Покровский женский монастырь.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

 

Многие эпизоды жизни города Бугуруслана в прошлом были связаны с существованием в западной его части Покровского женского монастыря. Факты о времени его основания, дошедшие до нас, очень противоречивы. Газета «Бугурусланская правда», повествующая об итогах ревизий, сообщает, что в Бугуруслане уже в 1850 году существовал женский монастырь. И эта же газета, опираясь на данные ревизий, пишет, что «.. .с 1851 года начинают подниматься массивные каменные здания женского монастыря во имя Покрова Святой Богородицы»

По сведениям директора филиала Оренбургского государственного архива в Бугуруслане (статья «Монастырская тайна» в «Бугурусланской правде») - первоначально монастырь был общиной, которую основали в 1860 году по ходатайству епископа Самарского Феофила. Это же подтверждают архивные данные: «...основан в 1860 году по ходатайству Самарского епископа Феофила и указа Святого Синода от 30 июля 1860 года».

 Открытие монастыря по одним сведениям состоялось в 1864 году, по другим - 6 сентября 1874 года, по третьим (Рогачева) - 6 октября 1874 года, а то и в 1897 году, как сообщает Т. Лазарева - краевед Бугуруслана.

Архив подтверждает сведения Рогачевой: «... монастырь открылся 6 октября 1874 года по указу Святого Синода от 11 сентября 1867 года». Возводился монастырь целых 14 лет.

 

 

 Покровский монастырь занимал целый квартал, эта территория современного «красного городка». Границами его служили улицы под современными названиями улиц имени Гая, Фрунзе, Партизанская улица. Монастырская высокая кирпичная стена была воздвигнута в 1864 году. Она отгораживала обитательниц от мирских соблазнов. В длину она тянулась 120 сажень, в ширину на 60 саженей (128 м). С северной стороны находились каменные ворота - центральный вход в монастырь.

Существовал монастырь на земле, купленной благодарителями. Строился и существовал (по архивным сведениям) на пожертвования людей разных сословий и званий. Средства поступали немалые. Основные же - от имущих слоев населения - купцов, помещиков и др.

«Кроме того, религиозная обитель имела значительные площади под покосы, посевы, огороды. Часть земли находилась на территории монастыря, другая половина - поблизости от юго-западной городской окраины. Работу на полях выполняли монахи и наёмные рабочие», так повествует о Покровском монастыре Т. Лазарева в своей статье «Женский монастырь». Также её статья содержит сведения о том, что внутри монастыря располагалось 14 корпусов жилых двухэтажных зданий, в которых проживало около 200 монахинь и настоятельница монастыря. Имелась также гостиница, целый ряд бытовых помещений.

В 60-е годы XIX века для монастырского притча было построено здание церковно-приходского училища. Дом рублен из сосновых брёвен толщиной 22 см, стоял он на каменном фундаменте. В 1868 году 12 июня здесь была заведена школа, в которой обучали сестер милосердия. Ими занимался священник Георгий Михайлович Архангельский.

В 1870 году 19 ноября, здесь открылась церковно-приходская школа, которая 13 июля 1894 года была преобразована в церковно-приходское училище. Оно просуществовало до 1918 года.

 При монастыре имелось 3 храма:

1. Соборный, во имя Покрова Богоматери с приделами. Справа - святого Александра Невского и святой мученицы Любови, а левый придел - святого великомученика и целителя Пантелеймона. Храм этот был каменный, крытый железом. Деньги на строительство этого придела были пожертвованы майором Александром Васильевичем Поздняковым. Освящен епископом Самарским Герасимом. С левой стороны находился придел святого великого мученика и целителя Пантелеймона.

2. Храм во имя Скорбящей Божьей Матери. Каменное здание, крытое железом, очень теплое и уютное. Освещено здание 6 октября 1877 года. В январе 1877 года возник пожар, помещение сильно пострадало от огня. К сентябрю оно было отремонтировано, и вновь освящено Преосвященником Герасимовым

3. В 1879 году на территории монастыря строится жилой трёхпрестольный храм. Главный престол - во имя Святой Троицы и святого князя Михаила Черниговского; престол правый - во имя Богоматери - скоропострижницы и преподобной Ангелины - княжны сербской - и левой - во имя святителей - Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Гурия Казанского и Феодосия Черниговского.

 Освящены все три престола Преосвященным Гурием, бывшим епископом Самарским.

Вскоре после пожара в теплом храме, была возведена полукаменная домовая церковь во имя рождества Иоанна Крестителя, покрытая тёсом и окрашенная масляной краской по штукатурке. Была освящена 3 февраля 1877 года, а в 1899 году она упраздняется. Иконостас из неё был пожертвован в церковь Никушкино.

3. В 1879 году на территории монастыря строится жилой трёхпрестольный храм. Главный престол - во имя Святой Троицы и святого князя Михаила Черниговского; престол правый - во имя Богоматери - скоропостижницы и преподобной Ангелины - княжны сербской - и левой - во имя святителей - Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Гурия Казанского и Феодосия Черниговского.

 Освящены все три престола Преосвященным Гурием, бывшим епископом Самарским.

 На углу монастырской ограды была выстроена небольшая часовня для сбора пожертвований с проезжающих. Она сохранилась и ныне это здание находится на пересечении улиц Комсомольской (Набережная) и Гая (Монастырская). В монастыре имелась икона Скорбящей Божьей Матери. Ею благословляли общину в 1860 году.

 К концу XIX - началу XX веков монастырь существовал на средства, вырученные от продажи свеч и икон.

В одной из построек монастыря церковно-приходского училища в советское время размещалась начальная школа №1, школа рабочей молодежи №1, факультеты и общежитие педагогического техникума, учительского института, педучилища. В годы ВОВ здесь располагался призывной пункт и филиал эвакогоспиталя. В 1974 году в здании обосновалась станция юных техников, а июле 1988 года была открыта станция юных туристов.

Все источники едины в одном: в 30-е годы XX века началась разборка кирпичной монастырской стены для строительства иных зданий. Храмы, церковь и часовенка были разрушены. Кроме угловой часовни, сохранились ещё некоторые монастырские помещения. Сейчас они используются для жилья.

«Сколько труда и средств было затрачено на возведение монастыря, известно только самому Господу. Печально, что духовная обитель - наследие предков - без зазрения совести разрушили» - Мира Рогачёва. (Автор: Волкова Евгения, МБОУ СОШ №3, 9 «а» класс. Руководитель: Виноградова Екатерина Ивановна.)

 ДОПОЛНЕНИЕ: За монастырской оградой, над колодцем, вырытым для сельскохозяйственных нужд, была выстроена ещё одна часовня. В юго-западной части монастыря было монастырское кладбище.

За оградой находились скотный двор, амбары, сараи и три дома для монастырского причта, конюшни, сарай, два погреба, каретник, построенные в 1883 году.

Монастырь владел двумя хуторами, один у сельца Наумовка, второй у сельца Никольского.

 На хуторе, близ Наумовки, были построены деревянный, крытый железом флигель для пребывания настоятельницы; дом, крытый железом для размещения сестёр монастыря; деревянная изба для скотниц; крытая тесом, деревянный флигель для наёмных работников; скотный двор, баня, летняя пекарня, два ледника, два амбара, рига для обмолота зерна, зимник для пчёл, которых имелось до 100 ульев.

Также у монастыря было два подворья. Первое располагалось в Самаре, где место для него было приобретено игуменьей Рахилью в 1878 году. Подворье находилось на улице Уральской (ныне Братьев Коростелёвых), напротив Покровской церкви. Второе находилось в селе Абдулино, в доме, пожертвованном купцом А. Савельевым.

Насельницы

В первые годы после преобразования в монастырь, в нём проживало 111 человек вместе с настоятельницей. К началу XX века в монастыре проживало 253 человека, а к 1916 году — 264 человека, в том числе: одна игуменья, 65 манатейных монахинь, 123 рясофорных послушницы, 1 указная послушница и 74 послушницы.

Настоятельницы

Первой настоятельницей женской общины была его основательница, коллежская советница Елизавета Ягодинская.

После неё обителью управляли настоятельницы манатейная монахиня Дорофея (Д. П. Зуева) (ушла на покой по болезни в 1870 году, игуменья Рахиль (при епископе Гурии за какие-то проступки осуждена, лишена игуменства, низведена до степени простой монахини. С 1913 года настоятельницей была игуменья Аполлинария ( в миру А. Ф. Злобина).

Последней настоятельницей монастыря была игуменья Серафима (в миру Серафима Андриановна Почеревина). Она родилась 23 апреля (6 мая) 1870 года в селе Радовка (ныне Абдулинский район Оренбургской области).

С восьми лет Серафима была отдана в Покровский женский монастырь Бугуруслана, где и пребывала до его закрытия (см.ниже).

 

 Бугурусланское духовное училище.

 

 Смотритель училища - протоиерей Федор Иванович Благовидов (он же преподает священную историю; помощник смотрителя - студент Михаил Павлович Благовещенский ( он же преподает катехизис и церковный устав).

Преподаватели: русского языка с церковно-словянским - студент Федор Васильевич Богородский; арифметики и географии - студент Петр Федорович Пламеницкий; греческого языка - студент Михаил Федорович Гидаспов; латинского языка - студент Александр Дмитриевич Поливанов и студент Виталий Алексеевич Тимашев; чистописания - Александр Васильевич Данилов; церковное пения - Петр Ефимович Кофимов; учитель приготовительного класса Николай Дмитриевич Богославский.

 Правление училища: председатель - смотритель училища; члены - помощник смотрителя и преподаватель Петр Федорович Пламеницкий; члены от духовенства - священник с. Красноярки Дмитрий Васильевич Муромцев и священник с. Завьяловки Михаил Федорович Троицкий.

 

1875 г. – было открыто земское общественное училище в с. Кузьминовке.

 

1875 г. – открыто начальное училище в с. Дмитриевском.

 

1875 г. было открыто мужское приходское училище в с. Савруша Сарбайской волости.

*****

 

 В марте 1876 года, в Бугуруслане, открылась публичная библиотека. Вначале ее книжный фонд состоял всего из 400 экземпляров. Она была создана на пожертвования местной интеллигенции и скромные средства, выделенные городской думой. Годовая плата за право пользоваться книгами составляла 3 рубля.

 

 Земское Собране 1876 года, ( в утреннее заседание на 6 июня). Собрание признало необходимым привлечь к обложеню земскими сборами сыромятные заведения, каждое с дохода в 75 руб..

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 392.