Реализация стратегических планов требует новых подходов в муниципальном управлении, связанных с освоением действенных инструментов муниципального управления, децентрализацией управленческих действий, многоканальностью финансирования, участием местного сообщества, согласованием интересов с бизнесом и государственной властью разного уровня.
Разработка комплексной системы стратегического управления, направленной на повышение эффективности реализации стратегических приоритетов развития муниципального района, является ключевым условием реализации Стратегии. Система стратегического управления должна обеспечивать возможность систематизации и концентрации ресурсов и усилий участников стратегического планирования на реализации долгосрочной стратегии, повышая эффективность управления социально-экономическим развитием.
Эффективность стратегического управления в значительной степени зависит от комплексного подхода к использованию ресурсов и механизмов реализации Стратегии на различных этапах. Ключевым принципом повышения эффективности управления стратегическим развитием должен стать переход от внутриотраслевой координации к взаимодействию с «внешним потребителем», развитие института стратегического партнерства. Данный подход включает в себя расширение спектра задач как для структурных подразделений администрации Гатчинского муниципального района, так и для муниципальных организаций. Система стратегического управления развитием приоритетов социально-экономического развития выстраивается исходя из обеспечения двух ключевых функций:
§ повышение эффективности процессов управления;
§ обеспечение эффективной системы взаимодействия между участниками стратегического развития.
Для обеспечения эффективной реализации данных функций необходимо формирование ключевых принципов стратегического управления по следующим направлениям:
- Бюджетная политика;
- Градостроительная политика;
- Инвестиционная политика.
Бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством. Данный процесс регулирует систему отношений между властью в лице органов местного самоуправления, налогоплательщиками и получателями бюджетных средств. Выполнение органами местного самоуправления своих функций и реализация задач, стоящих перед обществом и государством, непосредственно зависит от наличия денежных ресурсов, сконцентрированных в бюджете. Переход к межотраслевому управлению связан с переходом от «управления затратами к управлению результатами». Для этого необходима разработка и поэтапное внедрение технологии работы с бюджетом, ориентированной на создание «бюджета развития» (результативное управление). Это требует пересмотра принципов бюджетного управления с учетом административной реформы и приоритетов (целей) стратегического развития Гатчинского муниципального района. Одним из ключевых направлений бюджетной политики является разработка пакета механизмов стратегического управления, направленных на уменьшение социальной нагрузки на бюджет.
Градостроительная политика – включает вопросы регулирования градостроительной деятельности, управления развитием и регулирования строительно-инвестиционных процессов на территории Гатчинского муниципального района с целью формирования благоприятной среды проживания человека на основе современных принципов развития территории, определяющих приоритеты градостроительного развития на перспективу. В числе приоритетов градостроительной политики: сохранение архитектурного облика исторического центра Гатчины, формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Гатчинского муниципального района, комплексное благоустройство городских и сельских территорий путем совершенствования градостроительной деятельности, которая включает территориальное планирование, зонирование, планировку территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство и реконструкцию объектов.
Инвестиционная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере формирования благоприятного инвестиционного климата, способствующего повышению инвестиционной активности, привлечению новых инвесторов и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной сферы. Инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. В структуре системы управления реализацией приоритетов социально-экономического развития вопросы повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата являются одними из ключевых.
Проектное управление
В современных условиях управления основным стратегическим конкурентным преимуществом является способность своевременно и результативно реагировать на внешние изменения и вызовы. Вследствие чего, можно наблюдать возрастание значения проектной деятельности, как эффективного инструмента способного обеспечить гибкость и «отзывчивость» на требования внешней и внутренней среды.
Проектная деятельность, направленная на изменение объекта или процесса, характеризуется наличием фиксированной цели, ограниченностью во времени и ресурсах, новизной и комплексностью.
Следует отметить, что проектное управление становится элементом стратегического управления через реализацию муниципальных программ и обеспечивает его необходимым инструментарием, в результате чего администрация Гатчинского муниципального района может рационально распределять финансовые, материальные и человеческие ресурсы, управляя ими, и достигать поставленных целей более эффективным способом.
Таким образом, повышение качества муниципального управления возможно при внедрении проектного управления, позволяющего получить 4 вида эффектов:
1. Достижение результатов. Внедрив систему управления проектами, руководство получает гарантию того, что задачи будут четко ставиться перед проектными командами, и в результате выполнения проекта муниципалитет будет получать именно те результаты, которые требовались.
2. Соблюдение сроков и бюджетов проектов. Важно не только получить нужный результат проекта, но и уложиться в согласованные заранее сроки и бюджет при его реализации. Систематизация проектного управления дает муниципальному образованию единый подход к управлению проектами, обеспечивая, что, например, невозможно запустить проект без утвержденного календарного плана. Кроме того, в системе появляются единые принципы планирования сроков и бюджетов проектов, например, с учетом рисков, с учетом типовых для проектов операций и т.д. Все это делает планы более реалистичными и реализуемыми и, соответственно, приводит к тому, что в среднем проекты выполняются в рамках выделенных сроков и бюджетов.
3. Интенсификация деятельности за счет внутренних резервов. Внедрение системы управления проектами дает руководству муниципалитета прозрачность и возможность оценить затраты любого рода (временные, финансовые, человеко-часы и пр.) в разрезе проектов. Прозрачность позволяет создать систему показателей эффективности членов проектной команды. Эти меры позволяют существенно интенсифицировать работу и повысить эффективность использования существующих в муниципальном образовании ресурсов при проектной работе.
4. Более эффективная реализация стратегии. Для реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования необходимо выполнить ряд проектов. По сути, стратегии развития территории отличаются именно набором проектов, которые предполагается выполнить для достижения стратегических целей. Соответственно, именно выполнение проектов обеспечивает реализацию стратегии.
Объектами управления являются:
Проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений.
Программа проектов - комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости.
Портфель проектов – совокупность (перечень) проектов (программ), объединенных в целях эффективного управления для достижения стратегических целей.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 433.