Типичные нарушения норм управления и согласования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Нарушение нормы Правильная форма
Об этом газета указала еще в 2009 году. Студенты просят объяснить о роли ство­ловых клеток. Главный врач неоднократно отмечал о том, что существует связь между количеством и качеством работы. Депутаты уделяли много внимания на про­блемы медицинских работников. Я за тобой скучаю. Указала на это Объяснить что-то (а не о чем-то) Отмечалось (подчеркивалось) то Обращать внимание на что? Уделять внимание чему? Скучать по кому? или по ком?

 

Приведенные нарушения связаны с управлением так называемых глаголов речи (многие из которых действительно требуют после себя употребления предложного падежа с предлогом о: говорить, писать, рас­сказывать, повествовать, вести речь). Однако среди них встречаются глаголы переходные, т. е. такие, которые требуют после себя винительно­го падежа без предлога: описывать, доказывать, отмечать, подчерки­вать, замечать и некоторые другие. В приведенных примерах действует так называемая ложная аналогия.

Не следует допускать смешения в случаях: отличать что? от чего? Но: различать что и что? рассердиться на кого? за что? рассержен чем? оплатить что? (проезд); заплатить за что? (за проезд).

Однако самой неискоренимой ошибкой является смешение глаголов одеть и надеть. Необходимо помнить, что человека (а в последнее время даже собаку) можно одеть, а одежду (и ее элементы) — только надеть. Го­воря об обуви, нужно использовать глагол обуть, а не одеть или надеть.

Аналогичное смешение характерно для глаголов занять и одол­жить: Я занял десять тысяч. (Он занял мне десять тысяч). Одолжи мне пять тысяч. (Яу нее одолжил пять тысяч). Варианты в скобках ошибоч­ны, так как эти два глагола различаются в управлении: занять у друга, а одолжить другу. Направленность действия здесь передается не столько самим глаголом, сколько требуемой падежной формой существительного.

Нормы построения предложений обусловливаются порядком слов, характером связи между его частями. Они также зависят от того, какая часть речи используется в качестве его составляющих (подлежащего, ска­зуемого и второстепенных членов — если речь идет о формальной струк­туре предложения, субъекта, объекта и предиката — если речь идет о со­держании). Несовпадение в русском языке формальной и содержательной сторон предложения становится порой причиной двусмысленности или ошибок при их построении. Несмотря на то, что для русского предложения не характерен фик­сированный порядок слов, согласно синтаксическим нормам всякая пере­становка слов в предложении влечет за собой изменение его смысла. Так, в зависимости от перестановки членов предложения Завтра обязательно будет хорошая погода будут меняться его логические акценты. Неверный порядок слов ведет к двусмысленности или делает предложение непонятным вовсе. Например: Изменение структуры вещества влечет за собой нагревание. Солнце закрыло облако.

Существуют конструкции, которые предполагают со­вершенно определенный порядок слов (например, конструкции с двойным союзом не только..., но и, а также причастные обороты, характерные для книжной речи). Сравните: Я не только люблю анатомию, но и гистоло­гию. Я люблю не только анатомию, но и гистологию. (Верен второй вари­ант, где отсутствует разрыв между подлежащим и сказуемым и интонаци­онное выделение, ритмическая организация предложения полностью соот­ветствует смыслу высказывания). Сравните порядок слов в причастном обороте: лежащие истории болезни на столе — лежащие на столе исто­рии болезни — истории болезни, лежащие на столе (ошибочен первый ва­риант, поскольку размещение определяемого слова внутри причастного оборота противоречит внутренней логике, связи между словами).

Особенно часто наблюдается смешение в сказуемом глагольных форм единственного и множественного числа, если в составе подлежа­щего есть числительное или слово, обозначающее количество. В таких случаях выбор формы глагола зависит от семантико-грамматических осо­бенностей компонентов подлежащего.

Форма единственного числа рекомендуется в следующих случаях:

Если в качестве подлежащего выступает числительное без суще­ствительного: Десять делится на пять (абстрактное понятие).

Обозначаются большие совокупности лиц или предметов: выпустилось двести стоматологов. Собрано восемьсот тысяч подписей изби­рателей.

Обозначено указание на совместное действие: На экзамен яви­лось пять студентов (группа лиц). Сорок клинических ординаторов про­ходило обучение на кафедрах университета.

При обозначении мер веса, единиц пространства и времени: На выполнение диссертационного исследования понадобится три года.

В состав подлежащего входит числительное один или числитель­ное пол-: К месту распределения прибыла 41 медицинская сестра. Полча­са пролетело незаметно.

Форма множественного числа глагола в качестве сказуемого реко­мендована к употреблению в таких случаях:

1.В составе подлежащего есть одушевленное существительное (или подразумевается лицо) и при этом подчеркивается активность дейст­вующих лиц. Например, за представленный проект проголосовали сто сорок семь де­путатов.

Есть указание на раздельное действие. Например, тридцать шесть студен­тов отправились на практику (каждый самостоятельно).

2.В состав подлежащего входят числительные два, три, четыре. Например, двадцать два аспиранта представили доклады на конференцию.

Обозначается приблизительное количество. Например, на субботник пришли около шестисот сотрудников университета. От восьмисот до девяти­сот тысяч пассажиров ежедневно пользуются столичным метро.

3. В составе подлежащего есть местоимения все, эти. Например, все двадцать одна страница переписаны.

Если необходимо подчеркнуть активность каждого лица, вы­полняющего действие, употребляется множественное число. Однако если подлежащее обозначает неодушевленный субъект дей­ствия, используется сказуемое в форме единственного числа: Часть учеб­ников осталась в хранилище. В единственном числе употребляется сказуе­мое и тогда, когда слова большинство, меньшинство являются подлежа­щим без сочетания с существительным: Большинство проголосовало «за». Наряду с глагольными формами в качестве сказуемого в предложе­нии используются и именные формы (например, формы полного и крат­кого прилагательного). Но в сказуемом не допускается сочетание полной и краткой форм. В предложениях Все его аргументы простые и понятны и Все его аргументы просты и понятны неправильным будет первый вари­ант, где употреблены разные формы — полная и краткая формы прилага­тельного.

Местоимение себя не рекомендуется употреблять в предложениях в качестве дополнения, если речь идет о двух равноправных участниках действия (лицах или предметах): Профессор попросил лечащего врача от­нести результаты УЗИ пациента к себе. К кому отнести — неясно. В по­добных случаях местоимения себя и свой следует заменить личными ме­стоимениями ему, ей, мой, твой, его, ее, их.

 

Задания для студентов базового уровня подготовки.

1. С данными глаголами, предлогами и словами в скобках образуйте слово­сочетания. Укажите возможные варианты.

Бояться (боль, кровь, стоматолог, папа, медсестра); ждать (автобус, анализы, госпитализация, выписка, скорая помощь); искать (ассистентка, встреча, любовь, попутчица); просить (деньги, помощь, пощада, проще­ние, совет);благодаря (внимание, забота, уход, друзья); вопреки (обещание, со­вет, сомнение); согласно (договор, закон, заявление, план, предписание, приказ, распоряжение, соглашение, устав).

2. Определите случаи неправильной связи слов (ненормативного управления). Исправьте ошибки.

1. Беспокоиться за состоянием здоровья пациента. 2. Понимать о не­обходимости оперативного вмешательства. 3. Произвести впечатление у выпускников. 4. Оперировать с фактами. 5. Объяснить о выводах комис­сии. 6. Уделить внимание на трудовую дисциплину. 7. По возвращении из отпуска. 8. Доложить по существу дела. 9. Не понимать о том, что это тра­гедия. 10. Описать обо всем.

3. В данных предложениях найдите случаи ошибочного (ненормативного)
управления. Ошибки исправьте.

1. Все медицинские работники в своих выступлениях подчеркивали о том, что соответствующие ведомства плохо координируют свои дейст­вия. 2. Наконец он смог увидеть результаты своей работы и радовался в достигнутом. 3. Невольно вспоминаешь всех этих людишек, стремящихся за теплыми местечками и почестями. 4. Посмотри, сколько сейчас время. 5. При помощи спонсоров построены бассейн, детский сад, железную до­рогу. 6. Он уже не сомневался в правоту того дела, за которым стоит его оппонент. 7. Детей отвезли в деревню к родителям для выздоровления. 8. Мы должны не допускать соблазн поддаться на какие-то настроения.

4. Выпишите предложения, в которых допущены ошибки (связан­ные с нарушением нормы), предварительно исправив их.

1. Инициатива исходила из медперсонала, ее нужно было только поддержать. 2. На скорейшее решение этого вопроса решительно настаи­вали все сотрудники. 3. Понимая о том, что это выступление очень важно, он тщательно к нему готовился. 4. В незатейливой этой фразе выкристал­лизовалась мечта целого поколения. 5. В статье описывалось об известном нейрохирурге и его достижениях в медицинской науке.

5. Найдите синтаксические ошибки и устраните их.

Главному врачу надо вникать и заботиться обо всем в больнице.

По окончанию операции все вышли из операционного блока.

Заведующий отделением особо подчеркнул о необходимости
экономии перевязочных материалов.

На поле осталось сотни килограммов картофеля.

По выходу на пенсию я должен засесть за книгу.

Как вы знаете, что у нас сейчас горячая пора: идет сессия.

Многие молодые мамы не знают и не умеют петь своим детям
колыбельные песни.

Боясь о том, что цензура не пропустит, поэт не печатал это сти­хотворени






Тест

Вариант 1

( для студентов базового уровня подготовки)

 

 

1. Культура речи – это …

1)*владение нормами литературного языка                       

2)изучение языка

3)умение читать и говорить на языке 

4)исследование речи носителей языка

2. К нелитературному языку относится …

1)*просторечие

2)синонимы

3)общеупотребительная лексика

4)термины

3. Нелитературная разновидность языка, характерная для определённой территории, – это

1)жаргон

2)*диалект

3)просторечие

4)нецензурная речь

4. К просторечию относятся все слова в ряду:

1)шибко, глючит, подхалим

2)дитё, полуклиника, дембель

3)*ложит, попёрся, харя

4)щас, хотит,  бабуля

5. В ситуации, когда необходимо заменить повторяющееся в тексте слово на близкие по смыслу слова, потребуется …

1)толковый словарь русского языка

2)словарь антонимов

3)*словарь синонимов

 

*  отмечен правильный вариант ответа.

6. Под правильностью речи понимают…

1)*владение нормами литературного языка

2)соответствие слов и выражений целям и условиям общения

3)использование слов в соответствии с их лексическим значением

4)воздействие на эмоции и чувства аудитории

7. Употребление слов в соответствии с их значением является требованием ____________ норм

1)грамматических

2)*лексических

3)орфографических

4)орфоэпических

8. К функциональным стилям языка не относится …

1)*авторский стиль

2)публицистический стиль (стиль средств массовой информации)

3)научный стиль

4)официально-деловой стиль

9. Сферу общественно-политических отношений обслуживает …

1)научный стиль

2)*публицистический стиль (стиль средств массовой информации)

3)литературно-художественный стиль

4)разговорный стиль

10. Авторское понимание действительности характерно для …

1)разговорного стиля

2)официально-делового стиля

3)публицистического стиля (стиля средств массовой информации)

4)*литературно-художественного стиля

11. Клише, представляющие собой составные термины, используются в …

1)разговорном стиле

2)*научном стиле

3)литературно-художественном стиле

4)официально-деловом стиле

 

 

* отмечен правильный вариант ответа.

 

12. Орфографических ошибок нет в ряду:

1)аннотация, инвистиция, инициатива, интеръактивный

2)баллотироваться, инциндент, искуссный, классификация

3)коммисия, коммерческий, компитенция, минимальный

4)*прецедент, аннулировать, ходатайство, объявление

13. Буква А пропущена во всех словах в ряду:

1)*предл…гать, б…нальный, диап…зон

2)к…т…строфа, налог…плательщик, к…саться

3)бр…шюра, непром…каемый, издавн…

4)влев…, начист…, пол…гать

14. Во всех словах на месте пропуска пишется НН в ряду:

1)напряже…ый, нечая…ый, песча…ый

2)ране…ый, тума…ый, нежда…ый

3)прочита…ый, румя…ый, балова…ый,

4)*да…ый, довере…ость, клюкве…ый

15. Ударение падает на 3 слог во всех словах в ряду:

1)воспринять, кашлянуть, нефтепровод

2)аранжированный, медикамент, каталог

3)асимметрия, гусеница, псевдоним

4)*баловать, диспансер, верховенство

16. Грамматической ошибки нет в словосочетаниях:

1)шесть килограмм мандарин; выдать паспорты

2)отряд партизанов; профессиональные шоферы

3)*дождаться сумерек; морские офицеры

4)народные промыслы якут; технические инструкторы

17. Лексических ошибок нет в предложении:

1)Вчера сделал кардиограмму сердца.

2)В данный период времени он находится на даче.

3)*Во время соревнований произошло беспрецедентное событие.

4)В мае месяце жду вас всех у себя.
5)Артисты, выступающие в жанре народного фольклора, были приглашены на заключительный концерт.

6)Речь адвоката была четкой и внятной.

7)Компания предлагает качественное сервисное обслуживание

* отмечен правильный вариант ответа.

18. Все наши сотрудники действовали согласно __________

1)*приказу

2)приказом

3)приказа

4)с приказом

19. Ошибок нет в предложении:

1)Ложите кофточку на полку!

2)*С таким менталитетом успеха не добьешься!

3)Я так соскучилась за тобой!

4)Это ведь ихняя машина стоит?

5)Мне надо к врачу за бюллетнем сходить.

6)Вы не скажете, сколько время?

20. Фраза «Я не в состоянии помочь» выражает …

1)согласие

2)просьбу

3)благодарность

4)*отказ

21. Не принято задавать в ходе собеседования вопрос:

1)«Каковы Ваши интересы вне работы?»

2)* «Какое у Вас вероисповедание?»

3)«Какой у Вас опыт работы?»

4)«Каковы Ваши главные сильные стороны?»

22. Исправьте и объясните речевые ошибки.

1.Больной попросил сестру налить себе воды.

2.По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды.

3.Врач прописала ребенку другое лекарство.

4.Много детей было больны гриппом.

5.Успокойтесь, выпейте воду!

6.Врач не обнаружил у ребенка никакие признаки болезни.

7.Мальчик теперь сирота: отец умер, когда ему было три года.

8.Мать сильно беспокоилась за здоровье сына.

9.Широкий шрам на его лице проходил между правым и левым глазами.

10. Загоревший и окрепший брат и сестра вернулись с моря.

* отмечен правильный вариант ответа.


Тест

Вариант № 2

( для студентов повышенного уровня подготовки)

1. Культура речи – это …

1)*владение нормами литературного языка                       

2)изучение языка

3)умение читать и говорить на языке 

4)исследование речи носителей языка

2. Национальный язык …

1)*формируется на базе определенного этноса и включает в себя все языковые явления

2)является разновидностью литературного языка

3)относится к одному из функциональных стилей литературного языка

4)включает в себя только нормативные элементы языка

3. Литературный язык …

1)имеет ограничения в употреблении

2)*включает нормативные языковые единицы

3)включает в себя понятия жаргона

4)*противопоставляется просторечию

4. Для устной формы речи характерно(-а) …

1)обязательное использование прямого порядка слов в предложениях

2)необходимость соблюдения орфографических норм

3)ориентация на восприятие зрением

4)*влияние невербальных факторов

5. К нелитературному языку относится (относятся) …

1)*просторечие

2)синонимы

3)общеупотребительная лексика

4)термины

6. Нелитературная разновидность языка, характерная для определённой территории, – это

1)жаргон

2)*диалект

3)просторечие

4)нецензурная речь

* отмечен правильный вариант ответа.

 

7. Использование социального диалекта (жаргона) …

1)является неуместным в любой речевой ситуации

2)*позволяет сделать речь более выразительной

3)возможно во всех ситуациях делового общения

4)*является неуместным в письменной деловой речи

8. Заимствование иностранных слов …

1)*является постоянным и объективным явлением языка, которое можно регулировать

2)необходимо запретить с помощью законодательных мер

3)является свойством русского языка последних 100 лет

 4)всегда портит и засоряет русский язык

9. К просторечию относятся все слова в ряду:

1)шибко, глючит, подхалим

2)дитё, полуклиника, дембель

3)*ложит, попёрся, харя

4)щас, хотит,  бабуля

10. Для языковой нормы характерны …

1)неизменность на протяжении столетий

2)обязательность для национального языка

3)*обязательность для литературного языка

4)*кодифицированность

11. Уместность речи предполагает …

1)*учет особенностей ситуации общения и характеристик аудитории

2)грамотное соотношение формы и содержания

3)соблюдение правил орфоэпии

4)умение правильно поставить цели коммуникации

12. С помощью языковой нормы …

1)*обеспечивается понимание всех носителей языка

2)происходит функционально-стилевая дифференциация языка

3)*осуществляется дифференциация между литературным языком и нелитературными элементами языка

4)происходит разделение речи на письменную и устную

13. Источником нормативного речевого употребления могут являться …

1)*произведения писателей-классиков

2)выступления руководителей государства

3)тексты, опубликованные в Интернете

4)любые тексты, опубликованные в газетах

14. В ситуации, когда необходимо заменить повторяющееся в тексте слово на близкие по смыслу слова, потребуется …

1)толковый словарь русского языка

2)словарь антонимов

3)*словарь синонимов

15. Под правильностью речи понимают…

1)*владение нормами литературного языка

2)соответствие слов и выражений целям и условиям общения

3)использование слов в соответствии с их лексическим значением

4)воздействие на эмоции и чувства аудитории

16. Правила образования и употребления слов и грамматических конструкций называются

1)определениями

2)*языковыми нормами

3)функциями языка

4)просторечием

17. Употребление слов в соответствии с их значением является требованием ____________ норм

1)грамматических

2)*лексических

3)орфографических

4)орфоэпических

18. К функциональным стилям языка не относится …

1)*авторский стиль

2)публицистический стиль (стиль средств массовой информации)

3)научный стиль

4)официально-деловой стиль

19. Сферу общественно-политических отношений обслуживает …

1)научный стиль

2)*публицистический стиль (стиль средств массовой информации)

3)литературно-художественный стиль

4)разговорный стиль

 

* отмечен правильный вариант ответа.

20. Авторское понимание действительности характерно для …

1)разговорного стиля

2)официально-делового стиля

3)публицистического стиля (стиля средств массовой информации)

4)*литературно-художественного стиля

21. Клише, представляющие собой составные термины, используются в …

1)разговорном стиле

2)*научном стиле

3)литературно-художественном стиле

4)официально-деловом стиле

22. Все слова и словосочетания уместны в официально-деловом стиле в ряду:

1)исполнение, быстренько, преподавательница

2)заявитель, ООО «Огонек», отфутболить 

3)*нижеследующий, обязуется выполнить, время

4)зловещий, несет ответственность, прозевать

23. Официально-деловую окраску имеет фразеологизм ...

1)холодная война

2)воспрянуть духом

3)*возлагать ответственность

4)актуальность темы

24.Перечисленные черты характерны для ________ стиля

1)*официально-делового

2)публицистического

3)научного

4)литературно-художественного

25. - относительная однородность лексического состава;

- употребление слов в их точных значениях, отказ от образных выражений;

- употребление вводных слов, обозначающих последовательность сообщения, степень достоверности и источник информации;

- активное использование сложных предложений союзного типа для обеспечения логичности изложения материала

 

Перечисленные черты характерны для ________ стиля

1)официально-делового

2)публицистического

3)*научного 

4)литературно-художественного

26. Основной функцией научного стиля речи является …

1)*отображение действительности с помощью понятий логики

2)обслуживание официальных отношений в обществе

3)образное отображение действительности

4)рассказ о событиях, имеющих общественно-политическую значимость

27. В научном стиле речи не употребляются …

1)абстрактная лексика

2)*многозначные слова

3)клише, представляющие составные термины

28. Для научного стиля характерны словосочетания:

1)*методы исследования; прийти к выводу

2)густейший снег; предчувствие любви

3)действовать по инструкции; протокол заседания

4)прибыть с визитом; высшее учебное заведение

29. Жанры научного стиля – …

1)*конспект

2)интервью

3)заявление

4)*статья

5)эссе

6)*диссертация

7)*доклад

30. При подготовке устного доклада не надо освещать …

1)*список использованных источников

2)актуальность работы

3)проблему, которая затронута в работе

4)основные выводы исследования

31. Орфографических ошибок нет в ряду:

1)аннотация, инвистиция, инициатива, интеръактивный

2)баллотироваться, инциндент, искуссный, классификация

3)коммисия, коммерческий, компитенция, минимальный

4)*прецедент, аннулировать, ходатайство, объявление

* отмечен правильный вариант ответа.

 

32. Буква Е пишется на месте пропуска во всех словах в ряду:

1)ассорт…мент, заж…галка, деф…цит

2)иммун…тет, асс…гнование, лег…тимный

3)*апп…тит, пр…кратить, пр…стиж

4)пр…ступление, пр…оритет, сбл…жаясь

33. Буква А пропущена во всех словах в ряду:

1)*предл…гать, б…нальный, диап…зон

2)к…т…строфа, налог…плательщик, к…саться

3)бр…шюра, непром…каемый, издавн…

4)влев…, начист…, пол…гать

34. Во всех словах на месте пропуска пишется НН в ряду:

1)напряже…ый, нечая…ый, песча…ый

2)ране…ый, тума…ый, нежда…ый

3)прочита…ый, румя…ый, балова…ый,

4)*да…ый, довере…ость, клюкве…ый

35. Ударение падает на 3 слог во всех словах в ряду:

1)воспринять, кашлянуть, нефтепровод

2)аранжированный, медикамент, каталог

3)асимметрия, гусеница, псевдоним

4)*баловать, диспансер, верховенство

36. Ударение падает на 1 слог во всех словах в ряду:                  

1)договор, краны, торты

2)угли, завидно, камбала

3)*искра, кухонный, средства

4)мизерный, поняла, оптовый

37. Однако (1) желание рассуждать о языке (2) охватывает широкие слои общества (3) которым (4) кажется (5) что размышлять о языке проще (6) чем (7) например (8) о метеорологии (9) и что для этого не требуется большой специальной подготовки.

Правильно указаны места, где должны стоять запятые, в ряду:

1)1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

2)3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

3)*3, 5, 6, 7, 8, 9

4)1, 3, 5, 6, 7, 8, 9

* отмечен правильный вариант ответа.

38. Лексических ошибок нет в предложении:

1)Вчера сделал кардиограмму сердца.

2)В данный период времени он находится на даче.

3)*Во время соревнований произошло беспрецедентное событие.

4)В мае месяце жду вас всех у себя.
5)Артисты, выступающие в жанре народного фольклора, были приглашены на заключительный концерт.

6)Речь адвоката была четкой и внятной.

7)Компания предлагает качественное сервисное обслуживание

39. В русском языке не склоняются … .

1)иностранные мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный

2)иностранные фамилии, оканчивающиеся на безударный гласный -а (-я):

3)славянские мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный

4)*иностранные фамилии, оканчивающиеся на гласный (кроме безударных -а, -я):

40. Правильно написано числительное в предложении «Библиотека пополнилась 584 книгами» в ряду:

1)*пятьюстами восемьюдесятью четырьмя книгами

2)пятьсот восьмидесяти четырьмя книгами

3)пятьсот восемьдесят четырьмя книгами

4)пятистами восьмидесятью четырьмя книгами

41. Грамматическая ошибка допущена в предложении: 

1)Покупатель попросил дать ему примерить правую туфлю.

2)Кому приятно, чтобы ему наступили на любимую мозоль?

3)Итоги конкурса подвело авторитетное жюри.

4)*Странное инкогнито так и не назвало себя при встрече.

42. Грамматической ошибки нет в словосочетаниях:

1)шесть килограмм мандарин; выдать паспорты

2)отряд партизанов; профессиональные шоферы

3)*дождаться сумерек; морские офицеры

4)народные промыслы якут; технические инструкторы

43. Ошибок нет в предложении:

1)Ложите кофточку на полку!

2)*С таким менталитетом успеха не добьешься!

3)Я так соскучилась за тобой!

4)Это ведь ихняя машина стоит?

5)Мне надо к врачу за бюллетнем сходить.

6)Вы не скажете, сколько время?

44. Грамматически правильное продолжение предложения «Оказываясь перед проблемой выбора, …» приведено в ряду:

1)*человек опирается на информацию и принимает решение.

2)человеком на основе информации принимается решение.

3)человеку нужна информация для принятия решения.

4)анализируется информация и принимается решение.

45. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1)Проблема в том, что в обществе отсутствует взаимопонимание между поколениями.

2)*Автор затрагивает проблему, что в обществе нет взаимопонимания между поколениями.

3)Автор затрагивает проблему отношений между поколениями в обществе.

4)*И пусть на этих километрах ему встретятся хорошие люди, а попутный ветер поможет их преодолеть.

46. Нет ошибок в предложении: 

1)В статье приведены многочисленные примеры этих слов, откуда они появились и как образовались.

2)Автор доказывает нам, как сильно за короткое время изменился наш язык и как он живуч и обширен в своем применении.

3)Статья предназначена для людей, заинтересованных в культуре русской речи и всех желающих улучшить свое общение.

4)*Важно осознавать, что перечисленные языковые процессы свойственны всем языкам на всем протяжении языковой эволюции и в наше время социальных катаклизмов отличаются лишь особой интенсивностью.

47. Все предлоги употребляются с существительным в родительном падеже в ряду:

1)в заключение, согласно, вопреки

2)ввиду, благодаря, соответственно

3)*вследствие, в течение, по истечении

4)по окончании, в связи, по завершении

48. Все наши сотрудники действовали согласно __________

1)*приказу

2)приказом

3)приказа

4)с приказом

* отмечен правильный вариант ответа.

49. Обсудив все детали договора, ____________

1)*стороны подписали договор.

2)он был подписан.

3)были внесены изменения.

4)состоялось его подписание.

50. К официально-деловому стилю речи не относится жанр … 

1)рекомендательного письма

2)резюме

3)*эссе

4)доверенности

51. Документ, который даёт право на совершение каких-либо действий от лица предприятия или гражданина, – это …

1)заявление

2)оферта

3)рекомендательное письмо

4)*доверенность

52. Вы потеряли ценную вещь и хотите, чтобы вам её вернули. В этом случае вы должны написать …

1)доверенность

2)заявление

3)объяснительную записку

4)*объявление

53. В начале делового письма, содержащего просьбу, лучше всего …

1)предельно четко и кратко сформулировать суть просьбы

2)указать на возможные негативные последствия в случае отказа на просьбу

3)заранее поблагодарить адресата за положительный ответ на просьбу

4)*сформулировать причины обращения с просьбой

54. Устный деловой разговор надо начинать с … 

1)вопроса о семье

2)приглашения сесть

3)*обращения и приветствия

4)предложения пообедать вместе

 

 

* отмечен правильный вариант ответа.

 

55. При выражении просьбы в официальной ситуации следует сказать:

1)«В настоящее время это невозможно»

2)«Примите мои искренние просьбы»

3)«Будет выполнено»

4)*«Не сочтите за труд, пожалуйста …»

56. Фраза «Я не в состоянии помочь» выражает …

1)согласие

2)просьбу

3)благодарность

4)*отказ

57. Для выражения благодарности в ходе деловой беседы наиболее подходящей будет реплика:

1)«Огромное вам спасибо!»

2)«Благодарствую!»

3)*«Я вам очень благодарен!»

4)«Большущее спасибо за всё!»

58. Для уточнения какого-либо вопроса в ходе делового общения наиболее подходящей будет речевая формула:

1)*«Если я правильно вас понял…» 

2)«Может быть, рассмотрим иные условия?»

3) «Я в этом совершенно уверен»

4)«Если вы примете во внимание следующие предложения …»

59. В ситуации, когда необходимо выразить несогласие с позицией делового партнера, наиболее подходящим является выражение:  

1)«Я думаю по-другому»

2)*«Этот вопрос требует дополнительного обсуждения»

3)«Не согласен с Вами»

4)«Вы не правы»

60. Не принято задавать в ходе собеседования вопрос:

1)«Каковы Ваши интересы вне работы?»

2)* «Какое у Вас вероисповедание?»

3)«Какой у Вас опыт работы?»

4)«Каковы Ваши главные сильные стороны?

* отмечен правильный вариант ответа.

 


Примерная тематика рефератов по русскому языку и культуре речи.

1. Особенности устной и письменной речи.

2.Типы словарей. Значение словарей в жизни человека.

3. Деловой этикет: личное и письменное общение.

4. Невербальные средства общения.

5. Этические нормы и речевой этикет.

6. Язык эффективного общения современного человека.

7. Имидж современного делового человека: язык, речь, манера общения.

8. Точность и логичность речи.

9. Правильность речи: нормы ударения и грамматики.

10. Чистота и выразительность речи. Необходимость изживания ненормативной речи.

11. Речевой официальный этикет. Условия, порядок общения.

12. Нормы этикета при письменном общении. Культура речи в официальной, деловой и дружеской переписке.

13. Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.

14. Речевое (языковое) манипулирование сознанием современного человека.

15. «Словесные шаблоны» для деловых бесед и переговоров.

16. Правила построения ораторской речи.

17. Спор и его виды.

18. Риторические приемы и изобразительно-выразительные средства языка.

19. Жаргоны и культура речи.

20. Основные особенности разговорного стиля современного русского языка.

21. Устная публичная речь: понятие, особенности, основные виды аргументов. Оратор и его аудитория.

22. Язык молодежи.

23. Иностранные слова в современной речи: за и против.

 

Литература

Основная.

1.Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Издание: 8-е изд. - М.: Просвещение, 2002

Дополнительная.

3.Банцер А.С. Учебно-методическое пособие по русскому языку и культуре
речи / А. С. Банцер - М: РУДН, 2005.

4.Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Практикум.

12-е изд.- М : Флинта ; Наука, 2006.

5.Русский язык и культура речи : учеб. / под ред. В. И. Максимова-  М., 2000.

6.Хорошая речь / О. Б. Сиротинина [и др.]. Саратов : изд-во Саратовского ун-та, 2001.

7.Цивилько, М. А. Вопросы медицинской этики и деонтологии : учеб. пособие по психологии / М. А. Цивилько, М. С. Артемьева, Г. Ф. Кирсанова - М., 2002.


Для преподавателей.

8.Введенская Л. А. Культура речи: учебное пособие/ Л. А. Введенская – Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 379 с.– (Среднее профессиональное образование).

9. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие ов/ И. Б.Голуб. – М.: Логос, 2007. – 432 с.

10. Орлова Е. В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов: учеб. Пособие/ Е. В. Орлова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2011 – 463 с.

11.Мульганова Т. Б., Багметов Н. П., Ковалева Л. С. Делопроизводство в учреждениях здравоохранения [Электронный ресурс]: – Волгоград, 2004 .– 278 с.

12. Былкова С. В. Русский язык и культура речи: / С. В. Былкова, Е. Ю. Махницкая. – М.: Ростов - н/Д:  МарТ, 2005. – 304 с.

Для студентов.

13.Голуб, И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. М., 2010.

14.Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Прак­тикум.

 11-е изд. М. : Флинта ; Наука, 2005.

15.Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…»,или Речевой этикет: пособие для учищихся / С.И.Львова.-5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2010

Словари.

16. Абрамов, Н. (Переферкович Н. А.) Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5000 синонимических рядов, более 20 000 синонимов /

Н. Абрамов. - 8-е изд., стер. - М. : Русские словари [и др.], 2008. - 667 c.

17. Бельчиков, Юлий Абрамович. Словарь паронимов современного русского языка: более 200 паронимических рядов / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. - М. :

 Рус. яз.1994. - 455 c.

18. Берков, Валерий Павлович. Большой словарь крылатых слов русского языка. Около 4000 единиц / В.П. Берков, В.М. Мокиенко, С.Г. Шулежкова. - М. : АСТ [и др.], 2000. - 623 c.

19. Бирих, Александр Карлович. Словарь русской фразеологии. Историко- этимологический справочник: свыше 2500 русских образных оборотов / Бирих А.К., В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова; Под ред. В. М. Мокиенко; СПбГУ. - СПб.: Фолио-Пресс, 1998. - 700 c.

20. Бирих, Александр Карлович. Словарь фразеологических синонимов русского языка: свыше 8 000 рус. фразеологизмов, 950 синоним. рядов, толкование значений,

алф. указатель фразеологизмов / А. К. Бирих, В. Н. Мокиенко, Л. И. Степанова. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. - 445 c.

21. Большой орфографический словарь русского языка : более 106 000 слов / [под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко и Л. И. Скворцова]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2007. - 1150 c.

22. Булыко, А.Н. Большой словарь иностранных слов : 35 тысяч слов / А.Н. Булыко. - М.: Мартин, 2006. - 703 c.

 23. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энциклопед. словарь- справ. / под ред. А.П. Сковородникова. - 2-е изд. - М. : Флинта

 [и др.], 2009. - 480 c.

24. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред.

Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

25.Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

Интернет-ресурсы

26.Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru

27.Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru

28.Культура письменной речи - www. gramma.ru

29.Культура речи - http://kulturarechi.ru/

30.Страна слов - http://wordsland.ru/

31.Филфак on-line - http://filfucker.ru/

32.https://www.youtube.com/watch?v=WahjEfPGwUo&list=PL-

nkFrIz9UxBhmdatqOOV0Tyz-olCheSG

33.https://www.youtube.com/user/kulturarechi

34.https://www.youtube.com/watch?v=uVbf2w4U_iU

35.http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/59465/episode_id/1280237/video_id/1451033- Владимир Аннушкин , проект «Живое слово»

36.https://www.youtube.com/watch?v=zGdlihbwU_E-Русский язык и культура речи

 

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 2403.