Этапы развития Археологии в России

Что такое археология?

Археоло́гия — историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

История образования Археологии

Упоминание об археологии известно еще в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке — антропология. [1]

В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археология — часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.

Типы археологических памятников.

Археологический памятник — объект материальной культуры, несущий в себе определённый объём информации о прошлом. Синонимом этого понятия может считаться термин «артефакт» (от лат. artefactum — искусственно сделанное, — продукт человеческой деятельности). Археологическим источником памятник становится после проведения должным образом раскопок со строгим соблюдением методики. У каждого вида памятников есть своя специфика, обусловленная видом и особенностями памятника.

Виды

Перечисленная ниже классификация археологического материала носит довольно условный характер. Очень часто бывает так, что памятники сочетают в себе функции различных категорий. Например, курганы могут нести не только функцию захоронения (погребальная), но и выполнять определённые культовые функции.

1. Поселения:

1) пещерные стоянки; 2) стоянки; 3) селище; 4) городища; 5) города.

Могильники:

1) грунтовые могильники; 2) курганы; 3) мегалитические могильники (склепы, дольмены, кромлехи, мавзолеи, пирамиды).

3. Места производственной деятельности:

1) места добычи полезных ископаемых (каменоломни, копи, шахты, рудники, мастерские по обработке камня, металлургические комплексы); 2) места, связанные с присваивающей деятельностью (загоны, огороды, ловчие ямы, запоры – «загоны» для рыбы, ловушки, места разделки туши животных); 3) места, связанные с производящей деятельностью (поля, сады, огороды, загоны, каналы, водохранилища, дамбы, плотины, водопроводы).

4. Места военных действий:

1) укрепления – форты, бастионы; 2) валы, рвы, окопы; 3) поля сражений.

Культовые памятники:

1) медвежьи пещеры; 2) жертвенные места; 3) святилища, капища; 4) лабиринты; 5) обсерватории; 6) храмовые комплексы.

6. Места изобразительной деятельности:

1) пещерная живопись; 2) наскальная живопись (писаницы – рисунки краской, петроглицы – выбитые на скале), 3) надписи на скалах; 4) скульптуры; 5) каменные бабы; 6) менгиры.

7. Древние коммуникации:

1) дороги; 2) караванные тропы; 3) колодцы; 4) мосты; 5) морские волоки.

8. Случайные находки:

1) случайные находки; 2) местонахождения; 3) клады; 4) затонувшие корабли.

 

4. Культурный слой, его образование.

Культурный слой (археол.), название слоя земли на местах человеческих поселений, содержащего следы или остатки деятельности человека. Толщина К. с. бывает различна — от нескольких см до 30—35 м. Это зависит главным образом от продолжительности и интенсивности человеческой деятельности на данном месте. К. с. подвергается раскопкам с целью изучения содержащихся в нём остатков деятельности человека и восстановления истории данного поселения.

Природные силы — ветра и воды — могут прикрыть культурный слой наносами песка или ила и тем сохранить его, но могут также раздуть или размыть и уничтожить. Особенно хорошо сохраняется культурный слой в пещерах и гротах, где он не подвергается действию ветра и воды. Хуже всего он сохраняется на песчаных дюнах, которые находятся в постоянном движении. Особенно страдают от этого дюнные неолитические стоянки.

Культурный слой образуется и растет медленно, но неуклонно — из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Но толщина культурного слоя зависит не столько от времени, сколько от интенсивности человеческой деятельности. Чем больше человек трудится, чем больше он строит, тем быстрее растет культурный слой. В значительной мере толщина культурного слоя зависит от материала различных сооружений. Деревянные постройки обычно сгнивают и прибавляют к культурному слою несколько миллиметров, каменные и кирпичные сооружения, разрушаясь, не уменьшают объема материала и образуют более мощные пласты. Поэтому толщина культурного слоя разных памятников различна, она колеблется от нескольких сантиметров до десятков метров. На окраинах Москвы толщина культурного слоя не превышает 10 см, а в центре достигает 8 м. Самый мощный культурный слой в мире — в древних городах Месопотамии — 20 м и на некоторых городищах в Средней Азии — 34 м. Внешне культурный слой резко отличается от естественных почв. Он обычно темнее, от присутствия в нем частичек угля и перегноя, растительность на нем гуще и ярче. Археологические памятники с культурным слоем бывают однослойными и многослойными. Однородный, т. е. относящийся к одной исторической эпохе, культурный слой образуется на поселении, жизнь на котором не прерывалась в течение какого-либо времени и протекала из поколения в поколение, причем без особых культурных изменений и переворотов. Сплошной, но разнородный слой образуется на поселениях, где жизнь не прерывалась, но где происходили значительные культурные изменения и перевороты. Так одно и то же поселение могло переходить из одной археологической эпохи в другую: из неолита в энеолит, из энеолита в эпоху бронзы, из эпохи бронзы в эпоху железа. Такие переходы могли совершаться без особых потрясений, г. е. на поселении могла эволюционизировать одна и та же этническая группа, как это мы часто встречаем в древних городах Востока, но они могли и сопровождаться какими-то катаклизмами, например нашествием неприятеля и заменой одной этнической группы другой. Если же на поселении жизнь почему-либо прекращалась, а через какой-то промежуток времени, иногда очень длительный, возобновлялась, то образовывались перемежающиеся слои. Более древний культурный слой, или, как говорят, нижний, покрывался наносами песка, ила или глины, а позднейший (верхний) отлагался уже на этом наносе. Природный слой, не содержащий культурных остатков и разделяющий разнородные культурные слои, называется в археологии стерильной прослойкой. Некоторые памятники содержат все возможные комбинации наслоений.

Полевые исследования

Камеральные (лабораторные)

Теоретические

Экспериментальные

Методика археологических исследований специфична как в полевом, так и в кабинетном отношении.

Полевые исследования в археологии включают выявление (разведку), описание и непосредственное изучение памятников с помощью раскопок или неразрушающими методами.

Одним из основных кабинетных методов в археологии является сравнительно-типологический. Данный метод применим ко всем видам археологических памятников – от отдельных предметов до поселений и погребений. Его логическое продолжение - выявление и исследование археологических культур.

Необходимо отметить также методы, связанные с определением назначения и функций древних вещей путем выявления следов работы на них (трасология), с изучением способов производства вещей (металлография, спектральный анализ, петрография и т.д.), с реконструкцией природных условий функционирования древних сообществ (метод спорово-пыльцевого анализа).

Большая группа кабинетных археологических методов связана с важнейшей проблемой археологии – проблемой датирования исследуемых источников. Датирование может быть относительным и абсолютным. В первом случае определяется хронологическая последовательность тех или иных событий вне связи с какой-либо шкалой абсолютного отсчета времени. Во втором случае события соотносятся с такого рода шкалой – в первую очередь с международно-принятым летосчислением по солнечным годам до нашей эры и нашей эры - вплоть до конкретного года, столетия, тысячелетия и т.д.

Для относительного датирования применяются следующие основные методы: стратиграфический, сравнительно-типологический, метод перекрестной датировки и др.

Для абсолютного датирования, используются разнообразные естественнонаучные методы, среди которых: дендрохронологический метод, метод ленточных глин, радиоуглеродный метод, калий-аргоновый метод, термолюминесцентный анализ и др.

При всем огромном значении естественнонаучных методов в системе абсолютного датирования эти методы, с одной стороны, требуют дальнейшего совершенствования, с другой - обязательного соотнесения с традиционными и новыми разработками по относительной хронологии типов ископаемых изделий, археологических памятников и культур в целом, а также с известными данными письменных источников.

 

Периодизация.

(смотри таблицу археологической периодизации)

 

Ранний палеолит.

Эпоха мустье.

Билет 24. Энеолит Урала

На большинстве поселений отсутствуют изделия из меди, следы металлургии и металлообработки. Единичные предметы выполнены методом ковки: пластины, ножи, иглы, шилья и другие мелкие изделия. Встречаются абразивные плитки со следами заточки металлических инструментов; наковальни, косвенно свидетельствующие об использовании металлических предметов.

Основным материалом для изготовления орудий оставался камень. Анализ основных черт материальной культуры археологических культур и типов памятников Урала позволяет наметить существование в эпоху Энеолита двух культурно-исторических областей - западной волосовско-гаринской общности (А.Х.Халиков) и восточной - восточно-уральской (О.Н.Бадер). Помимо них, в Южном Приуралье в III тыс. до н.э. сложился приуральский вариант обширной ямной культ.-ист. общности, основой хоз-ва населения которой было скотоводство. С населением древнеямной культуры связано появление курганного способа захоронения в степной зоне Приуралья. Своеобразна андреевская культура Тюменского Притоболья, генезис которой, вероятно, связан с культурами ямочно-гребенчатой общности лесной зоны Восточной Европы.

Восточная область сформировалась на относительно однородной неолитической основе и занимала обширные пространства от Сев. Казахстана на Юге до Полярного круга на Севере, была локализована вдоль восточного склона Уральских гор в нескольких ландшафтно-климатических зонах. Входящие в область археологической культуры и типы памятников относятся исследователями к двум культурно-хронологическим горизонтам. На керамической посуде раннего горизонта прослеживается сосуществование накольчато-отступающей геометрической и гребенчатой орнаментальных традиций. Характерны глиняные грузила от сетей биконической формы.

На позднем этапе многокомпонентные керамические комплексы трансформируются в гребенчатые. Наблюдается распространение глиняных грузил со шляпковидными концами, каменных перфорированных дисков, кибасов.

Специфика природно-территориальных комплексов определила специализацию хозяйственных структур области. Наряду с металлургией и металлообработкой, рыболовы и охотники южных районов Урала, прилегающих к нему областях знакомятся с зачатками скотоводства и земледелия. Кости домашних животных (крупного и мелкого рогатого скота, лошади) найдены на поселениях Южного Урала (Суртанды VIII), Сев. Казахстана (Ботай и пр.), Среднего Зауралья (Разбойничий остров). Находки глиняных пряслиц, рыболовных грузил, отпечатков веревок, сеток и ткани на стенках горшков свидетельствуют о распространении ткачества и плетения сетей.

В северных районах фиксируются небольшие наземные или слегка углубленные четырехугольные и квадратные дома (стоянки на р. Атымья), некоторые постройки имеют бревенчатую двускатную крышу, один-два выхода (чужьяельская культура). На территории Среднего и Южного Зауралья жилища представлены подпрямоугольными полуземлянками каркасного типа с искусственно-грунтовой конструкцией стен, реже - элементами сруба (аятская культура). Дома полуземляночного типа, многоугольной, округлой и подквадратной формы с коническим шатровым перекрытием, с глиняной обмазкой стен характерны для ботайской культуры.

Характер каменной индустрии культурных образований КИО определен техническо(технико)-типологическими традициями, сложившимися еще в неолите, адаптирован к местным источникам сырья, явно неоднороден на протяжении эпохи. В целом в позднем энеолите почти повсеместно формируется плитчато-отщеповый тип индустрии, вырабатываются близкие формы каменных орудий (молоты, перфорированные диски, "утюжки") и украшений (каплевидные подвески).

Погребальный обряд КИО в большинстве случаев представлен одиночными захоронениями в пещерах, гротах, на территории поселения (Бурановская пещера, Грот Дождевой, Аятское пос., Дружный и др.). Но известны и могильники, исследуемые в южной части лесостепи,- Верхняя Алабуга, Убаган I, в Тюменском Притоболье - Б. Андреевский о-в, Перейма II (Андреевских оз. археол. пам.). Преобладают костяки в вытянутом положении на спине, иногда с подогнутыми ногами. Известны сидячие и полусидячие погребения - Верхняя Алабуга, Убаган I. Часто костяки посыпаны охрой, сохранились следы ритуального костра. В могилах, за редким исключением, отсутствуют сосуды, но встречаются каменные орудия, изделия из меди, украшения - подвески из кости и камня. Своеобразен погребальный обряд ботайских захоронений: подзахоронение в одной камере, сооруженной в жилищных постройках; захоронение одной головы с посмертной маской и т.д.

У энеолитического населения Урала, особенно лесной зоны, складываются близкие социо-мировоззренческие установки, отразившиеся в основных сюжетах изобразительного искусства, антропо- и зооморфных формах: деревянная скульптура - лоси, утки, антропоморфные идолы; графические изображения на сосудах - водоплавающие птицы, копытные, человекообразные существа; мелкая кремневая пластика - люди, птицы, рыбы, животные.

По мнению ряда исследователей, населения волосовско-гаринской КИО отражают ранние стадии развития финно-пермской ветви финно-угорской языковой семьи, населения лесной зоны Зауралья - угорской ветви той же языковой семьи.

 

Ранним железным веком в археологии называют следующий за эпохой бронзы период истории человечества, отмеченный освоением способа получения железа, началом изготовления и широким распространением изделий из него.

Переход от бронзы к железу занял несколько столетий и протекал далеко не равномерно. Одни народы, например в Индии, на Кавказе, знали железо в X в. до н. э., другие (в Южной Сибири) — лишь в III—II вв. до н. э. Но в основном уже в VII—VI вв. до н. э. народы, обитавшие на территории России, освоили новый металл.

Хронология раннего железного века — VII век до н. э.— V в. н. э. Даты весьма условные. Первая связана с классической Грецией, вторая — с падением Западной Римской империи и началом эпохи средневековья. В Восточной Европе и Северной Азии ранний железный век представлен двумя археологическими периодами: скифским VII—III вв. до н. э. и гунно-сарматским II в. до н. э — V в. н. э.

Почему ранний железный век? Такое название археологической эпохи истории Евразии не случайно. Дело в том, что с I тысячелетия до н. э., т. е. с начала железного века, человечество, несмотря на целый ряд изобретений, освоения новых материалов, особенно пластических заменителей, легких металлов, сплавов, продолжает жить в железном веке. Представьте хотя бы на мгновение, как бы выглядела вся современная цивилизация, если бы исчезло железо. Достаточно отметить, что все машины, транспорт, механизмы, мостовые конструкции, корабли и многое другое сделаны из железа (стали), их нельзя ничем заменить. Это и есть цивилизация железного века. Другой пока не предвидится. А ранний железный век — понятие историко-археологическое. Это период истории, отмеченный и реконструируемый в основном с помощью археологии.

В ранний железный век у большинства племен и народов складывается продуктивное хозяйство, основанное на земледелии и скотоводстве. В ряде мест отмечается рост народонаселения, устанавливаются экономические связи, усиливается роль обмена, в том числе и на большие расстояния. Значительная часть древних народов в начале железного века находилась на стадии первобытно-общинного строя, у некоторых племен и союзов шел процесс классообразования. На ряде территорий (Закавказье, Средняя Азия, степная Евразия) возникли ранние государства.

Ранний железный век за пределами греко-македонского и римского мира с середины I тысячелетия до н. э. представлен в Европе памятниками латенской культуры V—I вв. до н. э. Периоды развития культуры латен — А (500—400 гг.), В (400—300 гг.) и С (300—100 гг.) — это целая эпоха в развитии. Она известна как «второй железный век», следующая за культурой гальштат. В латенскую культуру уже не встречаются бронзовые орудия труда. Памятники этой культуры обычно связывают с кельтами. Они жили в бассейне Рейна, Лауры, в верховьях Дуная, на территории современной Франции, Германии, Англии, частично Испании, Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии.

К концу археологического периода — гальштат D — относятся археологические памятники, связанные с известными этносами в Европе: германцами, славянами, угро-финнами и балтами, далее к востоку — цивилизация Древней Индии и Древний Китай династий Цинь и Хань (с подчинением Китаем западных и северных территорий происходило формирование древнекитайского этноса и государства в границах, близких к современным). Таким образом, соприкасались мир исторический и мир археологический Европы и Азии в раннем железном веке. Почему тогда такое разделение? Очень просто: в одних случаях, там, где была развита цивилизация и письменные источники позволяют представить ход событий, мы имеем дело с историей; на остальной территории Евразии основным источником знаний являются археологические материалы.

Для этого времени характерны разнообразие и неравномерность в процессах исторического развития. Но при этом можно выделить следующие основные тенденции. Окончательное оформление получили основные типы цивилизации: оседлый земледельческо-скотоводческий и степной, скотоводческий. Взаимоотношения двух типов цивилизации приобрели исторически устойчивый характер. Сложился такой трансконтинентальный феномен, как Великий шелковый путь. Значительную роль в ходе исторического развития сыграло Великое переселение народов, сложение мигрирующих этносов. Следует отметить, что развитие производящих форм хозяйства на севере привело к хозяйственному освоению практически всех пригодных для этих целей территорий.

В раннем железном веке к северу от древнейших государств обозначаются две большие историко-географические зоны: степи Восточной Европы и Северной Азии (Казахстан, Сибирь) и не менее обширная лесная территория. Эти зоны отличались природными условиями, экономическим и культурным развитием.

В степях еще в предшествующую эпоху, начиная с энеолита, развивалось скотоводство и земледелие. В лесной же местности земледелие и лесное скотоводство всегда дополнялись охотой и рыболовством. На Крайнем, приарктическом севере Восточной Европы, в Северной и Северо-Восточной Азии сложился тип присваивающего хозяйства. Он развивался на названных территориях Евразийского континента, включая северную часть Скандинавии, Гренландию и Северную Америку. Создалась так называемая циркумполярная устойчивая зона традиционного хозяйства и культуры.

Наконец, важным событием раннего железного века было сложение протоэтносов и этносов, которые в той или иной мере связаны с археологическими комплексами и с современной этнической ситуацией. Среди них древние германцы, славяне, балты, финно-угры лесной полосы, индо-иранцы на юге Евразии, тунгусо-маньчжуры на Дальнем Востоке и палеоазиаты циркумполярной зоны.

 

 

Билет 32. Скифы

Скифы — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе , Средней Азии и Сибири в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией.

В наше время под скифами в узком смысле обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины , Молдавии , Южной России , Казахстана и части Сибири . Это не исключает иную этническую принадлежность некоторых из племен, которых античные авторы также называли скифами.

Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота).

Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов , слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по-происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы , в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян — русь , тюркоязычных хазар и печенегов , а также родственных древнейшим ираноязычным скифам алан .

Возникновение. Подоснову ранней индоевропейской, включая скифскую, культуры активно изучают сторонники Курганной гипотезы. Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. (Аржанские курганы). При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения. Согласно одному, основанному на так называемом «третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока, изгнав, что может археологически интерпретироваться как приход из низовий Сырдарьи, из Тувы или каких-либо других районов Центральной Азии (см. пазырыкская культура).

Другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры.

Мария Гимбутас и учёные её круга относят появление пращуров скифов (культур одомашнивания лошадей) к 5 — 4 тыс. до н. э. По другим версиям этих пращуров связывают с иными культурами. Они предстают и потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н. э. с территории Поволжья на запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло тысячи лет назад из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья (включая территорию Украины). Идеи Марии Гимбутас простираются в направлении дальнейшего исследования истоков происхождения скифов.

Зерновое хозяйство имело немалое значение. Скифы производили зерно на вывоз, в частности в греческие города, а через их посредство — в греческую метрополию. Производство зерна требовало применения рабского труда. Кости убитых рабов часто сопровождают погребения скифов-рабовладельцев. Обычай убивать людей при погребении господ известен во всех странах и характерен для эпохи возникновения рабовладельческого хозяйства. Известны случаи ослепления рабов, что не согласуется с предположением о патриархальном рабстве у скифов. На скифских поселениях находят земледельческие орудия, в частности серпы, однако пахотные орудия чрезвычайно редки, вероятно, все они были деревянные и железных частей не имели. О том, что земледелие у скифов было пашенным, судят не столько по находкам этих орудий, сколько по количеству производимого скифами зерна, которое было бы во много раз меньшим, если бы землю обрабатывали мотыгой.

Керамика:

· Плоскодонная

· Лепная

· Слабо орнаментированная

На сосудах изображены сцены жизни скифов.

Скифская триада –оружие (короткий меч), лук и стрелы, звериный стиль!!!

 

 

Об одежде сарматов и их внешнем виде можно судить по боспорским надгробиям и по изображениям в расписных пантикапейских склепах. Знатный сармат носил короткую рубаху, пояс, мягкие сапоги и плащ, который на плече застегивался фибулой (застежкой типа брошки).

Г. – Маяцкое городище.

Салтаво-Маяцкая культура

Артамонов – раскопки хазарского г. Саркел

Колыбелью хазар были прикаспийские степи.

Печенеги

Конец 9 – начало 10 века кочевали печенеги до конца 11 века. Все это время на земле они не зафиксировались, поэтому материальных памятников того времени нет.

Могильники орды ХК находились под крепостью у печенегов. Хоронили в старых курганах бронзового века. Вместе с телом клали часть коня (череп и конечности). Слева от тела человека лежали удила и оружие.

Волжская Болгария

Булгарское государство , существовавшее в X — XIII веках в среднем Поволжье и бассейне Камы . В конце IX—X вв. на территории Волжской Булгарии проживали тюркоязычные племена. Первые сведения о таких племенах дает Ибн Русте. Волжские булгары или Булгары, являются предками современных групп волжских татар и чувашей.

Волжская Болгария была крупным и высокоразвитым государством. Местные письменные источники до нас не дошли, и ее история известна по сообщениям русских летописей и арабских авторов. Поэтому в восстановлении истории Волжской Болгарии археологические источники играют немалую роль.

Главным источником по изучению этногенеза волжских болгар являются могильники, среди которых выделяются Большетарханский VIII — IX вв. (у села Большие Тарханы на Средней Волге), где вскрыто более 350 захоронений, и особенно Танкеевский IX — X вв. (у с. Танкеевка Куйбышевского района ТАССР), где раскопано более 800 могил и предполагают, что в нем окажется еще около 2000 захоронений.

В Большетарханском могильнике костяки вытянуты и лежат головой на запад. Изредка встречаются коллективные захоронения, вероятно, погребения членов одной семьи. Часто встречаются кости лошадей, несколько реже — кости овец. Лошадь и овца — обычные животные кочевников. Инвентарь погребений немногочислен: украшения, бытовая утварь, малоизогнутые сабли (почти мечи), железный серп, напильник, сосуды, в большинстве сделанные на гончарном круге. Изредка находят дирхемы.

В Танкеевском могильнике положение костяков тоже вытянутое, но обряд не одинаков. Погребения сопровождаются конскими костями (черепа и кости ног), горшком с пищей, от которой остались кости, украшениями, орудиями и оружием. Из оружия встречены сабли, копья, часты топоры, стрелы, ножи. Из предметов конского снаряжения — удила и пряжки от сбруи. Исследователи считают, что у населения, оставившего Танкеевский могильник, нет родственных связей с племенами предшествующих культур, иными словами, оно пришлое.

Процесс классообразования прослеживается по городищам.

Самостоятельное существование Волжской Болгарии длилось недолго, так как уже в IX в. она платила дань хазарам. Принятие мусульманства и признание власти Арабского халифа не помогло избавиться от хазарской зависимости. Лишь крушение Хазарии в 965 г. под ударами Древнерусского государства освободило Волжскую Болгарию из-под хазарского гнета.

Наиболее значительными болгарскими городами были Болгар, Биляр и Сувар. Болгар стоял на Волге недалеко от устья Камы. Город достиг расцвета в X — XI вв. В XII в. в результате межкняжеской борьбы он уступил первенство Биляру. В XIII в. Болгар разрушили монголо-татары.

В Болгаре наблюдается два культурных слоя: домонгольский и золотоордынский.

Болгар был крупным ремесленным центром. В нем обнаружено несколько сыродутных металлургических горнов, ряд горнов гончарных и гончарные мастерские, мастерские литейщиков бронзы, костерезные, сапожные. Жилищами были бревенчатые дома, часто разделенные на две половины — мужскую и женскую. Внутри изб помещались сводчатые глинобитные печи. Возле домов часто встречаются зерновые ямы. Волжская Болгария была земледельческим государством.

Болгар был своеобразной международной ярмаркой средневековья. В этот город приезжали русские, хазарские, хорезмийские, скандинавские, армянские купцы и совершали там торговые сделки. Городские укрепления Болгара достигали длины в 7 км. Они имели дерево-земляную конструкцию, аналогичную конструкции городских стен в Древней Руси. В городе существовала разветвленная сеть глиняных водопроводных труб, в том числе снабжавших водой бани.

Монеты Волжской Болгарии прослеживаются с X в. По внешнему виду они копируют арабские дирхемы: тот же эпиграфический орнамент и отсутствие изображений правителей. Чеканка монет прекращается в XI в. В XIV в. выпуск монет возобновляется; их чеканили золотоордынские правители Болгара.

О земледельческом хозяйстве Волжской Болгарии кроме частых находок у городских домов зерновых ям говорят находки в разных местах плужных лемехов. Они часто склепаны из двух половинок, тяжелые и широкие, что обеспечивало большую ширину захвата при пахоте. Плужные резцы также были массивными и длинными. Обычны серпы. Дифференциация земледельческих орудий и их совершенство указывают на высокую технику земледелия. Сеяли все основные зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, а также горох. Известно, что в периоды неурожаев Русь покупала хлеб у Волжской Болгарии. Большое значение имело и скотоводство. Крестьяне платили подати скотом и шкурами. Крупным техническим открытием волжских болгар был передельный процесс: железо стали получать через посредство чугуна. Раскопками открыты чугунолитейные печи. Они сложены из кирпича и имеют больше воздуходувных сопел, чем сыродутные домницы.

Обработка металла во всех трех городах Волжской Болгарии была ведущей отраслью ремесла. Хорошо изучены кузницы и кузнечный инструмент. При порче молоты-кувалды можно было перековать. Встречаются молоты-ручники, наковальни, клещи, зубила.

Болгарские кузнецы были универсалами, но они особенно прославились изготовлением оружия. Большого мастерства достигли местные ювелиры. Они освоили сложные ювелирные приемы, в частности зернь и скань, а также выработали местные типы женских украшений — серег, браслетов, гривен. Однако подобные гривны известны и на Руси, где они представляют собой несомненный импорт.

Могильники мусульманского времени содержат мало вещей, что объясняется религиозным запретом класть вещи в могилу. В них изредка встречаются мелкие медные, серебряные или золотые украшения и обрывки шелковых тканей. Гончарное производство в Волжской Болгарии достигло больших успехов, хотя наряду с сосудами, сделанными на гончарном круге, встречаются лепные. Широко распространены болгарские кувшины превосходного обжига, аналогичные которым встречались еще в Танкеевском могильнике.

Волжская Болгария была первым европейским государством, испытавшим тяжесть монголо-татарского завоевания. Оно не принесло ей никаких новых элементов культуры.

Облик материальной культуры волжских болгар наиболее сходен с культурой современных казанских татар и чувашей. Связь особенно с культурой татар прослеживается по форме ювелирных изделий, устройству жилищ, бытовому орнаменту и т. п. Волжские болгары в XV — XVI вв. приняли полузабытое имя татар — одного из монгольских племен, прямого отношения к ним не имевшего.

 

Что такое археология?

Археоло́гия — историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

История образования Археологии

Упоминание об археологии известно еще в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке — антропология. [1]

В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археология — часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.

Этапы развития Археологии в России

XVIII в. — начало XIX в. — Зарождение, начальный этап, начинают проводиться раскопки многих памятников.

Середина XIX в. — середина 30-х годов XX в. — Характеризуется развитием Археологии как науки, созданием археологических обществ, музеев. Формированием русской археологии, сложением её основных направлений.

Середина 30-х — конец 60-х гг. XX в. — Считается периодом т. н. «лысенковщины» в науке, якобы попыткой советского руководства утвердить коммунистические взгляды в археологии.

Конец 60-х годов — настоящее время — Характеризуется децентрализацией науки (распространением изучения археологии на регионы, раньше её изучали в т. н. Академических центрах, МГУ, СПбГУ, КГУ и некоторых других). Возникают кафедры в университетах Поволжья, на Урале, Сибири и на Дальнем Востоке.

История термина «археология»

Слово «археология» (греч. ἀρχαιολογία) впервые употреблено Платоном в значении «история прошедших времён». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений. Труд Дионисия послужил образцом для Иосифа Флавия.

В Европе

Наиболее древние памятники на территории Евразии расположены в 4 регионах: в Закарпатье, Закавказье, Средней Азии и Южной Сибири. На берегу Тисы находится один из самых древних памятников - Королево, исследуемый В. Н. Гладилиным. 5 слоев, семь палеопочв в 12-метровой толще дают хронологию от 1 млн. до 40 тыс. лет назад. В древних слоях обнаружена серия галечных чопперов, унифасы, рубила, отщепы.

Второй памятник - Кльдара в Южном Таджикистане, исследованный В. А.Романовым. Здесь толща плейстоцена достигает почти 100 м. Третий ранний памятник - Азыхская пещера в Азербайджане в долине р. Куручай, исследованная М. Гусейновым. 10 ее слоев охватывают период около миллиона лет. Другие памятники: Стоянки Каратау и Лахиги в Таджикистане (возраст 200 тыс. лет), раскопанная Окладниковым Упалинка в г. Горно-Алтайске с чопперами и чоппингами. Молчановым были исследованы слои в пещере Деринг-Юрях в Якутии, где были обнаружены чопперы, скребла, острия. Ранние материалы получены У. Исламовым из пещеры Сельункур около Оша и нижних слове у стоянки г. Ангрена. На Черноморском побережье наиболее ранними являются поселения Колхида, Яшт, Гали и др. Каменные изделия находились здесь прямо на поверхности. По характеру это охотничьи стойбища и «мастерские» (места изготовления орудий труда).

Дата: 2018-09-13, просмотров: 177.