АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ЗАО «РАБОЧИЙ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ реализации продукции

Рынок сбыта ЗАО «Рабочий» географически очень обширен и распространяется на весь Южный Федеральный Округ. Поэтому, в своей сбытовой деятельности, предприятию приходиться прибегать к помощи посредников. Более 95% продукции предприятия закупаются через оптовые склады. Эти фирмы затем поставляют продукцию в розничные магазины. Предприятие пытается строить свою работу таким образом, чтобы в Южном Федеральном Округе существовало как можно больше фирм, продвигающих ее продукцию. Кроме предоставления дилерских скидок в размере от 5 до 20%, фирма пытается заинтересовать оптовые предприятия, реализующие масложировую продукцию следующими методами:

· предоставление торгово-сбытовым фирмам бесплатных образцов продукции для его демонстрации потенциальным клиентам;

· совместное участие в специализированных выставках;

· обеспечение торгово-сбытовых фирм новейшей рекламной, коммерческой и технической информацией;

· бесплатное обучение персонала торгово-сбытовых фирм продажам выпускаемой продукции;

· проведения на территории Южного Федерального Округа различных рекламных и промо- акций.

В 2004 году 99 торговых фирм из всех регионов Южного Федерального Округа закупали продукцию ЗАО «Рабочий». Наибольшее количество масложировой продукции приобрели фирмы Ростова (28%) и Краснодара (37%). В 2003 году продукцию, выпускаемую предприятием, приобретали 67 фирм. Торгово-сбытовые фирмы Ростова приобрели 31% продукции, Краснодара – 38%.

При продажах ЗАО «Рабочий» масложировой продукции действует знаменитое правило «80 к 20». В 2003 году более 78% продукции, выпущенной и реализованной предприятием, было закуплено двадцатью торгово-сбытовыми фирмами. Данные за 2004 год подробно на момент написания данной работы не анализировались, но видно, что тенденция сохраняется.

Объем и структура различных товарных групп представлены на рисунках 3.1–3.3 и в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1

Структура продаж ЗАО «Рабочий» в 2002-2004 гг., тыс. руб.

Показатели 2002 доля в общем итоге, % 2003 доля в общем итоге, % 2004 доля в общем итоге, %
01 02 03 04 05 06 07
майонез 9600 12 8600 10 7900 9
маргарин 3900 5 4400 5 4500 5
масло 26400 33 31100 37 32000 39
кетчуп 15300 19 14000 17 14000 16
мыло 24500 31 25510 31 26800 31
Итого 79700 100 83610 100 85200 100

 

Рис 3.1. Объем продаж ЗАО «Рабочий» в 2002 году (в отпускных ценах без косвенных налогов), тыс. руб.


Рис 3.2. Объем продаж ЗАО «Рабочий» в 2003 году (в отпускных ценах без косвенных налогов), тыс. руб.

 

Рис 3.3. Объем продаж ЗАО «Рабочий» в 2004 году (в отпускных ценах без косвенных налогов), тыс. руб.

 

На рис. 3.4 представлено изменение объемов продаж по товарным группам в 2002-2004 годах.

 

Рис 3.4. Изменение объемов продаж ЗАО «Рабочий» в 2002-2004 годах

 


На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

· наибольшую долю в объеме продаж ЗАО «Рабочий» занимает масло; растет как его доля в общем объеме продаж предприятия, так и его объем продаж;

· доля хозяйственного мыла в общем объеме продаж остается неизменной, при этом продажи этого вида продукции растут;

· доля майонеза за рассматриваемый период снизилась с 12% до 9%, при этом имеет место тенденция к сокращению его продаж;

· доля маргарина остается неизменной, при этом его продажи не растут;

· объем продаж кетчупа сокращается, его доля в общем объеме уменьшилась с 19% в 2002 году, до 16% в 2004 г.

В таблице 3.2 представлены основные показатели деятельности предприятия в 2002-2004 годах:

 

Таблица 3.2

Расчет основных показателей ЗАО «Рабочий» в 2002-2004 годах

Показатели 2002 2003 2004
01 02 03 04 05
1 Продукция (в отпускных ценах без косвенных налогов), тыс. руб. 79700 83610 85200
Производственный персонал, чел. 381 382 382
Оплата труда с начислениями, тыс. руб. 11628 11900 12100
3 Материальные затраты, тыс. руб. 50228 52428 54100
4 Амортизация, тыс. руб. 8311 8726 9050
5 Основные производственные фонды, тыс. руб. 74350 78581 81109
6 Оборотные средства в товарно-материальных ценностях, тыс. руб. 16007 16241 16300
Производительность труда, руб. 209186 218874 223037
Продукция на 1 руб. оплаты труда 6,854 7,026 7,041
01 02 03 04 05
8 Материалоотдача, руб. 1,587 1,595 1,575
9 Амортизационная отдача, руб. 9,59 9,582 9,414
10 Фондоотдача, руб. 1,072 1,064 1,05
11 Оборачиваемость оборотных средств, число оборотов 4,979 5,148 5,227
12 Себестоимость продаж, тыс. руб. 70167 73054 75250
13 Прибыль от продаж, тыс. руб. 9533 10556 9950

 

Методика расчета показателей приведена ниже:

 

строка 7А = строка 1/строка 2А;

строка 7Б = строка 1/строка 2Б;

строка 8 = строка 1/строка 3;

строка 9 = строка 1/строка 4;

строка 10 = строка 1/строка 5;

строка 11 = строка 1/строка 6;

строка 12 = строка 2Б + строка 3 + строка 4;

строка 13 = строка 1 - строка 12.

 

Проведем факторный анализ продукции по методике, описанной в теоретической части. Объединим интересующие нас данные в таблицу 3.3.

 

Таблица 3.3

Анализ влияния различных факторов на производство готовой продукции ЗАО «Рабочий»

Показатели 2002 2003 Отклонения (+,-) Темп роста, % 2004 Отклонения (+,-) Темп роста, %
01 02 03 04 05 06 07 08
Продукция, тыс. руб. 79700 83610 +3910 104,91 85200 +5500 106,9
Производственный персонал, чел. 381 382 +1 100,26 382 +1 100,26
Материальные затраты, тыс. руб. 50228 52428 +2200 104,38 54100 +3872 107,71
Основные производственные фонды, тыс. руб. 74350 78581 +4231 105,69 81109 +6759 109,09
Производительность труда, руб. 209186 218874 +9688 104,63 223037 +13851 106,62
Материалоотдача, руб. 1,587 1,595 0,008 100,5 1,575 -0,012 99,24
Фондоотдача, руб. 1,072 1,064 -0,008 99,25 1,05 -0,022 97,95

Примечание: Отклонение и темпы роста приведены по отношению к базисному 2002 году.

 

Рассчитаем экстенсивное и интенсивное приращение объемов продаж продукции по каждому производственному фактору. Расчеты будем вести индексным методом (см. также П. 1):

В таблице 3.4 представлены доли экстенсивности и интенсивности в приращении объемов продаж по каждому производственному фактору.

 

Таблица 3.4

Влияние производственных факторов на изменения объемов продаж

Показатели 2003 2004
01 02 03
Доля экстенсивности трудовых ресурсов 0,053 0,038
Доля интенсивности трудовых ресурсов 0,047 0,062
Доля экстенсивности материальных затрат 0,892 1,117
Доля интенсивности материальных затрат 0,108 -0,117
Доля экстенсивности основных фондов 1,16 1,317
Доля интенсивности основных фондов -0,16 -0,317

Из таблицы 3.4 видно, что приращение объемов продаж происходит в основном за счет экстенсивных факторов. Велика только доля интенсивности использования трудовых ресурсов, но и у нее наблюдается тенденция к снижению.

 

∆NM = ∆M x λM (3.1)

 

где ∆NM – влияние изменения величины затрат материалов (экстенсивности);

∆M – отклонение материальных затрат;

λM – материалоотдача

 

∆Nλ1 = ∆ λM х M (3.2)

 

где ∆Nλ1 – влияние изменения материалоотдачи (интенсивности);

∆λM – отклонение материалоотдачи;

M – материальные затраты;

 

∆NR = ∆R x λR (3.3)

 

где ∆NR – влияние изменения количества сотрудников (экстенсивности);

∆R – отклонение количества сотрудников;

λM – производительность труда;

 

∆N λ2 = ∆ λR х R (3.4)

 

где ∆Nλ2 – влияние изменения производительности труда (интенсивности);

∆λR – отклонение производительности труда;

R – производственный персонал;

 

∆NF = ∆F x λF (3.5)

 

где ∆NF – влияние изменения основных производственных средств (экстенсивности);

∆F – отклонение основных производственных средств;

ΛF – фондоотдача;


∆Nλ3 = ∆ λF х F (3.6)

 

где ∆Nλ3 – влияние изменения фондоотдачи(интенсивности);

∆λF – отклонение фондоотдачи;

F – основные производственные средства;

Подробно расчеты приведены в Приложении.

 

Таблица 3.5.

Приращения объемов продукции по различным факторам, тыс. руб.

Показатели 2003 2004
01 02 03
∆NM 3491,4 6145
∆Nλ1 419,42 -649,2
∆NR 209,19 209,19
∆N λ2 3700,82 5291,09
∆NF 4535,63 7245,65
∆Nλ3 -628,45 -1784,4

Из таблицы 3.5 можно сделать выводы, аналогичные выводам к таблице 3.4.

 




Дата: 2019-12-10, просмотров: 260.