Я. Акима «Яблоко»:
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
— О каком правиле дружбы говорится в этом стихотворении?
— В стихотворении яблоко описано так, что его тут же хочется съесть. Почему тот, у кого в руках оно оказалось, не сделал это?
— Какое еще название можно подобрать к этому стихотворению?
Нарисуйте рисунок к стихотворению (дети выполняют рисунок по замыслу)
Чтение педагогом сказки В. Сутеева «Яблоко»
— А теперь послушайте еще одну историю о том, как делили яблоко. (Сначала педагог читает первые три части рассказа).
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
— Крра-крра!
Смотрит заяц — на елке сидит ворона и смеется.
— Эй, ворона! — крикнул заяц. — Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.
— Спасибо тебе, ворона! — сказал заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело... и побежало. Что такое? Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
— Стой, стой! — кричит заяц. — Куда мое яблоко потащил?
Остановился ежик и говорит:
— Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к ежу:
— Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!
К ним ворона подлетела.
— Напрасно спорите, — говорит, — это мое яблоко, я его себе сорвала. Никто друг с другом согласиться не может. Каждый кричит:
— Мое яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: ворона ежа в нос клюнула, еж зайца иголками уколол, а заяц ворону ногой лягнул...
— Как вы думаете, у кого из зверей больше прав, чтобы сказать: «Это мое яблоко»?
— Почему каждый из зверей считает яблоко своим?
— Во что обернулся спор зверей, которые не могли поделить яблоко?
— Как бы вы рассудили зверей?
— Послушайте, что же было дальше.
Вот тут-то медведь и появился. Да, как «рявкнет»:
— Что такое? Что за шум?
Все к нему:
— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали медведю все, как было.
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
— Кто яблоко нашел?
— Я! — сказал заяц.
— Кто яблоко сорвал?
— Как р-раз я! — каркнула ворона.
— Хорошо. А кто его поймал?
— Я поймал! — пискнул еж.
— Вот что, рассудил медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить.
— Но тут только одно яблоко! — сказали еж, заяц и ворона.
— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.
И все хором воскликнули:
— Как же мы раньше не догадались!
Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал зайцу:
— Это тебе, заяц, — ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек вороне отдал:
— Это тебе, ворона, ты яблоко сорвала.
Третий кусочек ежик себе в рот положил:
— Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвертый кусочек ежик медведю в лапу положил:
— А это тебе, Михаил Иванович...
— Мне-то за что? — удивился медведь.
— А за то, что ты нас всех помирил и уму разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
— Согласны ли вы с тем, как медведь рассудил зверей?
— Почему ежик четвертый кусочек яблока отдал Михаилу Ивановичу?
— Почему медведь удивился? (Он был бескорыстным, нежадным, справедливым.)
— Почему все звери остались довольны?
Воспитатель еще раз читает отрывок со слов «Мне-то за что?..» и спрашивает:
— О каком правиле дружбы здесь идет речь?
— Нарисуйте, кому бы могло достаться яблоко, если бы не вмешался медведь.
— Придумайте новое название этой сказке.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.