Типы археологических памятников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Археологический памятник — объект материальной культуры, несущий в себе определённый объём информации о прошлом. Синонимом этого понятия может считаться термин «артефакт» (от лат. artefactum — искусственно сделанное, — продукт человеческой деятельности). Археологическим источником памятник становится после проведения должным образом раскопок со строгим соблюдением методики. У каждого вида памятников есть своя специфика, обусловленная видом и особенностями памятника.

Виды

Перечисленная ниже классификация археологического материала носит довольно условный характер. Очень часто бывает так, что памятники сочетают в себе функции различных категорий. Например, курганы могут нести не только функцию захоронения (погребальная), но и выполнять определённые культовые функции.

1. Поселения:

1) пещерные стоянки; 2) стоянки; 3) селище; 4) городища; 5) города.

Могильники:

1) грунтовые могильники; 2) курганы; 3) мегалитические могильники (склепы, дольмены, кромлехи, мавзолеи, пирамиды).

3. Места производственной деятельности:

1) места добычи полезных ископаемых (каменоломни, копи, шахты, рудники, мастерские по обработке камня, металлургические комплексы); 2) места, связанные с присваивающей деятельностью (загоны, огороды, ловчие ямы, запоры – «загоны» для рыбы, ловушки, места разделки туши животных); 3) места, связанные с производящей деятельностью (поля, сады, огороды, загоны, каналы, водохранилища, дамбы, плотины, водопроводы).

4. Места военных действий:

1) укрепления – форты, бастионы; 2) валы, рвы, окопы; 3) поля сражений.

Культовые памятники:

1) медвежьи пещеры; 2) жертвенные места; 3) святилища, капища; 4) лабиринты; 5) обсерватории; 6) храмовые комплексы.

6. Места изобразительной деятельности:

1) пещерная живопись; 2) наскальная живопись (писаницы – рисунки краской, петроглицы – выбитые на скале), 3) надписи на скалах; 4) скульптуры; 5) каменные бабы; 6) менгиры.

7. Древние коммуникации:

1) дороги; 2) караванные тропы; 3) колодцы; 4) мосты; 5) морские волоки.

8. Случайные находки:

1) случайные находки; 2) местонахождения; 3) клады; 4) затонувшие корабли.

 

4. Культурный слой, его образование.

Культурный слой (археол.), название слоя земли на местах человеческих поселений, содержащего следы или остатки деятельности человека. Толщина К. с. бывает различна — от нескольких см до 30—35 м. Это зависит главным образом от продолжительности и интенсивности человеческой деятельности на данном месте. К. с. подвергается раскопкам с целью изучения содержащихся в нём остатков деятельности человека и восстановления истории данного поселения.

Природные силы — ветра и воды — могут прикрыть культурный слой наносами песка или ила и тем сохранить его, но могут также раздуть или размыть и уничтожить. Особенно хорошо сохраняется культурный слой в пещерах и гротах, где он не подвергается действию ветра и воды. Хуже всего он сохраняется на песчаных дюнах, которые находятся в постоянном движении. Особенно страдают от этого дюнные неолитические стоянки.

Культурный слой образуется и растет медленно, но неуклонно — из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Но толщина культурного слоя зависит не столько от времени, сколько от интенсивности человеческой деятельности. Чем больше человек трудится, чем больше он строит, тем быстрее растет культурный слой. В значительной мере толщина культурного слоя зависит от материала различных сооружений. Деревянные постройки обычно сгнивают и прибавляют к культурному слою несколько миллиметров, каменные и кирпичные сооружения, разрушаясь, не уменьшают объема материала и образуют более мощные пласты. Поэтому толщина культурного слоя разных памятников различна, она колеблется от нескольких сантиметров до десятков метров. На окраинах Москвы толщина культурного слоя не превышает 10 см, а в центре достигает 8 м. Самый мощный культурный слой в мире — в древних городах Месопотамии — 20 м и на некоторых городищах в Средней Азии — 34 м. Внешне культурный слой резко отличается от естественных почв. Он обычно темнее, от присутствия в нем частичек угля и перегноя, растительность на нем гуще и ярче. Археологические памятники с культурным слоем бывают однослойными и многослойными. Однородный, т. е. относящийся к одной исторической эпохе, культурный слой образуется на поселении, жизнь на котором не прерывалась в течение какого-либо времени и протекала из поколения в поколение, причем без особых культурных изменений и переворотов. Сплошной, но разнородный слой образуется на поселениях, где жизнь не прерывалась, но где происходили значительные культурные изменения и перевороты. Так одно и то же поселение могло переходить из одной археологической эпохи в другую: из неолита в энеолит, из энеолита в эпоху бронзы, из эпохи бронзы в эпоху железа. Такие переходы могли совершаться без особых потрясений, г. е. на поселении могла эволюционизировать одна и та же этническая группа, как это мы часто встречаем в древних городах Востока, но они могли и сопровождаться какими-то катаклизмами, например нашествием неприятеля и заменой одной этнической группы другой. Если же на поселении жизнь почему-либо прекращалась, а через какой-то промежуток времени, иногда очень длительный, возобновлялась, то образовывались перемежающиеся слои. Более древний культурный слой, или, как говорят, нижний, покрывался наносами песка, ила или глины, а позднейший (верхний) отлагался уже на этом наносе. Природный слой, не содержащий культурных остатков и разделяющий разнородные культурные слои, называется в археологии стерильной прослойкой. Некоторые памятники содержат все возможные комбинации наслоений.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1425.