похожи не летние. Без устали дует промозглый ветер. Листья на деревьях начинают желтеть в конце августа. С каждым днем становится все больше желтых и красных листьев. А порывистый ветер безжалостно срывает с деревьев легкие листья, устилая ими морскую землю. Поля пустеют. Цветы исчезли, и пожелтевшая трава клонится к земле. Только озимь поднимается ровным зеленым бархатом. (84 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1. В какое время начинает холодать?
2. Что можно увидеть утром на улице?
3. Опишите осенние дождики и ветер.
4. Что происходит с листьями на деревьях?
5. Какие осенью поля?
Белые мыши
2. Многие боятся мышей. Но маленькие белые мыши наверняка понравятся тебе. Тельце мышки покрыто шерсткой, только розовые ушки и хвост – голые. А зачем мышке длинный хвост? Когда мышка лезет вверх, хвостик, обвиваясь вокруг опоры, помогает ей. Если она бежит по жердочке, то поддерживает свое равновесие, размахивая хвостиком вправо и влево, как артистка в цирке, которая идет по канату с длинным шестом в руках. Белые мыши чувствительны к недостатку тепла. Если им холодно, у них синеет кончик хвоста, они перестают есть и могут заболеть.
(84 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Какие мыши могут понравиться?
2. Как выглядят белые мыши?
3. А зачем мышке длинный хвост?
4. Почему мыши могут заболеть?
(Тексты из книги: Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : Сб. Методических рекомендаций. – СПб., Москва : САГА : ФОРУМ, 2006, – 272 с.)
Дата: 2018-09-13, просмотров: 491.