Производственная функция. Краткосрочный анализ валового, среднего и маржинального продукта. Значение производственной функции в принятии управленческих решений.
Тема 4. Теория и анализ затрат
Определение и использование издержек в экономическом анализе. Первоначальная стоимость и восстановительная стоимость. Альтернативные и прямые издержки. Связь между производством и издержками. Эффект масштаба.
Тема 5. Рыночные структуры и анализ ценообразования
Конкуренция и типы рынков в экономическом анализе. Модель совершенной конкуренции. Монополия. Олигополия, Монополистическая конкуренция. Принятие решений относительно цен и объемов производства в условиях различных рыночных структур.
Тема 6. Роль государства в экономике
Необходимость взаимодействия государства и бизнеса. Функции государства в рыночной экономике. Индикативное планирование. Государственно-частное партнерство.
Тема 7. Эффективность инвестиционных решений
Решения по поводу финансирования. Решения по поводу выбора направлений инвестиций. Оценка эффективности инвестиционных проектов.
5.2. Учебно-тематический план
Заочная форма обучения
№№ пп | Наименование темы | Трудоемкость (в часах) | ||||
Всего часов | Аудиторная работа | Внеаудиторная самостоятельная работа | ||||
Общая | Лекции | Семинары, практические занятия | ||||
1 | Фирма и ее цели. Альтернативные модели поведения фирмы | 15 | 3 | 1 | 2 | 12 |
2 | Анализ спроса | 14 | 2 | - | 2 | 12 |
3 | Теория и анализ производства | 17 | 3 | 1 | 2 | 14 |
4 | Теория и анализ затрат | 15 | 3 | 1 | 2 | 12 |
5 | Рыночные структуры и анализ ценообразования | 19 | 5 | 1 | 4 | 14 |
6 | Роль государства в экономике | 14 | 2 | - | 2 | 12 |
7 | Эффективность инвестиционных решений | 14 | 2 | - | 2 | 12 |
ИТОГО | 108 | 20 | 4 | 16 | 88 |
Содержание практических и семинарских занятий
Тема 1. Фирма и ее цели. Альтернативные модели поведения фирмы (2 часа)
Целью проведения семинарского занятия по данной теме является закрепление и проверка знаний по теме лекции, обсуждение вопросов, связанных с моделями поведения фирмы на разных этапах развития экономики, принятием оптимальных решений, добавленной стоимостью.
Вопросы для обсуждения и контроля знаний:
1. Экономика и принятие управленческих решений.
2. Фирма и ее цели.
3. Экономическая цель фирмы: прибыль, экономические и неэкономические.
4. Рыночная добавленная стоимость.
Тема 2. Анализ спроса (2 часа).
Целью проведения семинарского занятия по данной теме является закрепление и проверка знаний по теме лекции, обсуждение дискуссионных вопросов, связанных с рыночным спросом и предложением, прогнозированием спроса и предложения, равновесием на рынке, анализ спроса и предложения, ценовая эластичность спроса и факторы ее определяющие.
Темы для рассмотрения и обсуждения на семинаре:
1. Кривая спроса на товар сдвинулась вправо и вверх. Какие события могли вызвать этот сдвиг?
2. Какие факторы оказывают влияние на рыночный спрос.
3. Каким законом объясняется характер кривой спроса.
4. Равновесное состояние рынка товаров и услуг.
5. Эластичность спроса.
6. Какие факторы влияют на эластичность спроса по цене.
Тема 3. Теория и анализ производства (2 часов)
Целью проведения семинарских занятий по данной теме является подробное изучение производственной функции, закона убывающей отдачи.
Темы для обсуждения:
1. Производственная функция в краткосрочном и долгосрочном периодах.
2. Анализ валового, среднего и маржинального продукта.
3. Эффект масштаба.
4. Значение производственных функций в принятии управленческих решений.
5. Закон убывающей отдачи.
Тема 4. Теория и анализ затрат (2 часа)
Целью проведения семинарского занятия по данной теме является изучение вопросов, связанных с теорией и оценкой издержек.
Вопросы для обсуждения и контроля знаний:
1. Значение издержек в управленческих решениях.
2. Понятие издержек.
3. Функция издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде.
4. Различие между бухгалтерскими и экономическими издержками.
5. Общие издержки в краткосрочном периоде, краткосрочные переменные издержки, общие издержки.
Тема 5. Рыночные структуры и анализ ценообразования (4 часов)
Целью проведения семинарского занятия по данной теме является изучение вопросов, связанных с рыночными структурами, анализом ценообразования и объемов производства.
Темы для обсуждения:
1. Конкуренция и типы рынков.
2. Совершенная конкуренция и монополия; ценовая политика и объемы производства.
3. Соотношение между общим доходом и общими издержками как метод выбора оптимально объема производства.
4. Экономическая прибыль, нормальная прибыль, убытки.
5. Конкурентный рынок в долгосрочной перспективе.
6. Анализ безубыточности.
7. Монополистическая конкуренция и олигополия.
Тема 6. Роль государства в экономике (2 часа)
Целью семинарского занятия по данной теме является изучение проблем, связанных с ролью государства в экономике.
Вопросы для обсуждения и контроля знаний:
1. Причины вмешательства государства в экономику.
2. Антитрестовские законы.
3. Управление внешними эффектами.
4. Фискальная политика.
5. Монетарная политика.
6. Правительственное дерегулирование.
Тема 7. Эффективность инвестиционных решений (2 часа)
Целью семинарского занятия по данной теме является изучение проблем экономического анализа инвестиционных решений.
Вопросы для обсуждения и контроля знаний:
1. Стоимость денег с учетом дохода будущего периода.
2. Метод чистой дисконтированной стоимости.
3. Чистая дисконтированная стоимость.
4. Движение денежной наличности.
5. Стоимость капитала.
6. Деловые риски: источники и измерение степени риска.
7. Ставка дисконта, адоптированная к риску.
Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1 Формы внеаудиторной самостоятельной работы
Теоретический материал, изложенный в лекциях конкретизируется на практических занятиях в процессе кейс-анализа. Текущий контроль знаний студентов осуществляется на основе устных опросов и выполнения письменной контрольной. В контрольное задание могут быть включены, как открытые вопросы, так и вопросы с множественными вариантами ответов (тесты).
Самостоятельная работа включает также подготовку к практическим и семинарским занятиям, выполнение заданий по решению типовых задач, рассматриваемых на практических занятиях.
Номер темы дисциплины | Формы внеаудиторной работы | Трудоемкость в часах |
1-7 | Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной лектором учебной литературы и нормативных правовых документов, в т.ч информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.). | 88 |
Итого
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
6.2.1 Примерные вопросы промежуточного тестирования
Анализ спроса и предложения
Вопрос № 1
Кривая спроса на товар сдвинулась вправо и вверх. Какие события могли вызвать этот сдвиг?
а) падение цен на товар - субститут (заменитель);
б) падение цен на дополнительный товар;
в) падение цен на сырье и материалы, использующиеся для производства данного товара;
г) снижение потребительских доходов;
д) снижение налога на добавленную стоимость.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 2
Отметьте среди указанных факторов те, которые не оказывают влияния на рыночный спрос:
а) доходы потребителя;
б) цены на взаимозависимые товара;
в) реклама;
г) цены на экономические ресурсы;
д) численность покупателей;
е) совершенствование технологий.
Правильный ответ: г), е).
Вопрос № 3
Характер кривой спроса лучше всего объясняет:
а) закон убывающей отдачи;
б) эффект дохода;
в) закон убывающей предельной полезности;
г) эффект замещения;
д) потребности покупателей.
Правильный ответ: б), г).
Вопрос № 4
Среди указанных ниже факторов отметьте те, которые не вызывают сдвига кривой спроса:
а) размеры доходов потребителей;
б) возраст потребителей;
в) вкусы и предложения покупателей;
г) повышение цены на товар;
д) падение цен на товарные - субституты.
Правильный ответ: г).
Вопрос № 5
Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
а) спрос равен предложению;
б) цена равна издержкам производства плюс прибыль;
в) величина предложения равна величине спроса;
г) государство устанавливает верхний предел роста цен;
д) цена на товар или услуга не изменяется длительное время.
Правильный ответ: в).
Вопрос № 6
Кривая предложения товара Х сдвинулась вправо. Какие события могли вызвать этот сдвиг ?
а) спрос на товар Х снизился по некоторым причинам;
б) цена товара Х выросла;
в) поднялись цены на материалы, необходимые для производства товара Х;
г) государство снизило налог на прибыль предприятий;
д) осваивается новая технология.
Правильный ответ: г), д).
Вопрос № 7
Кривая предложения показывает:
а) при снижении цены на товар растет величина спроса;
б) с ростом цены товара растет объем предложений;
в) с падением цены товара снижается предложение;
г) при снижении издержек производства увеличивается предложение.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 8
Эластичность спроса по цене будет выше, если:
а) товар не имеет заменителей;
б) данный товар для потребителя является товаром первой необходимости;
в) покупатели расходуют на покупку этого товара незначительную долю своего дохода;
г) относительной изменение объема спроса больше, чем относительное изменение цен.
Правильный ответ: г).
Вопрос № 9
Какое из следующих утверждений относится к характеристике эластичного предложения:
а) кривая предложения представляет собой вертикальную линию;
б) коэффициент ценовой эластичности предложения равен 0,75;
в) рост цены на 1 % приводит к увеличению величины предложения на 2 %;
г) любое изменение цены не приводит к изменению объема выручки.
Правильный ответ: в).
Вопрос № 10
Какое из указанных ниже значений коэффициента эластичности спроса по доходу относится к товарам первой необходимости ? К предметам роскоши ? К недоброкачественным товарам ?
а) меньше 0;
б) больше 0, но меньше 1;
в) больше 1;
г) 1;
д) ни одно из приведенных значений.
Правильный ответ: б), в), а).
Фирма, ее издержки и прибыль.
Вопрос № 1
Какое из следующих утверждений является правильным:
а) экономические издержки включают в себя явные издержки, но не включают неявные;
б) экономические издержки включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль;
в) превышают явные и неявные издержки, на величину нормальной прибыли;
г) экономические издержки равны сумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования затрачиваемых ресурсов;
д) экономические издержки фирмы представляют собой платежи собственника ресурсов, достаточные для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от альтернативных возможностей использования.
Правильный ответ: б), г), д).
Вопрос № 2
Какое из следующих понятий представляет собой производительный экономический ресурс?
а) денежный капитал;
б) средства производства;
в) потребительские товары;
г) акции и облигации.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 3
Производственная функция выражает:
а) взаимосвязь между всеми возможными вариантами сочетаний факторов производства и объемом выпускаемой продукции;
б) зависимость между количеством используемых факторов производства и максимально возможным выпуском продукции;
в) выпуск продукции, получаемый при использовании всего объема применяемых факторов производства;
г) процесс преобразования факторов производства в продукты;
д) ситуация, при которой рост объема производства в фирме соответствует росту затрат ресурсов.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 4
Общие издержки - это:
а) издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции;
б) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится;
в) вся сумма издержек, связанная с производством данного объема продукции;
г) бухгалтерские издержки;
д) TFC + TVC.
Правильный ответ: в), д).
Вопрос № 5
Какое из следующих утверждений является верным ? Предельные издержки - это:
а) дополнительные издержки, связанные с увеличением объема продукции на единицу;
б) предельные издержки равны средним издержкам, когда средние издержки принимают минимальное значение;
в) предельные издержки зависят от постоянных издержек;
г) когда средние издержки сокращаются, предельные издержки по величине меньше средних издержек;
д) на величину предельных издержек не влияет изменение цен факторов производства.
Правильный ответ: а). б).
Вопрос № 6
Средние общие издержки достигают минимальной величины при том объеме продукции, когда:
а) AVC = TFC;
б) прибыль будет максимальной;
в) МС = AVC;
г) МС = АТС;
д) ни один из ответов не является верным.
Правильный ответ: г).
Вопрос № 7
Предельный продукт фактора производства представляет собой:
а) выпуск продукции в расчете на единицу данного переменного ресурса;
б) прирост общего объема продукции в результате дополнительной единицы данного переменного ресурса;
в) выпуск продукции, получаемый при использовании всего объема применяемых факторов производства;
г) выпуск продукции, при котором фирма получает максимальную прибыль;
д) все предыдущие ответы неверны.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 8
В краткосрочном периоде фирма может:
а) варьировать объем применения всех факторов производства;
б) варьировать использование трудовых ресурсов, но не может повлиять на величину используемого капитала;
в) изменить уровень технологии;
г) все предыдущие ответы неверны.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 9
Какое из следующих утверждений относится к характеристике долгосрочного периода деятельности фирмы ?
а) это период, в течение которого не изменяется объем применения некоторых факторов производства;
б) в этом периоде переменные издержки растут быстрее, чем постоянные;
в) в этом периоде издержки являются переменными;
г) период, в течение которого изменяется объем применения всех факторов производства;
д) это период, в течение которого переменные издержки в расчете на единицу продукции растут.
Правильный ответ: в), г).
Вопрос № 10
Какое из следующих утверждений характеризует условия действия закона убывающей производительности фактора производства ?
а) другие факторы производства остаются неизменными;
б) предельный продукт становится величиной отрицательной;
в) уровень технологии не изменяется;
г) наблюдается отрицательный эффект масштаба;
д) все единицы переменного фактора являются однородными.
Правильный ответ: а), в), д).
Совершенная конкуренция.
Вопрос № 1
Какое из следующих утверждений означает, что на рынке функционирует совершенно конкурентная фирма ?
а) кривая на продукт конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон;
б) спрос на продут конкурентной фирмы абсолютно эластичен по цене;
в) кривые средних и предельных издержек фирмы имеют U-образную форму;
г) кривая спроса на продукт фирмы представляет собой вертикальную линию.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 2
Укажите, верно или неверно каждое из следующих утверждений, что в условиях совершенной конкуренции:
а) увеличение предложения фирмы сопровождается ростом цены, товара;
б) увеличение предложения фирмы сопровождается снижением цены товара;
в) увеличение предложения фирмы не влияет на цену товара;
г) увеличение предложения фирмы сопровождается ростом цены товара.
Ответы: а - н, б - н, в -в, г - н.
Вопрос № 3
Если на рынке выполняются условия совершенной конкуренции, то в точке краткосрочного равновесия фирмы:
а) цена товара выше предельных издержек его производства;
б) цена товара равна предельным издержкам его производства;
в) цена товара равна сумме средних постоянных и средних переменных издержек его производства;
г) цена товара равна сумме средних постоянных и средних переменных издержек его производства;
д) верны ответы б, в.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 4
В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные издержки при выпуске 4 единиц продукта в месяц составляют 3 руб., при выпуске 5 единиц - 5 руб., при выпуске 6 единиц - 7 руб. Если рыночная цена равна 5 руб., то отраслевой выпуск в месяц составит:
а) не более 4 000 единиц;
б) 5 000 единиц;
в) 4 000 единиц;
г) 6 000 единиц;
д) более 6 000 единиц.
Правильный ответ: б) 5 000 единиц.
Вопрос № 5
Кривая предложения совершенно конкуренткой фирмы в краткосрочном периоде представляет собой:
а) часть кривой средних общих издержек;
б) часть кривой предельных издержек, лежащую выше точки краткосрочного равновесия фирмы;
в) часть кривой предельных издержек, лежащую выше кривой переменных издержек, в точке их минимального значения;
г) кривую предельных издержек.
Правильный ответ: в).
Вопрос № 6
Фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде, выбирают объем производства при условии:
а) P = LAC;
б) P > LAC;
в) P = LMC;
г) P = LMC = LAC.
Правильный ответ: г).
Рыночные структуры несовершенной конкуренции.
Вопрос № 1
Какое из следующих утверждений является верным в условиях чистой монополии:
а) прибыль максимальна, если Р = МС;
б) прибыль максимальна, если MR = МС;
в) прибыль максимальна, если Р > MC.
Правильный ответ: в).
Вопрос № 3
Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют следующую общую черту:
а) выпускаются дифференцированные товары;
б) на рынке функционирует большое число покупателей и продавцов;
в) выпускаются однородные товары;
г) кривая спроса на продукт отдельной фирмы абсолютно эластична;
д) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 2
Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции устанавливается при условии, когда:
а) Р рыночная цена равна предельным издержкам;
б) фирмы получают экономическую прибыль;
в) рыночная цена равна минимальным значениям долгосрочных средних издержек;
г) имеет место положительный эффект масштаба.
Правильный ответ: в).
Вопрос № 3
Кто первым из экономистов попытался создать теорию олигополии:
а) К. Маркс;
б) П.М. Сунзи;
в) О. Курно;
г) О. Моргенштерн;
д) Э. Чемберлин;
е) Дж. Робинсон.
Правильный ответ: в) Огюстен Курно.
Вопрос № 4
Олигополия - это рыночная структура, основным признаком которой является:
а) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;
б) ожесточенная ценовая война между фирмами;
в) только одна крупная фирма обеспечивает удовлетворение рыночного спроса на определенный продукт;
г) проведение активной неценовой конкуренции;
д) господство относительно малого числа крупных фирм на рынке.
Правильный ответ: д).
Вопрос № 5
Если цена на продукцию монополиста растет, то его прибыль:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) остается без изменения;
г) может уменьшаться, остаться без изменений или увеличиться.
Правильный ответ: г).
Вопрос № 6
Олигополия сформируется, скорее всего, на рынке:
а) овощей;
б) губной помады;
в) конфет;
г) тракторов;
д) невозможно предсказать.
Правильный ответ: г).
Роль государства в рыночной экономике.
Вопрос № 1
Главной целью государственной экономической политики является:
а) регулирование рыночных цен;
б) поддержание экономики в состоянии полной занятости и стабильности цен;
в) обеспечение сбалансированности государственного бюджета;
г) погашение государственного долга;
д) все предыдущие ответы верны.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 2
Монетаристы предлагают государству регулировать:
а) совокупный спрос;
б) денежную массу в обращении;
в) учетную ставку процента;
г) налогообложение;
д) все предыдущие ответы верны.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 3
Укажите, какие из перечисленных ниже методов государственного регулирования экономики относятся к экономическим:
а) госзаказ;
б) индикативное планирование;
в) дотации убыточным предприятиям;
г) финансирование фундаментальных научных исследований;
д) налоговые льготы мелким предпринимателям;
е) регулирование учетной ставки процента ЦБ.
Правильный ответ: б), д), е).
Вопрос № 4
Сбалансированный государственный бюджет означает:
а) экономика страны находится в равновесном состоянии;
б) бюджеты всех уровней сбалансированы;
в) доходы государственного бюджета покрывают его расходы;
г) потребительские расходы населения равны доходам домашних хозяйств;
д) доходы фирм равны их валовым инвестициям.
Правильный ответ: в).
Вопрос № 5
Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:
а) госрасходы направляются на закупки товаров и услуг, а не на выплату процентов по внешнему долгу;
б) рост госрасходов сопровождается увеличением предложения денег;
в) государственные расходы финансируются за счет выпуске государственных займов;
г) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе;
д) все предыдущие ответы верны.
Правильный ответ: г).
Вопрос № 6
Дефицит государственного бюджета возникает всякий раз, когда:
а) имеет место рост государственных трансфертных платежей;
б) государственные расходы превышают валовые инвестиции;
в) государственные расходы превышают налоговые поступления и неналоговые доходы государства;
г) размер чистого экспорта снижается;
д) сокращается государственный сектор в экономике.
Правильный ответ: в).
Вопрос № 7
Политика государство в области расходов бюджета и налогообложение называется:
а) социальной политикой;
б) монетарной политикой;
в) деловым циклом;
г) фискальной политикой;
д) политикой встроенных стабилизаторов.
Правильный ответ: г).
Вопрос № 8
Государственный долг - это:
а) задолженность правительства населению в результате выпуска государственных внутренних займов;
б) сумма внешних займов;
в) накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета государства;
г) все предыдущие ответы верны.
Правильный ответ: в).
Тема 5. Оценка эффективности проекта
Вопрос №1
Классический анализ эффективности инвестиционного проекта основан на:
a) анализе денежных потоков;
b) анализе величины чистой прибыли;
c) анализе структуры баланса;
d) анализе величины прибыли.
Ответ: b.
Вопрос №2
К дисконтным методам оценки инвестиционного проекта можно отнести:
a) определение внутренней нормы доходности;
b) определение операционного рычага;
c) определение простой нормы прибыли;
d) определение чистой прибыли.
Ответ: d.
Вопрос №3
Необходимо оценить инвестиционный проект с учетом фактора времени, каким(и) бы показателем (показателями) Вы воспользовались:
a) внутренняя норма доходности;
b) срок окупаемости;
c) коэффициент задолженности;
d) показатель отношения дебиторской задолженности к кредиторской.
Ответ: b.
Вопрос №4
Важнейшим фактором, влияющим на оценку эффективности инвестиционного проекта, является:
a) фактор погоды;
b) фактор риска;
c) демографический фактор;
d) психологический фактор;
e) все вышеперечисленное.
Ответ: b.
Вопрос №5
Показателями оценки эффективности инвестиций могут служить
a) чистый дисконтированный доход;
b) период окупаемости;
c) индекс доходности;
d) все ответы верны.
Ответ: d.
6.2.2. Примерные варианты расчетно-аналитических заданий, кейсов
Ситуационные задачи базируются на реальной информации, однако, как правило, при разработке ситуаций («кейсов») используются условные названия и фактические данные могут быть несколько изменены. Для экономии времени при проведении практического занятия историческая справка по ситуации дается в сжатом виде, а дополнительная информация предоставляется в удобном для обсуждения виде. Поэтому участник занятия может иметь меньше информации по проблеме, чем тот, кто сталкивался с ней на практике. Однако это не означает, что в процессе обсуждения нельзя добавить к имеющейся информации факты и сведения, которые необходимы для принятия решений.
Студент (участник дискуссии) на занятии не должен связывать себя предыдущими решениями. То, что сделал предшествующий исследователь, несущественно. И если изложение фактов в отдельной ситуационной задаче уже объясняет конечное действие или решение, то это связано с тем, что результат – неотъемлемая часть процесса, по которому принимается окончательное решение. Ситуационная задача обычно не идет дальше того, что было в действительности. Основные вопросы, обсуждаемые на практическом занятии (семинаре): «Почему?» и «Как?», а не «Что?». Дискуссия также не означает обязательность ответа на вопрос: «Хорошее или плохое было принято решение?». Оценку такого рода должен сделать самостоятельно, каждый участвующий в дискуссии.
Ситуационные задачи часто содержат материалы и факты, которые кто-то из участников занятия может посчитать не относящимися к делу. Но надо всегда помнить, что принятие решений в реальной жизни зависит от способности отделять существенное от несущественного. Нельзя также забывать, что другие участники занятия могут не согласиться с таким пониманием «не относящихся к делу» фактов. Но именно в этих выявляющихся в ходе дискуссии различиях в оценках и подходах и заключается ценность метода кейсов.
В ходе разбора ситуации участник вправе принять или отвергнуть обоснованность любого постулата или определения. Другими словами, во время этого интеллектуального занятия он имеет возможность делать различные выводы так же, как и в повседневной жизни. При подведении итогов практического занятия не даются оценки правильности предложенных решений, а может приводиться пример того, как рассматриваемая проблема была решена на практике.
Как подготовиться к анализу ситуации? Этот вопрос, как и ситуационный анализ, вообще, не имеет какого-либо единственно правильного ответа. У каждого может быть свой подход. Однако некоторые рекомендации можно дать.
1. Сначала прочитайте всю имеющуюся информацию, чтобы составить целостное представление о ситуации. Читая, не пытайтесь сразу анализировать.
2. Выделите те абзацы, которые вам показались важными.
3. Постарайтесь охарактеризовать ситуацию. Определите, в чем ее сущность, а что второстепенно.
4. Письменно зафиксируйте выводы – основную проблему и проблемы, ей подчиненные и все факты, касающиеся этой проблемы (не все факты, изложенные в ситуации, могут быть прямо связаны с ней). Так будет легче проследить взаимосвязь между приведенными данными.
5. Сформулируйте критерий для проверки правильности предложенного решения.
6. Попробуйте найти альтернативные варианты решения, если такие существуют. Какие из них наиболее удовлетворяют критерию?
7. Разработайте перечень практических мероприятий по реализации вашего решения. Многие окончательные решения не имеют успеха из-за невозможности их практического осуществления.
Вопросы, которые должен задать себе каждый участник занятия:
1. Внимательно ли я прочитал информацию или лишь просмотрел ее?
2. Учел ли я все относящиеся к делу факты? Удалось ли сделать правильные выводы из имеющейся информации?
3. Не принимаю ли я чужое мнение за свое? Не ошибаюсь ли я, думая, что все ориентируются на мое мнение?
4. Не слишком ли узко я понимаю абсолютную правильность или неправильность любого высказывания? Ведь совсем необязательно, что выводы будут верными лишь потому, что они противоположны неверным выводам?
5. Не бьюсь ли я впустую, доказывая самому себе неразумность и невозможность каких-либо фактов? Может быть, я выбрал лишь ту информацию, которая не идет вразрез с моей собственной точкой зрения, и не заметил других важных сведений?
6. Принял ли я во внимание тот факт, что могу попасть под влияние своих собственных предубеждений, предрассудков или предвзятого мнения?
7. Не слишком ли я обобщаю? Не стоит ли вернуться к деталям и правильно ли сделаны обобщения?
8. Не слишком ли много внимания я придаю какому-либо одному факту в принятии решения? Если да, то прав ли я?
9. Как я представляю себе реализацию принятых решений на практике? Каковы будут последствия? Могут ли возникнуть новые проблемы?
10. Не принял ли я решение, еще не проанализировав ситуацию? Не противоречат ли мои выводы и факты друг другу?
11. Действительно ли я слушаю говорящего или лишь жду, когда он кончит говорить, а я смогу выразить свое мнение?
12. Будут ли мои замечания уместны в данный момент или из-за них прервется нить рассуждения? С другой стороны, если группа заблуждается, отвлекается от темы или уходит от основной линии дискуссии, должен ли я молчать?
Вот несколько вопросов, на которые следует ответить студенту после завершения практического занятия.
1. Что нового я узнал?
2. Какие выводы вынес я из дискуссии?
3. Основные принципы, установленные в ходе дискуссии, – насколько они касаются моей практической деятельности?
4. Новый для меня образ мышления других участников. Представляет ли он для меня какую-либо ценность?
Примеры кейсов
Дата: 2018-11-18, просмотров: 479.