Выводы анализа социально-экономического развития, основные проблемы и риски, стоящие перед экономикой Гатчинского муниципального района (в том числе МО «Город Гатчина») в долгосрочной перспективе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стратегическое планирование развития территории в условиях неустойчивости внешней среды усложняется наличием большого количества движущих сил, определяющих социально-экономическое развитие, начиная с макроэкономических, политических, социальных, технологических, экологических трендов, на которые органы местного самоуправления не могут оказывать непосредственного влияния, заканчивая непосредственными участниками стратегического планирования и имеющимся ресурсным потенциалом и конкурентными преимуществами территории муниципального образования, а также взаимное влияние указанных факторов.

Данные факторы в качестве выводов комплексного анализа социально-экономического развития, основных тенденций, проблем, диспропорций и ограничений, сложившихся в социально-экономическом развитии Гатчинского муниципального района, оказывающих влияние на стратегическую конкурентоспособность территории в долгосрочной перспективе, представлены в формате SWOT-анализа (см.  таблицы 32-34).

Таблица 21

Форма «ИТОГИ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ (АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

ФАКТОРЫ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (сравнительные преимущества) СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (сравнительные недостатки)
Экономико-географическое положение § Благоприятное транспортно-географическое положение, г.Гатчина – крупный транспортный узел регионального уровня. § Дисбаланс в качестве жизни и экономическом росте между городскими и сельскими поселениями; § Отставание темпов роста экономики от экономических показателей Санкт-Петербурга.
Природные ресурсы и экология § Обеспеченность общераспространенными полезными ископаемыми; § Благоприятные агроклиматические ресурсы для развития сельского хозяйства; § Благоприятные природно-рекреационные ресурсы для развития рынка отдыха и туризма; § Ограниченность ресурсов питьевого водоснабжения; § Ухудшение экологической ситуации (повышение антропогенной нагрузки), загрязненность поверхностных вод.
Население, уровень жизни § Относительная высокая миграционная привлекательность территории муниципального района; § Высокая мобильность населения (активность ежедневных маятниковых миграций: трудовых, учебных, культурных и др.). § Снижение численности населения и миграционных потоков; § Процесс постарения структуры населения (увеличение удельного веса пенсионных возрастов); § Сохранение тенденции роста естественной убыли населения; § Значительная дифференциация по уровню жизни населения между городской и сельской местностью; § Средний уровень заработной платы ниже среднего уровня по Ленинградской области, неконкурентоспособность мест приложения труда в сравнении с Санкт-Петербургом.
Сезонное население § Потенциальный рынок сбыта для сферы услуг и развития малого бизнеса (в том числе торговля, питомники, строительные материалы, сбыт фермерской продукции и др.).   § Влияние на значительный сезонный рост отходов потребления; § Сезонный рост пассажиропотоков и автомобильного транспорта, приводящие к усложнению транспортного движения; § Возникновение несанкционированных свалок в теплый период года.
Коммунальное хозяйство и инфраструктура § Реализация крупных инфраструктурных проектов по развитию автодорожной сети; § Реализация проектов газификации населенных пунктов. § Высокая степень износа объектов инженерной инфраструктуры, отстающие темпы капитального ремонта и строительства новых сетей. § Мощности объектов инженерной инфраструктуры загружены практически полностью и не смогут обеспечить возрастающий спрос при развитии жилищного и промышленного строительства. § Инфраструктура может стать ограничивающим фактором социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности территории.
Транспортное обслуживание § Высокий транспортный потенциал развития территории, обусловленный выгодным транспортно-географическим положением района и города на пути прохождения международного транспортного коридора, в зоне часовой транспортной доступности Санкт-Петербурга, международного аэропорта Пулково. § Достаточно высокий уровень обеспечения транспортными коммуникациями территории Гатчинского муниципального района; § Город Гатчина является крупным транспортным узлом регионального значения, в том числе одним из важнейших железнодорожных узлов Ленинградской области; § В районе осуществляются регулярные перевозки пассажиров автомобильным и железнодорожным транспортом по междугородным и пригородным направлениям. § Качество покрытия автомобильных дорог имеет высокую степень износа, недостаточно эффективны мероприятия по ремонту в связи с отсутствием необходимого финансирования данной сферы § Только 80% жителей района проживают в зоне нормативной транспортной доступности административного центра муниципального района; § Дорожная инфраструктура не справляется с возросшей автомобильной нагрузкой. Автомобильные дороги района, не относящиеся к основным дорогам регионального значения, нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции с целью повышения их технико-эксплуатационных характеристик и пропускной способности; § Отрицательная тенденция ежегодного сокращения количества маршрутов пассажирского транспорта общего пользования, обслуживающих территорию Гатчинского муниципального района; § Автобусные маршруты города Гатчина не обеспечивают должной степени связности районов города между собой; § Требуется существенное развитие линий городского пассажирского транспорта, способных обеспечить максимальную доступность районов города, а также существующих и планируемых (застраиваемых) жилых, общественных, производственных кварталов, туристических объектов, железнодорожных вокзалов и станций. Город нуждается в благоустроенной автостанции, отвечающей современным требованиям по качеству обслуживания пассажиров; § Отсутствие на наиболее загруженных транспортом магистралях города Гатчина системы координированного (автоматического) управления светофорной сигнализацией; § Сокращение парка подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования; § Недостаточное количество благоустроенных пунктов отправления пассажиров (автостанций / автопавильонов) в центрах поселений муниципального района и в городе Гатчина; § Очень низкий уровень обеспечения доступности объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Жилищное хозяйство § Высокие темпы нового жилищного строительства, высокий спрос на земельные участки для ИЖС, в том числе сезонного типа. § Уровень жилищной обеспеченности населения равен среднеобластному значению, (26,7 кв.м/чел. И 26,2 кв.м/чел. Соответственно), однако наблюдаются относительно высокие темпы устаревания жилищного фонда; § Невысокие темпы реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда.
Социальная сфера § В целом по Гатчинскому муниципальному району достаточно развитая сеть учреждений и предприятий обслуживания, во всех муниципальных образованиях имеются учреждения повседневного спроса (учреждения образования, здравоохранения, культурно-досугового типа, спорта, торговли); § Город Гатчина является центром обслуживания населения межрайонного значения, здесь сфера услуг представлена большим многообразием, расположены учреждения здравоохранения, образования, культуры регионального значения; § Развитая сеть частного сектора в сфере предоставления услуг; § Низкий уровень социальной напряженности, отсутствуют прецеденты межнациональных и межконфессиональных конфликтов. § В условиях роста численности детского населения сохраняется дефицит мест в учреждениях детского дошкольного образования, данная проблема особенно актуальна для МО «Город Гатчина»; § Недостаточный уровень развития сети учреждений физической культуры и спорта, культурно-досугового типа в сравнении с нормативами, особенно в сельской местности; § Проблема дефицита обеспеченности социальных учреждений обслуживания кадрами, особенно в сельской местности, риск роста дефицита кадрового потенциала; § Необходимость формирования современной учебно-материальной базы (высокий процент износа). § Детско-юношеские спортивные школы не имеют собственного помещения, кроме МБОУ ДОД г.Коммунар, которое находится в ветхом деревянном здании; § Отсутствует система привлечения молодых специалистов, в том числе требуют улучшения социально-экономическое положение и жилищные условия педагогов, что недостаточно стимулирует приток молодых специалистов в сферу образования.
Малый и средний бизнес § Развитая инфраструктура и мер поддержки малого предпринимательства (в том числе бизнес-инкубаторы); § Наличие широкого рынка сбыта продукции и услуг. § Сложности с получением финансовых инвестиций для развития.
Промышленность § Сформирован многоотраслевой промышленный комплекс с основными центрами в г.Гатчина и г.Коммунар, наличие свободных территорий в формирующихся промышленных зонах; § Развитый научно-образовательный комплекс г.Гатчина как основа для инновационного развития экономики. § Ограниченность мощностей инженерной инфраструктуры; § Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов.
Сельское хозяйство § Агропромышленный комплекс района по производственным и экономическим показателям стабильно занимает ведущее место в Ленинградской области, Гатчинский муниципальный район входит в состав ведущих производителей основных видов продукции сельского хозяйства. § Наличие неиспользуемых по назначению сельскохозяйственных угодий, конкуренция на земельные ресурсы со стороны сектора массового жилищного строительства.
Муниципальное управление § Высокий уровень эффективности реализации муниципальных целевых программ; § Внедрение института стратегического планирования и проектного управления. § Недостатком общественного самоуправления является отсутствие надлежащей правовой базы на местном уровне и отсутствие квалифицированных лиц.
Бюджетная политика § Повышение эффективности бюджетного планирования на основании программно-целевого метода планирования; § Внедрение комплексной системы автоматизации исполнения бюджета и управления бюджетным процессом – Автоматизированный Центр Контроля исполнения бюджета» («АЦК-Финансы»). § Непредвиденные выпадающие доходы бюджета, необходимость финансирования непредвиденных расходов; § Снижение поступления неналоговых доходов; § Повышение зависимости от дотаций на выравнивание бюджета.
Инвестиционный климат § Высокая инвестиционная привлекательность территории Гатчинского муниципального района (в соответствии с классификацией муниципальных районов Ленинградской области по инвестиционной привлекательности в составе Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года). § Недостаточный уровень развития туристско-рекреационного комплекса; § Дефицит инфраструктурно подготовленных площадок для нового строительства, особенно в сельской местности (в том числе для жилищного строительства, а также для развития объектов экономической деятельности).

Таблица 22

Форма «ИТОГИ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ)»

ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ
Международный уровень § Создание международного научно-образовательного кластера с участием ПИЯФ, международного центра нейтронных исследований; § Реализация потенциала развития международного туризма в г.Гатчина (центр ЮНЕСКО); § Увеличение экспортного потенциала предприятий ; § Укрепление культурных и туристических связей в рамках реализации финно-угорского направления. § Политика международных экономических санкций, геополитическая нестабильность (повышение инвестиционных рисков); § Экономический кризис и риски, связанные с неопределенностью развития макроэкономики, усилением технологической непредсказуемости.  
Общероссийский уровень § Реализация федеральных документов стратегического планирования, государственных программ развития приоритетных отраслей: образование, здравоохранение, жилищное строительство, развитие сельских территорий, малого предпринимательства (в том числе в сфере туризма) и др; § Реализация экономической политики по формированию инновационных экономических кластеров, создание в Гатчинском муниципальном районе приоритетного «Кластера медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий»; § Реализация проектов с субъектами естественных монополий (ОАО «РОСНАНО»): создание Северо-Западного нанотехнологического центра; § Реализация государственной политики импортозамещения. § Незавершенность процесса формирования налоговой и бюджетной политики на федеральном уровне; § Отсутствие законодательной базы развития территорий агломераций (непредсказуемость и неуправляемость «агломерационных эффектов»); § Снижение темпов экономического развития; § Снижение покупательской способности.
Региональный уровень § Потенциал реализации комплексных программ развития и стратегических документов, направленных на развитие пригородных территорий СПб, в основе которых реализация крупных инфраструктурных проектов; § Совместная реализация «Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ленинградской области» (утвержденного на Инвестиционном совете при Губернаторе Ленинградской области 21.11.2014) с Правительством Ленинградской области. § Наличие документов и нормативно-правовой базы стратегического планирования регионального уровня;. § Реализация областных программ по созданию индустриальных парков, промышленных зон регионального значения для развития промышленного комплекса. § Реализация проекта Правительства Ленинградской области по созданию музейного центра Ленинградской области в с.Рождествено; § Успешность реализации региональных инициатив по развитию туристско-рекреационного комплекса Ленинградской области, рост темпов развития туризма Санкт-Петербурга (в том числе внутреннего и международного). § Бюджетная политика Ленинградской области носит неустойчивый характер, что усложняет прогнозирование при бюджетном планировании. § Незавершенность процесса синхронизации стратегического планирования на региональном уровне с Санкт-Петербургом, которая отмечается в стратегических документах субъектов РФ; § Угроза отставания инфраструктурного развития (инженерной, транспортной и социальной); § Сильное влияние внешней конъюнктуры на развитие малого предпринимательства; § Потеря конкурентных позиций за ресурсы, население и туристов и отдыхающих с районами Ленинградской области, Санкт-Петербургом; § Усиление зависимости развития сельскохозяйственного комплекса от государственной поддержки.
Прочие § Внедрение новых современных инструментов финансирования, привлечение частных инвестиций; § Реализация инициативы по подаче заявки в Минэкономразвития России о создании первой в Ленинградской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа GATCHINA GARDENS (реализация проекта ООО «Гатчинская гольф-деревня»); § Развитие туризма дает как прямой, так и косвенный эффект занятости, который оценивается в 1,5 рабочих места в смежных отраслях (создание одного рабочего места в туризме влечет за собой появление 1,5 рабочих места в смежных отраслях, развитие которых стимулирует туризм). § Рост неравенства в уровне социально-экономического развития как фактор социально-политической нестабильности. § Снижение доходной части бюджета района. § Инерционность развития крупных предприятий на фоне опережающего научно-технического прогресса. § Зависимость местной экономики отдельных поселений от сезонных колебаний туристского спроса с ухудшением условий жизни местного населения в результате возрастающей нагрузки на социальную, транспортную и др. инфраструктуру.

 


Таблица 23

СОПОСТАВЛЕНИЕ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН С ВОЗМОЖНОСТЯМИ И УГРОЗАМИ

  ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Целевые ориентиры сочетания сильных сторон и возможностей: Целевые ориентиры сочетания сильных сторон с угрозами
1. Выгодное экономико-географическое положение; 2. Устойчивые благоприятные тенденции развития демографического потенциала (рост численности населения), высокая мобильность населения, позволяющая сглаживать негативные последствия экономического кризиса путем быстрого перераспределения занятого населения на рынок труда СПб, возможность снизить социальную напряженность; 3. Устойчивая политическая и социальная ситуация; 4. Высокий уровень развития сети автомобильных дорог, г.Гатчина – крупный транспортный узел ЛО; 5. Наличие накопленного промышленного потенциала, высокая инвестиционная привлекательность территории, наличие свободных территорий, реализация на территории ГМР «Инвестиционного стандарта»; 6. Переход на стратегическое управление развитием территории. 1. использование возможностей для развития экономического потенциала, отвечающего современным вызовам мировой экономики и приоритетам государственной политики 2. развитие новых ниш в межрегиональном экономическом пространстве 3. создание условий для формирования в г.Гатчина полюса роста инновационной экономики федерального значения 4. привлечение внешних инвестиций для реализации приоритетов стратегического развития 1. сильные стороны при условии эффективной политики межрегионального сотрудничества будут смягчать действие возможных угроз («агломерационный эффект») 2. для поддержания и развития конкурентоспособности территории необходим мониторинг развития качества жизни соседних МО, содействие созданию высокого качества жизни населения, в том числе качества услуг и инфраструктуры, приближенных к городскому уровню жизни (СПб), в том числе направленных на преодоление дисбаланса и диспропорций развития городских и сельских поселений 3. необходима реализация программ по поддержке молодых специалистов для развития кадрового потенциала 4. создание условий повышения качества производимой продукции и услуг на конкурентоспособном уровне
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ Целевые ориентиры сочетания слабых сторон и возможностей Целевые ориентиры сочетания слабых сторон и угроз
1. Сохранение высокой степени износа коммунальной инфраструктуры, автомобильных дорог, недостаточного уровня обеспеченности территории инженерной инфраструктурой для прорывного развития; 2. Сохранение дифференциации социально-экономического развития городских и сельских поселений; 3. Недостаток инвестиционных площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой; 4. Низкий уровень использования туристско-рекреационного ресурса; 5. Бюджетные ограничения развития (не позволяющие реализовывать приоритеты в достаточной мере, недофинансирование инфраструктурных проектов). 1. недопущение, чтобы слабые стороны стали ограничениями развития и использования благоприятных возможностей 2. необходимость внедрения системы стратегического планирования и управления на всех уровнях 3. необходимость быстрой и эффективной реализации кратковременных возможностей развития (ликвидации слабых сторон) в условиях изменчивости внешней среды 1. необходимость контролировать соотношение уровня рисков отставания темпов инфраструктурного развития с опережающими темпами роста численности населения и промышленных производств, требующих повышения качества жизни и условий экономического роста 2. учёт возможных рисков углубления дифференциации развития поселений с концентрацией всех ресурсов в полюсе роста – г.Гатчине, решение вопроса ограничений развития г.Гатчины: территориальных, инфраструктурных, историко-культурных, экологических (расширение границы МО или развитие территорий смежных МО) 3. необходимость перехода от политики концентрации производственного потенциала в зоне влияния г.Гатчина к созданию рабочих мест в поселениях

Одной из характеристик современного социально-экономического развития Гатчинского муниципального района, оказывающих непосредственное влияние на потенциал развития отдельных муниципальных образований, является сильная поляризованность пространства, характеризующаяся концентрацией значительного социально-демографического и экономического (в том числе промышленного и инфраструктурного) потенциала в административном центре муниципального района и значительно меньшим уровнем экономического развития сельских территорий по отношению к городским.

 

В целом можно отметить, что тенденции демографического развития и инфраструктурное обустройство территории с уровнем её хозяйственной освоенности тесно взаимосвязаны. Качество дорог и высокий уровень физического и морального износа сельской инфраструктуры (как коммунальной, так и объектов социального обслуживания) преимущественно в мелкоселенных населенных пунктах усиливает тенденции убыли населения и создает дополнительные стимулы оттока населения из сельской местности. В то же время уменьшение населения становится причиной, по которой органы местного самоуправления не уделяют должного внимания развитию инфраструктуры мелкоселенных населенных пунктов. Для Гатчинского муниципального района данные тенденции сопровождаются ростом сезонного населения в сельских населенных пунктах.

Разрыв в уровне обеспеченности территории инженерной и транспортной инфраструктурой обусловлен, в первую очередь, изменением (от территорий, приближенных к городу до более периферийных) следующих показателей:

· крайне низкая обеспеченность объектами коммунальной инфраструктуры (в том числе канализацией – актуальный вопрос для административных центров поселений) в сельской местности: во многих сельских населенных пунктах многоквартирные дома оказываются без водопровода и канализации.

· важным фактором является показатель плотности автодорог с твердым покрытием, который свидетельствует о транспортной доступности территорий. Территории, расположенные в пятикилометровой зоне доступности от дорог с твердым покрытием условно можно отнести к обеспеченным дорожной сетью. Остальные пространства, по сути, малодоступны и как бы выпадают из поля основной социально-экономической активности. Относительно малодоступными ареалами (что типично для всей страны) традиционно являются территории, где сходятся «глухие углы» разных административных районов, т.к. развитие дорожной сети всегда происходило от центра к периферии, без взаимоувязки межрайонных дорог.

· Спецификой трудовых ресурсов сельских поселений является то, что их отличает от городских преобладание людей пожилого возраста, недостаток специалистов, способных к руководящей работе, и смещение трудового баланса в пользу женщин. Таким образом, в первую очередь не количество трудовых ресурсов является главным ограничителем для развития экономики сельских территорий, а их качество.

· Особая «дачная субурбанизация», характерная для пригородных территорий, порождает земельный конфликт горожан с агросектором вокруг крупнейших городов. В пригородах крупных центров отмечается устойчивый высокий спрос горожан на второе жилье, а развитие садоводств и дачных объединений происходит на землях сельскохозяйственного назначения.

 




Дата: 2018-11-18, просмотров: 714.