Раздел II . Основные этапы реализации государственной молодежной политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следует выделить следующие этапы и их особенностей.

Для первого этапа характерны как позитивные, так и отрицательные объективные факторы.

Закон РТ «О молодежи», создание структуры на республиканском уровне – Госкомитета РТ по делам детей и молодежи, наличие в республиканском бюджете финансирования на мероприятия молодежной политики, расширившиеся права и возможности самой молодежи в условиях демократического государства – с одной стороны. В то же время разрушение существующей ранее системы работы с молодым поколением в условиях экономической нестабильности общества, недостаточная ее включенность в экономические и политические реформы, ослабление связи между обществом, властью и молодежью вызвало необходимость организации принципиально новых форм работы с молодежью.

В этот период удалось преодолеть существовавшее противоречивое мнение о необходимости выделения государственной молодежной политики в общей социальной. Достаточно вспомнить суждения в начале 90-х годов известных политиков, отрицающих существование государственной молодежной политики. В этих непростых условиях, осложненных социально-экономическими трудностями, активно взаимодействуя со средствами массовой информации, учеными, в республике сформировано общественное мнение в пользу решения молодежных проблем. Осуществлена работа развития нормативной правовой базы по выбору приоритетных направлений государственной молодежной политики. Это позволило выйти на более качественный этап – стабилизации и дальнейшего воплощения принципов и направлений, заложенных в Законе РТ «О молодежи». Это период активной работы, когда осуществлены меры, направленные на поддержку талантливой молодежи, студенчества, различных категорий молодежи, сформирована молодежная жилищная политика, начала складываться система патриотического воспитания молодого поколения. Открыты республиканские принципиально новые учреждения для молодежи в городах и районах также получила развитие молодежная инфраструктура, включающая молодежные центры, сеть подростковых клубов. Все эти учреждения востребованы подростками, молодежью. В условиях, когда стали неэффективными традиционные формы работы с молодежью, они стремятся использовать новые, отвечающие складывающимся социально-экономическим условиям, менталитету самой молодежи.

Следующий этап – 2001 год, объявленный Указом Президента РТ, Годом молодежи в целях привлечения внимания к проблемам молодежи. Проведение Года молодежи в Татарстане не было самоцелью, это серьезный рубеж в развитии и укреплении государственной молодежной политики в интересах самого государства и молодежи, осознание обществом, что молодые люди не только пассивные потребители предоставляемых государством социальных льгот и гарантий, а реальные участники процесса общественного развития в республике. Президентом республики М.Ш. Шаймиевым была обозначена четкая позиция, что молодежная политика в республике должна носить последовательный и обязательный характер, каждый руководитель любого уровня должен это понимать и заниматься решением молодежных проблем через постановку задач органами по делам молодежи. Такое отношение руководства республики, понимание роли молодежи в обществе помогает осуществлять главную цель молодежной политики – создание условий для социализации молодежи. В Год молодежи сама молодежь почувствовала внимание государства, что она востребована обществом, и неслучайно в одной из республиканских газет появилась статья «Молодежь просит повторить Год молодежи на бис».

Для этого этапа характерно и то, что в значительной степени структурировалось общественное молодежное движение. Молодежные общественные организации такие, как Лига студентов РТ, Общественная поисковая организация «Отечество», Молодежный фонд «Сэлэт» - надежные партнеры в осуществлении молодежной политики, благодаря новым формам взаимодействия и сотрудничества.

Этап после Года молодежи – по настоящее время – период дальнейшего решения его задач, реализации перспектив государственной молодежной политики, заложенных в концептуальном Докладе «Стратегия государственной молодежной политики и положение молодежи в Республике Татарстан в начале III тысячелетия». Он характеризуется устойчивостью процесса ее институализации, развития нормативно-правовой базы, укреплением структуры органов исполнительной власти с введением вертикального управления. В мае 2001 г. Указом Президента РТ создано Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан. Территориальные органы по делам молодежи и спорту являются структурными подразделениями Министерства. Объединение двух важнейших социальных явлений – физкультуры, спорта и молодежной политики, как показывает еще небольшой опыт, позволяет комплексно решать проблемы формирования здорового образа жизни молодого поколения, профилактики социально-негативных явлений, развития детско-юношеского спорта.

Этот этап характеризует и то, что активно используется основной механизм реализации молодежной политики – принятие и реализация комплексных и целевых программ. Накоплен определенный опыт межведомственной координации. Все это благоприятно сказалось на осуществлении основных направлений государственной молодежной политики.

Вместе с тем особенность десятилетнего развития государственной молодежной политики связана с тем, что оно проходило и происходит в условиях необходимости осуществления гарантий, прав молодежи, закрепленных законом РТ «О молодежи» в складывающихся рыночных отношениях. Это сказалось и на выборе приоритетных ее направлений и первоочередных мер.

Раздел III . Как любое системное явление государственная молодежная политика включает в себя необходимы составляющие: нормативное правовое, материально-техническое, организационное, ресурсное, кадровое обеспечение.

Как уже сказано выше научное обеспечение государственной молодежной политики осуществлялось во взаимодействии с ведущими учеными – молодежниками России. В этом плане проявилась твердая позиция председателя Госкомитета М.М. Бариева: чтобы осуществлять управление, необходимо знать его предмет. Значит, надо изучать состояние молодежной среды, настроения и его изменения в зависимости от влияния внешних социальных факторов, иметь концепцию государственной молодежной политики. Для принятия продуманных и грамотных управленческих решений надо объяснять, искать причины и прогнозировать тенденции в молодежной среде. И неслучайно, по отзывам руководителей НИЦ Института Молодежи, Татарстан отличался последовательностью научных исследований о молодежи, системным подходом в этом направлении. С момента создания Госкомитета в течение всего периода проводит работу по организации научного обеспечения начальник отдела информационно-аналитической и кадровой работы Тарасова Н.С.

В разные годы Госкомитетом по делам детей и молодежи, затем Министерством привлекаются ученые, исследователи проблем молодого поколения, работающие в научных и высших учебных заведения республики: Г. Ахмина, Т. Бобченко, Р. Мусина, Р. Зинурова, А. Салагаев, Л. Волович, Э. Тагиров, Г. Морозова, Д. Сулейманов, Сафиуллин Л. и другие. Показательно, что всего за десятилетие проведено 24 социологических исследования, результаты которых реальны и в достаточной мере объективны. Они отражали роль молодежи в реформирующемся обществе, ценностные ориентации и политические предпочтения, этнокультурные процессы в молодежной среде, проблемы сельской и рабочей молодежи. (Приложение № 1). Обобщающие научные доклады и аналитические записки, результаты исследований, материалы Всероссийских и республиканских научно-практических конференций не оставались в столах ученых или руководителей: все они издавались и были доступны специалистам, работающим с молодежью, самой молодежи, студентам. Результаты научных исследований, прогнозы, позитивные и тревожные тенденции в молодежной среде – все это использовалось в качестве убедительных аргументов в докладах, выступлениях председателя Госкомитета РТ по делам детей и молодежи (министра) на различных уровнях: Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ, заседаниях Правительства РФ и РТ, коллегиях, республиканских совещаниях. Данные социологических исследований и научных Докладов использовались при разработке комплексных и целевых Программ для обоснования существующих молодежных проблем и необходимости их принятия, что делало их более убедительными. Большая и серьезная работа по установлению взаимосвязи между наукой и практикой, отношений с ведущими учеными, их участие в научно-практических конференциях, установление деловых и научных контактов во многом способствовала тому, что молодежная политика в Татарстане состоялась и развивается. Но время диктует новые задачи, в сегодняшней ситуации в поле зрения ученых и специалистов встают вопросы изучения толерантности и экстремизма в молодежной среде, активного вовлечения молодежи в созидательные процессы, ее консолидации, современной концепции государственной молодежной политики и ее приоритетов.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 229.