Договор об организации перевозок грузов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В условиях динамично развивающейся экономики России обеспечение непрерывности перевозочного процесса является основой стабильности оборота во всех сферах хозяйственной деятельности. Практически все действующие в настоящее время транспортные уставы и кодексы содержат положения, предоставляющие сторонам возможность строить отношения по перевозке грузов на долгосрочной основе.

В соответствии со ст. 798 ГК РФ перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. При этом законодатель установил, что по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

Основная цель таких договоров - урегулировать в ходе осуществления перевозочного процесса взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, причем одновременно способствовали бы организации и исполнению перевозочного процесса на определенный период времени. Таким образом, договор об организации перевозок грузов является оптимальной формой регулирования взаимоотношений между перевозчиком и грузоотправителем, которые носят долгосрочный характер.

В договоре об организации перевозок грузов определяются общие условия перевозок, в соответствии с которыми впоследствии осуществляется заключение разовых договоров. Соответственно, стороны обязуются применять его условия всякий раз при исполнении обязательств, вытекающих из разовых (локальных) договоров. В договоре об организации перевозок грузов предусматриваются объемы и сроки предъявления грузов к перевозке с учетом особенностей перевозимых грузов, порядок подачи транспортных средств под погрузку. В этом договоре могут быть определены порядок и сроки подачи заявки, порядок акцептования ее перевозчиком, порядок взвешивания груза и иные условия, с учетом особенностей конкретной обстановки. Как показывает практика, наибольшей детализации в таком договоре подлежит раздел (глава), предусматривающий порядок расчетов за перевозку, так как расчеты с перевозчиком, в том числе за оказываемые им услуги, имеют свои специфические особенности. В договоре об организации перевозок грузов предусматриваются, как правило, общие условия и основания наступления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке. Срок действия такого договора устанавливается, как правило, на период до пяти лет, с возможностью его продления на тех же или иных условиях путем подписания единого документа (соглашения).

Заключение договора об организации перевозок грузов само по себе не является обязательным для сторон. Однако наличие такого договора является гарантией обеспечения взаимных интересов сторон на период времени, установленный в самом договоре.

Долгосрочные договоры чаще всего заключаются с грузоотправителем сроком на год (годовой договор) и при необходимости могут продляться на следующий год. С грузополучателем долгосрочные договоры заключаются при вывозе грузов с транспортных узлов и доставке продукции на заготовительные или перерабатывающие предприятия.

 

Договор перевозки грузов

Перевозка грузов автомобильным транспортом главным образом характеризуется стадийностью процесса. Законодатель закрепляет последовательный процесс перевозки в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Устав), в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее - Правила перевозки).

В договоре перевозки участвуют транспортная организация, осуществляющая перевозку, и грузоотправитель, сдающий груз для перевозки и уплачивающий провозную плату (ст. 785 ГК).

Договор перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна сторона – перевозчик – обязуется доставить сданный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу – грузополучателю, а вторая сторона – отправитель груза обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Договор перевозки является:

возмездным, т.к. перевозчик за его исполнение получает вознаграждение;

реальным, т.к. считается заключенным с момента принятия груза к перевозке вместе с перевозочным документом;

договором в пользу третьего лица, т.к. грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника перевозки – грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения;

трехсторонним договором, хотя и заключается между двумя сторонами, т.к. все участники по этому договору имеют свои права и обязанности.

 

Любая перевозка груза автомобильным транспортом начинается со стадии подачи и принятия заказа (заявки), которая инициируется грузоотправителем в момент направления перевозчику заказа в случае осуществления разовой перевозки. При осуществлении систематических перевозок и наличии договора об организации перевозок перевозчику направляется заявка.

Данная стадия характеризуется тем, что только у перевозчика возникают обязанности, основанные на законе. В силу п.7 Правил перевозки перевозчик обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до трех дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).

Такие обязанности перевозчика не обеспечиваются какими-либо действительными мерами ответственности за их неисполнение. В связи с этим перевозчик может без каких-либо гражданско-правовых санкций рассматривать заказ десять дней вместо трех или отказать грузоотправителю в перевозке по несуществующим причинам. При направлении перевозчику одноразового заказа грузоотправителю стоит лишь рассчитывать на порядочность перевозчика, а при осуществлении систематических перевозок грузоотправителю рекомендуется предложить перевозчику включить штрафной пункт за несвоевременное рассмотрение заявки перевозчиком в договор об организации перевозок.

Вторая стадия - стадия подачи транспортного средства и предъявления груза к перевозке, является довольно ответственной стадией. Перевозчик имеет целый ряд обязанностей, которые должен отслеживать грузоотправитель. Согласно ч.1 ст.10 Устава, при приеме груза к перевозке водитель транспортного средства обязан предъявить грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист. Обозначенная обязанность перевозчика должна контролироваться грузоотправителем, поскольку путевой лист представляет собой некое обоснование перевозчика перед грузоотправителем своих полномочий на прием груза к перевозке, без проверки которого грузоотправитель рискует передать груз ненадлежащему лицу. При этом ФАС Московского округа в постановлении от 18 августа 2011 года N КГ-А40/8162-11 указывает, что грузоотправитель должен проявить обычные меры по проверке документов, удостоверяющих личность водителя, и наличие у него доверенности.

В соответствии с п.1 ст.791 ГК РФ, ч.1 ст.9 Устава, п.22 Правил перевозки перевозчик обязан подать под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки груза, оговоренного в заказе (заявке) или договоре об организации перевозок.

Под исправными транспортными средствами в данном случае имеется в виду техническая исправность, обязанность по поддержанию которой возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Таким образом, в случае утраты или повреждения (порчи) груза по причине технической неисправности транспортного средства перевозчик будет признан виновным лицом, обязанным возместить причиненный ущерб.

В соответствии с п.23 Правил перевозки пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием. За пригодностью транспортного средства для перевозки следит грузоотправитель, который вправе отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза (абзац 2 п.1 ст.791 ГК РФ, ч.2 ст.9 Устава). Указанное право грузоотправителя на практике принимает характер обязанности.

 

Перевозчик обязан подать под погрузку транспортные средства в установленный в заказе (заявке) или договоре об организации перевозок срок (ст.791 ГК РФ; ч.1 ст.9 Устава; п.22 Правил перевозки). Применительно к данной обязанности перевозчика есть два практических момента, которые помогут грузоотправителю в доказывании вины перевозчика.

При прибытии транспортного средства под погрузку грузоотправитель должен отмечать в транспортной накладной фактические дату и время подачи транспортного средства (п.25 Правил перевозки). Стоит отметить, что на практике представители грузоотправителя не придают большого значения таким отметкам, что делает невозможным впоследствии привлечение перевозчика к ответственности.

Обязанности грузоотправителя на второй стадии сводятся к подготовке груза и его погрузке в транспортное средство, неисполнение которых влечет ответственность грузоотправителя за задержку (простой) транспортных средств.

Погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем (ч.8 ст.11 Устава), за порядком погрузки следит перевозчик. Перевозчик вправе отказаться от осуществления перевозки в случае невыполнения грузоотправителем требований об устранении недостатков в погрузке груза (ч.11 ст.11 Устава).

После окончания погрузки груза грузоотправителем производится пломбирование крытых транспортных средств (ч.2 ст.13 Устава). Пломбирование транспортных средств играет важную роль на автомобильном транспорте. Согласно ч.8 ст.15 Устава выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест.

В силу ч.1 ст.8 Устава грузоотправитель составляет транспортную накладную, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Транспортную накладную можно определить, как "живой документ", который служит основой перевозки и в который вносятся все актуальные сведения о том, что происходило с грузом в процессе перевозки. К транспортной накладной в целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.4 ст.8 Устава). В случае неисполнения вышеуказанной обязанности грузоотправитель лишается возможности ссылаться на то, что перевозчик должен был проследить за порядком погрузки.

Помимо выше обозначенных обязанностей, у грузоотправителя возникает обязанность по оплате перевозки. Согласно п.1 ст.785 ГК РФ отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Такая плата в силу п.1 ст.790 ГК РФ устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В свою очередь, грузоотправитель вправе потребовать от перевозчика документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы (п.8 Правил перевозки). В случае если цена перевозки не будет согласована, грузоотправитель обязан оплатить перевозку в порядке п.3 ст.424 ГК РФ, т.е. по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные перевозки. Так, при рассмотрении соответствующих споров суды, основываясь на справках о среднерыночной стоимости грузоперевозки товара автомобильным транспортом, определяют среднюю стоимость грузоперевозки товара и взыскивают ее с грузоотправителя-должника.

В соответствии с п.4 ст.790 ГК РФ перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающихся провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства. При этом стороны могут предусмотреть в договоре запрет на удержание груза, вследствие чего любое удержание груза перевозчиком будет признано судом незаконным.

Согласно ст.792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В свою очередь, Устав закрепляет обязанность перевозчика осуществить доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные Правилами перевозки (ч.1 ст.14).

Допустимая просрочка доставки груза имеет свои пределы. Устав для соблюдения интересов грузоотправителей и получателей устанавливает их право считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба, если груз не был выдан по требованию грузополучателя в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях, или в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении (ч.3 ст.14 Устава, п.64 Правил перевозки).

Помимо обязанности перевозчика по доставке груза в определенный срок, перевозчик обязан выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной (ч.1 ст.15 Устава).

В соответствии с ч. 2 ст. 785 ГК заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Названные документы оформляют волеизъявление сторон по договору перевозки грузов.

Соответственно, можно утверждать, что договор перевозки заключается в простой письменной форме. Вместе с тем следует учитывать, что законом установлены дополнительные требования к форме сделки – совершение ее на бланке определенной формы.

На автомобильном транспорте перевозки грузов товарного характера оформляются в соответствии с ч. 1 ст. 8 УАТ транспортной накладной. Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272. Формой консенсуального договора является заказ (заявка), которая не исключает, а, наоборот, предполагает составление транспортной накладной, в которой удостоверяется факт приема груза к перевозке (п. 3 ст. 8 УАТ).

 

Тема 2.2.

 

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не означает правового единства этих двух договоров. Данные договоры нельзя признать одним договором, поскольку различны их признаки: договор перевозки пассажира является консенсуальным, а договор перевозки багажа — реальным.Различие этих договоров состоит также в том, что заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 195.