Стоимостью основных средств, полученных от учредителя - иностранного лица, признаются документально подтвержденные расходы на их приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона.
Определенная таким образом стоимость сравнивается с рыночной оценкой полученных основных средств, подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством государства, налоговым резидентом которого является передающая сторона. Первоначальной стоимостью будет признана меньшая из двух величин (документально подтвержденные расходы с учетом амортизации либо рыночная цена).
При проверке необходимо обратить внимание на правильность зачета НДС в операциях по поступлению основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал. Начиная c 1 января 2006 г., при приеме основных средств, в счет вклада в уставный (складочный) капитал, организация получает суммы НДС, восстановленные передающей стороной в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ. Сумма налога не включается в стоимость имущества, и подлежит налоговому вычету у принимающей организации. Если получающая сторона не является плательщиком НДС либо полученное имущество предполагается использовать при осуществлении операций, не облагаемых НДС, то "входной" НДС относится на увеличение стоимости основных средств (п. 2 ст. 170 НК РФ).
В целях налогообложения прибыли стоимость имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал, определяется исходя из его остаточной стоимости по данным налогового учета учредителя (п. 1 ст. 277 НК РФ). При этом учредитель не имеет права увеличить стоимость имущества на восстановленный НДС (пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ). В связи с этим принимающая сторона также определяет стоимость имущества, переданного ей учредителем, без учета НДС.
Проверка оформления первичных документов на поступившие основные средств:
Приступая к аудиту поступления основных средств, следует провести формальную проверку первичных учетных документов с точки зрения оформления их в соответствии с установленными правилами.
Аудитор проверяет:
· использует ли организация унифицированные формы первичной учетной документации (ОС-1, ОС- 1а, ОС-1б, ОС-3);
· заполнены ли все реквизиты этих документов;
· наличие и подлинность подписей лиц, ответственных за оформление; наличие приложений технической документации;
· указан ли присвоенный объекту инвентарный номер; открыта ли на данный объект инвентарная карточка или инвентарная книга (ф. № ОС-6, ОС-6а, ОС-6б) и порядок их заполнения.
В случае, если организация имеет небольшое количество объектов основных средств, аудитору должна быть представлена инвентарная книга.
При проверке необходимо обратить внимание на оформление Акта (накладной) приема-передачи и составление инвентарных карточек по основным средствам, принятым в аренду и учитываемым на забалансовых счетах. На практике достаточно часто встречается такое нарушение, когда указанные документы не оформляются.
Особое внимание обращается на документальное оформление приема основных средств после ремонта, реконструкции и модернизации (ф. № ОС-3), наличие записей в инвентарных карточках об изменениях по объекту в результате выполненных работ, поскольку в результате реконструкции и модернизации увеличивается первоначальная стоимость основных средств на сумму произведенных затрат, а также, согласно п. 20 ПБУ 6/01. в случаях улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
Проверка правильности отражения поступления основных средств:
На основании актов ф. № ОС-1, ОС-1а и ОС-1б и приложенных документов устанавливается источник поступления основных средств и проверяется:
· правильность формирования первоначальной стоимости объекта
· порядок отражения указанных операций на счетах бухгалтерского учета.
Аудитор должен проверить: отражаются ли затраты по объектам основных средств, приобретенным за плату, при возведении (сооружении), изготовлении на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором формируется первоначальная (инвентарная) стоимость объекта. При этом проверяется состав расходов, включаемых в инвентарную стоимость основных средств, их связь с созданием данного объекта.
Тест проверки отражения операций поступления основных средств на соответствие нормативным документам представлен в таблице 3.
Таблица 3. Тест проверки корреспонденции счетов при поступлении основных средств.
Содержание операции
| Отражается ли операция корреспонденцией | Ответы | Если нет, то какой корреспонденцией отражается | |||
Дебет | Кредит | «Да» | «Нет» | Дебет | Кредит | |
1. Основные средства приобретены за плату, при возведении, сооружении, строительстве, достройке, реконструкции | 08 01 | Разные счета 08 | X | |||
2. Основные средства получены в качестве вклада в уставный капитал | 08 01 | 75 08 | X | 01 | 75 | |
3. Основные средства, поступившие в филиалы и представительства, выделенные на отдельные балансы | 01 | 79/1 | X | |||
4. Основные средства получены: - по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения - равномерно в течение срока полезного использования в размере начисленной амортизации | 08 01 98 | 98 08 91 | X | 08 01 | 91 08 | |
5.Оприходованы неучтенные объекты, выявленные при инвентаризации | 08 01 | 91 08 | X | |||
6. Основные средства получены по договору простого товарищества (отражение операций на балансе совместной деятельности) | 01 | 80 «Вклады товарищей» | X |
Проверка корреспонденции счетов показала, что допущенное отступление от установленной методологии учета по п. 2 может повлиять на достоверность формирования первоначальной стоимости объекта основных средств. По п. 4 признание дохода в бухгалтерском учете одномоментно исказило финансовый результат отчетного периода (завысило его).
По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:
· правильности документального оформления операций по поступлению основных средств;
· правильности формирования первоначальной стоимости поступивших основных средств;
· правильности отражения хозяйственных операций по поступлению основных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
· правильности отражения операций по поступлению основных средств в бухгалтерской отчетности.
Типичные ошибки на участке.
Под ошибкой (искажением, отклонением) будем понимать неверное формирование информации работниками проверяемого экономического субъекта. Ошибки могут являться следствием нарушения требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации (кодексов, законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов и положений министерств и т. д.), а также могут быть следствием массы иных причин (например, слабых знаний правил арифметики).
Ошибки разнообразны, но во многом бывают типичными. Классифицировать их можно но разным признакам.
По причине их возникновения ошибки можно разделить на:
• непреднамеренные;
• преднамеренные.
Непреднамеренные ошибки возникают вследствие недостаточной квалификации работников бухгалтерии, их недосмотра, рассеянности, забывчивости, невнимательности и т. д.
Преднамеренные ошибки (их чаще называют искажениями) являются результатом действия (или бездействия) работников бухгалтерии, направленного на достижение какой-либо цели. Цель может быть корыстной (например, получение бухгалтером премии, зависящей от финансового показателя организации), либо не содержащей личной корысти (например, изменение в лучшую сторону финансовых показателей организации для получения кредита в банке). Следует отметить, что правовую оценку совершенных ошибок (преднамеренность, наличие корысти) вправе давать только уполномоченный на то орган (ведущий дело следователь, прокурор, суд). Аудитор, анализируя учетные и отчетные документы организации и обнаружив ошибки, не вправе квалифицировать их как преднамеренные или корыстные. Вместе с тем, если у аудитора возникает сомнение в непреднамеренности обнаруженных им ошибок, то аудитору следует поставить об этом в известность руководство (собственников) проверяемого субъекта.
По месту возникновения ошибки можно подразделить на:
• ошибки в первичных документах;
• ошибки в учетных регистрах;
• ошибки в бухгалтерской отчетности;
• ошибки в налоговых декларациях;
• ошибки в системных документах.
К первичным документам предприятия в разрезе выбранной темы относятся платежные поручения, кассовые документы (приходные и расходные ордера), счета, счета-фактуры, накладные, доверенности, авансовые отчеты с прилагаемыми документами, акты о выполнении работ. Требования к составлению, форме, объему и содержанию первичных документов установлены Законом РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. (в ред. от 23.07.1998 г.) «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина РФ.№ 34н от 29.07.1998 г. в ред. от 24.03.2000 г.), альбомами унифицированных форм Госкомстата РФ, другими нормативными актами.
К учетным регистрам относятся Главная книга, книга покупок, журналы-ордера, ведомости по счетам, шахматные ведомости. Требования к составлению и ведению учетных регистров установлены Законом РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. (в ред. от 23.07.1998 г.) «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 г. в ред. от 24.03.2000 г.), Постановлением Правительства Российской Феде рации № 914 от 02.12.2000 г. (в ред. от 15.03.2001 г.), другими нормативными актами.
К бухгалтерской отчетности (предоставляемой аудитору) относятся бухгалтерский баланс. Требования к составлению бухгалтерской отчетности установлены Законом РФ от 21.11.1996 г. (в ред. от 23.07.1998 г.) «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. в ред. от 24.03.2000 г. № 34н). Состав, содержание, формы и методические основы формирования бухгалтерской отчетности установлены Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина РФ № 43н от 06.07.1999 г.
В ходе хозяйственной деятельности любая организация составляет и использует ряд документов, которые не являются первичными (поскольку составляются не в соответствии с требованиями Закона РФ «О бухгалтерском учете», а в соответствии с требованиями иных законодательных актов) и не относятся непосредственно к учетным или отчетным, но являются той системной основой, которая используется при формировании первичных, учетных, отчетных и налоговых документов. Такие документы будем называть системными. К системным документам относятся гражданско-правовые договоры с физическими и юридическими лицами, акты инвентаризации и некоторые другие документы. Требования к составлению, форме, содержанию системных документов установлены Гражданским кодексом РФ, Кодексом законов о труде, федеральными законами, нормативными актами Минфина РФ и других министерств.
По распределению в бухгалтерской информации ошибки могут быть:
• случайными;
• систематическими.
Среди наиболее распространенных ошибок на участке проверки поступления основных средств значатся:
• Несоответствие формы документа установленной, отсутствие необходимых реквизитов;
• Несоответствие дат в первичных документах и учётных регистрах;
• Неверное отражение валютного курса;
• Неверное отражение суммы НДС;
• Неверная оценка объектов основных средств при заключении договора мены;
Случайные ошибки возникают вследствие недосмотра, рассеянности, забывчивости, невнимательности работников бухгалтерии. Причиной систематических ошибок чаще всего бывает неправильное понимание (непонимание) бухгалтером каких-либо правил учета, налогообложения, составления отчетности. Другой причиной систематических ошибок может быть давление на работников бухгалтерии со стороны руководства. Систематические ошибки распределены в бухгалтерской информации определенным образом, соответствующим причинам их появления.
Ошибки, перечисленные в приведенных выше классификациях, при их появлении искажают бухгалтерскую отчетность. Но кроме своего «непосредственного» негативного воздействия на отчетную информацию многие ошибки влекут за собой последствия, которые могут проявиться в последующих отчетных периодах и существенным образом ухудшить финансовое состояние организации. Более того, некоторые ошибки (например, отсутствие регистра аналитического учета) вообще не искажают бухгалтерскую отчетность, но в будущем могут вызвать негативные последствия. Аналогичным образом некоторые нарушения действующих в Российской Федерации законодательных и нормативных актов (например, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе) не порождают ошибок в учете и отчетности, но также влекут за собой неприятные для предприятия последствия в будущем. Как правило классификация таких ошибок приведена в НК РФ, ГК РФ, КоАП РФ (иногда и условиями договоров) и сразу же приведены санкции по отношению к предприятию – в основном, это штрафы. В случае возникновения крупных преднамеренных ошибок, также возможны последствия в виде санкций, предусмотренных УК РФ для директора и главного бухгалтера.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 271.