Переход от присваивающего хозяйства к производящему

Сам Г.Чайлд считал главным содержанием неолитической революции переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). Ранее люди забирали у природы ее дары (дикорастущие съедобные растения, зверей, рыбу), теперь же они начали производить то, чего в природе до них не было (производить селекцию культурных растений, выводить новые породы скота). Именно эта смена основных видов производственной деятельности привела, по мнению Г.Чайлда, к развитию социальной дифференциации, археологическими показателями которой являются монументальная архитектура, иерархия поселений и развитое искусство.

Сущность «неолитической революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм.

Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой. Производящая экономика к 4-3 тыс. до н. э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества.

Итогом “неолитической революции” явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ. На следующем этапе социального-экономического развития происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации происходит становление раннеклассовых обществ”. Таким образом, “неолитическая революция” переход человечества к производящий экономике приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

 

Билет 17. Джейтунская и кельтеминарская неолитические культуры

В VI тысячелетии до н.э. сложилась наиболее хорошо изученная джейтунская раннеземледельческая неолитическая культура в Туркмении, названая по поселению, расположенному недалеко от Ашгабата. Сейчас известно несколько десятков поселений джейстунской культуры. Интенсивные многолетние исследования этой культуры проводились В.М.Массоном.

Поселение Джейтун размещалось на небольшом холме, в трех строительных горизонтах которого находилось около 50 небольших однокомнатных прямоугольных домов. Жилища из глины. Внутри массивный очаг. В каждом доме семья 5-6 человек. Население поселка, вероятно, составляло род и насчитывало 180 человек.

Джейтунская культура относится к раннеземледельческим культурам Передней Азии и является крайним С-В районом раннеземледельческой ойкумены.

Земледельцы Туркмении не знали оросительных систем и пользовались естественным разливом воды во время половодья.

Инвентарь с поселений в основном каменный. Микролитическая индустрия. Более трети инвентаря составляют вкладыши.

Большие сосуды, окрашенный в кремовый или красный цвет, на поверхность наносился росписной орнамент коричневой краской в виде вертикальных волнистых линий или полукружий.

Погребения джейтунцев : одиночные скорченные захоронения обсыпанные охрой

По хозяйству собрано мало сведений. Возделывался ячмень, пшеница. Из животных козы, собаки.

Значительную территорию Средней Азии и частично Казахстана занимали племена охотников и рыболовов. Самой изученной из них является кельтеминарская, сложившаяся в VI тычячелетии до н.э. Классические памятники этой культуры : Джанбас – Кала, верхние слои грот Джебел и памятники Прикаспия

Дата: 2018-09-13, просмотров: 364.