Как мы уже отмечали, помимо информационной, важнейшая функция языка – коммуникативная: общение, установление и поддержание контакта между членами общества. Первые слова, которые мы выучиваем на иностранном языке, – это именно контактоустанавливающие слова: Здравствуйте!, До свидания!, Спасибо!, Пожалуйста!, Извините! Разрыв контакта, нежелание одной из сторон продолжать общение прерывает передачу информации.
Иногда общение (выражение симпатии, сочувствия, просто установление или подтверждение контакта: «Я тебя слышу, я с тобой) оказывается важнее получения новых сведений. Неслучайно сейчас в нашем распоряжении огромное количество учебной и популярной литературы, посвященной проблемам эффективного общения. К сожалению, в большинстве из них эффективность общения понимается чересчур утилитарно, исключительно с точки зрения выгоды общения для партнера. Сами названия: «Как заводить знакомства и оказывать влияние на людей», «Как стать хозяином положения (анатомия эффективного общения)», «Выиграть может каждый» и т. п. – наводят на мысль о том, что общение – это не диалог уважающих друг друга, позитивных собеседников, а состязание, в котором цель – выиграть, стать хозяином положения.
Под таким углом зрения целесообразно рассматривать деловую коммуникацию, прежде всего в бизнесе, и, возможно, коммуникацию политическую. Но общение людей не сводится только к оказанию влияния друг на друга для достижения практических целей.
Ежедневно мы вступаем в разговор с самыми разными собеседниками на бытовые, профессиональные, специальные (медицинские, социальные и т. п.) темы вовсе не с целью победить, убедить, подчинить себе оппонента. Значительную долю наших коммуникативныхвзаимодействий с другими людьми – и долю совершенно необходимую для психологического здоровья личности – составляет «бесцельное» свободное общение ради удовольствия, отдыха, обмена положительной энергией с хорошо знакомыми или порой вовсе не знакомыми людьми. Долгий ночной разговор на кухне не об обыденном, не о деньгах и бытовых мелочах, а о душе, о жизни, о судьбе – типично русский жанр общения. А «вагонные споры», многократно воспетые в современной рок – и бардовской поэзии: когда «поезд идет, в окошке стемнело, и тянет поговорить» (А. Макаревич), когда «Давай с тобой поговорим... Прости не знаю, как зовут...» (О. Митяев)? Здесь, конечно, сыграла роль и географическая протяженность России, опутанной железными дорогами, и купейная система, когда оказываются в замкнутом пространстве чужие друг другу люди и нечего им делать, кроме как разговаривать.
Но важнее всего то, что способность и тяга к свободному, не направленному на узкопрактическую цель общению, – одна из традиционных и высоко ценимых черт русской языковой личности.
Русскому человеку всегда хотелось поговорить, и в современных условиях ему предоставляется для этого еще одна возможность – виртуальное общение в Интернете. Дружелюбный, ровный, бесконфликтный характер непрофессионального повседневного общения может намного облегчить нашу жизнь, наше настроение, самооценку и отношение к миру, тогда как коммуникативные столкновения, напряжение, необходимость нападать или защищаться в простейших ситуациях оказывает противоположное воздействие. Доброжелательный и вежливый человек способен наладить контакт с собеседником, даже если тот изначально настроен против него в силу личных предрассудков и стереотипов
или просто из-за плохого настроения. Иногда хорошая коммуникативная атмосфера создается за счет высказываний, стандартных для данной ситуации; иногда – через речевое творчество культурных говорящих, вкладывающих в свои слова немного больше дружелюбия, чем предполагает обычный этикет. Плохая коммуникативная атмосфера возникает при нежелании или неспособности говорящих выбрать соответствующую ситуации степень вежливости, а иногда и просто – промолчать, не выразить свои негативные эмоции, не выплеснуть недовольство, сдержать гнев там, где повышенная эмоциональность не требуется, чтобы защитить свои права.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 415.