Информатизация муниципального управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глобальные тенденции развития современного общества характеризуются все большим ростом масштабов применения новейших информационных технологий. Процессы информатизации пронизывают все сферы жизни общества.

Создание мощных информационных ресурсов, развитых информационных сетей увеличивает наукоемкость социальных и духовных инноваций, механизмов социальных, культурных и политических изменений. Повышение роли информационно-коммуникационных технологий сопутствует также и развитию и становлению новой модели государственного управления.

В современных условиях, отходя от патерналистических взглядов, государство рассматривается как развитая информационная система, так как весь процесс управления базируется на сборе, анализе, обработке, хранении и распространении информации.

Именно информационные технологии становятся ключевым фактором трансформации и оптимизации деятельности государственных и муниципальных органов во всем мире. Их внедрение позволяет не только повысить производительность труда конкретного служащего на своем рабочем месте, но и качественно изменить порядок взаимодействия государственного органа с населением, значительно упростив и ускорив процедуры обращения за получением государственных и муниципальных услуг.

На сегодняшний день повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг требует введения инновационного решения всех назревших проблем взаимодействия власти и общества. Таким решением станет массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное и муниципальное управление.

Среди положительных результатов внедрения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении можно отнести повышение доступности и качества государственных услуг, сокращение сроков их оказания, а также снижение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением (уменьшения количества вынужденных очных обращений, снижения количества предоставляемых документов и др.), получение реального шанса на участие жителям в диалоге с властью, влияние на принятие решений, выдвижение собственных инициатив, получение детальной информации о работе государственных структур и осуществление контроля за их деятельностью.

Внедрение современных информационных технологий при условии на ориентацию работы органов муниципальной власти на нужды граждан как потребителей государственных и муниципальных услуг позволит не только улучшить диалог и информационное взаимодействие по линии «регион – муниципалитет - организации гражданского общества – гражданин», но и позволит, как показывает мировая практика, сократить издержки для бизнеса, ускорить процесс документооборота, повысить эффективность функционирования органов власти, а также сократить затраты на муниципальное управление.

В настоящее время администрация Гатчинского муниципального района проводит работу по унификации процедур предоставления муниципальных услуг в электронном виде, а также посредством Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ГБУ ЛО «МФЦ»).

Сложность решения поставленных задач заключается в выработке управленческих решений опирающихся на ожидания конечных потребителей муниципальных услуг – жителей района, которые складываются из 3-х групп:

1. Качество ожидания конечного результата (прозрачность и понятность процедуры на получение услуги; время, затраченное на получение услуги; качество работы персонала);

2. Затраты ресурсов потребителя на получение услуги (финансовая, транспортная, физическая и территориальная доступность получения услуги);

3. Уровень комфорта и доступности получения муниципальной услуги (уровень информированности потребителей услуги; комфортность ожидания услуги; вежливость персонала; понятная и действенная процедура обжалования действий и бездействия персонала).

За последние 2 года на территории Гатчинского района совместно с Правительством Ленинградской области, был реализован ряд проектов, которые позволили серьезно продвинуться в данном направлении:

 - 100 % жителей района имеют возможность получить муниципальные услуги посредством ГБУ ЛО «МФЦ» - во всех поселениях, за исключением, где есть филиалы ГБУ ЛО «МФЦ», открыты удалённые рабочие места ГБУ ЛО «МФЦ»;

- проведена работа по нормативно-правовому обеспечению предоставления муниципальных услуг;

- на территории МО «Город Гатчина» открыт «МФЦ для бизнеса», который оказывает государственные и муниципальные услуги исключительно предпринимателям и юридическим лицам;

- свыше 95% муниципальных услуг, исходя из регламента их предоставления, переведены в электронную форму их оказания;

- 576 муниципальных услуг переданы на оказание ГБУ ЛО «МФЦ»;

- внедрена и используется в работе специалистами администрации Гатчинского муниципального района и администрациями городских и сельских поселений система межведомственного электронного взаимодействия.

Среди выявленных ограничений по информатизации оказания муниципальных услуг можно отнести следующие факторы:

- недостаточные темпы регистрации граждан в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА);

- сбои в работе администрации Гатчинского района и администраций городских и сельских поселений района по соблюдению сроков обработки запросов, поступивших посредством системы межведомственного электронного взаимодействия;

 - отсутствие единой системы электронного документооборота;

- малое количество муниципальных услуг, оказанных в электронном виде посредством Портала Государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru);

- недоверие жителей района к новым формам оказания муниципальных услуг;

- дефицит или отсутствие отвечающим современным требованиям помещений и технические ограничения, вызванные отсутствием или недостаточно хорошей работой информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в городских и сельских поселениях района.

 

Общественные объединения

Гражданское участие становится важным и неотъемлемым элементом общественного развития, одним из основных условий модернизации всех сфер общественной жизни, повышения качества жизни граждан. Социально ориентированные некоммерческие организации (далее также – СО НКО) являются важным элементом гражданского общества. Их деятельность способствует решению актуальных социальных проблем, созданию условий для развития человеческого капитала, расширению благотворительной деятельности и добровольчества. Вовлечение граждан в добровольческую деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций способствует повышению уровня гражданской активности населения.

На территории Гатчинского муниципального района по данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области зарегистрированы 341 некоммерческая организация (для сравнения: в 2015 году количество некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Гатчинского муниципального района, составляло 242 единицы), из них 174 общественные организации, 48 религиозных организаций, 22 автономных некоммерческих организаций, 2 казачьих обществ, 10 отделений политических партий, 31 некоммерческий фонд, 18 учреждений (за исключением государственных и муниципальных учреждений), 16 союзов и ассоциаций, более 20 отделений профессиональных союзов.

Высокая доля зарегистрированных НКО связана с деятельностью в образовательной, спортивной, правозащитной сфере, благотворительности и развитии добровольчества.

В настоящее же время постепенно увеличивается участие в деятельности некоммерческих организаций граждан в возрасте от 25 до 50 лет, что ведет к омоложению некоммерческого сектора, внедрению новых методов работы, запросу на сопровождение и поддержку деятельности вновь постоянное обучение и повышение квалификации руководителей, работников СО НКО, а также привлекаемых волонтеров и добровольцев.

За период реализации программы «Устойчивое общественное развитие в Гатчинском муниципальном районе» за 2015 - 2017 годы, в рамках которой осуществляется тесное взаимодействие с ветеранскими, молодежными, добровольческими, военно-патриотическими НКО, а также поисковыми движениями и инициативными группами граждан (общественными советами, женсоветами, семейными советами и другими), сделаны первые шаги по созданию и расширению участия различных некоммерческих организаций и системного подхода при оказании поддержки СО НКО, которые помогли созданию горизонтальных и вертикальных связей между и СО НКО, и между органами местного самоуправления Гатчинского муниципального района и СО НКО.

При опросе представителей СО НКО о существующих проблемах, мешающих развитию их объединения, большинство участников опроса отметили следующие проблемы:

- недостаточность финансовых средств, необходимых для осуществления уставной деятельности. Для большинства некоммерческих организаций единственным постоянным источником существования являются пожертвования их членов;

- недостаток финансовых средств на реализацию социально значимых проектов;

- недостаточность ресурсов, в том числе кадровых, низкий профессионализм сотрудников. Руководителями некоммерческих организаций зачастую являются неработающие граждане (пенсионеры, домохозяйки, безработные), не имеющие знаний в области социального менеджмента;

- незначительность социального и символического капитала: некоммерческие организации, выполняя огромную социальную работу, не умеют донести до населения, бизнеса и органов местного самоуправления информацию о своей деятельности. Результатом низкой информированности о некоммерческой организации являются недоверие к некоммерческой организации, трудности в привлечении ресурсов, сужение сети сторонников и волонтеров, малочисленность сильных и компетентных лидеров и слабая позиция на рынке услуг;

- отсутствие у инициативных групп граждан городских и сельских поселений Гатчинского муниципального района возможности «попробовать свои силы» в написании и реализации точечных социально значимых проектов для местных сообществ и отдельных населенных пунктов Гатчинского района, так как большинство региональных и федеральных конкурсов имеют в качестве обязательных требований наличие регистрации в качестве юридического лица, сроки осуществления деятельности более 1 года, масштабность направляемых на конкурсные отборы проектов, что снижает инициативность среди общественников, которые являются хорошими реализаторами, но испытывают трудности с составлением и описанием проектной идеи, либо не имеют возможности зарегистрировать собственную некоммерческую организацию;

- отсутствие информационно-консультационного центра о деятельности СО НКО Гатчинского муниципального района, где бы размещалась информация о муниципальных, региональных и федеральных мерах по поддержке, проводимых конкурсных отборах, возможностях бухгалтерского и юридического консультирования, обмена информацией о деятельности друг друга и участии в реализации проектов СО НКО, действующих на территории Гатчина и района.

Умный город»

Россия за короткий промежуток времени сумела пройти длинный путь по цифровизация экономики и управления. Общегосударственный проект по формированию «Электронного Правительства» позволил абсолютному большинству жителей России получать и обмениваться информацией, получать государственные и муниципальные услуги с минимальными для себя издержками. Количество электронных услуг становится с каждым годом все больше. Дальше эти процессы будут только углубляться.

Говоря о развитии городских пространств и месте человека в них, то мы стали свидетелями развития двух важных для жизни современного человека направлений:

- интенсификация урбанизации территорий, с усложнением процессов управления пространствами;

- активное развитие и внедрение цифровых технологий в управление (цифровизация управления) – и как следствие, переход территориальных процессов в цифровую сферу. 

Эти направления не развиваются параллельно, они соединены в выработке современных требований жителей территории к качеству жизни и качеству систем жизнеобеспечения. В процессе урбанизации территорий происходит усложнение управленческих систем, появление новых и качественная трансформация существующих объектов управления, что требует применения новых технологий управления процессами жизнедеятельности территории и учета её ресурсов.  

Уже невозможно говорить о качественных изменениях территорий без использования самых современных технологических решений, без них невозможно создать максимально удобную, доступную и персонифицированную виртуальную среду. Именно такая современная информационная среда сможет повысить эффективность управления территорией за счет широкого анализа больших данных и внедрения искусственного интеллекта.

Проекты по созданию «Умного города» формируются активно не только по всему миру, но и в России. Преимущества «Умного города» нацелены, в первую очередь, на население, на улучшение условий его жизни и невозможен без цели его реализации, поэтому необходимо исследовать потребности граждан и бизнеса, их интересы, уникальные черты, образ мышления, уровень образования, возрастную структуру и прочее, чтобы понять, для чего населению нужен «умный город», каким они хотят его видеть и что он должен изменить в их окружении.

Фундаментальным принципом «Умного города» является внедрение информационных технологий и объектов IT в городскую среду. Ожидается, что такой подход позволит усовершенствовать систему управления и взаимодействия государства с обществом, повысит качество и эффективность работы городских служб, а всё вместе качественно изменит жизнь населения. Главным активом городской территории будут являться: люди, процессы и технологии.

Проект «Умный город», исходя из своей цели, распространяется на все сферы жизни человека, по сути, на все стадии его жизни.

Среди основных сфер реализации проекта мы можем выделить:

- «Человек и власть»;

- «Муниципальное управление»;

- «Здравоохранение»;

- «Образование»;

- «Жилищно-коммунальное хозяйство»;

- «Безопасность»;

- «Туризм»;

- «Платежи, госзакупки и бизнес-климат»;

- «Транспорт»;

- «Цифровая инфраструктура».

В самом общем понимании «Умный город» представляется как городская среда с обратной связью, в которой обеспечен максимально полный, оперативный и достоверный сбор информации обо всех факторах, так или иначе влияющих на жизнь граждан. И мы говорим не только о многофункцио­нальной системе электронных датчиков, но и о технологиях, позволяющих учитывать оценку горожанами тех или иных процессов проживания и жизнедеятельности.

На основе этой информации формируются — как автоматически, так и административно — управляющие воздействия, результат которых отражает все та же система сбора информации, замыкая, таким образом, организационно-технологическую обратную связь «Умного города».

При реализации «Умного города» в Гатчинском муниципальном районе могут быть выделены следующие ожидаемые эффекты:

1. недопущение ухудшения экологической ситуации и экономия потребляемых ресурсов;

2. обеспечение беспрепятственного перемещения людей по территории муниципалитета, «умная» организации парковочного пространства и регулирование интенсивности автомобильного трафика;

3. увеличение туристского потока;

4. повышение уровня благоустройства города и управления общественными пространствами;

5. укрепление здоровья населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни: обеспечение доступности своевременной медицинской помощи, повышение качества диагностики, а также внедрение профилактических мер охраны здоровья населения;

6. управление городом, основанное на непрерывном мониторинге при внедрении систем измерений, контроля значений показателей, характеризующих все процессы жизнедеятельности для создания необходимого актуального информационного ресурса, используемого для прогнозирования и планирования развития муниципального образования;

7. информационное взаимодействие органов власти при координации действий в оперативной деятельности и стратегическом планировании;

8. информационное взаимодействие с жителями в части открытия данных, предоставления государственных сервисов для работы с данными муниципального образования, учета мнения горожан при планировании развития муниципалитета, а также реагирование на обращения граждан;

9. упрощение взаимодействия людей с городской средой в части получения необходимой информации и определения дальнейших своих действий в любой ситуации и любой точке городского пространства;

10. развитие новых форм экономической деятельности, включая цифровую экономику, экономику знаний, сетевую экономику.

 

Муниципальное управление

Дата: 2018-11-18, просмотров: 408.