Порядок проведения инвентаризации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Такой актив, как незавершенное производство, сложно проверить и оценить. В его состав могут входить не только подвергшиеся частичной обработке активы, но и различные виды затрат, относящиеся к "незавершенке". Очевидно, что для такой проверки нужны особые методы. Поэтому особенности проведения инвентаризации незавершенного производства определяются спецификой конкретного производства.

В ходе инвентаризации нужно определить:

- количество и фактическое наличие не законченных переработкой полуфабрикатов и продукции, а по некоторым видам - также и количество основного вещества (ведущего элемента), из которого они состоят;

- фактическую комплектность незавершенного производства и неучтенный брак.

В общем случае инвентаризация незавершенного производства проводится путем его фактического подсчета, взвешивания, перемеривания и последующего сравнения полученных данных с учетными, за которые принимаются сведения оперативного учета. До начала инвентаризации на склады сдаются ненужные материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все полуфабрикаты, изделия (детали, узлы, агрегаты), обработка которых на данном этапе закончена.

Инвентаризационные описи составляются отдельно по каждому структурному подразделению с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема. Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест и не подвергавшиеся обработке, в состав незавершенного производства не включаются. Поэтому они вносятся в отдельные описи и инвентаризируются в составе материалов. Забракованные изделия в описи незавершенного производства также не включаются и инвентаризируются отдельно.

По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя:

1) количество этой массы или смеси;

2) количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Оно определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями, а при их отсутствии - учетной политикой организации.

Порядок оценки незавершенного производства определяется учетной политикой организации, а также отраслевыми документами (п. 67 - 69 Инструкции N 180, п. 108 Инструкции N 133, ч. 10 - 19 п. 2.8 раздела III Рекомендаций Беллегпрома).

 

Пример. Порядок проведения инвентаризации незавершенного производства в организациях машиностроения.

В таких организациях в незавершенном производстве находится большое число деталей и узлов различной степени готовности. Чтобы обеспечить их достоверный пересчет и отражение в инвентаризационных описях, практикуется использование инвентаризационных ярлыков, которые заготавливаются заранее на каждую деталь и операцию и раскладываются по рабочим местам. В день инвентаризации по окончании смены рабочие и комплектовщики записывают остаток деталей по соответствующей операции в ярлыки, подписывают их и кладут на соответствующие детали. Члены инвентаризационной комиссии по закрепленным участкам проверяют правильность подсчета, подписывают ярлыки и передают их для составления инвентаризационной описи.

 

Отдельные требования к инвентаризации готовой продукции законодательством не определены. Поэтому при ее проведении применяются общие правила, установленные для инвентаризации оборотных активов.

Так, в ходе инвентаризации проверяется фактическое наличие готовой продукции путем ее обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания отдельно по каждому месту нахождения и материально ответственному лицу. Однако перевешивание готовой продукции не производится, если это может привести к ее порче. В таком случае остатки готовой продукции берутся из бухгалтерского учета, а результаты перевешивания выводятся по окончании реализации продукции при так называемой зачистке.

Результаты заносятся в инвентаризационную опись по каждому отдельному наименованию продукции с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т.д.). При этом отдельные документы составляются по продукции:

- непригодной к эксплуатации или использованию. В описи указывают причины негодности (например: порча, истечение сроков годности, брак), а также определяют возможность дальнейшего использования такой продукции, имущества (п. 25, п. 56 Инструкции N 180);

- хранящейся на складах других организаций, сданной на ответственное хранение (ч. 3 п. 52 Инструкции N 180).

Особенности проведения инвентаризации готовой продукции могут устанавливаться отраслевыми документами.

 

Пример. Особенности порядка проведения инвентаризации лесоматериалов.

При инвентаризации устанавливается количество лесоматериалов, пришедших в негодность, нерентабельных к освоению, а также деловых лесоматериалов, переведенных в дрова.

Установленные инвентаризационной комиссией потери лесоматериалов по каждой из указанных выше причин оформляются отдельными актами, в которых указываются конкретные причины и виновные в допущении нарушений для последующего определения ответственности этих лиц.

Лесоматериалы, утратившие качество вследствие стихийных бедствий в лесу и на промежуточных складах, оформляются актами с участием представителей лесохозяйственных объединений.

При обнаружении недостач лесоматериалов инвентаризационная комиссия обязана установить, не являются ли они результатом приписки количества лесоматериалов при заготовке, трелевке, вывозке, выгрузке и т.п. (п. 70 Приказа N 176).

 

4.3. Документальное оформление инвентаризации

 

Основанием для инвентаризации является приказ руководителя организации, в котором среди прочего указывается проверяемое имущество, а также сроки ее проведения (дата начала и окончания) (ч. 1 п. 12 Инструкции N 180).

Фактическое наличие, а также состояние и оценка незавершенного производства и готовой продукции определяются инвентаризационной комиссией. Полученные сведения вносятся в инвентаризационные описи (форма 6-инв, форма 10-инв), которые составляют не менее чем в двух экземплярах.

По активам, при инвентаризации которых выявлены расхождения, составляют сличительные ведомости (форма 401, форма 16-инв). Во всех случаях таких отклонений материально-ответственные лица должны дать письменные объяснения (абз. 2 п. 3, ч. 1 п. 23, п. 70 Инструкции N 180).

Результаты инвентаризации рассматриваются инвентаризационной комиссией (центральной инвентаризационной комиссией в случае ее наличия) и оформляются протоколом, который передается руководителю организации для принятия решения по результатам инвентаризации (п. 33, ч. 1 и 3 п. 72 Инструкции N 180).

Данные обо всех выявленных в отчетном году излишках и недостачах, установленной порче незавершенного производства и готовой продукции, а также принятое по ним решение руководителя обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (ч. 1 п. 72, ч. 2 п. 77 Инструкции N 180).

При недостатке информации, содержащейся в утвержденных формах документов, оформляемых при инвентаризации, организация вправе разработать такие формы самостоятельно. Для отдельных организаций утверждены примерные отраслевые формы (ч. 2 и 3 п. 23 Инструкции N 180). В частности, к ним относятся:

- акт инвентаризации хлебопродуктов по складу (отраслевая форма N ЗПП-172) (приложение 96 к приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14.06.2011 N 233 (далее - Приказ N 233));

- акт инвентаризации мешков по складу (отраслевая форма форма N ЗПП-173) (приложение 97 к Приказу N 233);

- акт инвентаризации незавершенного производства (отраслевая форма N ЗПП-147) (приложение 91 к Приказу N 233);

- сводная ведомость инвентаризации хлебопродуктов по организации (отраслевая форма N ЗПП-175) (приложение 99 к Приказу N 233);

- протокол заседания инвентаризационной комиссии (отраслевая форма N ЗПП-177) (приложение 101 к Приказу N 233);

- акт инвентаризации коньячных спиртов, обработанных коньяков (форма П-52) (приложение 81 к приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 30.06.2011 N 262 (далее - Приказ N 262);

- акт инвентаризации винодельческого продукта в замеренной таре (форма П-53) (приложение 82 к Приказу N 262);

- акт инвентаризации винодельческого продукта в бочках (форма П-54) (приложение 83 к Приказу N 262);

- акт инвентаризации готового винодельческого продукта в потребительской таре (форма П-55) (приложение 84 к Приказу N 262);

- ведомость результатов инвентаризации винодельческого продукта (готового винодельческого продукта) (форма П-56) (приложение 85 к Приказу N 262);

- опись (форма П-57) (приложение 86 к Приказу N 262).

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 269.