Авторская скрининг-диагностика к.п.н., доцента кафедры логопедии и олигофренопедагогики Лариной Е.А.
Диагностика сформированности интонационной и смысловой стороны речи
В устной и письменной речевой деятельности у детей младшего школьного возраста
1. Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________
2. Возраст ____________________________________________________________________________
3. Дата обследования___________________________________________________________________
4. (Школа, №, адрес)____________________________________________________________________
5. (Класс)_____________________________________________________________________________
6. Логопедическое заключение __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Примечание________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
УСТНАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
1. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:
1.1. Высокий уровень сформированности интонационной стоны речи находится в пределах – от 106 до 126 баллов. Все просодические характеристики соответствуют возрастной норме. Дети в полной мере владеют всеми способами передачи различных типов интонации. В спонтанной речи используют все средства выразительности. Не испытывают трудностей при выполнении специальных заданий. Сложный многокомпонентный интонационный навык сформирован (совокупность автоматизированных, сознательных, устойчивых и лабильных слуховых, речедвигательных, интеллектуальных операций на стадиях восприятия и воспроизведения интонации).
1.2. Выше среднего (промежуточный уровень) сформированности интонационной стоны речи находится в пределах – от 85 до 105 баллов. В основном все интонационные подсистемы находятся в нормативных показателях. Сложный многокомпонентный интонационный навык сформирован (совокупность автоматизированных слуховых, речедвигательных, интеллектуальных операций на стадиях восприятия и воспроизведения интонации).
2. ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ:
2.1. Средний уровень сформированности интонационной стоны речи – от 63 до 84 баллов. Наблюдается непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации может быть достаточно выразительной. При выполнении специальных диагностических заданий наблюдаются неточности или отдельные ошибки (преобладают просодико-интонационные функционально незначимые ошибки). Дети редко нуждаются в помощи экспериментатора. Простой интонационный навык сформирован (автоматизированная, устойчивая операция на стадии восприятия и воспроизведения интонации).
3. КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
3.1. Ниже среднего (промежуточный уровень) сформированности интонационной стоны речи находится в пределах – от 43 до 62 баллов. Около половины интонационных подсистем находятся ниже нормативных показателей. Простой интонационный навык сформирован (автоматизированная операция на стадии восприятия и воспроизведения интонации).
3.2. Низкий уровень – несформированность интонационной стороны речи – от 0 до 42 баллов. Наблюдаются грубые нарушения просодических компонентов речи (просодико-интонационные функционально значимые ошибки), имеющие выраженный характер, заметный ребенку и окружающим. Детям недоступно выполнение заданий, предполагающих произвольное изменение интонационных характеристик. Все виды диагностических упражнений выполняются на низком качественном уровне, часто необходимо повторение или объяснение инструкции, помощью экспериментатора. Интонационный навык не сформирован.
ДИАГНОСТИКА СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Диалог
· Анализу подвергается интонационная выразительность речи в разных видах развернутого высказывания.
Изучение смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи: – вопросно-ответная беседа с опорой на наглядность.
Задание: рассмотреть предметную картинку, ответить на вопросы:
1. Кто изображен на картинке?
2. Какая девочка?
3. Что делает девочка?
4. Какое настроение у девочки? Почему?
5. Изобрази настроение девочки мимикой и жестами.
И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Критерии сформированности смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи у детей младшего школьного возраста
Баллы | Качественные показатели |
2 балла | 1) полнота передачи и актуализации коммуникативной значимости информации; 2) использование всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое и словесное ударение, паузирование, тембр); 3) адекватность внешнего выражения эмоциональной реакции в диалогической речи, невербальные формы выражения оптимальны. |
1 балл | 1) неярко выраженные нарушения тематической организации; 2) недостаточная сформированность комплекса средств интонационной выразительности; 3) внешнее выражение эмоциональной и невербальной реакции адекватно в диалогической речи, но проявляется недостаточно. |
0 баллов | 1) грубое искажение основной линии сюжета, подмена реальных событий несуществующими, частая смена тематических ориентиров, подмена вербальных средств паралингвистическими способами передачи информации; 2) средства интонационной выразительности не использует (неокрашенность, бедность изложения); 3) нарушения интонационной выразительности движений (пантомимика, мимика, жест). |
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: смысловая цельность компонентов содержания, активное и адекватное использование средств интонационной выразительности –2 балла
ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: нерезко выраженные нарушения смыслового и выразительного оформления высказывания –1 балл
КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: выраженные нарушения смыслового и выразительного оформления высказывания – 0 баллов
И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Монолог
Изучение смысловой организации и выразительного оформления монологической речи.
Задание: 1) пересказ короткого текста.
***
Мальчик играл и разбил нечаянно чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал». (Л. Толстой). (28 слов)
Задание: 2) составление рассказа по серии картинок: «На катке».
Ответы на уточняющие вопросы после рассказа по картинкам:
1. Кто из мальчиков виноват?
2. Как он исправил свою вину?
3.Что бы ты чувствовал на месте каждого из мальчиков?
(Для диагностики особенностей диалога и монолога использовать материал из книги: Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере : Метод. Пособие для педагогов общего и специального образования. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 136 с.), (стр. 9, 112).
И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Критерии сформированности смысловой организации и выразительного оформления монологической речи у детей младшего школьного возраста
Баллы | Качественные показатели |
2 балла | 1) свобода и четкость в изложении смысловой цельности основных компонентов содержания речи; 2) использование всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое и словесное ударение, паузирование, тембр); 3) адекватность внешнего выражения эмоциональной реакции в монологической речи, невербальные формы выражения оптимальны. |
1 балл | 1) единичные пропуски семантически значимых элементов сюжета; 2) недостаточная сформированность комплекса средств интонационной выразительности; 3) внешнее выражение эмоциональной и невербальной реакции адекватно в монологической речи, но проявляется недостаточно. |
0 баллов | 1) выраженные нарушения показателей смысловой цельности и связности текста; 2) не используются средства выразительности (неокрашенность и бедность изложения); 3) нарушения интонационной выразительности движений (пантомимика, мимика, жест); 4) неадекватность внешнего выражения эмоциональной реакции во время высказывания; 5) дыхательные, голосовые, дикционные несовершенства. |
Суммарное количество баллов, набранных по итогам выполнения заданий, позволяет определить уровень сформированности искомого явления.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: смысловая цельность компонентов содержания, активное и адекватное использование средств интонационной выразительности – 4 балла
ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: нерезко выраженные нарушения смыслового и выразительного оформления высказывания – 2-3 балла
КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: выраженные нарушения смыслового и выразительного оформления высказывания – 0-1 баллов
ПРИМЕЧАНИЕ. Анализ интонационной выразительности речи проводится по следующим направлениям: связность (когезия), целостность (цельность), последовательность, логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей, композиционная завершенность.
Критерии оценки диалога: Минимальный уровень – грубое искажение основной линии сюжета, подмена реальных событий несуществующими деталями, резкий переход от заданной темы к отдельным фрагмента, частая смена тематических ориентиров, подмена вербальных средств паралингвистическими способами передачи информации. Средний уровень – единичные пропуски семантически значимых элементов сюжета, неярко выраженные нарушения тематической организации, неполнота ремовыделительных конструкций, обусловленная несовершенством комбинаторных механизмов, участвующих в структурировании лексических единиц в составе синтаксического целого. Оптимальный уровень – смысловая цельность основных компонентов содержания, динамическое сочетание тема-рематических взаимодействий, обеспечивающих полноту передачи и актуализации коммуникативной значимости информации и репрезентации нового смысла.
Критерии оценки монолога: Минимальный уровень – выраженные нарушения показателей цельности и связности, трудности темообразования, несформированность процессов программирования речевого высказывания, нарушения регуляции речевого потока, несформирован основной способ передачи цельности – компрессия текста, приводящий к «вязкому» развернутому изложению репродуктивных и произвольных форм монологического высказывания, границы микротем «размыты». Средний уровень – нерезко выраженные нарушения смыслового оформления высказывания, обусловленные незрелостью операционально-технического звена речеязыкового механизма, участвующего в порождении мысли; пропуски отдельных фрагментов сюжета, варианты его частичного сокращения; нарушение механизма контаминации текста, результатом чего является тенденция к сокращению плана выражения моделируемого им текста при сохранении в достаточном объеме плана его содержания. Оптимальный уровень – свобода и четкость оперирования доступными стратегиями кодирования и декодирования связного речевого высказывания, активное преобразование словесной формы текста, осознание цельности и связности текста, выступающее в виде общей семантической схемы высказывания (по материалам Ланиной Т.Н.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Во время проведения диагностических проб логопед анализирует соответствие эксперссивно-мимических и пантомимических проявлений, выражающие различные эмоциональные состояния, речевому высказыванию. При этом выделяется сохранность (речь эмоционально выразительна, невербальные формы выражения оптимальны), несформированность (эмоциональная выразительность речи заменяется громким произношением, невербальные формы выражения несовершенны) и выраженная дефицитарность комплекса средств интонационной выразительности движений и эмоциональной реакции при восприятии текста (речь монотонная, лишенная эмоциональной выразительности, амимичность, отсутствие выразительности движений).
Логопед определяет этапы эмоционального восприятия произведения: 1) заинтересованность текстом, 2) возникновение эмоциональных переживаний в ответ на восприятие, 3) интериоризация переживания, 4) эмоциональная идентификация, 5) развитие культурного самосознания (А.А. Потребне, Г.Г. Шпет).
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ к диалогу и монологу, слушанию и говорению для учеников начального общего образования.
Диалогическая речь:
· правильное (фонетически, грамматически, интонационно) проговаривание диалога-абзаца;
· построение первой реплики вопросительного или побудительного характера;
· построение основной реплики;
· трансформация диалога при изменении ситуации.
Монологическая речь:
· коллективное составление рассказа по сюжетным картинкам;
· составление небольшого связного высказывания по заданной теме или ситуации;
· продолжение рассказа по заданному началу, придумывание предыстории событий;
· трансформация диалога, состоящего из 4-6 реплик, в монолог;
· рассказ о себе, о своих друзьях, о своих занятиях, играх, экскурсиях.
Слушание:
· понимание речи носителей родного языка в объеме, предусмотренном курсом;
· понимание прослушанного краткого сообщения (продолжительность звучания 1-2 минуты);
· понимание прочитанных педагогом небольших рассказов, сказок, стихотворений, загадок (лил фонозаписи);
· воспроизведение услышанного после двух предъявлений;
· выделение основной мысли звучащей речи;
· ответы на вопросы и пересказ кратких озвученных текстов.
Говорение:
· общение в семейно-бытовой и учебной сферах;
· рассказывание о себе, своей семье, своих товарищах, школе и т.д.;
· построение диалогов по заданной ситуации;
· краткое описание человека или природы (2-4 предложения)
(по книге: Примерные программы начального общего образования / Сост. А.М. Водянский, И. А. Петрова. – М.: Дрофа, 1998. – 64 с.)
Чиж
(рассказ)
2. У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и не разу не пел. Варя пришла к чижу.
– Пора тебе, чиж, петь.
– Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. (Л. Толстой). (31 слово)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Где жил чиж?
2. Что сказала птичка варе?
3. Что ответил Чиж?
4. Почему он не хотел петь в неволе?
Проверочное задание: перескажите текст.
3.
Стих
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
(С Маршак) (26 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Что растет на елке?
2. Что не растет на елке?
Тексты для чтения (для учеников 2 класса)
Заяц и белка
(сказка)
1. Позвал Зайчонок Белку играть в догонялки. Крикнул Зайчонок: «Раз, два, три!» Белка шмыг на дерево.
Скачет Белочка по елкам. Ведь белки на деревьях живут. Куда же ей удирать?
Запечалился зайчонок. Надо другого товарища искать. (По Э. Шиму). (34 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1. О чем договорились Зайчонок и Белка?
2. Почему игра не получилась?
3. Что надо делать зайчонку?
4. как вы понимаете слово «запечалилось»?
Проверочное задание: перескажите текст.
Живая шляпа
(рассказ)
2. Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу. Вовка и Вадик раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обернулись и увидели на полу шляпу.
Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину комнаты и остановилась. Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали картошки и стали швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок. (По Н. Носову). (63 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Почему рассказ назван «Живая шляпа»?
2. Почему мальчики испугались?
3. Как удалось обнаружить котенка?
4. Почему о шляпе сказано, что она «плюхнулась», а не «упала»?
Проверочное задание: перескажите текст.
По ягоды
(рассказ)
3. Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес – и давай собирать. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в рот. Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади – пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.
На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела – все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:
– Кушай!
– А сама что же?
– А я вчера ела.
– Вчера не считается, – сказал дедушка. – Давай вместе.
И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя – ягодку, дед – ягодку, Надя – ягодку, дед – ягодку. Так все и съели. (Я. Тайц.). (97 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1.О ком говориться в рассказе?
2.Куда пошли бабушка и Надя?
3.Что они собирали в лесу?
4.Как собирала ягоду бабушка?
5.Надя клала ягоду в рот?
6.Что сделала Надя на следующий день?
7.Хорошо ли поступила девочка?
8.Что сказал Наде дедушка?
9.Какая главная мысль этого рассказа?
Проверочное задание: перескажите текст.
4.
Считалка
Пес Полкан, полезай в стакан,
Хватай лимон, убирайся вон!
(9 слов)
Пословицы и поговорки
При солнышке тепло, а при матери добро. (7 слов)
Добрый сын – отцу радость, а худой печаль. (7 слов)
Загадка
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут. (12 слов)
Контрольные задания:
объяснить значение пословиц, поговорок; отгадать загадку.
5.
Стих
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
Эхо, эхо, эхо ты?
Отвечает эхо: «Ты-ы!»
С кем ты ходишь там? Постой!
Эхо мне в ответ: «Пустой!»
Выйди! Я хоть погляжу!
Отвечает: «Погожу-у!»
Я пойду, а ты сиди!
Эхо мне в ответ: «Иди-и-и!»
Перееду за реку!
Эхо мне в ответ: «Ку-ку-у!»
Я найду тебя в кустах. Отвечает эхо: «А-ах!»
Е. Трутнева (60 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Где бродит эхо?
2. Как эхо отвечает?
3. Где эхо ищут?
Тексты для чтения (для учеников 3 класса)
(тексты, простые по сюжету и лингвистическому оформлению, со скрытым смыслом)
По грибы
(рассказ)
1. Бабушка с Надей собрались в лес за грибами. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну-ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали – пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай.
- Вот они пошли домой. Дед посмотрел и спрашивает:
- Есть грибы?
- Волнушки, рыжики, маслята.
- А белые?
- Есть и белые, но они только под елками.
Дедушка увидел Надино лукошко и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
- Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не моё лукошко. Это всё бабушкино. (94 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1.О ком говорится в рассказе?
2.Бабушка с Надей собрались в лес?
3.Что сказал дедушка?
4.Сколько грибов собрала бабушка?
5.Сколько грибов собрала Надя?
6.Почему Надя предложила бабушке поменяться лукошками?
7.Почему Надя покраснела?
8.Как поступила девочка?
9.Какая главная мысль этого рассказа?
Проверочное задание: перескажите текст.
Муха и Пчела
(басня)
2. Встретила как-то Муха Пчёлку. Муха была лентяйка, а Пчёлка собирала цветочный сок. Муха стала звать пчелку с собой. Муха сказала: «Там, в доме, на столе такие сладости остались. Полетишь вместе со мной?»
«Нет! Это не по мне!» - ответила Пчела.
«Тогда валяй, трудись!» - лентяйка пожужжала и полетела в дом. Но там, на липкую бумагу вдруг попала… (55 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1.О чем речь в басне?
2.Что ты можешь сказать о Мухе? Какая она?
3.Пчелка собирала цветочный сок?
4.Что предложила Муха Пчёлке?
5.Что ответила Пчела Мухе?
6.Что случилось с Мухой потом?
7.Почему так все произошло? Какая главная мысль этой басни?
Проверочное задание: перескажите текст.
Старик и дерево
(статья из журнала «Юный натуралист»)
3. На лесной поляне ребята свернули под развесистую сосну и развели костер. Собрали сучья и сложили их ближе к стволу, чтобы дождь не загасил пламя. Когда дождь кончился, ребята ушли.
Однажды по лесу шел старик. Он увидел на поляне дерево, в котором огонь выжег глубокую выемку. Он спустился к реке, набрал глины и замазал выжженное место, чтобы сосна не погибла. Когда работа была окончена, старик присел и долго о чем-то думал. Потом он достал из кармана спички и выложил ими на мокрой глине: «Живи назло злым!». (88 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Какой след оставили ребята после себя на лесной поляне? Как это их характеризует?
2. Как поступил старик?
3. Легко ли было старику достать глину?
4. Расскажите, как должен вести себя человек в лесу, у реки?
5. Как вы понимаете выражение «Живи назло злым!»?
Проверочное задание: перескажите текст.
4.
Шутки, прибаутки
- Собака, что делаешь?
- Волков пугаю.
- А что хвост поджала?
- Волков боюсь.
(11 слов)
Пословицы и поговорки
Будешь книги читать – будешь все знать. (6 слов)
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (8 слов)
Загадка
Черные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает (С. Маршак) (12 слов)
Контрольные задания:
объяснить значение прибаутки, пословиц, поговорок; отгадать загадку.
5.
Стих
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный!
Опечалился чему?» –
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».
(А.С Пушкин. Отрывок из сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебедь). ( 55 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Кто разговаривал с князем?
2. Какой князь?
3. Почему князь печалится?
4. Как князь полетит за кораблем?
Тексты для чтения (для учеников 4 класса)
Зачем воду пьют?
(рассказ)
1. Ты скажешь: воду пьют потому, что хочется. А почему хочется?
Потому, что без воды жить нельзя. Ведь мы свою воду все время тратим. Дохни на холодное стекло. Оно запотело, покрылось капельками воды. Откуда взялась вода? Из твоего тела. Откуда пот на теле в жаркий день? Из тела.
В сутки человек теряет 12 стаканов воды. Значит, столько же ему надо выпить или съесть воды. А разве воду едят? В мясе, в овощах. В хлебе много воды. Например, в мясе воды втрое больше, чем твердого материала. Человек может долго прожить без еды. А вот без воды не может прожить и несколько дней.
(По М. Ильину). (101 слово)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Почему человек не может прожить без воды?
2. Как человек теряет воду?
3. Сколько воды надо выпить в сутки?
4. Как «едят» воду?
5. Какова главная мысль текста?
Проверочное задание: перескажите текст.
Два товарища
(басня)
2. Шли по лесу два товарища, и выскочил, и выскочил на них медведь. Один влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать. Человек и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо и отошел. Медведи ведь мертвых не трогают.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется над товарищем: – Что тебе медведь на ухо говорил?
Поднялся человек с дороги и отвечает: – он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарища убегают. (По Л. Толстому). (89 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Шептал ли что-нибудь медведь?
2. кто же назван в басне плохим человеком?
3. За что писатель осуждает человека, сидящего на дереве?
4. Можно ли смеяться над товарищем, пережившим сильную опасность?
5. Объясните значение слов «выскочил», «наземь», «притворился».
Проверочное задание: перескажите текст.
3.
Все для всех
(стих)
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного,
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова!
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, наточает?
Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем, – нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
(Ю. Тувим) (63 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1. О каких профессиях говорится в стихотворении?
2. Что делают друг для друга люди труда?
3. Объясните название стихотворения.
4. Как автор относится к людям труда?
5. Какова главная мысль стихотворения? В каком четверостишии она выражена?
4.
Шутки, прибаутки
Сбил, сколотил – вот колесо:
Сел да поехал – ах, хорошо!
Оглянулся назад –
Одни спицы лежат.
(14 слов)
Пословицы и поговорки
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах (9слов)
Не давши слово – крепись, а давши слово – держись! (8 слов)
Загадка
Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет, семь плугов тащит. (12 слов)
Контрольные задания:
объяснить значение прибаутки, пословиц, поговорок; отгадать загадку.
(Тексты из книг: 1) Чтение. 1-4 классы : тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сот. Н.В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2007. – 89 с.. 2) Учеб. хрестоматия для 2 класса четырехлет. нач. школы /Авт. – сост. О.В. Джежелей. – М. : Просвещение, 1995. – 143 с. 3) Книга для чтения. Учеб. Для 2 кл. трехлет. нач. шк. / сост. В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 1991. – 191 с. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. / Сост. В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 1989. – 222 с.)
Мышь-малютка
1. Может ли мышь уместиться в чайной ложке? Может. Это не простая мышь! Вид этой мышки обитает в Африке. У нее дома вода – большая роскошь. Наступает ночь. Мышка складывает камушки перед входом в норку. Зачем? Так она готовит себе питье на утро. Тепло из норки сталкивается с ночной прохладой. На камушках появляется роса. Ее мышь и пьет. (57 слов)
Чьи это грядки?
2. На лесной полянке всюду видны кучки рыхлой земли. Они очень похожи на маленькие грядки. На кучках торчат березки ростом со спичку. Рядом крошечные сосенки с тремя зелеными иголочками. Чьи это грядки? Кто их копает?
Вот зашевелилась трава. Вдруг земля поднялась холмом. Из-под земли показались широкие лапки с когтями. Потом появился мокрый нос. Наружу вылез крот. Вот кто рыхлит землю! Упадут в землю семена. Вырастут березки, сосны да липки. (По Э. Шиму). (71 слово)
Тексты слуховых диктантов (для учеников 3 класса)
Лакомка
1. На полянке росли кустики брусники. По краям полянки зеленые кусты малины. Вдруг послышался шорох. Что за зверюшка? Присел я на пенечек и стал тихонько свистеть. Вдруг из куста высунулся черный нос, показались хитрющие глазки. Это был медвежонок. Малыш стал меня обнюхивать. Тут затрещали сучья малины. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Я только поиграть с медвежонком хотел. Но разве медведице это объяснишь? (По Г. Снегиреву). (62 слова)
Книга
2. Отец принес сыну новую книгу. Мальчик долго рассматривал красивые картинки. Художник нарисовал море, корабли. Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес? Жизнь книги берет начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди срубили деревья, отвезли на фабрику. Рабочие распилили их, сварили бумажное тесто. Эту массу раскатали в тонкие полосы и свернули в рулоны. Готовую бумагу отправляют на книжную фабрику. Там есть наборный, печатный и переплетные цеха. Отсюда книга идет в библиотеку, магазин. (По А. Баркову). (76 слов)
Тексты слуховых диктантов (для учеников 4 класса)
Жаба
Первый раз мы встретились в лесу. Грузная жаба сидела на тропинке. Она не пыталась удрать. Я приблизился к жабе и осмотрел ее. У жабы были удивительные с темными точками глазки. На брюшке блестела нежная кожа. Луч солнца пробежал по лаковой спинке. Большая жаба была красива! Почему это не видят другие? Жаба прыгнула под старый пень. Там ее жилье. Я часто приходил к старому пню и всегда встречал ее. (68 слов)
Летним утром
Кто из вас не любит природу? Встанешь утром рано, выйдешь на крыльцо и услышишь как тихо шумят деревья. Пруд задымился. Его гладь покрылась прозрачным туманом. На востоке появилась светлая полоска. Подул теплый ветерок. Повеяло душистой свежестью. Хорошо дышать чистым утренним воздухом! А вот и яркое солнце показалось. Поля заблестели росой. Окрестность наполнилась веселым щебетанием птиц. Золотом поспевает поспевающая рожь. По узкой тропинке около пашни идешь к речке. Песок на берегу еще холодный, а ты спешишь нырнуть в воду. Чудесно летним утром! (81 слово)
(Тексты из книг: 1) Узорова, О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку / О.В. Узорова. Пособие для начальной школы. – К. : ГИППВ, 1999. – 256 с. 2) ) Узорова, О.В. Диктаны и изложения по русскому языку : 1-4-й кл. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – м. : Астрель; Владимир : ВКТ, 2008. – 266 с. 3) Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : Сб. Методических рекомендаций. – СПб., Москва : САГА : ФОРУМ, 2006, – 272 с.)
Изложение
Логопед несколько раз читает текст, при прослушивании изложения выделяются основные мысли, их последовательность, фиксируются имена собственные, числовые данные, определяется стиль прослушанного текста и использование соответствующих выразительных средств языка и синтаксических конструкций; предлагается пересказать текст и составить план изложения. Затем учащиеся приступают к письменному пересказу услышанного текста. В ходе изложения даётся время для корректировки текста, проверки орфографии и пунктуации.
Задание: Прослушать текст, ответить на вопросы.
Вместе с учеником логопед составляет план изложения (метод логико-семантического анализа и синтеза прослушанного текста).
Текст прочитывается снова, и, пользуясь планом, школьник пишет изложение.
Осень
1. Наступает осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце мало греет. Небо часто бывает покрыто тучами. Моросит мелкий дождик. А что на деревьях? Листья на деревьях желтеют и опадают. Пропадают насекомые. Птицы улетают в теплые страны. А что на полях? Там копают овощи, в садах собирают плоды. (47 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1.О чем я сейчас прочитала?
2.Какое время года описано в рассказе?
3.Какие становятся дни осенью?
4.Что происходит на небе?
5.А что на деревьях?
6.Куда улетают птицы?
7.Что на полях осенью?
Зима в лесу
2. Зима. Холодный ветер гуляет по голым ветвям, качая верхушки деревьев. Тихо кругом, только иногда жалобно загудит ветер и застонут темные деревья. Что это? Это стук раздался по сонному лесу. Дятел добывает себе завтрак. Кто перепрыгивает с ветки на ветку? Это веселая, забавная, пушистая белка!
(44 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1.О чем я сейчас прочитала?
2.Какое время года описано в рассказе?
3.Что делает ветер зимой?
4.Что слышно в лесу?
5.Кто перепрыгивает с ветки на ветку?
6.Какая белка?
Тексты для изложения (для учеников 3 класса)
Осень
1. Поспели в лесу мелкие дикие яблочки. Как они вкусны! Огромные дубы стали ронять на землю свои желуди. А за желудями стали опадать и листья. О чем чирикают птицы? Птицы заговорили о перелете на юг. В одно холодное утро они улетели. Затихла говорливая речка. Заморосил мелкий дождик. Со всех веточек, листиков и хвоинок стекали мелкие капли. Казалось, что лес плачет, прощаясь с птицами.
(62 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1.О чем я сейчас прочитала?
2.Какое время года описано в рассказе?
3.Какие яблоки поспели в лесу?
4.Что роняют огромные дубы?
5.О чем чирикают птицы?
6.Почему плачет дождик? Почему ты так решил (а)?
Хитрый осёл
2. На осла нагрузили мешок соли. На мосту через реку он споткнулся и упал в воду. Что случилось с ослом? Осёл выбрался на берег и почувствовал, что ноша его стала намного легче: часть соли растворилась в воде. На следующий день осла нагрузили хлебом. Он вспомнил вчерашнее приключение и нарочно плюхнулся в воду. Но хлеб намок и стал таким тяжелым, что хитрый осёл еле выбрался на берег. (65 слов)
Контрольные вопросы к тексту:
1.О чем я сейчас прочитала?
2.Что нагрузили на осла?
3.Что произошло с ослом на мосту?
4.Почему ноша с солью стала намного легче?
5.Чем нагрузили осла на следующий день?
6.Что решил сделать хитрый осел? Почему он так поступил?
Тексты для изложения (для учеников 4 класса)
Осень
1. С конца августа воздух начинает холодать, а в сентябре бывают заморозки. Утром вы видите, как побелела трава, а лужи покрылись корочкой льда. Мелкие холодные осенние дождики не похожи не летние. Без устали дует промозглый ветер. Листья на деревьях начинают желтеть в конце августа. С каждым днем становится все больше желтых и красных листьев. А порывистый ветер безжалостно срывает с деревьев легкие листья, устилая ими морскую землю. Поля пустеют. Цветы исчезли, и пожелтевшая трава клонится к земле. Только озимь поднимается ровным зеленым бархатом. (84 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1. В какое время начинает холодать?
2. Что можно увидеть утром на улице?
3. Опишите осенние дождики и ветер.
4. Что происходит с листьями на деревьях?
5. Какие осенью поля?
Белые мыши
2. Многие боятся мышей. Но маленькие белые мыши наверняка понравятся тебе. Тельце мышки покрыто шерсткой, только розовые ушки и хвост – голые. А зачем мышке длинный хвост? Когда мышка лезет вверх, хвостик, обвиваясь вокруг опоры, помогает ей. Если она бежит по жердочке, то поддерживает свое равновесие, размахивая хвостиком вправо и влево, как артистка в цирке, которая идет по канату с длинным шестом в руках. Белые мыши чувствительны к недостатку тепла. Если им холодно, у них синеет кончик хвоста, они перестают есть и могут заболеть.
(84 слова)
Контрольные вопросы к тексту:
1. Какие мыши могут понравиться?
2. Как выглядят белые мыши?
3. А зачем мышке длинный хвост?
4. Почему мыши могут заболеть?
(Тексты из книги: Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : Сб. Методических рекомендаций. – СПб., Москва : САГА : ФОРУМ, 2006, – 272 с.)
C сочинение
Ученикам дается репродуктивная тема сочинения, которая предполагает раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом.
Задание: Составить рассказ по сюжетной картинке, изложить его в письменной форме.
На картинке:
1. Радость (девочки играют на улице).
2.Злость (мальчики дерутся).
(Для диагностики использовать материал из книги: Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере : Метод. Пособие для педагогов общего и специального образования. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 136 с.), (стр. 6, 46).
Выполнение диагностических проб, чтение, пересказ записываются на диктофон для последующего качественного и количественного анализа. При этом выявляется количество ошибок, их частота, стойкость, градация по определенным группам.
ЗАТЕМ заполняется ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА результатов изучения уровней сформированности интонационной стороны речи в устной и письменной речевой деятельности у младших школьников.
Таблица
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№ |
П /п
И.Ф.
Устная речевая
Деятельность
Итоговый
Уровень
Чтение
Письмо
Испытуемый
Текст
Правильность
Способ чтения
Осознанность
Тип:
1, 2, 3, 4. Продуктивный.
Непродуктивный
(рассчитывается по формуле)
Достаточный
Недостаточный (формула)
Тип: А, Б, В, Г.
Уровень:
0, 1, 2, 3.
Примечание:
Правильность . Данный параметр определяется посредством подсчета правильно и неправильно прочитанных слов за одну минуту. Неправильно прочитанными словами являются слова, имеющие следующие недочеты: замены и смешения фонетически близких звуков при чтении (звонких и глухих, твердых и мягких, аффрикат и звуков, входящих в их состав и др.); искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках, вставках и перестановках; неправильно прочитанное в слове падежное окончание, нарушение согласования существительного и прилагательного, существительных и глаголов; повторы букв, слогов или слов; потеря строки при чтении или повторное считывание; ошибки угадывания.
Способ чтения. Способ овладения навыком чтения определяется по предложенным типам Т.Г. Егорова: тип 1 – послоговое (аналитическое), тип 2 – чтение по слогам с переходом на чтение целыми словами, тип 3 – чтение целыми словами с послоговым прочтением сложных слов, тип 4 – плавное, синтетическое чтение группами слов и целыми предложениями.
Отмечается качественный уровень способа чтения: продуктивный, соответствующий норме, и непродуктивный (по А.В. Огаркиной). К продуктивному способу чтения относятся: плавное послоговое чтение с возможностью последующего слияния слогов в слова; плавное послоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов; чтение целыми словами с послоговым прочтением сложных слов; чтение целыми словами и группами слов. К непродуктивному способу чтения: побуквенное или позвуковое без последующего слияния букв (звуков) в слоги, слоги в слова; побуквенное или позвуковое с последующим слиянием букв (звуков) в слоги, слоги в слова; послоговое чтение с элементами побуквенного или позвукового; отрывистое послоговое чтение без последующего слияния слогов в слова.
Беглость. Подсчитывается количество прочитанных слов за одну минуту чтения. Средние нормативные показатели скорости чтения в массовой школе: конце 1 класса – 35-40 слов в минуту целыми словами, в конце 2 класса – 55-60 слов в минуту, в конце 3 класса – не менее 80 слов в минуту (по данным Е.А. Логиновой, Л.В. Венедиктовой).
Нормативные показатели скорости чтения в общеобразовательной школе: 2 полугодие 1 класса – 25-30 слов в минуту целыми словами, 1 полугодие 2 класса –30-40 слов в минуту, 2 полугодие 2 класса – 40-50 слов в минуту, 1 полугодие 3 класса – 50-60 слов в минуту, 2 полугодие 3 класса – 65-75 слов в минуту, 1 полугодие 4 класса – 75-85 слов в минуту, 2 полугодие 4 класса – 85-95 слов в минуту (по данным Н.В. Лободиной)).
Осознанность – ведущий компонент чтения, означающий понимание связного текста в целом, предметного плана текста, фактического содержания произведения, смысла читаемого.
Количественно смысловая сторона чтения при ответах на вопросы по прочитанному тексту определяется по формуле (автор М.Н. Русецкая): m = M / I × 100 % (m - % неправильных ответов, M – количество неправильных ответов на все вопросы, I – количество вопросов, задаваемых по всем текстам).
Качественно, уровень понимания прочитанного по пересказу текста оценивается двумя параметрами (по А.В. Огаркиной): 1) достаточный, если испытуемый пересказывает текст и верно отвечает на поставленные вопросы; 2) недостаточный (искаженный), если фиксируются искажение отдельных деталей сюжета или грубое его искажение; отмечается отрывочное понимание отдельных фрагментов текста с одновременным ответом, лишь на отдельные вопросы; фиксируется полное непонимание текста, невозможность его пересказа и ответов на поставленные вопросы. Количественно смысловая сторона чтения по пересказу прочитанного текста оценивается по формуле: из 100 % - общего количества текстов, прочитанных учеником, высчитывается % с достаточным и недостаточным уровнем понимания прочитанного.
Определение типа пересказа: Тип А – пересказ полный со всеми подробностями, иногда с некоторыми неточностями; тип Б – пересказ включает все существенные смысловые фрагменты при полном отсутствии второстепенных подробностей; тип В – пересказ фрагментарный, пропущены существенные моменты, имеются искажения; тип Г – отсутствие понимания прочитанного.
Сознательность чтения оценивается по нескольким составляющим (Н.А. Цыпина):
1) понимание значений большей части слов и словосочетаний, употребленных в прямом и переносном смысле;
2) понимание значений целых предложений, связей между ними;
3) осознание смысла отдельных частей прочитанного и всего текста в целом;
4) выделение главной мысли;
5) умение определять свое отношение к прочитанному тексту.
Выразительность чтения – возможность верного использования компонентов интонации на доступном ученику уровне в соответствии с читаемым текстом. Указывается по следующей градации:
3 уровень – оптимальный уровень произносительной культуры речи (мелодики, интенсивности, темпа и ритма, логического и словесного ударения, паузирования и тембра, соответствующих читаемому тексту) с осознанностью чтения и выражением с помощью выразительных средств отношения к читаемому; правильность дыхания и произношения.
2 уровень – подвижность голоса, правильное выделение существенного посредством логических акцентов, нормативные показатели громкости, паузации и тембровых характеристик при чтении. Редкие интонационные неточности, которые самостоятельно замечаются и исправляются.
1 уровень – невнятность чтения, затруднения в выделении главного логическим ударением, тихий или громкий голос, некоторые ошибочные паузы между словами и предложениями или их отсутствие, иногда верное тембровое прочтение.
0 уровень – заметна невыразительность чтения, его монотонность (слушающие с трудом понимают читаемое, сам читающий лишен возможности контролировать процесс своего чтения), затруднения в логических ударениях, силе голоса и пунктуационной интонации, несоответствии тембра голоса персонажам и настроению текста.
При оценке выразительности чтения художественного произведения уточняются следующие качественные параметры (автор И.М. Оморокова):
1) умение замечать эмоциональное состояние героев;
2) «видеть» героев в его обстановке (представление словесной картины);
3) оценивать поступки и определять отношения к герою окружающих персонажей и автора;
4) умение определять задачу своего чтения перед слушателями и точно передать смысл событий.
Выразительность чтения научно-познавательной статьи оценивается по следующим параметрам:
1) умение четко и логически законченным смысловым частям прочитать статью, выделив при чтении в ней самое важное.
Приложение № 2.
Авторская скрининг-диагностика к.п.н., доцента кафедры логопедии и олигофренопедагогики Лариной Е.А.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 743.