Россия в середине четвертого технологического уклада оказалась в глубоком кризисе. Дальнейшие попытки экономического развития базировались на элементах этого уклада.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кризис продолжался более десяти лет. В начале XXI века намечается некоторый подъем экономики, который базируется, в основном, на развитии нефтедобычи, строительстве и эксплуатации трубопроводов для транспортировки нефти и газа. Делаются попытки развития нанотехнологий, военных технологий, создается инновационный центр «Сколково». Однако все усилия по развитию инноваций, в основном, относятся к элементам пятого технологического уклада.

Ядром пятого технологического уклада стали развитие микроэлектроники, персональных компьютеров, информатики и биотехнологии.

Некоторые магистральные инновации распространяются за пределы одного цикла, способствуя появлению новых инфраструктур и сетей. Указанные инновации развиваются, создавая новые рынки и новую инфраструктуру в экономике.

Нынешний мировой финансовый кризис создал фазу депрессии, которая может продлиться до 2020 г. Период с 2010 по 2020 гг. является очередной фазой освоения и внедрения технологических инноваций. Считается, что Россия находится сегодня в стадии подъема большого цикла.

Все инновационные проекты, как правило, развивающиеся в настоящее время, носят улучшающий характер. Следовательно, (по Кондратьеву) нас ожидает в самом ближайшем будущем “бум” инновационных процессов. Главной задачей на сегодня является вход России в шестой цикл Кондратьева если не раньше других стран, то хотя бы одновременно с ними.

Технологические сдвиги, происходящие на современном этапе развития экономики, влекут за собой изменение способов управления, определенных изменений содержания и форматов подготовки кадров. Для построения инновационной экономики нужны качественно новые специалисты, обладающие набором необходимых компетенций. Например, необходимы не просто инженеры, а инженеры-менеджеры, которые в состоянии проектировать новые продукты и управлять проектом. Исследования, проведенные Московской школой управления (МШУ) «Сколково» в рамках проекта Форсайт «Компетенции 2030», показали, что на сегодняшний день в России дефицит специалистов, которые в принципе способны организовать инновационное производство. Речь идет об «интеграторах», т. е. специалистах, которые управляют проектом от идеи до вывода на рынок, и «трансляторах», тех, кто организует перенос высоких технологий из одной отрасли в другую. Это поддерживающие специалисты модернизации. В среднесрочной перспективе встанут задачи по работе с рынком и улучшению инноваций.

На этом этапе экономике потребуются «адаптаторы», те, кто будет развивать и адаптировать новые продукты сообразно нуждам рынка, а также «стандартизаторы», специалисты по выработке межотраслевых стандартов и приведению своих стандартов в соответствие с международными. Наконец, в долгосрочной перспективе нужно будет создавать новые прорывные технологии и целые системы технологий для кросс-отраслевого применения. Проектировать и поддерживать такого рода инновации могут только люди, умеющие мыслить и работать системно, это системные архитекторы и технологи.

5.2. Цель и направления государственной
инновационной политики


Интересы и движущие мотивы в инновационной деятельности во многом определяются политикой государства. Эта политика определяет цели, направления, формы деятельности органов государства в области науки, техники и реализации достижений науки и техники, а также создание инновационной инфраструктуры.

Государственная инновационная политика — это совокупность системных мероприятий, направленных на формирование и развитие институциональной среды, способствующей росту инновационной активности в экономике. Являясь частью социально-экономической политики государства, инновационная политика исходит из поиска оптимальных путей развития общества на основании взвешенного подхода к анализу затрат и выгод от ее осуществления.

Основная цель государственной инновационной политики — формирование научного, образовательного и технологического комплекса, обеспечивающего устойчивое инновационное развитие страны, ее экономическую и технологическую независимость, национальную безопасность, глобальную конкурентоспособность.

На современном этапе для управления отечественными предприятиями эффективно использование модели множественных инноваций, которая позволит преодолеть усиливающийся с начала 90-х годов прошлого века разрыв между производством, образованием и наукой.

Основным вектором эффективности деятельности российских предприятий, независимо от их инновационной направленности является развитие управленческих инноваций. Для успешной реализации экономических реформ необходимы масштабные и радикальные преобразования в системе управления предприятиями. В первую очередь, на отечественных предприятиях необходимо внедрить инновации, связанные с изменениями организационной структуры, аудитом и оптимизацией бизнес-процессов, определением и мобилизацией внутренних резервов, концентрацией ресурсов на главных, наиболее рентабельных направлениях, передачей ряда функций на аутсорсинг, изменением способов продвижения товаров и услуг, повышением качества работы с клиентами, интенсификации работ по дебиторской задолженности, перестройки политики работы с поставщиками, сотрудниками, мероприятиями по взаимодействию с другими предприятиями в смежных областях.

5.3. Национальная инновационная система России
и ее структура

 

Национальная инновационная система (НИС) представляет собой совокупность взаимосвязанных хозяйственных субъектов (предприятий, научных учреждений, инвестиционных фондов и др.) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распределения и использования знаний, и конкурентоспособных технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы в пределах национальных границ и способствующих повышению конкурентоспособности на международном уровне ее субъектов (предприятий, регионов, отраслей, страны в целом) .

Для НИС как сложноструктурированной организационно-экономической подсистемы национальной экономики, отражающей особенности развития ее технологических укладов, институциональных и социально-экономических условий ее функционирования на макро-, мезо- и микроуровнях экономики, характерны некоторые общие императивы организации и развития, а именно:

– развитие многообразия форм и расширение “поля” интеграции ресурсов науки, образования, производства, рыночной инфраструктуры;

– усиление роли государства и его ресурсов в формировании и развитии НИС по стратегическим направлениям общенационального значения;

– рост уровня инновационной ориентации инвестиционных ресурсов и инвестиционного процесса;

– расширение роли регионов, локальных территориально-хозяйственных систем в ресурсном обеспечении НИС.


В России начало формирования национальной инновационной системы было положено выходом в 2007 г. утвержденных Президентом Российской Федерации “Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. В развитие этого документа были утверждены “Приоритетные направления развития технологий науки и техники в Российской Федерации” и “Перечень критических технологий Российской Федерации” (Указ Президента Российской Федерации от 07.07.2011 г. № 899).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 217.