ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классификация форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Выделяются следующие формы, различающиеся спецификой дефектов голоса, артикуляции, звуковых расстройств, различной динамикой коррекции — бульварная, подкорковая, мозжечковая, корковая, псевдобульбарная.

Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии — псевдобульбарная. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного во внутриутробном периоде, во время родов или в раннем детстве органического поражения мозга как следствия энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. В результате у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Ребенок плохо сосет, поперхиваетея, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.

Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различна. Условно выделяются 3 степени псевдобульбарной дизартрии: легкая, средняя, тяжелая.

Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение этих детей нарушено вследствие недостаточно четкой работы артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков Ж, Ш, Р, Ц, Ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Нередко проявления легкой степени дизартрии называют «стертой» дизартрией, имея в виду негрубые («стертые») парезы отдельных мышц артикуляционного аппарата, нарушающих процесс произношения. В последнее время отмечается большая распространенность этой категории детей в связи с увеличением случаев ранней энцефалопатии.

Выделение этих детей в особую группу предусматривает сложную комплексную процедуру, т.к. требует углубленного неврологического обследования (для выявления минимальной неврологической симптоматики), тщательного анамнеза и развернутого логопедического обследования всех сторон речи. Проблемой минимальных дизартрических расстройств занимаются Г.В. Чиркина, Л.В. Лопатина, И.Б. Карелина, В.А. Киселева.

Недостатки произношения оказывают неблагоприятное влияние на фонематическое развитие. В большинстве случаев дети с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе и в их письме встречаются специфические ошибки замены звуков (например, Т—Д; Ч—Ци др.). Нарушение структуры слова почти не наблюдается, особенности овладения грамматическим строем и лексикой выражены неярко. Некоторое своеобразие отмечается только при очень тщательном обследовании детей и не является характерным. Таким образом, ведущим дефектом речи детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.

Детей с минимальной дизартрией (или легкой степенью дизартрии) нужно отличать от детей с другой формой нарушения, чаще неорганического характера — дислалией, т.к. при некотором сходстве фонетических дефектов значительно различаются задачи и содержание коррекционных работ и, соответственно, результативность воздействия.

Обоснованную дифференциальную диагностику этих двух форм нарушений может осуществить логопед при участии невропатолога (или при наличии подробного неврологического заключения).

Дети со средней степенью дизартрии представляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность, отсутствие движения лицевых мышц: ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно их сомкнуть. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо часто бывает малоподвижным, голос имеет носовой оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая, с заметным назальным оттенком. Из-за малоподвижности губ, языка, характерна нечеткая артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки Аи Унедостаточно четкие, звуки Ии Ыобычно смешиваются. Из согласных чаще полноценны П, Т, К, М, Н, X. Свистящие, шипящие, Чи Ц, Р и Лпроизносятся приближенно, как носовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Звонкие согласные чаще заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в стечении согласных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается непонятной для окружающих.

Как правило, дети с подобным нарушением не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее благоприятные для них условия обучения и воспитания созданы в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида), где осуществляется индивидуальный подход к таким учащимся.

Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии — анартрия — характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Резко затруднены также акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки.

Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида, где при использовании специальных логопедических методов успешно овладевают письмом и программой по общеобразовательным предметам.

Характерным для большинства детей-дизартриков является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют ритмический контур слова, то есть число слогов и ударность. Чаще они владеют произношением двухи трехсложных слов, а четырехсложные слова нередко воспроизводятся ими отраженно. Их произнесение затрудняет стечение согласных; в этом случае один согласный выпадает (белка бека) или оба (вместо змея иа). Вследствие моторной трудности переключения от одного слога к другому встречаются случаи уподобления слогов (посуда посюся, ножницы носисы).

Нарушение моторики артикуляционного аппарата, как правило, приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствием четкого кинестетического образа звука, являются причиной заметных трудностей при овладении звуковым анализом. В зависимости от степени речедвигательного нарушения у детей школьного возраста наблюдаются различно выраженные затруднения в звуковом анализе и письме.

Ошибки в письме в виде замен букв наиболее характерны для детей с глубокими нарушениями артикуляции, у которых нерасчлененность звукового состава речи связана с искаженным звукопроизношением. Кроме того, в письме детей-дизартриков распространены ошибки на неправильное употребление предлогов, неправильное согласование и управление и др. Эти нефонетические ошибки тесным образом связаны с особенностями овладения устной речью детьми-дизартриками — с неполноценным грамматическим строем и словарным запасом, ограниченным речевым общением.

Речевое развитие детей с грубыми расстройствами артикуляции протекает своеобразно. Позднее начало речи, ограниченный речевой опыт, грубые дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и к отклонениям в грамматическом развитии. Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонение в словарном запасе, не знают обиходных слов, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя смежными по сходству, по ситуации, по звуковому составу и т.п.

Характерным для детей-дизартриков является довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, достаточный запас обиходных сведений и представлений. Но отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем. Пассивный словарный запас значительно шире активного, но часто из-за трудностей произношения дети отказываются от использования многих слов в активной речи.

У детей, не владеющих речью из-за очень тяжелых расстройств артикуляционного аппарата, также часто выявляется довольно большой пассивный словарь. Они знают и могут показать по картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, памятник, вагон, определить профессию (летчик, учитель, шофер и т.п.), понять действия лиц, изображенных на серии картинок. Уровень овладения словарным запасом языка зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается.

Для детей-дизартриков, как и вообще для детей с общим недоразвитием речи, характерно недостаточное овладение грамматическими формами языка. В их речи часто опускаются предлоги, недоговариваются окончания или неправильно употребляются, не усваиваются падежные окончания, категории числа, дети затрудняются в согласовании, управлении. Например: Кошка залезла клетку (Кошка залезла в клетку); Мальчик стола (Мальчик около стола). У некоторых детей обнаруживается недостаточное понимание речи окружающих.

Лексико-грамматическое недоразвитие детей-дизартриков находит свое выражение в отставании письменной речи. Характерны:

неправильное употребление предлогов в письменных работах. Например: Он сел лавка (на лавку). Они сели на пралтой (за парту);

ошибочное использование падежных форм имен существительных: Я иду в школу с портфель (портфелем). Собака бежала к мальчика (мальчику) и др.;

неправильное согласование существительного с числительным: три перы — вместо три пера.

Самостоятельное письмо детей отличается бедным и неправильным построением предложений, пропусками некоторых членов предложения и служебных слов. Некоторым детям совершенно не доступны даже небольшие изложения, письменные работы превращаются в нерасчлененные комплексы букв.

Техника чтения детей-дизартриков обычно крайне затруднена из-за малоподвижности артикуляционного аппарата, трудностей переключения от одного звука к другому. Нередко дети отказываются читать простые букварные тексты после нескольких уроков обучения в общеобразовательной школе. Чтение — большей частью послоговое, не окрашенное интонационно.

Указанные особенности речевого развития детей с дизартрией показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя, исправление нарушений письма и чтения. Такие коррекционные задачи могут быть решены в специальной школе для детей с нарушениями речи, где дети получат образование в объеме общеобразовательной школы.

Для того чтобы овладеть произношением звуков, дети с дизартрией нуждаются в тренировочных упражнениях по развитию подвижности речевого аппарата (нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба). Систему этих упражнений, их последовательность и длительность, конкретные приемы, необходимые именно этому ребенку, планирует логопед. Однако некоторые приемы, требующие многократного повторения и тренировки, должны использоваться воспитателем или родителями в соответствии с рекомендациями логопеда. Перечисленные далее приемы не исключают помощи логопеда, а являются дополнительными.

Дети, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать. Дыхание у них прерывистое, неплавное, выдох короткий. Это сказывается отрицательно на голосе и звукопроизношении. Детям трудно произносить длинные слова и фразы. Родители должны уделять постоянное внимание развитию правильного, глубокого дыхания, которое создает благоприятные условия для развития речи и оздоровления детского организма.

Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи. Известно, что у детей очень короткий, неэкономный выдох, расходующийся через рот и носовые ходы. Для формирования правильной ротовой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие упражнения:

– вдох и выдох носом;

– вдох и выдох ртом;

– вдох ртом — выдох носом;

– вдох носом — выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).

Постепенно нужно добиться того, чтобы ребенок производил свободный, плавный, удлиненный выдох через рот. Затем тренируется плавный, длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков А, О, Уили согласных С, Ш. Взрослый должен следить, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять удлинение фазы выдоха (отмечать время счетом). При систематических упражнениях ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно ее направлять. Это способствует также развитию кинестетических ощущений движений мягкого нёба.

При выполнении этих упражнений очень важно постоянно контролировать ребенка, т.к. сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Поэтому используют различные приемы контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоски тонкой бумаги, перышко и т.п.

Воспитанию активного выдоха способствуют также следующие упражнения: дутье на ватку, на полоску бумаги, на бумажные игрушки и т.п. Перечислим некоторые из них:

– дуть на специально изготовленную из тонкой, нарезанной полосками бумаги «занавеску»;

– дуть на «флажок», изготовленный сначала из очень тонкой цветной бумаги, а затем — из более плотной;

– дуть на бабочки, вертушки, цветы, метелочки, бумажные фигурки акробатиков, птиц и т.п. Можно изготовить небольшую стойку, к которой прикреплены разные легкие предметы или ватные шарики на нитке;

– дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде;

– дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиться, чтобы выдох был ровным и длительным — тогда вода будет долго и равномерно бурлить;

– перекатывать сильным дуновением шарики или карандаши по гладкой поверхности;

– дуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки цветной бумаги или ватные шарики. Задание постепенно усложняется путем увеличения расстояния, когда требуется более сильный выдох;

– надувать резиновые игрушки и шарики;

– играть на губных инструментах.

Полезно каждое упражнение оценивать позитивно: «Вот ты правильно выдохнул через рот», «У тебя получился длинный выдох через рот». И т.д.

Упражнения, связанные с дутьем, нужно чередовать с упражнениями, развивающими движения губ и языка. Перечислим некоторые виды упражнений, которые легко выполнять самостоятельно в домашних условиях.

Гимнастика губ и щек:

надувание губ и щек;

надувание щек попеременно;

втягивание щек в ротовую полость между зубами;

сосательные движения — сомкнутые губы вытягиваются вперед «хоботком>>, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сомкнуты симметрично;

оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз — так, что обнажаются оба ряда зубов;

вытягивание губ узкой воронкой (как при свисте);

движение губ, сложенных «хоботком» влево-вправо;

вибрация губ («кучерской» звук);

удерживание губами резиновой трубочки или длинной карамельки.

Упражнения для нижней челюсти:

открывание и закрывание рта (с прищелкиванием зубами);

прикусывание зубами марлевой салфетки, резинового жгута. В этих случаях взрослый, придерживая салфетку или жгут, старается выдернуть их. Усилие, прилагаемое взрослым, постепенно увеличивается.

Большого внимания требуют упражнения, направленные на развитие подвижности языка. Если у ребенка язык по инструкции взрослого движется плохо (не поднимается к верхним зубам, не отклоняется в стороны и т.д.), то используют рефлекторные (непроизвольные) движения:

1). для выдвижения языка вперед к губам подносят конфету; нижнюю губу обмазывают вареньем, и ребенок облизывает ее; к нижней губе прикрепляют кусочек плотной бумажки, иребенок стремится ее «спихнуть» языком;

2). для сокращения языка нужно положить кусочек сахара на его кончик;

3). для выработки движений языка в сторону — положить кусочек сахару между щекой и зубами или намазать чем-нибудь сладким уголок рта.

Подобные упражнения подготавливают активные движения языка.

В тех случаях, когда они трудны для детей, используется пассивная гимнастика, т.е. привлекается помощь взрослого. Например, марлевой салфеткой захватывают язык ребенка и производят им нужное движение: вверх-вниз, вправо-влево (ритмично, с постепенным увеличением амплитуды).

Помимо специфических заданий по развитию речевого аппарата, нужно уделять пристальное внимание тому, как ребенок общается с окружающими. Многие дети с дизартрией боятся и избегают общения из-за тяжелых нарушений звукопроизношения и голоса. Часто они очень критичны к своему дефекту, много молчат, используют жесты вместо слов, стесняются говорить при посторонних. Родители постепенно привыкают к этому и должным образом не активизируют речь детей. Это имеет пагубные последствия, т.к. задерживает овладение словарем, грамматическим строем языка, связной речью. Речевая активность ребенка зависит также и от особенностей его личности.

Родители обычно довольно рано подмечают трудности ребенка в произношении звуков и в развитии речи. Нередко эти трудности сочетаются и с недостаточным жеванием, повышенным слюнотечением. В этих случаях для выяснения причин нужно обращаться к врачу-невропатологу и к логопеду. Систематические занятия с логопедом обычно начинаются в 3—4 года. До этого основная нагрузка в организации и проведении тренировочных упражнений, в поощрении речевых высказываний ложится на родителей и воспитателя.

Из психологии детской речи известно, что понимание чужой речи предшествует появлению собственной речи и подготавливает ее. Ребенок проявляет способность понимать обращенные к нему слова очень рано, до возникновения самостоятельной речи. Он должен уметь показывать названных ему близких людей, некоторые привычные домашние предметы.

Способность понимать обращенную речь нужно развивать, приучать различать вопросы: Где нос? Где кукла? Где яблоко? Полезно вместе рассматривать предметы, игрушки, беседовать по поводу этих предметов, сравнивать их. Речь и мышление детей развиваются также при нахождении сходства и различий между предметами (по форме, по цвету, по размеру, по назначению и т.д.).

В 2—3 года нужно проводить беседы по картинке. Сначала используют несколько предметных картинок, и ребенок должен правильно выбрать и назвать требуемую. Например: Где машина? Покажи собаку и т.п. Затем вопросы надо усложнять: Найди грузовую машину. Покажи красный шар и др.

Режимные моменты должны сопровождаться речью взрослого. Надо называть предметы, одежды, посуды, еды, части тела. Постепенно следует переходить к выполнению небольших поручений: Принеси хлеб. Возьми мыло. Подними мяч и т.п.

Очень важно поддерживать первые попытки самостоятельной речи, поощрять самые невнятные слова, повторять их отчетливо, с тем чтобы ребенок мог соотнести свое произношение с правильным.

Большую пользу приносят упражнения, развивающие умение вслушиваться в чужую речь, узнавать и различать слова, близкие по звучанию. Они подготавливают ребенка к выполнению более сложных заданий по развитию слухового восприятия и звукового анализа, с которыми ему предстоит столкнуться на логопедических занятиях и в школе.

Полезными являются игры, развивающие слуховое внимание, умение различать звуки по высоте и длительности. Например, взрослый отбирает различные звучащие игрушки (звонок, погремушку, барабан, флейту и пр.) и, спрятавшись за ширму или экран, извлекает звуки, а ребенок должен угадать, какая именно игрушка издает тот или иной звук.

Можно использовать краткие приказания, просьбы типа встань сядь, принеси, покажи, надень сними и др. В это время полезно прикрыть рот или повернуться в профиль, чтобы ребенок мог ориентироваться только на слух.

Перед ребенком лежит картинка, изображающая различные фрукты. Взрослый ставит условие: поднять руку, если он произнесет слово лимон. Затем медленно произносит: яблоко, персик, груша, лимон.

Перед ребенком раскладывают картинки, изображающие предметы, сходные по звучанию, и называют один из них. Ребенок должен показать нужную картинку. Например: петух пастух, бабочка бабушка, дудка будка и др.

Необходимо развивать слуховую память. Можно назвать несколько слов, не похожих по звуковому составу, и ребенок должен разложить в этой последовательности соответствующие картинки. Эти картинки приготовлены заранее, но порядок их расположения меняется в зависимости от того, в какой последовательности называются слова. Постепенно количество слов увеличивается до 5—6. Затем подбираются более близкие по звучанию слова или слова, начинающиеся с одного звука (палка, пирамида, паук, пушка).

Полезно проводить игровые упражнения, развивающие слуховой ритм. Например, ребенок воспроизводит путем отстукивания простые ритмические рисунки: и т.д.

Можно предложить ребенку узнать по количеству хлопков, какое слово задумано. Предварительно даются картинки, изображающие дом, диван, молоток; сук, сундук, самовар. Такие упражнения крайне полезны и доступны ребенку, т.к., не требуя от него четкого проговаривания, развивают его слуховое восприятие и предупреждают многие осложнения в последующем речевом развитии.

Помимо своевременного обращения за медицинской помощью, проверки слуха, необходимо обратить серьезное внимание на педагогическую и психологическую сторону воспитания ребенка в семье. Нужно вызвать у него интерес к речевому общению, к окружающему его миру, приобщить к социокультурному опыту.

Интенсивность речевого развития в определенной степени зависит и от характера отношений со взрослыми, от особенностей общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство в развитие ребенка создают необходимые предпосылки для правильной речи.

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ

У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение движений кисти руки и пальцев. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически применять упражнения для воспитания разнообразных движений пальцев и кисти руки. Эти упражнения должны быть связаны и с игровой деятельностью ребенка и с навыками его повседневной жизни.

Сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем — с мелкими. Нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного определенного места на другое. Для этого подготавливают контуры различных предметов на плотной бумаге, и ребенок по заданию помещает соответствующий предмет на «свое» место. Можно попросить распределить игрушки или предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести.

Для развития более тонких движений пальцев очень полезно раскладывать мелкие предметы: пуговицы, палочки, зерна и др. по небольшим коробочкам или мешочкам. Упражнения такого рода надо разнообразить, а успехи ребенка всячески поощрять. С удовольствием дети нанизывают бусы, колечки, пуговицы на нитку, передвигают косточки на счетах, вырезают из бумаги картинки по контуру и раскрашивают их.

Нужно использовать также лепку из пластилина, работу с мозаикой. Эти виды деятельности можно постепенно усложнять. Игры со строительным материалом, начиная от самых простых соединений, также постепенно усложняют по количеству деталей и трудности исполнения. Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки.

Воспитатель и родители должны со вниманием отнестись к самым незначительным улучшениям в точности и скорости выполнения перечисленных упражнений. Полезно отмечать время и положительно оценивать усидчивость ребенка.

Своевременно начатая и систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает успешное овладение техникой письма. Проводятся следующие упражнения:

1. На плотном картоне рисуют контур кисти ребенка с равно мерно разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контору.

2. Ребенок кладет кисть руки на стол и по просьбе родителей поочередно приподнимает пальцы. Если ребенку не сразу удается выполнить это упражнение, взрослый может при держать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными.

3. Ребенок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары. Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра.

4. По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы по одному, по два, по три; выдвигает вперед второй и пятый пальцы (остальные сжаты в кулак).

5. Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино.

6. «Отстреливание» ватного шарика, шашки и т.п. одним, двумя и четырьмя пальцами.

Дети с дизартрией могут испытывать на первых порах трудности в еде и самообслуживании. Им нужно терпеливо помогать, но при этом соблюдать разумную меру при оказании помощи, иначе может пострадать развитие самостоятельности ребенка. Полезно изменить ручку ложки, кружки — сделать ее более толстой с помощью бинта. Посуду можно закрепить на подносе.

При обучении питью сначала используется резиновая трубка для втягивания жидкости. Ребенок захватывает трубку, затем ее нужно слегка потянуть, чтобы он удерживал ее одними губами.

Для укрепления и развития челюстных мышц очень полезно во время еды надеть на голову ребенка эластичный резиновый жгут (под челюсти). Во время жевания происходит усиленная гимнастика мышц, которая также благотворно сказывается на произношении звуков.

Нужно помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, в особенности действиями, которые необходимы при использовании пуговиц, кнопок, пряжек, шнурков и т.п.

Полезны следующие упражнения:

1. Захват сначала тремя, а позже двумя пальцами пуговиц разной величины, формы: пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или рамке, расположив их несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц.

2. Застегивание, расстегивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями разной величины, который укреплен на рамке. Затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом и на собственной одежде.

3. Шнурование: сначала ботинок укрепляют на доске или рамке, и ребенок учится на нем, а позднее тренируется на своей обуви.

Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Этому способствуют следующие упражнения:

– раскрашивание картинок;

– точное обведение контуров предметов;

– рисование простых предметов по проставленным точкам;

– соединение данных точек линиями разного направления;

– штрихование (используются цветные карандаши).

Очень важно суметь убедить ребенка в полезности подобных упражнений и стимулировать его успехи, нужно отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, его точность. Бумагу можно прикрепить кнопками к столу, использовать на первых порах мягкие карандаши увеличенного диаметра.

Систематическая работа по нормализации артикулярной и тонкой ручной моторики, развитию слухового внимания и фонематического слуха способствует устранению дефектов фонетической стороны речи, развивает и активизирует навыки речевого общения. Наибольшая эффективность в преодолении этого сложного нарушения достигается при четкой координации совместных усилий врача, логопеда, воспитателя и родителей.

ВОПРОСЫ.

1. Охарактеризуйте особенности речевого развития детей с разной степенью дизартрии.

2. Почему надо обращать внимание на легкие («стертые») проявления дизартрических нарушений у детей?

3. Из каких разделов состоит комплексное коррекционное воздействие при дизартрии?

Глава 7. Нарушения голоса.

Нарушения голоса у детей и подростков оказывают существенное влияние на их общее и речевое развитие, ограничивают вербальную коммуникацию. Степень отрицательного влияния нарушений голоса на формирование личности, на возможности социальной адаптации зависит от характера и глубины расстройства голосовой функции. В настоящее время распространенность заболеваний голосового аппарата весьма значительна, особенно у лиц речевых профессий (Орлова О.С).

Причины расстройства голоса многообразны. К ним относятся заболевания гортани, носоглотки, легких; перенапряжение голоса; снижение слуха; заболевания нервной системы; несоблюдение гигиены разговорного и певческого голоса и др.

В механизме голосообразования принимают активное участие диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полость носа. Органом голосообразования является гортань. Когда мы говорим, расположенные в гортани голосовые складки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на них, заставляя колебаться. Мышцы гортани, сокращаясь в разных направлениях, обеспечивают движение голосовых складок. В результате возникает колебание частиц воздуха, находящегося над складками. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются как звуки голоса. Когда мы молчим, голосовые складки расходятся, образуя голосовую щель в виде равнобедренного треугольника.

При шепоте голосовые складки сомкнуты не полностью и меньше трутся друг о друга. Поэтому при необходимости щадить голо-сообразующий аппарат рекомендуется говорить шепотом.

Индивидуальную окраску и характерное звучание придают голосу верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полости носа и его придаточных пазух.

Голос характеризуется следующими признаками:

1). высотой, которая зависит от частоты колебаний голосовых складок и служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительности речи;

2). громкостью, или силой, которая зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок;

3). тембром, который определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов — добавочных тонов, присоединяемых к основному тону. Определенное сочетание обертонов создает индивидуальную окраску голоса. Тембр голоса изменяется в зависимости от возраста человека;

4). диапазоном, т.е. количеством тонов. Диапазон голоса взрослого человека может изменяться в пределах 4—5 тонов, у детей — в пределах 2—3 тонов.

У детей младшего дошкольного возраста голосообразующий аппарат еще полностью не сформирован, поэтому им не рекомендуются публичные выступления, требующие форсирования голоса в не свойственном ребенку диапазоне.

Первоначальными признаками нарушения голоса могут быть легкая хрипота и быстрая его истощаемость, вызванные небольшим расстройством функции гортани. Однако, если данные отклонения вовремя не устранить, это приведет к стойким изменениям в гортани и, следовательно, утяжелит голосовой дефект.

Большинство нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма и его речевой функции. Исключение составляют нарушения, связанные с врожденным дефектом твердого и мягкого нёба и с нарушением слуха. Нарушения голоса могут быть самостоятельным дефектом или одним из компонентов речевого дефекта при дизартрии, ринолалии, нарушениях речи слабослышащих и глухих.

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Нарушения голоса подразделяются на органические и функциональные. Это имеет значение для выбора методов специализированного (фониатрического) лечения и приемов логопедической работы. Функциональные расстройства связаны с временными изменением в гортани, поэтому в процессе занятий нормально звучащий голос восстанавливается. При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы. В процессе занятий логопеду удается восстановить коммуникативную функцию голоса, но качества голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы.

Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых. Наиболее распространенным нарушением является так называемая спастическая дисфония, возникающая из-за перенапряжения голоса. Начало развития дисфонии наблюдается приблизительно в пятилетнем возрасте, а наибольшая частота отмечается у детей в возрасте от 8 до 10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Обычно у ребенка с дисфонией утром голос бывает ясным и чистым, а к вечеру постепенно нарастает осиплость.

Как правило, наряду с перенапряжением голоса при крике, у детей наблюдаются хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит. Внезапное нарушение голоса может проявиться у ребенка на фоне аллергического заболевания. Возникновению дисфонии могут также способствовать негигиенические условия фонации: пыль, дым, шум в помещении и т.п. У детей появляются органические изменения в гортани — узелки посредине голосовой складки (так называемые «узелки крикунов»). Чаще они наблюдаются у мальчиков в возрасте от 5 до 10 лет. Основная причина их появления — перегрузка неокрепшего голосового аппарата в сочетании с характерологическими особенностями детей и неправильным отношением родителей и воспитателей к развитию голоса. Наряду с этим нарушается фонационное дыхание — оно становится поверхностным, напряженным и слабым. Голос характеризуется стойкой хрипотой.

У детей может наблюдаться также ифункциональная афония (отсутствие голоса). Характерной ее чертой является нестойкость патологических изменений в гортани и возможность появления звучного голоса при кашле. В этих случаях голос восстанавливается под воздействием лечения и специальных упражнений. К функциональным нарушениям относится также патологическая мутация голоса — физиологическое изменение голоса в переходном возрасте, сопровождающееся рядом патологических изменений в голосе и в голосообразующем аппарате.

Органические нарушения голоса подразделяются на центральные и периферические. К центральным нарушениям относятся афония и дисфония, наблюдаемые у детей, страдающих дизартрией. К периферическим нарушениям относятся расстройства голоса из-за патологических изменений в гортани. Причиной служат ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы мягкого нёба, расщелины нёба, рубцовый стеноз (сужение) гортани после заболевания или микрохирургической операции и ряд других причин.

В связи с анатомическими изменениями в гортани и голосовых складках возникает афония и дисфония органического происхождения. При афонии ребенок говорит только шепотом, звук голоса не появляется даже при кашлевом толчке. При дисфонии голос монотонный, хриплый, глухой, часто с назальным оттенком, быстро иссякающий. Если подобные нарушения голоса возникают у ребенка в раннем возрасте, это приводит к значительным трудностям в речевом общении, к сужению социальных контактов. Страдает и речевое развитие: задерживается накопление словаря, развитие грамматического строя речи, звукопроизношение. Характерны также соматическая и психическая астенизация (ослабленность), эмоциональные расстройства, нарушения саморегуляции.

К периферическим нарушениям иногда относят и расстройства голоса у слабослышащих и глухих детей. В этих случаях изменяются высота, сила и тембр голоса из-за отсутствия или снижения акустического контроля за речью.

Органические и функциональные афонии и дисфонии различаются по причинам, их вызвавшим, по ларингоскопической картине гортани и степени восстановления голоса.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 245.