Порядок проведения аудита основных средств.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы проверки операций по поступлению основных средств относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В связи с этим получение достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, касающихся операций по поступлению основных средств и раскрытия информации о них, а также влияния этих операций на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица, является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности - от планирования до формирования заключения.

Объем выборки для проверки сальдо по счету учета основных средств и операций с ними определяют на основе оценки аудиторских рисков, проведенной на стадии планирования аудита. В ходе проверки при уточнении оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска объем выборки может быть изменен.

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при отражения операций по поступлению основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.

Порядок проведения аудита операций по поступлению основных средств, как нам представляется, включает ряд последовательных этапов.

 

Проверка правильности отнесения объектов к основным средствам и наличие прав организации на эти объекты:

Аудитор должен проверить правильность принятия актива к учету в качестве основного средства. При этом проверяется едино­временное выполнение следующих условий:

· использование в производстве продукции, при выполнении ра­бот или оказании услуг либо для управленческих нужд организации:

· эксплуатация в течение длительного времени, т. е. срока по­лезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

· последующая перепродажа данных активов не предполага­ется;

· способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Источниками информации для аудитора являются договоры, ак­ты приемки-сдачи (ОС-1), инвентарные карточки.

Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем провер­ки документов по существу.

Пример. В ходе проверки аудитор выявил, что актив, принятый к учету в качестве объекта основного средства, используется меньше 12 месяцев. В этом случае, согласно требованиям ПБУ 6/01, он подле­жит учету на счете 10/9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежно­сти».

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные сред­ства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, капитальные вложения в коренное улучшение земель и в арендованные объекты основных средств. В составе основных средств учитываются также земельные участки и объекты природопользования, если они находятся в собственности организации.

С 1 января 2001 г. в составе основных средств организации чис­лятся объекты основных средств, находящиеся в собственности двух или нескольких организаций соразмерно доле в общей собственности. Это означает, что приобретенные организацией квартиры в жи­лых домах подлежат учету на счете 01 «Основные средства».

При аудиторской проверке необходимо получить подтвержде­ние надлежащего оформления прав собственности организации на объекты основных средств.

Для достижения цели подтверждения прав организации на объекты основных средств аудитору необходимо собрать достаточное для при­нятия решения число доказательств по следующим вопросам:

1. выполнение требований действующих в Российской Федера­ции нормативных актов по регистрации прав на объекты основных средств;

2. обременения прав собственности по объектам основных средств:

· возникающие из условий договоров, на основании которых основные средства были получены организацией (например, купли-продажи, мены, безвозмездной передачи);

· возникающие из иных договоров (кредитных договоров, до­говоров займа и др.).

Аудитор в целях получения доказательств использует договоры на строительство объектов, купли-продажи, на приобретение объек­тов основных средств, а в необходимых случаях и свидетельства о регистрациях сделок в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ го­сударственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответ­ствии со ст. 130-132 и 164 Гражданского кодекса Российской Феде­рации. Права собственности на недвижимое имущество (ст. 131 ГК), их возникновение, переход или прекращение подлежат государст­венной регистрации в едином государственном реестре. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, пра­во оперативного управления. К недвижимому имуществу (ст. 130 ГК) относятся: земельные участки, участки недр, обособленные вод­ные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, пере­мещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невоз­можно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимому имуществу относятся также воздуш­ные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.

Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недви­жимое имущество, государственной регистрации подлежат ограни­чения (обременения) прав на него, в том числе ипотека, доверительное управление, аренда. Регистрации прав на движимые вещи не требуется.

Аудитор должен собрать аудиторские доказательства о регист­рации прав на недвижимое имущество, которые могут быть получе­ны на основании анализа договоров и факта их регистрации в упол­номоченных органах.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.