Раздел IX Развитие международного сотрудничества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Госкомитет РТ по делам детей и молодежи с момента основания стремился к установлению и развитию международного, межрегионального сотрудничества. В рамках программ международного сотрудничества развивались отношения между Государственным комитетом Республики Татарстан по делам детей и молодежи и регионами Российской Федерации, ближним и дальним зарубежьем.

В развитии международных контактов с Федерацией при Государственном комитете Республики Татарстан по делам детей и молодежи были открыты Центры французского языка и культуры, Молодежный татарско-японский культурно-информационный центр «Сакура».

В настоящее время Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан продолжает осуществлять организацию межрегиональных и международных проектов в области молодежных обменов, физической культуры, спора и туризма. Международное сотрудничество, обмен опытом способствует решению многих вопросов, являясь неотъемлемой частью деятельности Министерства.

Заключены и реализуются отраслевые соглашения о сотрудничестве, программы в области международных и межрегиональных обменов с органами исполнительной власти и негосударственными организациями, с молодежными национально-культурными объединениями, центрами. На начало 2004 года заключено около 26 межрегиональных межотраслевых соглашений о сотрудничестве между Министерством по делам молодежи и спорту РТ и органами исполнительной власти регионов РФ (Государственным комитетом Удмурдской Республики по делам молодежи 15.02.2002 г., Министерством физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл 26.04.2002 г., Самарской областью, Республикой Марий Эл, Комитетом по физической культуре, спорту и туризму администрации Оренбургской области 2002 г., Департаментом по делам молодежи Свердловской области 26.04.2002 г., Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи Архангельской области 08.06.2002 г., Комитетом по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области 13.09.2002 г., Московской областью, Кабардино-Балкарской Республикой, Министерством молодежной политики, спорта и туризма Республики Ингушетия 22.06.2003 г., Комитетом Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи 01.03.2003 г., Госкомитетом и Комитетом физической культуры и спорта Правительства г. Москвы 11.06.1996 г., Комитетом по физической культуре, спорту и туризму Правительства Свердловской области 05.07.1997 г., Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Саратовской области, Государственным комитетом по делам молодежи Республики Башкортостан 1995 г.).

В стадии разработки и подписания соглашения о сотрудничестве между МДМС РТ и Калининградской областью, Кировской, Автономной республикой Крым, Абхазской республикой и др.

В рамках международного сотрудничества Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан были подписаны соглашения о взаимодействии с организациями стран Германии, Японии, Франции, Китая, Кореи, Финляндии, Швейцарии и Республики Кипр, Украиной, Белоруссией.

Участие в реализации международных, межрегиональных обменов и программ в области молодежной политики способствует эффективному решению молодежных проблем, распространению опыта Татарстана в реализации государственной молодежной политики и укреплению дружеских контактов, расширению информационных, культурных связей молодежи разных стран.

 

Выводы:

За десять лет проделана большая работа, однако возможно кто-то возразит, что по-прежнему в молодежной среде существуют и социально-негативные явления, и другие проблемы. Сложность и отсюда порой недопонимание, недооценка работы органов по делам молодежи, заключаются в том, что не сразу оценивается эффективность и результаты реализации государственной молодежной политики. Все, кто работает с молодежью, понимают в первую очередь, что только проведенными мероприятиями и конкурсами, разработанными и внедренными программами и проектами не измеряется успех и достижения. А скорее всего ответами на вопросы: как улучшается социальное самочувствие молодежи, каково ее положение, настроения и жизненный уровень? На эти вопросы в определенной мере дало ответы последнее социологическое исследование и сравнительный анализ положения молодежи по отдельным параметрам за десять лет, проведенный творческим коллективом под руководством д.э.н. профессора Морозовой Г.В. Эти результаты, практика работы и реальная действительность служат посылами для дальнейшего совершенствования работы с молодежью.

Мы пытались сформулировать, что сделано, этапы реализации государственной молодежной политики, сейчас встает извечный вопрос – что и как делать, чтобы финансовые, экономические проблемы, процесс оптимизации управления и эффективного расходования средств негативно не сказались на развитии целостной системы работы с молодежью, реализации скорректированных приоритетных направлений. Чтобы слова «молодежь – стратегический ресурс нации, богатство общества» не оставались расхожими фразами.

Следует напомнить, что по утверждению ученых – молодежников, опыту мировой практики стратегические направления государственной молодежной политики пересматриваются через 10-15 лет. В монографии «Стратегия государственной молодежной политики и положение молодежи в РТ в начале III тысячелетия» обозначены направления и принципы, в том числе по итогам 2001 г. – Года молодежи, который явился этапным как в теоретическом осмыслении, так и в практических действиях и управленческих решениях. Вместе с тем в республике активно идет процесс развития экономической, политической, социальной, культурной жизни, наблюдаются прогрессивные изменения, и в то же время существуют трудности в становлении новых социальных основ общества, растет социальное расслоение общества. И эти обстоятельства сказываются на положении и качестве жизни молодежи. Все это требует коррекции государственной молодежной политики, реализуемой в республике.

I. Как сказано выше, в республике в целом сформировано общественное мнение о необходимости реализации государственной молодежной политики. Вместе с тем, это понятие еще не стало устойчивым у самой молодежи, в употреблении у политиков, государственных служащих, всех тех, кто в той или иной мере призван решать проблемы молодежи. В этом плане есть ресурс и потенциал, которые надо всколыхнуть через активную социальную рекламу, работу со СМИ, со всеми социальными институтами, семьей, образовательными учреждениями всех типов.

Всем, кто работает над управленческими решениями, программами, проектами в молодежной сфере на стадии их разработки и принятия, кто осуществляет практические меры и действия по организации досуга, отдыха, молодежного спорта, занятости, решению жилищной проблемы и других должны использовать любые возможности информирования об этом общества и самой молодежи. Это будет способствовать и достижению одной из важных целей – установлению постоянного диалога общества и государства с молодежью. Чтобы молодежь рассматривала молодежную политику как собственный труд, а не только как помощь государства, на новом этапе она должна выступать как субъект государственной молодежной политики.

II. Установление диалога органов власти с молодежью республики не только благодаря статьям в СМИ и выступлениям, а через создание условий для решения ее проблем с одной стороны, с другой – условий, в которых молодежь могла бы реализовать свою инициативу и потенциал. Диалога, когда молодежь могла бы донести до власти и свое видение существующих в обществе проблем, а власть в свою очередь – услышала молодежь. Надо сказать, что проведение в Татарстане молодежных форумов, студенческих Конгрессов, крупнейших молодежных праздников предоставляют такую возможность, но эта работа не должна быть эпизодической, в частности в период предвыборных кампаний. Диалог должен носить системный характер и выстраиваться как по вертикали: республиканский и местный уровень, так и во взаимодействии с общественными организациями. У молодежи надо поддерживать и укреплять отношение веры и стабильного доверия в действующую политическую систему, власть. Должны работать инструменты обратной связи с молодежью. И здесь возрастает роль таких учреждений, как молодежные центры информации, телефоны «Доверия», учреждения для молодежи, общественные организации. Через укрепление доверия к власти может быть обеспечено активное участие молодежи в социальных преобразованиях в республике.

III. Один из выводов заключается в том, что а первую очередь по «продвинутым и раскрученным» направлениям, таким, как поддержка одаренной и талантливой молодежи, а также по всем другим, проведение массовых мероприятий, акций центром ответственности должны выступать республиканские молодежные центры, учреждения, а Министерство как республиканский орган государственного управления должно осуществлять стратегию развития государственной молодежной политики через усиление государственного управления и упорядочение функций.

IV. Следует признать, что при количественном развитии правовой базы государственной молодежной политики в республике требуется сконцентрировать работу в существующих социально-экономических условиях на нормативных актах, способствующих более активному вовлечению молодежи в государственное строительство, экономику, направленных на разрешение проблем здоровья, воспитания молодого поколения, поддержку молодых специалистов, а также адресную поддержку различных многочисленных категорий молодежи – бюджетной сферы, сельскохозяйственного, промышленного производства, предприятий различных форм собственности. В связи с чем и новый Закон РТ «О молодежи» должен работать не только на сохранение сложившихся отношений молодежи и общества, но и на их развитие, на перспективу, содержать гарантии для стабильного, приоритетного отношения государства к молодежной политике.

V. Для последовательной и устойчивой реализации государственной молодежной политики необходимо стабильное в нее инвестирование. С учетом того, что инвестиции в молодежную политику – это выгодно обществу и в перспективе даст свою «прибыль» в виде здорового, работоспособного, жизнеспособного поколения. При этом в первую очередь должны финансироваться те меры, мероприятия, проекты и программы, влияющие на улучшение качества жизни молодого поколения, его физическое и нравственное здоровье.

VI. Приоритетные направления государственной молодежной политики должны охватывать в большей степени различные и многочисленные категории молодежи. Исходя из десятилетнего опыта работы органов по делам молодежи, социального самочувствия молодого поколения, можно сказать, что на новом этапе государственной молодежной политики в РТ ее действия и меры должны быть в большей степени адресованы и направлены на развитие условий для получения профессионального образования, трудоустройства, укрепления здоровья и, безусловно воспитание. Особого внимания требуют проблемы сельской молодежи.

VII. Отношение к воспитанию, гражданственности, патриотизму, формированию национального самосознания молодого поколения должно базироваться на современном подходе, что молодежь – не столько объект воспитания, а активный участник, субъект этого процесса. В связи с чем она может быть вовлечена в реализацию программ патриотического воспитания (есть замечательный опыт ОМО «Отечество»), общественно-политических и образовательных программ. В образовательных учреждениях система воспитания должна в большей степени базироваться на принципах самоуправления. Все социальные институты, призванные влиять на становление личности, выполняющие образовательно-воспитательные функции способствуют воспитанию жизнеспособного, конкурентоспособного на рынке труда молодого поколения. В настоящий момент институты, механизмы этой работы сложилась в достаточной мере. Актуально сегодня, чтобы работала система воспитания на основе единой концепции, включающей такой важный социальный компонент – как организация воспитательной работы по месту жительства.

VIII. Здоровый образ жизни – ресурс для укрепления здоровья молодого поколения, улучшения его медико-биологических характеристик. На период острой вспышки в начале 90-х годов XX века в нашей стране социального негатива отработаны формы борьбы с ним. В то же время проблема здоровья молодого поколения перешла из XX века в XXI век как одна из первоочередных и острых. В связи с этим приоритетным должно быть направление обеспечения здорового образа жизни молодого поколения, а затем профилактика социально-негативных явлений. Все меры и действия должны быть направлены на культивирование физического совершенствования, здорового образа жизни. На вовлечение молодого поколения в спортивные программы, массовые спортивные мероприятия, активное проведение досуга, прежде всего через регулярные занятия физической культурой и спортом по месту учебы, жительства должны быть направлены популярные формы организации спортивно-массовой, оздоровительной работы. В обеспечении здоровья, здорового образа жизни, несомненно, играет эффективную роль ежегодная республиканская программа организации отдыха, занятости детей и молодежи. Ее социальная значимость очевидна, в связи с чем требуется ее стабильное ресурсное обеспечение.

IX. В предупреждении социально-негативных явлений, правонарушений среди подростков, молодежи работа должна вестись адресно, разнообразными формами и методами. Значительный объем работы должны занимать меры превентивного характера, отслеживание и анализ причин, факторов, влияющих на рост девиантного поведения и меры их устранения. Важна активная вовлеченность в эту работу самой молодежи, ученых, аналитиков, специалистов, средств массовой информации. Второй аспект –адресная социальная помощь категориям молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. И в этом направлении общественные молодежные организации в своих программах и проектах могут в определенной степени ориентироваться и на ту часть молодежи, подростков, ранее подверженных социальному негативу, предрасположенных к асоциальному поведению, нарушивших закон. Со всей ответственностью нужно подходить и к созданию функционированию учреждений для лечения и реабилитации этих категорий молодежи.

X. По-прежнему приоритетным должно оставаться осуществление молодежной жилищной политики, базирующейся на том большом опыте, отработанных механизмах, которые сложились в ходе реализации Закона РТ «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий». Его реализация – прерогатива органов по делам молодежи и спорту, при необходимом ежегодном наращивании объемов финансирования.

XI. Реальным приоритетом должно стать содействие экономической самостоятельности молодежи, ее трудоустройству и профессиональному развитию.

Понятно, что в рыночных отношениях, в условиях существующего законодательства эти проблемы трудно решаемые. За годы реализации государственной молодежной политики сложились отдельные формы работы по поддержке молодежного предпринимательства, по созданию рабочих мест и трудоустройству молодежи, вовлечению молодежи в производственные сферы. Однако есть резервы в этом направлении: в более активной реализации программ обучения и поддержки предпринимательской деятельности, в разработке предложений по установлению гарантий для первого рабочего места для выпускников ВУЗов и ССУЗов, взаимосвязи потребностей рынка труда и профилем подготавливаемых специалистов, поощрении труда молодых людей в различных областях промышленного производства. Реализация этого направления государственной молодежной политики способствует обеспечению трудовых прав и интересов молодежи и развитию республики.

И наконец, государственную молодежную политику по-прежнему в республике надо рассматривать как важный фактор и условие успешного социально-экономического развития Татарстана, как фактор внедрения новых стандартов качества жизни молодого поколения.

Именно молодежи принадлежит решающая роль на ответственном этапе развития республики, когда активно идет процесс модернизации политической, экономической, социальной системы, направленный на повышение уровня жизни татарстанцев.

 

Заключение

1. Десятилетний период реализации государственной молодежной политики показывает, что в республике сформировалось и развивается самостоятельное направление внутренней политики государства по отношению к молодежи. Если в начале реализации государственной молодежной политики ей был присущ в большей степени межотраслевой характер, то к концу десятилетия сложились все признаки самостоятельной отрасли: нормативная база, организационная структура, молодежная инфраструктура, кадровое обеспечение, выработан программный механизм реализации приоритетных направлений молодежной политики во взаимодействии с общественными организациями. Завершился процесс институализации молодежной политики в республике. в общественном мнении утвердилось осознание значимости государственной молодежной политики.

2. Динамика социального самочувствия молодого поколения, опыт формирования и реализации государственной молодежной политики в Татарстане показывает, что они тесно взаимосвязаны, а социальное самочувствие молодежи в определенной мере является интегральным показателем эффективности деятельности государства по созданию условий для активной социализации молодежи. Позитивными параметрами являются:

- улучшение демографической ситуации в республике, выразившейся в тенденции роста молодого поколения и увеличении молодежной популяции среди населения республики;

- нарастающий характер имеет тенденция более активной адаптации молодежи к новым рыночным условиям в сравнении с другими возрастными группами. Во многом этот процесс повлиял на формирование новых поведенческих установок, ценностей и гражданской позиции молодого поколения;

- наблюдается стремление молодого поколения к более высоким жизненным стандартам, отсюда рост осознания среди молодежи значимости качественного образования и возросшие требования к содержанию работы и ее условиям;

- имеют место позитивные сдвиги в сфере занятости молодежи, в частности сокращении молодежной безработицы;

- растет стремление молодежи и осознание того, что ее здоровье находится во много в ее собственных руках;

- молодежь республики отличается возросшим уровнем политической зрелости и активности, патриотизма;

- увеличивается многообразие форм проявления творческого и научного потенциала молодого поколения.

3. Как вновь формирующееся системное явление государственная молодежная политика на протяжении десятилетия осуществлялась главным образом экстенсивными методами. Их доминирование было обусловлено и объективными причинами, связанными с процессами становления, институализации молодежной политики, разобщенностью самой молодежи и субъективными, главным образом – отсутствием межведомственной координации, недостаточным ресурсным обеспечением, процессом формирования молодежи как субъекта политики. В то же время это был период инвестирования государства в социальное развитие молодого поколения.

4. В предстоящий период стратегия государственной молодежной политики должна идти по интенсивному пути, обеспечивающему реализацию и развитие потенциала молодежи как субъекта политики.

5. Исходя из обозначенного концептуального подхода, определяются следующие приоритеты государственной молодежной политики:

- распространение мер государственной поддержки на основные категории молодого поколения такие как, сельская молодежь, студенчество, формирующийся средний класс, молодые семьи, что обеспечит усиление адресности государственной поддержки социально-уязвленных групп молодежи. В целях реализации принципа социальной справедливости обеспечить равенство шансов молодежи на предоставление основных социальных услуг и благ в области получения качественного образования, работы в соответствии с уровнем профессиональной подготовки и условиями труда, прежде всего его оплаты;

- содействие в решении социально-экономических проблем молодежи: профессиональной ориентации и подготовки, занятости, развития предпринимательства, малого бизнеса, фермерства;

- интенсивная реализация Закона РТ «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» на основе увеличения объемов и форм финансирования из различных источников;

- реализация установки молодого поколения на укрепление своего здоровья, формирование здорового образа жизни на основе межведомственной координации в укреплении физического развития и здоровья молодежи;

- объединение всех социально-политических институтов, призванных осуществлять воспитание молодого поколения, вовлечение самой молодежи в реализацию формирующейся системы подготовки жизнеспособного поколения;

- развитие форм сотрудничества и взаимодействия власти и молодого поколения в целях укрепления их диалога и более полного использования потенциала молодежи как субъекта государственной политики.

Реализация указанных приоритетов обеспечивает возрастание роли молодежи республики в социально-экономической, политической модернизации Татарстана.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 187.