Сценарии стратегического развития Ленинградской области                         и Санкт-Петербурга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В качестве целевого для Ленинградской области в Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года выбран реалистичный сценарий, направленный на модернизацию традиционных секторов промышленности, увеличение добавленной стоимости, кластерное развитие, использование экспортного и транзитного потенциалов, развитие переработки грузов, выход продукции Ленинградской области на макрорегиональные и национальный рынки, реализация совместных проектов с Санкт-Петербургом. Предполагается, что развитие должны получить сфера услуг и малый бизнес, которые станут в перспективе основой устойчивого развития экономики.

Перспективное развитие социально-экономического комплекса Гатчинского муниципального района будет происходить в зоне взаимодействия между вариантом со средними темпами социально-экономического развития Ленинградской области и высокими темпами социально-экономического развития Санкт-Петербурга, что позволяет выбрать вариант реализации базового сценария Инновационного развития в условиях интенсификации агломерационных процессов, заявленных приоритетными в Стратегиях двух регионов: Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Как отмечено в Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года реализация инновационного сценария требует беспрецедентных для Ленинградской области финансовых ресурсов (бюджетных и внебюджетных) и в текущих макроэкономических условиях представляется затруднительной (реализация инновационного сценария базируется на отмене экономических санкций, открытии рынков технологий и капитала, активизации федеральной политики по развитию инновационной экономики).

В основе формирования сценариев стратегического развития заложены следующие основные условия:

· Выявление и сохранение достигнутых положительных результатов социально-экономического развития, лучших традиций в эффективной реализации приоритетных направлений социально-экономического развития.

· Учёт накопленного ресурсного потенциала, конкурентных преимуществ и стратегических направлений развития городских и сельских поселений, учёт интересов развития основных субъектов экономического комплекса (крупных предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального района, субъектов естественных монополий).

· Учёт современных трендов развития внешней среды, основных тенденций и проблем социально-экономического развития Ленинградской области, Санкт-Петербурга и Российской Федерации.

· Учёт интересов внешних субъектов стратегического планирования и действующих документов стратегического развития федерального и регионального уровней (Российской Федерации, Ленинградской области и Санкт-Петербурга).

Но у Гатчинского муниципального района, в связи с расположением его территории в зоне активного формирования агломерационных связей с Санкт-Петербургом, такая возможность есть, что подтверждается приоритетами федеральной и межрегиональной политики. В перспективе Гатчинский муниципальный район станет полюсом роста инновационной экономики Ленинградской области и тем самым получит возможность использовать для своего социально-экономического развития агломерационный эффект, то есть получение выгод от реализации Стратегии Санкт-Петербурга, реализующего сценарий прорывного развития.


 

Таблица 24

Сравнительная характеристика базовых сценариев стратегического развития

 

Базовый сценарий социально-экономического развития Ленинградской области Варианты сценариев на основе различных принципов социально-экономической политики для Гатчинского муниципального района и МО «Город Гатчина» Базовый сценарий социально-экономического развития Санкт-Петербурга

Реалистичный сценарий (средний уровень темпов социально-экономического развития) -

· модернизация традиционных секторов экономики, увеличение добавленной стоимости, развитие в форме кластеров;

· использование экспортного и транзитного потенциала, развитие глубокой переработки грузов;

· развитие информационных технологий;

· обеспечение товарами макрорегиональных рынков (частично – российского);

реализация совместных проектов с Санкт-Петербургом в сфере занятости, рекреации, инфраструктуры.

СЦЕНАРИЙ 1. «Инерционно-консервативный». Сценарий основан на предположении об инерционном развитии экономики Гатчинского муниципального района, где будут преобладать тенденции, сложившиеся в период (2015-2017 годов): снижение численности населения, замедляющиеся темпы экономического роста и повышения уровня благосостояния жителей, снижение инвестиционной активности, замедление строительной деятельности, нарастание бюджетного дефицита. Агломерационный эффект будет направлен на удовлетворение "сервисных" запросов Санкт-Петербурга: жилье «эконом-класса», пригородная и дачная рекреация, утилизация отходов.

Инновационный сценарий (высокий уровень темпов социально-экономического развития) -

помимо повышения эффективности использования основных ресурсов успешная реализация Стратегии (по инновационному сценарию) возможна на основе:

· улучшения параметров человеческого капитала;

· повышения роли экономики знаний;

· улучшения инвестиционного климата;

· перехода к сбалансированному  пространственно-территориальному развитию;

· реализации новых подходов к государственному управлению развитием города.

 

СЦЕНАРИЙ 2. «Оптимистичный». Он основан на максимальном раскрытии потенциала Гатчинского района, эффективном использовании человеческого капитала, сбалансированном развитии территории поселений. Ожидается значительный приток капитала, активизация развития социальной сферы, наращивание параметров человеческого капитала и повышение роли инноваций. Агломерационный эффект будет состоять в росте деловой активности, внедрении новых стандартов проживания ведения и хозяйственной деятельности, реализации крупных инвестиционных проектов в сфере науки, производства и инфраструктуры, формирование экономики знаний и услуг, увеличение строительства коммерческой недвижимости. 
  СЦЕНАРИЙ 3. «Реалистичный». Сценарий предполагает повышение эффективности использования всех видов ресурсов на основе стратегического планирования и проектного управления. Приоритетное внимание будет уделяться улучшению делового и инвестиционного климата, привлечению инвестиций, созданию благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности и комфортного проживания, поддержка и развитие сложившихся видов экономической деятельности (в частности формирование на территории района туристического кластера). Агломерационный эффект будет состоять в формировании на территории Гатчинского района нового центра высоко научной и деловой активности, повышении инвестиционной привлекательности и развитие территории г. Гатчины как центра проживания межрегионального уровня.  

Таблица 25

ОПИСАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ

  Сценарий 1 Сценарий 2 Сценарий 3
Основные гипотезы Ориентация на устранение или «локализацию» болевых точек  развития, приоритет «стабилизации» над «развитием». Проведение политики выравнивания уровня жизни в сельской местности с развитием традиционных отраслей промышленности и сельского хозяйства). Реализация крупных научно-инвестиционных проектов федерального значения (стимулирование развития инновационной экономики на всей территории Гатчинского муниципального района с созданием инновационных мест приложения труда и обучения; формирование многоотраслевого экономического комплекса г.Гатчина постиндустриального типа). Реализации точечных комплексных проектов развития на территории Гатчинского муниципального района с ориентацией на баланс интересов развития «агломерационного эффекта» (активное привлечение непосредственных участников стратегического планирования к реализации Стратегии).

Влияние сценария на различные сферы социально-экономического развития:

-экономику муниципального образования (в том числе по видам экономической деятельности) Снижение издержек влияния негативных внешних факторов влияния на экономический комплекс Гатчинского муниципального района с сохраняем за  МО «Город Гатчина» статуса экономического центра района с определением для каждого поселения приоритетной экономической специализации: промышленной, сельскохозяйственной, туристско-рекреационной или специализация на развитии комплекса придорожного обслуживания в зоне влияния транспортных коридоров. Развитие многоотраслевого экономического комплекса Гатчинского муниципального района с полюсом экономического роста в МО «Город Гатчина» с реализацией  крупных инвестиционных проектов федерального и регионального значения. Активизация инвестиционной политики в поселениях района с определением для выбранных «точек экономического роста» приоритетной экономической специализации: промышленной, сельскохозяйственной, туристско-рекреационной или специализация на развитии комплекса придорожного обслуживания в зоне влияния транспортных коридоров. Развитие многоотраслевого экономического комплекса Гатчинского муниципального района с полюсом экономического роста в МО «Город Гатчина» с реализацией на территории всех поселений единой политики экономического развития, которая позволяет потенциальным инвесторам самостоятельно определять место реализации проектов в различных сферах; основные направления экономической политики заключаются в концентрации усилий на создании единых условий высокой инвестиционной привлекательности территории городских и сельских поселений за счет развития инфраструктуры.
-инвестиционную активность предприятий Сохранение единых условий на территории городских и сельских поселений для инвестиционной активности предприятий, инвестиции преимущественно за счет собственных средств, средств хозяйствующих субъектов и  за счёт участия в целевых программах федерального и регионального уровней. Создание условий повышения инвестиционной активности, сконцентрированное в «точках роста» и развитии экономики человека. Повышение инвестиционной привлекательности территории стимулирует появление новых предприятий на территории Гатчинского муниципального района и в целом повышение инвестиционной активности с упором на развитие современных механизмов взаимодействия между предприятиями и органами власти (в т.ч. муниципально-частное партнерство), использование агломерационного эффекта как источника инвестиций.

- занятость

Сохранение взаимных трудовых миграций с Санкт-Петербургом

Сохранение мест приложения труда,  поддержка малого и среднего бизнеса в отраслях экономической специализации и смежных сферах услуг. реализация мероприятий, направленных на социальную и профессиональную адаптацию в условиях кризиса.  Приоритетная работа с крупными и средними инвесторами, способными создать инновационные рабочие места, привлекательные для жителей Санкт-Петербурга и смежных муниципальных районов, а также поддержка развития малого бизнеса (в том числе в смежных видах деятельности). Создание новых мест приложения труда в первую очередь в «точках роста» при реализации соответствующих мероприятий со стороны администрации Гатчинского муниципального района, разработке программ (в т.ч. развитие бизнес-инкубаторов, стимулирование развития кооперации между крупным и малым бизнесом).
- доходы населения Основные источники роста доходов населения – бюджетные средства. предпринимательская активность, Реализации политики на недопущение уменьшения рабочих мест и роста задолженности заработной платы. Опережающие темпы роста доходов граждан, повышение их конкурентоспособности с доходами работников из Санкт-Петербурга. Высокий уровень мобильности населения позволит жителям Гатчинского муниципального района выбирать конкурентоспособные места приложения труда, в том числе на территории соседних поселений Гатчинского муниципального района.
- доходы бюджета Снижение неналоговых доходов бюджета при сохранении тенденции увеличения налоговых доходов. Увеличение средств на выравнивание бюджетов поселений Гатчинского муниципального района. Взрывной рост налоговых доходов консолидированного бюджета. Рост налоговых и неналоговых доходов бюджета.
- экологию Сохранение негативных факторов влияния на окружающую среду, в том числе вопросы складирования мусора. Снижение нагрузки на окружающую среду в «точках роста» при решении вопросов деактивации вредных выбросов основных источников загрязнения. Решение проблем утилизации бытовых и промышленных отходов, реализация инвестиционного проекта в области глубокой переработки мусора.
- иные значимые для муниципального образования сферы (сезонное население) Развитие садоводств, стимулирующее спрос на территории Гатчинского муниципального района на развитие инфраструктуры и сферы услуг. Развитие «точек роста» с учетом спроса со стороны сезонного населения как потенциальных потребителей коммерческих услуг, «управляемая сезонность». Совместное решение вопросов развития садоводств и рекреационных зон, ориентированных на жителей Санкт-Петербурга.
Риски, связанные с реализацией сценария § Усиление диспропорций уровня жизни, бюджетной обеспеченности между поселениями ГМР и полюсом роста МО «Город Гатчина»; § риск снижения эффективности социально-экономической политики из-за «рассредоточения» средств и риски получения незавершенных проектов в связи с прекращением финансирования, затянутыми сроками реализации, изменениями государственной политики (наиболее сильная зависимость социально-экономического развития от внешних факторов). § Риски снижения инвестиционной привлекательности территории в связи с недостатком подготовленных инвестиционных площадок; § риск роста диспропорций уровня социально-экономического развития между поселениями Гатчинского муниципального района. § Риск роста диспропорций уровня социально-экономического развития поселений в зависимости от реализации проектов; § риск инерционности и пассивности в развитии территории, особенно сельских поселений.
Основные риски в условиях неблагоприятных трендов развития мировой политики и экономики § Риски сохранения и усугубления накопленных проблем развития коммунальной и социальной инфраструктур, уровня жизни населения; § риски роста числа  неконкурентоспособных производств и закрытия предприятий; § риски усиления конкуренции со стороны экономики Санкт-Петербурга в качестве мест приложения труда. § Риски неэффективности проектов формирования «точек роста»; § риски роста проблем отставания инфраструктурного развития; § риски усиления негативных последствий сохранения санкционной политики. § Разрозненность развития территории агломерации, отсутствие совместных подходов к развитию территории и решению проблем приграничной территории Ленинградской области и СПб, эффект "вынесения" проблем из ядра агломерации на периферию




Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Гатчинского муниципального района                                                                            (в том числе МО «ГОРОД ГатчинА»)

 

Миссия Гатчинского муниципального района включает комплексную реализацию следующих ключевых стратегических направлений:

- «Гатчинский муниципальный район – комфортное место жизни, работы и отдыха для всех категорий населения в городской и сельской местности в формате развития агломерации»;

- «Гатчинский муниципальный район – зона опережающего экономического роста межрегионального значения с формированием многоотраслевого социально-экономического комплекса, интегрированный в систему экономических связей Ленинградской области и Санкт-Петербурга»;

- «Гатчинский муниципальный район – центр развития загородного отдыха и рекреации Санкт-Петербургской агломерации».

Миссия МО «Город Гатчина» включает комплексную реализацию следующих ключевых стратегических направлений:

- «МО «Город Гатчина» – центр промышленного производства Ленинградской области»;

- «МО «Город Гатчина» – научно-инновационный центр Российской Федерации»;

- «МО «Город Гатчина» – центр международного туризма европейского уровня на основе сохранения уникального историко-культурного наследия всемирного значения (ЮНЕСКО)»;

- «МО «Город Гатчина» – комфортное место для жизни»;

- «МО «Город Гатчина» – центр межселенного обслуживания и общественно-деловой центр юга Ленинградской области»;

- «МО «Город Гатчина» – региональный транспортно-логистический узел».

Миссия администрации Гатчинского муниципального района: содействие повышению качества жизни населения и устойчивому сбалансированному развитию территории района путем формирования системы стратегического планирования, повышения эффективности муниципального управления и поддержания многостороннего и равноправного диалога между обществом, бизнесом и властью.

 

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА – повышение качества человеческого капитала на основе инновационного социально ориентированного типа экономического развития.

 

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МО «ГОРОД ГАТЧИНА» – создание многоотраслевого полюса роста инновационной экономики в рамках системы Санкт-Петербургской агломерации на основе формирования высокого качества городской среды.

 

Система целей и задач стратегического развития Гатчинского муниципального района и МО «Город Гатчина» основана на реализации Миссии, главных целей стратегического развития и приоритетных направлений, объединенных в формате «Стратегического ядра». Стратегические цели и задачи по приоритетным направлениям объединяют реализацию Миссии с учетом полномочий органов местного самоуправления.



Стратегическое ядро

В основе определения приоритетов стратегического развития на долгосрочный период заложен инновационный подход, опирающийся на «Стратегическое ядро».

«Стратегическое ядро» – это визуализация представления основных направлений деятельности администрации муниципального образования с отображением основных системообразующих и системоформирующих связей между участниками стратегического планирования и элементами стратегического планирования. В основе «Стратегического ядра» взаимодействие администрации с элементами «Стратегического ядра», которое осуществляется через управление развитием стратегических приоритетов.

Центральную часть «Стратегического ядра» занимает Администрация Гатчинского муниципального района, объединяющая в себе систему муниципального управления, в том числе взаимодействие с органами местного самоуправления городских и сельских поселений. Реализация Администрацией функции стратегического управления включает в себя пакет механизмов реализации и управления стратегическим развитием по трём основным приоритетным направлениям развития: «Инфраструктура», «Услуги» и «Экономика», в рамках которых определяются системы целей и задач для каждого приоритетного направления. Основные функции Администрации в системе связей «Стратегического ядра»:

- управление стратегическим развитием (включающее систему стратегического планирования и управления);

- координация распределения ресурсов между приоритетными направлениями;

- осуществление мониторинга и контроля реализации приоритетных направлений стратегического развития;

- реализация межрегиональной социально-экономической политики, представление интересов Гатчинского муниципального района при Правительстве Ленинградской области, продвижение положительного имиджа Гатчинского муниципального района на мероприятиях различного уровня;

- корректировка целевых показателей в зависимости от изменений внешних и внутренних условий и факторов.

Приоритетное направление «Экономика» включает в себя деятельность всех субъектов экономической деятельности на территории Гатчинского муниципального района, в том числе: промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, научные организации, объекты отдыха и туризма, малый бизнес, а также объекты в сфере коммерческих услуг (в т.ч. транспортно-логистических).

Реализация данного приоритетного направления предполагается на основании принципов формирования условий экономического роста, позволяющих в каждом поселении сформировать эффективный диверсифицированный экономический комплекс с широким выбором мест приложения труда. Экономический комплекс должен быть открыт для развития межрегиональных связей, с приоритетом на развитии наукоёмких и инновационных технологий, с использованием и развитием конкурентных преимуществ, в том числе созданием и продвижением брендов и привлекательного инвестиционного образа (имиджа) Гатчинского муниципального района, а также на основании современного кластерного подхода. Ключевыми результатами развития приоритетного направления «Экономика» должны стать:

§ Формирование гибкого конкурентоспособного рынка труда в современных условиях развития агломерационных связей и повышения мобильности населения;

§ Создание комфортной среды (условий) для участников экономической деятельности на территории муниципального района, направленных на обеспечение нового качества роста.

Базовыми принципами развития экономического комплекса должны стать:

- инновационность;

- открытость к сотрудничеству;

- конкурентоспособность.

Приоритетное направление «Инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство» включает в себя набор базовых объектов инфраструктуры (инженерной, транспортной), необходимых для развития территории в целом, обеспечения высокого качества жизни и реализации приоритетных направлений социально-экономического развития.

Реализация данного приоритетного направления ориентировано на качественное развитие инфраструктуры, доступной всем категориям населения и удовлетворяющей спрос объектов экономики с учетом обеспечения инфраструктурных потребностей развития всех субъектов экономической деятельности и обеспечивающих качество жизни населения.

Базовыми принципами развития инфраструктуры и ЖКХ должны стать:

- надежность;

- комфорт;

- безопасность.

Приоритетное направление «Услуги» включает в себя полный спектр услуг: от широкого перечня видов социальных объектов обслуживания, муниципальных услуг, до услуг пассажирских перевозок, связи и интернет. В современных условиях развития высоких технологий особое внимание требует также направление информатизации сектора услуг на основе развития и внедрения современных информационных технологий, позволяющих повысить доступность, качество, а значит и эффективность предоставляемых услуг во всех сферах. Развитие данного приоритетного направления должно ориентироваться на достижение стандартов государственной политики, в том числе по снижению административных барьеров, развитию человеческого капитала, повышению качества жизни.

Базовыми принципами развития сектора услуг должны стать:

- качество;

- доступность (для всех слоев населения в городской и сельской местности);

- многообразие (удовлетворяющее все потребности населения, бизнеса и органов местного самоуправления, ориентированное на стимулирование спроса со стороны рекреантов и туристов, индивидуализацию предлагаемых услуг, в том числе за счет развития ресурса частных (коммерческих) услуг).

 

Развитие обозначенных трех приоритетных направлений происходит в условиях усиления социальных и экономических взаимных связей между ними, направленных на обеспечение высоких стандартов жизни. Комплексное развитие приоритетных направлений обеспечивает в целом развитие человеческого капитала, являющегося ключевым ориентиром стратегического развития Гатчинского муниципального района. В том числе «Экономика» составляет основу формирования местного бюджета, обеспечивает создание мест приложения труда, многообразие товаров и услуг. От развития «Инфраструктуры» зависит качество роста экономики и качество жизни населения, качество предоставления услуг. «Услуги», в свою очередь, обеспечивают возможности повышения качества развития экономики и инфраструктуры, формируя спрос на развитие тех или иных секторов экономики и видов инфраструктуры, а также играя важную роль в обеспечении качества жизни населения, обеспечивая многообразие форм удовлетворения спроса со стороны всех потребителей.

 

По отношению к «Стратегическому ядру» определены две основные группы факторов, оказывающих непосредственное влияние как на определение стратегических направлений развития Гатчинского муниципального района, так и на принятие стратегических решений при выборе приоритетов, учитываемых в цепочке стратегического планирования:

1. ВНУТРЕННИЕ элементы «Стратегического ядра» (стратегические партнеры и ресурсы развития) составляют основу для выбора приоритетных направлений стратегического развития на долгосрочные период (к ним отнесены основные интересы участников стратегического планирования предпринимательского сообщества и населения, а также имеющийся и накопленный ресурсный потенциал Гатчинского муниципального района – все вместе составляющие основу конкурентных преимуществ и обеспечивающие внутренние возможности развития).

2. ВНЕШНИЕ элементы «Стратегического ядра» (стратегические партнеры внешней среды), оказывающие влияние на конкурентоспособность социально-экономического комплекса муниципального района в долгосрочной перспективе, являются по отношению к процессу социально-экономического развития муниципального района ключевыми движущими силами. В данную группу отнесены интересы внешних участников стратегического планирования, которые необходимо учитывать при стратегическом планировании Гатчинского муниципального района, оказывающие непосредственное влияние на социально-экономическое развитие территории Гатчинского муниципального района (это интересы стратегического развития соседних муниципальных районов и субъектов РФ, государственная и международная политика и экономика, а также внешние потребители услуг и товаров, бизнес-партнеры, садоводы и др.).

Администрация Гатчинского муниципального района, являясь центром «Стратегического ядра», выполняет роль связующего звена между всеми участниками и элементами «Стратегического ядра» (как внутренними, так и внешними) на местном уровне муниципального района. Роль администрации в структуре «Стратегического ядра» носит центральный системообразующий характер как основного субъекта стратегического управления развитием территории. В процессе управления ключевую роль играет развитие взаимных связей между администрацией и элементами внешней и внутренней среды по следующим направлениям:

- Взаимодействие администрации с предпринимательским сообществом основывается на развитии стратегического партнерства;

- Взаимодействие администрации с населением и общественными объединениями основывается на открытом диалоге по оценке эффективности деятельности местного самоуправления, как основного индикатора достигнутых результатов стратегического развития;

- Управление ресурсами путем их использования и развития играет ключевую роль в реализации стратегического управления, обеспечивая возможности для развития территории.

 

Процесс управления стратегическим развитием в системе «Стратегического ядра» со стороны Администрации, включает в себя 2 уровня:

1. Первый уровень включает управление внутренними процессами системы повышения эффективности стратегического управления «Администрация Гатчинского муниципального района»;

2. Второй уровень включает управление внутренними элементами «Стратегического ядра» (население-бизнес-ресурсы) и взаимодействие с внешними элементами (реакция на изменение внешних условий и интересов), которое реализуется через управление приоритетами социально-экономического развития.

 

 


«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЯДРО»

 


СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ               ··· Бюджетная политика               ··· Градостроительная политика               ··· Инвестиционная политика
Взаимодействие между уровнями местного самоуправления
Институты гражданского общества
···Структура и функции администрации; ···Кадровая политика; ···Система документов стратегического планирования; ···Система управления муниципальным имуществом; ···Анализ и совершенствование механизмов реализации; ···Система мониторинга реализации Стратегии.  
Взаимодействие с участниками стратегического развития:
Повышение эффективности процессов управления:

 

 


Внешние стратегические партнеры
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – повышение качества человеческого капитала на основе инновационного социально ориентированного типа экономического развития
Приоритетное направление «ИНФРАСТРУКТУРА, ЖКХ»
Жилищная политика
Коммунальная инфраструктура и газификация
Автомобильные дороги и автомобильный транспорт
Охрана окружающей среды и благоустройство территории
Безопасность жизнедеятельности
Приоритетное направление «УСЛУГИ»
Образование
Культура
Потребительский сектор
Спорт
Социальное обслуживание
Туризм и рекреация
Малое предпринимательство
Промышленная политика
Агропромышленная политика
Приоритетное направление «ЭКОНОМИКА»
 






Дата: 2018-11-18, просмотров: 447.