Особенности управления природными объектами.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Минерально сырьевая база является естественным конкурентным преимуществом России, донором российской экономики, обеспечивающим ее развитие и переход на новый технологический уклад. Экономические и геополитические интересы России и в долгосрочной перспективе будут существенно зависеть от состояния минерально сырьевой базы, воспроизводство которой на современном технологическом уровне является центральной задачей геологической отрасли. Основными документами, определяющими государственную политику в области геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально сырьевых ресурсов в России, являются «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования» и «Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года».

В Основах государственной политики отмечено, что развитие минерально сырьевого комплекса и регулирование недропользования в нашей стране нацелено на достижение определенных стратегических целей. К ним относятся: обеспечение устойчивого экономического развития России, повышения благосостояния ее граждан; обеспечение геополитических интересов России на мировой арене как ведущей мировой державы; использование сырьевых ресурсов России в интересах нынешнего и будущих поколений.

Основными принципами государственной политики в сфере недропользования являются: сохранение государственной собственности на недра; установление чёткого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере недропользования; равнодоступность и платность прав пользования недрами, их предоставление на состязательной основе; управление минерально сырьевым комплексом страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией; совершенствование системы налогов и платежей, связанных с пользованием недрами; переход национальной экономики на ресурсосберегающий технологический уклад, обеспечение более полного извлечения минерального сырья и качества его переработки.

Так, с момента принятия в 1992 году Закона РФ «О недрах» фундаментальной основой недропользования в нашей стране является принцип государственной собственности на недра.

Главной целью «Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года» является обеспечение конкурентоспособности геологической отрасли страны в условиях интенсификации процессов глобализации и обострения конкуренции на международных рынках минерального сырья, сервисных услуг и предлагаемых в пользование участков недр. Анализируя современное состояние геологической отрасли, Стратегия констатирует наличие целого ряда болевых точек, не позволяющих эффективно и в полной мере использовать природные возможности недр Российской Федерации. На протяжении всего постсоветского периода так и не удалось обеспечить четкое разделение ответственности государства и бизнеса в сфере воспроизводства минерально сырьевой базы Российской Федерации. Отчетливо видно отставание отечественных технических средств и технологий от зарубежных аналогов.

В соответствии с утвержденной Стратегией, основными задачами геологической отрасли на долгосрочную перспективу являются: воспроизводство минерально сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей российской экономики, обеспечения социально экономического развития регионов Российской Федерации и минерально сырьевой безопасности страны; изучение геологического строения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики для обеспечения различных отраслей экономики страны и ее геополитических интересов; охрана недр и рациональное использование минерально сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей базовых отраслей экономики России; оценка и прогноз опасных геологических процессов и явлений на территории Российской Федерации.

В рамках принятой Стратегии предусматривается развитие геологической отрасли по нескольким направлениям. Важнейшим является совершенствование системы государственного управления геологическим изучением недр и воспроизводством минерально сырьевой базы, которое будет основано на оптимизации организационной структуры геологической отрасли и развитии принципов программно целевого планирования геологоразведочных работ.

Повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально сырьевой базы будет достигнуто за счет совершенствования нормативно правового обеспечения и введения механизмов экономического стимулирования геологического изучения недр, воспроизводства минерально сырьевой базы и рационального использования минерально сырьевых ресурсов. Совершенствование нормативно правовых актов будет направлено на снятие административных барьеров при регулировании геологического изучения недр и воспроизводства минерально сырьевой базы.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора. В задачи государственного регулирования входят: определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых; обеспечение развития минерально сырьевой базы; обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана; введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья; установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, рационального использования и охраны недр, а также осуществление государственного надзора за их соблюдением.

Проблемами современного периода публичного управления недропользованием в России являются:

а) отсутствие на уровне федерального закона определений и понятий, составляющих предмет правового регулирования недропользования (напр., недропользование, органы государственного горного надзора и др.);

б) приведение в соответствие правовой регламентации органов исполнительной власти в сфере недропользования согласно действующего законодательства, уточнение их административно правового статуса и вопросов взаимодействия;

в) закрепление законодательно, а не только в подзаконных актах, административных процедур государственного управления недропользованием;

г) приведение в соответствие законодательства об административных правонарушениях в области недропользования и законодательства о недрах в части уточнения и конкретизации полномочий органов надзора и контроля, их должностных лиц по их проведению и рассмотрению дел об административных правонарушениях в области недропользования.

д) необходимость законодательного определения порядка разрешения административно правовых споров в сфере недропользования, т. е. административной юстиции.

Водные отношения регулируются Водным кодексом РФ, принятым в 2006г. Согласно общему правилу, составной частью правовой системы в области использования и охраны водных объектов являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Водные объекты подразделяются на:

1.Поверхностные водные объекты – постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов, и подразделяются на

- поверхностные водотоки и водохранилища на них;

- поверхностные водоемы;

- ледники и снежники.

2. Внутренние морские воды – морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря.

3. Территориальное море РФ – прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ.

4. Подземные водные объекты – сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К ним относятся:

- водоносный горизонт – воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;

- бассейн подземных вод – совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;

месторождение подземных вод – часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод,

- естественный выход подземных вод – выход подземных вод на суше или под водой;

Водные объекты подразделяются также на:

- водные объекты общего пользования (находятся в общедоступном, открытом пользовании)

- водные объекты особого пользования (которыми пользуется ограниченный круг людей).

Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты.

Водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права.

В федеральной собственности находятся:

- поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух или более субъектов РФ.

- подземные водные объекты, расположенные на территориях двух или более субъектов.

- водные объекты, расположенные на территории одного субъекта, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта или иных государственных нужд.

- водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб.

- трансграничные (пограничные) водные объекты.

- внутренние морские воды.

- территориальное море РФ.

- особо охраняемые природные территории федерального значения или представляющие собой часть этих территорий.

- иные особо охраняемые объекты федерального значения.

Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускается. Но они могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования. Предусмотрено также право ограниченного пользования водным объектом (выступает в формах публичного и частного водных сервитутов). Право пользования приобретается на основании лицензии и договора. Основным принципом является платность водопользования.

Под государственным управлением лесным фондом понимается деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и зашиты лесного фонда. Оно подразделяется на общее и специальное государственное управление. Общее управление осуществляется государственными органами законодательной и исполнительной власти.

К ведению органов общей компетенции относятся:

– разработка лесного законодательства;

– определение порядка деятельности государственных органов управления лесным хозяйством;

– установление норм и правил пользования лесным фондом, порядка распоряжения лесным фондом;

– установление расчетной лесосеки на территории страны и др.;

– разработка программ развития лесного фонда на подведомственной территории;

– распоряжение лесным фондом в пределах территории; организация ведения лесного хозяйства;

– государственный контроль над использованием и охраной лесов;

– утверждение лимитов лесосечного фонда и др.

Специальные органы государственного управления лесным хозяйством осуществляют отраслевое управление. К их функциям относится проведение конкретных мероприятий по ведению лесного хозяйства, использованию и охране лесов на выделенной территории. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет разработку: основных направлений федеральной политики в области использования, воспроизводства, охраны лесов и развития лесного хозяйства; проектов законодательных актов в этой сфере; государственных программ развития лесного хозяйства; основных положений о порядке использования лесов. Функции органов управления лесным хозяйством субъектов Федерации зафиксированы в соответствующих положениях.

Лесное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, основываются на принципах, перечисленных в ст. 1 Лесного кодекса РФ (2006г.):

– устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

– сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

– использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

– обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

– воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

– обеспечение охраны и защиты лесов;

– участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

– использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

– подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;

– недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

– платность использования лесов.

Функции регулирования в области земельно-правовых отношений осуществляются в соответствии с Земельным Кодексом. Земельные участки являются наиболее сложным объектом управления недвижимостью. Многогранный характер земельных отношений, обусловленный особым положением земли, являющейся и природным объектом, и недвижимым имуществом, предопределяет соотношение различных форм развития правовых отношений в области использования земли.

Земельный кодекс РФ (2001г.) ограничил круг лиц, которые могут использовать земельные участки на правах постоянного пользования. Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком. В Земельном кодексе предусмотрено два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут устанавливается законами или иными нормативными правовыми актами в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов государства.

Права на земельные участки могут возникать в результате совершения сделок, таких как купля продажа, дарение, мена. При купле продаже, дарении, мене земельных участков должен соблюдаться принцип единства судьбы земельного участка. При совершении сделок обязательно должно соблюдаться такое требование, как сохранение целевого использования земельного участка, т. е. если земельный участок предоставлялся для индивидуального жилищного строительства, то, купив его, на нем нельзя поместить магазин или иной объект, не соответствующий цели предоставления участка.

Контроль над охраной и использованием земель – это административная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, которая выражается в осуществлении проверок за состоянием земель, выполнением мероприятий по рациональному использованию и охране земельных участков и соблюдение земельного законодательства. Действующее законодательство предусматривает несколько видов контроля: государственный, муниципальный, общественный и производственный контроль.

Земельный кодекс Российской Федерации определяет многогранные полномочия Российской Федерации в области земельных отношений, а именно: установление основ федеральной политики в области земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, а также ограничения оборотоспособности земельных участков; государственное управление в области мониторинга земель, земельного контроля, землеустройства и ведения земельного кадастра; установление порядка изъятия земельных участков, в т. ч. путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд; изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в т. ч. путем выкупа; разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель; иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации законодательством страны. Российская Федерация также осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 256.