Глава 6. Нарушения речи, обусловленные дефектами строения и функций артикуляционного аппарата
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди многочисленных причин, приводящих к нарушению звуковой стороны речи, особую группу составляют отклонения в анатомо-физиологических механизмах речи. В этих случаях наиболее специфические отклонения наблюдаются при таких нормах речевой патологии, как ринолалия и дизартрия, которые характеризуются преимущественным расстройством произносительного (артикуляционного) аппарата человека, своеобразием фонетического дефекта и требуют систематического коррекционного воздействия в сочетании с медицинскими мероприятиями.

В рамках клинико-педагогической классификации они относятся к категории расстройств фонационного оформления речи. В то же время при выраженных нарушениях произношения звуков, при задержке формирования фонетической стороны речи у детей, как правило, возникают трудности вторичного порядка: фонематическое недоразвитие, аграмматизм, лексико-семантические нарушения. В этих случаях, в зависимости от выраженности вторичных проявлений основного дефекта, ринолалия или дизартрия у детей квалифицируются как фонетико-фонематическое недоразвитие или общее недоразвитие речи — в соответствии с психолого-педагогической классификацией.

Это особая категория детей, отличающаяся сложной структурой речевого недоразвития и требующая индивидуального подхода при организации коррекционного воздействия. В этой главе подробно охарактеризовано каждое из этих нарушений.

Ринолалия

Ринолалия (от греческого rhinos— нос; lalia— речь) — это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата и характеризующееся своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств.

В отличие от дислалии, нарушается произношение как гласных (из-за назального тембра голоса), так и согласных звуков. Ринолалию следует отличать и от близкого по механизму нарушения — ринофонии, при которой нарушен только тембр голоса, а артикуляция звуков почти не отличается от нормативной.

При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования обусловлен нарушением взаимодействия и ротоглоточного резонаторов. При нормальной фонации происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой во время произношения всех звуков речи, кроме носовых. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, осуществляемым сокращением мышц мягкого нёба и боковой и задней стенок глотки.

Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое также способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

При произношении носовых звуков м—м', н—н' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. Несбалансированный резонанс приводит к изменению акустического спектра голоса и появлению назальности или назализаций (гнусавость), что и является основным признаком ринофонии. Если же к изменению акустических параметров присоединяется спектр отклонений в аэродинамических условиях речеобразования (недостаточное воздушное давление в полости рта, утечка воздуха через носовые ходы), то приспособление к особым условиях создает разнообразные искажения произношения. В этих случаях наблюдается ринолалия.

В зависимости от характера нарушения функции нёбоглоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произношения звуков речи. Если для носовых звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, д, д' или как мб(вместо б), нд(вместо д). При закрытой ринолалии меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения определенных отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный, мертвый оттенок.

Причина закрытой ринолалии — органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбноглоточного смыкания.

Органические изменения являются следствием болезненных явлений, в результате которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовое дыхание (хроническая гипертрофия слизистой носа, главным образом — задних нижних раковин, полипы в носовой полости, аденоидные разрастания, изредка носоглоточные полипы и др.).

Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей чаще, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости.

ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ

Первые сведения о ринолалии появились в медицинской литературе еще в глубокой древности (Гиппократ, Гален и др.) В процессе длительного изучения эта проблема стала комплексной: над ее разрешением работают врачи, психологи, дефектологи. Большой вклад в изучение и коррекцию ринолалии внесли отечественные ученые: Н.И. Пирогов, Н.В. Воронцовский, М.И. Пайкин, А.А. Ламберг, В.А. Каретникова, М.Е. Хватцев, Ф.А. и Е.Ф. Рау, А.Г. Ипполитова и др.) В настоящее время различные аспекты этой проблемы разрабатываются А.А. Мамедовым, СИ. Блохиной, Л.И. Вансовской, Г.В. Чиркиной и др. Совместными усилиями хирургов, ортодонтов, логопедов, психологов достигнуты значительные успехи в устранении анатомо-физиологических, речевых и психологических отклонений, возникающих у детей с ринолалией.

При нормальной фонации происходит затвор между ротовой и носовой полостями и голосовая вибрация проникает только через ротовую полость. Если разделение с ротовой полостью неполное, вибрирующий звук проникает и в носовую полость. В результате нарушения преграды между ротовой и носовой полостями увеличивается пространство голосового резонанса. При этом изменяется тембр звуков, особенно гласных. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость наиболее сужена. Менее ринофонически звучат гласные еи о, и меньше остальных нарушена гласная а, так как при ее произношении ротовая полость широко раскрыта.

При открытой ринолалии нарушен и тембр согласных, главным образом тех, у которых носоглоточное смыкание при нормальных соотношениях наиболее точное. Звучание шипящих и фрикативных ф, в, хнарушается тем, что прибавляется дополнительный хриплый звук, возникающий в носовой полости.

Взрывные звуки п, б, д, т, ки гзвучат неясно, так как в ротовой полости не может образоваться воздушное давление, необходимое для их точного произношения. При длительной открытой ринолалии (особенно органической) воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка при образовании звука р.

Причины открытой ринолалии могут быть органическими и функциональными.

Органические причины подразделяются на врожденные и приобретенные:

а) наиболее частой причиной врожденной открытой формы является расщепление мягкого или твердого нёба;

б) приобретенная открытая ринолалия образуется при возникновении отверстия между ротовой и носовой полостями или при параличе мягкого нёба.

Функциональная открытая ринолалия происходит по разным причинам. Объясняется она недотягиванием мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Функциональная открытая форма может проявляться при истерии, иногда — как самостоятельный дефект, иногда — как подражательный.

Обследование при открытой ринолалии обычно не выявляет органических изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой формы служит также и то, что обычно нарушается произношение только гласных звуков, в то время как при согласных звуков нёбно-глоточное смыкание хорошее и назализация не выявляется.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии более благоприятный. Назальный тембр голоса исчезает после фониатрическихупражнений, а нарушения произношения устраняются обычными методами, которые применяют при дислалии.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 348.