Развитие Гатчинского муниципального района в условиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Санкт-Петербургской агломерации

Агломерационный путь развития – это естественный этап урбанизации и общая мировая тенденция последних десятилетий развития современного расселения территорий муниципалитетов, расположенных вокруг крупных мегаполисов. Формирование агломераций связано с тем, что крупные города преобразуют территорию вокруг себя, оказывают непосредственное влияние на ее развитие, а малые города и сельские населенные пункты, попадая в зону их влияния, получают новые возможности развития. Формирование агломерации позволяет решить ряд проблем крупного города за счет его разгрузки и приблизить уровень развития окружающих поселений к городскому.

Агломерационный эффект, выражающийся в совокупном росте разнообразия функций и возможностей социально-экономического развития территории путем создания более широкого набора товаров и услуг, вариантов выбора мест приложения труда и мест проживания с обеспечением разнообразия условий и требований различных групп населения в пределах агломерации, обеспеченных развитием транспортных связей. Агломерационный эффект играет важнейшую роль в территориальном развитии, а для территорий с низкой плотностью населения помогает снизить высокие издержки, обусловленные барьерами экономического расстояния и слаборазвитой инфраструктуры.

Наличие тесных производственных, социальных связей с соседним субъектом РФ – Санкт-Петербургом, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие Гатчинского муниципального района, отражается на повышении уровня хозяйственной освоенности, инвестиционной и градостроительной активности с повышением плотности населения и интенсивности транспортных связей по мере приближения территории муниципального района к Санкт-Петербургу. В настоящее время мы наблюдаем устойчивый тренд на развитие социально-экономического комплекса Гатчинского муниципального района с упрочением связей с Санкт-Петербургом. Территория Гатчинского муниципального района практически полностью отнесена в условные границы Санкт-Петербургской агломерации, в том числе город Гатчина отнесен к «Первому поясу агломерации» («срединные пригороды»).

Влияние данного фактора носит комплексное и, в какой-то мере, определяющее влияние на развитие и хозяйственное освоение территории Гатчинского муниципального района – начиная от спроса на земельные ресурсы для реализации различных проектов строительства объектов экономики, обеспечение широкого рынка потребления производимой продукции, влияния на конъюнктуру развития рынка жилья и загородного жилищного строительства и заканчивая влиянием на демографических показателях (в том числе характер миграционных процессов, структура населения, возможности более многообразных форм использования объектами социальной инфраструктуры и получения коммерческих услуг).

В современных условиях агломерация создает дополнительные возможности для более эффективного использования трудового потенциала, наращивания человеческого капитала, улучшения качества жизни, что в целом повышает конкурентоспособность и привлекательность территории. Мировой опыт свидетельствует: рациональной формой использования территорий является агломерация как форма взаимодействия соседних муниципалитетов, в результате которого создается единое социально-экономическое и инвестиционное пространство с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологическим каркасом.

 

Фактор влияния Санкт-Петербурга на социально-экономическое развитие Гатчинского муниципального района оказывает также ключевое влияние на изменения системы расселения и развитие рынка сезонного жилья. Формирование новой схемы расселения в зоне влияния Санкт-Петербурга оказывает влияние на всю совокупность социально-экономических процессов на территории Гатчинского муниципального района. Если 10-15 лет назад в Санкт-Петербург стягивалось население Ленинградской области и других регионов Российской Федерации, то в последние годы активизировался встречный процесс: Санкт-Петербург становится источником расселения на окружающих территориях.

В перспективе среднесрочного развития тенденция «нового расселения» обеспечит формирование «новой среды обитания» в зоне благоприятной транспортной доступности от Санкт-Петербурга. Перспективы развития новых селитебных зон напрямую связаны с наличием (или отсутствием) нескольких определяющих факторов:

1. Благоприятная в экологическом отношении среда обитания, которая будет определяться наличием крупных зеленых массивов и водных объектов.

2. Развитая (или имеющая перспективу развития) инфраструктура: торговая, здравоохранения, образовательная, рекреационная. Ее характеристики должны быть соизмеримы с городскими стандартами, но при этом обладать преимуществом урбанизированного расселения.

3. Доступность основных транспортных магистралей (железной дороги, федеральных автотрасс и дорог).

Приезжающие жители Санкт-Петербурга будут задавать на территории высокие стандарты потребления, сервиса и образа жизни, но также и также станут источником реализации проектов по созданию высокого качества среды проживания, стимулируя развитие рынка услуг за счет малого предпринимательства, к которому будут привлекаться местные жители. Данный процесс требует реализации взвешенной градостроительной политики.

Появление территорий с ориентацией на создание качественно новой среды обитания (близкой по своим стандартам к городской) также даст дополнительный стимул для роста рынка строительных материалов и услуг, производства современного оборудования жизнеобеспечения, роста инфраструктур социальных и коммунальных услуг. На основе мирового опыта внегородского расселения можно предполагать, что главными инвесторами в создание инфраструктур (наряду с частным бизнесом) будут новые жители территории.

 

Транспортный фактор

Выгодное транспортно-географическое положение территории муниципального района в системе межрегиональных транспортных связей: через центральную часть муниципального района проходят основные федеральные и региональные дороги и магистральные железнодорожные пути, входящие в состав международного Панъевропейского транспортного коридора № 9; административный центр района – г. Гатчина – является крупным транспортным узлом, вблизи от города расположен международный аэропорт Пулково. Эти факторы оказывают решающее значение в решении размещения нового бизнеса на территории муниципального района.

Положительный эффект на развитие экономической активности и инвестиционной привлекательности территории оказывает реализация крупных инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры. Документы стратегического планирования и развития транспортного комплекса федерального и регионального уровней включают проекты по развитию Гатчинского муниципального района, что окажет комплексный положительный эффект на активизации инвестиционной активности, придаст дополнительный импульс для развития экономики муниципального района, в том числе:

§ В соответствии с проектом «Концепции развития объектов дорожного сервиса», подготовленным Рабочей группой Росавтодора по развитию сети объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения и одобренным Минтрансом России, предполагается формирование многофункциональных сервисных комплексов на федеральных автотрассах в 50-100 километрах друг от друга, в том числе город Гатчина выделен в качестве места дислокации 1-го типа многофункциональной зоны придорожного сервиса. В соответствии с данной Концепцией сеть многофункциональных сервисных зон позволит не только улучшить качество придорожного сервиса, но и станет мощным импульсом для развития вокруг них частного бизнеса, что является немаловажным фактором экономического развития отдельных сельских поселений.

§ В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года с целью увеличения пропускной способности на подходах к Санкт-Петербургскому железнодорожному узлу предусматривается комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и подходов к портам на южном берегу Финского залива, что позволит раскрыть транспортно-логистический потенциал города, занимающего промежуточное положение между Санкт-Петербургом и морским портом Усть-Луга.

§ В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года, Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного), автомобильных дорог федерального значения предусматривается реконструкция одного из важнейших транспортных направлений Ленинградской области – автомобильной дороги Р-23 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель – граница с Республикой Белоруссия, с последующей эксплуатацией на платной основе. Мероприятие направлено на обеспечение скоростного автомобильного сообщения между Санкт-Петербургом и Ленинградской, Псковской областями, странами ближнего зарубежья, на повышение качества транспортных услуг, что позволит обеспечить интеграцию района в систему транспортных связей федерального и международного уровня.

§ Перспективная реализация крупных инвестиционных проектов по расширению международных транспортных коридоров, окажет положительное влияние для дальнейшего развития внешних транспортно-экономических связей муниципального района; усиление железнодорожного пассажирского сообщения по направлению Санкт-Петербург – Гатчина позволит максимально интегрировать МО «Город Гатчина» в систему связей Санкт-Петербургской агломерации.

Развитие транспортного фактора, включающего комплекс инфраструктуры различных видов транспорта и перевозок, является основой для развития агломерационных связей, в том числе ключевое значение для возможностей использования конкурентных преимуществ пригородной территории в рамках агломерации играет интенсификация пассажирского сообщения в ее границах. Без решения этой задачи невозможны:

§ повышение мобильности населения, расширение рынка труда;

§ вовлечение «в орбиту агломерации» дополнительных человеческих ресурсов и новых территорий (в том числе инвестиционных площадок);

§ обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры и учреждений досуга при возрастающем спросе со стороны населения;

§ рост спроса на рекреационные услуги.

Основное внимание в ходе создания условий по «инверсии пространства» должно уделяться пригородному пассажирскому сообщению по железной дороге, которая в настоящее время и в перспективе обеспечит большую провозную способность в сравнении с автобусным сообщением. Так, проектом «Программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года» предусматривается организация тактового движения пригородных поездов на участке Санкт-Петербург – Балтийский – Гатчина для обеспечения ежесуточных маятниковых миграций населения Санкт-Петербургской городской агломерации. Улучшение транспортной доступности, организация регулярных перевозок позволит повысить привлекательность городской территории как для проживания, так и в качестве места приложения труда, а также увеличить спрос на туристические и рекреационные услуги.

В соответствии с материалами «Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года» (утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.02.2014 № 29) представлена схема современного положения Ленинградской области, в которой территория Гатчинского муниципального района занимает одно из центральных стратегических положений.

 

1.12.4. Приоритеты стратегического развития федерального и регионального уровней

Развитие внешних факторов в перспективе определяется возможностями реализации действующих документов стратегического развития федерального, межрегионального и регионального уровня.

Стратегией социально-экономического развития Гатчинского муниципального района учтены следующие комплексные документы стратегического планирования федерального и регионального уровней:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

2. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

3. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074-р;

4. Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, утвержденная областным законом от 08.08.2016 № 76-оз;

5. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, утвержденная Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 № 355;

6. Инвестиционная стратегия Ленинградской области на период до 2025 года, утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.02.2014  № 29;

7. План мероприятий («Дорожная карта») по реализации Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года, утверждена Распоряжением Правительства Ленинградской области от 14.05.2014 № 213-р;

8. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р;

9. Концепция устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года, утвержденная распоряжением губернатора Ленинградской области от 28.11.2011 № 559-рг;

10. Схема территориального планирования Ленинградской области, утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2012 № 460;

11. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года», подписан 07.05.2018 №204;

12. Прочие отраслевые документы стратегического планирования федерального и регионального уровней, действующие федеральные и региональные целевые программы на долгосрочную и среднесрочную перспективу, отраслевые государственные программы развития, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

 

С учетом важности развития агломерационных процессов и вхождения территории Гатчинского муниципального района в состав Санкт-Петербургской агломерации (которая на федеральном и межрегиональном определена в качестве зоны опережающего развития), учтены проекты документов стратегического планирования, подготовленные для приграничных территорий двух субъектов Российской Федерации – Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

В 2014 году разработана по заказу Правительства Ленинградской области «Концепция комплексного развития территорий Ленинградской области, прилегающих к границам Санкт-Петербурга».

 

В 2014 году разработана по заказу Правительства Ленинградской области Фондом «ЦСР «Северо-Запад» Концепция проекта «Императорское кольцо».

Федерации до 2020 года определена зона опережающего экономического роста Санкт-Петербургская агломерация как Центр регионального развития. Данным документом определено, что реализация инновационного, социально ориентированного сценария регионального развития будет опираться на зоны опережающего экономического роста.

Поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 № ДМ-П8-5060 был утвержден перечень инновационных территориальных кластеров на федеральном уровне, в состав которого вошел кластер, формируемый на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области – «Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий».

Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года определено, что формирование зон опережающего роста является одним из инструментов совершенствования пространственной организации хозяйства и решения проблем социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации. Понятие зон опережающего роста пока еще не является четко определенным. Санкт-Петербургская агломерация как зона опережающего роста данным документом отнесена к «полюсам роста».

Данным документом определен перечень приоритетных региональных кластеров, в числе которых на территории Гатчинского муниципального района могут получить развитие следующие:

§ кластер ядерных технологий - в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

§ кластер научного обеспечения агропромышленного комплекса - в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

Основы кластерной политики на государственном уровне заложены Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной политике в Российской Федерации», в котором дано определение термина промышленный кластер - совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.

В Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года отмечено, что приоритетное значение для развития Санкт-Петербурга имеет развитие взаимодействия с Ленинградской областью. Выполняя большой объем общегосударственных федеральных функций, Санкт-Петербург вовлекает в орбиту своего влияния все больше территорий соседнего субъекта Российской Федерации, в том числе территорию Гатчинского муниципального района. В результате усиления интеграционных процессов в пределах Санкт-Петербурга и прилегающей к нему части Ленинградской области фактически формируется единое территориальное пространство, отличающееся интенсивными хозяйственными, трудовыми, транспортными, образовательными, бытовыми, культурными, рекреационными и иными связями, которые влияют как на развитие Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области. В пределах данных территорий развивается единый рынок труда, фиксируется усиление производственных связей, активизируются кластерные процессы, происходит увеличение масштабов маятниковых миграций.

К числу основных проблем, затрудняющих процессы стабильного и успешного развития указанных районов (в том числе Гатчинского муниципального района) и полноценного вовлечения их в процесс территориального развития Санкт-Петербурга, относятся: отсутствие правого статуса агломераций в России, некомплексный подход к развитию периферийной зоны агломерации, ухудшение транспортной ситуации на границах ядра агломерации и ее периферии, отсутствие управленческих структур, которые бы координировали и регулировали процессы развития агломерации. В документе отмечается, что первоочередное внимание необходимо уделить усилению координации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Требуется обеспечить разработку и согласование документов социально-экономического и территориального планирования, в первую очередь в части зоны взаимных интересов двух этих субъектов Российской Федерации.

В числе приоритетных направлений должно рассматриваться упорядочение вопросов развития территорий, прилегающих к административным границам между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, включающие важные направления для Гатчинского муниципального района:

§ Необходимо улучшить организацию и совершенствование работы маршрутов общественного пассажирского транспорта, связывающих Санкт-Петербург с ближайшими населенными пунктами Ленинградской области, которые обеспечивают массовые маятниковые миграции населения.

§ Первоочередного решения требуют вопросы функционирования существующих и организации новых зон утилизации бытовых и производственных отходов (проектирование и строительство мусороперерабатывающих заводов, закрытие действующих полигонов, исчерпавших свои мощности, и создание новых и пр.).

§ В качестве важного направления должно рассматриваться дальнейшее развитие инфраструктуры и улучшение условий проживания в садоводствах и дачных поселках, расположенных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Реализация вышеуказанных направлений совместного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области позволит достигнуть в долгосрочной перспективе следующих положительных результатов:

§ усилить значение малых и средних городов, а также создать новые населенные пункты на границе двух субъектов Российской Федерации[1], привлекательные для проживания населения обоих субъектов Российской Федерации;

§ сократить различия в качестве жизни населения, проживающего как на территории Санкт-Петербурга, так и на территориях, граничащих с территорией Санкт-Петербурга, прежде всего за счет обеспечения доступности объектов социальной, коммунально-бытовой инфраструктуры, в том числе путем создания транспортных связей между Санкт-Петербургом и указанными территориями;

§ улучшить экологическую ситуацию в Санкт-Петербурге.

В рамках приоритетного направления «Пространственное развитие Санкт-Петербурга» определено формирование экономических зон Санкт-Петербурга, в числе которых формируется экономическая зона «Южная» с основными направлениями деятельности: формирование новых полифункциональных подцентров агломерации (г. Южный и др.), развитие общественно-деловых, туристских, выставочных и культурно-рекреационных проектов, развитие транспортно-логистического комплекса, развитие совместных проектов с Ленинградской областью в области транспорта, инженерной инфраструктуры, строительства жилья и др., развитие энергетического машиностроения, промышленного сервиса и услуг, развитие рекреационных зон и экологических проектов, развитие инфраструктуры новых районов застройки.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года Гатчина и гатчинский район рассматривается как один из ведущих центров формирования инновационной экономики Ленинградской области, где планируется реализовать все, обозначенные в Стратегии, проектные инициативы.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 434.