Управление государственными и муниципальными пакетами акций.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наряду с юридическими и физическими лицами, акционером акционерных обществ имеет возможность являться и государство. Эта ситуация имеет место почти что во всех государствах мира. Федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления становятся акционером традиционно в следующих ситуациях:

- при приватизации государственных и муниципальных компаний; при выкупе акций акционерных сообществ в ходе текущего управления рыночным хозяйством (огосударствление);

- при учреждении акционерных обществ лично государством либо в которых государство участвовало в случаях, установленных федеральными законами.

Государство и муниципалитеты выступают участниками большого количества акционерных обществ, что требует формирования оптимальной системы управления государственными и муниципальными пакетами акций.

Основными целями управления акциями, закрепленными в государственной и муниципальной собственности, являются:

1) увеличение неналоговых доходов бюджета;

2) обеспечение выполнения хозяйственными обществами публичных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий);

3) стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных обществ, привлечение инвестиций;

4) оптимизация управленческих затрат (сокращение количества хозяйственных обществ, в уставном капитале которых имеется доля публично-правового образования, снижение расходов, связанных с управлением).

В обеспечение этих целей решаются следующие задачи управления государственными и муниципальными акциями:

а) повышение ликвидности ценных бумаг акционерных обществ, способствующее увеличению доходов публично-правовых образований от продажи пакетов акций на вторичном рынке;

б) осуществление контроля над проведением дополнительных эмиссий акционерных обществ с участием публично-правовых образований в уставном капитале с целью предотвращения размывания долей государства и муниципалитета;

в) повышение общей капитализации акционерных обществ, способствующее увеличению рыночной стоимости находящихся в собственности публично-правовых образований пакетов акций;

г) повышение кредитного рейтинга акционерных обществ, способствующее увеличению доходов публично-правовых образований при досрочной перепродаже акций.

В рамках общего цикла управления государственной и муниципальной собственностью, цикл управления государственными и муниципальными пакетами акций, позволяющий повысить эффективность их использования, может включать:

1.Инвентаризация и учет пакетов акций.

2.Оценка эффективности и ликвидности.

3.Планирование повышения ликвидности и вариантов использования пакетов.

4.Организация мероприятий и мотивация государственных и муниципальных служащих.

5.Контроль приватизируемых предприятий и трастовых управляющих.

Данный цикл способствует упорядочению работы по повышению эффективности использования пакетов акций и создает систему реализации функций государства по управлению закрепленными пакетами акций.

В качестве вариантов использования каждого конкретного пакета акций, находящегося в государственной или муниципальной собственности, наиболее распространенными являются продажа и передача в доверительное управление (траст).

В зависимости от степени ликвидности, оцениваемой на втором этапе цикла по каждому конкретному пакету, могут быть осуществлены следующие мероприятия:

1. Ликвидные незакрепленные и закрепленные пакеты акций:

- инвентаризация;

- оценка эффективности использования;

- аудит эмитента;

- двухэтапная приватизация:

1 этап - передача менеджменту на конкурсной основе для повышения инвестиционной привлекательности пакета акций;

2 этап - приватизация добросовестному инвестору.

2. Неликвидные незакрепленные пакеты акций:

- инвентаризация;

- оценка эффективности использования;

- реструктуризация;

- повышение ликвидности;

- повышение инвестиционной привлекательности;

- приватизация или передача в траст.

3. Закрепленные пакеты акций:

- инвентаризация;

- оценка эффективности использования;

- раскрепление определенных пакетов акций;

- повышение ликвидности;

- повышение инвестиционной привлекательности;

- приватизация или передача в траст.

Причины зачастую низкой эффективности управления государственными и муниципальными пакетами акций акционерных обществ и долями в уставных капиталах предприятий носят как объективный, так и субъективный характер:

- слабый контроль за деятельностью представителей государства и муниципалитетов в акционерных обществах со стороны органа исполнительной власти, от которого назначен тот или иной представитель;

- отсутствие материальной заинтересованности государственных и муниципальных служащих в этой работе, поскольку по сути она является дополнительной служебной нагрузкой при исполнении ими, в полном объеме, своих функций по основному месту работы;

- представители государства не несут персональной ответственности за свою деятельность.

Одним из путей решения данной проблемы может быть сокращение количества закрепленных пакетов акций. Можно выделить три группы акционерных обществ, решения по которым должны носить стратегический характер и приниматься на самом высоком уровне:

- работающие в сферах естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения;

- занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и требующие реструктуризации в целях создания конкурентной среды;

- пакеты акций которых используются для создания интегрированных образований при проведении структурной перестройки в оборонной отрасли, на транспорте и в иных отраслях экономики.

Управление закрепленными пакетами акций должно строиться в соответствии со степенью важности акционерного общества для экономики страны. Дивидендная политика каждого акционерного общества должна быть индивидуальной. То есть решения о выплате дивидендов и их размерах должны тщательно анализироваться представителями государства и муниципалитетов в акционерных обществах. Эта работа должна вести к повышению платежей по дивидендам, но и не наносить ущерб развитию этих компаний.

Важным аспектом повышения эффективности использования находящихся в государственной или муниципальной собственности пакетов акций является повышение их курсовой стоимости.

7.5.Участие государственных и муниципальных предприятий и учреждений в управлении государственной и муниципальной собственностью

Определенное участие в управлении государственной и муниципальной собственностью принимают юридические лица, создаваемые публично-правовыми образованиями, а именно – унитарные предприятия и учреждения. Их участие в управлении государственной и муниципальной собственностью обусловлено фактом их функционирования на базе публичного имущества. При этом унитарные предприятия (за исключением казенных предприятий) владеют публичным имуществом на праве хозяйственного ведения, учреждения и казенные предприятия – на праве оперативного управления.

Функционирование государственных и муниципальных унитарных предприятий регулируется Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие имеет самостоятельный баланс и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления – казенные предприятия.

Унитарные предприятия распоряжаются движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно. В отношении недвижимого имущества установлено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества. Учитывая, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, в отличие от других коммерческих организаций, обладают не общей, а специальной правоспособностью, распоряжаться имуществом они могут только в пределах, не лишающих их возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом. Сделки, совершенные предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Кроме того, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, в некоторых случаях дает согласие на совершение сделок с ним, имеет право на получение части прибыли от его использования.

Казенные предприятия владеют имуществом на праве оперативного управления. Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Более того, порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

Право оперативного управления означает, что учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Однако если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то прибыль от такой деятельности и приобретенное за счет нее имущество поступают в самостоятельное распоряжение (не в собственность) учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 267.