СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1 | Наименование дисциплины | 5 |
1.1. | Цель дисциплины | 5 |
1.2. | Задачи изучения дисциплины | 5 |
Раздел 2 | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | 6 |
Раздел 3 | Место дисциплины в структуре образовательной программы | 7 |
Раздел 4 | Объем дисциплины в з.е. и в академических часах с выделением объема аудиторной и самостоятельной работы обучающихся | 7 |
Раздел 5 | Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий | 8 |
5.1. | Содержание дисциплины | 8 |
5.2. | Учебно-тематический план | 9 |
5.3. | Содержание практических и семинарских занятий | 10 |
Раздел 6 | Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | 12 |
6.1. | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | 12 |
6.2. | Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы | 13 |
6.2.1. | Примерные вопросы промежуточного тестирования | 13 |
6.2.2. | Примерные варианты расчетно-аналитических заданий, кейсов | 23 |
6.2.3. | Примерный перечень вопросов к зачету | 45 |
Раздел 7 | Фонд оценочных средств проведения для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 46 |
7.1. | Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы | 46 |
7.2. | Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания | 46 |
7.3. | Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений | 49 |
7.4. | Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и владений | 50 |
Раздел 8 | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 51 |
Раздел 9 | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | 52 |
Раздел 10 | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА» | 53 |
Раздел 11 | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине | 56 |
Раздел 12 | Материально-техническая база для осуществления образовательного процесса по дисциплине | 57 |
Раздел 1. Наименование дисциплины
Компетенция ОНК-2: « Владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу и мировоззренческой оценке происходящих процессов и закономерностей »
Тема 1. Фирма и ее цели. Альтернативные модели поведения фирмы
Роль фирмы в обществе. Альтернативные модели поведения: модель максимизации прибыли; модель максимизации продаж; модель максимизации роста; модель управленческого поведения; модель максимизации добавленной стоимости
Тема 2. Анализ спроса
Рыночный спрос. Экономическая концепция эластичности. Виды эластичности спроса: эластичность спроса по цене; эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность. Оценка и прогнозирование спроса.
Тема 3. Теория и анализ производства
Производственная функция. Краткосрочный анализ валового, среднего и маржинального продукта. Значение производственной функции в принятии управленческих решений.
Содержание практических и семинарских занятий
Тема 1. Фирма и ее цели. Альтернативные модели поведения фирмы (2 часа)
Целью проведения семинарского занятия по данной теме является закрепление и проверка знаний по теме лекции, обсуждение вопросов, связанных с моделями поведения фирмы на разных этапах развития экономики, принятием оптимальных решений, добавленной стоимостью.
Вопросы для обсуждения и контроля знаний:
1. Экономика и принятие управленческих решений.
2. Фирма и ее цели.
3. Экономическая цель фирмы: прибыль, экономические и неэкономические.
4. Рыночная добавленная стоимость.
Тема 2. Анализ спроса (2 часа).
Целью проведения семинарского занятия по данной теме является закрепление и проверка знаний по теме лекции, обсуждение дискуссионных вопросов, связанных с рыночным спросом и предложением, прогнозированием спроса и предложения, равновесием на рынке, анализ спроса и предложения, ценовая эластичность спроса и факторы ее определяющие.
Темы для рассмотрения и обсуждения на семинаре:
1. Кривая спроса на товар сдвинулась вправо и вверх. Какие события могли вызвать этот сдвиг?
2. Какие факторы оказывают влияние на рыночный спрос.
3. Каким законом объясняется характер кривой спроса.
4. Равновесное состояние рынка товаров и услуг.
5. Эластичность спроса.
6. Какие факторы влияют на эластичность спроса по цене.
Тема 3. Теория и анализ производства (2 часов)
Целью проведения семинарских занятий по данной теме является подробное изучение производственной функции, закона убывающей отдачи.
Темы для обсуждения:
1. Производственная функция в краткосрочном и долгосрочном периодах.
2. Анализ валового, среднего и маржинального продукта.
3. Эффект масштаба.
4. Значение производственных функций в принятии управленческих решений.
5. Закон убывающей отдачи.
Тема 4. Теория и анализ затрат (2 часа)
Целью проведения семинарского занятия по данной теме является изучение вопросов, связанных с теорией и оценкой издержек.
Вопросы для обсуждения и контроля знаний:
1. Значение издержек в управленческих решениях.
2. Понятие издержек.
3. Функция издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде.
4. Различие между бухгалтерскими и экономическими издержками.
5. Общие издержки в краткосрочном периоде, краткосрочные переменные издержки, общие издержки.
Тема 5. Рыночные структуры и анализ ценообразования (4 часов)
Целью проведения семинарского занятия по данной теме является изучение вопросов, связанных с рыночными структурами, анализом ценообразования и объемов производства.
Темы для обсуждения:
1. Конкуренция и типы рынков.
2. Совершенная конкуренция и монополия; ценовая политика и объемы производства.
3. Соотношение между общим доходом и общими издержками как метод выбора оптимально объема производства.
4. Экономическая прибыль, нормальная прибыль, убытки.
5. Конкурентный рынок в долгосрочной перспективе.
6. Анализ безубыточности.
7. Монополистическая конкуренция и олигополия.
Тема 6. Роль государства в экономике (2 часа)
Целью семинарского занятия по данной теме является изучение проблем, связанных с ролью государства в экономике.
Вопросы для обсуждения и контроля знаний:
1. Причины вмешательства государства в экономику.
2. Антитрестовские законы.
3. Управление внешними эффектами.
4. Фискальная политика.
5. Монетарная политика.
6. Правительственное дерегулирование.
Тема 7. Эффективность инвестиционных решений (2 часа)
Целью семинарского занятия по данной теме является изучение проблем экономического анализа инвестиционных решений.
Вопросы для обсуждения и контроля знаний:
1. Стоимость денег с учетом дохода будущего периода.
2. Метод чистой дисконтированной стоимости.
3. Чистая дисконтированная стоимость.
4. Движение денежной наличности.
5. Стоимость капитала.
6. Деловые риски: источники и измерение степени риска.
7. Ставка дисконта, адоптированная к риску.
Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1 Формы внеаудиторной самостоятельной работы
Теоретический материал, изложенный в лекциях конкретизируется на практических занятиях в процессе кейс-анализа. Текущий контроль знаний студентов осуществляется на основе устных опросов и выполнения письменной контрольной. В контрольное задание могут быть включены, как открытые вопросы, так и вопросы с множественными вариантами ответов (тесты).
Самостоятельная работа включает также подготовку к практическим и семинарским занятиям, выполнение заданий по решению типовых задач, рассматриваемых на практических занятиях.
Номер темы дисциплины | Формы внеаудиторной работы | Трудоемкость в часах |
1-7 | Формирование и усвоение содержания конспекта лекций. Самостоятельная проработка отдельных разделов тем дисциплины на базе рекомендованной лектором учебной литературы и нормативных правовых документов, в т.ч информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.). | 88 |
Итого
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
6.2.1 Примерные вопросы промежуточного тестирования
Анализ спроса и предложения
Вопрос № 1
Кривая спроса на товар сдвинулась вправо и вверх. Какие события могли вызвать этот сдвиг?
а) падение цен на товар - субститут (заменитель);
б) падение цен на дополнительный товар;
в) падение цен на сырье и материалы, использующиеся для производства данного товара;
г) снижение потребительских доходов;
д) снижение налога на добавленную стоимость.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 2
Отметьте среди указанных факторов те, которые не оказывают влияния на рыночный спрос:
а) доходы потребителя;
б) цены на взаимозависимые товара;
в) реклама;
г) цены на экономические ресурсы;
д) численность покупателей;
е) совершенствование технологий.
Правильный ответ: г), е).
Вопрос № 3
Характер кривой спроса лучше всего объясняет:
а) закон убывающей отдачи;
б) эффект дохода;
в) закон убывающей предельной полезности;
г) эффект замещения;
д) потребности покупателей.
Правильный ответ: б), г).
Вопрос № 4
Среди указанных ниже факторов отметьте те, которые не вызывают сдвига кривой спроса:
а) размеры доходов потребителей;
б) возраст потребителей;
в) вкусы и предложения покупателей;
г) повышение цены на товар;
д) падение цен на товарные - субституты.
Правильный ответ: г).
Вопрос № 5
Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
а) спрос равен предложению;
б) цена равна издержкам производства плюс прибыль;
в) величина предложения равна величине спроса;
г) государство устанавливает верхний предел роста цен;
д) цена на товар или услуга не изменяется длительное время.
Правильный ответ: в).
Вопрос № 6
Кривая предложения товара Х сдвинулась вправо. Какие события могли вызвать этот сдвиг ?
а) спрос на товар Х снизился по некоторым причинам;
б) цена товара Х выросла;
в) поднялись цены на материалы, необходимые для производства товара Х;
г) государство снизило налог на прибыль предприятий;
д) осваивается новая технология.
Правильный ответ: г), д).
Вопрос № 7
Кривая предложения показывает:
а) при снижении цены на товар растет величина спроса;
б) с ростом цены товара растет объем предложений;
в) с падением цены товара снижается предложение;
г) при снижении издержек производства увеличивается предложение.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 8
Эластичность спроса по цене будет выше, если:
а) товар не имеет заменителей;
б) данный товар для потребителя является товаром первой необходимости;
в) покупатели расходуют на покупку этого товара незначительную долю своего дохода;
г) относительной изменение объема спроса больше, чем относительное изменение цен.
Правильный ответ: г).
Вопрос № 9
Какое из следующих утверждений относится к характеристике эластичного предложения:
а) кривая предложения представляет собой вертикальную линию;
б) коэффициент ценовой эластичности предложения равен 0,75;
в) рост цены на 1 % приводит к увеличению величины предложения на 2 %;
г) любое изменение цены не приводит к изменению объема выручки.
Правильный ответ: в).
Вопрос № 10
Какое из указанных ниже значений коэффициента эластичности спроса по доходу относится к товарам первой необходимости ? К предметам роскоши ? К недоброкачественным товарам ?
а) меньше 0;
б) больше 0, но меньше 1;
в) больше 1;
г) 1;
д) ни одно из приведенных значений.
Правильный ответ: б), в), а).
Фирма, ее издержки и прибыль.
Вопрос № 1
Какое из следующих утверждений является правильным:
а) экономические издержки включают в себя явные издержки, но не включают неявные;
б) экономические издержки включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль;
в) превышают явные и неявные издержки, на величину нормальной прибыли;
г) экономические издержки равны сумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования затрачиваемых ресурсов;
д) экономические издержки фирмы представляют собой платежи собственника ресурсов, достаточные для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от альтернативных возможностей использования.
Правильный ответ: б), г), д).
Вопрос № 2
Какое из следующих понятий представляет собой производительный экономический ресурс?
а) денежный капитал;
б) средства производства;
в) потребительские товары;
г) акции и облигации.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 3
Производственная функция выражает:
а) взаимосвязь между всеми возможными вариантами сочетаний факторов производства и объемом выпускаемой продукции;
б) зависимость между количеством используемых факторов производства и максимально возможным выпуском продукции;
в) выпуск продукции, получаемый при использовании всего объема применяемых факторов производства;
г) процесс преобразования факторов производства в продукты;
д) ситуация, при которой рост объема производства в фирме соответствует росту затрат ресурсов.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 4
Общие издержки - это:
а) издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции;
б) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится;
в) вся сумма издержек, связанная с производством данного объема продукции;
г) бухгалтерские издержки;
д) TFC + TVC.
Правильный ответ: в), д).
Вопрос № 5
Какое из следующих утверждений является верным ? Предельные издержки - это:
а) дополнительные издержки, связанные с увеличением объема продукции на единицу;
б) предельные издержки равны средним издержкам, когда средние издержки принимают минимальное значение;
в) предельные издержки зависят от постоянных издержек;
г) когда средние издержки сокращаются, предельные издержки по величине меньше средних издержек;
д) на величину предельных издержек не влияет изменение цен факторов производства.
Правильный ответ: а). б).
Вопрос № 6
Средние общие издержки достигают минимальной величины при том объеме продукции, когда:
а) AVC = TFC;
б) прибыль будет максимальной;
в) МС = AVC;
г) МС = АТС;
д) ни один из ответов не является верным.
Правильный ответ: г).
Вопрос № 7
Предельный продукт фактора производства представляет собой:
а) выпуск продукции в расчете на единицу данного переменного ресурса;
б) прирост общего объема продукции в результате дополнительной единицы данного переменного ресурса;
в) выпуск продукции, получаемый при использовании всего объема применяемых факторов производства;
г) выпуск продукции, при котором фирма получает максимальную прибыль;
д) все предыдущие ответы неверны.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 8
В краткосрочном периоде фирма может:
а) варьировать объем применения всех факторов производства;
б) варьировать использование трудовых ресурсов, но не может повлиять на величину используемого капитала;
в) изменить уровень технологии;
г) все предыдущие ответы неверны.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 9
Какое из следующих утверждений относится к характеристике долгосрочного периода деятельности фирмы ?
а) это период, в течение которого не изменяется объем применения некоторых факторов производства;
б) в этом периоде переменные издержки растут быстрее, чем постоянные;
в) в этом периоде издержки являются переменными;
г) период, в течение которого изменяется объем применения всех факторов производства;
д) это период, в течение которого переменные издержки в расчете на единицу продукции растут.
Правильный ответ: в), г).
Вопрос № 10
Какое из следующих утверждений характеризует условия действия закона убывающей производительности фактора производства ?
а) другие факторы производства остаются неизменными;
б) предельный продукт становится величиной отрицательной;
в) уровень технологии не изменяется;
г) наблюдается отрицательный эффект масштаба;
д) все единицы переменного фактора являются однородными.
Правильный ответ: а), в), д).
Совершенная конкуренция.
Вопрос № 1
Какое из следующих утверждений означает, что на рынке функционирует совершенно конкурентная фирма ?
а) кривая на продукт конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон;
б) спрос на продут конкурентной фирмы абсолютно эластичен по цене;
в) кривые средних и предельных издержек фирмы имеют U-образную форму;
г) кривая спроса на продукт фирмы представляет собой вертикальную линию.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 2
Укажите, верно или неверно каждое из следующих утверждений, что в условиях совершенной конкуренции:
а) увеличение предложения фирмы сопровождается ростом цены, товара;
б) увеличение предложения фирмы сопровождается снижением цены товара;
в) увеличение предложения фирмы не влияет на цену товара;
г) увеличение предложения фирмы сопровождается ростом цены товара.
Ответы: а - н, б - н, в -в, г - н.
Вопрос № 3
Если на рынке выполняются условия совершенной конкуренции, то в точке краткосрочного равновесия фирмы:
а) цена товара выше предельных издержек его производства;
б) цена товара равна предельным издержкам его производства;
в) цена товара равна сумме средних постоянных и средних переменных издержек его производства;
г) цена товара равна сумме средних постоянных и средних переменных издержек его производства;
д) верны ответы б, в.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 4
В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные издержки при выпуске 4 единиц продукта в месяц составляют 3 руб., при выпуске 5 единиц - 5 руб., при выпуске 6 единиц - 7 руб. Если рыночная цена равна 5 руб., то отраслевой выпуск в месяц составит:
а) не более 4 000 единиц;
б) 5 000 единиц;
в) 4 000 единиц;
г) 6 000 единиц;
д) более 6 000 единиц.
Правильный ответ: б) 5 000 единиц.
Вопрос № 5
Кривая предложения совершенно конкуренткой фирмы в краткосрочном периоде представляет собой:
а) часть кривой средних общих издержек;
б) часть кривой предельных издержек, лежащую выше точки краткосрочного равновесия фирмы;
в) часть кривой предельных издержек, лежащую выше кривой переменных издержек, в точке их минимального значения;
г) кривую предельных издержек.
Правильный ответ: в).
Вопрос № 6
Фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде, выбирают объем производства при условии:
а) P = LAC;
б) P > LAC;
в) P = LMC;
г) P = LMC = LAC.
Правильный ответ: г).
Рыночные структуры несовершенной конкуренции.
Вопрос № 1
Какое из следующих утверждений является верным в условиях чистой монополии:
а) прибыль максимальна, если Р = МС;
б) прибыль максимальна, если MR = МС;
в) прибыль максимальна, если Р > MC.
Правильный ответ: в).
Вопрос № 3
Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют следующую общую черту:
а) выпускаются дифференцированные товары;
б) на рынке функционирует большое число покупателей и продавцов;
в) выпускаются однородные товары;
г) кривая спроса на продукт отдельной фирмы абсолютно эластична;
д) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 2
Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции устанавливается при условии, когда:
а) Р рыночная цена равна предельным издержкам;
б) фирмы получают экономическую прибыль;
в) рыночная цена равна минимальным значениям долгосрочных средних издержек;
г) имеет место положительный эффект масштаба.
Правильный ответ: в).
Вопрос № 3
Кто первым из экономистов попытался создать теорию олигополии:
а) К. Маркс;
б) П.М. Сунзи;
в) О. Курно;
г) О. Моргенштерн;
д) Э. Чемберлин;
е) Дж. Робинсон.
Правильный ответ: в) Огюстен Курно.
Вопрос № 4
Олигополия - это рыночная структура, основным признаком которой является:
а) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;
б) ожесточенная ценовая война между фирмами;
в) только одна крупная фирма обеспечивает удовлетворение рыночного спроса на определенный продукт;
г) проведение активной неценовой конкуренции;
д) господство относительно малого числа крупных фирм на рынке.
Правильный ответ: д).
Вопрос № 5
Если цена на продукцию монополиста растет, то его прибыль:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) остается без изменения;
г) может уменьшаться, остаться без изменений или увеличиться.
Правильный ответ: г).
Вопрос № 6
Олигополия сформируется, скорее всего, на рынке:
а) овощей;
б) губной помады;
в) конфет;
г) тракторов;
д) невозможно предсказать.
Правильный ответ: г).
Роль государства в рыночной экономике.
Вопрос № 1
Главной целью государственной экономической политики является:
а) регулирование рыночных цен;
б) поддержание экономики в состоянии полной занятости и стабильности цен;
в) обеспечение сбалансированности государственного бюджета;
г) погашение государственного долга;
д) все предыдущие ответы верны.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 2
Монетаристы предлагают государству регулировать:
а) совокупный спрос;
б) денежную массу в обращении;
в) учетную ставку процента;
г) налогообложение;
д) все предыдущие ответы верны.
Правильный ответ: б).
Вопрос № 3
Укажите, какие из перечисленных ниже методов государственного регулирования экономики относятся к экономическим:
а) госзаказ;
б) индикативное планирование;
в) дотации убыточным предприятиям;
г) финансирование фундаментальных научных исследований;
д) налоговые льготы мелким предпринимателям;
е) регулирование учетной ставки процента ЦБ.
Правильный ответ: б), д), е).
Вопрос № 4
Сбалансированный государственный бюджет означает:
а) экономика страны находится в равновесном состоянии;
б) бюджеты всех уровней сбалансированы;
в) доходы государственного бюджета покрывают его расходы;
г) потребительские расходы населения равны доходам домашних хозяйств;
д) доходы фирм равны их валовым инвестициям.
Правильный ответ: в).
Вопрос № 5
Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:
а) госрасходы направляются на закупки товаров и услуг, а не на выплату процентов по внешнему долгу;
б) рост госрасходов сопровождается увеличением предложения денег;
в) государственные расходы финансируются за счет выпуске государственных займов;
г) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе;
д) все предыдущие ответы верны.
Правильный ответ: г).
Вопрос № 6
Дефицит государственного бюджета возникает всякий раз, когда:
а) имеет место рост государственных трансфертных платежей;
б) государственные расходы превышают валовые инвестиции;
в) государственные расходы превышают налоговые поступления и неналоговые доходы государства;
г) размер чистого экспорта снижается;
д) сокращается государственный сектор в экономике.
Правильный ответ: в).
Вопрос № 7
Политика государство в области расходов бюджета и налогообложение называется:
а) социальной политикой;
б) монетарной политикой;
в) деловым циклом;
г) фискальной политикой;
д) политикой встроенных стабилизаторов.
Правильный ответ: г).
Вопрос № 8
Государственный долг - это:
а) задолженность правительства населению в результате выпуска государственных внутренних займов;
б) сумма внешних займов;
в) накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета государства;
г) все предыдущие ответы верны.
Правильный ответ: в).
Тема 5. Оценка эффективности проекта
Вопрос №1
Классический анализ эффективности инвестиционного проекта основан на:
a) анализе денежных потоков;
b) анализе величины чистой прибыли;
c) анализе структуры баланса;
d) анализе величины прибыли.
Ответ: b.
Вопрос №2
К дисконтным методам оценки инвестиционного проекта можно отнести:
a) определение внутренней нормы доходности;
b) определение операционного рычага;
c) определение простой нормы прибыли;
d) определение чистой прибыли.
Ответ: d.
Вопрос №3
Необходимо оценить инвестиционный проект с учетом фактора времени, каким(и) бы показателем (показателями) Вы воспользовались:
a) внутренняя норма доходности;
b) срок окупаемости;
c) коэффициент задолженности;
d) показатель отношения дебиторской задолженности к кредиторской.
Ответ: b.
Вопрос №4
Важнейшим фактором, влияющим на оценку эффективности инвестиционного проекта, является:
a) фактор погоды;
b) фактор риска;
c) демографический фактор;
d) психологический фактор;
e) все вышеперечисленное.
Ответ: b.
Вопрос №5
Показателями оценки эффективности инвестиций могут служить
a) чистый дисконтированный доход;
b) период окупаемости;
c) индекс доходности;
d) все ответы верны.
Ответ: d.
6.2.2. Примерные варианты расчетно-аналитических заданий, кейсов
Ситуационные задачи базируются на реальной информации, однако, как правило, при разработке ситуаций («кейсов») используются условные названия и фактические данные могут быть несколько изменены. Для экономии времени при проведении практического занятия историческая справка по ситуации дается в сжатом виде, а дополнительная информация предоставляется в удобном для обсуждения виде. Поэтому участник занятия может иметь меньше информации по проблеме, чем тот, кто сталкивался с ней на практике. Однако это не означает, что в процессе обсуждения нельзя добавить к имеющейся информации факты и сведения, которые необходимы для принятия решений.
Студент (участник дискуссии) на занятии не должен связывать себя предыдущими решениями. То, что сделал предшествующий исследователь, несущественно. И если изложение фактов в отдельной ситуационной задаче уже объясняет конечное действие или решение, то это связано с тем, что результат – неотъемлемая часть процесса, по которому принимается окончательное решение. Ситуационная задача обычно не идет дальше того, что было в действительности. Основные вопросы, обсуждаемые на практическом занятии (семинаре): «Почему?» и «Как?», а не «Что?». Дискуссия также не означает обязательность ответа на вопрос: «Хорошее или плохое было принято решение?». Оценку такого рода должен сделать самостоятельно, каждый участвующий в дискуссии.
Ситуационные задачи часто содержат материалы и факты, которые кто-то из участников занятия может посчитать не относящимися к делу. Но надо всегда помнить, что принятие решений в реальной жизни зависит от способности отделять существенное от несущественного. Нельзя также забывать, что другие участники занятия могут не согласиться с таким пониманием «не относящихся к делу» фактов. Но именно в этих выявляющихся в ходе дискуссии различиях в оценках и подходах и заключается ценность метода кейсов.
В ходе разбора ситуации участник вправе принять или отвергнуть обоснованность любого постулата или определения. Другими словами, во время этого интеллектуального занятия он имеет возможность делать различные выводы так же, как и в повседневной жизни. При подведении итогов практического занятия не даются оценки правильности предложенных решений, а может приводиться пример того, как рассматриваемая проблема была решена на практике.
Как подготовиться к анализу ситуации? Этот вопрос, как и ситуационный анализ, вообще, не имеет какого-либо единственно правильного ответа. У каждого может быть свой подход. Однако некоторые рекомендации можно дать.
1. Сначала прочитайте всю имеющуюся информацию, чтобы составить целостное представление о ситуации. Читая, не пытайтесь сразу анализировать.
2. Выделите те абзацы, которые вам показались важными.
3. Постарайтесь охарактеризовать ситуацию. Определите, в чем ее сущность, а что второстепенно.
4. Письменно зафиксируйте выводы – основную проблему и проблемы, ей подчиненные и все факты, касающиеся этой проблемы (не все факты, изложенные в ситуации, могут быть прямо связаны с ней). Так будет легче проследить взаимосвязь между приведенными данными.
5. Сформулируйте критерий для проверки правильности предложенного решения.
6. Попробуйте найти альтернативные варианты решения, если такие существуют. Какие из них наиболее удовлетворяют критерию?
7. Разработайте перечень практических мероприятий по реализации вашего решения. Многие окончательные решения не имеют успеха из-за невозможности их практического осуществления.
Вопросы, которые должен задать себе каждый участник занятия:
1. Внимательно ли я прочитал информацию или лишь просмотрел ее?
2. Учел ли я все относящиеся к делу факты? Удалось ли сделать правильные выводы из имеющейся информации?
3. Не принимаю ли я чужое мнение за свое? Не ошибаюсь ли я, думая, что все ориентируются на мое мнение?
4. Не слишком ли узко я понимаю абсолютную правильность или неправильность любого высказывания? Ведь совсем необязательно, что выводы будут верными лишь потому, что они противоположны неверным выводам?
5. Не бьюсь ли я впустую, доказывая самому себе неразумность и невозможность каких-либо фактов? Может быть, я выбрал лишь ту информацию, которая не идет вразрез с моей собственной точкой зрения, и не заметил других важных сведений?
6. Принял ли я во внимание тот факт, что могу попасть под влияние своих собственных предубеждений, предрассудков или предвзятого мнения?
7. Не слишком ли я обобщаю? Не стоит ли вернуться к деталям и правильно ли сделаны обобщения?
8. Не слишком ли много внимания я придаю какому-либо одному факту в принятии решения? Если да, то прав ли я?
9. Как я представляю себе реализацию принятых решений на практике? Каковы будут последствия? Могут ли возникнуть новые проблемы?
10. Не принял ли я решение, еще не проанализировав ситуацию? Не противоречат ли мои выводы и факты друг другу?
11. Действительно ли я слушаю говорящего или лишь жду, когда он кончит говорить, а я смогу выразить свое мнение?
12. Будут ли мои замечания уместны в данный момент или из-за них прервется нить рассуждения? С другой стороны, если группа заблуждается, отвлекается от темы или уходит от основной линии дискуссии, должен ли я молчать?
Вот несколько вопросов, на которые следует ответить студенту после завершения практического занятия.
1. Что нового я узнал?
2. Какие выводы вынес я из дискуссии?
3. Основные принципы, установленные в ходе дискуссии, – насколько они касаются моей практической деятельности?
4. Новый для меня образ мышления других участников. Представляет ли он для меня какую-либо ценность?
Примеры кейсов
ЗАДАЧА
Необходимо подготовить комплексное предложение, которое будет включать в себя следующие аспекты:
· маркетинговая концепция проекта;
· детальное описание предлагаемого продуктового ряда;
· наполнение продуктов специфическими преимуществами для завоевания целевой аудитории (с описанием маркетинговой необходимости и коммерческого обоснования);
· инновационный подход к формированию продуктового предложения;
· логика ценообразования и конкретные предложения по тарифам, в том числе обоснование видения чувствительности молодежного сегмента к различным составляющим тарифов;
· маркетинговая программа по привлечению целевой аудитории (рекламная концепция, рекламное сообщение, каналы коммуникации);
· определения каналов распространения продуктов и привлечения клиентов;
· расчет рентабельности проекта.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
· Целостность и инновационность комплексного предложения и максимальное отражение в данном предложении всех перечисленных аспектов (с учетом рыночной конъюнктуры);
· Разумность допущений на основании имеющейся информации (с возможностью получения дополнительной информации по запросу);
· Правильность подхода к расчетам с учетом предположений.
Задание 2
В России и в мире происходит лавинообразный рост использования мобильного интернета. Однако доходы операторов от передачи данных растут более скромными темпами. Рынок осознал, что простая продажа безлимитных тарифов не может гарантировать надежного возврата инвестиций. Как операторам изменить подход к продаже и тарификации трафика, чтобы построить устойчивый и доходный бизнес на передаче данных, не превратив свои сети в низкомаржинальную «трубу» по передаче интернет-трафика?
Количество пользователей мобильного интернета стремительно растет. На конец 2014 года сетями 3G пользовались 1,1 млрд человек, что на 37% больше, чем годом ранее. Сейчас на мобильные устройства приходится более 10% мирового интернет-трафика. По оценкам экспертов, эта доля в ближайшие годы будет только увеличиваться.
Трафик при этом распределен крайне неравномерно – 5% пользователей потребляют 90% сетевых ресурсов. Структура его использования смещается в сторону сервисов мультимедиа и обмена контентом между пользователями (различные P2P-приложения), и это приводит к ситуации, когда операторы в ряде случаев не могут предоставить равное качество услуг всем пользователям, так как ограниченное количество абонентов задействует все ресурсы сети. Кроме того, потребители мобильного интернета проявляют активный интерес к программам, которые напрямую конкурируют с традиционными сервисами сотовых компаний по всему миру. В результате, операторы вынуждены искать возможности по управлению мобильным трафиком.
ТРУДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ
Одно из основных препятствий в управлении трафиком – юридическая неопределенность в отношении так называемого принципа «сетевого нейтралитета» или равного отношения ко всем видам трафика. В некоторых странах, например в Голландии и Чили, этот принцип закреплен законодательно и цена на мобильный интернет не зависит от типа приложения или вида трафика. В результате формально все пользователи имеют равные условия для доступа в интернет, но фактически небольшая группа наиболее активных пользователей негативно влияет на скорость и качество доступа для миллионов обычных абонентов. В других государствах, например в Великобритании и США, операторы оценивают некоторые виды трафика по особым тарифам, но по этому поводу до сих пор идут острые дебаты. Как ситуация будет развиваться в России, пока неясно.
Развитие мобильного интернета порождает бизнесы, которые конкурируют с традиционной деятельностью операторов - это так называемые ОТТ-сервисы (от англ. over the top, что можно перевести как «поверх сети»). Это мобильные приложения, такие как WatsApp, Skype, Apple iMessage, Facebook Messenger, KakaoTalk, а также распространенные IM-клиенты (ICQ, QIP). Они активно развиваются и составляют реальную конкуренцию традиционному бизнесу операторов – передаче голоса и сообщений. ОТТ-сервисы задействуют ресурсы операторской сети, ничего не инвестируя в их развитие, и при этом лишают операторов части доходов от традиционных услуг связи. По данным британской аналитической компании Ovum, в 2011 году операторы сотовой связи из-за этих программ недополучили $13,9 млрд прибыли от SMS-сообщений, которые являются одной из наиболее рентабельных статей их дохода.
В разных странах сотовые компании с переменным успехом ищут формы управления трафиком, создаваемым ОТТ-сервисами – ограничивают доступ или взимают дополнительные деньги за пользование программой.
Это проблема не только операторов, но и всей экосистемы. Поиск идей того, как можно успешно монетизировать мобильный интернет, до сих пор продолжается, причем с переменным успехом. В США около 10% медиаконтента потребляется с помощью мобильных гаджетов, но на них приходится всего 1% рекламных доходов. Например, у Zynga – разработчика игра для социальных сетей, ARPU с мобильный устройств в пять раз ниже, чем у пользователей настольных компьютеров.
СТРЕМИТЕЛЬНАЯ РОССИЯ
Первые безлимитные тарифы мобильного интернета появились в России в четвертом квартале 2008 года. Это привело к взрывному росту трафика и пропорциональному падению скорости доступа. Пока операторы удерживают скорость на приемлемом уровне с помощью инвестиций в оборудование и программных решений, но долго так продолжаться не может, ведь по прогнозам трафик в мобильных сетях будет каждый год удваиваться и достигнет 10,8 экзабайт в 2016 году.
Аудитория мобильного интернета в России пока сравнительно молода. В 2011 году 58% его пользователей составляли люди не старше 34 лет. Большая их часть приходится на Москву и Санкт-Петербург. Главный тренд будущих пяти лет – проникновение недорогих смартфонов и мобильного интернета в регионы.
Более 75% мобильного трафика в стране сейчас генерируют смартфоны. При этом наибольший доход операторам обеспечивают устройства iPhone и Samsung. Средневзвешенные ARPU их пользователей составляет 850 рублей. Распространение планшетов пока невелико (их продается в 10 раз меньше, чем смартфонов), но они демонстрируют быстрый рост.
В ПОИСКАХ ВЕРНОГО ПУТИ
Выручка от передачи данных пока составляет порядка 10% от всей выручки МТС в России (порядка 25 млрд руб. по итогам 2014 года), однако этот показатель стремительно растет – на 49% по сравнению с предыдущим годом. Похожая динамика и у контентных услуг – рост на 26% относительно 2013 г. до 16,9 млрд руб. в 2011 году. Доходы от мобильной связи за год выросли всего на 10%. При этом в ARPU (средний ежемесячный счет на одного абонента) растет доля дополнительных услуг (VAS). За 2013 год она выросла на 3,4 п.п. до 25,7%.
Для поддержания высокой скорости доступа к мобильному интернету операторам необходимо поддерживать высокий уровень капитальных затрат. В прошлом году МТС инвестировала в развитие сетей средства в размере 21% от годовой выручки ($2,6 млрд). В основном эти деньги пошли на строительство сетей связи третьего поколения (3G) в России и модернизацию сетей широкополосного доступа в интернет. В ближайший год компания намерена сохранять уровень этих затрат.
Компания активно развивает собственную сеть мобильного ритейла. Сейчас она насчитывает около 4200 салонов, из которых 1700 открыто по франчайзингу (в основном в городах с населением меньше 30 тыс. человек). Доля смартфонов в продажах – около 30%. МТС продает через собственную розничную сеть не только гаджеты, но и услуги связи.
ВОПРОСЫ
Разработайте стратегию продвижения услуг мобильного интернета и передачи данных для МТС на следующие пять лет. Основные вопросы следующие:
1.Монетизация трафика. Как компании построить успешный бизнес на передаче данных? Стоит ли компании по-разному тарифицировать различные виды трафика? Если да, то как? Если нет, то каковы иные способы его монетизации?
2.Продвижение. Как МТС продвигать новые услуги и новый подход к трафику? Какую роль в этом должна играть розничная сеть компании?
3.Технологии. Какие технологические решения могут помочь развитию бизнеса компании? Каких инвестиций потребует их внедрение?
Задание 3
Вы – третий по доле рынка производитель премиальных подгузников и намерены до конца года выбраться на второе место. Как это сделать, если восприятие брендов потребителями одинаковое, а дистрибуция – не лучше, чем у конкурентов?
Российский рынок одноразовых подгузников делится на три категории: эконом, суперпремиум и премиум. Последняя – самая многочисленная, на нее приходится 60% рынка. Ее делят между собой три производителя: A, B и C. Каждый из них развивает ровно один бренд. На данный момент (июль 2012 года) лидером рынка является производитель B – ему принадлежит 65% рынка премиальных подгузников в натуральном выражении. На бренды A и C приходится 15% и 20% рынка соответственно.
Главные каналы продаж одноразовых подгузников – супер- и гипермаркеты (доли рынка даны именно в этих каналах). Это магазины самообслуживания площадью от 300 до 1000 м2 (супермаркеты) или от 4000 м2 (гиперы). Главные сети – АШАН, «Карусель», «Перекресток», «Лента», «О’кей», а также гипермаркеты «Магнит». Бренды производителей представлены на полках магазинов пропорционально доле рынка. Каких либо эксклюзивных договоренностей с сетями нет ни у одного из производителей. Большая часть продаж подгузников – 70%, приходится на гипермаркеты.
Самая сильная дистрибуция – у лидера рынка. Бренд B на июль 2012 года присутствовал в 70% розничных точек. Бренды А и C – в 50% и 57% точек соответственно. При этом реализация брендов с полок в сетях разная: у бренда A – 20 штук в месяц, у бренда B – 45 штук, у бренда C – 18 штук.
Потребитель примерно одинаково знает все бренды, представленные на рынке. Их реклама по телевизору – основному каналу коммуникации с потребителем идет сейчас в равных объемах. Однако потребители демонстрируют большую лояльность к бренду B, чем к брендам A и C, поскольку его производитель раньше остальных вышел на российский рынок.
У всех трех брендов высокая активность в сетях. Производители регулярно используют ценовые предложения для потребителей, дополнительное размещение брендов, а также привлекают консультантов. Бренд B активней, чем конкуренты, использует последний инструмент – его сотрудники работают в сетях 6 месяцев в году, а у брендов A и C – только 3 месяца. При этом политика сетей не допускает одновременной работы консультантов конкурирующих брендов. Количество ценовых предложений и дополнительных размещений у всех трех брендов одинаковое.
В своей рекламе производители делают акцент на разные вещи. Сообщение бренда А: «Это самый мягкий подгузник, который комфортно сидит на ребенке и не протекает». Бренд B упирает на другое: «Ребёнок в наших подгузниках отлично спит ночью и не просыпается, ему комфортно, поэтому родители могут спать спокойно». Наконец, основной посыл бренда C: «Мы продаем комфортные подгузники из натуральных материалов».
Основные покупательницы подгузников – мамы, женщины 20-40 лет. В магазины за подгузниками в 80% случаев приходят именно они, остальное приходится на пап (15% случаев) и бабушек (5%). Доход – средний и выше среднего. Возраст детей, на которых покупаются подгузники – от четырех месяцев до полутора лет. Потребление – около 90 штук в месяц. Рождаемость остается на постоянном уровне, поэтому роста числа покупателей в категории не ожидается.
Покупки совершаются, как правило, в вечерние часы в будни и днем в выходные. Родители обычно приходят в магазин не только за подгузниками, но и за сопутствующими товарами: детским питанием, пеленками, сосками, пустышками, игрушками, влажными салфетками и средствами по уходу за детской кожей. Средний чек – 1500 рублей, из которых половина приходится на одноразовые подгузники.
У потребителей три основных критерия, по которым выбирается подгузник. Первый – качество, подгузники должны не протекать, хорошо держать влагу и удобно сидеть на малышах. У всех производителей оно примерно одинаковое. Второй, цена – у потребителей премиального сегмента она ассоциируется с качеством. Цены на бренды также не отличаются. Наконец, третий критерий, эмоциональная составляющая – это восприятие бренда, дизайн подгузников и упаковки.
Есть две категории потребителей, которые более чувствительны к отдельным критериям выбора. Первая, около 20% новых потребителей, приходит из сегмента экономичных подгузников. Они очень рационально подходят к выбору – для них очень важна цена. Другая часть – около 5%, это бывшие покупатели суперпремиальных подгузников. Для них гораздо важней эмоциональная составляющая, а также чувство того, что они приобретают ребенку самое лучшее.
Каждый производитель предлагает бренды в упаковках трех размеров: маленьких - 12-20 штук за 250 руб., средних - 25-35 штук за 400 руб., больших – 56-70 штук за 750 рублей. Большая часть продаж, 60%, приходится на большие упаковки. Их, как правило, покупают лояльные потребители. Маленькие и средние покупают в пробных целях, а также в поездки, когда не очень удобно возить с собой большую упаковку подгузников.
Количество запланированных покупок в категории достигает 80% – потребители при приходе в магазин обычно знают, какой бренд хотят купить. При этом количество «лоялистов» – преданных потребителей бренда достигает 60%. Как правило, они приходят в магазин за конкретным брендом и если не находят его, уходят в другую точку. Остальные – это «репертуарщики», люди, которые относительно гибки в выборе бренда. Они более чувствительны к акциям и специальным предложениям в сетях. Количество «лоялистов» и «репертуарщиков» для каждого из брендов пропорционально долям рынка.
ВОПРОС
Разработайте стратегию и тактику увеличения доли рынка бренда A на 10 процентных пунктов к концу года. Бюджет на кампанию – $20 млн. Учтите, что за столь короткое время довольно сложно изменить восприятие бренда потребителями.
Задание 4
Вы – гендиректор крупной компании. Ваш главный конкурент с недавних пор агрессивно завоевывает рынок. На будущий год решено выделить дополнительный бюджет на продвижение продукции вашей компании на рынке. На эти деньги претендуют отдел продаж и отдел маркетинга. Проанализируйте описанную ситуацию и предложите стратегию инвестирования средств в развитие бизнеса. Ваше решение должно быть обосновано.
КОМПАНИЯ
Компания «Арес» производит вафли, печенье, сладкие пироги и вафельные торты. Компания – лидер рынка, ее доля 40%. Во многом это произошло потому, что она первая из международных компаний пришла на российский рынок. В завоевании рынка до последнего времени делалась ставка на маркетинг, собственная дистрибуция появилась только три года назад.
Основной бренд «Ареса» – премиальная «Гармония», запущена 10 лет назад. На нее приходится 45% продаж. Маркетинговые исследования показывают, что бренд лучше всего воспринимается потребителями старше 35 лет, в то время как основные потребители категории – люди 25-32 лет. Бренд является локальным.
Другой бренд, «Клео», компания запускала под вашим руководством. Сейчас он приносит компании 25% продаж. Этот бренд был запущен три года назад и воспринимается целевой аудиторией как более современный. Возможно, его доля была бы и выше, но он производится за рубежом и возможности по его поставкам ограничены.
КОНКУРЕНЦИЯ
«Гефест» – ваш главный конкурент не только на российском, но и на мировом рынке. Компания позже пришла на отечественный рынок и до недавнего времени не воспринималась как серьезный противник. Сейчас ее доля – 15%. Компания с самого начала полагалась на собственную систему дистрибуции.
Сейчас ситуация изменилась. Два года назад у «Гефеста» появился новый президент. Под его руководством компания взяла курс на завоевание российского рынка. Год назад был открыт новый завод в России. Чтобы загрузить производственные мощности, «Гефест» согласился держать доходность ниже приемлемого уровня, инвестируя в завоевание рыночной доли. Это принесло плоды – за последний год доля рынка «Гефеста» выросла на 5 п.п.
Сейчас «Гефест» активно продвигает в России «Аякс» – новый бренд. В его рекламе «Гефест» делает упор на натуральность и качество ингредиентов. Эта стратегия была очень успешна на европейском рынке и помогла «Гефесту» почти сравняться с «Аресом» в долях рынка – сейчас это 30% и 25% соответственно.
РЫНОК
В последние годы рынок кондитерских изделий рос на 15% в год. По прогнозам отраслевых экспертов, такие темпы вряд ли сохранятся в будущем. Во-первых, потому что насыщается рынок: потребление на душу населения приближается к развитым странам. Во-вторых, все больше потребителей начинают следить за своим рационом и переключаются на другие продукты.
Основной канал сбыта – магазины традиционного формата (традиционная розница). Через них реализуется 85% объемов продукции. В последние 2 года продажи через этот канал практически не росли. Остальные 15% приходятся на пять крупных торговых сетей, продажи в которых растут на 45% в год. Ведущие сети развивают собственные торговые марки, которые пока не конкурируют с брендами «Ареса» и «Гефеста».
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ГЕНДИРЕКТОРА:
Елена, директор по маркетингу, 27 лет
Образование и опыт работы: закончила один из лучших британских университетов; стажировалась в Америке – в банке, в Германии – в FMCG-компании; в компании «Арес» работает 3 года, в должности директора по маркетингу – последние три месяца.
Характеристика: прекрасно образована, отличный аналитик. В должности менеджера отдела маркетинга довела до совершенства систему сбора маркетинговой информации в компании. Никогда не работала в продажах и относится к деятельности отдела продаж слегка свысока. Гордится своими способностями и широкими знаниями, бывает излишне категоричной и эмоциональной в решении конфликтных ситуаций. Подчиненные относятся к Елене очень хорошо, но смежные отделы иногда жалуются, что маркетинг слишком обособлен и считает себя элитой компании.
Михаил, директор отдела продаж, 37 лет
Опыт работы: закончил один из ведущих вузов России; на разных должностях в продажах – 17 лет; карьеру начинал с должности торгового представителя; директор отдела продаж в «Аресе» – год, до этого год был директором по продажам «Гефеста»; причина ухода – несогласие с новой стратегией.
Характеристика: напорист и настойчив; доверяет только информации, полученной от сотрудников «в полях»; активно перестраивает отдел – за год сменил 30% персонала; мнения работников отдела насчет Михаила поляризованы: часть его практически боготворит (новички и сотрудники, которые давно в компании), часть (те, кто в компании 2-3 года) – недолюбливает.
ВОПРОС
Кому, Михаилу или Елене, нужно выделить дополнительный бюджет? Каким образом ответственные отделы должны распорядиться этими деньгами с максимальной пользой для компании?
Миникейсы
Задание 1
КОФЕЙНЯ ПРИ БИЗНЕС-ШКОЛЕ
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Кофейня при бизнес школе всегда была прибыльной, но недавно прибыль начала падать.
Вопрос.
Почему кофейня теряет деньги?
Дополнительная информация
Кофейня продает два типа продукции: кофе и закуски
Продуктовая линия не изменилась
Цены на товары остались как раньше
Постоянные издержки остались как раньше
Доходы выросли
Продажи кофе в натуральном выражении не изменились
Продажи закусок в натуральном выражении выросли
В процентном выражении продажи кофе всегда были 90% (сейчас 60%), продажи закусок всегда были 10% (сейчас 40%)
Недавно закрылось университетское кафе поблизости
Маржа с продажи стаканчика кофе составляет 20 центов, маржа с продажи закуски 2 цента
Решение
Центральной темой кейса является соотношение продаж.
Студент должен понять, что рост продаж закусок вместе с неизменным уровнем продаж кофе означает рост доли продаж закусок.
Студент также должен понять, что рост доли продаж закусок с низкой маржей привел к снижению рентабельности.
Студент должен также выйти за пределы одних пропорций продаж и рассказать о ситуации в целом: после закрытия кафе, в кофейне вырос спрос на закуски.
Задание 2
МАГАЗИН ОДЕЖДЫ
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
К консультационной фирме обратился хорошо известный производитель дизайнерской мужской и женской одежды. Несколько лет назад клиент решил открыть новый канал продаж – собственный розничный магазин. Они открыли новый магазин в Нью-Йорке, который сразу же начал пользоваться большим успехом и приносил хорошую прибыль. После этого они решили открыть еще 3 магазина в Чикаго, Бостоне и Далласе соответственно. После 5 лет они заметили, что магазин в Бостоне не на столько прибыльный, как в Нью-Йорке.
Вопрос
Почему Бостонский магазин недополучает прибыль? Какой, по Вашему источник проблемы?
Дополнительная информация
У обоих магазинов хорошее место расположения
У магазинов одинаковые размеры
У них приблизительно одинаковые постоянные расходы, не считая того, что в Нью-Йорке немного выше аренда
Что касается переменных затрат, то рабочая сила, основные средства, электричество, накладные вопросы и налоги одинаковые
У них разная структура продаж. В Нью-Йорке больше продают деловую одежду, типа костюмов, ориентация идет на местный рынок. В Бостоне продают больше свободной одежды, типа свитеров и одежду для походов. (!!! Этот пункт является ключом к ответу, поэтому эта информация дается только в том случае, если студент сам о ней попросит)
Маржа у деловой одежды выше, чем у свободной одежды. (!!! Эта информация предоставляется только если студент сам о ней попросил)
РЕШЕНИЕ
Студент должен отдельно рассмотреть информацию по доходам и расходам. Третий пункт, по которому можно увидеть, на сколько логично мыслит студент, будет конкуренция, хотя этот пункт никакого отношения к правильному ответу не имеет.
Вопросы, которые касаются расходов, должны быть рассмотрены с позиций постоянных и переменных расходов. Студент должен получить следующие выводы:
- Постоянные расходы в Нью-Йорке немного выше из-за аренды
- Переменные расходы одинаковые
- Студент должен понять, что расходы не являются ключевым фактором
Касательно конкуренции должны быть затронуты следующие пункты:
- Ситуация с конкуренцией в Бостоне и Нью-Йорке примерно одинаковая, так как оба магазина имеют хорошее место расположения
- Студент должен понять, что конкуренция не является ключевым фактором
Касательно доходов студент должен затронуть такие пункты:
- Структура продаж в Нью-Йорке и Бостоне
- Товары, которые продаются в Нью-Йорке, имеют более высокую цену. Маржа от продаж в Нью-Йорке выше
С таким подходом студент должен сделать вывод о том, что деловая одежда, которая продается в Нью-Йорке, дает большую прибыль. Этим и объясняется разница в прибыльности
Задание 3
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
IndustroCo производит и продает 300 типов различных изделий. Последние несколько лет наблюдается снижение прибыли.
Вопрос
Компания наняла Вас чтобы Вы проанализировали, почему прибыль падает и предложили решение этой проблемы.
Дополнительная информация
- За последние несколько лет компания разработала множество новых продуктов, но наиболее популярными остаются ее старые продукты.
- У компании есть два канала продаж: по каталогу и прямые продажи крупнейшим компаниям.
Более 100 видов продукции убыточные.
- Большинство из этих продуктов продаются малым и средним компаниям малыми и средними партиями.
- Расходы на производство этих товаров намного выше тех, которые продаются крупными партиями, так как удельные расходы сильно зависят от размеров партии.
РЕШЕНИЕ
Вот некоторые вопросы, которые могут быть заданы преподавателю:
- Эти продукты попадают в какой-либо сегмент?
- Сколько видов продуктов прибыльных, сколько убыточных?
- Каким образом расходы распределены между продуктами?
- На сколько хороша система учета расходов?
- Был ли проведен анализ расходов по видам деятельности?
- Есть ли данные по расходам за прошлые периоды?
- Каким образом происходит ценообразование?
Вероятным решением может стать минимальный размер партий товаров, более тщательный учет расходов и переоценка некоторых товаров, чтобы цена отражала реальные расходы на производство.
Задание 4
ПРОИЗВОДСТВО ПЛАСТИКОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Исходные данные
Последние 7 лет производитель пластиковых изделий наблюдает снижение прибыльности.
Вопрос
Что стоит сделать компании чтобы вернуть прибыльность на прежний уровень?
Дополнительная информация
Продукция
У компании есть две основные производственные линии: изделия под заказ и стандартные. Прибыль примерно одинаково распределена между этими линиями.
- Линия стандартной продукции производит пластиковые контейнеры для продуктов питания, таких как соус и т.п. Контейнеры производятся нескольких видов, все они стандартизированы.
- Линия продукции под заказ производит пластиковые изделия для пищевой промышленности, в основном упаковка для готовых обедов и полуфабрикатов.
Все конкуренты производят довольно однородную продукцию.
Потребители
Клиентская база довольно фрагментирована, в основном это предприятия пищевой промышленности. Очевидных путей сегментировать рынок нет. Некоторые предприятия покупают продукцию только одной производственной линии. Некоторые сразу обеих.
Производство
В отрасли работает множество компаний-конкурентов. Они производят примерно однородную продукцию. Клиент считает, что большинство из его конкурентов не наблюдает снижения прибыли. В целом, отрасль довольно стабильна, растет примерно такими же темпами, как ВВП.
Финансы
- Операционная маржа положительная для обеих линий ( 5 и 6 процентов для продукции на заказ и стандартной соответственно).
- Общая маржа для обеих линий отрицательная (-2 и -1 процент соответственно).
- Последние несколько лет прибыль изменялась медленно и постепенно (то есть никакие внезапные события на прибыль не влияли)
- Постоянные затраты компании состоят из торговых расходов, на эксплуатацию оборудования и административных)
- Переменные затраты состоят из расходов на сырье (сырьем здесь выступают материалы широкого спектра использования) и рабочую силу.
- В технологии производства доминирует ручной труд, и альтернатив пока нет.
- Оборудованию 10 лет и оно будет работать еще 15 лет.
- Торговые и административные расходы нечувствительны к изменению объемов производства и их очень тяжело снизить.
РЕШЕНИЕ
Лучше всего здесь применить стандартную формулу: Прибыль = (Цена - Затраты)*Объем – Постоянные затраты. Некоторые ключевые моменты:
- Цена: Большое количество производителей с однородной продукцией не позволит одному из них повысить цену без существенного снижения продаж.
- Переменные затраты: Так как сырьем выступают материалы широкого спектра применения, то вероятность снизить расходы на сырье очень мала. Снизить расходы на рабочую силу так же маловероятно.
- Объем: Так как операционная маржа положительная, а общая маржа отрицательная, то повышение объема производства сможет решить эту проблему. Повышение объемов позволит компании покрывать свои постоянные затраты. Студент должен рассмотреть варианты роста объемов производства:
- Рассмотреть темпы роста рынка.
- Рассмотреть долю рыка клиента и варианты ее увеличения.
- Постоянные затраты: Путей снизить постоянные затраты нет.
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Роль фирмы в обществе.
2. Альтернативные модели поведения: модель максимизации прибыли.
3. Альтернативные модели поведения: модель максимизации продаж.
4. Альтернативные модели поведения: модель максимизации роста.
5. Альтернативные модели поведения: модель управленческого поведения.
6. Альтернативные модели поведения: модель максимизации добавленной стоимости.
7. Рыночный спрос.
8. Экономическая концепция эластичности.
9. Виды эластичности спроса: эластичность спроса по цене.
10. Виды эластичности спроса: эластичность спроса по доходу.
11. Виды эластичности спроса: перекрестная эластичность.
12. Оценка и прогнозирование спроса.
13. Производственная функция.
14. Краткосрочный анализ валового, среднего и маржинального продукта.
15. Значение производственной функции в принятии управленческих решений.
16. Определение и использование издержек в экономическом анализе.
17. Первоначальная стоимость и восстановительная стоимость.
18. Альтернативные и прямые издержки.
19. Связь между производством и издержками.
20. Эффект масштаба.
21. Конкуренция и типы рынков в экономическом анализе.
22. Модель совершенной конкуренции.
23. Монополия.
24. Олигополия.
25. Монополистическая конкуренция.
26. Принятие решений относительно цен и объемов производства в условиях различных рыночных структур.
27. Необходимость взаимодействия государства и бизнеса.
28. Функции государства в рыночной экономике.
29. Индикативное планирование.
30. Государственно-частное партнерство.
31. Решения по поводу финансирования.
32. Решения по поводу выбора направлений инвестиций.
33. Оценка эффективности инвестиционных проектов.
Раздел 7. Фонд оценочных средств проведения для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Перечень компетенций и их структура в виде знаний, умений и владений содержится в разделе 2 «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине».
Изучение тем дисциплины 1, 2, 3,7 способствует формированию компетенции ОНК-1.
Изучение тем дисциплины 2, 3, 4, 5 способствует формированию компетенции ОНК-2.
Изучение тем дисциплины 2, 3, 6, 7 способствует формированию компетенции ПНК-1.
Базы данных.
1. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/
2. База данных СПАРК.
3. Центральный банк Российской Федерации: http://www.cbr.ru
4. Министерство экономического развития Российской Федерации (открытые данные): http://economy.gov.ru/opendata/
5. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): https://data.oecd.org/.
Раздел 10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА»
Лекционные занятия проводятся в соответствии с тематическим планом, при изложении материала активно используются презентации в среде PowerPoint. С учетом широкого применения электронных таблиц в современных экономических расчетах, при иллюстрации лекционного материала и решении задач используются стандартные офисные средства Microsoft Excel (MS Excel).
Цель проведения практических занятий в компьютерном классе – развитие у студентов навыков по использованию экономико-математических эконометрических моделей и компьютерных технологий для решения конкретных задач в сфере экономики и научно-исследовательской деятельности.
При решении задач используются стандартные офисные средства Microsoft Excel (MS Excel), программа GRETL – наиболее распространенные и доступные инструменты статистического анализа.
Методика проведения занятий заключается в совместном решении студентами учебной группы под руководством преподавателя конкретных типовых задач небольшого размера по изучаемым темам дисциплины. Основное внимание при проведении практических занятий следует уделять развитию навыков математического моделирования экономических процессов. При этом задача состоит в обучении профессиональным навыкам разработки и реализации моделей деловых ситуаций без углубления в алгоритмические и математические тонкости расчетов. Итогом таких занятий является получение навыков для самостоятельного решения студентами контрольной работы, основанной на реальных данных.
В учебном процессе используется интерактивная форма проведения занятий в виде лабораторного практикума. В ходе интерактивных занятий проводится разбор конкретных хозяйственных ситуаций и дискуссии по применению экономико-математических / эконометрических методов при их исследовании, во время проведения которых формируются компетенции.
Поскольку большая часть учебного времени отводится на самостоятельное изучение дисциплины, рекомендуется уделить особое внимание организации и планированию самостоятельной работы, раскрыв существующие возможности созданных в университете корпоративных образовательных ресурсов (электронная библиотека, компьютерные обучающие программы, электронные учебные ресурсы, учебно-методические комплексы.
Внедрение активных и интерактивных элементов в проведение занятий по дисциплине может осуществляться разными методами: проблемный семинар с групповым обсуждением, деловая игра, опрос, case-study и др.
Самостоятельная работа студентов осуществляется согласно рабочей программы дисциплины в соответствии с темами и утвержденным количеством часов на подготовку.
К самостоятельной работе студентов (СРС) относится конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала по конспектам, учебной и научной литературе, изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку, выполнение домашних заданий и контрольных работ, решение задач и упражнений, подготовка к семинарам и зачету.
Цель домашних заданий - подготовка к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих заданий.
Самостоятельная работа студентов включает:
- работу над отдельными темами учебных дисциплин;
- выполнение предусмотренных ими заданий;
- выполнение контрольной работы;
- подготовку к зачету;
- участие в научной и научно-методической работе, в научных и научно-практических конференциях и семинарах.
При подготовке к лекции целесообразно предварительно познакомиться с ее содержанием по рекомендованным пособиям и выделить наиболее трудные вопросы. Во время лекций следует конспектировать содержание лекции. После занятий следует провести работу с конспектом: отредактировать записи, оформить конспект. При оформлении целесообразно выделять специальным образом названия тем и формулировки вопросов, основные определения, постановки задач и примеры. Сделанные записи нужно сверить с учебниками и учебными пособиями и в случае расхождений проконсультироваться с преподавателем.
При подготовке к практическому занятию необходимо повторить или, если это требуется, изучить соответствующий теоретический материал. Во время занятия нужно точно записывать формулировки решаемых задач, вопросы, указания преподавателя к решению и разбираемые решения. После занятий необходимо просмотреть записанные решения и восстановить в решениях имеющиеся пробелы. В случае затруднений отметить соответствующие задания и обратиться за консультацией к преподавателю. Практические занятия проходят, как правило, в интерактивной форме и преподаватель учитывает активность студентов, направленную на решение предложенных задач, и в поиске ответов на вопросы. В ходе практического занятия в режиме общения с преподавателем и сокурсниками анализируются проблемы, возникающие при решении задач, что способствует освоению учебного материала и предупреждает появление ошибок в дальнейшем.
Домашние задания следует выполнять регулярно при подготовке к практическим занятиям. В большинстве своем задания являются типовыми, и образцы их решения содержатся в рекомендованных пособиях, в материале лекций и практических занятий. Если то или иное задание вызвало затруднение, необходимо обратиться к преподавателю на консультации или ближайшем практическом занятии. Регулярность в выполнении домашних заданий — важный фактор освоения дисциплины. Даже небольшие отклонения от графика могут спровоцировать серьезное отставание и в дальнейшем — риск получения неудовлетворительных оценок в ходе текущей и промежуточной аттестации. Контроль за выполнением домашних заданий осуществляется в ходе практических занятий и выборочного собеседования.
Домашние контрольные работы (ДКР) являются одной из основных форм текущего контроля самостоятельной работы студентов по дисциплине. Каждый вариант ДКР содержит несколько заданий, выполняя которые студент должен продемонстрировать умение решать типовые задачи и проводить типовые расчеты, а также применять математические знания к решению экономических задач.
Сроки выполнения ДКР указываются в учебно-тематическом плане изучения дисциплины. Конкретные сроки сдачи ДКР устанавливаются преподавателем. Оценка (зачет) за ДКР выставляется по итогам проверки письменного отчета и устного собеседования по работе. Эта оценка является существенной компонентой оценки самостоятельной работы студента в течение семестра.
Раздел 11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
При осуществлении образовательного процесса по дисциплине «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА» используются:
· программное обеспечение общего назначения MicroSoft Office (Word, Excel? PowerPoint);
· информационные справочные системы: «Консультант Плюс», «Гарант»;
· специализированные программные продукты: «1С. Предприятие», Alt-Invest, Project Expert (демо-версии).
Раздел 12. Материально-техническая база для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Образовательный процесс осуществляется образовательного процесса в специализированных аудитория.
Учебные аудитории для проведения лекций, семинарских и практических занятий, выполнения курсовых групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения:
· демонстрационным оборудованием (видеопроектор, интерактивная доска);
· компьютерная техника с возможностью подключения к сети «Интернет», в том числе доступ в электронную информационно - образовательную среду финансового университета.
Аудиторий для проведения лекционных и практических занятий, оборудованные мультимедийными средствами обучения – 7.
Аудиторий, оснащенных компьютерами с выходом в Интернет, для проведения практических и семинарских занятий – 5.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1 | Наименование дисциплины | 5 |
1.1. | Цель дисциплины | 5 |
1.2. | Задачи изучения дисциплины | 5 |
Раздел 2 | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | 6 |
Раздел 3 | Место дисциплины в структуре образовательной программы | 7 |
Раздел 4 | Объем дисциплины в з.е. и в академических часах с выделением объема аудиторной и самостоятельной работы обучающихся | 7 |
Раздел 5 | Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий | 8 |
5.1. | Содержание дисциплины | 8 |
5.2. | Учебно-тематический план | 9 |
5.3. | Содержание практических и семинарских занятий | 10 |
Раздел 6 | Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | 12 |
6.1. | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | 12 |
6.2. | Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы | 13 |
6.2.1. | Примерные вопросы промежуточного тестирования | 13 |
6.2.2. | Примерные варианты расчетно-аналитических заданий, кейсов | 23 |
6.2.3. | Примерный перечень вопросов к зачету | 45 |
Раздел 7 | Фонд оценочных средств проведения для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 46 |
7.1. | Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы | 46 |
7.2. | Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания | 46 |
7.3. | Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений | 49 |
7.4. | Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и владений | 50 |
Раздел 8 | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 51 |
Раздел 9 | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | 52 |
Раздел 10 | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА» | 53 |
Раздел 11 | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине | 56 |
Раздел 12 | Материально-техническая база для осуществления образовательного процесса по дисциплине | 57 |
Раздел 1. Наименование дисциплины
Б. 1.1.1.1. «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
1.1. Цель дисциплины
Целью изучения дисциплины «Управленческая экономика» является изучение закономерностей развития современной экономики и общих принципов поведения экономических агентов в условиях рынка, формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, необходимых при осуществлении организационно-управленческой, аналитической, научно-исследовательской и педагогической деятельности.
1.2. Задачи дисциплины
Задачи дисциплины:
· теоретическое освоение основных элементов функционирования экономических субъектов в условиях рыночной экономики;
· формирование понимания содержания и сущности основных функциональных блоков экономических субъектов;
· решение проблем, связанных с оценкой внешней среды и внутреннего состояния экономических субъектов, определения направлений развития бизнеса и разработкой соответствующих планов;
· формирование понимания современных проблем эффективности экономических субъектов.
Раздел 2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП
В совокупности с другими дисциплинами программы подготовки магистров дисциплина «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА» обеспечивает инструментарий формирования следующих компетенций студентов, обучающихся по направлению 38.04.02 «Менеджмент» магистерская программа «Маркетинговые технологии»:
Компетенция ОНК-1: «Способность использовать основные научные законы в профессиональной деятельности» | ||
Знать: | Уметь: | Владеть: |
· общие принципы функционирования экономических агентов в условиях рынка; · методы экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде. | · управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями; · разрабатывать корпоративную стратегию | · навыками разработки программ организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию; · количественными и качественными методами для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами. |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 556.