Тема 1.1. Система управления автомобильным транспортом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Занятие 1

Введение.

Автотранспортное право как учебная дисциплина и как часть отрасли права

 

1. Понятие и предмет автотранспортного права

 

В условиях рыночной экономики отношения, связанные с транспортом, приобретают большое значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция – деятельность по территориальному перемещению грузов или людей. Транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.

Автотранспорт выступает частью транспортной системы страны.

Рассматривая место автотранспортного права в системе права, следует исходить из следующего. Автотранспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью автотранспортных предприятий, отношения между автотранспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся автотранспортными средствами, а также между автотранспортными предприятиями и предприятиями других видов транспорта.

Для определения предмета автотранспортного права необходимо выявить специфический признак отношений, регулируемых этим правом. Специфическим признаком отношений на автотранспорте является оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа.

 

 

Следовательно, предметом автотранспортного права являются общественные отношения между автотранспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию автотранспортных средств для осуществления перевозочного процесса.

 

Особенностью автотранспортного права является то, что оно сочетает в себе властно-организационные отношения, регулируемые административным правом, и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом.

Объекты автотранспортного права – это предметы и явления, на которые направлена автотранспортная деятельность:

 - перевозка пассажиров, грузов, багажа, почты;

 - транспортная экспедиция;

 - использование автотранспортных средств при выполнении различных работ и в быту;

 - ТО и ремонт автотранспортных средств;

 - взаимодействие с другими видами транспорта.

 

Субъекты автотранспортного права – это обладающие правоспособностью участники автотранспортной деятельности:

 - коммерческие АТП;

 - ИП;

 - пассажиры;

 - грузовладельцы;

 - грузоотправители и грузополучатели;

 - организации почтовой связи;

 - транспортные агенты;

 - органы государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные в области регулирования и контроля автотранспортной деятельности;

 - организации других видов транспорта;

 - международные и межправительственные организации, регулирующие автотранспортную деятельность.

 

Автотранспортное право – это также учебная дисциплина, которое изучает автотранспортное законодательство.

Автотранспортное законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания безопасных, комфортных и иных условий для движения частного и общественного транспорта, обеспечения безопасных автомобильных перевозок пассажиров и грузов в пункты назначения.

 

2. Источники автотранспортного права.

 

Под источником автотранспортного права понимают ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной закон нашего государства.

Федеральные источники

1. Конституция РФ является источником автотранспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту. Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

К автотранспортному праву имеют также отношение следующие ее статьи. Прежде всего, статья о том, что признание человека, его прав и свобод для государства является высшей ценностью. Данная норма содержится в ст.2 Конституции РФ. Ее реализация - один из основополагающих постулатов, которым призвано руководствоваться государство. В процессе его исполнения государство должно обеспечивать создание условий для того, чтобы люди находились в комфортных безопасных условиях во время перемещения по автомобильным дорогам. Для сферы применения норм автотранспортного права существенное значение имеет ст.8 Конституции РФ. Значение этой статьи проявляется в том, что в Российской Федерации гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров и услуг. Такие конституционные положения обеспечивают беспрепятственные автомобильные перевозки пассажиров и грузов по всем городам и весям Российской Федерации, что весьма важно как для укрепления общения между людьми, живущими в разных населенных пунктах, так и для функционирования общероссийского экономического пространства.

Условия осуществления автоперевозок определены:

2. гл. 40 "Перевозка" ГК РФ

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях

4. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; Определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

5. Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

7. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

8. Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"

9. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

10. Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов транспортной деятельности"

11. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112; порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

12. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272. Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

13. Правила дорожного движения. Постановление Правительства РФ.

14. Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Постановление Правительства РФ от 27.02.2019 № 195.

Региональные источники

На основе федеральных нормативных правовых актов формировалось и развивается законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам организации перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Основанием для регионального правового регулирования этих вопросов является, во-первых, то, что они не относятся к предметам исключительного федерального ведения. Такие вопросы закреплены в ст.70 Конституции РФ. Основанием для издания регионального законодательства являются ст.71 Конституции РФ, в которой определены предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов, а также ст.73 Конституции РФ, согласно которой вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты России обладают всей полнотой государственной власти. Проявлением этой власти является их право принимать собственные законы и другие нормативные правовые акты, имеющие общеобязательную силу на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Основными региональными источниками по рассматриваемому вопросу являются конституции республик, входящих в Российскую Федерацию, и уставы других субъектов Российской Федерации. Принимаются и специальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы транспортного обслуживания населения.

Для осуществления деятельности, связанной с организацией перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, во всех субъектах России созданы специализированные органы исполнительной власти и другие организации. В городе Брянске – это Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области.

 

Занятие 2

1.1

С 1990 г. центральным органом управления автотранспортной деятельностью в РФ является федеральный орган исполнительной власти — Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс РФ), который обеспечивает проведение государственной политики и общее государственное управление и регулирование транспортного комплекса.

Основными задачами Минтранса РФ являются:

 - формирование и реализация государственной транспортной политики;

 - разработка стратегии развития транспорта и реализация общетранспортных федеральных целевых программ;

 - общее руководство, государственный контроль и координация деятельности различных видов транспорта;

 - руководство структурной перестройкой на транспорте;

 - формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса;

 - представление интересов транспортного комплекса РФ на международном рынке транспортных услуг.

 

Минтрансу подчиняется Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), которая имеет территориальные управления. Территориальные управления Федеральной службы по надзору непосредственно контактируют с организациями и индивидуальными предпринимателями, работающими в сфере автотранспортного комплекса, и свою работу согласовывают с местными органами власти. В первую очередь это касается формирования государственного заказа на общественно необходимые перевозки, социально значимые перевозки и т.п.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, ее основными задачами являются:

 - осуществление государственного контроля соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых и технических актов, регламентирующих деятельность транспортного комплекса, а также соблюдения лицензионных требований и условий субъектов, деятельность которых подлежит лицензированию Минтрансом РФ;

 - лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных Минтрансом РФ к компетенции Ространснадзора;

 - осуществление транспортного контроля выполнения международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска АТС через государственную границу и в контрольных пунктах на территории РФ.

Территориальные отделения Ространснадзора для реализации возложенных на них задач:

 - ведут реестр выданных лицензий и формируют перечень субъектов, осуществляющих транспортную деятельность, ведут мониторинг и статистическое наблюдение их деятельности;

 - оказывают содействие правоохранительным органам по выявлению противоправной деятельности субъектов транспортного комплекса;

 - осуществляют контроль исполнения субъектами, осуществляющими лицензируемую деятельность, федеральных законов, иных нормативных актов РФ, а также лицензионных требований и условий (плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в два года);

 - осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности;

 - участвуют в разработке и контроле реализации субъектами транспортного комплекса мер по повышению безопасности движения и снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду, по поддержанию находящихся в эксплуатации АТС в технически исправном состоянии;

 - содействуют созданию условий для функционирования рынка транспортных услуг, а также защите прав потребителей и законных интересов производителей этих услуг;

 - обеспечивают взаимодействие Минтранса РФ с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах;

 - проводят контроль соблюдения иностранными и российскими перевозчиками, осуществляющими международные перевозки, международных договоров и нормативных правовых актов РФ в этой области;

 - оказывают содействие в организации перевозки сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий;

 - обеспечивают контроль, организуют и проводят аттестацию исполнительных руководителей и специалистов, ответственных за безопасность движения;

 - осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;

 - участвуют в информационном обеспечении субъектов транспортного комплекса и органов государственной власти.

 

 

Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (Госавтоинспекция), действующая на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", также наделена для выполнения возложенных на нее обязанностей полномочиями осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях (составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать в пределах компетенции административные наказания юридическим лицам, должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные КоАП РФ

 

1.2

 

Занятие 3

Практическая работа № 1

Занятие 4

Полномочия по назначению административных наказаний за нарушения правил автомобильных перевозок пассажиров и грузов разделены между должностными лицами, осуществляющими государственный транспортный надзор и контроль, ГИБДД МВД России и судами.

 

1.4

 

Преступления в сфере безопасности дорожного движения, перевозок и эксплуатации автотранспорта нашли свое отражение в 15 составах статей УК РФ, а именно:

ст.166 "Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения";

ст.191.1 "Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины";

ст.218 "Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий";

ст.222 "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов";

ст.222.1 "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств";

ст.228 "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества";

ст.228.3 "Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ";

ст.234 "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, где незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки";

ст.238 "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности";

ст.263.1 "Нарушение требований в области транспортной безопасности";

ст.264 "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств";

ст.267 "Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения";

ст.268 "Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта";

ст.325.1 "Неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства";

ст.350 "Нарушение правил вождения или эксплуатации машин".

 

За преступления в сфере нарушения Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть одного и более человек, предусмотренных ст.264 и 268 УК РФ, предусмотрены следующие виды наказаний: ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части (для военнослужащих), лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение права управлять транспортным средством.

 

При решении вопросов о привлечении к уголовной ответственности важное значение имеет автотехническая экспертиза. Согласно приказу Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2012 года N 237 "Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" существуют следующие виды автотехнических экспертиз:

- по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;

- по исследованию технического состояния транспортных средств;

- по исследованию следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика);

- по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки;

- по исследованию технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия.

Занятие 5

Практическая работа № 2

Занятие 6

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее 2 часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха предоставляется в месте дислокации.

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9.5 метров и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - не может превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованного с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников (а при их отсутствии - с работником), не более 2 раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за 2 недели подряд не должна превышать 90 часов.

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Практическая работа № 4.

2.1

К транспортным договорам относятся:

 - договоры об организации перевозок грузов;

 - договоры перевозки грузов;

Заключение договора об организации перевозок грузов само по себе не является обязательным для сторон. Однако наличие такого договора является гарантией обеспечения взаимных интересов сторон на период времени, установленный в самом договоре.

Долгосрочные договоры чаще всего заключаются с грузоотправителем сроком на год (годовой договор) и при необходимости могут продляться на следующий год. С грузополучателем долгосрочные договоры заключаются при вывозе грузов с транспортных узлов и доставке продукции на заготовительные или перерабатывающие предприятия.

 

Договор перевозки грузов

Перевозка грузов автомобильным транспортом главным образом характеризуется стадийностью процесса. Законодатель закрепляет последовательный процесс перевозки в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Устав), в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее - Правила перевозки).

В договоре перевозки участвуют транспортная организация, осуществляющая перевозку, и грузоотправитель, сдающий груз для перевозки и уплачивающий провозную плату (ст. 785 ГК).

Договор перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна сторона – перевозчик – обязуется доставить сданный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу – грузополучателю, а вторая сторона – отправитель груза обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Договор перевозки является:

возмездным, т.к. перевозчик за его исполнение получает вознаграждение;

реальным, т.к. считается заключенным с момента принятия груза к перевозке вместе с перевозочным документом;

договором в пользу третьего лица, т.к. грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника перевозки – грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения;

трехсторонним договором, хотя и заключается между двумя сторонами, т.к. все участники по этому договору имеют свои права и обязанности.

 

Любая перевозка груза автомобильным транспортом начинается со стадии подачи и принятия заказа (заявки), которая инициируется грузоотправителем в момент направления перевозчику заказа в случае осуществления разовой перевозки. При осуществлении систематических перевозок и наличии договора об организации перевозок перевозчику направляется заявка.

Данная стадия характеризуется тем, что только у перевозчика возникают обязанности, основанные на законе. В силу п.7 Правил перевозки перевозчик обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до трех дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).

Такие обязанности перевозчика не обеспечиваются какими-либо действительными мерами ответственности за их неисполнение. В связи с этим перевозчик может без каких-либо гражданско-правовых санкций рассматривать заказ десять дней вместо трех или отказать грузоотправителю в перевозке по несуществующим причинам. При направлении перевозчику одноразового заказа грузоотправителю стоит лишь рассчитывать на порядочность перевозчика, а при осуществлении систематических перевозок грузоотправителю рекомендуется предложить перевозчику включить штрафной пункт за несвоевременное рассмотрение заявки перевозчиком в договор об организации перевозок.

Вторая стадия - стадия подачи транспортного средства и предъявления груза к перевозке, является довольно ответственной стадией. Перевозчик имеет целый ряд обязанностей, которые должен отслеживать грузоотправитель. Согласно ч.1 ст.10 Устава, при приеме груза к перевозке водитель транспортного средства обязан предъявить грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист. Обозначенная обязанность перевозчика должна контролироваться грузоотправителем, поскольку путевой лист представляет собой некое обоснование перевозчика перед грузоотправителем своих полномочий на прием груза к перевозке, без проверки которого грузоотправитель рискует передать груз ненадлежащему лицу. При этом ФАС Московского округа в постановлении от 18 августа 2011 года N КГ-А40/8162-11 указывает, что грузоотправитель должен проявить обычные меры по проверке документов, удостоверяющих личность водителя, и наличие у него доверенности.

В соответствии с п.1 ст.791 ГК РФ, ч.1 ст.9 Устава, п.22 Правил перевозки перевозчик обязан подать под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки груза, оговоренного в заказе (заявке) или договоре об организации перевозок.

Под исправными транспортными средствами в данном случае имеется в виду техническая исправность, обязанность по поддержанию которой возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Таким образом, в случае утраты или повреждения (порчи) груза по причине технической неисправности транспортного средства перевозчик будет признан виновным лицом, обязанным возместить причиненный ущерб.

В соответствии с п.23 Правил перевозки пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием. За пригодностью транспортного средства для перевозки следит грузоотправитель, который вправе отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза (абзац 2 п.1 ст.791 ГК РФ, ч.2 ст.9 Устава). Указанное право грузоотправителя на практике принимает характер обязанности.

 

Перевозчик обязан подать под погрузку транспортные средства в установленный в заказе (заявке) или договоре об организации перевозок срок (ст.791 ГК РФ; ч.1 ст.9 Устава; п.22 Правил перевозки). Применительно к данной обязанности перевозчика есть два практических момента, которые помогут грузоотправителю в доказывании вины перевозчика.

При прибытии транспортного средства под погрузку грузоотправитель должен отмечать в транспортной накладной фактические дату и время подачи транспортного средства (п.25 Правил перевозки). Стоит отметить, что на практике представители грузоотправителя не придают большого значения таким отметкам, что делает невозможным впоследствии привлечение перевозчика к ответственности.

Обязанности грузоотправителя на второй стадии сводятся к подготовке груза и его погрузке в транспортное средство, неисполнение которых влечет ответственность грузоотправителя за задержку (простой) транспортных средств.

Погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем (ч.8 ст.11 Устава), за порядком погрузки следит перевозчик. Перевозчик вправе отказаться от осуществления перевозки в случае невыполнения грузоотправителем требований об устранении недостатков в погрузке груза (ч.11 ст.11 Устава).

После окончания погрузки груза грузоотправителем производится пломбирование крытых транспортных средств (ч.2 ст.13 Устава). Пломбирование транспортных средств играет важную роль на автомобильном транспорте. Согласно ч.8 ст.15 Устава выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест.

В силу ч.1 ст.8 Устава грузоотправитель составляет транспортную накладную, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Транспортную накладную можно определить, как "живой документ", который служит основой перевозки и в который вносятся все актуальные сведения о том, что происходило с грузом в процессе перевозки. К транспортной накладной в целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.4 ст.8 Устава). В случае неисполнения вышеуказанной обязанности грузоотправитель лишается возможности ссылаться на то, что перевозчик должен был проследить за порядком погрузки.

Помимо выше обозначенных обязанностей, у грузоотправителя возникает обязанность по оплате перевозки. Согласно п.1 ст.785 ГК РФ отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Такая плата в силу п.1 ст.790 ГК РФ устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В свою очередь, грузоотправитель вправе потребовать от перевозчика документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы (п.8 Правил перевозки). В случае если цена перевозки не будет согласована, грузоотправитель обязан оплатить перевозку в порядке п.3 ст.424 ГК РФ, т.е. по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные перевозки. Так, при рассмотрении соответствующих споров суды, основываясь на справках о среднерыночной стоимости грузоперевозки товара автомобильным транспортом, определяют среднюю стоимость грузоперевозки товара и взыскивают ее с грузоотправителя-должника.

В соответствии с п.4 ст.790 ГК РФ перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающихся провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства. При этом стороны могут предусмотреть в договоре запрет на удержание груза, вследствие чего любое удержание груза перевозчиком будет признано судом незаконным.

Согласно ст.792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В свою очередь, Устав закрепляет обязанность перевозчика осуществить доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные Правилами перевозки (ч.1 ст.14).

Допустимая просрочка доставки груза имеет свои пределы. Устав для соблюдения интересов грузоотправителей и получателей устанавливает их право считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба, если груз не был выдан по требованию грузополучателя в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях, или в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении (ч.3 ст.14 Устава, п.64 Правил перевозки).

Помимо обязанности перевозчика по доставке груза в определенный срок, перевозчик обязан выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной (ч.1 ст.15 Устава).

В соответствии с ч. 2 ст. 785 ГК заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Названные документы оформляют волеизъявление сторон по договору перевозки грузов.

Соответственно, можно утверждать, что договор перевозки заключается в простой письменной форме. Вместе с тем следует учитывать, что законом установлены дополнительные требования к форме сделки – совершение ее на бланке определенной формы.

На автомобильном транспорте перевозки грузов товарного характера оформляются в соответствии с ч. 1 ст. 8 УАТ транспортной накладной. Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272. Формой консенсуального договора является заказ (заявка), которая не исключает, а, наоборот, предполагает составление транспортной накладной, в которой удостоверяется факт приема груза к перевозке (п. 3 ст. 8 УАТ).

 

Тема 2.2.

 

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не означает правового единства этих двух договоров. Данные договоры нельзя признать одним договором, поскольку различны их признаки: договор перевозки пассажира является консенсуальным, а договор перевозки багажа — реальным.Различие этих договоров состоит также в том, что заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями.

Занятие 11

 

Занятие 12

 

Занятие 13

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

 

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Таким образом, оба варианта аренды транспортного средства предусматривают предоставление арендатору имущества во временное владение и пользование, но лишь при аренде с экипажем в рамках договора аренды арендодателю оказываются также и дополнительные услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации.

Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажемобязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонтов и предоставление необходимых принадлежностей. Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимися к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. Если договором аренды не предусмотрено иное, то арендодатель несет расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание. На арендодателя возлагается обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

Арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем.

 

Арендатор в течение всего срока договора транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонтов. Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.

 

Если договором аренды транспортного средства без экипажа не предусмотрено иное, то арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Любой договор аренды транспортного средства должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока.

Права и обязанности сторон:

Оформление договора, не только наделяет обе стороны правами, но возлагает на них определенные обязательства. Мы остановимся на самых главных моментах:

Фрахтовщик обязан:

 - своевременно предоставить оговоренный в соглашении транспорт с экипажем или водителем с документами, отвечающими букве закона: удостоверение с открытой нужной категорией вождения, документами на рейс, отметкой о прохождении предрейсового контроля состояния здоровья водителей и технического состояния автотранспорта.

 - обеспечивает водителей всем необходимым

 - оплачивает ремонт, в случае поломки

 - При ДТП, во время действия договора, оплачивает все предусмотренные законом расходы

 - На фрахтовщике лежит полная ответственность за безопасность людей во время рейса.

Он имеет право не перевозить граждан, каких заказчик не включили в список пассажиров. Именно он отвечает за чистоту в салоне на протяжении всего рейса.

Договор лизинга

Права и обязанности сторон договора лизинга регулируются ст. 665–670 ГК РФ, Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ (в ред. от 08.05.2010) «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Федеральный закон № 164-ФЗ) и условиями самого договора лизинга.

По договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить его лизингополучателю в аренду для предпринимательских целей за определенную плату.

 

Основная особенность финансовой аренды заключается в том, что в аренду сдается не то имущество, которое ранее находилось в пользовании лизингодателя, а новое — указанное лизингополучателем и специально приобретенное для него у определенного продавца. Лизингодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета лизинга и продавца, если договором не установлено иное.

Другое существенное отличие договора лизинга от аренды заключается в том, что вместо двух субъектов, как при аренде, в правоотношениях финансовой аренды задействовано три участника: продавец имущества, лизингодатель и лизингополучатель.

Субъекты договора лизинга:

1. Лизингодатель: в этой роли зачастую выступают специализированные компании, которые могут относиться к определенным банкам. Они являются связующей между производителем техники или продавцом производственных мощностей и будущим владельцем имущества. На весь период действия договора именно лизингодатель является собственником объекта сделки, передавая его в пользование.

2. Лизингополучатель: определенное юридическое лицо, берущее объект в долгосрочное пользование за определенную оплату с возможностью выкупить его за небольшую остаточную стоимость. Это могут быть любые предприятия, фирмы или некоммерческие организации, которые планируют использовать указанный в договоре транспорт или технику в процессе своей деятельности.

3. Продавец объекта – любое физическое или юридическое лицо, реализующее по договору купли-продажи необходимое лизинговой компании имущество или технику на определенных условиях.

Права и обязанности лизингодателя:

1. Приобрести за свой счет у названного продавца определенную технику или оборудование, оплатить все расходы, связанные со сделкой купли-продажи;

2. Передать его для дальнейшего использования лизингодателю на определенных условиях;

3. Изъять предмет сделки в случае, если нарушено исполнение договора лизинга в любой его части;

4. Реализовать объект по остаточной стоимости после окончания срока действия документа;

5. Осуществлять финансовый контроль в части, которая касается расчетов по платежам за арендованный объект, на его техническое обеспечение. Это реализуется по мере необходимости с помощью письменных запросов.

 

Права и обязанности лизингополучателя:

1. Принять в пользование на указанный в договоре срок автомобиль;

2. Оплачивать регулярные взносы в оговоренной сумме с соблюдением сроков;

3. По окончании срока действия лизингового договора выкупить АТС в собственность или вернуть его лизингодателю (исходя из ранее обговоренного варианта);

4. Соблюдать все требования, направленные на сохранность и обеспечение стабильной работы арендованного АТС;

5. Предоставлять лизингодателю полную и правдивую информацию по вопросам, которые касаются предмета договора.

Лизинговая сделка остается одним из приоритетных вариантов приобретения автотранспорта в рассрочку, если предприятию недоступны другие способы его покупки. Так, например, считается, что лизинг транспортных средств доступнее банковского кредита, поскольку требования, предъявляемые лизинговыми компаниями к клиентам, всегда мягче требований, предъявляемых банками к заемщикам.

Договор проката автомобиля

Статья 626. Договор проката

По договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование.

 

Специфика договора проката выражается в следующем:

 

– арендодателем выступает специальный субъект — коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности;

предметом договора может быть только движимое имущество. Это могут быть легковые автомобили;

имущество, предоставляемое по договору, по общему правилу должно использоваться для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или вытекает из существа обязательства, что позволяет заключать договор проката и организациям, и индивидуальным предпринимателям;

договор проката заключается в письменной форме, также является публичным договором (п. 3 ст. 626), в силу чего арендодатель не вправе отказать кому-либо из желающих взять имущество напрокат в заключении договора, при одинаковых правилах для всех арендаторов;

в тех случаях, когда арендатором выступает гражданин, на возникшие правоотношения распространяется действие Закона «О защите прав потребителей»;

договор проката в отличие от договора аренды (общие положения) не может заключаться на условиях неопределенности срока — в п. 1 ст. 627 ГК РФ установлен максимальный срок действия договора — один год;

договор проката может быть расторгнут по инициативе арендатора в любое время при условии письменного предупреждения арендодателя не менее чем за 10 дней о своем намерении оказаться от договора (п. 1 ст. 627 Г К РФ).

Выделение его в отдельный вид договора аренды обусловлено следующими квалифицирующими признаками: 1) особый субъектный состав; 2) особенности в предмете договора; 3) публичный характер договора.

 

Занятие 14

Практическая работа № 7. Оформление и анализ договора аренды автомобиля

Занятие 15

Договор страхования – это соглашение между страховщиком в лице страховой организации и страхователем в лице гражданина или организации, в соответствии с условиями которого страховщик принимает на себя обязательство по компенсации ущерба в той или иной форме либо страховщик обязуется выплатить страхователю или выгодоприобретателю определенную денежную сумму (страховую премию) при наступлении предусмотренного договором страхования страхового случая.

 

Сущность договора страхования заключается в том, что страхователь уплачивает страховщику денежную сумму (страховую премию), а страховщик принимает на себя обязательство при наступлении страхового случая произвести страхователю страховую выплату.

Объекты страхования на автотранспорте:

Имущество – автомобиль

Добровольное страхование

Обязательное страхование

Добровольное страхование

Страховые случаи: дорожные транспортные происшествия, повлекшие утрату или порчу груза, природные явления, приведшие к повреждению или утрате груза, хищение груза вместе с автомобилем, хищение груза, умышленная порча груза, поломки автотранспортных средств в пути, которые стали причиной повреждения груза и т.д.

Договоры о страховании грузов между владельцем груза и страховой компанией заключаются на одну поездку (разовый договор) и на множество поездок при осуществлении регулярных перевозок однородных грузов (многоразовый или генеральный договор).

Занятие 16

3.2

Страховой полис ОСАГО.

Диагностическая карта

11. Путевой лист с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом в верхнем левом углу, и указанием в графе «особые отметки» номера опасного груза (№ ООН). Выдаётся водителю компанией, осуществляющей трансфер, с целью учёта затраченного времени и пробега транспорта. Здесь же описан маршрут движения.

12. Специальное разрешение на транспортировку грузов повышенной опасности, в котором указывается маршрут перевозки соответствующего груза. Перечень опасных грузов, являющихся грузами повышенной опасности, приведен в разделе 1.10.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). В соответствии с этим перечнем опасный груз № ООН 1202 дизельное топливо не является грузом повышенной опасности. Учитывая вышеизложенное, на перевозку по территории Российской Федерации опасного груза № ООН 1202 дизельное топливо не требуется получать специальное разрешение.

13. Паспорт безопасности на транспортируемый объект. Содержит полные сведения о нём (в том числе с обозначением мер предосторожности, правил содержания и трансфера, а также способов оказания помощи при происшествиях). Оформление выполняет грузоотправитель, после чего передаёт его перевозчику для осуществления доставки. Паспорт безопасности перемещаемого объекта, является подтверждением полной безопасности при правильном соблюдении условий обращения с данным грузом. Паспорт безопасности должен быть при перевозке нефтепродуктов.

14. Аварийная карта, в которой обозначена степень опасности веществ и меры, необходимые к принятию в чрезвычайных ситуациях. Оформляется отправителем.

 

Помимо перечисленного, водителю рекомендуется иметь при себе: адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку, дежурных частей Госавтоинспекции и МЧС России, расположенных по маршруту движения.

 

 

Занятие 17

Занятие 18

Занятие 1

Введение.

Автотранспортное право как учебная дисциплина и как часть отрасли права

 

1. Понятие и предмет автотранспортного права

 

В условиях рыночной экономики отношения, связанные с транспортом, приобретают большое значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция – деятельность по территориальному перемещению грузов или людей. Транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.

Автотранспорт выступает частью транспортной системы страны.

Рассматривая место автотранспортного права в системе права, следует исходить из следующего. Автотранспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью автотранспортных предприятий, отношения между автотранспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся автотранспортными средствами, а также между автотранспортными предприятиями и предприятиями других видов транспорта.

Для определения предмета автотранспортного права необходимо выявить специфический признак отношений, регулируемых этим правом. Специфическим признаком отношений на автотранспорте является оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа.

 

 

Следовательно, предметом автотранспортного права являются общественные отношения между автотранспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию автотранспортных средств для осуществления перевозочного процесса.

 

Особенностью автотранспортного права является то, что оно сочетает в себе властно-организационные отношения, регулируемые административным правом, и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом.

Объекты автотранспортного права – это предметы и явления, на которые направлена автотранспортная деятельность:

 - перевозка пассажиров, грузов, багажа, почты;

 - транспортная экспедиция;

 - использование автотранспортных средств при выполнении различных работ и в быту;

 - ТО и ремонт автотранспортных средств;

 - взаимодействие с другими видами транспорта.

 

Субъекты автотранспортного права – это обладающие правоспособностью участники автотранспортной деятельности:

 - коммерческие АТП;

 - ИП;

 - пассажиры;

 - грузовладельцы;

 - грузоотправители и грузополучатели;

 - организации почтовой связи;

 - транспортные агенты;

 - органы государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные в области регулирования и контроля автотранспортной деятельности;

 - организации других видов транспорта;

 - международные и межправительственные организации, регулирующие автотранспортную деятельность.

 

Автотранспортное право – это также учебная дисциплина, которое изучает автотранспортное законодательство.

Автотранспортное законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания безопасных, комфортных и иных условий для движения частного и общественного транспорта, обеспечения безопасных автомобильных перевозок пассажиров и грузов в пункты назначения.

 

2. Источники автотранспортного права.

 

Под источником автотранспортного права понимают ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной закон нашего государства.

Федеральные источники

1. Конституция РФ является источником автотранспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту. Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

К автотранспортному праву имеют также отношение следующие ее статьи. Прежде всего, статья о том, что признание человека, его прав и свобод для государства является высшей ценностью. Данная норма содержится в ст.2 Конституции РФ. Ее реализация - один из основополагающих постулатов, которым призвано руководствоваться государство. В процессе его исполнения государство должно обеспечивать создание условий для того, чтобы люди находились в комфортных безопасных условиях во время перемещения по автомобильным дорогам. Для сферы применения норм автотранспортного права существенное значение имеет ст.8 Конституции РФ. Значение этой статьи проявляется в том, что в Российской Федерации гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров и услуг. Такие конституционные положения обеспечивают беспрепятственные автомобильные перевозки пассажиров и грузов по всем городам и весям Российской Федерации, что весьма важно как для укрепления общения между людьми, живущими в разных населенных пунктах, так и для функционирования общероссийского экономического пространства.

Условия осуществления автоперевозок определены:

2. гл. 40 "Перевозка" ГК РФ

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях

4. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; Определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

5. Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

7. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

8. Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"

9. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

10. Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов транспортной деятельности"

11. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112; порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

12. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272. Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

13. Правила дорожного движения. Постановление Правительства РФ.

14. Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Постановление Правительства РФ от 27.02.2019 № 195.

Региональные источники

На основе федеральных нормативных правовых актов формировалось и развивается законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам организации перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Основанием для регионального правового регулирования этих вопросов является, во-первых, то, что они не относятся к предметам исключительного федерального ведения. Такие вопросы закреплены в ст.70 Конституции РФ. Основанием для издания регионального законодательства являются ст.71 Конституции РФ, в которой определены предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов, а также ст.73 Конституции РФ, согласно которой вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты России обладают всей полнотой государственной власти. Проявлением этой власти является их право принимать собственные законы и другие нормативные правовые акты, имеющие общеобязательную силу на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Основными региональными источниками по рассматриваемому вопросу являются конституции республик, входящих в Российскую Федерацию, и уставы других субъектов Российской Федерации. Принимаются и специальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы транспортного обслуживания населения.

Для осуществления деятельности, связанной с организацией перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, во всех субъектах России созданы специализированные органы исполнительной власти и другие организации. В городе Брянске – это Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области.

 

Занятие 2

Тема 1.1. Система управления автомобильным транспортом

Дата: 2019-12-10, просмотров: 331.