Реализация государственной молодежной политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализация государственной молодежной политики

В Республике Татарстан

 

Вступление:

В нарождающейся истории государственной молодежной политики Татарстана, которая насчитывает не несколько десятилетий, как сформировавшиеся отрасли образования, здравоохранения, культуры и другие, есть свои результаты и успехи, ошибки и недоработки, главные действующие лица. А самое важное, что есть, развивается, живет многообразной и многоликой жизнью с ее радостями и бедами, удачами и огорчениями молодежь Татарстана. История реализации государственной молодежной политики в Татарстане – одна из страниц становления республики в новых социально-экономических, политических условиях.

Десятилетие государственной молодежной политики в РТ – понятие реальное и относительно условное. Реальное потому, что точкой отсчета послужило создание Госкомитета РТ по делам детей и молодежи на основании постановления Кабинета Министров РТ от 22 августа 2004 г. № 405. Оно было принято в соответствии с Законом РТ «О молодежи», исходя из реалий времени, ситуации в молодежной среде, а также благодаря инициативе и настойчивости лидеров молодежных фондов в г. Казани, председателя республиканского Совета молодежных организаций И. Гильмутдинова, председателя постоянной Комиссии по делам молодежи, физической культуры и спорту Верховного Совета РТ XII созыва И. Салахова, секретаря комиссии Е. Кабыша. По воспоминаниям И. Салахова, от начала разработки до окончательного принятия Закона «О молодежи» принимало участие более 100 специалистов: ученых, руководителей самых различных министерств и ведомств, представители законодательных органов городов и районов республики, общественных организаций. Это была увлекательная работа в течение более трех лет. Это была необходимая работа, так как от нее зависело во многом настоящее и будущее самой молодежи и республики. Помимо необходимости решения молодежных проблем на государственном уровне, настойчивость молодежных лидеров объяснялась и тем, что к 1994 г. практически во всех субъектах РФ после распада комсомола были сформированы структуры по делам молодежи в системе органов исполнительной власти. В определенной степени Татарстан оставался белым пятном в этом плане среди регионов России. К тому времени вопрос о создании на республиканском уровне органа по делам молодежи неоднократно поднимался перед руководством, Верховным Советом республики. Понимание Президентом М.Ш. Шаймиевым остроты молодежных проблем было очевидно: «В условиях социально-экономических и политических изменений в обществе особенно трудно приходится молодежи. Она, составляющая почти треть населения республики, - наше будущее. В силу этого внимание к ней необходимо усилить…». При последовательных в целом действиях руководства республики решение о создании республиканской структуры по делам молодежи должно было быть взвешенным, продуманным и надолго. Принятие в октябре 1993 г. Закона РТ «О молодежи» дало правовую основу для создания республиканского органа исполнительной власти, призванного на государственном уровне решать проблемы молодежи, исходя из потребностей общества и в интересах самой молодежи. Решать не эпизодически, фрагментарно, а на основе системы действий, комплексного подхода.

Проблемы молодежи поставила сама жизнь наряду с экономическими, политическими, и для их решения должно было быть выработано эффективное средство, с помощью продуманных, целенаправленных, последовательных мер, составляющих государственную молодежную политику.

Практически с чистого листа началась деятельность Государственного комитета Республики Татарстан по делам детей и молодежи, первым председателем которого стал Марат Мансурович Бариев, возглавлявший до этого Фонд молодежи Ленинского района г. Казани и Комиссию по делам молодежи райсовета. Он из тех, кто боролся за создание Госкомитета, понимая проблемы молодежи, ситуацию в молодежной среде. М.М. Бариев как сильный руководитель республиканского органа сумел за эти годы организовать работу так, что сегодня можно говорить о состоявшейся государственной молодежной политики в республике, её развитии и признании, в т.ч. на федеральном уровне.

Он назначен на должность председателя Госкомитета Указом Президента РТ (№ VII-381) от 8 июля 1994 г. Его заместителями были утверждены Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан И. Гильмутдинов и Е. Алешина. В настоящее время заместителем министра по молодежной политике является А.С. Кондратьев, который как лидер молодежного общественного движения КВН, проректор по воспитательной работе КГМУ активно занимался проблемами молодежи.

Государственная молодежная политика в Татарстане формировалась на основе научных разработок, использования опыта регионов России. Первые шаги, первые документы, молодежные программы, конференции опирались на исследования ученых Российского Института Молодежи, НИЦа – д.и.н., академика И. Ильинского, д.и.н., профессора Б.А. Ручкина, д.и.н. В.А. Родионова, д.с.н. В.И. Чупрова, петербуржцев, основателя социологии молодежи д.с.н. В.Т. Лисовского, ученых Татарстана – д.э.н. Г.В. Морозовой, д.и.н. Э.Р. Тагирова, д.т.н. Д. Сулейманова. Большую помощь в становлении Госкомитета Татарстана, в практических действиях, оказали руководители федеральных и региональных структур по молодежной политике А.В. Шаронов, Т. Новикова, В.И. Деникин, Р. Фахрутдинов (Башкортостан), М. Генин (Свердловская область), М. Сергеева (г. Самара). И безусловно, Аппарат Президента РТ, Государственный Совет РТ, руководители Правительства РТ – Премьер-министр Минниханов Р.Н., вице-премьеры З.Р. Валеева, И.К. Хайруллин, заместитель начальника управления, науки и образования Гатауллин Г.Ш. Их заинтересованность способствовала созданию комплексной системы работы с молодежью в Татарстане.

Почему «десятилетие» относительно условное понятие? Поскольку и до создания республиканской структуры в городах и районах республики – Казани, Альметьевске, Н. Челнах, Бавлах, Нижнекамске и других действовали комитеты по делам молодежи, на местном уровне занимались молодежными вопросами, существовали детские, молодежные общественные организации, но они не могли в полной мере решать в новых условиях проблемы молодежи.

Общественно-политическая обстановка начала 90-х годов в РТ – период формирования демократического государства, социально ориентированных рыночных отношений требовали нового отношения государства к молодежи. В этих условиях начата в республике серьезная инновационная работа по формированию целостной государственной молодежной политики. Концептуальным основам, целям, задачам и принципам, а также процессу институализации, основным ее механизмам посвящен Концептуальный доклад.

Говоря о десятилетии, следует подчеркнуть еще раз суть государственной молодежной политики. Возникает вопрос: почему политика? На него отвечает в монументальной монографии И. Ильинский, взгляды и понятия которого в целом во многом трансформируются в реализации государственной молодежной политики в Татарстане. Как и всякая политика – это отношения, отношения государства и молодежи, возможность диалога власти и молодого поколения. Суть ее также в том, что государственная молодежная политика направлена на создание условий для его самореализации, а не только на воспитание и воздействие извне. Прослеживая десятилетнее развитие государственной молодежной политики в республике, следует отметить, что для нее характерны последовательность, целостность и взвешенность независимо от организационных и политических изменений и преобразований в этой сфере на федеральном уровне. Это определяет татарстанский стиль государственной молодежной политики. Неслучайно лидерами и специалистами России и ее регионов Татарстан признан в числе ведущих субъектов РФ в создании условий для социального развития молодого поколения нового типа. Государственная молодежная политика рассматривается в республике с начала ее повсеместной реализации в контексте устойчивого развития Татарстана и активно поддерживается Президентом РТ Шаймиевым М.Ш., глубоко понимающим тот факт, что молодежь – стратегический ресурс нации и носитель прогрессивных перемен. В условиях сложных и противоречивых преобразований, периода стабилизации и поступательного развития республики государственная молодежная политика, внимание к проблемам молодежи стали одним из приоритетов социально-экономической политики общества.

Сельская молодежь

Организация работы с сельской молодёжью – это направление, требующее в значительной мере межведомственной координации. В Республике Татарстан она строится на основе взаимодействия Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, республиканского комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса и Общественной организации «Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан», которая создана в феврале 1999 г. Отделения организации созданы в 31 районе республики, а также в двух учебных заведениях (сельскохозяйственной и ветеринарной академиях). Основной целью организации является защита интересов и прав сельской молодёжи, создание условий для самореализации сельской молодёжи.

Сельскохозяйственный труд во многом отличается от городского: большая трудоемкость, преобладание ручного труда, порой неблагоприятные его условия, низок процент молодых руководителей сельскохозяйственного производства до 30 лет. Это требует серьезных мер по поддержке трудовой активности молодежи: конкурсы профессионального мастерства, другие формы работы по стимулированию труда молодых сельских специалистов. Традиционно конкурсы «Лучший по профессии» для молодых сельчан проводятся в Альметьевском, Кукморском, Чистопольском, Агрызском и других районах. Поддержка, содействие в организации становления требуется сельской молодежи, занимающейся сельскохозяйственной предпринимательской деятельностью, нетрадиционными формами ведения сельскохозяйственного производства. В этом плане есть положительные примеры деятельности молодых руководителей хозяйства, молодых фермеров в Арском, Тюлячинском, Лаишевском и других районах.

В 1998 г. в республике впервые было проведено социологическое исследование «Сельская молодёжь: условия жизни», результаты которого были учтены при создании республиканских программ «Молодежь Татарстана», государственная поддержка в улучшении жилищных условий и других.

В то же время результаты исследования в значительной мере актуальны и на данный момент. Для сельской молодежи оказался более сложным период адаптации к рыночным условиям. Отмечено, что только 4% опрошенных пользуются различными формами государственной поддержки, ее материальный уровень жизни ниже в целом, чем у городской молодежи, в связи с чем остро стоит проблема социальной поддержки молодежи села со стороны государства.

Практика работы комитетов (отделов) по делам молодежи, результаты исследования показывают, что для сельской молодежи проблема организации досуга молодых сельчан – одна из насущных и должна стать предметом особого внимания государственных органов, работающих с молодежью. Вместе с тем в этом направлении есть и прогрессивные перемены. Созданы и развиваются молодежные центры, спортивные комплексы, подростковые клубы для детей и молодежи в Азнакаевоском, Актанышском, Альметьевском, Балтасинском, Бугульминском, Высокогорском, Елабужском, Зеленодольском, Камскоустьинском, Мамадышском, Пестречинском, Сармановском, Нурлатском, Сабинском районах. Используются различные формы организации досуга: фестивали татарской песни, конкурсы молодой семьи, сходы сельской молодежи, игры КВН среди молодежи сел. На базе домов культуры, ДЮСШ проводятся практически во всех районах спортивные соревнования, первенства, другие массовые мероприятия.

Молодое поколение сельских районов с успехом участвуют в республиканских мероприятиях. Особенной популярностью пользуется движение КВН, игры по Брейн-рингу, творческие конкурсы «Созвездие», «Ватан», фестиваль «Алтын калэм» - «Золотое перо», в котором принимают до 70% участников из сельских районов. Незабываемые впечатления для сельской молодежи оставляют республиканские праздники – новогодняя Президентская елка, форумы молодежи республики. Работа по организации досуговой деятельности сельской молодежи, созданию сети досуговых, спортивных учреждений, центров требует дальнейшего развития.

Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан подготовлены методические рекомендации по организации работы с сельской молодёжью. В сельских советах и хозяйствах республики создаются отделы по делам молодёжи или вводятся освобожденные ставки специалистов по работе с молодёжью, либо практикуется доплата. Большую активность в этом вопросе проявляют в Мензелинском, Альметьевском, Менделевском районах Республики Татарстан. Учитывая положительный опыт работы в этом районе, в 2001 г. создана экспериментальная площадка по работе с сельской молодёжью в Мензелинском районе.

В перспективе – расширение деятельности Общественной организации: создание новых отделений, информационно-методическая поддержка первичных структур, специалистов по работе с молодёжью в сельских хозяйствах, содействие возрождению молодёжного фермерства.

А главное – организовать активное взаимодействие с министерствами и ведомствами, призванными решать проблемы сельской молодежи, разрабатывать нормативные акты, обеспечивающие усиление государственной поддержки сельской молодежи. В этом направлении появилась серьезная возможность постановки проблем и путей их решения через Молодежную общественную палату при Государственном Совете РТ.

6. Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи осуществляется по следующим направлениям:

- организация республиканских конкурсов и фестивалей по выявлению молодых талантов;

- обеспечение участия одаренных детей во всероссийских, международных, конкурсах и фестивалях;

- проведение семинаров и тренингов;

- поддержка общественных объединений и программ в данной области.

Реализация этих направлений идет в значительной мере через республиканские учреждения.

Молодежный центр Республики Татарстан создан в 1996 году с целью координации работы молодежных центров республики и осуществления методического обеспечения, организации культурно – массовых мероприятий, выявления и поддержки одаренных детей и молодежи. За годы работы центром было проведено свыше двухсот мероприятий – фестивалей и праздников, культурных программ крупных спортивных соревнований, концертно- развлекательных программ. Центром формируется банк одаренных детей и молодежи Республики Татарстан, сформирована стабильная административная команда для проведения мероприятий республиканского уровня.

В январе 2003 г. открыт новый молодежный центр по поддержке одаренных детей «Салават». В настоящее время центр ведет активную работу по выявлению молодых татарских исполнителей и продюсерской деятельности.

Ведется работа по развитию Республиканского продюсерского Центра одаренных детей и талантливой молодежи «Созвездие-Йолдызлык. В центре уже создана школа эстрадного искусства, в которой дети развивают свои творческие способности в арт-классах. Одной из важных задач учреждения является создание собственной видео-студии, звукозаписывающей студии. Это позволит создать систему выхода молодых талантов на профессиональную сцену и телевидение.

Театр танца «Мгновение» был создан в 1980 г., а в 2001 году было образовано Государственное учреждение «Театр танца «Мгновение». В настоящее время театр является практически профессиональным коллективом, где занимается свыше 150 человек. В репертуаре коллектива эстрадные танцы, жанровые номера, хореографические композиции. Художественным руководителем театра является заслуженный работник культуры Республики Татарстан Е.П. Ишбулатова.

Учредителями государственного учреждения Детский Центр «Счастливое детство» с 2001 г. являются Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан и администрация Кировского района г. Казани.

В своем творчестве ансамбль пропагандирует высокое искусство народного танца. За это время самую серьезную школу хореографии в ансамбле прошли более 3 000 детей. Коллективом подготовлено более 10 сольных программ. Концерты ансамбля «Счастливое детство» с большим успехом прошли в гг. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград, Киров, Вологда, Кострома. Коллектив является неоднократным золотым призером Международных фестивалей народного танца, проходящих во Франции, Италии, Турции, Болгарии, Македонии, Венгрии, Польше, Казахстане, Украине, Белоруссии. Ансамбль является также одним из главных организаторов Международного детского фестиваля народного танца, проходящего в нашей республике раз в два года. В ноябре 2003 г. образцовому хореографическому ансамблю «Счастливое детство» исполнилось 25 лет.

Творческое развитие одаренных детей и талантливой молодежи осуществляется через общественные организации.

В республике продолжает свое активное развитие движение КВН и интеллектуальных игр.

В течение года проводятся игры Лиги КВН «Республика» (около 50 команд), Лиги КВН «Студенческая» (20 вузовских команд), Юниор - Лиги (более 40 команд школ, ссузов). В 1998-99, 2003 годах в Казани проходила Первая Лига КВН АМИК, которая собрала лучшие силы КВН-движения России. Победный Кубок и путевку на фестиваль «Голосящий КиВиН» в 2003 году выиграла Сборная нашей республики и стала обладателем высшей, золотой награды фестиваля. В декабре 2003 года команда «Четыре Татарина» вышла в Высшую Лигу Международного Союза КВН. В настоящее время команда стала полуфиналистом игр Высшей Лиги Международного Союза КВН. Это первый большой успех команды после завершившейся смены поколений.

В марте 2004 года Правительством Республики Татарстан принято решение об открытии театра КВН. В соответствии с Учредительным договором «О создании автономной некоммерческой организации «Студенческий театр «Четыре татарина».

Создана и реализуется принципиально новая схема интеллектуального молодежного движения, направленная на привлечение наиболее широкого круга участников. В этих целях реализуются ряд крупных успешных проектов лиги Брейн-клуба: «Профессиональная», «Студенческая», «Школьная», «Молодежи, работающей на промышленных предприятиях» в городах: Казань, Набережные Челны, Чистополь, Нижнекамск, Зеленодольск, Елабуга.

Реализуется программа регулярных Чемпионатов Республики Татарстан среди студентов по игре «Что? Где? Когда?» и Брейн-клуб. Впервые в истории молодежного интеллектуального движения республики и Поволжского региона знаток Брэйн-клуба Татарстана принял участие в играх элитарного клуба знатоков – телевизионной игре «Что? Где? Когда?».

Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан тесно сотрудничает с общественными организациями творческих работников – КГОО «Артиас» и ОТО «Кояш нуры». Совместно с ними ежегодно проводятся республиканские фестивали по поддержке одаренной молодежи, которые востребованы молодежью и имеют общественный резонанс.

В настоящее время актуален вопрос воспитания в молодежи чувства патриотизма, верности национальным традициям и родному языку. С целью пропаганды народного творчества в 2003 г. Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, совместно с творческим объединением «Кояш нуры» проведен первый Республиканский конкурс народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Ватан». В зональных турах приняли участие свыше 5 тыс. человек из 32 районов Республики Татарстан, в республиканском финале приняли участие около 780 человек. В перспективе необходимо сделать данный фестиваль традиционным (с периодичностью раз в два года), а также вывести проект на международный уровень, с участием лауреатов республиканского фестиваля, творческих коллективов и исполнителей татарских диаспор стран Дальнего и Ближнего Зарубежья.

Ежегодно проводится республиканский фестиваль учащихся средних общеобразовательных школ «Сандугач керде кунелге». Цель фестиваля: выявление и поддержка молодых вокалистов, исполняющих песни на татарском языке, по результатам фестиваля победителям организуется гастрольный тур по республике. Соучредителем фестиваля стал Молодежный центр «Салават».

Ежегодно, начиная с 2001 года, в феврале-апреле проходит традиционный Республиканский телевизионный открытый молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие». Фестиваль за три года приобрел большую популярность, по данным зональных оргкомитетов в 2004 г. в нем приняло участие уже 40 000 человек. (2002 год – 8000 чел.). Конкурсантами были и гости – творческая молодежь из гг. Челябинск, Астрахань, Оренбург, Ульяновск, Ханты-Мансийского автономного округа и Кабардино-Балкарской Республики. Особенностью фестиваля является то, что работа по развитию фестивального движения ведется не только в период проведения конкурса, но и в течение всего года. В 2003 году 130 детей – лауреаты «Созвездие-Йолдызлык- 2003» участвовали в Президентской программе по реализации Соглашения Республики Татарстан и Республики Крым. В рамках марафона «Созвездие-Крым-Транзит» состоялись концерты творческой смены на кораблях Черноморского военно-морского флота, МДЦ «Артек» и Симеизе, а также мастер-классы по современной хореографии, эстрадному вокалу, актерскому мастерству, сценическому движению, которые проводились заслуженными деятелями культуры и искусств РТ. Достигается цель фестивального движения – поиск, раскрытие, а также поддержка юных дарований, а также проект способствует предотвращению оттока талантливой молодежи в Москву и за пределы России.

Делегация студенческой молодежи республики ежегодно принимает участие в заключительном фестивале программы поддержки и развития самодеятельного студенческого творчества «Российская студенческая весна. Российская студенческая весна» - программа Министерства образования Российской федерации и Общероссийской организации «Российский Союз молодежи». За время проведения фестиваля делегация Республики Татарстан трижды становилась обладателем Гран-при фестиваля.

В июне 2003 г., впервые после десятилетнего перерыва, возрожден конкурс на вручение Республиканский премий им. М. Джалиля. На конкурс было выдвинуты работы и кандидатуры, представленные Комиссией Государственного Совета РТ по науке, образованию, культуре и национальным вопросам, Министерствами образования, культуры, молодежи и спорту Республики Татарстан, союзами писателей, композиторов РТ, Академией наук РТ. Соискателями премии стали республиканские организации, проекты, программы и личные работы представителей гг. Казань, Набережные Челны, Апастовского и Менделеевского районов. В соответствии с решением Комитета по присуждению премии, в 2003 году лауреатами стали: Валеев Мударис Харисович, директор национального издательства «Магариф» - за поддержку молодых талантливых авторов, разработку и выпуск оригинальных серий учебно-методической, детской литературы; Фатхетдинов Салават Закиевич, руководитель театра песни «Салават» - за популяризацию татарского песенного творчества среди молодежи, активную благотворительную деятельность; общественная молодежная организация Республики Татарстан «Объединение «Отечество» - за работу по развитию гражданско-патриотического воспитания молодежи, увековечиванию памяти участников Великой Отечественной войны; татарский республиканский молодежный общественный фонд «Сэлэт» - за активную работу по созданию системы поиска и социально-психологической адаптации одаренных детей и молодежи. В течение двух лет ведется подготовка к следующему вручению премий им. М. Джалиля, которое состоится в 2005 году.

Десятилетний перерыв в проведении конкурса на присуждение премий им. М. Джалиля негативно отразился на его престиже. Популяризация конкурса, большой круг соискателей, широкое освещение проведения конкурса в средствах массовой информации помогут возродить конкурс, вернуть ему былую значимость. Для молодых – это хороший стимул активно проявить себя, заявить о своих работах в самых высоких кругах, словом – путевка в жизнь.

Традиционным стало проведение Международного детского фестиваля народного танца. В последнем из прошедших фестивалей, в 2002 г., приняли участие танцевальные коллективы из 5 стран (Казахстан, Латвия, Украина, Польша, Россия). Были организованы концерты не только на площадках столицы, но и близлежащих районных центрах республики. Концерты юных артистов посетили в общей сложности около 8000 человек.

В течение последних лет было организовано участие творческих коллективов и исполнителей во всероссийских и международных фестивалях и конкурсах: Первый Всероссийский конкурс артистов эстрады (г. Москва), Всероссийские Дельфийские молодежные игры (г. Смоленск), открытый международный конкурс пианистов «Искусство XXI века» (г.Киев), Открытом Кубке Москвы и Чемпионате России по диско, хип-хопу и танцевальному шоу среди детей , юниоров и взрослых (в г. Москва), Международная конференция EVA Moscow , Международный конкурс пианистов «PRO PIANO-ROMANIA- 2004» (Румыния, Бухарест), Всемирный тюрко-татарский фестиваль детского творчества «Наследники Сююмбике» (г. Ялта), Международный конкурс исполнителей на народных инструментах (Клигенталь, Германия), Международный фестиваль детского творчества (Украина, Крым), фестиваль студенческих театров России (г. Екатеринбург), Международный фотофестиваль-конкурс «За мир и взаимопонимание» (г. Владимире) и многих других.

Исполнители и коллективы республики часто останавливаются в своем развитии, не имея финансовой возможности повышать свою квалификацию. Перспектива роста - проведение бесплатных мастер-классов ведущих педагогов России. В первую очередь проблема касается студенческого творчества, особенно театрального и оригинального жанра. Практика подобных мастер-классов в Сибири, Кузбассе дает большую отдачу.

Поддержка и развитие творческих способностей молодежи ведется разнопланово. Так в последнее время особенной популярностью среди молодежи пользуется уличная субкультура. Проведение фестивалей и конкурсов по брейк-дансу, хип-хопу, диско, рэпу, соревнований роллеров, скейтбордеров позволит привлечь к творчеству большое количество молодежи.

Опыт, накопленный в ходе проведения мероприятий, творческих конкурсов, нуждается в обобщении и распространении как по республике, так и в регионах РФ. Координирующим звеном в методическом обеспечении работы должен стать Молодежный центр Республики Татарстан.

Одной из важных перспектив поддержки одаренных детей и молодежи может стать создание Академии молодежного творчества Республики Татарстан. Академия могла бы объединить под своим началом лучшие творческие силы республики. Ежегодные премии, присуждаемые Академией, могли бы стать основой государственной поддержки одаренной молодежи.

Таким образом, в республике государственная молодежная политика ориентирована не только в части социальных услуг на защиту социально незащищенных групп молодежи, но и в значительной мере на поддержку той части молодежи, которая имеет внутренние резервы и потенциал.

7. Патриотическое воспитание молодого поколения в течение десятилетия, можно отметить получало второе рождение в новых социально-экономических условиях. Молодому поколению, вступившему в самостоятельную жизнь в конце 90-х годов, пришлось столкнуться с радикальными переменами в развитии общества. Разрушена существовавшая десятилетия мощная идеология, на первое место было выдвинуто экономическое переустройство страны, внимание в области воспитания в целом резко ослабло. Такие понятия как долг, честь, патриотизм отошли на задний план, резко упал престиж армии. По данным опроса фонда общественного мнения, к началу 2000г. лишь 3% россиян считали патриотизм важной ценностью, а 29% вообще не смогли объяснить значение этого слова. Все это вызвало необходимость создания новой системы патриотического воспитания, отвечающей современным требованиям общества, устремлениям и менталитету молодого поколения, формировавшегося в новых социально-экономических условиях. Работа по патриотическому воспитанию в городах и районах велась, но носила эпизодический, несистемный характер.

В связи с чем важным этапом активизация деятельности государственных органов, общественных организаций в области патриотического воспитания стало принятие в марте 2002 г. республиканской комплексной программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Татарстан на 2002-2006 годы», которая дала новый импульс в организации работы по патриотическому воспитанию, позволила усилить межведомственную координацию по решению существующих проблем. На данный момент в 24 городах и районах республики приняты местные программы, созданы межведомственные комиссии.

Программа явилась основой для взаимодействия между министерствами и ведомствами, военным комиссариатом, ветеранскими и молодежными общественными организациями. Как механизм реализации этого взаимодействия пятый год реализуется соглашение между этими организациями по патриотическому воспитанию молодежи. В рамках складывающейся системы патриотического воспитания традиционно проводятся такие мероприятия, как Республиканская военно-патриотическая игра «Зарница», спартакиады призывников, Дни призывников, акция «Я гражданин России» по торжественному вручению паспортов 14-летним подросткам. Появились и новые формы работы. Министерством по делам молодежи и спорту совместно с Министерствами социальной защиты, образования администрациями Советского и Приволжского районов на базе военных учебных заведений (артиллеристского университета и танкового института) реализуется проект «Сыны Полка»,который показателен в плане социальной значимости и патриотичен по сути.

Увеличилось количество подростковых клубов и общественных организаций, уделяющих в своей деятельности внимание патриотическому воспитанию. Сегодня из 202 подростковых клубов, находящихся в ведении Министерства, 45 – спортивно-патриотические (в 2000 г – их было 17). В рамках реализации ежегодной летней Программы расширяется география и число палаточных лагерей патриотической и краеведческой направленности.

В республике ведется активная работа по развитию шефских связей с воинскими частями. На республиканском уровне продолжают активно развиваться шефские связи с атомными подводными лодками «Тигр» и «Ак Барс». Одним из результатов такого сотрудничества стало открытие на базе шк.78 г. Казани музея подводного флота. В 22 городе и районе Республики заключены соглашения о сотрудничестве. Примером такого сотрудничества может служить поездки делегации Республики Татарстан в воинскую часть п. Тоцкое, Ульяновскую обл. В Кукморском, Сабинском и Спасском р-нах учебные сборы старшеклассников проходят при активной поддержки подшефных в/ч. В этом году администрация Новошешминский р-на заключило соглашение с Черноморским Флотом. Представители командования флота стали участниками районного Дня Призывника, прошедшего в октябре этого года.

В работу по патриотическому воспитанию важно вовлекать саму молодежь, появились новые формы. Совместно с организацией «Молодежное Единство» мы провели акцию «Звонок домой». Для ребят из Татарстана, проходящих срочную военную службу, была предоставлена возможность бесплатно позвонить домой. В воинских частях, куда выезжали представители «Молодежного Единства» были записаны видеописьма ребят, не имеющих телефона дома. Эти видеокартинки демонстрировались на республиканском телевидении.

Важным направлением патриотического воспитания является увековечение памяти защитников Отечества, и в эту работу вовлечена активно молодежь, объединившись в общественную организацию «Отечество».

В структуре этой молодежной организации создано 22 поисковых отряда, более 600 человек участвует в поисковом движении. Отряды действуют в таких городах и г. Наб. Челны, Нижнекамск, Чистополь, Зеленодольск, Кукморский, Лаишевский, Аксубаевский р-н. Зимой поисковики провели «Марш памяти» в ряде районов Республики, в ходе которого были организованы выступления агитбригад перед школьниками, встречи с ветеранами войны, продолжалась работа по уточнению списков участников войны в местных архивах. Такие мероприятия не только дань уважения ветеранам, но и они дают большой воспитательный эффект в отношении самих участников «Марша». Так по словам ребят, одним из самых запоминающихся моментов была встреча с ветеранами в доме престарелых Аксубаевского района, слезы этих стариков после их выступления.

Ежегодно более 300 ребят из городов и районов республики участвуют в экспедициях по поиску и захоронению останков солдат, погибших в годы войны. С 1998 года при Институте Проблем Информатики Академии Наук Республики Татарстан, при поддержке Министерства по делам молодежи и спорту действует межрегиональный информационно-поисковый Центр. Опыт работы республики по восстановлению имен без вести пропавших солдат и офицеров получил высокую оценку на Всероссийском семинаре «Информационные технологии и методическое обеспечение поисковых работ», проведенном в 2003 году Министерством по делам молодежи и спорту РТ совместно с ОМО «Обьединение «Отечество» при поддержке Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ.

Серьезная работа предстоит в 2005 году – год празднования юбилейной даты – 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это мощный повод по активизации работы в области патриотического воспитания, укрепления преемственности поколений. В рамках подготовки празднования славной даты по всей республике пройдут чемпионаты по интеллектуальным играм на военную тематику, спортивные соревнования, творческие конкурсы к 60-летию победы, состоится праздничное мероприятие «Бал Победы» и главное – заботой и вниманием должны быть окружены ветераны Великой Отечественной войны.

В целом, складывается системный и последовательный характер работы по патриотическому воспитанию, способствующий воспитанию духовно развитого, жизнеспособного молодого поколения республики.

8. В поддержке детских, молодежных общественных объединений и движений Республики Татарстан в целом следует, что одной из отличительных составляющих последовательного осуществления государственной молодежной политики является структурирование детского, молодежного движения, развитие партнерских отношений и взаимодействия с ними, практически по всему спектру проблем молодого поколения.

На сегодняшний день Министерством юстиции РТ зарегистрировано 100 молодежных и детских общественных объединений.

При Министерстве по делам молодежи и спорту РТ создан реестр детских и молодежных общественных организаций, пользующихся государственной поддержкой, куда вошли республиканские детские и молодежные общественные объединения, соответствующие условиям, определенным Положением о реестре. Молодежные и детские объединения, вошедшие в реестр, получают финансовую поддержку из средств республиканского бюджета для частичного финансирования своих программ и проектов.

Представители общественных организаций Республики Татарстан являются членами Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Во исполнение приказа Министерства образования Российской Федерации о проведении Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века» проводится Республиканский конкурс лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер года». Ежегодно более 1000 активистов детских и молодежных общественных организаций принимают участие в городских и районных этапах конкурса, лучшие из них проходят в финал. Победители финала республиканского конкурса становятся участниками всероссийского конкурса, который традиционно проводится во всероссийском детском центре «Орленок» (лидеры детских общественных организаций) и в городе С-Петербург (среди лидеров молодежных общественных объединений). Победитель республиканского конкурса 2003 года среди лидеров детских общественных объединений Петрунникова Катя из Верхнеуслонского района вошла в семерку лучших лидеров России, руководитель Движения молодых ученых и специалистов Юшко С.В. и председатель детской общественной организации «Содружество» Каримова А.Д. стали дипломантами в молодежной номинации.

В 2004 г. победитель конкурса Гапсаматова Ирина из с. Высокая Гора стала финалисткой специализированной смены «Команда XX» в ВДЦ «Орленок». Большой интерес среди лидеров детских и молодежных общественных организаций вызвали старты работы организаций к 80-летию детского движения, к 60-летию Победы «Салют, Победа!», к 1000-летию города Казани. Слет республиканского актива детских и молодежных общественных объединений «Мы – вместе!», прошедший в октябре 2004 г., показал стремление к объединению многочисленных разрозненных детских общественных организаций.

Во взаимодействии с такими общественными организациями, как Ассоциация татарской молодежи РТ, республиканский фонд «Сэлэт», а также с молодежным центром «Идель» реализуются программы по развитию и пропаганде науки, национальной культуры и традиций. Стали традиционными такие мероприятия, как Дни татарской молодежи, профильные лагеря для татарской молодежи, проживающей за пределами Республики Татарстан, фестивали: «Ягымлы яз», «Сандугач керде кунельге», «Ватан» и др. В июне 2004 г. Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан приняло участие в подготовке и проведении международного Форума татарской молодежи, на котором более 500 делегатов обсуждали проблемы молодежи, будущие проекты.

Растет общественно-политическая активность молодежи. Во всех городах и районах республики в 2003 году созданы первичные организации регионального отделения общероссийской общественной организации «Молодежное единство». Организация становится одной из самых активных и многочисленных молодежных общественных объединений (насчитывает более 6400 чел.). Совместно с «Молодежным Единством» проведены такие крупные мероприятия как: Форум молодежных организаций Республики Татарстан «Мы - Едины!» (декабрь 2003г.), Форум молодежных инициатив «Навстречу будущему!» (март 2004 года), в которых приняло участие более 12000 молодых активистов, делегатов городов и районов республики. Основной их целью является формирование гражданской жизненной позиции молодежи и активизация работы молодежных общественных объединений в период выборов. Результатом данных мероприятий и ряда других в предвыборный период стало то, что более 60% молодых граждан Республики Татарстан приняло участие в выборах 7 декабря 2003 г. и 14 марта 2004 г.

Общественное молодежное движение развивается, появляются молодежные организации, способствующие вовлечению молодежи в политические, социально-экономические процессы. По инициативе Совета молодежных организаций 26 июня 2004 г. было созвано первое заседание Общественной Молодежной палаты при Государственном Совете Республики Татарстан, с участием Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина, представителей Аппарата Президента, Кабинета Министров, Депута Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.А. Кармеева. Председателем Общественной молодежной палаты избран Берхеев И.М.

Деятельность молодежных и детских общественных организаций в Республике Татарстан имеет различную направленность, что видно из ниже приведенной таблицы.

Направленность организаций Молодежные Детские Общее кол-во
Спортивно-оздоровительные 9 25 34
Социально-культурные 14 16 30
Направленные на развитие творчества молодежи 6 6 12
Политические 6 - 6
Экологические 2 - 2
Направленные на решение социально-экономических проблем молодежи 8 - 8
Направленные на духовно-нравственное воспитание молодежи 7 1 8
Всего: 52 48 100

 

 

Наиболее активную деятельность ведут такие молодежные организации, как: Татарский республиканский молодежный общественный фонд «Сэлэт», общественная организация «Молодежь промышленных предприятий РТ», общественная молодежная организация «Объединение Отечество», молодежная общественная организация «Лига студентов Республики Татарстан», молодежное общественное движение молодых ученых и специалистов, республиканская общественная организация инвалидов Татарстана «Ника».

Необходимо отметить, что деятельность Движения молодых ученых и специалистов Республики Татарстан в последние годы значительно активизировалась. На сегодняшний день Движение обьединяет 1500 молодых ученых, преподавателей, аспирантов и специалистов. В 37 вузах республики созданы первичные организации, в ноябре прошлого года создана Закамская Лига Движения.

Важным показателем уровня деятельности общественной организации является получение гранта 3-ей степени Министерства образования Российской Федерации за программу «Система информационного обеспечения деятельности общественного движения молодых ученых и специалистов».

В июне прошлого года состоялась IX Международная выставка молодежных научно-технических проектов ЭКСПО-Наука 2003 и Ассамблея международного молодежного научного Конгресса, в которой приняли участие представители из более 50 субъектов Российской Федерации и более 3000 разработок молодежи из 100 стран мира. Республику Татарстан на Конгрессе представляло общественное движение молодых ученых и специалистов Республики Татарстан.

Было представлено 11 проектов, выполненных студентами и молодыми учеными высших учебных заведений Казанского государственного технологического университета, Казанского государственного технического университета им.Туполева, Казанской государственной архитектурной академии и научно-исследовательских институтов Республики Татарстан.

Второй год в республике проводится конкурс среди молодых ученых и молодежных научных коллективов на соискание грантов и премий Республики Татарстан, который организуется в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан № -1153 от 24.12.2002 г. Указом учреждены 20 грантов и 15 премий.

Важным шагом в создании системы межведомственной координации по поддержке молодых ученых и специалистов должно стать принятие программы «Научная молодежь Республики Татарстан», разработанной совместно Академией наук Республики Татарстан, Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, общественным Движением молодых ученых РТ. Первые шаги сделаны – разработан проект программы, который проходит стадию обсуждения в министерствах и ведомствах Республики Татарстан.

В настоящее время ведется работа по объединению всех имеющихся детских общественных организаций, не зарегистрированных в органах юстиции, в Федерацию детских и подростковых объединений Татарстана, с последующим созданием республиканского центра развития и поддержки детского движения.

9. Профилактика социально-негативных явлений – одно из актуальных направлений деятельности, поскольку 80% среди больных наркоманией составляет молодежь. Если в начале 90 годов эта работа носила стихийный характер и состояла в основном из массовых мероприятий и акций, то на сегодняшний день можно говорить о формировании системы профилактики и в определенной мере это дает результаты, как подтверждает анализ статистических данных, если в 1999 году прирост больных наркоманией составлял 57%, то в 2003 – 4,2%.

За последнее десятилетие в работе с детьми и молодежью выработался определенный подход в организации профилактической работы. Основной акцент смещен в сторону первичной профилактики социально-негативных явлений и пропаганды здорового образа жизни по месту жительства. В республике сохранена сеть подростковых клубов, которых насчитывается 202 в 18 городах и районах республики, что позволяет систематически организовать досуг более 50 тысяч детей и подростков. Ежегодно в рамках республиканских программ профилактики наркотизации и «Дети Татарстана» на укрепление материально-техническую базу подростковых клубов направляется более 3,5 млн. рублей. С 2002 года дополнительно из республиканской программы финансируется работа более 25 дополнительных спортивных секций и кружков по интересам в городах Буинск, Нижнекамск, Нурлат, Менделеевск, Мензелинск, Чистополь, Бавлы, Елабуга, Казань, Альметьевск, Набережные Челны, Зеленодольск, Лаишевский, Новошешминский, Тукаевский, Кукморский, Камскоустьинский районах.

В 2004 году Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан начата реализация республиканского проекта «Будь здоров!», основной целью которого является организация систематической профилактики социально-негативных явлений в каждом подростковом клубе по месту жительства. Задачи проекта: обучение навыкам ведения профилактической работы; создание банка данных по методикам, применяемым в подростковых клубах и поддержка инициативы педагогов. В рамках данного проекта 6 объединений подростковых клубов в городах Казань, Нижнекамск, Н.Челны, Альметьевск, Зеленодольск и Елабуга были обеспечены оргтехникой; для специалистов подростковых клубов проведены обучающие семинары и объявлен республиканский конкурс на лучшую организацию профилактической работы в подростковом клубе, по итогам которого специалисты, занявшие призовые места, получат денежные призы в размере 2000 рублей и годовую стипендию Министерства в размере 500 рублей ежемесячно.

Третий год проводится Республиканский фестиваль спорта и художественного творчества подростковых клубов по месту жительства «Движение», в рамках которого организуются выставки технического, прикладного и художественного творчества, в которых принимают участие, как целые коллективы подростковых клубов, так и отдельные участники.. Всего в фестивале принимают участие более 150 подростковых клубов по месту жительства с охватом 17 000 человек.

С 2000 года в летний период более чем в 80 детских оздоровительных лагерях работают лекторские группы по профилактике наркомании, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем. Второй год в этой работе принимают участие студенты-волонтеры. Они организуют игровые программы «Да здоровом образу жизни» для детей младшего школьного возраста.

Одни из первых в России начато восстановление воспитательную работу в ВУЗах: создан Координационный Совет по воспитательной работе, совместно с Советом ректоров ВУЗов РТ, Лигой студентов РТ принята «Программа профилактики наркомании и сохранения здоровья студенческой молодежи Республики Татарстан на 2002-2006 годы». На сегодняшний день в республике студенчество составляет более 200 тысяч человек, и, несмотря на то, что это наиболее образованная и прогрессивная молодежь, ее в значительной степени коснулась наркомании. Только в 2003 году студентами было совершено 91 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, что почти в 2 раза больше, чем в 2002. Однако в медицинском, педагогическом университетах этот показатель значительно ниже, благодаря действующей системе воспитательной работы. В ее организации включаются те формы работы, которые отвечают менталитету и ожиданиям самой молодежи. Так по данным социологического исследования, проведенного Министерством по делам молодежи и спорту РТ, студенты, в числе наиболее эффективных методов профилактики наркомании назвали активную работу воспитательных органов, общественных организаций, помощь психолога. В этом направлении в ВУЗах создана психологическая служба, для чего Министерством введены 25 ставок психологов. Организована профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, силами самой молодежи, в том числе 170 студенческими формированиями по охране общественного порядка «Форпост». Это дает положительные результаты, особенно в студенческих общежитиях, на дискотеках, при проведении массовых мероприятий. Ежегодно в целях профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции Министерством организуются акции «Мы здоровы! Присоединяйтесь!», фестиваль уличной культуры, мероприятия, посвященные Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков.

С 2002 года Министерством развивается такое направление как ресоциализация выздоравливающих наркоманов. Наш опыт работы показал, что после лечения и реабилитации в условиях медицинского стационара у наркоманов необходимо восстанавливать утраченные навыки: общаться, трудиться, чувствовать. В связи с этим в 2002 году был открыт социально-реабилитационный центр для молодежи (выздоравливающих наркоманов) «Роза ветров» г. Казань. Основная цель работы данного центра оказание помощи лицам, прекратившим употребление наркотических средств и их родственникам. В 2003-2004 годах аналогичные центры открыты в г. Набережные Челны и Бугульма.

Профилактика безнадзорности и беспризорности детей

Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом зависит будущее и общества.

Социальная дезадаптация детей, наблюдаемая в последние годы, проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия. Основными причинами, по-прежнему, остаются социальное расслоение общества, проблемы семейного неблагополучия, организации досуга подростков и детей. Статистика свидетельствует о снижении темпов роста этих явлений.

По данным МВД за 1 полугодие 2004 года доставлено 743 безнадзорных ребенка, 130 беспризорных. Для сравнения в 2003 г. – 2524 безнадзорных ребенка, 392 беспризорных, выявлено 675 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

В 2004 г. выявлено 1042 социально-неблагополучных семей, для сравнения в 2003 г. – 2889, 279 таких родителей лишены родительских прав в 2003 г. – 785, 4077 родителя привлечены к административной ответственности за злостное неисполнение обязанностей по воспитанию своих детей в 2003 г. – 8591. Положительными факторами в этой динамике является проводимая работа министерствами, ведомствами, в том числе Министерством по делам молодежи и спорту РТ.

В соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» органы по делам молодежи и спорту участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, осуществляют координацию деятельности учреждений, находящихся в их ведении.

Для решения проблем безнадзорности, беспризорности среди детей и подростков в системе органов по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в г. Казани работает Социально-реабилитационный центр для детей с девиантным поведением открытого типа на 50 мест, который призван решать вопросы профилактики бродяжничества, беспризорности и попрошайничества среди несовершеннолетних, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Однако анализ работы за прошедшие годы выявил в деятельности учреждения много проблем, основная, среди них несовершенство нормативно-правовой базы центра, кадровое обеспечение, проблемы социально-психологического плана.

Вступая во взрослый мир, эти дети испытывают, как правило, затруднения в поиске работы и учебы, они мало осведомлены о своих правах и социальных льготах, не могут ими пользоваться, испытывают трудности в составлении заявлений и других деловых бумаг, в получении денежного пособия, жилья. Данная ситуация приводит к тому, что многие бывшие воспитанники сиротских учреждений часто становятся безработными, бездомными. Большинство из них не могут создать благополучную семью и т.д.

В связи, с чем важным направлением должна стать поддержка детей-сирот, выпускников детских домов, в их дальнейшем жизнеустройстве, в реализации их прав и обязанностей.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия», в целях профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков с апреля месяца 2002 г. реализуется социальный проект «Сыны полка». Совместно с администрациями Советского и Приволжского районов г. Казани, с отделами социальной защиты, военкоматами проведен отбор детей в возрасте от 14 до 16 лет, не имеющих родителей, проживающих с опекунами.

Из числа социальных сирот созданы специальные армейские отделения в Казанском филиале Санкт-Петербургского военно-артиллерийского университета и Казанском филиале Челябинского танкового института.

По социальному проекту «Сыны полка» подготовлено Положение об условиях приема и зачисления в специальные армейские отделения «Сыны полка», совместный приказ № 9 от 12.09.2003 г. «Об организации воспитательной работы и психологической службы для воспитанников социального проекта «Сыны полка» в военных учебных заведения г. Казани».

Министерством по делам молодежи и спорту РТ начиная с 2002 года ежегодно выделяется 80 тыс. рублей для обеспечения воспитанников специального армейского отделения всем необходимым. В летний период времени организован отдых воспитанников. На базе военных училищ организована психологическая служба, где работают психологи из Республиканского центра социально-правовой и психолого-педагогической помощи детей и молодежи и КЦСО «Доверие», с 2003 года работают психологи из Центра социальной помощи семьи и детям «Гаилэ».

Одним из важных направлением профилактики безнадзорности является институт «уличных» социальных работников

Во исполнение решения Совета Безопасности Республики Татарстан № 5 от 31 мая 2000 г. «О состоянии работы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан» в 2001 Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан совместно с Комплексным центром социального обслуживания «Доверие» Комитета по делам детей и молодежи г. Казани была организована «уличная» социальная работа с несовершеннолетними в трех районах г. Казани. В 2004 году эта работа начата в г. Нижнекамск. Необходимо выделить две основные цели проекта: во-первых, это профилактика употребления несовершеннолетними психоактивных веществ; во-вторых, профилактика безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков «группы риска». В настоящий момент времени по проекту работают 15 человек в г. Казани и 4 – в г. Нижнекамск, что позволило создать банк данных по детям «группы риска» на территории района, постоянно выявлять места постоянного сбора детей (чердаки, подвалы) и делать их недоступными для детей, ежегодно дополнительно вовлекать в групповые формы работы более 2 000 детей, проводить мониторинг подростково-молодежного сообщества.

Для эффективной работы реализации социального проектов «Сыны полка», «Уличная социальная работа» и других необходимо более тесное взаимодействие с Министерством образования, Военным комиссариатом Республики Татарстан, Министерством здравоохранения, Министерством социальной защиты населения.

Организация работы по месту жительства – важнейший инструмент в профилактике социально-негативных явлений, формировании здорового образа жизни.

Начиная с 1991-1992 гг. наметилась тенденция сокращения подростковых клубов в Республике Татарстан и передачи их помещений различным организациям и предприятиям, в том числе коммерческого характера. Количество клубов по РТ сократилось на 58, причины - отсутствие нормативной базы, четкого механизма финансирования. С 1995 г. Государственный комитет РТ по делам детей и молодежи выступает координатором в организации решений проблем досуга и развития творческих способностей детей и подростков. С 1997 года приостановлен процесс сокращения и ликвидации подростковых клубов, а с 1998 года наметилась стабильность и неуклонный рост их сети. Инфраструктура подростковых клубов разной направленности, на данный момент включает в себя 202 подростковых клуба в 18 городах и районах республики, в которых работают 808 кружков и секций. (Таблица). Хотя вызывает удовлетворение тот факт, что количество подростковых клубов в Татарстане составляет 11% от общей численности в Российской Федерации, результативность этой работы могла быть выше, если бы на федеральном уровне была разработана нормативно-правовая база для учреждений молодежной политики, в том числе и подростковых клубов, о чем неоднократно направлялись предложения в Министерство образования Российской Федерации. С 1997 года Государственным комитетом Республики Татарстан по делам детей и молодежи решается вопрос нормативно-правового обеспечения деятельности учреждений молодежной политики. В этот период принимаются : постановление КМ РТ № 727 от 25.09.97г. «О номенклатуре учреждений органов по делам детей и молодежи РТ», постановление КМ РТ № 48 от 04.02.98 г. «О порядке формирования фонда оплаты труда в учреждениях Госкоммолодежи ТР», Положение о премировании и оказании материальной помощи работникам учреждений органов по делам детей и молодежи РТ, Приказ №52 от 17.04.98г. Госкоммолодежи РТ утверждаются штатные нормативы, перечень доплат и надбавок для работников молодежной политики, Порядок аттестации, инструкция об очередных и дополнительных отпусках работников органов по делам детей и молодежи Республики Татарстан. Таким образом, в 1999 году была завершена работа по разработке нормативно-правовой базы работы молодежных учреждений, социальных служб и досуговых учреждений органов по делам детей и молодежи РТ.

В 2000 году работало уже 147 подростковых клубов, в 2001 г. – 169. В июле 2004 года подготовлен проект постановления КМ РТ об открытии 4 подростковых клубов в гг. Заинск-2, Тетюши –1, Альметьевск-1, но в связи с процессом оптимизации принятие этого постановления приостановлено.

Образовательная работа с подростками в клубах по месту жительства строится на принципе выделения основных направлений ( в т.ч. профилей), в рамках которых применяются самые разнообразные формы и методы деятельности подростковых клубов, разрабатываются различные программы и проекты. Это позволило увеличить охват детей и подростков, занимающихся в кружках и спортивных секциях.

Подростковые клубы по месту жительства выделяются в различные типы клубности, основными из которых являются: (Таблица)

- детские многопрофильные, досуговые клубы (72% всех клубов);

- спортивные – 23 %;

- клубы общения –5%.

Они работают в разных условиях. (Таблица).

22 (11,2%) подростковых клубов расположено в отдельных (автономных) зданиях;

25 (12,5%) – в подвальных и полуподвальных помещениях (гг. Казань, Кукмор, Высокая Гора, Зеленодольск);

154 (76,3 %) – на первых этажах жилых зданий и в квартирах.

В целях сохранения подростковых клубов и их развития продолжается позитивная тенденция передачи ведомственных клубов в ведение органов по делам молодежи и спорту. Такие постановления приняты в гг. Казань, Нижнекамск, Елабуга.

Во исполнение Республиканской Программы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан на 1999-2001 годы выделены денежные средства на оснащение подростковых клубов г. Казани в размере 600 тыс. руб., что позволило открыть в 20 клубах 40 бесплатных секций по спортивной направленности с общим охватом 2400 человек. Выделение средств по Программе профилактики наркотизации позволило осуществить ремонт и приобрести оборудование для подростковых клубов в гг. Менделеевск, Зеленодольск, Елабуга, Мамадышском, Тукаевском, Спасском, Балтасинском, Высокогорском районах республики. В 2002-2003 годах было выделено 3 млн. руб. для проведения текущего ремонта и оснащение оборудованием более 24 клубов по месту жительства. На эти цели в 2004 году было выделено 1500 тыс. руб. для подростковых клубов гг. Казань, Зеленодольск, Чистополь, Менделеевск, Мамадыш, Елабуга, Балтаси, Лаишескому, Тукаевскому и Кукморскому районам РТ, это позволило улучшить условия работы кружков и секций для 27 360 детей и подростков республики..

Культурно-спортивные мероприятия, проводимые клубами, не являются массовыми, но так как их основными организаторами и участниками являются сами подростки, но они дают большую возможность для самовыражения, самореализации несовершеннолетнего. Для привлечения в клубы мальчиков подросткового возраста, в них ведется работа по созданию спортивных, технических и военно-прикладных секций, которые пользуются особой популярностью у подростков.

В республике сохранена традиция проведения турниров «Золотая шайба», «Кожаный мяч», в летний период времени традиционно проходят туристические слеты подростковых клубов, проводятся Республиканский Чемпионат по картингу, ежегодно проводится фестиваль спорта и художественного творчества «Движение», который ежегодно охватывает более 30 тыс. детей и подростков, а также Спартакиады подростковых клубов по военно-техническим видам спорта , в которых ежегодно участвуют от 600 до 800 человек. С 2000 года после десятилетнего перерыва в республике Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан совместно с Военным комиссариатом Республики Татарстан проводится Республиканская военно-патриотическая игра «Зарница» с общим охватом 600 подростков. Также ежегодно проходит республиканский конкурс подростковых клубов по месту жительства, который проводится в два этапа – местный и республиканский. В июне 2004 года впервые был проведен конкурс среди педагогов (тренеров) дополнительного образования подростковых клубов по месту жительства на звание «Лучший педагог дополнительного образования подросткового клуба по месту жительства, в котором приняло участие 100 педагогов дополнительного образования.

За прошедшее десятилетие накоплен огромный опыт работы с детьми и подростками по месту жительства, так в г. Альметьевске интересен опыт работы подростковых клубов в летний период по организации летнего отдыха детей и подростков, в г. Зеленодольск – работа кружков и секций спортивно-технической направленности, в гг. Казань, Н.Челны, Елабуга – по спортивной и спортивно-массовой работе, в г. Нижнекамск – по прикладному творчеству детей и подростков.

В перспективе, необходимо создать такую сеть подростковых клубов, которая бы смогла обеспечить занятость по интересам и организацию досуга каждому ребенку, особенно в сельской местности.

Однако, в работе подростковых клубов по месту жительства имеется ряд проблем: низкий уровень материально-технического оснащения подростковых клубов спортивным инвентарем, оборудованием, ограниченной возможностью введения новых ставок для организации спортивной работы по месту жительства. Но в целом позиция органов по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, системы образования – развивать и укреплять этот важнейший институт работы по месту жительства.

Развитие молодежного правоохранительного движения в Республике Татарстан – одна из форм профилактики социально-негативных явлений, в которую активно вовлечена сама молодежь.

Один из основных признаков общественного добровольческого движения – это постоянная генерация поколений.

Одной из главных задач Республиканского и территориальных Центров является расширение сферы влияния на молодежь районов и городов Республики Татарстан и, соответственно, создание условий профилактики молодежной преступности. Для этого необходимо объединить все социальные группы позитивной молодежи в единое мощное и боеспособное движение по всей республике.

По решению Правительства в Республике Татарстан с 1998 г. ведется работа по воссозданию и развитию молодежного правоохранительного движения. В этих целях при Министерстве создан Республиканский центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка "Форпост". Развивается структура управления современными оперотрядами, создаются все новые и новые формирования по охране общественного порядка в сельских и городских районах, в учебных заведениях и на промышленных предприятиях.

На сегодняшний день в структуре молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка насчитывается более 2000 добровольцев, объединенных в 132 отряда.

Созданы Центры, объединяющие отряды в 15-ти населенных пунктах: г. Казань (Авиастроительный р-н), Агрыз, Чистополь, Мамадыш, Н.Челны, Елабуга, Альметьевск, Уруссу, Менделеевск, Аксубаево, Заинск, Нижнекамск, Зеленодольск, Бугульма, Муслюмово.

Действуют отряды в 9-ти городах и районах (Балтаси, Лаишево, Мензелинск, Арск, Б. Атня, Буинск, Высокая гора, Новошешминск, Казань).

Ведется подготовительная работа по созданию формирований в 14 административных районах республики. На сегодняшний день таким образом молодежным правоохранительным движением охвачено 38 административных районов Республики Татарстан.

Динамика развития выглядит следующим образом:

  Год Количество единиц общественных добровольных движений Количество сотрудников
  1999 27 696
  2000 52 1046
  2001 92 1545
  2002 87 1306
  2003 112 1485
  2004 132 2015

 

 

Деятельность РЦ «Форпост» строится в соответствии с республиканскими комплексными программами по противодействию наркотизации населения, по борьбе с преступностью, «Дети Татарстана», программами организации летнего отдыха, патриотическому воспитанию молодежи.

Несмотря на множество проблем, молодежное правоохранительное движение республики динамично развивается, а это во многом связано с историей молодежи, с традициями БКД и ОКОДов, с той моральной поддержкой, которую оказывают ветераны движения.

Учреждена и ежегодно вручаются премии им. А. Айдинова лучшим представителям оперотрядов Республики, передовым районам и городам вручаются знамена. Знаменосцы – Альметьевск, Чистополь, Набережные Челны, Казань, Мамадыш, Аксубаево, Елабуга.

В спартакиадах команды награждаются кубками памяти Р.Муратова и А. Пудова, проводятся летние профильные смены, фестивали художественной самодеятельности.

Перспективы развития молодежного правоохранительного движения Республики Татарстан взаимосвязаны с выполнением конкретных задач, выполнение которых позволяет усилить профилактику социально-негативных явлений:

- молодежное правоохранительное движение должно охватывать все районы и города Республики Татарстан, с этой целью – продолжить создание территориальных Центров, объединяющих учащуюся и работающую молодежь, открыть в г. Набережные Челны зональный учебно-методический Центр по подготовке активистов молодежного правоохранительного движения;

- создание структурных подразделений «Форпоста» в школах, лицеях, гимназиях и иных учебных заведениях МО РТ;

- пропаганда здорового образа жизни и соблюдения законов, пропаганда правовых знаний среди несовершеннолетних и молодежи;

- привлечение студенчества для участия в профилактике безнадзорности и беспризорности среди детей и несовершеннолетних;

- подготовка активистов молодежного правоохранительного движения для поступления в ВУЗы МВД и для прохождения службы в войсках МВД и специальных войсках Министерства обороны.

Все действия молодежного правоохранительного движения должны быть направлены на снижение в достаточной мере молодежной преступности, разобщение группировок, обеспечение общественного порядка при проведении массовых молодежных мероприятий.

 

Заключение

1. Десятилетний период реализации государственной молодежной политики показывает, что в республике сформировалось и развивается самостоятельное направление внутренней политики государства по отношению к молодежи. Если в начале реализации государственной молодежной политики ей был присущ в большей степени межотраслевой характер, то к концу десятилетия сложились все признаки самостоятельной отрасли: нормативная база, организационная структура, молодежная инфраструктура, кадровое обеспечение, выработан программный механизм реализации приоритетных направлений молодежной политики во взаимодействии с общественными организациями. Завершился процесс институализации молодежной политики в республике. в общественном мнении утвердилось осознание значимости государственной молодежной политики.

2. Динамика социального самочувствия молодого поколения, опыт формирования и реализации государственной молодежной политики в Татарстане показывает, что они тесно взаимосвязаны, а социальное самочувствие молодежи в определенной мере является интегральным показателем эффективности деятельности государства по созданию условий для активной социализации молодежи. Позитивными параметрами являются:

- улучшение демографической ситуации в республике, выразившейся в тенденции роста молодого поколения и увеличении молодежной популяции среди населения республики;

- нарастающий характер имеет тенденция более активной адаптации молодежи к новым рыночным условиям в сравнении с другими возрастными группами. Во многом этот процесс повлиял на формирование новых поведенческих установок, ценностей и гражданской позиции молодого поколения;

- наблюдается стремление молодого поколения к более высоким жизненным стандартам, отсюда рост осознания среди молодежи значимости качественного образования и возросшие требования к содержанию работы и ее условиям;

- имеют место позитивные сдвиги в сфере занятости молодежи, в частности сокращении молодежной безработицы;

- растет стремление молодежи и осознание того, что ее здоровье находится во много в ее собственных руках;

- молодежь республики отличается возросшим уровнем политической зрелости и активности, патриотизма;

- увеличивается многообразие форм проявления творческого и научного потенциала молодого поколения.

3. Как вновь формирующееся системное явление государственная молодежная политика на протяжении десятилетия осуществлялась главным образом экстенсивными методами. Их доминирование было обусловлено и объективными причинами, связанными с процессами становления, институализации молодежной политики, разобщенностью самой молодежи и субъективными, главным образом – отсутствием межведомственной координации, недостаточным ресурсным обеспечением, процессом формирования молодежи как субъекта политики. В то же время это был период инвестирования государства в социальное развитие молодого поколения.

4. В предстоящий период стратегия государственной молодежной политики должна идти по интенсивному пути, обеспечивающему реализацию и развитие потенциала молодежи как субъекта политики.

5. Исходя из обозначенного концептуального подхода, определяются следующие приоритеты государственной молодежной политики:

- распространение мер государственной поддержки на основные категории молодого поколения такие как, сельская молодежь, студенчество, формирующийся средний класс, молодые семьи, что обеспечит усиление адресности государственной поддержки социально-уязвленных групп молодежи. В целях реализации принципа социальной справедливости обеспечить равенство шансов молодежи на предоставление основных социальных услуг и благ в области получения качественного образования, работы в соответствии с уровнем профессиональной подготовки и условиями труда, прежде всего его оплаты;

- содействие в решении социально-экономических проблем молодежи: профессиональной ориентации и подготовки, занятости, развития предпринимательства, малого бизнеса, фермерства;

- интенсивная реализация Закона РТ «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» на основе увеличения объемов и форм финансирования из различных источников;

- реализация установки молодого поколения на укрепление своего здоровья, формирование здорового образа жизни на основе межведомственной координации в укреплении физического развития и здоровья молодежи;

- объединение всех социально-политических институтов, призванных осуществлять воспитание молодого поколения, вовлечение самой молодежи в реализацию формирующейся системы подготовки жизнеспособного поколения;

- развитие форм сотрудничества и взаимодействия власти и молодого поколения в целях укрепления их диалога и более полного использования потенциала молодежи как субъекта государственной политики.

Реализация указанных приоритетов обеспечивает возрастание роли молодежи республики в социально-экономической, политической модернизации Татарстана.

 

Реализация государственной молодежной политики

В Республике Татарстан

 

Вступление:

В нарождающейся истории государственной молодежной политики Татарстана, которая насчитывает не несколько десятилетий, как сформировавшиеся отрасли образования, здравоохранения, культуры и другие, есть свои результаты и успехи, ошибки и недоработки, главные действующие лица. А самое важное, что есть, развивается, живет многообразной и многоликой жизнью с ее радостями и бедами, удачами и огорчениями молодежь Татарстана. История реализации государственной молодежной политики в Татарстане – одна из страниц становления республики в новых социально-экономических, политических условиях.

Десятилетие государственной молодежной политики в РТ – понятие реальное и относительно условное. Реальное потому, что точкой отсчета послужило создание Госкомитета РТ по делам детей и молодежи на основании постановления Кабинета Министров РТ от 22 августа 2004 г. № 405. Оно было принято в соответствии с Законом РТ «О молодежи», исходя из реалий времени, ситуации в молодежной среде, а также благодаря инициативе и настойчивости лидеров молодежных фондов в г. Казани, председателя республиканского Совета молодежных организаций И. Гильмутдинова, председателя постоянной Комиссии по делам молодежи, физической культуры и спорту Верховного Совета РТ XII созыва И. Салахова, секретаря комиссии Е. Кабыша. По воспоминаниям И. Салахова, от начала разработки до окончательного принятия Закона «О молодежи» принимало участие более 100 специалистов: ученых, руководителей самых различных министерств и ведомств, представители законодательных органов городов и районов республики, общественных организаций. Это была увлекательная работа в течение более трех лет. Это была необходимая работа, так как от нее зависело во многом настоящее и будущее самой молодежи и республики. Помимо необходимости решения молодежных проблем на государственном уровне, настойчивость молодежных лидеров объяснялась и тем, что к 1994 г. практически во всех субъектах РФ после распада комсомола были сформированы структуры по делам молодежи в системе органов исполнительной власти. В определенной степени Татарстан оставался белым пятном в этом плане среди регионов России. К тому времени вопрос о создании на республиканском уровне органа по делам молодежи неоднократно поднимался перед руководством, Верховным Советом республики. Понимание Президентом М.Ш. Шаймиевым остроты молодежных проблем было очевидно: «В условиях социально-экономических и политических изменений в обществе особенно трудно приходится молодежи. Она, составляющая почти треть населения республики, - наше будущее. В силу этого внимание к ней необходимо усилить…». При последовательных в целом действиях руководства республики решение о создании республиканской структуры по делам молодежи должно было быть взвешенным, продуманным и надолго. Принятие в октябре 1993 г. Закона РТ «О молодежи» дало правовую основу для создания республиканского органа исполнительной власти, призванного на государственном уровне решать проблемы молодежи, исходя из потребностей общества и в интересах самой молодежи. Решать не эпизодически, фрагментарно, а на основе системы действий, комплексного подхода.

Проблемы молодежи поставила сама жизнь наряду с экономическими, политическими, и для их решения должно было быть выработано эффективное средство, с помощью продуманных, целенаправленных, последовательных мер, составляющих государственную молодежную политику.

Практически с чистого листа началась деятельность Государственного комитета Республики Татарстан по делам детей и молодежи, первым председателем которого стал Марат Мансурович Бариев, возглавлявший до этого Фонд молодежи Ленинского района г. Казани и Комиссию по делам молодежи райсовета. Он из тех, кто боролся за создание Госкомитета, понимая проблемы молодежи, ситуацию в молодежной среде. М.М. Бариев как сильный руководитель республиканского органа сумел за эти годы организовать работу так, что сегодня можно говорить о состоявшейся государственной молодежной политики в республике, её развитии и признании, в т.ч. на федеральном уровне.

Он назначен на должность председателя Госкомитета Указом Президента РТ (№ VII-381) от 8 июля 1994 г. Его заместителями были утверждены Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан И. Гильмутдинов и Е. Алешина. В настоящее время заместителем министра по молодежной политике является А.С. Кондратьев, который как лидер молодежного общественного движения КВН, проректор по воспитательной работе КГМУ активно занимался проблемами молодежи.

Государственная молодежная политика в Татарстане формировалась на основе научных разработок, использования опыта регионов России. Первые шаги, первые документы, молодежные программы, конференции опирались на исследования ученых Российского Института Молодежи, НИЦа – д.и.н., академика И. Ильинского, д.и.н., профессора Б.А. Ручкина, д.и.н. В.А. Родионова, д.с.н. В.И. Чупрова, петербуржцев, основателя социологии молодежи д.с.н. В.Т. Лисовского, ученых Татарстана – д.э.н. Г.В. Морозовой, д.и.н. Э.Р. Тагирова, д.т.н. Д. Сулейманова. Большую помощь в становлении Госкомитета Татарстана, в практических действиях, оказали руководители федеральных и региональных структур по молодежной политике А.В. Шаронов, Т. Новикова, В.И. Деникин, Р. Фахрутдинов (Башкортостан), М. Генин (Свердловская область), М. Сергеева (г. Самара). И безусловно, Аппарат Президента РТ, Государственный Совет РТ, руководители Правительства РТ – Премьер-министр Минниханов Р.Н., вице-премьеры З.Р. Валеева, И.К. Хайруллин, заместитель начальника управления, науки и образования Гатауллин Г.Ш. Их заинтересованность способствовала созданию комплексной системы работы с молодежью в Татарстане.

Почему «десятилетие» относительно условное понятие? Поскольку и до создания республиканской структуры в городах и районах республики – Казани, Альметьевске, Н. Челнах, Бавлах, Нижнекамске и других действовали комитеты по делам молодежи, на местном уровне занимались молодежными вопросами, существовали детские, молодежные общественные организации, но они не могли в полной мере решать в новых условиях проблемы молодежи.

Общественно-политическая обстановка начала 90-х годов в РТ – период формирования демократического государства, социально ориентированных рыночных отношений требовали нового отношения государства к молодежи. В этих условиях начата в республике серьезная инновационная работа по формированию целостной государственной молодежной политики. Концептуальным основам, целям, задачам и принципам, а также процессу институализации, основным ее механизмам посвящен Концептуальный доклад.

Говоря о десятилетии, следует подчеркнуть еще раз суть государственной молодежной политики. Возникает вопрос: почему политика? На него отвечает в монументальной монографии И. Ильинский, взгляды и понятия которого в целом во многом трансформируются в реализации государственной молодежной политики в Татарстане. Как и всякая политика – это отношения, отношения государства и молодежи, возможность диалога власти и молодого поколения. Суть ее также в том, что государственная молодежная политика направлена на создание условий для его самореализации, а не только на воспитание и воздействие извне. Прослеживая десятилетнее развитие государственной молодежной политики в республике, следует отметить, что для нее характерны последовательность, целостность и взвешенность независимо от организационных и политических изменений и преобразований в этой сфере на федеральном уровне. Это определяет татарстанский стиль государственной молодежной политики. Неслучайно лидерами и специалистами России и ее регионов Татарстан признан в числе ведущих субъектов РФ в создании условий для социального развития молодого поколения нового типа. Государственная молодежная политика рассматривается в республике с начала ее повсеместной реализации в контексте устойчивого развития Татарстана и активно поддерживается Президентом РТ Шаймиевым М.Ш., глубоко понимающим тот факт, что молодежь – стратегический ресурс нации и носитель прогрессивных перемен. В условиях сложных и противоречивых преобразований, периода стабилизации и поступательного развития республики государственная молодежная политика, внимание к проблемам молодежи стали одним из приоритетов социально-экономической политики общества.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 260.