№ п/п | Пробы | Дата | Дата | Примечания |
1. | Мелодика | |||
1 | Выявление особенностей восприятия интонации. | Отметить качественные характеристики: - простой мелодический контур (нисходящий, восходящий, ровный), - сложный (восходяще-нисходящий, нисходяще-восходящий) | ||
1. Различение повествовательной интонации, средств выражения и способов обозначения. Послушать предложения и поднять карточку с изображением точки, если предложение произнесено спокойно, ровным голосом. Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным и ровным голосом, подними вверх карточку с изображением точки». | Речевой материал: Сегодня холодно. Куда я положил ключ? На улице дождь. Как я рада! Вы откуда? На столе вкусный торт. | |||
2. Различение восклицательной интонации, средств выражения и способов обозначения. Послушать предложения и поднять карточку с изображением восклицательного знака, если предложение произнесено радостно, звонким голосом. Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом громко и радостно, подними вверх карточку с изображением восклицательного знака». | Речевой материал: Это просто чудо! Летит птичка. На лугу пасется корова. Рука сильно болит? Ура! | |||
3. Различение вопросительной интонации, средств выражения и способов обозначения. Послушать предложения и поднять карточку с изображение вопросительного знака, если предложение произнесено с вопросом. Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то спрашиваю, подними вверх карточку с изображением вопросительного знака». | Речевой материал: Жил-был серый еж. Какая у них квартира? Сколько времени? Привет! Как зовут мальчика? | |||
4.Дифференциация различных вариантов интонации звучания одинаковых предложений с обозначением сигнальной карточкой. Инструкция: «Я назову предложения. Внимательно послушай, как они звучат. Подними вверх карточку с изображением точки, восклицательного или вопросительного знака». | Речевой материал: На улице солнце. На улице солнце? На улице солнце! Хорошо! Хорошо. Хорошо? Пойдем гулять? Пойдем гулять. Пойдем гулять! | |||
Исследование возможностей звуковысотных изменений. | Отметить умение использовать мелодические контрасты (часто, редко, отсутствуют). | |||
1. Показ движением руки понижение и повышение голоса, соответствующие мелодическому контрасту голоса логопеда или собственного голоса. Инструкция: «Послушай внимательно, как я произношу гласные звуки (низко, обычным голосом, высоко). Покажи движением руки движение моего голоса». | Игры: «лесенка», «самолет», «укачаем малыша» с варьированием голоса при произнесении гласных звуков (а, о, у, и,) Наглядный материал: Предметные картинки - лестница, самолет. Сюжетная картинка - малыш на руках у мамы. | |||
2. Раскладывание предметов в соответствии с повышением и понижением высоты голоса. Инструкция: «Послушай внимательно, как я пою песенку со звуком [у]. Мой голос то повышается, то понижается. Разложи кубики на столе в соответствии с услышанной песенкой». «А теперь попробуй сам спеть песенку со звуком [у] по выстроенной тобой дорожке из кубиков». | Наглядный материал: кубики одного цвета и размера. | |||
Диагностика особенностей воспроизведения ИК, выражающих повествовательную, восклицательную, вопросительную интонацию. | Отметить качественные характеристики: - правильность характера мелодического движения или наличие мелодических ошибок; - доминирующую ИК; - разнообразие использования мелодических контуров; - четкость реализации интонационных типов предложений. | |||
1. Произнесение за логопедом предложений различных интонационных типов с движением руки, соответствующим понижению и повышению голоса. Инструкция: «Послушай, как я произнесу предложение. Повтори со мной вместе точно так же. Покажи движением руки движение своего голоса». (Сопряженное произнесение). «Послушай, как я произнесу предложение. Повтори сам точно так же. Покажи движением руки движение своего голоса». (Отраженное произнесение). | Речевой материал: Куда поедем? В реке плавает рыба. Я все понял! Лопатой копают? Какой теплый день! Чашки на столе. | |||
2. По сюжетной картинке вслед за экспериментатором с двигательным контролем (движение руки) правильно произнести фразу с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией. Обращается внимание детей на смысловой и эмоциональный подтекст, паралингвистические характеристики персонажей. Инструкция: «Внимательно рассмотри картинку. Повтори за мной предложение. Покажи движением руки движение своего голоса». | Наглядный материал: сюжетная картинка – дети гуляют во дворе дома со своими домашними животными. Они рассказывают друг другу о своих питомцах. Речевой материал: У Кости собака Пушок. Собака веселая! У Насти кот Барсик. Он толстый и ленивый. У Славы щенок Дружок. Он маленький и глупый. А у Тани попугай Кеша. Он умный. Таня говорит: «Мой Кеша знает много слов». «А твой Барсик. Настя, может говорить?». «Нет, - смеется Настя, - не умеет». «Мой Барсик только мурлыкает и спит»…. | |||
3. Произвольное повторение реплик персонажей предложенной сюжетной картинки с верной интонацией по направляющим вопросам логопеда. Инструкция: «Вспомни и повтори, что было сказано и как это было произнесено». | Речевой материал: Как зовут собаку Кости? Какая у него собака? Как зовут щенка Славы? Кто на руках у девочки Насти? Какой Барсик? Это попугай Кеша. Кто его хозяйка? О чем разговаривали девочки. Кто из них смеялся? ... | |||
4. Самостоятельное «озвучивание» новой сюжетной картинки с направляющей помощью логопеда. Дети должны самостоятельно произнести предложения с основными типами ИК, помогая себе (при необходимости) жестом руки. Инструкция: «Внимательно рассмотри картинку. Расскажи, кто на ней изображен? О чем и как говорят герои? Попробуй передать настроение героев словами». | Наглядный материал: сюжетная картинка – девочка в слезах стоит возле большого дерева, в ветвях которого запуталась ниточка воздушного шарика. Возле нее стоит мальчик, который ее успокаивает и предлагает помощь. Речевой материал: Что случилось с девочкой, какое у нее настроение? Что и как она говорит? Как ее успокаивает мальчик? Какую помощь ей предлагает? | |||
5. Произвольное формулирование предложений с изучаемыми интонационными контурами. Инструкция: «Постарайся выразительно произнести предложение по инструкции: Задай вопрос, поинтересуйся, переспроси, порадуйся, похвали, расскажи, вспомни, отдай приказ». | ||||
2. | Интенсивность | Отметить качественную характеристику интенсивности: - низкая, умеренная, высокая, - умение воспроизводить контрасты. | ||
1. Исследование особенностей восприятия интенсивности – воспроизведение условной невербальной реакции на речевые звукокомплексы заданной громкости. Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь громкие звуки, то хлопни в ладоши. Если услышишь тихие – хлопать не надо». | Речевой материал: одинаковые слоги, звукоподражания и слова, произнесенные разной громкостью [та-та-та, мяу-мяу-мяу, слон-слон-слон]. | |||
2. Изучение возможностей воспроизведения интенсивности по подражанию за логопедом. Инструкция: «Представь себе, что ты в пещере. Все слова за тобой повторяет эхо. Ты говоришь громко, а эхо тихо. Послушай, как я произнесу предложение. Повтори точно так же». | Речевой материал: Ау. Кто там? Это я! Кто со мной говорит? Как тебя зовут? Это эхо! | |||
3. Самостоятельное изменение силы голоса по инструкции экспериментатора с использованием сюжетной картинки и без нее. Инструкция: «Произнеси фразу тихо, потому что мама спит. Обычным (нормальным) голосом – обращаясь к другу. А теперь скажи фразу громко, потому что дедушка плохо слышит». | Наглядный материал: сюжетная картинка – мама спит на кровати; мальчик сидит за партой; старый дедушка сидит в кресле-качалке. Речевой материал: Сейчас два часа дня. Я пойду гулять. Мы пойдем в цирк? | |||
3. | Темп | Отметить качественную характеристику темпа: медленный (ниже среднего, замедленный), нормальный (средний, естественный для говорящего), быстрый (превышает средний, ускоренный); нарушения темпа речи – брадилалия, тахилалия; умение варьировать темпом речи. | ||
Восприятие и воспроизведение темпа в неречевом плане. | ||||
1.Воспроизведение движений телом (повороты, прыжки, наклоны), манипуляций предметами, игрушками в заданном темпе. При этом объясняются понятия, качественно характеризующие темп. Инструкция: «Послушай внимательно музыку – она бывает разная (медленный, средний, быстрый темп). Попробуй совершать наклоны из стороны в сторону под музыку». | Отслеживается совпадение движений и мускульное напряжение с предложенной скоростью музыки и ее акцентов. Предлагается музыкальное сопровождение. | |||
2. Игра «Музыкальное эхо»: логопед ударяет в определенном темпе и ритме по ударному инструменту (барабан, бубен, ксилофон, молоточек), испытуемый повторяет услышанное. Инструкция: «Слушай внимательно, как я играю на музыкальном инструменте, запомни и повтори точно так же». | Отмечаются ошибки при воспроизведении ритмического рисунка; в каком темпе по сравнению с образцом прозвучало повторение. | |||
Восприятие и воспроизведение темпа в речевом плане. | Отметить умение использовать темпоритмические контрасты. | |||
1.За меняющимся темпом слогов логопеда выполнение быстрых и медленных движений. Инструкция: «Послушай внимательно, как я произношу слоги, то медленно, то быстро. Выполняй хлопки ладонями по коленям в такт моих слогов». | Речевой материал: одинаковые слоги [па-па-па-па-па], [та-та-та-та-та]. | |||
2. Скоординированное с темпом собственных движений воспроизведение слогов, коротких слов с разным темпом. Инструкция: «Подпрыгивай на двух ногах и произноси слова с заданным темпом (быстро, медленно, средний темп)». | Речевой материал: [ба-ба-ба; кис-кис-кис; гав-гав-гав; Мурка, Шарик]. | |||
3.Произнесение с указанным темпом односинтагменных чистоговорок. Инструкция: «Слушай внимательно, запомни и повтори за мной фразу (медленно, со средним темпом, быстро)». | Речевой материал: [са-са-са – летит оса, па-па-па – у кота лапа, бу-бу-бу – поймал рыбу]. | |||
4. Изучение возможности изменять по инструкции темп речи. Задание выполняется, сопряжено, отраженно, самостоятельно с различным темпом. Инструкция: «Внимательно послушай стихотворение и повтори его. Первую стоку скажи медленно, а вторую быстро». | Речевой материал: «Падай, падай, падай снег, радуй, радуй, радуй всех!» «По лестнице вверх тихо иду. С лестницы вниз быстро бегу». | |||
4. | Чувство ритма | Отметить качественную характеристику: изохронность (равномерное воспроизведение единиц), вариативность, предсказуемость. | ||
Восприятие и воспроизведение ритмических структур в неречевом плане. | Отметить ритмическую способность: оптимальная (безошибочная), допустимая (премоторный тип нарушения), - критическая (височный тип нарушения). | |||
| 1. Логопед стучит по столу, испытуемый определяет: сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке». Инструкция: «Послушай и определи, сколько раз я стучу молоточком по столу». «Сколько ударов я простучала в каждой паче?» | Ошибки восприятия ритмов и их оценки говорят о дисфункции верхнее-височных отделов левого полушария. | ||
1) Одиночные «пачки»: | ||||
- // | ||||
- /// | ||||
2) Серии «пачек»: | ||||
- // // // | ||||
- /// /// /// | ||||
- / / / | ||||
- //// //// //// | ||||
2. Игра «Отгадай ритм». Выявление способности адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента. Логопед дает прослушать испытуемому три разных мелодии и предлагает отгадать ритм, той, которую отхлопает в ладоши. Инструкция: «Прослушай три разных музыкальных отрывка, отгадай ритм какого фрагмента я отхлопаю в ладони». | Музыкально-ритмические фрагменты: русская народная песня «Во поле береза стояла», Ф. Мендельсон «Концерт ми минор для скрипки», М. Красев «Елочка». | |||
3. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу: Инструкция: «Слушай внимательно, запомни и повтори точно так же». | Лишние удары – возможно дисфункция теменновисочных отделов г.м.; недостаточность, замедленность, персеверация – дисфункция заднелобных отделов. | |||
1) простые ритмы: | ||||
// // // | ||||
/// /// /// | ||||
// // // | ||||
2) акцентированные ритмы: | ||||
/ // | ||||
// / | ||||
(левой рукой) / /// | ||||
/// / | ||||
(двумя руками) / / // | ||||
/ // / | ||||
(ногой) / / /// | ||||
(стопой) / /// / | ||||
(прыжки на одной ноге) // / | ||||
(прыжки на двух ногах) // / // | ||||
(хлопки ладонью по столу; школьники) | ||||
// /// // /// // | ||||
/// // /// // /// // | ||||
| 4. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции: испытуемому предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции. Инструкция: | Ошибки персеверации – дисфункция премоторных, заднее-лобных отделов коры левого полушария; замедленность, моторные трудности выполнения – дисфункция афферентных систем нижнетеменных отделов мозга. | ||
- «Ударяй по 2 раза». | ||||
- «Ударяй по 3 раза». | ||||
- «Ударяй по 2 раза сильно и по 3 раза слабо» | ||||
– Под счет: «раз-два», «раз-два», | ||||
– Под счет: «раз-два-три», «раз-два-три». | ||||
| 5. Трансформация зрительной схемы в звуковой ритм. Испытуемому предлагаться постучать так, как нарисовано на предложенной карточке. Инструкция: «Внимательно рассмотри картинку, простучи» | |||
1) (карточки одинаковые) – ритм повтора: / / / | ||||
// // // | ||||
2) (чередуются карточки двух цветов) – ритм чередования: / / / / ; / / / / ; | ||||
/ ////// / ////// ; / ////// / ////// ; | ||||
// // // // ; // // // // ; | ||||
3) (чередуются карточки двух цветов и размеров) – ритм противопоставления: / // / // ; / // / // ; | ||||
// / // / ; // / // / ; | ||||
6. Трансформация звукового ритма в зрительно-пространственную схему (предметное моделирование). Испытуемому предлагаться воспроизвести ритм с помощью кубиков, расположив их на нужное расстояние между собой. Инструкция: «Послушай, как я стучу карандашом по столу, повтори ритм с помощью кубиков на столе». | Наглядный материал: кубики одного размера. | |||
| 7. Воспроизведение и различение ритмов по слуховому образцу (вне поля зрения испытуемого). Инструкция: | 1 упр. [–], 2 упр. [+] Страдает процесс воспроизведения ритмов при сохраненной способности к слуховому различению – «премоторный» тип нарушения. 1 упр. [–], 2 упр. [–] Нарушается слуховое различие звуковых ритмов – «височный» тип нарушения. | ||
1) «Закрой глаза, послушай ритмический образец, запомни и повтори его»: // // /// | ||||
//// / /// | ||||
2) «Закрой глаза, послушай две серии ударов, сравни, они одинаковые или разные?»: /// // < –– > //// / | ||||
/ /// //// < –– > // /// //// | ||||
Восприятие и воспроизведение ритмических структур в речевом плане. | ||||
| 1) Комбинация одинаковых слогов. Инструкция: «Слушай внимательно, запомни и точно повтори». | Речевой материал: [па'па /па'па па'папа /па'папа]; [папа'/ папа'/ папа' папапа'/ папапа'/ папапа']. | ||
2) Комбинация слогов с разными гласными и согласными звуками. Инструкция: «Слушай внимательно, запомни и точно повтори». | Речевой материал: [пы'па / пы'па пыпа'/ пыпа'/ пыпа']; [пы'папу/ пы'папу пыпапу'/ пыпапу'/ пыпапу]; [та'па /та'па тапа'/ тапа' / тапа']; [та'пака / та'пака тапака'/ тапака'/ тапака']. | |||
3) Отхлопывание слогового ритма с одновременным проговариванием. Инструкция: «Отхлопай слово по слогам и четко его произнеси». | Речевой материал: [Са-ша], [лап-ша], [пи-ли-ли], [те-ре-мок]. | |||
4) Отстукивание ритмического контура слова, предложения с последующим воспроизведением его слоговой структуры. Инструкция: «Отстучи карандашом по столу ритм слова, произнеси его со слогом [та]. Затем отстучи ритм и произнеси целое слово». | Речевой материал: [та-Та-та (машина)], [Та-та (липа)], [та-та-Та (молоко)], [Та-та-та-та, та--та-том – что такое за окном? Та-та та та-та та-том – это снег лежит ковром!] | |||
5. | Логическое и словесное ударение (Предварительно в доступной форме объясняем, что существуют «главные» слова в предложении, от которых зависит смысл фразы. Эти «важные» слова произносятся громче или чуть протяжнее остальных). | Отметить в словесном ударении: безударные, слабоударные, ударные, сильноударные слоги. Качественная характеристика логического ударения: правильная выделенность, отсутствие выделенности или неправильно переданное ударение. | ||
| 1. Определение возможности различения логическое ударение на материале односинтагменных повествовательных предложений. Инструкция: «Внимательно слушай, одинаково или по-разному я произнесу предложения? Какое слово я выделила в первом предложении? Во втором? В третьем? В четвертом? На что я хотела обратить твое внимание в первом предложении (во втором, в третьем, в четвертом)?» | Речевой материал: «Аня читает кукле сказку. Аня читает кукле сказку. Аня читает кукле сказку. Аня читает кукле сказку». | ||
2. Исследование особенностей воспроизведения логического ударения. Инструкция: «Я назову предложение и голосом выделю в нем «главное» слово. Повтори предложение за мной и тоже выдели в нем это слово». | Речевой материал: «На столе синий карандаш. У Светы красная юбка. Кошку зовут Мурка. Мы летим на самолете. Олег пьет сок». | |||
3. Самостоятельное выделение в простом предложении слова, обозначенного логическим ударением. Проба проводится с использованием сюжетной картинки, по которой совместно составляется односинтагменные предложения. Инструкция: «Отвечай на мои вопросы тем предложением, которое мы с тобой составили. Будь внимательным, выделяй голосом «главное» слово». | Наглядный материал: сюжетная картинка – мишка сладко спит на кровати, возле него стоит бочка меда, на полу коврик с тапочками, на стене висят часы с кукушкой и морская картина. | |||
4. Воспроизведение словесного ударения на материале слов и односинтагменных предложений. Инструкция: «Назови картинку. Составь с ней предложение». | Наглядный материал: предметные картинки – мыло, рыба, гуси, рога, пила, юла, волосы, радуга, корова, капуста, гусеница. | |||
6. | Паузирование (В начале проводим работу по объяснению искомого определения «пауза» – это перерыв в речи, момент молчания для отделения слов друг от друга и выделения важной информации). | Отметить качественные характеристики: - оптимальность длины паузы; - правильность употребления; - четкое соблюдение межсинтагменной паузации; - % безпаузального членения. | ||
1. Определение правильности восприятия паузальной границы интонационно-смысловых единиц разной сложности. Задание состояло в определении на слух межсинтагменной паузы во фразе (дети слушали текст, при улавливании длительной паузы брали в руку бусинку). Инструкция: «Внимательно послушай текст, если услышишь паузу возьми бусинку в руку». | Речевой материал: «Дядя Миша – наш гость. Бабушка Соня ставит на стол чайник и чашки. Все будут пить чай. Хорош душистый чай!» Наглядный материал: бусинки (пуговки). | |||
2. Оценка экспериментатором возможности проводить реальную интонационную разметку в самостоятельной речи. | Проводится в ходе всего диагностического обследования. | |||
7. | Тембр (Перед выполнением проб проводим беседу о том, что у каждого человека есть свой особенный голос, который в зависимости от различных ситуаций и событий может изменяться). | Отметить тембральные качества голоса: «звучность», «чистота», «яркость звучания», «придыхательность», «хриплость», «приглушенность», «назальность», «металлический оттенок», «сдавленность». Указать: общую эмоциональную и модальную окраску речи; варьирование общей окраски голоса в зависимости от ситуации общения; произвольное изменение речевого тембра; сопутствие мимики и жестикуляции. | ||
| 1. Определение тембра мужского, женского и детского голоса по демонстрации экспериментатора. Инструкция: «Я назову предложение, отгадай, кто из представленных на картинке персонажей ее мог произнести». | Наглядный материал: сюжетная картинка – семья дома сидит на диване. Речевой материал: Давайте будем читать книгу. А какую книгу? Про Африку. А где она находиться? | ||
2. Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов, междометий и демонстрация ее с помощью жестов и мимики. Проба усложняется повтором за логопедом с объяснением эмоциональных переживаний. Инструкция: «Послушай как я произнесу короткое слово. Когда мы так говорим? Повтори его за мной, покажи свое настроение жестами». | Речевой материал: Ай! О! браво! Вот это да! Ах! Ох! Увы! Беда! Горюшко! Фу! Ой! Ух! Ужас! | |||
3. Преднамеренное изменение качества голоса с целью передачи содержательной информации по иллюстрационному образцу на материале междометий и коротких слов. Инструкция: «Рассмотри картинку, скажи, что на ней изображено. Отгадай, кто из персонажей говорит: «Ох! Ох! Ох!», «Ух! Ух! Ух!», « Ах! Ах! Ах!», «Ай! Ай! Ай!». | Наглядный материал: сюжетные картинки – девочка разбила чашку; у мальчика болят зубы; мальчик с грязными руками и лицом бежит навстречу маме; подруги катаются на качелях. Речевой материал: «Ох! Ох! Ох!», «Ух! Ух! Ух!», « Ах! Ах! Ах!», «Ай! Ай! Ай!». | |||
4. Произвольное изменение окраски голоса в соответствии с характеристикой персонажа стиха, сказки. Инструкция: «Повтори выразительно стихотворение, попробуй передать словами и жестами какое солнце, какие кошка и корова, какой арбуз». | Речевой материал: «Солнце – слово лучистое. Кошка – слово пушистое. Корова – слово рогатое. А слово «арбуз» - полосатое». | |||
5. Произвольное изменение речевого тембра на материале одного предложения по инструкции логопеда. Инструкция: «Произнеси предложение с различными интонациями – грусти, радости, испуга, злости, удивления». | Речевой материал: «Ласточка улетела». |
Картинный материал, используемый при проведении диагностики.
1. Исследование мелодики
1.1. Выявление особенностей восприятия интонации
1.2. Исследование возможностей звуковысотных изменений
1.3. Диагностика особенностей воспроизведения ИК, выражающих повествовательную, восклицательную, вопросительную интонацию
2. Исследование интенсивности
3. Исследование чувства ритма
4. Исследование логического ударения
5. Исследование тембра
Для оценки степени выраженности показателей скрининг-диагностики разработаны качественно-количественные критерии сформированности интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста. Для объективности сравнения характеристик изучаемых параметров у детей с речевым нарушением и их сверстников без речевой патологии выбрана балльная система оценок. Результаты определяются по количеству правильно выполненных испытуемыми заданий, каждая проба в скрининг-диагностике оценивается по 4-балльной системе (от 0 до 3).
Критерии сформированности интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста
Баллы | Качественные показатели |
3 балла | Мелодика: доступен простой и сложный (восходяще-нисходящий, нисходяще-восходящий) мелодический контур; развито умение использовать мелодические контрасты в сторону повышения или понижения; правильность характера мелодического движения в предложении; разнообразие использования ИК; адекватное понимание интонации с учетом смыслового и эмоционального подтекста; точное различение и дифференциация основных типов интонации, средств выражения и способов их обозначения. Интенсивность: умеренная (средняя, естественная для говорящего сила голоса испытуемого). Развито умение воспринимать, воспроизводить и самостоятельно изменять динамический компонент интонации. Темп: нормальный (средний, естественный для говорящего темп речи). Безошибочное изменение движений в соответствии с различным неречевым и речевым темпом; воспроизведение неречевого и речевого темпа скоординировано с темпом собственных движений. Ритм: безошибочное воспроизведение ритмических серий неречевых и речевых образцов с опорой на слуховой образец, по словесной инструкции и вне поля зрения испытуемого. Восприятие и воспроизведение ритма характеризуется изохронностью (примерно равномерная экспликакация речевых единиц) и вариативностью; ритмическая способность оптимальная. Логическое ударение: использование в оформлении высказывания всех средств интенсивности для выражения логического ударения (усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности). Словесное ударение: точное определение ударного слога и верный выбор его степени выделенности. Паузирование: правильное восприятие и воспроизведение паузальной границы интонационно-смысловых единиц разной сложности; верный выбор паузальной выделенности (короткая, средняя и длинная пауза); допустимый процент безпаузального членения. Тембр: разнообразные проявления тембральных качеств голоса – «звучность», «чистота», «яркость звучания»; возможность четкого восприятия и воспроизведения тембровых компонентов. Общая эмоциональная и модальная окраска голоса отражает эмоциональное состояние говорящего и его отношение к предмету речи и к собеседнику; мимика и жестикуляция адекватна ситуации общения. |
2 балла | Мелодика: возможен простой и редко сложный мелодический контур; использование мелодических контрастов; верное оформление конечных и неконечных синтагм; адекватное восприятие и воспроизведение интонации с использованием дополнительных объяснений и уточнений, стимульного материала. Интенсивность: умеренная (средняя, естественная для говорящего сила голоса испытуемого). Правильное восприятие, воспроизведение интенсивности и варьирование контрастами динамического компонента интонации возможно при условии дополнительных уточнений. Темп: нормальный (естественный для говорящего темп речи). Верное выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом и ритмом неречевых и речевых звуков, произнесение в указанном темпе слов и предложений, скоординированное с темпом собственных движений возможно при условии дополнительного показа и предъявления стимульного материала. Произнесение в указанном темпе речевого материала сопряженно и отраженно практически безошибочно, сложности при выполнении задания самостоятельно. Ритм: правильное восприятие и воспроизведение ритмических структур разной сложности возможно с дополнительным показом и объяснением логопеда; ритмическая способность адекватная. Логическое ударение: правильная выделенность в соответствии с передаваемым смыслом с использованием ограниченных средств интенсивности. Словесное ударение: ударный слог обозначен верно, редко отмечается его слабоударная или сильноударная степень выделенности. Паузирование: четкое соблюдение межсинтагменной паузации по синтаксической правомерности; правильное восприятие паузальной границы; редкие ошибки в выборе качества и места паузальной выделенности. Тембр: особенности окраски голоса – «звучность», «чистота»; общая эмоциональная и модальная окраска голоса, мимика и жестикуляция соответствует ситуации общения; определение и узнавание эмоциональной окрашенности речевой продукции сохранно; изменение качеств голоса с целью передачи содержательной информации требует дополнительной помощи экспериментатора. |
1 балл | Мелодика: доступен только простой (нисходящий, восходящий, ровный) мелодический контур; частые мелодические ошибки при восприятии, воспроизведении и дифференциации ИК. Интенсивность: низкая (субъективно тихое восприятие силы голоса испытуемого) или высокая (субъективно громкое восприятие силы голоса испытуемого); нарушения в восприятии и имитации динамического компонента интонации; возможность выполнения проб при сопряженно-отраженной помощи экспериментатора. Темп: нормальный, реже нарушенный. Способность восприятия и воспроизведения неречевых и речевых звуков нарушена. Ритм: ритмическая способность допустимая (премоторный тип нарушения) – страдает процесс воспроизведения при сохранной способности к слуховому различению неречевых и, особенно, речевых ритмических структур. Логическое ударение: стойкие сложности в определении логического ударения или верная его выделенность при неправильном способе передачи. Словесное ударение: частые ошибки в определении в слове ударного слога (особенно в сложных или малоупотребительных словах) – замена на предударную или заударную позицию, качественное нарушение степени выделенности – безударные, слабоударные и сильноударные слоги. Паузирование: возможность производить реальную интонационную разметку в самостоятельной речи нарушена; часто отмечается отсутствие обязательной паузы, неправомерность ее использования, неправильно выбранная длина паузы; речь изобилует оговорками, повторами, паузами хезитации. Тембр: тембровые компоненты нарушены – «хриплость», «приглушенность», «сдавленность»; сложности в распознавании эмоциональной окрашенности речевой продукции, возможность ее понимания с использованием объяснений, примеров, иллюстративного материала; изменение качеств голоса с целью передачи содержательной информации нарушено. |
0 баллов | (Оценка [0] не абсолютная, а относительная – это уровень, занимаемый ребенком в процессе диагностической деятельности с ним). Мелодика: отсутствие умения использовать звуковысотные изменения, лежащих в основе оформления мелодического контура; наличие стойких и частых мелодических ошибок; нарушения восприятии, дифференциации и имитации основных типов интонации; неадекватное понимание интонации. Интенсивность: низкая (субъективно тихое восприятие силы голоса испытуемого) или высокая (субъективно громкое восприятие силы голоса испытуемого); невозможность различения и преднамеренного изменения силы голоса. Темп: быстрый (превышающий средний, ускоренный темп речи), медленный (ниже среднего, замедленный темп речи) или патологически нарушенный. Восприятие и воспроизведение неречевого и речевого темпа испытуемому не доступно. Ритм: ритмическая способность критическая (височный тип нарушения) – нарушено воспроизведение ритмов и их слуховое различение; общее нарушение ритмизированности речевой цепи. Логическое ударение: отсутствие выделенности. Словесное ударение: стойкость нарушения выбора в слове ударного слога, его безударная выделенность; нарушение понимания смысла слова и наличие ошибок в их употреблении. Паузирование: грубое нарушение перцептивного восприятия паузальной выделенности, акцентно-ритмического и фразового членения. Тембр: нарушения тембральных качеств голоса – «придыхательность», «хриплость», «приглушенность», «назальность» с «металлической» окраской (голос резкий с излишней звонкостью), «сдавленность»; невозможность узнавания эмоциональной окрашенности речевого материала и преднамеренного изменения качеств голоса; несоответствие мимики и жестикуляции ситуации общения. |
Полученные результаты индивидуального тестирования каждого компонента интонации у испытуемого ребенка заносятся в график – «Интонационный профиль». В нем изображен абсолютный интонационный профиль (верхний график) – оптимальные данные по предложенной скрининг-диагностике, и реальный интонационный профиль (нижний график) – обобщенные результаты диагностики интонационной выразительности речи у младших школьников без речевой патологии.
Рис. Интонационный профиль
Суммарные измерения абсолютного интонационного профиля детей младшего школьного возраста составляют:
· Мелодика – 33 балла. 1) Выявление особенности восприятия интонации – 12 баллов. 2) Исследование возможностей звуковысотных изменений – 6 баллов. 3) Динамика особенностей воспроизведения интонационных конструкций, выражающих повествовательную, восклицательную и вопросительную интонации – 15 баллов.
· Интенсивность – 9 баллов.
· Темп – 18 баллов. 1) Восприятие и воспроизведение темпа в неречевом плане – 6 баллов. 2) Восприятие и воспроизведение темпа в речевом плане – 12 баллов.
· Диагностика чувства ритма – 33 балла. 1) Восприятие и воспроизведение ритмических структур в неречевом плане – 21 балл. 2) Восприятие и воспроизведение ритмических структур в речевом плане – 12 баллов.
· Логическое ударение – 12 баллов.
· Паузирование – 6 баллов. Окраска голоса (тембр) – 15 баллов. Таким образом, абсолютный интонационный профиль для детей младшего школьного возраста в суммарном измерении составляет 126 баллов.
Реальный интонационный профиль детей младшего школьного возраста составляет 106 баллов, из них мелодика – 25 баллов, интенсивность – 8, темп – 16, ритм – 30, логическое ударение – 10, паузирование – 5, тембр – 12.
На основе взаимосвязи компонентов интонации определяется прагматический компонент речевой способности – простой или сложный интонационный навык (автоматизированный компонент умений на стадиях формирования восприятия, имитации и дифференциации речевых актов).
Итоговая оценка скрининг-диагностики подсчитывается способом вычисления среднего арифметического. Итоговые балльные оценки сформированности интонационной стороны речи соотносятся с уровнями выполнения заданий, которые определяются на основе разработанной шкалы:
Дата: 2018-09-13, просмотров: 826.