Раздел IV . Из опыта реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Реализация Закона Республики Татарстан "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий"

Важным фактором для улучшения демографической ситуации в стране, укрепления института семьи и воспитания здорового молодого поколения государственная поддержка молодых семей в решении жилищных проблем является. Жилищная проблема по данным наших исследований разных лет является для молодого поколения первоочередной. По среднестатистическим данным в Республике Татарстан насчитывается около 200 тысяч молодых семей, а нуждаются в улучшении жилищных условий более 60 тысяч. Исходя из потребностей молодых семей, остроты жилищной проблемы начата работа по формированию молодежной жилищной политики.

Истоки работы по оказанию государственной поддержки молодым семьям в приобретении жилья шли с мест. По инициативе Госкомитета РТ по делам детей и молодежи были сделаны попытки внедрения районных, городских программ. Так, еще в 1996 году была принята городская жилищная программа в Н.Челнах, несколько лет действовала программа выделения кредитов населению в Лаишевском районе.

Шла реализация идеи поддержки молодых семей в приобретении жилья в рамках принимаемых постановлений Правительства. В феврале 1997 г. было принято Постановление № 118 Кабинета Министров Республики Татарстан, предусматривающее выделение кредитов для населения, где отдельной категорией обозначены молодые семьи.

Это были первые шаги в формировании молодежной жилищной политики, и было налицо понимание и поддержка на республиканском и местном уровнях, но все острее вставала необходимость отдельной Республиканской программы для молодых семей.

7 мая 1997 года Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 397 была утверждена Республиканская программа государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья.

Программа являлась уникальной в том плане, что в ней сочетались интересы молодежи и реальные возможности государственной поддержки в складывающихся рыночных социально-экономических условиях. Механизм ее реализации направлен на развитие здоровых взаимоотношений государства и молодой семьи. Молодая семья получила возможность ощутить поддержку государства. Это одна из цивилизованных мер в осуществлении социальной политики в отношении молодежи, которая сочетает в себе компенсаторный и инновационный характер, и этим отличается от социальной политики в отношении других категорий населения.

Подобные целевые программы были разработаны в Башкортостане, Новосибирске, Томске, Омске, Хабаровске, Петербурге, Белгороде и других регионах. А в структуре формирования молодежной жилищной политики разработка региональных программ по государственной поддержке молодой семьи в приобретении жилья является наиболее эффективным, последовательным и перспективным инструментом.

Начинать эту работу пришлось с убеждения в необходимости решения жилищной проблемы молодежи, с формирования общественного мнения. Не сразу нашли взаимопонимание и поддержку, и до сих пор не найдено должное взаимодействие с администрацией г.Казани. Хотя понятно, что наибольшее количество очередников - молодых семей в студенческом городе Казани.

Безусловно, большая роль в организации Программы на местах принадлежит местным администрациям, органам по делам молодежи. Спектр решаемых ими вопросов достаточно широк: от организации учета молодых семей, имеющих право на участие в Программе, подбора жилых объектов до выделения средств.

Особая роль в механизме реализации Программы принадлежит уполномоченной организации по ее осуществлению. У нас в Республике - это Общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан» (старое наименование - Организация содействия МЖК и молодежного жилищного строительства Республики Татарстан, которая была создана в июле 1995 года), ее руководителя А.С. Еллиева. Главная задача которой – объединение действий Министерства как государственного заказчика и координатора Программы, местных администраций и возможностей молодых семей. Именно этой организацией осуществляется оформление всего пакета документов по предоставлению квартир молодой семье. При осуществлении жилищной молодежной политики обязательно наличие такой общественной организации в той или иной форме. Главное, чтобы в ней работали профессионалы: строители, финансисты, экономисты, обеспечивающие квалифицированный подход к исполнению.

Закон дает возможность последовательного развития молодежной жилищной политики, ресурсного обеспечения Закона «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», принятого в 1999 году Государственным Советом Республики Татарстан. Он закрепил принцип выделения средств на возвратной основе в полном объеме, который состоит в том, что молодая семья возвращает государству сумму представленной государственной поддержки в течение 15 лет без взимания процентов и введения каких - либо коэффициентов. Закон расширил категорию молодых семей, имеющих право на улучшение жилищных условий. Нормальные жилищные условия стимулируют у молодежи мотивацию к трудовой, профессиональной деятельности, способствуют закреплению специалистов на рабочем месте, т.е. решается полноценно и кадровая проблема в обществе.

Большой социальный эффект закона в том, что молодая семья в очень короткий срок, не имея большой суммы, приобретает собственное жилье или улучшает существующие жилищные условия, необходимые для развития полноценной семьи и воспитания детей.

В формировании молодежной жилищной политики должна усиливаться заинтересованность самих молодых семей. Государственные программные документы должны инициировать потребность молодежи более быстрыми темпами достичь материального уровня, позволяющего включаться в Программу. Государственная поддержка молодых семей в приобретении жилья стимулирует в большой степени инновационный потенциал молодежи, направленный на участие ее в социально-экономических преобразованиях общества.

За эти годы в республике благодаря нормативному, финансовому и организационному обеспечению Программы, есть определенные результаты по ее осуществлению. Общий объем финансирования составил 333,0 миллиона рублей, в том числе 189,5 миллионов рублей – из средств республиканского бюджета, 143,5 миллионов рублей – из местных бюджетов. Более 1500 молодых семей улучшили жилищные условия и до конца 2004 г. планируется довести это число до 2000 семей. Семьи, получившие государственную поддержку, своевременно выполняют обязательства по ежеквартальным выплатам. Возвращено молодыми семьями денежными средствами более 140,0 миллионов рублей, в том числе 30,0 миллионов в 2003 году за счет безвозмездных субсидий из федерального бюджета, полученных молодыми семьями на погашение задолженности при рождении ребенка. Своевременные выплаты молодых семей позволяют реинвестировать средства, и с каждым годом этот процесс набирает обороты. На 1 сентября 2004 г. реинвестировано 138,0 миллионов рублей. Считаем важным отметить 2001 год - Год молодёжи, когда было выделено 75,0 млн.руб. из республиканского бюджета, что дало сильный импульс развитию Программы на последующие годы. Наиболее успешно реализация Программы осуществляется в г. Набережные Челны. Слабо идет реализация Закона в столице республики, где наибольшее количество нуждающихся более 4 тысяч молодых семей. В ходе реализации Программы используются все возможности, в частности активизируется процесс участия предприятий, а также привлечение средств самих молодых семей. Привлечено средств предприятий на общую сумму более 11,0 миллионов рублей, пока все они из г.Набережные Челны. Но уже проявляют реальную заинтересованность предприятия г.г. Казани, Елабуги, Альметьевска, Зеленодольска и Верхнеуслонского района. Проводится активная работа по привлечению средств самих молодых семей, которые внесли более 130,0 млн.руб.

Значительная роль в реализации молодежной жилищной программы отводится и сельским районам республики. Из общего объема финансирования, доля средств республиканского бюджета, выделенных на сельские районы, составляет 35,7%, а доля местных бюджетов 30,5%. Из общего числа молодых семей, улучшивших жилищные условия, 44,5% приходится на жителей сельских районов.

На сегодняшний день в реализации программы принимают участие 42 района (города) республики. Заинтересованность и активность в ее реализации проявляют администрации г. Н. Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Балтасинского, Кайбицкого, Кукморского, Новошешминского, Нурлатского, Спасского, Тукаевского районов. Не принимают участия в реализации программы Атнинский, Черемшанский районы.

В настоящее время используются все возможные варианты улучшения жилищных условий молодых семей: новое многоквартирное строительство, новое индивидуальное строительство, новое малоэтажное строительство, завершение строительства путем предоставления строительных материалов, приобретение квартир, домов на вторичном рынке и реконструкция жилых помещений.

В существующей редакции Закона Республики Татарстан "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" максимальный размер оказываемой государственной поддержки ограничен 1500 кратным минимальным размером оплаты труда, установленным в Российской Федерации, что составляет 150 000,0 рублей. В условиях ежегодного удорожания строительства жилья и цен на жилье на вторичном рынке размер оказываемой государственной поддержки получается незначительным, поэтому большую часть стоимости жилья молодым семьям приходится вносить самостоятельно. Особенно эта проблема актуальна в городах республики и крупных районных центрах. Многим молодым семьям не под силу внесение первоначального взноса, который составляет от 80,0 до 200,0 тысяч рублей в сельской местности, а в городах эта цифра еще выше. За последние пять лет стоимость жилья в городах республики выросла в 4-5 раз. Учитывая сложившуюся ситуацию и экономическое положение молодых семей, Кабинет Министров Республики Татарстан по инициативе Министерства по делам молодёжи и спорту Республики Татарстан внес в Государственный Совет Республики Татарстан изменения и дополнения в Закон Республики Татарстан "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий". В частности, одно из них касается размера оказываемой государственной поддержки и предполагает увеличение ее максимального размера. Предполагается довести максимальный размер государственной поддержки до 3000 минимальных размеров оплаты труда. Увеличение этой суммы позволит повысить качественные показатели реализации программы, что положительно скажется на социальном самочувствии молодёжи.

Важным звеном в реализации государственной молодёжной политики можно назвать принятие подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Несмотря на некоторые различия в условиях участия молодых семей в федеральной и республиканской программах, первая является хорошим дополнением второй. В 2003 году Республике Татарстан было выделено 30,0 миллионов рублей, которые позволили выделить субсидии 208 молодым семьям. Благодаря получению субсидии эти молодые семьи смогли полностью рассчитаться с задолженностью за приобретенное жилье и стать полноправными собственниками, а средства, которые должны были возвращаться на протяжении 15 лет, вернулись за год. В 2004 году по итогам конкурса на реализацию федеральной подпрограммы Республике Татарстан выделяется 25,0 миллионов рублей.

Следует отметить, что 2004 год является значимым за весь период реализации программы, так как впервые в республиканском бюджете предусмотрено 100,0 (сто) миллионов рублей. Ожидаемая сумма из местных бюджетов от 80 до 100 миллионов рублей.

В целом реализация Закона Республики Татарстан "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" с каждым годом приносит ощутимые результаты. Этому способствует стабильное выделение средств из республиканского бюджета, активная позиция глав администраций городов и районов республики, участие Республики Татарстан в федеральной подпрограмме, привлечение предприятий и организаций к участию в программе и активная жизненная позиция самих молодых семей, поэтому государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий по-прежнему остается приоритетной, наконец жилищная проблема была, есть и будет оставаться одной из главных в жизни каждого человека, особенно молодых семей.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 193.