Промыслы крестьянского населения Бугурусланского уезда.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 В подворной переписи Бугурусланского уезда отмечено 21515 лиц обоего пола, занимающихся различного рода промыслами. В числе 21515 промышленников Бугу-руслаиского уезда безземельных 2329.

…В уезде отмечено работников 5612, погонщиков 22, пастухов 1835, гуртовщиков 49, пчелинцев 5, сторожей различного рода 370, находящихся в услужении 113, занимающихся профессиональными занятиями 287, каменщиков 243, нищих 948, занимающихся различными занятиями 285.(не приняты во внимание знахарки и лекарки, повитухи, ростовщики, раскольничьи попы, келейницы, конокрады, пчеловоды и юльщики (игроки в юлу).

Все эти занятия продолжаются или круглый год, или происходят исключительно в летнюю пору, следовательно, совершенно отрывают занимающихся ими от собственного хозяйства. Общее число таких промышленников по уезду 9789. К этой же группе тяготеют по всему вероятию и большинство поденщиков. Для остальных промысел служит лишь подспорьем, ему уделяется лишь время, свободное от работ, по собственному хозяйству.

 Среди кустарных промыслов Бугурусланского уезда одно из видных мест занимает выжигание извести. Промысел этот, в настоящее время, встречается исключительно в Аманакской волости, но и здесь он за последнее время падает от дороговизны леса. Известняк также становятся год от году труднее добывать; хотя горы, лежащие кругом Аманакской слободы, и изобилуют им, но близлежащие залежи выработаны. Случается, что теперь снова во второй и даже третий раз вырабатывают слои, брошенные раньше… Найти подходящий камень и в достаточном количестве довольно трудно, а иногда партия несколько дней делает разведки заступами, сошниками, прежде чем попадет „на хорошее, настоящее место".

 Способ добывания очень прост: всю землю, лежащую сверху, снимают и ломают камень; подкапываться боятся: были случал обвалов и гибели людей. Добытый известняк обжигается в конических ямах, вершиной вниз, вырытых в полугоре иногда на 2 сажени глубины и напоминающих пещеры…

 Лучшее топливо—дубовые дрова и бревна от старых построек, которых зараз кладется 1—2 воза и огонь поддерживается беспрерывно в течении 3—9 суток, для чего потребуется на 1 ООО напр. пудов извести около 10 саж. дров. Чем больше печь, тем известь выходит скорее… Из 30 ф. известкового камня получается 10 ф. «кипелки».

 В большинстве случаев „известняки" несамостоятельные предприниматели, а выжигают на заказ купцам и подрядчикам на каменную кладку. Деньги берут вперед, „из этого и бьемся", говорят крестьяне. На месте за 1000 пуд. платят 70 р. и дешевле, скупщики-же продают по 12—14 р. Чистой прибыли промысел приносит мало: чтобы выработать эти 1000 п. извести, 4 работника с четырьмя лошадьми должны работать 48 рабочих дней—рытье камня, возка его, садка, обжигание. При этом нужны следующие орудия: Лом …..1-1р. 50 к.; Топор … 70 к.; Сошник…. 50-60 к.; Лопата …. 5-10 к.

 На две недели нужны двое рукавиц (80 к.—1 р. 20 к. на четверых) и на каждые сутки лапти.

 Лес покупается осьминниками и десятинами, по 80—100—200 р. за десятину… Оборотный капитал, нужный для выработка 1000 п., складывается из стоимости дров, рукавиц, лаптей и лопаты, остальные орудия служат долго и цена их незначительна. Считая 10 саж. дров по 2 р., цена, по которой дрова обходятся известняку при покупке осьминником, получим .... 20 р… Следовательно, за работу остается 43 р. 30 к. В этой сумме заключается вознаграждение и за рубку леса… За день работы—утомительной и вредной, причитается 75 к.; но и эта цифра понизится, если мы примем во внимание, что во многие из этих дней рабочие работают с лошадьми.

 Добывание камня (плитняка) для построек более рас-пространено, но менее выгодно, Промыслом этим за-нимается башкиры д. Кармалы Ивановской волости, д. Старой Кульшарыповой Султангулловск. волости и дер. Новой Нижн. Котлунбетевой Емельяновской волости. Плитняк встречается на саженной глубине. На вырубку кубической сажени требуется от 6 (летом), до 12 дней (зимой). При зимней наемке за сажень берут 1—1,5 р.; при летней 2—3 р. Ломается камень преимущественно зимой. Летом все же камнеломы кладут из плитняка избы, сараи и др. постройки. За кладку «погонной» сажени, т. е. 9 куб. арш. им платят от 20—25 коп. (при зимней наемке), до 50—80 к. на хозяйской пище. В один день один рабочий может выкласть 1/2 саж.,—следовательно, в первом случае дневной заработок составляет 10—12,5 коп., во втором 25—40 коп. Случаи зимней наемки чаще, п. ч. ломают камень исключительно безлошадные домохозяева, не имеющие возможности дожидаться работы на более выгодных условиях.

 Добытый камень частью употребляется на месте-же, частью перевозится в Бугуруслан, где обтесыванием его и кладкою из него фундаментов, крылец и т. п. занимаются крестьяне г. Бугуруслана, из которых каждый зарабатывает в лето от 50 до 100 р. Основной капитал равняется всего 1 р.: топор 50 к., кирка 25 коп., лопата 25 к.

 Производство из дерева занимает в уезде первое место по числу занятых им рабочих рук. Главным образом выделываются сани. В Аманакской волости этим промыслом занято 404 человека, в Сосновской 218, в Кротковской 14, в Байтуганской 78, в Сергеевской 24, в Сарбайской 34, а всего в уезде выделкой саней занимаются 801 рабочей человек.

 Истребление лесов отражается на этом промысле повсеместным сокращением производства. В с. Кротовке и д. Никольской перестали делать сани лет 10: лес вздорожал до невозможности. В с. Исакове умеют делать сани в каждом дворе, но на продажу делают всего дворов 10. Более или менее постоянный характер этот промысел имеет в четырех селах: Аманаке, Сосновке, Байтугане и Исакове. В первых трех он существует изстари, в последнее он занесен из Ардатовского уезда крестьянами, переселенными вла-дельцами.

 Материал в первых трех селах добывается на месте (покупают делянками казенный лес), так что будущность промысла здесь более или менее обеспечена. Менее благоприятно в этом отношении поставлено с. Исакове. Санники этого села покупают полозья в Абдулловском заводе, в Камышле; вязки и кресла привозятся Алешкинскими крестьянами. Продаются сани на местных базарах, в Кинель-Черкасской слободе, в Сергиевске и в Бузулуке. Из Исакова некоторые возили сани в. Уральск, где продавали по 4—5 руб. за штуку. Первоначальное обзаведение обходится довольно дорого…

 Обыкновенные сани продаются от 1 руб. 20 коп. до 2 руб., дровни из материала низкого качества от 40 до 80 коп., хорошие 2—3 руб. Xopoший работник сделает сани, при одновременной работе нескольких саней, когда все время занято,—в один день, обыкновенно-же выходит 2 дня, дровни в полдня. За день придется, следовательно, от 1 руб. 40 коп. до 45 коп. Заработок несколько повысится, если мы примем во внимание, что лес покупается не поштучно, а сразу рублей на 10— 15, значит сани обходятся дешевле.

 Работа саней начинается с осени и продолжается всю зиму до прекращения морозов и в течение этого времени; при постоянной работе можно сделать около 100 саней, обыкновенно-же делают 20—30. Исаковскиe гнут полозья летом, распаривая их в навозе, Аманакские и Сосновские— зимою. Процесс выделки довольно сложен и мы отказываемся дать о нем понятие без чертежей…

 В день можно согнуть 25 пар полозьев, особенно если зараз работают 3—4 человека. Человек 5 Исаковских ходят работать сани из хозяйского леса. Берут по 1 руб. за пару. В Сарбайской слободе также есть санники, но „плохие"—на пять дворов, по их словам, одна мгала. Полозья чаще покупают готовые по 60 к.—1 р. пара. В Боголюбове и Сосновке делают преимущественно дровни. Такой же характер имеет выделка саней и в Саврухе. В последней, лишь 2 двора делают хорошие сани и имеют особые парники в землянках. Гнуть нанимались раньше по 35—40 коп. с пары.

 Выделкой колес занимаются в с. Поповке Троицкой во-лости и в д. Елизаветинке Старо-Сосновской вол. Ободья приобретаются или в Стерлитамаке (Уф. губ.), или в Бугульме. Елизаветинские колесники в Бугульме-же покупают и спицы, Поповские покупают дубовый и березовый лес в Бузулукском уезде. Стоимость стана в Поповке от 2 р. 50 к., до 3 р. 10 к., в Елизаветинке от 1 р. до 3 р. Первые находят сбыт преимущественно в Бузулукском узде в с. Грачевке и самом Бузулуке, иногда в Сороках; вторые в селах Семенкине и Дубенке, в пригороде Сергиевске и Кинель-Черкасской слободе.

 Поповские колеса продаются в Бузулуке по 4—6 р. за стан. Выключая стоимость провоза 40—50 к. за стан, найдем, что за работу каждого стана прядется от 1 р. 50 к. до 2 р. 90 к. Один рабочий в день делает пол стана, в сезон с Апреля, до осени может сделать при некоторой помощи своих членов семьи 25 станов, следовательно, выручит от 37 р. 50 к. до 67 р. 50 к., а в день от 75 к. до 1 р. 35 к.

 Елизаветинцам промысел менее выгоден: продавая колеса по 3—5 р. за стан, они выручают по 2 р. со стана, а за все лето 50 р., вовсе не вычитая при этом провозной платы. Некоторые ездят за ободьями сами и потом перепродают их. В прошлом году напр. один Поповский колесник купил 70 станов по 2 р. 30 к., а продавал по 2 р. 35 к. и 2 р. 50 к., причем, один провоз стоил ему по 70 к. за стан. Как в том, так и в другом селении промысел начинает падать вследствие дороговизны лесного материала.

 Плотники в значительном числе встречаются в, с. Кротовке Кротовск. волости, в д. Екатериновке Боровкинск. вол, в д. Неклюдовке Байтуганск. волости, в с. Саврухе Стюхинской вол., в д. Копытовке Карабаевск вол,, в Байтуraне Бaйтуганск. волости и в Родниковке Баклановск. вол. Это, по большей части, чисто местный промысел с очень ограниченным районом. Из д. Екатериновки напр. ходят работать в смежную Сергиевскую волость. Неклюдовские плотничают на соседнем винокуренном заводе, получая помесячно от 3—5 до 10 р. а за все лето—мастер выручит 50 р., ученик 14—25 р.

 Плотники с. Саврухи нанимаются или к подрядчикам, получая по 40 р. в лето, или небольшими артелями в 2—3 человека ходят в междупарье по чувашам, вырабатывают около 70 к. в день на топор.

 Дальше выделки изб деревенские плотники идут редко. Один напр. (в д. Еге) делает мельничные машины, один (в с. Боровке) конные молотилки, чему он научился будучи еще «барским человеком».

  Рогожный промысел встречается исключительно в трех деревнях Байтугановской волости, но и здесь он падает вследствие дороговизны леса. Возникновениe его относится к недалекому прошлому: лет 25—30 тому назад один татарин, побывавший в городе, принес это ремесло в д. Балыклу, а из неё оно перешло уже в соседкие деревни—Байтуган и Нов. Усманову.

 Мочало покупают у своих однодеревенцев, покупающих казенный лес, или привозное. Пучок мочал—„голова" в 10—15 ф, стоит 10—12 к; покупка сотней—немного дешевле. Из головы выходит 3—4 куля по 19 четвертей в длину и 6 в ширину. Продаются кули по 7—8 р. сотня, следовательно с каждого куля остается 4—5 к. Работают всегда двое—взрослый и мальчик. В 3—4 зимних месяца токая пара приготовит тысячу кулей, следовательно заработает 40—50 р.

 Горшечный промысел развит в слободе Сарбайской и с. Сосновке, где занимаются этим промыслом всего 18 домохозяев. Некоторые занимаются и зимой и летом и держат работников. Местом сбыта служит Кинель-Черкасская слобода и местные базары, на которых всякая посуда продается оптом по 3 р. за сотню. Самому производителю сотня обходится в 2 р.:—дров для обжигания посуды на 70 к., 12 ф. сурика на 2 р. 20 к. и 0,5 фунта- купороса на 10 к. В горн входит штук 300 разной посуды. В Сарбае раньше делали синюю посуду, теперь делают одну красную, так как синей посуды входит в горн гораздо меньше и потому обжигание её обходится очень дорого.

 Валяльщиков много в с. Поповке Троицкой волости (до 30 домохозяев). В течение осени и зимы они ходят по деревням смежных волостей и валяют валенки и кошмы. Один работник в день сделает пару валенок и получит 60—70 к. на хозяйской пище. За женские и детские получают по 40—50 к. Кошмы валяют вдвоем, большие даже втроем, для чего и ходят парами; в день делают 1—2 кошмы, смотря по размеру, получая 1—1,5 р. с каждой.

 Шерстобиты встречаются в значительном числе в Старых Соснах Старо-Соснинской-же волости, где промысел этот существует лет 10. Человек 10-15 из них после уборки хлеба уходят недели на 2 или 4 в окрестные деревни. Промысел довольно выгоден. С фунта битой шерсти шерстобит получает 2—3 копейки на хозяйском содержании. В день перебивает от 36 до 40 ф. Обзаведение стоит всего 1 р. 70 к,: лучок — 50 к., струна 60 к., катеринка 10 к., решетка 50 коп. Промысел существует лет 10.

 В селе Мордовск. Аделикове келейницы ткут по заказу сукна.

 В волостях Камыш-Садакской, Матвеевской, Понома-ревской и Ключевской особенности женского костюма (шерстяные юбки) вызвали появление лощильных заведений, в которых юбки лощатся (гладятся). Устройство «жома» довольно просто: главные его части винт, гайка и два рычага. Пресс устанавливается где-нибудь под сараем…

 Все обзаведение стоит около 40 р. За раз лощат от 10 до 12 штук следующим образом: юбки прежде всего перекладываются 5 бумажными листами, которые склеиваются по толщине ржаным клейстером, разведенным на мыльной воде; 4 юбки укладываются в одну стопу; сверху этой стопы кладется лубок, на лубок кладется один или два железных листа, сверху листов кладут 5 до красна раскаленных железных брусков. На бруски накладываются опять железный лист, лубок и 2-я стопа юбок; затем в том же порядке кладется 3-я стопа, прикрытая сверху доскою. Вся эта груда подвергается сильному давлению жома.

 Кроме вышеописанных промыслов ни один не имеет сколько-нибудь значительного распространения.

 Торговля, как занятие, требующее довольно большого капитала, привлекает к себе лишь не многих крестьян, скопивших какими-нибудь судьбами несколько десятков рублей; но есть такие местности, где тот или другой вид торговли представляет довольно распространенное явление.

 В д. Нудатовке напр. 5 дворов торгуют лесом, покупаемым в казне десятинами. Один двор покупает 15—18 дес. остальные по 1—2 д. Цена десятины колеблется от 72 до 140 р. Промысел выгоден. Так напр. один домохозяин из десятины, купленной за 140 р., вырубил 2 шести-аршинные избы и 25 саж. дров. Рубка обошлась в 8 р., перевозка дров в город по 1 р. 50 к. за сажень; 8 саж. перевезены за хворост, всего 25 р. 50 в. Избы проданы за 70 р., дрова (по б р. 50 к.) за 102 р. 50 к. Чистой прибыли десятина дала 50 р., не принимая, конечно, в расчет своей работы. На десятине, купленной за 70 р., вырублено 15 саж. дров. Вырубка обошлась в 9 р. Про-мысел существует лет 15—со времени отрезки крестьянских лесов в казну.

 В дер. Камышле некоторые перекупают хлеб на местных базарах и перепродают в Чистополе и Самаре; из хутора Лазовки не многие покупают хлеб в Бутуруслане и перепродают в Борском, причем остается выгоды к. 15—20 за извоз.

 Из д, Загрядской (Смольковск. вол.) ездят в Самару за арбузами и перепродают их на окрестных базарах. Кое-кто режут скотину, скупаемую в соседних деревнях. Из с. Борискина (Григорьевки), Ефремо-Зыковск. Вол. дворов 30 занимаются продажей рыбы. Рыба покупается в Уральске (350 в.), продается чаще в Уфе, иногда в Мензелинске и Бирске. Ha месте рыба стоит 80 к,—1 р. 20 к. пуд: судак, жерех, сазан, продается по 2 р.—2 р, 40 к. С пуда остается 1 р. 20 к. Извоз в Уфу из Уральска 70—75 к.—следовательно, за извоз до Уральска придётся 45—50 к.—эта сумма и составляет барыш торговца, п. ч. в Уральск он идет, конечно, не порожняком.

 В Уральск-же ездят из Коровина, Коровин. вол., из с. Орлянки Карабаевск. вол., д. Федоровки Больше-Сурмет. вол., с. Покровки Покровск. вол. Местной рыбой торгуют многие в слободе Саврухе. Рыба ловится в р. Кинеле и озерах, переснимаемых у съёмщиков казенных рыбных ловель. Весной и к маслянице продают возами в Кинель-Черкассах.

 Гусями торгуют 4 двора с. Фролкина Толкаевск. вол., 2 двора хутора Скрыпникова Полудневск. вол. и 4 двора хутора Галочкина (той-же вол.). Держат штук по 50. Продают по 1р. 15— 1 руб. 50 пару.

 Торговля рогатым скотом и овцами распространена в волостях Полудневской, Пилюгинской, Сарбайской, Толкаевской, Троицкой.

 В связи с этим промыслом стоит промысел гуртовщиков. Из д. Нижней Челеевой ежегодно человек 20—25 нанимаются к Бугурусланским купцам с 23 Апреля до конца бойни; многие нанимаются из д. Чекаловки Старо-Соснинской волости. Плата колеблется от 40-100 р. на хозяйском содержании. Так как от гуртовщика требуются некоторые специальные знания, то плата иногда бывает и выше. Одни напр, получает 180 руб. в лето.

 Возделывание бахчей, как промысел, замечено нами лишь в д. Козловке Завьяловской волости. Дворов 10 той деревни сеют на продажу огурцы. Надельная земля, как и везде, почти не годится для этого, поэтому бахчевники покупают землю у башкир и на казенном участке, вдоль речки, платя по б—10—и 15 р. за десятину; семена покупают в г. Бугуруслане по 20—30 к, за фунт; сеют каждый от 5 сажен до пол-десятины около Николы (9 Мая), пашут весной плугом, раза два боронят, сеют и снова боронуют „в чистую". К Ильину дню огурцы поспевают. Место сбыта г. Бугуруслан и сс. Матвеевка, Поповка, Державино (Бузулукск. уезда). С осьминника продается на 20—30 р. по 15 и 30 коп. за сотню, Расход на осьминник выразится следующими цифрами: Земля 2 р. 50 к.; Семена 3 р. За работу и извоз до места продажи остается от 14 руб. 50 коп. до 24 руб. 50 коп.

 Нищие есть, конечно, в каждой деревне, но лишь в трех деревнях нищенство представляет массовое явление и получает характер промысла. Деревни эти: Малый Сурмет и Булатовка Покровской волости и Сапожкина Дмитриевской волости. В первых двух деревнях нищенство существует изстари и не имеет никакой связи с урожаями и неурожаями хлебов. Из Малаго Сурмета уходит нищенствовать половина домохозяев, из Булатовки треть. Раньше ходили больше, но теперь „есть слух, что запрещено". Ходят и зимой, и летом. Сравнительное благосостояние соседних не нищенствующих деревень объясняют близостью башкирских, т. е. дешевых и хороших земель.

 В д. Сапожкиной нищенство также существует изстари, но имеет свое основание в переселении. В Пензенской губернии у них нищенства не было— разорились после того, как сходили в Сибирь и вернулись назад. Самый характер нищенства здесь несколько облагорожен: уходят после уборки хлеба, когда на месте нет уже никакой работы. В 1885 году работ не было совсем и к половине Ноября осталось дома всего 15 дворов. Собирать отправляются за 59—60 и даже за 150 верст в Оренбургскую и Уфимскую губернии. Предварительно выправляют билеты. Безлошадные и однолошадные домохозяева соглашаются ездить артелями на одной лошади, но есть и пешиe. Ныне нанимают для сбора милостыни детей, платя им по 4—5 р. за зиму. Предлогов для сбора много: собирают на погорелое место, на Афон, Киев, Иерусалим. У того, кто много набирает, спрашивают, как он просил. При собирании поют стихи: „Плачь Иосифа', „Йисусе мой прелюбезный", „Придите, ублажите Иосифа" и др. „Если молча, так на кусочке поедешь, а как пропоешь—все мучки дадут, да яичко прибавят, говорят сами нищие. Особым успехом пользуются слепые певцы. В неделю средний набирает 3—5 пуд. муки, великим постом побольше. Сапожкинские нищие, вероятно, менее искусны, п. ч. набирают, по их словам, пудов 6 в три недели, если сбор производится семьею человек в 5.

 Виделкой кизяков занимаются преимущественно татары, редко русские. Как постоянное занятие, промысел этот существует в некоторых татарских селениях. Подряды за выделку берутся всегда зимой, поэтому цены очень низки: 30—40— 50—60 к. за тысячу, в пору 90 к.—1р.; иногда на тысячу выговаривают 12 ф. хлеба к 1 ф. соли. Xopoший работник в день сделает две сотни, т. е. заработает от 6 до 12 к.

 Рубкой леса занимаются в более или менее значительных размерах и постоянно в д.д. Саловке, Карповке и Нудатовке Пригородной волости и в д. Туранке Рождественской вол. За вырубку сажени однополенных дров платится 30 к.; в день вырубается сажень.

 Большая часть с. Святодухова Знаменск. вол. и д, Никиткиной Байтуганск. волости работают на винокуренном заводе Осоргина: служат кочегарами, бражниками, заторщиками, чаномоями, ледоколами; подвозят хлеб, спускают в заторы, разбивают кашу, чтобы не было кусочков, затирают краны и т. д. Работают ежедневно по 12 часов, получая за это 3 р. деньгами, 2 пуда муки, 15 ф. круп и 2 ф. соли. Конный получает по 4 р. и его лошадь бесплатно пользуется бардой.

 Из чисто женских промыслов в наших поселенных бланках есть указание только на стрижку овец у части, землевладельцев по 1,5 к. с головы.

 Келейницы, число которых по всему уезду доходит до 243 (на самом деле больше в число 243 вошли лишь могущие работать), занимаются чтением над Покойниками кафизм, а так же пряжей, вязаньем, тканьем сукна и полотна, изредка шитьем башмаков (в селе Захаркине напр.) и обучением детей грамоте. Летом все они без исключения занимаются полевыми работами.

 Благодаря своему центральному положению между Уральском и Казанью с одной стороны, между Уральском, Уфой, Мензелинском и Бирском с другой, Бугурусланский уезд издавна отличается широким развитием извоза. В настоящее время извоз направляется по трем главный путям: 1) Из Уральска в Уфу, Мензелннск, Каракуль Вятск. губ. и Бирск, изредка в Елабугу, Бугульму, Казань и даже Вятку; 2) из Бугуруслана в Казань и Чистополь и 3) из мелких селений в Самару, Бугуруслан, Бузулук и другие более или менее крупные центры хлебной торговли.

 По первому пути идет рыба, по второму сало (в Чистополь хлеб, но мало), по третьему хлеб. Всего из Уральска с рыбой ездят лишь из 14 селений, но этот вид извоза является преобладающим в уезде по своему постоянному, не случайному характеру, а также и по числу лошадей. Им занимаются иногда целые села и деревни, например: русская Бокла, с. Покровка, д. Бобровка.

 В Уральск ездят половина домохозяев такого большого села, как Русский Кандыз (Дмитриевка), треть домохозяев с. Морд. Боклы и д. Красноярки, половина д. Трофимовки и др. Извоз из Уральска—главной промысел северо-восточного угла уезда— волостей Сок-Кармалинской, Покровской, Дмитриевской, Русско-Боклинской. Ездят с Сентября до Марта. В Мензелинск извоз исключительно к новому году, на ярмарку,—в остальные места во всякое время.   Из дома в Уральск везут постоянно муку и овес. Часть последним травится дорогой, всего на четверку по 2 пуда на пряжку (12: пудов), столько-же оставляется на постоялых дворах прозапас, остальной продается в Уральск.

 Плата за извоз, колеблется от 30 коп. до 50—60 и 70 коп. с пуда, смотря по расстоянию. До Казани (700 в.) напр. 60— 70 коп., до Каракуля (600 в.) 50—'55 и 60 коп.

 На лошадь кладут 22—25 пудов. На содержание четверки лошадей в течении 5 недель вперед и обратно выйдет 25 р. На лошадь в каждую путину остается 3—4 р. чистой прибыли; свой овес кладется в ту-же цену, как и покупной. Но иногда бывают и убытки: в 1885 году их на. четверку пало 25 р. Из Баклановки ходило подвод 90—не нашли извоза; деньги, вырученные за проданную муку, проели. Не большой убыток считается прибылью: сами были сыты и лошадей кормили.

 Лошади, бывшие в извозе, всегда „справнее" домашних и более подготовлены к весенней пашне. За зиму успевают сделать от 1—2, до 3—4 путин. Обратно едут всегда порожняком, немногие лишь покупают в Мензелинске лес. Ездят всегда артелями в 7— 8 человек на 20—25 лошадях. При несчастии, клад потерпевшего раскладывается по возам других бесплатно; расходы каждый ведет отдельно.

 Не можем при этом не отметить следующего явления: из с. Русского Кандыза ездят в извоз даже весной и осенью затем лишь, чтобы уберечь лошадей от конокрадов. ( По подворной переписи в последнее пятилетие из Русского Кандыза украдено 107 лошадей).

 Из Бугуруслана в Казань с салом в прошлом году ездили пред Рождеством из 5-ти селений. Извозом этим занимаются исключительно чуваши: 3 деревни Микушкинской волости, д. Ендурайкина Боголюбовской вол. и д. Саперкина Вечкановской.

 За воз в 22 пуда обыкновенная плата 7 р., редко 6. Задатки по 3 р. на подводу берут еще с осени, „к Кузьме Демьяне"; но иногда возвращают задатки и платят с подводы 20 к. неустойки. До Казани, не считая поездки в Бугуруслан, едут—чаще всего на 3 лошадях—14 суток, обратно 5. Суточный расход на трех лошадей и подводчика складывается из следующих цифр: 1,5 пуда овса ... . 60 к.; 1,5 пуда сена .... 30 ,

Самому 2 раза пообедать 30 „; И того 1 р. 20 к. Расход во всю путину составляет по этому расчету 2 р. 80 к., что дает на каждую подводу 60 к. убытка. Выручаются лишь тем, что первое время обходятся своим овсом и сеном и во всю путину редко обедают, обходясь сухим хлебом.

 Из д. Нефедкиной (Аманакск. вол.) в 85 году не поехали в извоз, п. ч. „ныне там хлеб дорог". Иногда в дурную погоду путина растягивается вместо 14 дней на 15—18 и даже 20—тогда обозчики терпят большие убытки, продают иногда „притупелых" лошадей в Казани и идут домой пешком, христовым именем. В 1882 году из 70 лошадей одного обоза пало 10. Случается терпеть крупные убытки и от других причин: иногда сало украдут на ночлегах, или собаки порвут кутыри (оболочки, в которых зашито сало). В 1884 г. у Микушкинских возчиков пропал целый воз—пришлось заплатить 150 р.—и весь обоз разорился. Но бывает и так, что кутыри целы, а сала по весу не хватает - усохнет. На усышку всегда кладется известный процент, но иногда, кажется, в сильные морозы, усушка бывает больше нормальной, тогда обозчикам приходится расплачиваться из своего кармана, если приемщик же примет недостачу за усушку. В 84 году у Ново-Ганькинских не хватило 1 п. 17 ф.— пришлось вместо 40 руб. получить 11. В довершение всего обозчики на обратном пути, желая сократить время, сильно морят лошадей.

 Извозом в Самару занимаются жители 47 селений, хлеб, главным образом, идет из Бугуруслана, Матвеевки и Черкас. За провоз из первого пункта до Самары (170 верст) платят от 8 до 13 к. зимой и 20 к. летом. Из Матвеевки (250 верст) в Самару везут льняное семя по 18, иногда и 20 коп, с пуда; при наемки в оба конца берут 28—30 к. с пуда. Из Черкас возят зимой по 8—9, летом по 10—12 к.; при отправке хлеба в Самару из других пунктов цена колеблется от 8 до 20 к. За расстояние свыше 200 верст платят 18—20 к., от 150 до 200 вер. 12—15 коп., от 100 до 150 также 12—15 к., менее 100 верст от 8 к. за пуд.

 Плата изменяется не только сообразно с расстоянием, но на нее влияют и друг. условия: недород хлеба, отсутствие других заработков, время найма, отношение местных цен к Самарским. В Бирск везут хлеб всего из 5 пунктов, из коих самый дальний отстоит от него на 90 верст. Плата колеблется от 3-х до 7 коп. Обратный извоз бывает редко. Лазовские (90 верст) возят иногда оттуда соль по 3 к. с пуда. Более важным местом хлебной торговли является Бузулук, куда везут хлеб (пшеницу) из 10 пунктов, отстоящих на 90—150 верст. Зимняя плата 7—12—15 к., летняя 15—20 к.

 В Чистополь возят хлеб из волостей пограничных с Бугульмннским уездом: Степно-Дурасовской, Вечкановсвой, Ново-Якушкинской по 8—10—12—14 и 15 к. пуд.

 Выгода от мелкого извоза во всяком случае ничтожна. Обозчики д. Мал. Ибряйкиной хлеб для себя берут из дому: „если покупать в пути, то денег не хватит". Из с. Сосновки возили хлеб по 12 коп. (22 пуд. на воз). Туда 6 пряжек в ведро, 7 в ненастье; обратно 3—4 пряжки. На 4 лошади в 6 суток выходит, по словом крестьян, 13 пудов овса и 12 пуд, сена. Овес на постоялых дворах продается по 35—40 коп. пуд, сено по 8—10 к. Взяв средние цены, найдем, что прокорм 4-х лошадей стоит 5 р. 95' к. На четверку останется за 6 дней 4 р. 61 коп., из которых нужно вычесть расходы на содержание самого обозчика. Везущим хлеб из Тимашева по 8 к. пуд в 4 дня остается всего 80 коп. на лошадь.

 Летний извоз (в междупарье) сравнительно выгоднее, п. ч. лошади пасутся на подножном корму. Ездят, как и в дальний извоз, обозами, но артельное начало в таких обозах окончательно отсутствует. Если в дороге случится несчастье с лошадью, то кладь раскладывается по подводам товарищей, но вместе с тем раскладываются и деньги за извоз, причитающиеся на подводу.

 В Уфу из Борискино (Ефремо-Зыковск. вол.), Пономаревки и с. Егорьевки (Емантаевск. вол.) крестьяне возят хлеб и рыбу по 20 к. с пуда, взад и вперед с «простойкой» 11—14 дней. Из д. Турханки (Рождеств. вол.) ездят по той-же цене в Уральск за рыбой. На пару остается 3—5 р. В Уральск-же ездят из с. Горелого Моста (Покр. вол.) по 50 к. с пуда. Из Бузулука возят крупчатку в Каракуль (35—40 к.) и в Мензелинск (35 к.) крестьяне сс. Тимошкина и Зернаевки (Тимошк. вол.). Из Бугуруслана крестьяне д. Султангулловой, д. Ст. Ганькиной и Саврухи (Стюх. вол.) возят крупчатку в Сарапул (300 в.) по 7 р. 40 к., Каракуль (280 в.) по 5 р., Елабугу и Мензелинск (280 в.) тоже по 5 руб./ Казань (350 в.) по 8 р. за 22 пуда.

 Ездят и в междупарье—тогда цена на половину дороже. 300 верст делают в 2,5 недели. Из дому берут 10—12 пуд. овса, п. ч. дорогой приходится прикупать пудов 5. Назад чаще едут порожняком. На подводу остается 2—3 р. прибыли, если не брать в расчет содержание обозчика. Из д. Мочалеевки дворов 10 ездят в Симбирск на ярмарку по 20 к. с пуда; взад и вперед едут дней 20. Остается рубля 2, если попадется обратный извоз, в большинстве-же случаев только поправляют к весенней пашне лошадей.

 Летом масса народа уходит на сенокос и жнитво. Можно различить 2 группы крестьян, занимающихся летними работами. И первую группу входят домохозяева, ведущие свое собственное хозяйство и занимающееся полевыми работами по найму лишь в свободное время, когда не поспел еще свой хлеб и трава, во вторую—бесхозяйные, или домохозяева, обладающее большими рабочими силами, не находящими приложения в своем хозяйстве. Каждой из этих групп соответствует особый район: первой—Бугурусланский-же уезд, второй «Уральские пределы»; ходит очень редко и к Соляной защите.

 Правильность распределения по группам нарушается несходством различных частей уезда в климатическом отношении: за Кинелем (к югу) хлеб поспевает 1—2 неделями раньше, сравнительно с северной, гористой частью, по этому крестьяне северных местностей ходят почти исключительно «за Кинель". За Кинель ходят работать из 25 селений, в южную часть Буэулукского уезда, и к Уральску - из 28. В Уральск часто уходят целыми семьями после пашни, как напр. из д. Павлушкиной, и работают до 1 Августа, иные до осени.

 Есть семьи, которые только и живут этой работой—особенно-же вдовы, келейницы, солдатки. Ходят артелями в 4—5 человек. Покупают артельную лошадь и в конце концов продают ее или там, или по возвращении домой. Иногда берется везти один из членов артели—тогда ему платят по 1,5—2 р. с человека. Во время работы лошадь на подножном корму.

 Главный рынок для найма рабочих в Озерьях, в 70 верстах от Уральска. Отсюда нанятые жнецы и косцы расходятся по кругу верст около 70 в радиусе. Нанимаются работать всегда артелями. Если равные работники, то заработок делится поровну, если неравные, то глядя по работе; иногда делят и в таких случаях поровну, но при этом с плохих работников пьют вино. „На валовую» нанимаются косить по 3 р. за сутки (день и ночь), за косьбу сотенной десятины „на подвал" 1 р. 50 к., с уборкой 2 р. 50 к. и 3 р.

 Жнитво десятины (сотенной) 12—15 р. Рабочий сезон продолжается от 2 до 4 недель. В средний год жнитвом выручают 20 р., сенокосом 10 р. Женщины зарабатывают вдвое меньше. За две недели жнитва получают 10—15—20 руб. на человека. В конце лета некоторые снова приходят молотить и пахать на хозяйских быках. Молотьбой работник с лошадью может выручить в неделю 8—10 руб.; за осеннюю пашню выручают от 15 до 40 р., смотря по погоде. В последние два года совсем почти не работали.

 Работа за Кинелем отличается по своим условиям от работ в Уральске лишь тем, что рабочие, в большинстве случаев забирают деньги вперед зимой и отрабатывают их по низким ценам. Вольные цены почти не отличаются от Уральских, дешевле лишь молотьба, да и то не всегда. В нынешнем 'году один молотил на двух лошадях 4 недели и принес 15 руб., но в это время и в Уральске работы мало.

 

 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УЕЗДЕ.

 

 Грамотность населения. Переписью, произведенною в 1885 году, крестьянское население Бугурусланского уезда определено в 302,262 души обоего пола, из них мужского 149003 и женского 153259; грамотных мужчин 8438 ч, женщин 1494; учащихся мальчиков 2784, девочек 529; по отчетам же учителей учащихся во всех школах числится мальчиков 3031, девочек 755. Эта разница произошла главными образом потому, что при подсчете по волостям, а потом по уезду в общее число населения не вошли „сторонние"—но приписанные к обществу, а следовательно их дети также не вошли в общий подсчет учащихся, хотя и пользовались школами наравне с крестьянами тех обществ, где проживают их родители; затем некоторые учащиеся, хотя и числятся в списках школы,—на самом же деле вышли оттуда и зарегистрированы по переписи в графу грамотных, следовательно число учащихся по отчетам учителей непременно должно быть выше.

 Грамотных и учащихся обоего пола по уезду 13245 душ, что составляет 4,8 % всего населения; принимая же в расчет то, что между татарами русская грамота не преподается и, таким образом, знающие русскую грамоту между ними, явление чисто случайное, мы должны будем при вычислении процентов опустить татарское население, которое составляет 28671 д. об. пола, а потому, высчитывая °/о грамотности на остальных 273591, мы найдем, что % этот возвысится на 0,6, что составит: 4,8°/0 всего населения.

 Сопоставляя полученный % грамотных с таковыми же по уездам, исследованным раньше, мы найдем °/о гра-мотности.

     в Самарском           6,8

—   Ставропольском . . . 4,6

—   Бузулукском . . . . 5,8

—   Бугурусланском . . . 4,8

 Т. о. Бугурусланский уезд занимает на ряду с другими предпоследнее место и только на 0,2°/о выше Ставропольского.

 Процент грамотных для мужчин равен 6,2, для женщин 10/0. Таким образом, здесь, как и в исследованных раньше уездах, грамотность между мужчинами распространеннее, нежели между женщинами…

 Грамотность по волостям колеблется следующим образом: Самый высокий °/о— 10,5 (Матвеевская волость), самый низкий 0,8 [Султангулловская]. Выше среднего 0/0 грамотности—в 23 волостях, ниже среднего в 22… Экономическое положение населения, несомненно, имеет очень большое влияние на распространение грамотности.

 Как и в раньше исследованных уездах, в Бугурусланском грамотность главным образом распространяется через земские школы. Так по отчетам учителей, как мы уже сказали, учащихся числится 3,031 мальчик, 755 девочек, всего 3,786; эти учащиеся обучаются в 57 земских школах и 1 церковно-приходской.

 Школы распределены далеко неравномерно а именно:

3 волости имеют до 3 школы.

10   — — — 2

28     — —  — 1

11   волостей совсем не имеют школ.

 В среднем выводе одна школа приходится на 4717 че-ловек, тогда как в Самарском уезде на 2694, в ставро-польском на 3754 и в Бузулукском на 6005; таким образом, Бугурусланский уезд в этом отношении занимает 2-е место после Бузулукского.

 Самый высокий °/о учащихся, как это видно из таблицы,—3,5 (в Матвеевской волости), самый нзкий 0,06 (в Подбельской); совсем не имеют учащихся 2 волости—Султангуловская и Старо-Соснинская.

 Очевидно, земские школы далеко не доступны всему населению уезда. А распределение их по волостям указало нам на необходимость для успешного распространения грамотности увеличить их количество; при добром желании населения, для земства это не составляет, как нам кажется, больших затруднений, так как население, сознавая пользу грамотности по своей инициативе открывает школы там, где нет земских.

 Как и в Бузулукском уезде, здесь довольно распростра-нены частные случайные школы, в которых обучаются мальчики, и девочки под руководством или доморощенного грамотея, или захожего человека, который „ради хлеба насущного" учит ребят «читать-писать». Курс учения в таких школах бывает иногда продолжителен, ибо руководитель часто и сам не далеко ушел от преподаваемых им знаний.  Помещаем здесь выписки о таких школах из населенных бланков.

Волость Бголюбовская.

Боголюбовка. Учит билетный солдат, берет по 2 рубля с мальчика.

В. Рождественская.

Васильевка. Зим пять, как родители начали нанимать учителей—грамотных мужиков. Ученье продолжается месяц и два, смотря по тому, какой попадется учитель: если пьяница, то только до расплаты. Ныне зиму нанимался Бугурусланский мещанин Шилов, „но вчера сбежал"; ему платили по 80 коп. с мальчика, продовольствия по недельно. Помещение было у одного домохозяина, у которого двое детей учились бесплатно. Училось 11 мальчиков и 1 девочка. Учил по граждански; азбуки на счет учеников.

Д. Пронькина. Детей учил священник в церковной сто-рожке; ходят 33 человека. Учить он начал лишь с нынешней зимы.

Д. Ключевка. Три зимы занимается крестьянин д. Пав-лушкиной. Живет он у вдовы, изба которой и служит помещением под класс; ему платят по 50 к. в месяц. Дрова получает от родителей. Учит церковной и гражданской грамоте и письму 10—15 чел.; в прошлую зиму было 20 ч.; занимается до и после обеда. Учебники на счет учащихся.

В. Боровкинская.

Д. Екатериновка. У священника учится человек 10. Строят под школу дом, за сруб заплатили 63 р., обойдется руб. 300: надоумил священник.

В. Карабаевская.

Д. Елховка. В прошлом году учил отставной дьякон 8—9 ребят, брал 75 к. в месяц. Учились 2 месяца. Квартира и отопление от учащихся; кормился по ученикам, „баловали винишком и табачишком."

В. Пригородная.

Д. Нуштайкина. В прошлом году учил Бугурусланский дворянин Тихомиров; брал по 50 к. в месяц с мальчика. Кормился добровольными приношениями; квартировал у одного крестьянина, где и занимался с детьми; отцы помогали дровами. „Учитель был беден и любил выпить."

В. Стюхинская.

Д. Алешкина. (Мордва.) С нынешнего года наняли своего учителя—мордвина Кирюшкинского мужика „с благословенья батюшки." Наняли помещение, за которое платят по 1 рублю с мальчика. Учатся 28 мальчиков, плата 50 к. и пуд муки за всю зиму. Азбуки на счет учеников и казенные от священника; преподает и церковное и гражданское. Завести своего учителя принудило то обстоятельство, что дети не знают по-русски: „скажут пиши палочки—он не понимает: ,,свой-то и растолкует."

Д. Савруха. (Тахтаровка). В 1882 г. ребята учились у си-дельца и платили ему по 50 к. в месяц. С тех пор, научившись азбуке, подучиваются друг от друга.

В. Палудневская.

Полуднево. Прошлый год учил сельский писарь по 50 к. в месяц; было 20 мальчиков.

Хут. Бражников. Прошлый год учил Бугурусланский ме-щанин (пьяница), брал 50 к. в месяц, но бросил.

Д. Коханова. Учил сельский писарь, получая по 50 к. и 0,5 пуда муки, и бывший дьячек, у него 12 мальчиков и 1 дев., по 60 к. в месяц.

В. Троицкая.

Д. Баландина. Зимой учил солдат 18 мальчиков по 50 коп.

 В. Матвеевская.

С. Кузькино. Девочки учатся у черничек по 4—5 р. за псалтырь.

В. Кротковская.

С. Исакова. Дети учатся в церковной сторожке. Преподает священник; учится 35 человек.

 В. Елатмонская.

Елатмонка. Дети учатся от отцов; если родители не гра-мотные, то отдают соседям с платой по 5—7 р. „за выучку"; учат церковной грамоте.

В. Сосновская.

Сосновка. Земская школа. Много народу учится на домах у келейниц.

В. Сарбайская.

Совруха. Земская школа, кроме того учатся у келейниц, преимущественно староверы.

В. Дмитриевская.

Верх. Павлушкино. Зиму и часть года и ныне учатся у священника и псаломщика в церковной сторожке 21 мальчик. Ученье идет с перерывами: неделю учатся, неделю нет. Мужики желают, чтобы был выслан учитель. Помещение есть в одной половине сторожки.

В. Ключевская

Ключи. Церковно-приходская школа; учит священник 2 зимы; ходит до 20 мальчиков; научили только читать, но писать еще не умеют. Учит редко—некогда: первую и вторую неделю поста в церкви служит.

В. Камыш-Садакская.

Савельевка. Училось девочек 10 у келейниц, да ушли в монастырь.

В. Архангельская.

Ега. Учит свой-же мужик—самоучка у себя на квартире 11 мальчиков и 9 девочек; платят в зиму 2 р. 50 к. с человека по церковному и гражданскому.

 Из этих выписок мы видим, что население далеко не прочь иметь школы, не смотря на то, что они требуют и значительных затрат (иногда не производительных, благодаря неумению поставить это дело на прочную почву), и довольно много хлопот; поэтому земство, придя на помощь населению, может при этих условиях поставить дело народного образования в своем уезде гораздо выше, нежели оно стоит теперь…

 Прошлое и настоящее земских школ.

 По сведениям, доставленным нам учителями, видно, что самая старая школа в уезде (Покровская мужск.) открыта в 1847 году. 

Школ открытых в период с 1852 по 1869— 9.

                                            „ 1872 „ 1879-27. „

                                            „ 1880 ., 1884-16.

 Судя по ответам учителей, почин школьного дела в уезде всецело принадлежит духовенству, а именно: Покровская мужская в начале была церковно-приходская; в период с 1852 по 1869 г. из 9 школ, церковно-приходских 6, ведомства Государств. Имущ. одна; общественных одна и об одной школе неизвестно; с 1872 по 1879 священниками открыто 7 школ; земством 16 (из них по ходатайству обществ. 8); помещиками 4; с 1880 по 1884 из 16 школ, земством открыто 11 (из них по ходатайству обществ. 6), священниками две; помещиками одна.

 По отчетам и докладам Бугурусланской земской управы за последние годы видно, что за период с 1880 по 1885 год открывалось и закрывалось несколько школ. Так что напр. в 1883 г. школ, находящихся в ведении земства, числилось 63 (кратк. отчет, зап. за 1883 год), а в 1884 г. (к 1 Января 1885 года) уже 59 (отчет, земск, упр. 84 г.). Причины уменьшения школ, как это видно из тех же отчетов и журналов, заключаются в «холодности и равнодушии населения к школам»; в силу этого в 1883 году собрание определило: „самым наименьшим числом, при котором возможно дальнейшее существование школы, должно быть 20 учащихся, постоянно посещающих школу, считая временем определения этого числа Декабрь и Январь месяцы каждого учебного года» [стр. 23 журн. Бугур. земск, собр. 83 г.].

 В виду того, что общества часто, дав приговор о желании открыть школу и приняв на себя соответствующие по содержанию школы обязательства, в последствии все охотно исполняют их, собрание постановило: тщательно на мете проверять приговор общества о желании иметь у себя школу и если окажется, что в обществе действительно есть потребность в школе и почин к открытию её подало имение целое общество, а не отдельная какая либо личность, то тогда управа вносит приговор в земское собрание и последнее уже так, или иначе разрешает ходатайство. По получении от собрания разрешения на открытие школы, общество строит помещение, обеспечивает отоплением и прислугой, управа потом [когда все будет сделано со стороны общества] снабжает школу мебелью, необходимыми пособиями и руководствами и наконец, открывает школу» [стр. 22 кратк. отч. зап. за 1884 г.].

 Отсюда ясно, что земством констатирована холодность населения к открытым раньше школам, выразившаяся нежеланием поддерживать их и вообще выполнять обязательства, данные обществами для получения, так сказать, права иметь у себя' земскую школу…

 В 1885 г., как это видно из отношения Бугурусланской земской управы, на каждую школу управою ассигновано 410 руб., т. е. 24,190 руб. на 59 школ в уезде.

 Рассчитывая затем, во сколько обходится 1 ученик в школе, мы найдем, что земством затрачивается на каждого учащегося 18 руб. (считая при этом, что каждый учится нормальное число лет, т. е. три года).

 В 57 земских школах и одной церковно-приходской учащихся числится 3,031 мальчиков и 755 девочек. На коренное крестьянское население приходится учащихся 3,350 ч…

…Помещения школ не могут быть признаны удовлетвори-тельными, что, впрочем, и земством вполне осознано, так как еще в 1881 году члены училищного совета в докладе своем о состоянии школ писали следующее: «хотя в прошлом году мы и обращали внимание собрания на крайне неудовлетворительное состояние помещений школ, тем не менее, положение их не изменилось: большинство школ и ныне, как и прежде, остаются в помещениях крайне тесных, холодных и сырых…».

 Что и теперь, т. е. через четыре года после этого доклада, встречаются такие же школы, об этом свидетельствуют данные, сгруппированные в школьной таблице и приложениям к ней, да кроме того, в одном из журналов земского собрания мы встретили следующий печальный факт: «на заявление гласного г. Романова, относительно жалобы Новоспасского общества на то, что учительница Новоспасской школы мало занималась в школе, г. гласный Епанешников указал, что учительница Новоспасской школы была больна, а потому и значительные пропуски в школе нельзя поставить eй в вину; а врач г. Крыжановский, подтвердив, что учительница эта действительно была больна тифом, прибавил, что самую болезнь учительница могла получить в сыром и холодном помещении Новоспасской школы», [Журн. собр. 1884 г. стр. 381.]…

 Библиотеки. Библиотек совсем нет в 13 школах, в 20 школах заявлено о недостатке книг и скудном пополнении; в Григорьевской школе учительница пишет, что „библиотека для внеклассного чтения находится в таком неудовлетворительном виде, что выдавать книги бесполезно; книги все растрепаны и изорваны, так что читать их невозможно; в Петровском училище „библиотека есть, но книги все прочтены учениками…

 Самые большие библиотеки в Пономаревской и Смольвовской школах, в первой 92 названия, во второй, 30 .

 Продолжительность учебного времени. В большинстве школ учебное время начинается в Октябре; в среднем продолжительность учебного времени будет месяцев 5.

 В 57 земских школах и одной церковно-приходской учителей и учительниц с помощниками числится 70 человек, из них учителей 29, учительниц 41, считая, в том числе, как помощников, так и помощниц. Большинство этих учащих принадлежит к местному Бугурусланскому населению и только 8 человек из других губерний.

 Все эти учащие занимаются своим делом почти со времени выхода из учебных заведений, за исключением 5 человек, из которых служили:

Телеграфистом - 1. Канцеляристом - 1. На железн. дороге - 1. В консистории - 1. и одна учительница прежде давала уроки музыки.

 Большинство (45) учащих получило образование в спе-циальных и средних учебных заведениях; в низших учебных заведениях окончило курс 16, а остальные не окончили курса нигде и держали экзамен на звание учителя: такие составляют лишь 120/0 всех учащих.

 Самый старший возраст учащих 57 лет, самый младший 17. Средний возраст учащих 24 года…

 Земство поняло необходимость поднятия умственного и нравственного уровня учащих и для этого… приняло свои меры - открыло в гор. Бугуруслане библиотеку для учителей и учредило в 1882 г. съезд; но библиотекою за дальностью расстояния большинство учителей пользоваться не может, что видно из их заявлений: многие из них жалуются на то, что „читать решительно нечего". Один учитель пишет, что он пользуется книгами „из библиотеки местного благочинного за 3 руб. в год". Очевидно, что библиотека, находясь в г. Бугуруслане, доступна незначительной части учащих, а остальные должны довольствоваться „Сельским Вестником», да „Вестн. Красного Креста», выписываемыми в школы на счет земства. Что же касается съезда учителей, то мы, кроме констатирования самого факта съезда в 1882 году, ничего не можем сказать; что именно этот съезд выработал и почему в следующих годах его уже не было,—нам не известно, так как, по словам председателя Бугурусланской Земской Управы г-на Чемодурова, «ни каких протоколов этого съезда не осталось».

 Переходя, затем, к внешней стороне жизни учителя, мы видим, что нам оставалость желать очень многого. По заявлению 88 учащих, они не имеют квартир при школе; 61 уч. заявили о неудобстве своих помещений. Так что большинство учащих должно нанимать себе квартиры у местных крестьян, а это, как уже известно, довольно крупный недостаток в жизни учителя: во-первых потому, что он должен из своего незначительного жалованья в 300 руб. (а помощник и меньше) уделять часть на квартиру. Да кроме того, во-вторых, не всегда можно в деревне отыскать такую квартиру, где бы можно было отдохнуть после тяжелого дневного труда.

 Законоучителя есть во всех школах, и получает при 6 уроках в неделю 60 руб. в год. Посещения их школы в большинстве случаев довольно аккуратны, есть незначительные исключения, но они не представляют собою ничего серьезного…

 Частныя школы. Г-жи Чередниковой с слоб. Кинель-Черкассах. Школа существует с 1858 г.; помещается в доме г-жи Чередниковой, очень тесном, но чистом и теплом. Помещение человек на 20, а детей учится 60 человек, так что когда дети пишут и для этого из сеней приносят стол, то буквально ступить некуда. Из всех учащихся 33 учатся бесплатно; 2-е платят по 6 р. в год; 3-е по 5 р.; 1—4 р.; 9 по 3; 7 по 2 р.; 1—1 р. 80 к.; 2 по 1 р.

 Учить детей чтению, письму и арифметике—подготовляет и среднее отделение мужского училища. Земство выслало ей в 1884 году 40 экземпляров „Родн. Слова год 1-й" и аспидные доски. Занимается с 9 ч. утра до 3—4 ч. вечера. Ученье продолжается круглый год. Летом дети учатся под поветью (плетневая, прикрытая соломой). Ныне, за теснотою помещения, пришлось отказать в приёмe 40 желающим. Г-жа Чередникова—крестьянка, выучилась грамоте самоучкой. В 1884 году Чередникова получила портрет от Государыни „за ревностное обучение детей".

 Г-на Иванова в с. Куроедово. (Березниковск, вол.) „Школа существует два года. Учитель снимает избу за 1,5 р. в месяц. Помещение без всяких приспособлений. Учится человек 25, с платою по 50—60 к. в месяц. Ученики обучаются чтению, письму, арифметике и Закону Божию. Ученье начинается в 9 ч. утра, кончается в 2; а затем после обеда полтора часа. Грамоте обучает по звуковому методу, руководствуясь педагогикою Бобровского. Книги и учебные пособия покупаются на средства учащихся. Учитель—запасный унтер-офицер, обучался в гимназии и вышел из 4-го класса. Живет здесь временно—впредь до приискания занятий „более выгодных и положительных".

 Школа при имении г. Милютина в селе Никольском (Натальинской волости). Школа существует 3 года и заведена управляющими имением г. Успенским. Дом под училищем хороший. Учебные пособия, библиотека,—одним словом все, что для школы нужно, пополняется от имения. Учебные пособия в достаточном количестве, точно также как и наглядные. В библиотеке книги духовно-нравственного содержания; заведывает ею один из учеников. Учат только зимой, утром мальчиков, а вечером взрослых. Обучают чтению, письму, арифметике и дают краткие сведения по географии, кроме того обучают хоровому пению; поют и в церкви. Теперь из своей деревни учится детей человек до 60 и посторонних 15 человек. Преподаванием занимается управляющий г. Успенский и конторщик г. Лебедев. Порядок в школе образцовый.

 

           

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 647.