Как отражено в имеющихся нормативных актах, государственная молодежная политика является предметом совместного ведения центра и субъектов РФ и строится во взаимодействии. Отсутствие базового федерального Закона о молодежи или о государственной молодежной политике, упразднение самостоятельного органа, осуществляющего управление в сфере государственной молодежной политики на федеральном уровне, сдерживали и сдерживают комплексное развитие нормативной базы сферы государственной молодежной политики. Вместе с тем в республике в осуществлении Закона РТ «О молодежи» всего было принято порядка 200 нормативных правовых актов, направленных на создание условий для реализации прав молодежи по различным аспектам жизнедеятельности. В законодательном регулировании государственной молодежной политики, помимо Закона «О молодежи» от 19 октября 1993 г., № 1983 – XII, наиболее значимыми являются:
Закон Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» от 21 октября 1999 г. № 2443;
Указы Президента Республики Татарстан «Об учреждении и присуждении специальных государственных стипендий РТ для аспирантов, студентов и учащихся государственных образовательных учреждений», Указ Президента Республики Татарстан «Об объявлении 2001 года Годом молодежи в Республике Татарстан» от 13 декабря 2000 г., № УП-976, Ежегодное Послание Президента РТ Государственному Совету РТ, Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан (Приложение № 2).
Это позволило обеспечить развитие прежде всего таких направлений государственной молодежной политики, как поддержка молодой семьи в приобретении жилья, талантливой молодежи, студенчества, содействие трудоустройству молодого поколения и других. В целом практика убедила, что важным инструментом в решении молодежных проблем является разработка и принятие целевых и комплексных программ.
Таковы программы государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья (1997), ежегодная программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи (1995), комплексные программы «Молодежь Татарстана» на 1999-2001 гг., «Дети Татарстана». Опыт их реализации анализируется в разделах Доклада «Стратегия государственной молодежной политики и положение молодежи в РТ в начале III тысячелетия». В настоящее время с учетом новых социально-экономических условий, приоритетности проблем молодежи ведется разработка новых редакций комплексных программ, так как они являются действенным механизмом в решении проблем молодого поколения. Особое значение в духовном и нравственном его становлении имеет республиканская программа патриотического воспитания, так как выполняет долговременный социальный заказ на формирование нравственного здоровья и патриотизма, она стратегически значима, так как отражает национальные и государственные интересы.
Таким образом, десятилетний опыт, перспективы развития государственной молодежной политики показывает, что комплексные и целевые программы в этой сфере позволяют определить конкретные меры с оптимальным и рациональным расходованием средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с целями и задачами для достижения социально значимых результатов в том или ином направлении молодежной политики.
Кроме того, в условиях оптимизации расходования бюджетных средств более жестко определен подход как к республиканским, так и районным, городским молодежным программам. Их разработка, реализация и инвестирование должны быть четко выстроены с актуальными и долговременными целями и задачами и направлены на повышение качества жизни молодого поколения. В течение последних двух лет ведется работа над изменениями в Закон РТ «О молодежи». Работа сложная по нескольким причинам: отсутствие федерального закона, обязательное соответствие Закона «О молодежи» существующим федеральному и республиканскому законодательству затрудняет определение экономических гарантий молодежи и других. Но подход к его разработке определяется тем, что Закон «О молодежи» должен соответствовать современным социально-экономическим условиям, базироваться на существующем десятилетнем опыте и максимально определять обязанности государства по отношению к молодежи, правовые и экономические гарантии осуществления государственной молодежной политики. Он должен закрепить и полномочия общественных молодежных организаций, инвесторов, принципы и нормы взаимодействия в реализации государственной молодежной политики на новом ее этапе.
В целом при достаточном объеме проделанной работы в нормативном правовом обеспечении наблюдается, можно отметить, диспропорция. Если проанализировать содержание принятых нормативных актов, помимо решения молодежной жилищной проблемы, практически до 70% из них направлены на поддержку талантливой молодежи, организацию проведения того или иного массового мероприятия. К сожалению, ряд первоочередных молодежных проблем в создании равных условиях для получения профессионального образования, трудоустройства выпускников высших и средних учебных заведений, осуществление мер государственной поддержки для молодежи села, других категорий не находят нормативного обеспечения в достаточной степени, и это следует признать, одна из недоработок.
Десятилетний период реализации государственной молодежной политики, общественная потребность в повышении ее эффективности свидетельствуют о совершенствовании организационной структуры органов по делам молодежи.
Сложилась устойчивая структура органов по делам молодежи и спорту. На момент создания Госкомитета РТ по делам детей и молодежи органы по делам молодежи в городах и районах составляли 22 единицы, из них, одно управление, 10 комитетов и 11 отделов, в том числе совмещенных. Но уже в 1999 году – пятилетия государственной молодежной политики, действовала система государственных органов. В настоящее время у Министерства по делам молодежи и спорту РТ как республиканского органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять управление в сфере государственной молодежной политики, физической культуры, спорта, территориальные органы созданы во всех административных центрах республики.
Структурные подразделения (территориальные органы) Министерства составляют: 31 – отдел, 14 – управлений, 2 комитета в г. Казани и соответствующие отделы.
Структурные подразделения (территориальные органы) призваны осуществлять реализацию государственной молодежной политики в пределах существующих административных территорий – городов и районов РТ. Следует отметить стабильную и эффективную их работу в г. Наб. Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Елабуга, Чистополь, Балтасинском, Актанышском, Алексеевском, Зеленодольском, Мамадышском, Пестречинском, Кукморском, Сабинском, Тукаевском, Тюлячинском и других районах.
Исходя из особенностей государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, укрепилась межведомственная координация по всему спектру молодежных проблем: образованию, трудоустройству, организации досуга, профилактике социально-негативных явлений. Как на республиканском уровне, так и на местном органы по делам молодежи решают их во взаимодействии прежде всего с органами здравоохранения, образования, культуры, труда и занятости, социальной защиты, внутренних дел и другими.
Следует отметить вклад в реализацию государственной молодежной политики Р.Г. Нугуманова – заместителя министра внутренних дел, В.А. Боговаровой – заместителя министра образования, Фаизова Ф.Х. – заместителя министра труда и занятости, которые в течение ряда лет являлись членами коллегии Госкомитета РТ по делам детей и молодежи, тесное сотрудничество с заместителем министра здравоохранения Никольской Л.А., складывающиеся деловое сотрудничество с заместителем министра образования Л.В. Овсиенко и другими.
В соответствии с административной реформой и модернизацией управления предстоит большая работа по разграничению полномочий с органами местного самоуправления, как в организационных, так и в имущественных вопросах.
За десятилетие развития государственной молодежной политики можно констатировать, что формирование кадрового потенциала, ее кадровое обеспечение позволило организовать практическую работу с молодежью, принимать управленческие решения, направленные на реализацию целей и задач государственной молодежной политики. Кто относится к кадровому составу сферы государственной молодежной политики? 1) Государственные служащие органов по делам молодежи и спорту, на начало 2004 года их численность составляет 302 человека, из них 171 специалисты и руководители структурных подразделений республики. 2) Руководители и специалисты республиканских подведомственных учреждений. 3) Руководители и специалисты подростковых клубов (всего 916 чел), молодежных центров (520 чел.), социальных служб (220 чел.) Всего в учреждениях и организациях специалистов работающих с молодежью около 2 тысяч. Это работники, оказывающие социальные и другие услуги молодежи. В упорядочении системы работы со специалистами государственной молодежной политики немаловажным явилось принятие приказа Государственного комитета Республики Татарстан по делам детей и молодежи № 52 от 17.04.98 г. об утверждении штатных нормативов для органов по делам детей и молодежи. Важным стимулом в работе специалистов послужило принятие Распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.07.2003 г. № 961-р, позволяющее учреждениям и организациям, подведомственным Министерству по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, формировать фонд для выплаты надбавок за сложность, напряженность и высокие показатели в работе.
За эти годы начала складываться система по повышению квалификации, подготовки и переподготовки специалистов, работающих с молодежью на базе Республиканских центров учебно-научного, исследовательского, социально-правовой и психолого-педагогической помощи детям и молодежи.
РУНИЦ в рамках федеральной программы «Молодежь России» (2001-2005 гг.) объявлен как опорно-экспериментальный по направлению «Развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью».
Успех реализации государственной молодежной политики, эффективная социализация молодого поколения зависят от профессиональной грамотности, компетентности тех, кто работает с молодежью. Поэтому система подготовки, переподготовки кадров по работе с молодежью должна быть более действенна и последовательная.
С молодежью работают люди, преданные самой идее молодежной политики, стремящиеся помочь молодым людям в их жизненном становлении, самореализации. Оглядывая пройденный путь, следует назвать руководителей, которые работали долго, работали просто хорошо в разные годы. Барышев А.Г. (Казань), Савельев И.Л. (Казань), В. Камильянов, Р. Гарифуллин (Н. Челны), Р. Шайдуллин (Нижнекамск), Н. Кассиров (Альметьевск), Ф. Губайдуллина (Азнакаево), И. Шакиров (Арский район), Р. Мухамадеева (Бавлы), Р. Шакиров (Балтасинский район), М. Юнусов (Заинск), С. Шарафеева (Кукмор), Р. Сайфутдинов (Мамадыш), Л. Шакиров (Лениногорск), Х. Гилязетдинов (Мензелинск), А. Скоков (Новошешминский район), Н. Тазиева (Пестречинский район), Д. Габтерахманов (Сабинский район), И. Давлетшин (Сармановский район), А. Валиахметов (Спасский район), А. Латипов (Тукаевский район), И. Митяева (Черемшанский район), В. Абдуллина (Ютазинский район), Э. Шигабутдинова (Московский район г. Казани), Т. Ахмерова (Авиавтроительный район), И. Раимов (Советский район), Чинаева З.С. (Приволжский район). Они в непростых условиях становления и формирования государственной молодежной политики, осуществляли ее во имя интересов молодежи, защищая ее права. Как уже отмечено, надежными партнерами в реализации государственной молодежной политики являются молодежные общественные организации, их лидеры Д. Сулейманов, А. Коноплев, А. Кондратьев, А. Межведилов, Д. Туманов, и другие.
Важным условием организации эффективной работы с молодежью, элементом системного к ней подхода является развитие и укрепление материально-технической базы учреждений для молодежи. Молодежная инфраструктура насчитывает на начало 2004 года 265 учреждений, из них 20 республиканских:
Молодежных центров – 8
Молодежная биржа труда
Центр информации для молодежи
Учебный научно-исследовательский центр
Центр социально-правовой и психолого-педагогической помощи детям и молодежи
Центр Форпост
Центр французского языка
Татаро-японский культурно-информационный центр «Сакура»
Центр по организации отдыха и занятости детей и подростков «Лето»
Молодежный центр «Идель»
В настоящее время 245 учреждений для молодежи в городах и районах при структурных (территориальных) подразделениях Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, в том числе:
Молодежных центров– 17
Молодежных бирж труда – 3
Центры информации для молодежи – 4
Социальных служб – 18
в том числе «Телефон доверия» - 9
Подростковые клубы – 202.
Молодежная структура, представленная наряду с традиционными и учреждениями нового типа, дает возможность осуществлять функции и полномочия органов по делам молодежи и спорту в сфере государственной молодежной политики, позволяет использовать новые, эффективные формы работы с молодежью в современных условиях.
И наконец, финансовое обеспечение. Здесь наблюдается определенная положительная динамика и стабильность (Приложение № 3). Но для полноценной реализации принципов и скорректированных приоритетов молодежной политики это, безусловно, недостаточно. Требуется осуществление мер по поддержке молодежного предпринимательства, молодых семей, укрепления здоровья молодого поколения, создания условий для труда и организации досуга в сельской местности и другие. Сосредоточение средств в т.ч. из внебюджетных источников на государственную поддержку молодежи, осуществление проектов по использованию потенциала самой молодежи позволят организовать эффективную работу.
Тем более мировая практика, так и опыт реализации молодежной политики в Татарстане, показывают, что менее затратно и целесообразно проводить работу комплексно, конкретному ведомству, что отвечает и целям, задачам и принципам государственной молодежной политики.
Таким образом, государственная молодежная политика, нося межотраслевой характер, в республике имеет все характерные составляющие самостоятельной отрасли: нормативные правовые основы, организационную четкую структуру, свои институты реализации основных направлений, кадровое и финансовое обеспечение. Сложились формы взаимодействия с министерствами и ведомствами, общественными организациями в реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики. Это подтверждает последовательный характер работы с молодежью в республике, так как налицо все составляющие системного подхода. Другой вопрос, что они представлены в разной степени и не всегда в необходимом объеме. Это вопрос дальнейшего развития государственной молодежной политики.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 205.