Их можно сгруппировать следующим образом.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прямое государственное финансирование инноваций, которое осуществляется через поддержку на конкурентной основе отдельных проектов и федеральных инвестиционных про грамм отраслевого и регионального характера.

2. Создание государственных организационно-финансовых структур, деятельность которых направлена на концентрацию финансовых средств, инвестиций, объединения научного и технологического потенциала. (Например, созданы и функционируют государственные космическая, авиастроительная, судостроительная корпорации.)

Создание в рамках частно-государственного партнерства новых рыночных институтов развития, обеспечивающих финансовую среду поддержки государством и бизнесом инновационного развития. К ним относятся Инвестиционный фонд РФ, Всероссийский банк развития регионов; Евразийский банк развития, Российская венчурная компания, Российская корпорация нанотехнологий и др.

Перспективным механизмом государственной поддержки инноваций является создание особых экономических зон двух типов — технико-внедренческих и промышленно-производственных, предполагающих таможенные и налоговые преференции для предприятий-резидентов. Кроме того, из федерального бюджета финансируется создание инфраструктуры таких зон.

Косвенное стимулирование инноваций через налоговые и таможенные регуляторы. В настоящее время существуют льготы по налогообложению на прибыль корпораций (включение в затраты расходов на НИОКР, возможность нелинейной амортизации отдельных видов оборудования, используемого для инновационной деятельности). Традиционным направлением косвенной поддержки инновационной деятельности является предоставление налоговых льгот, прежде всего по налогу на прибыль, что соответствует мировой практике. В процессе государственного регулирования инновационной сферы важно обеспечить неуклонное возрастание роли государства как ключевого системообразующего инновационного инвестора и интегратора.

Это, прежде всего, обусловлено постоянно повышающейся ресурсоемкостью инновационной деятельности, вследствие чего многие инновационные проекты и программы не могут быть успешно реализованы только силами частного бизнеса и требуют финансовой поддержки государства. Высокая степень участия государства в стимулировании НТП обусловлена спецификой инновационных процессов (значительная капиталоемкость научных исследований и высокая степень риска, зависимость от степени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, специфика требований к квалификации кадров, необходимость защиты интеллектуальной собственности и т. п.).


Лекция 6. Интеллектуальная собственность.
Инновационное управление трудом

 

6.1. Сущность и объекты интеллектуальной
собственности

К началу XXI в. интеллектуальная собственность стала играть небывало важную роль в создании корпоративного богатства и стимулировании конкуренции. Информация о состоянии нематериальных активов компаний стала определяющим фактором для фондового рынка. Появились целые отрасли промышленности, которые в существенной степени зависят от прав на интеллектуальную собственность. С развитием глобальных информационных сетей и электронной торговли интеллектуальная собственность стала глобальным товаром, а лицензирование превратилось в один из главных способов товарообмена в мировом масштабе.

Как новый вид собственности интеллектуальная собственность появилась в России сравнительно недавно, в начале 90-х годов XX в. На официальном уровне, международном, понятие «интеллектуальная собственность» введено в 1967 г. в Стокгольме на международной конференции по интеллектуальной собственности (тогда же была создана Всемирная организация интеллектуальной собственности — ВОИС).

Интеллектуальная собственность стала основой образования рынка своих объектов, который в настоящее время быстро развивается. Исходная база формирования данного рынка — огромный научно-технический потенциал страны.

Интеллектуальная собственность — совокупность исключительных прав личного и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные, приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств.

Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт, являющийся результатом творческих усилий его создателей — отдельной личности или коллектива. Интеллектуальный продукт может иметь различные формы: научные открытия и изобретения, результаты технологических и проектных работ, образцы новой продукции, новой техники и материалов, новые технологии, научно-производственные, консалтинговые, экономико-финансовые, управленческие, маркетинговые услуги, а также различные виды литературно-художественного творчества и т. д.

Объектом интеллектуальной собственности являются документально подтвержденные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальная собственность схожа с реальной и личной собственностью.

Отличие интеллектуальной собственности от других ее форм заключается в том, что она не может быть определена или идентифицирована по своим физическим параметрам. Интеллектуальная собственность физически не осязаема. Для того чтобы она стала охраноспособной, она должна быть выражена неким различным способом (например, на каком-либо информационном носителе).

Интеллектуальный капитал как объект собственности обладает рядом преимуществ перед физическими средствами производства:

— он не может подвержен физическому отчуждению, даже после продажи или передачи информации другим людям или организациям, сами знания сохраняются у непосредственных собственников;

— его можно воплощать в осязаемые объекты неограниченное число раз, он не подвержен физическому износу, его можно использовать до тех пор, пока он не устаревает;

— такая собственность интеллектуального капитала вызывает к жизни широкий диапазон инвестиций в обучение наемных работников умственного труда. Поэтому в наши дни одна из важнейших характеристик интеллектуального труда — владение или совместное владение им (в него вкладывают средства государственные и муниципальные организации, частные фирмы и общественные фонды);

В России понятие «интеллектуальная собственность» закреплено как в Конституции РФ, так и в ряде специальных законов (Гражданский кодекс РФ).

Объектом интеллектуальной собственности являются документально оформленные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Понятие интеллектуальной собственности охватывает два типа объектов — промышленной собственности и авторского права.

К объектам промышленной собственности относятся:

1) патенты на изобретения (устройства, вещества, способы, штамм микроорганизмов, культуры клеток растений и животных, применение указанных объектов по новому назначению. Изобретения призваны обеспечить высокий технический уровень и качество изделия путем осуществления их на основе научных идей, воплощенных в новые технические решения);

2) свидетельства на полезные модели (конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей);

3) патенты на промышленные образцы (художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид);

4) свидетельства на товарные знаки и знаки обслуживания (это обозначение, отличающее соответственно товары или услуги одних юридических лиц (или физических) от однородных товаров или услуг других лиц. Обладание таким знаком дает большие преимущества в конкурентной борьбе, способствует увеличению рынка сбыта. Можно владеть, распоряжаться товарным знаком и запрещать его незаконное использование.);

5) свидетельства на право пользования наименования места происхождения товаров (под наименованием места происхождения товара понимается название места любого географического названия);

6) свидетельство на фирменные наименования;

7) конфиденциальная информация;

8) ноу-хау (определяются как технические знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и в профессиональной практике. Как знание ноу-хау может существовать в материальной и нематериальной форме (чертежи, документы, фотографии, программы для ЭВМ; нематериальные — знания и их передача осуществляется в виде обучения персонала, консультаций специалистов, наблюдения и помощь в наладке производственного оборудования и т. п.)).

Объекты авторского права охватывают преимущественно результаты:

1) научные публикации, в том числе диссертации, монографии, статьи, отчеты о научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных работах;

2) литературные, драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;

3) хореографические произведения и пантомимы;

4) музыкальные произведения с текстом и без него;

5) аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайн и иные произведения изобразительного искусства;

6) произведения декоративно-прикладного искусства;

7) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

8) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

9) географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии;

10) объекты научно-технической сферы (программы для ЭВМ, базы данных, типологии интегральных микросхем) и Web-страницы.

В российском законодательстве пока отсутствует четкое развернутое определение объектов интеллектуальной собственности.

При этом не являются объектами авторского права: официальные документы (законы, судебные решения, и иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственная символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Таким образом, интеллектуальная собственность есть исключительное право использования результата интеллектуальной творческой деятельности в виде предметного воспроизведения сделанного изобретения или в виде копий художественного произведения, сделанных в любой форме, позволяющей впоследствии восстановить эти произведения.

Использование прав владения объектом интеллектуальной собственности означает прежде всего получение реальных или патентных доходов от его копирования (повторения, воспроизводства).

 

6.2. Управление интеллектуальной собственностью

Основной задачей современной организации является не только общая инновационная направленность и разработка новых продуктов и процессов, но и действия, направленные на обеспечение интеллектуальной безопасности.

Важным элементом управления интеллектуальной собственностью является определение основных направлений деятельности организаций по созданию, приобретению и правовой охране интеллектуальной собственности.

Основные задачи в сфере управления интеллектуальной собственностью:

— систематизация, анализ и учет объектов интеллектуальной собственностью;

— определение форм и методов правовой охраны объектов интеллектуальной собственности;

— определение доминирующего объекта интеллектуальной собственности;

— осуществление правовой охраны интеллектуальной собственности;

— коммерциализация интеллектуальной собственности;

— пресечение нарушений исключительных прав на интеллектуальную собственность.

Управление интеллектуальной собственностью — управленческий процесс, направленный на создание, приобретение, коммерциализацию и правовую охрану интеллектуальной собственности.

Обеспечение правовой охраны результатов научно-технической деятельности является одним из важнейших условий введения их в хозяйственный оборот и создания рынка инноваций. Правовая охрана создает основу для защиты интересов авторов, инвесторов и производителей продукции от недобросовестной конкуренции в процессе оборота этих результатов, который регулируется нормами гражданского права.

При этом должны быть обеспечены:

— защита прав и законных интересов авторов, организаций-разработчиков и инвесторов, включая государство, создание действенных организационно-правовых механизмов выявления и пресечения нарушений прав;

— четкая регламентация осуществления правовой охраны и защиты результатов научно-технической деятельности.

Введение объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов предприятия — одна из форм коммерциализации исключительных имущественных прав на интеллектуальные продукты, которая позволяет организации в законном порядке реализовать свои выгоды от обладания интеллектуальной собственностью и достичь определенных преимуществ в предпринимательской деятельности. Эффективное управление интеллектуальной собственностью позволяет обеспечить высокий конкурентный статус организации и производимой ею продукции, проводить грамотную инвестиционную политику, законно снижать налоговое бремя, получать дополнительные средства от реализации интеллектуальной собственности, увеличивать размер уставного капитала, а также стоимость всего предприятия в целом. Таким образом, в современных условиях все более важное место в инновационной деятельности занимает интеллектуальный капитал, а истинную ценность приобретают документально оформленные, защищенные авторским правом идеи.

Схема непосредственного управления интеллектуальной собственностью строится во взаимодействии между изобретателями, внедренческими и патентными подразделениями организации, а также в построении системы поддержки новаторства.

Основная идея управления интеллектуальной собственностью — стимулирование новаторского процесса и как следствие большое количество новых идей. При этом внедренческое подразделение организует процесс первичного рассмотрения новаторских предложений, а также проводит предварительную экспертизу идей на предмет возможности перевода их в защищаемую законом форму интеллектуальной собственности (например в патент). Кроме того, внедренческие подразделения осуществляют непосредственно инновационный процесс (преобразование идеи во внедренное на рынке новшество). После принятия решения о преобразовании идеи в новшество патентное подразделение организации проводит подробную экспертизу уникальности новшества, возможности его документального оформления и защиты как объекта интеллектуальной собственности. Кроме того, патентное подразделение проводит текущую работу по мониторингу интеллектуальной собственности, принадлежащей организации.

Что касается политики работы с интеллектуальной собственностью, то она может быть как консервативной, так и прогрессивной. При консервативной политике организация выступает в роли потребителя идей, оговаривая вопросы стимулирования новаторства, схему продвижения новшеств и формирования объектов интеллектуальной собственности. Принципом прогрессивной политики в сфере управления интеллектуальной собственностью является реализация принципов ВЫИГРАЛ-ВЫИГРАЛ (Win-Win). Иными словами, стороны обязаны прийти к компромиссу (работник и управляющее звено).

Патентная система является одним из стимулов частной инициативы и одновременно служит основой для координации частных исследовательских проектов.

Западные фирмы перешли от практики патентования отдельных технологий к формированию портфеля патентов, с помощью которых они получают возможность владеть крупным сектором товарного рынка. Кроме того, компании проводят политику опережающего патентования — получения патентов и создания портфеля за 2–3 года до начала разработок после проведения фундаментальных исследований.

В 1990-х годах активизировалась деятельность ЕС в области охраны интеллектуальной собственности. Установлено, что Западная Европа занимает третье место по количеству приходящихся заявок на изобретения. Отстает она в области информационной технологии, где наблюдается наибольшая активность патентования, но зато она сильна в химии и фармацевтике.

Подводя итог по вышеизложенному, следует отметить что, введение объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов предприятия является одной из форм коммерциализации имущественных прав на интеллектуальные продукты. Управление же интеллектуальной собственностью позволяет обеспечить создание, приобретение, и коммерциализацию этой интеллектуальной собственности, а также обеспечить высокий конкурентный статус организации и производимой ею продукции. Таким образом, в современных условиях все более важное место в инновационной деятельности занимает интеллектуальный капитал.

 


6.3. Правовые механизмы защиты объектов
интеллектуальной собственности

Правовое регулирование объектов интеллектуальной собственности содействует процессу эффективного управления инновационными процессами.

Причины предоставления охраны интеллектуальной собственности:

— справедливо и целесообразно, когда лицо, вкладывающее свой труд и усилия в интеллектуальное творчество, имеет некоторую выгоду в результате своих усилий;

— стимулирование большинства таких работ и усилий, которые приносят реальную финансовую прибыль творцам, способствуют развитию промышленности.

Другими словами, все цивилизованные страны в интересах экономического и социального развития содействуют применению результатов творческого труда, поощряют творческую деятельность, обеспечивают общество доступом к этим произведениям.

Правовое обеспечение регулирует имущественные, а также связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности.

К основным нормативным документам, регулирующим права интеллектуальной собственности, в Российской Федерации относят прежде всего Гражданский кодекс РФ и нормы международных договоров в области охраны отношений интеллектуальной собственности, ряд постановлений Правительства РФ, в том числе постановление от 21 марта 2012 г. № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности»[12], от 24 декабря 2008 г. № 1020 «О государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы, программу ЭВМ, базу данных и перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу ЭВМ, базу данных»[13], от 29 декабря 2007 г.

№ 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами»[14], а также приказы методические рекомендации Роспатента.

Право интеллектуальной собственности это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения, связанные с творческой деятельностью. При этом гражданское право не регулирует непосредственно саму творческую деятельность, ибо процесс творчества остается за пределами действия его норм. Функции гражданского права заключаются в признании авторства на уже созданные результаты творческой деятельности, установлении их правового режима, моральном и материальном стимулировании и защите прав авторов и иных лиц, имеющих авторские права.

Правовой механизм защиты интеллектуальной собственности предусматривает систему экономических, социальных, правовых методов и средств поддержки инноваций. Основными формами защиты интеллектуальной собственности являются: патент, авторское право, лицензия, товарный знак и знак обслуживания, бренд и фирменное наименование.

Патент (от лат. patens — открытый, ясный, очевидный) — охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо про- мышленного образца. Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными. Патент действует только на территории той страны, где он выдан. Для поддержания патента в силе законодательства требуется периодическая уплата высоких патентных пошлин. Срок действия патента зависит от страны патентования, объекта патентования и составляет от 5 до 25 лет. Патентные документы представляют важнейший источник научно-технической, юридической и экономической информации, которая необходима для проведения прикладных исследований и разработок, прогнозирования научно-технического прогресса и т. д. Лицо, владеющее патентом, называется патентообладателем. Им может быть автор разработки, его наследник или иной правопреемник. Права патентообладателя заключаются в том, что он может по своему усмотрению использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец или запретить их использование.

Авторское право — право, регулирующее отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм исполнения, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Объектами авторского права признаются такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. К таким признакам относятся творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме — письменной, устной, звуковой или другой. Таким образом, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельность бытия. По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние.

Товарный знак и знак обслуживания — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, т. е. способное соответственно отличить товары и услуги одних юридических лиц или граждан от товаров и услуг других юридических лиц или граждан. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Формой правовой охраны является свидетельство на товарный знак. Право на использование товарного знака получают посредством его регистрации. Регистрация осуществляется патентным ведомством. Срок действия свидетельства обычно составляет 10 лет с возможностью продления на 10 лет неограниченное число раз.

Лицензия — разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или незащищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного срока, на определенной территории и за определенную плату.

Бренд широко известный товарный знак или наименование фирмы, имеющей заслуженную репутацию и производящий качественные продукты и услуги.

Фирменное наименование — имя или обозначение, позволяющее идентифицировать предприятие и охраняющее против неправомерных действий третьих лиц. Право на фирменное наименование является бессрочным и прекращается в случае ликвидации фирмы.

К началу XXI в. интеллектуальная собственность стала играть небывало важную роль в создании корпоративного богатства и стимулировании конкуренции. Информация о состоянии нематериальных активов компаний стала определяющим фактором для фондового рынка. Появились целые отрасли промышленности, которые в существенной степени зависят от прав на интеллектуальную собственность. Так, активы компаний, разрабатывающих программное обеспечение, состоят в основном из патентных и авторских прав, а также прав на товарные знаки.

В 1990-е годы патентная защита распространилась на новые области (информационная технология и биотехнология), новые методы деловой практик, включая электронную торговлю, электронные пиктограммы. В настоящее время дискутируется вопрос о применении патентного права к программному обеспечению.

С развитием глобальных информационных сетей и электронной торговли интеллектуальная собственность стала глобальным товаром, а лицензирование превратилось в один из главных способов товарообмена в мировом масштабе.

Создание законодательно-нормативной патентно-лицензионной системы позволяет вести коммерческие операции с объектами интеллектуальной собственности на основе принципов и методов рыночной экономики.

Формы передачи объектов интеллектуальной собственности:

Некоммерческие средства. Это преимущественно технологический обмен в широком понимании, реализуется при передаче научно-технической информации или научно-техническом обмене. Среди них — научно-технические публикации, выставки, статьи, выставки, ярмарки, конференции, симпозиумы, взаимные визиты, личные контакты ученых, миграция специалистов, наблюдение, совместная разработка, сотрудничество по долгосрочным программам, оказание безвозмездной технической помощи и т. п.

Коммерческие средства. Технологический обмен связан с операциями по торговле научно-техническими знаниями и применяется при передаче технологий и изготовлении продукции и совершенствовании производства. В качестве товаров выступают продукты интеллектуального труда в виде изобретений, ноу-хау, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, товарных знаков, знаков обслуживания, баз данных, программ ЭВМ и т. п.

Торговля лицензиями. Это главная форма международного научно-технического обмена. Она наиболее перспективная для проникновения и завоевания труднодоступных рынков. Используется в качестве средства подъема экономики и повышения конкурентоспособности собственных товаров на внешних рынках.

Торговля научно-техническими услугами. Под данными услугами понимается инжиниринг, который предполагает предоставление на основе договора комплекса отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с исследованием, проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, с усовершенствованием имеющихся производственных процессов на предприятии.

Закупка образцов новой техники за рубежом. Целью закупки могут быть и проведение испытаний различных машин, приборов, изделий, материалов, сопоставление их с отечественными аналогами и при необходимости доработка собственной продукции до уровня передовых образцов, копирование для создания собственного производства

Купля-продажа новой техники включает поставки комплексного или разрозненного оборудования и машин. Она позволяет покупателям быстрее осваивать передовую технику и использовать ее преимущества для получения экономического эффекта. Однако поддержание закупленной техники в современных условиях достаточно сложно ввиду ее быстрого морального старения.

Строительство заводов под ключ — форма обмена технологией, в результате которой передающая сторона берет на себя обязанности генерального подрядчика и отвечает за весь цикл строительства объекта, включая предпроектные изыскания, проектирование, предоставление лицензий, поставку комплектного оборудования, монтаж, пусконаладочные работы, техническое консультирование, вопросы организации и управления производством.

Совместные предприятия (СП) часто создаются для осуществления какой-либо комплексной научно-технической и производственной программы. В уставной фонд СП в качестве своего вклада стороны нередко вносят изобретения, ноу-хау и другие научно-технические разработки. Четыре типа СП:

— сотрудничество между фирмами только в исследованиях;

— обмен технологиями в рамках единой продуктовой линии или через многие продукты;

— совместная разработка единого или более продуктов;

— сотрудничество посредством выполнения различных стадий жизненного цикла изделия.

Производственная кооперация. Это вид производственнотехнических связей между фирмами. Основой кооперации служит или передовая технология одного из партнеров, или приобретаемая у третьих лиц современная технология.

Франчайзинг («льгота, привилегия»). Особая контрактная отношений, основанная на продаже товаров, услуг или технологии независимых в юридическом или финансовом отношениях. По договору о франчайзинге предоставляется право покупателю право на пользование своего товарного знака, фирменного наименования и других объектов интеллектуальной собственности.

Лизинг. Это специфическая форма аренды машин и оборудования. Суть состоит в предоставлении одной стороной другой товара в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение на основе лизингового договора.

Совместные НИОКР на коммерческой основе. Они позволяют сотрудничающим сторонам снизить затраты на решение тех или иных научно-технических и производственных проблем. Все перечисленные выше формы передачи объектов интеллектуальной собственности осуществляются на основе использования добровольных лицензий. Однако, согласно Патентному закону РФ, предусмотрено использование и принудительных лицензий. Принудительные лицензии направлены против владельцев патентов, которые блокируют развитие своих конкурентов на основании запретов на продажу лицензий на запатентованные технические решения.

Также Правительство РФ в интересах национальной безопасности имеет право использовать объекты промышленной собственности без согласия патентообладателя с выплатой ему соразмерной компенсации.

Таким образом, обеспечение правовой охраны результатов научно-технической деятельности является одним из важнейших условий введения их в хозяйственный оборот и создания рынка инноваций. Правовая охрана создает основу для защиты интересов авторов, инвесторов и производителей продукции от недобросовестной конкуренции в процессе оборота этих результатов, который регулируется нормами гражданского права.

 

6.4. Инновации в материальном стимулировании

Одним из новаторских решений в кадровом управлении может считаться современная система стимулирования персонала. Стимулирование персонала строится на двух основных позициях — материальном и нематериальном стимулировании.

Материальное стимулирование — это направленные действия по предоставлению субъекту определенных материальных ресурсов в обмен на повышение им производительности труда.

В системе материального стимулирования распределение дополнительных доходов играет важнейшую роль. Успешно действующие фирмы постоянно используют систему распределения дополнительных доходов, поскольку ее применение приносит выгоды как работодателям, так и работникам. Однако в зависимости от цели и текущего положения организации системы существенно отличаются. Главные достоинства системы распределения дополнительных доходов состоят в том, что в ней сочетаются материальное вознаграждение работников, их взаимодействие, групповая работа, ориентация на достижение цели, улучшение качества продукции и работы организации в целом. При этом организация и работники могут получить от внедрения такого рода кадровых инноваций следующее:

1) выгоды организации:

— повышение эффективности производства, сокращение издержек или увеличение выпуска продукции;

— увеличение степени отождествления работников с историей своей компании, ее проблемами, целями и возможностями; большая активность в идентификации и решении возникающих производственных проблем;

— содействие в установлении связи между вознаграждениями и улучшением деятельности фирмы;

— улучшение взаимодействия и развитие отношений сотрудничества;

2) выгоды работников:

— более длительная гарантия сохранения рабочих мест благодаря растущей эффективности производства;

— большее признание их вклада в развитие производства;

— улучшение коммуникаций, групповая работа, налаживание отношений сотрудничества;

— участие в распределении дополнительного дохода, получаемого благодаря росту эффективности производства;

— улучшение трудовых отношений.

Основой современных систем распределения дополнительных доходов являются следующие положения:

— большинство планов предусматривают выплату премий в зависимости от улучшения результатов работы в прошедшем периоде. Принимаемый за основу период может быть коротким или продолжительным;

— иные планы основываются на достижении определенных установленных показателей деятельности; такой подход становится все более общепринятым;

— на практике возможны также и комбинированные подходы. Например, в случаях, когда система премиальных выплат основана на прошлых и прогнозируемых показателях качества продукции, снижении издержек производства (в некоторых организациях есть целые наборы показателей производительности труда, разработаны схемы решения проблем качества продукции и контроля над издержками производства).

Системы распределения прибыли считаются наиболее развитыми, и к ним следует переходить после освоения более простых методов поощрений, и в идеале желательно использовать их комплексно. Особенно эффективны системы распределения прибыли в малых фирмах, с числом занятых менее 500 человек. Такая система вознаграждает работников за результаты, на которые они могут оказывать прямое воздействие. Хотя эти системы появилась впервые около 50 лет назад, наибольшее распространение они получили в последние годы. Так, около 26% американских компаний используют эту систему, причем около 75% из них внедрили ее после 1980 г.

При введении различных систем материального поощрения необходимо помнить, что система распределения доходов не должна быть ориентирована на краткосрочные результаты, достижение легкого успеха или замену дополнительными доходами прибавок к заработной плате.

Также неплохие результаты дает применение методов стимулирования, основанных на добровольной инвестиционной активности работников. Примером такого рода может служить технология «рисковых бонусных фондов».

Что касается классического метода материального стимулирования — премирования, то стоит отметить, что ему предшествует тщательный экономический анализ.

Премия — мера поощрения за определенное (выгодное организации) поведение работников.

Определяющим фактором при решении вопроса о введении системы премирования является оценка ее влияния на снижение издержек производства и увеличение массы прибыли. В ходе обоснования системы определяется круг премируемых, количество и характер показателей (факторов) премирования, порядок их учета и оценки, размеры премий. Все это находит отражение в коллективном договоре или специальном положении о премировании, являющемся приложением к нему. Показатели, на основании которых выплачивается премия: объем реализации (абсолютная величина прироста по сравнению с предыдущим периодом, отклонение от плана), прибыль, величина издержек, рост курса акций компании, повышение качества. Руководство компании определяет премиальный фонд, который впоследствии распределяется между сотрудниками. Критерии распределения могут быть различными: пропорционально базовому окладу, поровну, пропорционально числу отработанных в течение рассматриваемого периода дней, с учетом стажа работы и т. д., в зависимости от того, что хочет поощрить организация: солидарность, лояльность, преданность, дисциплинированность, квалификацию. При любом варианте распределения этот вид вознаграждения сможет достичь своей цели — соединения материальных интересов каждого работника с финансовыми интересами компании, их ориентации на достижение стоящих перед организацией задач при соблюдении двух условий: значимости размера вознаграждения для работника (не менее 10% годового оклада) и понимании каждым работником того, за что он получает вознаграждение и как определяется его размер. Многие компании, внедряющие подобные премиальные системы, оказываются не в состоянии обеспечить соблюдение этих условий, в результате чего премии теряют свой первоначальный смысл.

Правила материального стимулирования — определенные обязательные условия, которым должна соответствовать система материального стимулирования.

Классическим примером инновационных подходов к материальному стимулированию являются системы премирования Дж. Н. Скэнлона, А. В. Раккера и «Импрошейр». При этом широкой общественности о данных системах известно лишь в общих чертах, так как все они являются собственностью создателей (например, права на систему стимулирования «Импрошейр» принадлежат управленческому консультанту М. Фаину). Из доступной информации известно следующее.

В системе Скэнлона основным мотивирующим материальным фактором является распределение прибыли организации среди работников по специальной схеме, причем система Скэнлона предусматривает, как было сказано выше, развитие рационализаторского движения и построена на достаточно формализованной схеме представления и рассмотрения рационализаторских предложений. Система вознаграждений за рационализаторские предложения охватывает только тех сотрудников, которые выдвигали различные предложения по улучшению деятельности фирмы — по повышению производительности труда, росту качества выпускаемой продукции и снижению издержек производства. Кстати, система Скэнлона впервые была внедрена в американскую промышленность еще с середины 1930-х годов. Несмотря на то, что результаты внедрения этой системы большей частью являются коммерческой тайной и широко не рекламируются, по оценкам американских специалистов, в настоящее время она действует почти на 1 тыс. фирм.

Система Раккера является более сложной с точки зрения самих расчетов. Она основывается на расчете чистой продукции, точнее, ее средней за предшествующие 3–7 лет, и последующем вычислении «нормы Раккера», т. е. доли чистой продукции, выплачиваемой работникам в виде заработной платы. Фактически она представляет собой чистую продукцию на каждый доллар заработной платы. Сами расчеты премий сходны с вычислениями по системе Скэнлона за исключением некоторых частностей, к которым относится и то, что распределение прибыли распространяется на всех работников, кроме руководства.

Система «Импрошейр» отличается от прочих систем распределения прибыли несколькими моментами. Выгоды от повышения производительности труда измеряют не в денежном эквиваленте, а в рабочих часах. Учитываются как непосредственно, так и косвенно занятые в производстве работники. Обычно такая программа не рассчитана на административный персонал и руководство предприятия. В рамках программы оценивается не только рост производительности, но и процент брака. При низком качестве, даже при наличии высокой производительности, расчетные премиальные будут низкими и даже отрицательными.

Таким образом, при введении различных инновационных систем материального стимулирования необходимо помнить, что они не должны быть ориентированы на краткосрочные результаты, достижение легкого успеха. В инновационном материальном стимулировании наиболее важным являются системы участия работников в прибылях, к которым следует переходить после того, как освоены более простые методы поощрений.

 

6.5. Инновации в нематериальном стимулировании

Инновационные методы нематериального стимулирования базируются на следующих принципах:

1. Развитие сопричастности и идентификации сотрудников с организацией, ее ценностями и целями, что мотивирует работников на повышение эффективности труда.

2. Мотивирование через саму работу, использование внутренних стимулов интереса к ней, получение чувства удовлетворения от процесса работы, от возможности проявить способности, собственные силы при принятии решений и выполнении производственных задач.

3. Поощрение достижений сотрудников, мотивирующее их к улучшению дальнейшей деятельности, желательно, чтобы поощрение было разнообразным: сама система зарплаты устроена так, что связывает награду с достижениями, а также требуется поощрение людей через повышение их ответственности и самостоятельности (внутренняя награда) и создание возможности повышения статуса, продвижения в карьере (внешняя награда).

4. Упражнение в руководстве; применение руководства как ключевого фактора мотивации позволяет улучшить эффективность деятельности персонала.

5. Ограничение отрицательных факторов: несправедливая система оплаты, плохие условия работы, неадекватный надзор, неоправданно ограничивающие или бюрократические практики и др.

6. Создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, что причастны к ней, проявляли бы личную ответственность за ее результаты; ощущали ценность достигнутых результатов, конкретную их важность для кого-то. Для того чтобы работа приносила удовлетворение, задание должно содержать известную долю риска и давать возможность добиться успеха.

7. Обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте показать способности, выразить себя в труде, в его результатах, иметь доказательства того, что он может что-то сделать, причем это «что-то» должно получить имя своего создателя.

8. Признание, которое может быть личным и публичным. Личное признание состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству организации, представляются ему, их персонально поздравляет администрация по случаю праздников и семейных дат.

На протяжении нашей жизни уровень мотивации подвержен колебаниям. Известно, например, что одним из влиятельных факторов снижения трудовой мотивации является длительное пребывание человека в одной и той же должности. Трудности, сопровождающие при переходе от одного этапа служебной карьеры к другому, также отражаются на мотивации сотрудника.

Нематериальное стимулирование — направленные действия по психологическому воздействию на субъект или по созданию для него определенных психологически опосредованных условий, влекущих за собой повышение производительности труда. В рамках применения кадровых инноваций особую значимость имеет уровень развития мотивации профессионального самосовершенствования специалистов.

Мотивация профессионального самосовершенствования специалиста — это направленность мотивационно-личностного процесса на профессиональное самосовершенствование субъекта. Под развитием мотивации профессионального самосовершенствования специалистов следует понимать переход к сложной иерархической системе побуждений, к автономному мотиву самосовершенствования, превращению отдельных попыток в работе над собой в постоянно действующий процесс, образ мышления.

Основными направлениями эффективного влияния на процесс развития мотивации профессионального самосовершенствования специалистов являются следующие:

1. Формирование положительных мотивационных установок на профессиональное самосовершенствование.

2. Формирование прочных знаний, умений и навыков в работе по профессиональному самосовершенствованию.

3. Актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у специалистов в процессе ведущей деятельности.

Одной из форм практической реализации обозначенного направления работы с персоналом может быть введение квалификационных паспортов для работников различных специальностей, в которых должна быть представлена совокупность их профессионально значимых качеств, знаний, умений, навыков, профессиональных позиций, психологических качеств с указанием перспективы их развития и т. д.

Следующим направлением эффективного влияния на процесс развития мотивации профессионального самосовершенствования является формирование у специалистов прочных знаний, умений и навыков в работе по профессиональному самосовершенствованию.

При формировании навыков и умений профессионального самосовершенствования хорошо зарекомендовала себя система специфических конкретных влияний в ходе мотивационных тренинговых программ:

а) обучение способам поведения, типичным для специалиста с высоким уровнем профессиональной компетентности, высокоразвитыми профессионально значимыми качествами, высоким уровнем мотивации;

б) изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из деятельности специалистов, обладающих высоким уровнем профессионального мастерства; попытки перевоплотиться в различных ситуациях профессиональной деятельности; анализ этих примеров и действий;

в) изучение, апробация и последующий анализ основных методов эмоционально-волевой саморегуляции; объяснение механизмов взаимосвязи между использованием «резервных возможностей» человека и эффективностью процесса профессионального самосовершенствования специалиста.

Третье направление развития мотивации самосовершенствования — актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у специалистов в процессе ведущей деятельности. Основные требования, которым должны отвечать ситуации самосовершенствования, следующие:

— наличие цели, задачи. Поставленная задача, которая психологически воспринимается специалистом как цель, является пусковым моментом функционирования процесса профессионального самосовершенствования;

— поставленная задача на оптимально допустимом уровне превышает уровень наличных возможностей специалиста (единство репродуктивного и творческого в характере и содержании производственных задач).

Важно, в интересах оптимизации процесса профессионального самосовершенствования, конкретного специалиста сравнивать не с другими специалистами, а прежде всего с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в решение тех или иных производственных задач.

Многое также зависит от правильного определения того, что важно для конкретного человека, каковы его доминирующие мотивы, и уже в соответствии с этим применять тот или иной вид подкрепления. Тактика управляющего воздействия здесь следующая: если руководитель хочет повлиять на профессиональный рост личности, то он должен сделать его выгодным для данного специалиста в соответствии с имеющимися у последнего мотивационными установками и способствовать существенному продвижению в конкретной реализации этих выгод.

Итак, наряду с инновациями в материальном стимулировании персонала, необходимо параллельно осуществлять нововведения и в нематериальном стимулировании персонала, которые должны быть связаны, в первую очередь, с творческой насыщенностью и содержательностью труда, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.

Лекция 7. Инновации в сфере обучения персонала. Инновации в сфере комплектации персонала

7.1. Инновации в сфере внеорганизационного обучения

Инновационное обучение ориентировано на перспективу, подготовку персонала организации к работе в новых условиях.

Решающим фактором эффективного внедрения инноваций в обучение является персонал организации и его отношение к ним.

Инновационные подходы в сфере обучения, напрямую не связанной с деятельностью организации (например, обучение в вузах, колледжах, различных обучающих центрах и т. п.), базируются в основном на выборе соответствующих методологических моделей обучения. В настоящее время имеются две основные методологические модели обучения — адаптивная и генеративная.

Адаптивная модель обучения — технология обучения, основанная на системной и пролонгированной передаче информации. При обучении по этой технологии основными функциями педагога являются передача адаптированных знаний (в том числе и в предписывающей форме), контроль усвояемости знаний и дополнительный инструктаж в сфере усвоения особо сложных знаний.

Генеративная (андрагогическая) модель обучения — технология обучения, построенная на принципах «открытого» или исследовательского обучения, с равным коммуникативным статусом педагога и обучающегося, с учетом личностного и профессионального статуса обучающегося.

При этом главное условие успешности обучения такого рода заключается в поощрении исследовательской активности обучающегося и создании соответствующих условий для обучения. Адаптивная модель обучения в целом характеризует педагогическую направленность в обучении, генеративная — андрагогическую. Таким образом, классическая педагогическая школа связана с обучением в основном подрастающего поколения, а андрагогические подходы, напротив, направлены на обучение взрослых.

В этой связи переход к генеративной модели и как следствие — к андрагогическим принципам в обучении можно рассматривать как инновационный процесс, а конечное внедрение данных технологий — как серьезнейшую инновацию в сфере внеорганизационного обучения.

Андрагогическая модель обучения, только в последние годы получившая признание в нашей стране, имеет, по меньшей мере, 40-летнюю историю разработки. Так, например, еще в 50-х годах ХХ в. в США вышла небольшая по объему, но очень информативная по содержанию книга Элтона Снайдера «Обучение взрослых». В разработке андрагогических технологий участвовали также ряд известных американских ученых, таких как Гари Дикенсон, Дэвид Минтон, Алан Роджерс.

Работы А. Роджерса, связанные с андрагогическими принципами в обучении, наиболее интересны. Особенную известность приобрел ряд андрагогических постулатов А. Роджерса, в частности, он выделял 7 характеристик обучающихся взрослых, которые мы здесь приводим:

1. Андрагогические принципы универсальны. По мнению А. Роджерса, все обучающиеся (независимо от возраста) являются по своей сути взрослыми и любые программы обучения должны учитывать процесс взросления и самовыражения каждого учащегося. Все участники процесса обучения должны проявлять взрослость во взаимоотношениях.

2. Взрослые находятся в непрерывном процессе развития, они не перестают развиваться в течение всей жизни, при этом все люди активно вовлечены в динамичный процесс происходящих вокруг них изменений. Эффективное обучение должно согласовываться с этим процессом.

3. Вектор обучения должен совпадать с вектором личностных ценностей человека. Чтобы быть эффективным, обучение должно быть построено именно на тех ценностях, которые вносят взрослые в свое обучение.

4. Андрагогическое обучение подразумевает и включает в себя признание целей и мотивации обучающихся, какими бы они не были. А. Роджерс считал, что все эти факторы лежат в основе решения каждого учащегося учиться, при этом смысл и значение их обучения обусловливаются этими намерениями.

5. Учет ожиданий обучающихся. Эффективное обучение обязано учитывать изначальные ожидания людей не только с точки зрения процесса обучения, но и с точки зрения представлений о своих пределах и возможностях в обучении.

6. Учет «социального следа» в обучении. Какова бы не была причина обучения, все взрослые приходят обучаться из конкретной социальной среды, при этом они предъявляют к обучению требования, которые обусловлены социальными взаимоотношениями и стереотипами (например, взаимоотношениями с родными, друзьями, соседями, коллегами по работе).

7. Учет личностных обучающих стереотипов. Взрослые ученики уже имеют собственные стереотипные модели (стили) обучения, сформировавшиеся в процессе личностного развития. Эффективный процесс обучения должен строиться с учетом предпочитаемых стиля или модели обучения.

Говоря об особенностях андрагогического обучения, А. Роджерс выделял несколько наиболее важных, в частности, он указывал на эпизодичность андрагогического обучения, которое проходит в виде коротких интенсивных периодов, поглощающих все внимание и заканчивающихся как только цель достигнута. Кроме того, при обучении взрослых важнейшее значение имеет построение курса, сконцентрированного на конкретных целях, задачах, проблемах. Необходимо учитывать стилевую стереотипизацию учебной деятельности взрослых, а также меньший интерес к теоретическим основам и больший — к приобретению практических навыков и умений. Реализацию особенностей андрагогического обучения, с точки зрения применения конкретных педагогических техник.

При этом основная задача андрагогического обучения заключается в содействии наиболее полному погружению обучаемых в образовательную среду, формированию навыков самостоятельного познания и обеспечению интеллектуального роста, готовности к решению нестандартных задач и ситуаций.

Важнейшей задачей андрагогических обучающих технологий является формирование интерпретирующего и творческого уровня познавательной активности у обучаемого, что реализуется в мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Кроме того, внимание необходимо сконцентрировать на самостоятельном обучении. Именно индивидуализация обучения с развитием навыков самостоятельности является основополагающим образовательным принципом андрагогической технологии.

В настоящее время в связи с бурным развитием телекоммуникаций появилось значительное количество современных инновационных технологий образования, или MET-технологий (modern education technology).

Одной из самых широко применяемых MET-технологий является технология открытого обучения (open education).

Открытое обучение — это специальная система обучения, доступ к которой могут иметь все желающие (без учета их возрастных характеристик, уровня образования, наличия определенных специфических знаний); базируется на модульных и дистанционных (дистантных) обучающих технологиях.

В свою очередь, дистанционное обучение (ДО), окончательно сформировавшееся в начале 70-х годов ХХ в. в США, Франции и Англии, явило собой технологию открытого обучения с применением современных обучающих методов, с присутствием определенных особенностей в обучении. Главными особенностями дистанционного обучения (кроме того, что большая его часть осуществляется без непосредственного контакта с преподавателем) является, во-первых, его высокая открытость по сравнению с классическим заочным обучением (учиться по системе ДО может любой желающий, без всяких ограничений), во-вторых, ДО имеет в основе модульную организацию обучения. Обучающие модули состоят из нескольких дисциплин и изучать их (теоретически) можно в любой временной последовательности (в некоторых организациях, ведущих обучение по дистанционной технологии, выдается удостоверение об окончании каждого модуля, другие ведут балльную оценку модулей). Кроме того, изучение какого-либо модуля не имеет «срока давности», т. е. студент может продолжить дистанционное обучение даже через несколько лет после окончания этого модуля.

Таким образом, открытое обучение основывается на предоставлении учащимся возможности выбора:

1) среды и медиа-средств — печатных, онлайновых, телевизионных или видео;

2) места обучения — дома, на рабочем месте, в учебном заведении;

3) темпа обучения — с четко заданным или не имеющим четкой структуры;

4) механизмов поддержки — помощи тьюторов по требованию, проведения аудиоконференции или обучения с опорой на компьютер;

5) сроков начала и завершения.

Главной задачей при реализации открытого обучения на базе дистанционных технологий является оптимальное распределение учебной нагрузки между различными формами дистанционного обучения. Наиболее наглядно особенности такого взаимодействия можно проследить на примере, предоставленном международным интернет-порталом Commonwealth of learning (табл. 4).

Таблица 4






Дата: 2019-12-10, просмотров: 259.